В наш апокалиптический век книга «Апокалипсис в учении древнего Христианства» интересна многим. Современные неправославные авторы, говоря о конце света, основываются на подверженных ошибкам человеческих гипотезах и предположениях более, чем на Богооткровенной мудрости древней Церкви. Публикация данной книги вводит читателя в непрерывную подлинную традицию древнего Христианства относительно последних дней. Архиепископ Аверкий ведет нас шаг за шагом сквозь духовные писания святого Иоанна, толкуя каждый отрывок с помощью Библейских параллелей и комментариев Богодухновенных Учителей. Книга включает в себя пространные толкования и вступительный материал отца Серафима (Роуза).
Не секрет, что библейская книга Откровение (Апокалипсис) является одной из самых трудных для понимания, она написана сложным языком символов и метафор, а значит, требует толкования. Попытки истолковать Апокалипсис предпринимались неоднократно. Однако и до сего дня Апокалипсис остается книгой во многом таинственной, непонятной. Книга 'Начало и конец земного мира' Иоанна Кронштадтского (1829—1908), причисленного Русской православной церковью к лику святых, поможет желающим лучше разобраться в сложной образности пророчеств Иоанна Богослова. В книге предлагаются размышления автора о начале и конце мира в знамениях Священного Писания и природы.
Апокрифические апокалипсисы. Алетейя, 2001
В предлагаемой книге собраны памятники апокрифической литературы, объединяемые жанром откровения, или апокалипсиса. "Откровение Св. Иоанна Богослова», завершающее собой христианскую Библию, уже два тысячелетия привлекает к себе повышенное и вполне объяснимое внимание — тем более интересно будет читателю познакомиться с древними текстами, созданными в русле той же традиции. Часть публикуемых апокрифов возникла раньше канонического «Апокалипсиса», в иудейской среде, часть — позже, вплоть до IX-X вв. по P. X., их авторы — уже христиане. Во вступительной статье прослеживается история жанра откровения, причем рассмотрение не ограничивается текстами, вошедшими в сборник; особое внимание уделено этому жанру в Книгах Ветхого и Нового Завета. Комментарий позволит читателю оценить соотношение между каноническими и апокрифическими трактовками библейских событий, составить более ясное представление о тематике апокалипсической литературы.
Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса, собранный инспектором Симбирской духовной семинарии М. В. Барсовым (1842-1896), может быть полезен для преподавателей и студентов духовных учебных заведений, а также для любого, кто желает лучше понять откровения св. Иоанна Богослова. М.В. Барсов собрал в одну книгу замечательные святоотеческие, пастырские и богословские комментарии на Апокалипсис, — блж. Августина, св. Андрея Кесарийского, св. Ефрема Сирина, св. Иринея Лионского, свт. Филарета Московского (Дроздова), — разбросанные по множеству малодоступных духовных журналов и книг. Сборник включает в себя введение в Апокалипсис Иоанна, доказательство его подлинности и комментарий к его содержанию.
Протоиерей Олег Стеняев. Беседы на Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова). Благословение, 2011
Сама идея проведения подобных бесед возникла потому, что появилось достаточно много книг об Апокалипсисе, написанных не совсем православными людьми. Изначально я предполагал ограничиться десятью или пятнадцатью беседами, но получилось то, что получилось. Многие верующие записывали эти беседы на диктофоны и даже видеокамеры, и через некоторое время я обнаружил эти лекции размещенными в Интернете в аудио формате.
»...В странном противоречии с этим скептицизмом находится вера того же Ньютона в подлинность и Богооткровенность Священного Писания, и особенно вера его в чудо, гораздо более иррациональное и труднопреемлемое, которое вместе с тем и легче обойти ухищрениями мысли, — это чудо явления в мир Богочеловека в предреченный час и день. И тут Ньютон тверд в вере, как адамант. Он признает самое загадочное из чудес домостроительства, — пророчество о «Семидесяти седминах», признает искупительныя страдания Иисуса Христа, Спасителя мира, и воскресенье Его из мертвых. И наряду с этим тот же Ньютон считает святоотеческую Церковь причастной к ересям, отрицающим брак. Это уж явное недоразумение. Ибо именно на первом вселенском соборе Церковь навсегда отвергла противубрачныя стремления. И во всей последующей истории Востока и Запада брак признавался таинством из числа семи, а монашество лишь священным обетом. По-видимому, Ньютон находился в данном случае под влиянием протестантских авторитетов своего времени, увлеченных полемикой с католичеством. Эти заблуждения Ньютона бросаются в глаза своей резкой непоследовательностью. Но изменять что-либо в тексте мы считали совершенно недопустимым. Ньютон так думал, Ньютон сам за себя и отвечает. Предлагаемая книга — это человеческий документ, памятник мысли человека, для котораго мысль была всею жизнью. Не взирая на свои недостатки, книга Ньютона сделает у нас свое дело. Рационалистам она поможет победить свой скепсис; юных же мыслителей, питающих себя толкованиями в роде известнаго сочинения г. Морозова, она способна отрезвить навсегда.» (От переводчика)
Апокалипсис толковый Андрея Кесарийского. Рукопись, XV век
Толкование Андрея Кесарийского (написано между 563 и 614 годами) является одним из первых святоотеческих комментариев Апокалипсиса и оказало огромное влияние на последующих богословов. При его написании Андрей доказывает подлинность данной новозаветной книги ссылками на раннехристианских авторов: Папия Иерапольского, Иринея Лионского, Мефодия Патарского и Ипполита Римского.
