Вражда между монахами грозит разрушить храм Гроба Господня
События
Здание церкви нуждается в некотором ремонте, однако небольшой монастырь Дейр ас-Султан, расположенный на крыше христианского храма, по словам строителей, завершивших в этом месяце его осмотр, вообще находится в аварийном состоянии.
Как стало известно газете The Times, еще в 2004 году было признано, что 2 часовни и 26 крошечных комнат, которые и составляют весь монастырь, крайне нуждаются в укреплении. С тех пор их состояние ухудшилось настолько, что, как опасаются строители, монастырь провалится сквозь крышу и рухнет внутрь храма, который миллионы христиан всего мира чтят как место распятия и погребения Иисуса.
Игаль Бергман, инженер-строитель, возглавлявший осмотр строения, сообщил, что храм Гроба Господня, расположенный в христианском квартале Старого города Иерусалима, находится в аварийном состоянии: «Степень повреждения строений настолько серьёзна, что существует угроза безопасности жизни монахов и посетителей. Это чрезвычайная ситуация».
Местные чиновники настаивают на том, чтобы ремонт был начат до того, как пойдут осенние проливные дожди, но стараются избегать непосредственного вмешательства во внутренние дела Церкви, центром которых являются враждебные отношения христианских общин.
С тех пор как в 1757 году было достигнуто особое соглашение о разделе храма на отдельные зоны, им заведуют шесть соперничающих и время от времени конфликтующих друг с другом христианских общин - римско-католическая, греко-православная, армянская, коптская, сирийская и эфиопская.
Общины зачастую спорят между собой за право доступа в храм или за место в нем. Ключи от главного входа в храм с XII века хранятся у представителей мусульманской семьи.
Спор из-за монастыря Дейр ас-Султан - относительно недавний конфликт, разразившийся на Пасху 1970 года. Когда коптские монахи, которым принадлежит эта часть комплекса, отправились для молитвы в главный храм и оставили крышу без присмотра, эфиопские монахи воспользовались этим и сменили замки на входной двери.
С тех пор отношения между двумя этими общинами остаются натянутыми. Коптская Церковь отказалась уступить свои притязания на монастырь и постоянно держит там одного-единственного монаха. В один из невыносимо жарких дней лета 2002 года дежурный коптский монах передвинул свой стул с оговорённого места в более тенистый уголок. Эфиопы расценили этот шаг как враждебный маневр, и в результате последовавшей за этим потасовки 11 монахов попали в больницу.
Остальным общинам не удаётся помочь коптам и эфиопам наладить отношения, даже если необходимо обсудить вопрос небольшого ремонта или обновления крыши. В этом месяце архиепископ Маттиас, глава Эфиопской Церкви в Иерусалиме, направил письмо в министерство внутренних дел Израиля и управление по делам Иерусалима, обрисовав плачевное состояние зданий храмового комплекса.
В письме архиепископ заявил, что он не признает права Коптской Церкви ни на одну из частей комплекса. Согласно цитате, приведённой израильской газетой Haaretz, архиепископ написал, что «неприемлемо, когда проведение экстренных ремонтных работ на этом святом месте должно зависеть от одобрения Коптской Церкви». Архиепископ также добавил, что он обращается к израильским властям как к нейтральной стороне, чтобы она провела ремонтные работы.
Израиль предложил взять на себя часть затрат на ремонт, но только в том случае, если прежде христианские общины достигнут между собой согласия в этом вопросе.
Копты, преимущественно египтяне, пользовались покровительством в периоды турецкого, британского и иорданского правления. Но все изменилось после того, как Израиль в результате шестидневной войны 1967 года взял Иерусалим под свой контроль. Эта война велась против объединенных арабских сил, в рядах которых были и египтяне. Копты обвинили Израиль в том, что он, пользуясь своим положением в Египте, помог эфиопам в 1970 году захватить Дейр ас-Султан.
Спустя девять лет, когда Израиль и Египет подписали мирное соглашение в Кэмп-Дэвиде, представители коптов выразили надежду, что монастырь на крыше храмового комплекса будет возвращён им. Однако Израиль очень дорожит своими отношениями с Эфиопией, где жили сотни тысяч эфиопских евреев, которые в 80-90-х годах прошлого века были вывезены в Израиль.
Патриарх Иерусалимской Православной Церкви Феофил III в связи с этим сказал: «Тут существует большая проблема, которую рано или поздно необходимо решить. Честно говоря, до сих пор израильское правительство старалось не вмешиваться в этот спор. Но теперь кажется, что на правительство оказывается давление, с тем чтобы оно продемонстрировало свою готовность содействовать урегулированию этого вопроса».
