«Когда мы говорим о курсе «Основы религиозных культур и светской этики», мы должны очень четко понимать — это культурологический предмет. Преподавать этот курс и вообще работать учителями в школах должны только специалисты с педагогическим образованием», — приводит слова министра РБК.
«В силу истории становления моральных ценностей их генезис очень тесно связан с религиозными культурами. Мы считаем принципиально важным добровольный характер выбора одного из шести возможных модулей в рамках этого курса — и мы знаем, что большинство наших соотечественников, больше 40%, выбрали «Основы светской этики», — сказал Ливанов в интервью газете «Коммерсант».
Комментируя открытие кафедры теологии в МИФИ, министр уточнил, что «в рамках автономии наших университетов они имеют право создавать любые кафедры».
«Я высказал пожелание, чтобы заведующим кафедрой теологии в МИФИ был человек с ученой степенью. Важно, чтобы в высших учебных заведениях работали люди, чьи академические достижения подтверждены научным сообществом. А какие они при этом исповедуют религиозные взгляды — вопрос второстепенный, они могут быть верующими или атеистами», — заключил министр.
Говоря об инициативе властей Грозного по введению в детских садах курса «Основы ислама», Ливанов отметил, что, по его данным, эта инициатива не носит масштабного характера. При этом он заверил, что министерство будет в любом регионе жестко требовать выполнения конституционного принципа, согласно которому люди, работающие с детьми, должны иметь педагогическую подготовку.
Министр также рассказал о том, что, по его мнению, способствовало росту интереса к религии в российском обществе в последнее время. Он убежден, что обсуждение этих вопросов является следствием возникшего у россиян за последние годы ощущения вакуума после исчезновения коммунистической идеологии.
«Людям кажется, что исчез моральный стержень, единое нравственное основание, которое объединяет людей. В Советском Союзе роль морального стержня, нравственного основания играла коммунистическая идеология. После того как она перестала играть эту роль, возникло ощущение пустоты — и рефлексия по этому поводу. Отражением и реакцией на эти размышления, как мне кажется, и являются те процессы, которые мы сегодня обсуждаем. Так что я рассматриваю эти обсуждения как вполне позитивный этап развития», — заключил Ливанов.