Пресс-конференция, посвященная езидизму, прошла в РИА «Новости»
События

Езидизм — одна из древнейших монотеистических религий. Как сообщил заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Зелимхан Муцоев, сегодня езидизм во всем мире исповедуют чуть более миллиона человек, из них — около 700 тыс. проживают на территории иракского Курдистана. Езидов можно также встретить в Турции, Сирии, Грузии, Армении, ряде стран Европы. О точной численности езидов в России говорить трудно; депутат считает, что их примерно 150-200 тыс. человек. Большая часть курдов во всем мире исповедует ислам.

Долгое время считалось, что езидизм — «закрытая» религия; широко также был распространен миф о том, что езиды являются «дьяволопоклонниками» или «идолопоклонниками». Эти представления не имеют ничего общего с действительностью, а некоторая замкнутость является естественным ответом на долгие годы гонений, утверждают участники встречи. «Наш народ хочет, чтобы о нашей религии узнали больше», — заявил З. Муцоев.

Однако исследования религии езидов — или дореволюционные, или зарубежные. Первопроходцами в современном изучении этой темы стали археолог Станислав Григорьев, научный сотрудник Уральского отделения РАН, и Лада Ивасько, научный сотрудник Института Курдистана и Передней Азии, специалист по первобытным религиям. В 2006 г. они совершили краткую поездку в езидский культовый центр Лалыш, в 2007 г. удалось провести некоторые исследования, на продолжение которых ученые надеются.

Cправа налево: Л. Ивасько, С. Григорьев, З. МуцоевС. Григорьев заявил, что изучение езидизма может пролить свет на проблему происхождения индоевропейских народов. По его словам, религия езидов является «осколком» древних индоевропейских верований; на ее основе позднее возник зороастризм. По предположению Лады Ивасько, езидизм и зороастризм имеют общую основу — это древний культ огнепоклонников. В любом случае представление о езидизме как об ответвлении зороастризма, как о замкнутой секте в корне ошибочно, подчеркнули ученые. Время возникновения езидизма вызывает споры. Доподлинно известно только о крупном религиозном деятеле Шейхе Ади (XII в.), который реформировал езидизм, привнеся в него элементы суфийского учения. Шейх Ади почитается у езидов как святой.

Как рассказал С. Григорьев, священные книги езидов — «Черная книга» и «Книга Откровения» — не сохранились, они существуют «только в легендарном виде» и никогда не были исследованы. Однако российских ученых поразило, что езидские священнослужители знают наизусть огромное количество священных текстов, которые передаются в устной традиции.

С. Григорьев обратил внимание на то, святыня езидов – храм Лалыш – находится в многообразном религиозном окружении: это и мусульмане, и христиане-несториане, и католики, и иудеи. Лада Ивасько подчеркнула, что представители всех этих исповеданий приходят на богослужение езидов. Открытый, радушный характер не только прихожан Лалыша, но и всех езидов продемонстрировал священнослужитель этой религии шейх Мураз Броян – преподаватель и переводчик из Санкт-Петербурга, прочитав нараспев молитву, в которой упоминались и Мухаммед, и Иисус. На свои религиозные праздники езиды приглашают и угощают всех. Интересно, что на Новый год, который отмечается в первой половине апреля, езиды традиционно красят яйца и пекут куличи, которые именно так и называются, причем их рецептура совпадает с традиционной восточно-христианской, отметила Л. Ивасько.

В ходе пресс-конференции было высказано предложение зарегистрировать езидскую общину в России в качестве «отдельной конфессии». Депутат З. Муцоев пояснил, что согласно требованию закона для этого религиозная организация должна официально работать в России не менее 15 лет. С другой стороны, «мы столько тысяч лет жили без этого — проживем и еще», сказал он. Вместе с тем российским езидам хотелось бы иметь свой храм, который наверняка будет похож на Лалыш — форма гофрированного конуса-шатра, символизирующего солнечные лучи, типична для всех культовых построек на родине езидизма. Представитель Госдумы подчеркнул, что езидизм и его святыня храм Лалыш — это «жемчужина» курдского народа и всего Ближнего Востока, поэтому охрана памятников езидизма должна стать заботой ЮНЕСКО.

Справка (по материалам книги-альбома «Святой Лалыш»). Езиды — монотеисты, они верят в единого Бога-Творца (Худе или Эзид), который создал мир, и в его семь ангелов. Согласно езидским представлениям, Бог вездесущ и все подвластно его воле. Добро и зло являются одним целым, как день и ночь. Кроме Бога, езиды особо почитают Малак-Тауса (изображаемого как ангел-павлин или, если точнее переводить на русский, жар-птица), который был создан Богом до всего творения, предводительствует всем ангелам и олицетворяет собой свет и тьму. Мусульмане и христиане ошибочно считали Малак-Тауса падшим ангелом, отсюда и возникло представление о езидах как поклонниках злого духа (Азазело).

Третьим особо почитаемым лицом в религии езидов является шейх Ади — реформатор этой религии. Езиды верят в загробную жизнь, в рай и ад, в переселение душ, в конец света и воскресение мертвых, а также в приход спасителя, которого называют Цафрадин.

В езидизме преобладает культ солнца, света, исходящего от Всевышнего. Всепроникающий свет является источником и основой человеческой души. Поэтому в молитвах езиды обращаются на восток, к восходу солнца, а в праздники зажигают ритуальные светильники .

Все езидское общество основано на кастово-теократическом принципе: касты священнослужителей, шейхов, и пиров и мирян, мюридов (пасомых, последователей), воспроизводят сами себя, т. к. браки между ними строго запрещены.

Езиды верят, что их святыня — храм Лалыш — был создан на небесах и ниспослан на землю в то место, где находился райский сад. После смерти душа каждого езида попадает в Лалыш, у дверей которого идет суд над ней. Земля в Лалыше, каждый камень и каждый куст считаются святыми. Каждый езид должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Лалыш.

Авторы альбома «Святой Лалыш» подчеркивают, что езидизм является самостоятельной религией с развитой духовной структурой, догмами, обрядами и составляет неотъемлемую часть культуры курдского народа.

Благовест-Инфо  


Другие публикации на портале:

Еще 9