Как стало известно газете The Times, еще в 2004 году было признано, что 2 часовни и 26 крошечных комнат, которые и составляют весь монастырь, крайне нуждаются в укреплении. С тех пор их состояние ухудшилось настолько, что, как опасаются строители, монастырь провалится сквозь крышу и рухнет внутрь храма, который миллионы христиан всего мира чтят как место распятия и погребения Иисуса.
Игаль Бергман, инженер-строитель, возглавлявший осмотр строения, сообщил, что храм Гроба Господня, расположенный в христианском квартале Старого города Иерусалима, находится в аварийном состоянии: «Степень повреждения строений настолько серьёзна, что существует угроза безопасности жизни монахов и посетителей. Это чрезвычайная ситуация».
Местные чиновники настаивают на том, чтобы ремонт был начат до того, как пойдут осенние проливные дожди, но стараются избегать непосредственного вмешательства во внутренние дела Церкви, центром которых являются враждебные отношения христианских общин.
С тех пор как в 1757 году было достигнуто особое соглашение о разделе храма на отдельные зоны, им заведуют шесть соперничающих и время от времени конфликтующих друг с другом христианских общин - римско-католическая, греко-православная, армянская, коптская, сирийская и эфиопская.
Общины зачастую спорят между собой за право доступа в храм или за место в нем. Ключи от главного входа в храм с XII века хранятся у представителей мусульманской семьи.
Спор из-за монастыря Дейр ас-Султан - относительно недавний конфликт, разразившийся на Пасху 1970 года. Когда коптские монахи, которым принадлежит эта часть комплекса, отправились для молитвы в главный храм и оставили крышу без присмотра, эфиопские монахи воспользовались этим и сменили замки на входной двери.
С тех пор отношения между двумя этими общинами остаются натянутыми. Коптская Церковь отказалась уступить свои притязания на монастырь и постоянно держит там одного-единственного монаха. В один из невыносимо жарких дней лета 2002 года дежурный коптский монах передвинул свой стул с оговорённого места в более тенистый уголок. Эфиопы расценили этот шаг как враждебный маневр, и в результате последовавшей за этим потасовки 11 монахов попали в больницу.
Остальным общинам не удаётся помочь коптам и эфиопам наладить отношения, даже если необходимо обсудить вопрос небольшого ремонта или обновления крыши. В этом месяце архиепископ Маттиас, глава Эфиопской Церкви в Иерусалиме, направил письмо в министерство внутренних дел Израиля и управление по делам Иерусалима, обрисовав плачевное состояние зданий храмового комплекса.
В письме архиепископ заявил, что он не признает права Коптской Церкви ни на одну из частей комплекса. Согласно цитате, приведённой израильской газетой Haaretz, архиепископ написал, что «неприемлемо, когда проведение экстренных ремонтных работ на этом святом месте должно зависеть от одобрения Коптской Церкви». Архиепископ также добавил, что он обращается к израильским властям как к нейтральной стороне, чтобы она провела ремонтные работы.
Израиль предложил взять на себя часть затрат на ремонт, но только в том случае, если прежде христианские общины достигнут между собой согласия в этом вопросе.
Копты, преимущественно египтяне, пользовались покровительством в периоды турецкого, британского и иорданского правления. Но все изменилось после того, как Израиль в результате шестидневной войны 1967 года взял Иерусалим под свой контроль. Эта война велась против объединенных арабских сил, в рядах которых были и египтяне. Копты обвинили Израиль в том, что он, пользуясь своим положением в Египте, помог эфиопам в 1970 году захватить Дейр ас-Султан.
Спустя девять лет, когда Израиль и Египет подписали мирное соглашение в Кэмп-Дэвиде, представители коптов выразили надежду, что монастырь на крыше храмового комплекса будет возвращён им. Однако Израиль очень дорожит своими отношениями с Эфиопией, где жили сотни тысяч эфиопских евреев, которые в 80-90-х годах прошлого века были вывезены в Израиль.
Патриарх Иерусалимской Православной Церкви Феофил III в связи с этим сказал: «Тут существует большая проблема, которую рано или поздно необходимо решить. Честно говоря, до сих пор израильское правительство старалось не вмешиваться в этот спор. Но теперь кажется, что на правительство оказывается давление, с тем чтобы оно продемонстрировало свою готовность содействовать урегулированию этого вопроса».