Комментируя тему конференции, руководитель Центра религиозной литературы ВГБИЛ, доктор исторических наук, библеист и переводчик Евгений Рашковский отметил, что под «гуманистическими эстафетами» следует понимать «смыслы, образы, темы нашей культуры, которые передаются от сердца к сердцу, от души к душе, от поколения к поколению». «Мы в ответе за эстафету духа перед теми, кто был прежде нас и придет на смену нам, и это один из уроков о.Александра Меня и его ученика о.Георгия Чистякова: человечность и духовность находятся в необходимой взаимосвязи. Человечность без духовности выхолащивается, становится бессильной, а духовность без человечности-сатанеет», -- пояснил он.
В начале конференции состоялась презентация новой книги о.Александра Меня «От рабства к свободе». Книга, которую представили глава Фонда им.Александра Меня Павел Мень и профессор РГГУ историк Наталья Басовская, представляет собой расшифровку цикла лекций по Ветхому Завету, прочитанных о.Александром в Историко-архивном институте весной 1990 г. Эти лекции вызывали огромный интерес, о.Александр отвечал на многочисленные вопросы и собирался в этой же аудитории через год прочитать следующий курс, но через полгода его не стало.
Автор предисловия, профессор Наталья Басовская, участвовавшая в организации лекционного курса, вспоминала, что это событие было настоящим «прорывом: священник пришел читать лекции в светском советском вузе!» Она подчеркнула, что о.Александр читал не проповеди, а научные лекции, что было самым неожиданным для аудитории: «служитель Церкви как проповедник культуры, как деятель науки», главными темами которого были «свобода духа, свобода воли, совесть». «Трагическая гибель о.Александра - это грандиозное, страшное событие, но оно еще ярче высветило его личность, его воздействие на людей», -- сказала выступавшая. Н.Басовская также отметила, что презентация новой книги о.Александра, возможно, состоится на радио «Эхо Москвы».
Историк и публицист Владимир Илюшенко выступил с докладом «Эстафеты добра и эстафеты зла». Он отметил, что в последнее время в России поляризация добра и зла стала особенно очевидной, причем зло действует всегда напористо, «обладая напряженной социальной активностью». В качестве примера современного «выдающегося носителя зла» был рассмотрен лидер Евразийского движения Александр Дугин («православный» Геббельс»); «сознательным слугой сатаны» был назван главный редактор газеты «Русь православная» Константин Душенов. Докладчик вскрыл «антихристианскую суть» их идей и противопоставил им «десантника добра» (по выражению о.Александра Меня) - православного священника Виктора Романова, который почти 20 лет записывает и доносит до людей приходящее к нему откровение о последних временах и необходимости покаяния.
Переводчик из Болгарии Добринка Савова-Габровска рассказала о том, как воспринимают в ее стране книги о.Александра Меня. По ее словам, самая известная в мире книга о.Александра «Сын Человеческий» впервые вышла в Болгарии в 1994 г. на русском языке и «тут же была расхватана». Тираж болгарского перевода в 2000 г. сразу «полностью исчез». «Прочитав одну его книгу, люди спрашивают еще и еще; многие из его читателей благодаря этим книгам пришли к Христу и православию», -- сказала переводчица. Она убеждена также, что книги о.Александра «служат в качестве духовного и культурного моста между нашими странами». «Меняются поколения, но его духовное наследие уже принадлежит всему миру», -- заключила Добринка Савова-Габровска. Павел Мень дополнил: в Италии «Сын Человеческий» выходил уже трижды, а в Бразилии было подано 22 тыс.экземпляров этой книги.
Директор ВГБИЛ Екатерина Гениева поделилась своими наблюдениями о «встречах с о.Александром» в разных городах России, где ей приходится бывать: интерес к его книгам растет, их читают, заказывают для городских библиотек и т.д. О востребованности книг о.Александра, информации о нем свидетельствует также только что вышедшее 4-е издание биографической книги друга о.Александра, французского автора Ива Амана «Люди ждут Слова»; предисловие к этому изданию написал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), а обширное послесловие принадлежит перу о.Георгия Чистякова. По словам директора ВГБИЛ, 10 тыс. экземпляров этой книги будет распространяться по школам России. Она также говорила о неисчерпаемости богословского, научного, пастырского наследия о.Александра Меня, которое вдохновляет все новых и новых участников как Международной конференции во ВГБИЛ, которая проходит в 18-й раз, так и Меневских чтений, организованных по благословению митрополита Ювеналия. Е.Гениева высоко оценила научно-богословские Чтения в Семхозе, отметив, что с каждым годом они собирают все больше «людей в облачениях, и таких доброжелательных».
Филолог Евгений Верещагин (Институт русского языка РАН) обратился к высказыванию о.Александра Меня, казавшемуся более чем спорным в советские годы, -- о том, что даже в эпоху «развитого социализма» «христианские корни нравственной культуры остаются непоколеблемыми». Ученый показал на примере, что латентное присутствие в речи православной семантической составляющей, не осознанной носителями языка, подтверждает мысль о.Александра. Так, предвыборный лозунг президентской кампании как Б.Ельцина, так и Д.Медведева «Вместе победим!» восходит, по мнению исследователя, к древнему описанию чуда, явленного императору Константину Великому: по преданию, слова свыше «Сим победишь» сподвигли последнего на издание Миланского эдикта. Интересен вывод профессора Верещагина: христианские понятия в нашем языке «претерпели мутацию», зачастую утратили смысл, но если «форма осталась», значит, «можно нарастить содержание», для чего нужны «специальные усилия». Докладчик рассказал также о своих личных встречах с о.Александром в 50-60-е гг. и о том влиянии, которое оказал на молодого ученого сельский священник.
Доктор медицинских наук, профессор Владимир Найдин хорошо знал о.Александра Меня. Он вспомнил ситуации, которые произвели на него очень сильное впечатление: его поразило, как о.Александр провожал в «путь всея земли» свою маму Елену Семеновну, до последнего ее вздоха держа ее на руках и горячо молясь. Полным веселых деталей было воспоминание о том, с каким юмором и «внутренней смелостью» о.Александр относился к слежке за ним сотрудников КГБ, если бы не упоминание о «постоянном прессинге», который оказывался на священника в 70-80-е гг. По словам профессора Найдина, пастырь «работал» со своими духовными детьми как «чудесный психотерапевт», и многих спас от суицида, предотвратил множество разводов, «давая людям опору».
После пленарного заседания работа конференции продолжилась в секциях «Эстафеты духа» и «Эстафеты мысли». В рамках первой секции были заявлены доклады протоиерея Александра Борисова, настоятеля храма свв. бессребренников Космы и Дамиана в Шубине («Диалог как непреложная человеческая потребность: из размышлений над текстами о. Александра Меня»), священников Антония Лакирева и Виктора Григоренко, пастора Михаила Логачева, профессора МГУ Владимира Хрустова. На второй секции были заслушаны доклады Евгения Рашковского («О. Александр Мень и о. Георгий Чистяков: священнические труды в российском интерьере»), доктора философии, профессора Наталии Кузнецовой («Семья и трансляция творческих ценностей и установок»), главного редактора Российского библейского общества Михаила Селезнева («Философское наследие о. Пьера Тейяр де Шардена: уроки для российского библеиста») и старшего преподавателя РГГУ Анны Шманиной-Великановой («Библейская доминанта художественного мышления Бориса Пастернака»).
По завершении конференции в Большом зале ВГБИЛ состоялся традиционный вечер памяти о.Александра Меня.