Человек - загадочное существо. Это сочетание противоположностей. Он одновременно велик и ничтожен; он обладает внутренней свободой и в этом смысле является тенью Божества на земле - и в то же время опутан, как тонкой паутиной, своими страстями, привычками, ставшими его природой, властными требованиями мира гордого и безбожного, демонической силой греха, которые обезволивают его, делают медиумом темных сил и влечений. Человек беспомощно бьется в этой паутине. Земля в океане космоса - пылинка. По поверхности этой пылинки ползают странные существа. Они пребывают в непрестанном беспокойстве, волнении и в борьбе друг с другом. И в то же время эти однодневные существа, затерянные в углу вселенной, чувствуют, что на них лежит великая миссия, что они - владыки этого огромного мира. На земле жизнь представлена в различных формах, и все животные довольны своим существованием, только один человек не удовлетворен ничем.
Херасков М.И. Послания апостольские и Апокалипсис. Типография Н.А.Паркова, 1907
Книга представляет собой истолковательный обзор Апостольских посланий и Апокалипсиса, составленный протоиереем Михаилом Херасковым, в качестве дополнения к учебной программе по изучению Священного писания в Духовных семинариях.
Святитель Игнатий (Брянчанинов). О кончине мира. Сатисъ, 2011
О кончине мира по творениям святителя Игнатия Брянчанинова. После ужасного злодеяния, которому нет подобного между всеми злодеяниями человеческими, не замедлила возгореться ярость Божия: возгорелась она вскоре, как то предсказал Дух Святой. Обыкновенно наказания для человеков возникают из самого нарушения ими закона Божия, из самого заблуждения их. Так случилось и с иудеями. Они, будучи всецело заняты своим земным значением, данным на время, мечтая о необыкновенном земном преуспеянии, ради этих значения и преуспеяния, ради одной суетной мечты о них, отвергли Мессию.
Геннадий Фаст. Толкование на апокалипсис. Кр.: Енисейский благовест, 2004
При слове «апокалипсис» чаще всего представляют страшные картины конца света. Его приметы ищут во всем, нагнетая порой немалые страсти, опираясь как правило на таинственную последнюю книгу Священного Писания — Откровение святого Иоанна Богослова. В книге, основанной на толкованиях святых отцов, есть грозное предостережение нам, живущим, чтобы не уловлены были князем мира сего, но есть и великая радость о Господе, о грядущей встрече с Ним и Небесном Иерусалиме. Написанная 27 лет назад в годы воинствующего безбожия, ныне, в эпоху вседозволенности, книга стала ещё более злободневной. Издание рассчитано на всех желающих познать истины Откровения св. Иоанна Богослова, а также на учащихся духовных православных учебных заведений в качестве учебного пособия.
Александр Мень. Читая апокалипсис. Жизнь с Богом, 2007
Беседы известного современного проповедника и библеиста протоиерея Александра Меня посвящены последней книге Библии - Откровению Иоанна Богослова. В приложение включена лекция отца Александра об Апокалипсисе. Книга проливает свет на самую загадочную часть Священного Писания и показывает, что символический язык Апокалипсиса может быть "достаточно прозрачен и понятен". Многочисленные символы, фантастические образы и видения раскрываются через образы пророческих книг Ветхого Завета.
Прот. Сергий Булгаков. Апокалипсис Иоанна. Отрада и утешение, 1991
Книга об Апокалипсисе была последним трудом о.Сергия, который он успел закончить до своей смерти. Лекционный материал, посвященный автором Апокалипсису, был обработан им по многочисленным просьбам студентов Православного Богословского института.
Настоящий труд напечатан с первой рукописи; поэтому в ряде мест он носит характер записок и не чужд повторений и неточностей.
Книга отца Стефана «Кончина мира, страшный суд и вечность мук» выдержала не менее 8-ми изданий в конце 19-го — начале 20 вв. Написана живым, общедоступным языком.