Воздух «Голгофский крест» — дар кахетинского царя Теймураза I Михаилу Федоровичу — будет представлен на экспозиции в Коломенском
События

На этот раз вниманию публики будет представлен уникальный памятник лицевого шитья — воздух (шелковая ткань с вышитыми изображением и текстами, которая используется в православном богослужении) «Голгофский крест», изготовленный грузинскими мастерами в начале XVII века и подаренный царем Кахетии Теймуразом I русскому царю Михаилу Федоровичу.

Эта реликвия, безусловно имея высокое художественное значение, осмысливается не только как духовное сокровище Православия, но, прежде всего, как особо ценный источник по истории русской дипломатии и политической жизни.

Выставка приурочена к завершению проведенной в музее научно-исследовательской работы по атрибуции этого предмета, результаты которой опубликованы в недавно вышедшем выпуске № 11 сборника «Коломенское. Материалы и исследования» (Москва, 2008).

Изучение этого уникального памятника позволяет раскрыть яркие и трагические страницы истории Грузии XVII века, проследить развитие политических и дипломатических отношений между московским государством и грузинскими княжествами, их сотрудничество в области культуры и сохранении православной веры.

Воздух с изображением Голгофского креста (70х85 см) выполнен из атласа  малинового цвета и вышит металлическими прядеными нитями. Он отличается своеобразной стилистикой. В центре воздуха расположен Голгофский крест с орудиями страстей и четыре звезды, а по широкой кайме идет надпись на древнегрузинском языке, которую удалось прочитать в ходе проведенной в музее исследовательской работы:

«Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася. Богородица и святые архангелы молите (Бога) о царе Леоне».

Упомянутый в надписи царевич Леон (Левонтий) — старший сын царя Кахетии Теймураза I — находился в то время в персидском плену. Воздух был изготовлен в одном из грузинских княжеств по повелению кахетинского царя как мольба об освобождении сына. Выбор надписи был напрямую связан с исторической ситуацией в Грузии, необходимостью защиты Православия, молением о доме и стране.

В 1620 году царь Михаил Федорович передал в качестве вклада воздух «Голгофский крест» в Николо-Угрешский монастырь под Москвой — древнюю обитель, особо почитаемую царями рода Романовых. Этот редчайший памятник в описи достопримечательностей монастырской ризницы традиционно значился под первым номером: «7128 (1620) июня в 23 день сии покровцы положил в дом великомученика чудотворца Николы на Угрешу государь-царь и великий князь Михаило Федорович всея России и самодержец…».

В 1925 году в связи с закрытием монастыря воздух наряду с другими предметами был вывезен в музей, тогда называвшийся «Коломенское». Предметы, поступившие из Николо-Угрешского монастыря в фонды Московского государственного объединенного музея-заповедника, были сохранены благодаря многолетним усилиям высокопрофессиональных реставраторов и хранителей.

Учитывая ценность экспоната и хрупкость древней ткани, музей может выставить воздух «Голгофский крест» лишь на короткое время.

Выставка продлится до конца сентября 2008 года.

В начале XVII века в Грузии сложилась сложная историческая обстановка. Страна была разделена на княжества — Кахетию, Имеретию, Мингрелию, Гурию и другие, нередко воевавшие друг с другом. Особенно тяжелым положение в стране было из-за того, что Грузия в это время являлась объектом борьбы между двумя могущественными государствами — Турцией на западе и Персией на востоке. Грузинские княжества периодически подвергались нападению, причем завоеватели, будучи мусульманами, пытались обратить грузинское население в свою веру, уничтожали храмы и церковные святыни.

В начале XVII века Кахетия более всех грузинских княжеств пострадала от нападений персидского шаха Аббаса. С 1615 года сыновья царя Теймураза Леон и Александр, а также его мать царица Кетеван находились в плену у персидского шаха Аббаса в качестве заложников. Вынужденная искать защиты, Кахетия неоднократно обращалась за покровительством к московскому государю, между ней и Москвой велся обмен посольствами.

Московское государство заботилось о сохранении Православия в грузинских княжествах и оказывало помощь в восстановлении храмов. В период правления первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича (1613-1645) — Москву посетили несколько посольств от царя Теймураза I и других грузинских княжеств.

Воздух «Голгофский крест» был привезен в Россию с посольствами 1615 или 1618 года. Этот дар русскому царю был не случаен: о пленниках постоянно упоминается в переписке московского и кахетинского правителей, а также в дипломатических переговорах того времени. Теймураз неоднократно просил русского царя написать шаху, чтобы тот вернул мать и детей и о том, чтобы царь принял  их под свое покровительство. Cудьба заложников сложилась трагически: в 1624 году царица Кетеван была подвергнута страшным пыткам и погибла за христианскую веру (память 13/26 сентября), мучительную смерть приняли в Персии и оба царевича.

Патриархия.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9