У микрофона - ведущий Игорь Гмыза.
Многое, ещё 10 лет назад казавшееся фантастикой, сегодня стало
обыденностью. Всё больше людей уходит в так называемый мир Интернета,
находя там свою реализацию. Если верить специалистам, то скоро развитие
социальных сетей может привести к тому, что сам институт государства
изменит форму своего существования. Но сохранится ли в этом новом мире
место для душевного развития человека?
В разговоре на эту тему принимают участие - секретарь Учёного
совета Московской духовной академии, главный редактор интернет-портала "Богослов.ру" протоиерей отец Павел (Великанов) и специалист по интернет-технологиям, один из тех, кто строит социальные сети и виртуальные миры, Олег Покровский.
- Нельзя сказать, что тема религии и веры мало представлена в
Интернете. Статистику сейчас привести сложно, но есть епархиальные
сайты, есть и личное творчество граждан. Например, один житель
Новосибирска создал в Интернете один молельный сайт, на который могут
зайти все желающие, кликнув мышкой. Там, выбрав икону святого, он может
затем под музыку помолиться его виртуальному образу. Как вы, отец
Павел, относитесь к подобного рода техническим новшествам?
Отец Павел: К таким вещам можно относиться скорее, как к неким
играм или чудачествам, нежели как к чему-то серьёзному, что требует
внимания и какого-то анализа. На самом деле религия в Интернете не
просто представлена широко, она представлена очень разнообразно. Там
можно встретить такие серьёзные проекты, как проект православной
энциклопедии "Седмица" или как наш проект научного богословского
портала "Богослов.ру".
С другой стороны, можно встретить частные сайты, которые создаются
храмами, приходами или просто одним верующим человеком и которые
посвящены той или иной тематике.
Что бы хотелось сказать? Сначала церковь очень настороженно относилась
к Интернету, компьютерам, технологиям, но в какой-то момент произошло
изменение сознания среди верующих. Думаю, что это связано с тем, что
стало очевидным: сегодня интернет-пространство является тем самым
исключительным местом, где можно проповедовать слово Божье, не будучи
ограниченным ничем. Достаточно зайти в Интернет и сравнить
количественно число в России православных сайтов, католических,
протестантских сайтов и иных религий, как картина сразу же становится
очевидной. Во-первых, можно узнать, сколько людей относит себя к той
или иной конфессии, а, во-вторых, каковы у них приоритеты.
После того, как пришло это понимание, Церковь начала создавать свои
собственные ресурсы. Сегодня с трудом можно найти верующего человека,
который категорически отрицательно относился бы к самой возможности
представления церкви в информационном пространстве Интернета. Это одна
сторона.
Другая сторона. Сегодня даже светская наука вынуждена представлять себя
в Интернете. 8 марта 2008 года Министерство образования и науки приняло
решение о том, что все ВАКовские журналы без исключения теперь обязаны
выкладывать статьи, которые необходимы для защиты кандидатской и
докторской диссертаций, в Интернете в свободном доступе. Это значит,
что если раньше у журнала, утвержденного Минобрнауки в качестве
ВАКовского журнала, не было своего собственного электронного ресурса,
то теперь он обязан его завести.
Кроме того, это распоряжение позволило уйти от только печатного
представления материалов. Сейчас можно наравне с печатными статьями
публиковать статьи только в Интернете. То есть, возникает возможность
появления интернет-изданий, который будут равноценными ВАКовским
журналам. О чём это говорит? О том, что информационное пространство
сегодня очень востребовано и оно уже само диктует те или иные законы,
по которым должны жить СМИ, которые имеют реальный вид, некую
материализацию.
- Но в Интернете можно найти не только сайты традиционных для России
конфессий. Там есть и сатанисты, и адвентисты, и свидетели Иеговы, и
чего там только нет. Понятно, что, когда церковь принимает решение, что
она должна быть представлена в Интернете, это приказ, который не
обсуждается. И такие сайты создаются. Но есть масса сайтов, которые
создаются персонально людьми, причём создаются по убеждениям, а не по
приказу. Я бы поспорил, но не все верующие полностью согласны с тем,
что церковь должна быть представлена в Интернете, но это опять же их
собственное мнение.
Сейчас
мы начали разговор с того, что, по мнению некоторых экспертов и
специалистов, огромное будущее будет у социальных сетей и что в скором
времени, возможно, они изменять представления людей о том, как должна
строиться жизнь. Вопрос к Олегу Покровскому. Насколько сегодня развиты
социальные интернет-сети? Но прежде, что это такое? Многим известно,
что в Интернете существуют блоги, "Живой журнал", но это же не всё?
Покровский: Социальная интернет-сеть - это объединение людей в
Интернете, которые связаны друг с другом по какому-то определённому
признаку. Например, социальная сеть "Одноклассники.ру" связывает людей
по признаку, кто с кем вместе учился в школе или в институте.
Социальная сеть "Мой круг" объединяет людей по принципу, кто где
работает или кто где какую работу ищет. Социальная сеть "TooDoo",
например, - вокруг того, что кто-то посещает какие сайты и хочет
поделиться своим мнением о них с другими читателями. То есть, всегда
есть какой-то якорь, через который люди привязываются к той или иной
социальной сети.
