Езидизм — одна из древнейших монотеистических религий. Как сообщил заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Зелимхан Муцоев, сегодня езидизм во всем мире исповедуют чуть более миллиона человек, из них — около 700 тыс. проживают на территории иракского Курдистана. Езидов можно также встретить в Турции, Сирии, Грузии, Армении, ряде стран Европы. О точной численности езидов в России говорить трудно; депутат считает, что их примерно 150-200 тыс. человек. Большая часть курдов во всем мире исповедует ислам.
Долгое время считалось, что езидизм — «закрытая» религия; широко также был распространен миф о том, что езиды являются «дьяволопоклонниками» или «идолопоклонниками». Эти представления не имеют ничего общего с действительностью, а некоторая замкнутость является естественным ответом на долгие годы гонений, утверждают участники встречи. «Наш народ хочет, чтобы о нашей религии узнали больше», — заявил З. Муцоев.
Однако исследования религии езидов — или дореволюционные, или зарубежные. Первопроходцами в современном изучении этой темы стали археолог Станислав Григорьев, научный сотрудник Уральского отделения РАН, и Лада Ивасько, научный сотрудник Института Курдистана и Передней Азии, специалист по первобытным религиям. В 2006 г. они совершили краткую поездку в езидский культовый центр Лалыш, в 2007 г. удалось провести некоторые исследования, на продолжение которых ученые надеются.
С. Григорьев заявил, что изучение езидизма может пролить свет на проблему происхождения индоевропейских народов. По его словам, религия езидов является «осколком» древних индоевропейских верований; на ее основе позднее возник зороастризм. По предположению Лады Ивасько, езидизм и зороастризм имеют общую основу — это древний культ огнепоклонников. В любом случае представление о езидизме как об ответвлении зороастризма, как о замкнутой секте в корне ошибочно, подчеркнули ученые. Время возникновения езидизма вызывает споры. Доподлинно известно только о крупном религиозном деятеле Шейхе Ади (XII в.), который реформировал езидизм, привнеся в него элементы суфийского учения. Шейх Ади почитается у езидов как святой.
Как рассказал С. Григорьев, священные книги езидов — «Черная книга» и «Книга Откровения» — не сохранились, они существуют «только в легендарном виде» и никогда не были исследованы. Однако российских ученых поразило, что езидские священнослужители знают наизусть огромное количество священных текстов, которые передаются в устной традиции.
С. Григорьев обратил внимание на то, святыня езидов – храм Лалыш – находится в многообразном религиозном окружении: это и мусульмане, и христиане-несториане, и католики, и иудеи. Лада Ивасько подчеркнула, что представители всех этих исповеданий приходят на богослужение езидов. Открытый, радушный характер не только прихожан Лалыша, но и всех езидов продемонстрировал священнослужитель этой религии шейх Мураз Броян – преподаватель и переводчик из Санкт-Петербурга, прочитав нараспев молитву, в которой упоминались и Мухаммед, и Иисус. На свои религиозные праздники езиды приглашают и угощают всех. Интересно, что на Новый год, который отмечается в первой половине апреля, езиды традиционно красят яйца и пекут куличи, которые именно так и называются, причем их рецептура совпадает с традиционной восточно-христианской, отметила Л. Ивасько.
В ходе пресс-конференции было высказано предложение зарегистрировать езидскую общину в России в качестве «отдельной конфессии». Депутат З. Муцоев пояснил, что согласно требованию закона для этого религиозная организация должна официально работать в России не менее 15 лет. С другой стороны, «мы столько тысяч лет жили без этого — проживем и еще», сказал он. Вместе с тем российским езидам хотелось бы иметь свой храм, который наверняка будет похож на Лалыш — форма гофрированного конуса-шатра, символизирующего солнечные лучи, типична для всех культовых построек на родине езидизма. Представитель Госдумы подчеркнул, что езидизм и его святыня храм Лалыш — это «жемчужина» курдского народа и всего Ближнего Востока, поэтому охрана памятников езидизма должна стать заботой ЮНЕСКО.
Справка (по материалам книги-альбома «Святой Лалыш»). Езиды — монотеисты, они верят в единого Бога-Творца (Худе или Эзид), который создал мир, и в его семь ангелов. Согласно езидским представлениям, Бог вездесущ и все подвластно его воле. Добро и зло являются одним целым, как день и ночь. Кроме Бога, езиды особо почитают Малак-Тауса (изображаемого как ангел-павлин или, если точнее переводить на русский, жар-птица), который был создан Богом до всего творения, предводительствует всем ангелам и олицетворяет собой свет и тьму. Мусульмане и христиане ошибочно считали Малак-Тауса падшим ангелом, отсюда и возникло представление о езидах как поклонниках злого духа (Азазело).
Третьим особо почитаемым лицом в религии езидов является шейх Ади — реформатор этой религии. Езиды верят в загробную жизнь, в рай и ад, в переселение душ, в конец света и воскресение мертвых, а также в приход спасителя, которого называют Цафрадин.
В езидизме преобладает культ солнца, света, исходящего от Всевышнего. Всепроникающий свет является источником и основой человеческой души. Поэтому в молитвах езиды обращаются на восток, к восходу солнца, а в праздники зажигают ритуальные светильники .
Все езидское общество основано на кастово-теократическом принципе: касты священнослужителей, шейхов, и пиров и мирян, мюридов (пасомых, последователей), воспроизводят сами себя, т. к. браки между ними строго запрещены.
Езиды верят, что их святыня — храм Лалыш — был создан на небесах и ниспослан на землю в то место, где находился райский сад. После смерти душа каждого езида попадает в Лалыш, у дверей которого идет суд над ней. Земля в Лалыше, каждый камень и каждый куст считаются святыми. Каждый езид должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Лалыш.
Авторы альбома «Святой Лалыш» подчеркивают, что езидизм является самостоятельной религией с развитой духовной структурой, догмами, обрядами и составляет неотъемлемую часть культуры курдского народа.