В рамках семинара европейские ученые обсуждали вклад Ньюмана в тему, центральную для понтификата Бенедикта XVI — взаимоотношения веры и разума. Согласно мировоззрению Ньюмана, разум воплощается в жизни, оживотворяется верой и, таким образом, способен созидать диалог между всеми людьми, при всем разнообразии их принадлежности.
Ян Кер с Оксфордского богословского факультета сосредоточил свой доклад на переформулировке понятия совести, которая для Ньюмана является самодовлеющей, но зависимой от внешнего авторитета: в противном случае она превращается лишь в «право воли». Именно эти элементы выявляют со всей очевидностью актуальность идей Ньюмана, как подчеркнул в своем выступлении священник Херманн Гайсслер, директор Международного центра друзей Ньюмана: «Во-первых, он был настоящим искателем истины, — сказал, в частности, Гайсслер. — Кроме того, думаю, что Ньюман был великим примером современного воспитателя. Он всегда ценил все науки, все человеческие способности, разум, но также и чувства, человека в его целом и его веру; он умел собрать воедино требования разума и веры и, став католиком, основал университет — Дублинский католический университет».
Кардинал Ратцингер в свое время не скрывал интереса к рассуждениям Ньюмана, заметил далее отец Гайсслер: «Папа говорит, что его особенно впечатлили и впоследствии охарактеризовали две мысли Ньюмана. Первая — это значение, которое придавал Ньюман совести. Мы — верные Церкви потому, что верны своей совести, верны призванию Бога, коснувшегося нашей совести и руководящего нами. Затем, Папа говорил, что еще одна вещь, ставшая важной для него, — это учение Ньюмана о развитии доктрины нашей жизни, чтобы все больше приблизиться к самому Господу».
Симпозиум завершился 27 марта вечерней мессой, совершенной архиепископом Миланским кардиналом Диониджи Теттаманци.