- То, что вы перечислили, это такие низовые сети, потому что те, кто
зарегистрирован на "Одноклассниках.ру", знают, что по большей частью
там идёт общение на тему: вот здесь я со своей женой на фоне
собственного коттеджа или я в своей машине, то есть смотрите, как всё
круто у меня получилось. Ну, обменялись фотографиями, ну, пообщались. И
сразу видно тех, у кого есть время общаться, а у кого - его нет. Потому
что те, у кого времени много, засыпают других огромным количеством
каких-то ссылок вроде бы на любопытные материалы и т.п. А что это за
виртуальная реальность, о которой многие сейчас говорят?
Покровский: Это существенно более продвинутая вещь, которая
строится по другой идеологии. Самая сейчас популярная виртуальная
вселенная - это американская разработка "Second Life" ("Вторая жизнь").
Это некая среда, которая представляет собой вторую жизнь, где человеку
заранее не задан никакой набор правил поведения, не ставится никаких
целей, как в он-лайновых играх, когда нужно убить 8 драконов, чтобы
перейти на другой уровень и кого-то освободить.
Здесь человек начинает свою деятельность на неком клочке земли, который
он впоследствии обустраивает, строит там дом, обзаводится друзьями,
возможно, виртуальной семьёй, посещает по интересам какие-то другие
места, ходит на дискотеки, делает, словом, что угодно. В этом смысле
создатели игры не дают сценария, по которому нужно идти. Здесь
полностью человек волен выбирать всё сам, что он будет в игре делать.
Интересна, например, застройка в игре "Секонд лайф" стихийных
русскоязычных посёлков. В тех, что я видел, люди, купив виртуальный
участок земли, строят там какой-то домик, который соответствует их
представлениям об идеальном жилище, и зачастую в таком посёлке
появляется храм просто потому, что церковь в селе должна быть. Как
правило, эти храмы сделаны очень красиво снаружи, но изнутри они
пустые. Может быть, это даже происходит потому, что люди толком не
знают, является ли кощунством помещение внутри виртуального храма
изображения иконы и т.п.
- Отец Павел, что скажете? Вы сами заходили на "Second Life"?
Отец Павел: Конечно, да. Заходил, несколько дней там пожил,
посмотрел, что там происходит. Каковы впечатления? Если выразить одним
словом, то сложилось впечатление, что жить во "второй реальности", если
она такая действительно, достаточно тоскливо. Я там был в качестве
наблюдателя, который может посмотреть, что и как там происходит.
В чём проблема? Почему Церковь никак не представлена в данный момент в
этом виртуальном мире? И может ли она быть, в принципе, представлена?
- Вообще это какой-то символ - церковь, пустая изнутри.
Отец Павел: Да, это символ. Наша проблема - это проблема
современного постмодерна. Мир, по прекрасному определению Жана
Бодрийара (Baudrillard), полон симуляторов, когда есть отражение без
источников этого отражения. Прекрасно известно, что люди сегодня
покупают не стиральный порошок, а рекламу стирального порошка. И за эту
рекламу они платят деньги. Они покупают не зубную пасту, чтобы чистить
зубы, а бренд, то есть их представления о зубной пасте. Это и есть
симулятор.
Так вот, виртуальный мир есть идеальный симулятор. Почему? Потому что
люди в нём создают то, что действительности не будет ни в коей мере
отвечать. Мне, например, в этой сети понравилось летать. Там также
можно нырнуть в воду, поплавать и посмотреть рыбок, которых кто-то
должен придумать.
Но при всех этих возможностях меня не сильно вдохновили даже те
католические храмы и монастыри, в которых много было чего интересного
посмотреть.
Зачем, собственно говоря, там, например, совершать богослужения? Что
это будет? Сам факт симуляции богослужения - это какой-то обман. Ну,
хорошо. И кому мы там будем молиться? Есть ли виртуальном мире место
Богу? Есть ли там место каким-то противоположным, инфернальным силам?
Весь виртуальный мир можно охарактеризовать таким словом, как
"абсолютная стерильность". Нельзя родить, находясь исключительно только
внутри виртуального мира. Можно просто скомпоновать что-то из того, что
есть, из тех материалов, которые на Земле кем-то другим были придуманы
и сделаны и которые можно перенести в воображаемое пространство. И
после это что? Точка! Поэтому неудивительно, что храмы там пустые.
Хотя, с другой стороны, исключать возможности использовать и такой
способ для общения людей, нельзя. Это и можно, и должно, и будет в
какой-то момент осуществлено. Почему? Потому что, чем больше возникает
у человека технических подпорок, чем больше костылей, тем человек
становится слабее. В каком-то смысле виртуальная реальность является
своего рода костылями для душевно, внутри не вполне здоровых и
полноценных людей. Есть некая ущербность в этом...
Окончание беседы с отцом Павлом (Великановым) и Олегом Покровским слушайте в аудиозаписи беседы с отцом Павлом (Великановым) и Олегом Покровским.