Встречу ««Старообрядцы» и «никониане»: история раскола
и современная жизнь» вел духовник клуба, священник храма преп. Андрея Критского в поселке Володарский иерей Алексий Володин.
В начале вечера состоялся просмотр фильма
«Распечатанные алтари». Эта кинолента была снята в 2005 году. Именно в
этом году Русская Православная Старообрядческая церковь отмечала
100-летие подписания царского манифеста «Об укреплении начал
веротерпимости» и, как следствие, распечатывание алтарей. В фильме была
показана история раскола XVII века глазами старообрядцев.
Комментируя фильм, отец Геннадий Чунин сказал, что «Русская
Православная Старообрядческая Церковь, безусловно, является
единственной Церковью, сохранившей полноту древнего благочестия». Это
высказывание явилось отправной точкой последующей дискуссии.
Прежде всего, посетители клуба хотели узнать, в чем состоят основные
отличия РПЦ и РПСЦ. Особенный резонанс вызвало сообщение отца Геннадия
о том, что Старообрядческая Церковь признает Крещение свершившимся лишь
при условии, что состоялось полное погружение человека в воду. Все же
прочие нуждаются в перекрещивании, «точнее, в первом Крещении, так как
Крещение воздухо-капельным путем, по нашему мнению, это несостоявшееся
таинство», - сказал отец Геннадий.
Далее последовали вопросы об отношениях между РПЦ и РПСЦ на современном
этапе. По просьбе слушателей отец Геннадий прокомментировал решения
Поместного Собора РПЦ 1971 года, на котором был принято решение об
«отмене клятв на старые обряды и придерживающихся их». Напомним, что в
соборном постановлении было сказано: «Да приведет Господь расстоящаяся
паки воедино...», что явилось значительным шагом со стороны РПЦ
навстречу РПСЦ. Положительно оценив это явление, отец Геннадий в то же
время подчеркнул, что ответного шага со стороны РПСЦ в ближайшее время
не последует. «Действительно, взаимодействие наших Церквей пока
«несимметрично», нас принимают в РПЦ, но мы не можем сделать ответный
жест, - сказал он, - Чтобы можно было говорить о воссоединении Церквей,
нам вместе необходимо вернуться ко времени раскола и пересмотреть все
решения, принятые в РПЦ начиная с XVII века. Конечно, пересмотрены
должны быть и решения Синодальной комиссии по канонизации святых».
«Я сейчас преследую одну единственную цель - дать информацию о
старообрядцах из первых уст, - заключил отец Геннадий,- Наш раскол -
это гражданская война, где, как известно, нет победителей».