Что особенно удивительно (хотя в истории дролери удивительно, в общем-то, все), так это стремление иллюстраторов украшать причудливыми рисунками манускрипты религиозного содержания. На полях книг, посвященных астрономии, медицине или юриспруденции дролери появлялись заметно реже.
Главная цель создания таких своеобразных иллюстраций — привлечь внимание читателя, сделать процесс чтения более увлекательным, а заодно продемонстрировать свое художественное мастерство. И, что немаловажно, помочь читателю ориентироваться в тексте. Ведь согласитесь, куда легче найти нужное место в книге, если помнишь, что на полях страницы нарисован осел, играющий на лире:
или лекарь, подозрительно похожий на мартышку в капюшоне:
Смысл дролери нередко меняется от страницы к странице. Иногда кажется, что персонаж попросту “сбежал” из находящейся рядом миниатюры, иногда изображение соотносится с конкретным фразой или словом в тексте, а иногда и вовсе непонятно, какое отношение рисунок имеет к содержанию книги.
Тематика дролери очень обширна и разнообразна: это и сцены повседневной жизни, и царство животных, и фантастические существа, степень нелепости которых ограничивалась исключительно воображением художника. Также популярны были изображения сезонных работ (например, посев и сбор урожая) и развлечений (музыка, танцы, игры, охота). Что же касается животных, то чаще всего на страницах манускриптов можно было встретить обезьян, собак, кроликов и птиц; за ними следовали кошки, мыши, львы, медведи, лошади, а иногда и улитки. Особняком здесь стоит лисица — изображение этого животного почти всегда используется в качестве иллюстрации к рассказам о лисе Ренаре:
Если же говорить о чудовищах и гибридах всех видов, то их спектр настолько широк, что палеографы нередко выделяют их в отдельную категорию — “неописуемые” (non-descripts). И правда, не так уж и легко придумать внятное название для этого:
Или этого:
Впрочем, иногда попадались и более-менее узнаваемые экземпляры:
Хотя дролери и считается типично средневековым жанром искусства, справедливости ради стоит отметить, что с началом Ренессанса “маргинальные” изображения живых и не очень существ никуда не делись. Правда, их расположение на странице стало куда более формальным, а манера рисунка — более сдержанной и реалистичной:
После XV века дролери постепенно начали утрачивать свою популярность, но отголоски былой славы этого жанра слышны, точнее, видны до сих пор. И кстати, чтобы убедиться в этом, необязательно быть дизайнером или иллюстратором, достаточно просто вспомнить рисунки на полях своих школьных тетрадей.
(По книге Margot Nishimura “Images in the Margins”)