Плюсы и минусы повсеместного введения курса ОРКСЭ обсудили в РИА Новости
События

Но сначала сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Московского Патриархата Герман Демидов еще раз подчеркнул, что ни одно из опасений, которые высказывались в начале апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики», не подтвердилось. В ходе эксперимента, который проходил в течение двух лет в 21 регионе России, не было официально зафиксировано ни одного случая обострения межрелигиозных отношений, а вот «позитивные изменения» во взаимоотношениях внутри школ, родителей и детей, конфессий и педагогического сообщества, наоборот, зафиксированы, подчеркнул Г. Демидов. По его словам, именно это позволило уже с 2012/13 учебного года ввести курс ОРКСЭ во всех субъектах страны, хотя первоначально это планировалось сделать постепенно, охватив к этому сроку лишь половину регионов.

На пресс-конференции представитель ОРОиК отметил только одну проблему, связанную с повсеместным введением нового предмета, — это использование в ряде мест ненадлежащих учебников, которые были созданы без учета экспертов от конфессий. «Угрозой для бесконфликтного» преподавания ОРКСЭ он назвал также самодеятельные попытки соединить разные модули в рамках одного предмета, что напоминает ему «советский атеистический подход».

Неоднозначно оценивает итоги эксперимента заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части Росси (ДУМЕР) Фарид Асадуллин. По его словам, некоторые директора школ в Кавказском регионе не предоставляли родителям четвероклассников возможности выбора: если в ауле живет 99% мусульман, в школе преподают только «Основы культуры ислама». Подобные ситуации встречались в Татарстане и Башкортостане, утверждал представитель ДУМЕР. Продолжая свою линию последних лет, он подчеркнул, что в многонациональной и многоконфессиональной России считает оптимальным преподавание «Основ мировой культуры и светской этики» и главной целью этого предмета должно быть воспитание толерантности. Ф. Асадуллин также критически оценил готовность учительского корпуса к преподаванию ОРКСЭ во всех регионах: по его словам, сейчас подготовлено только 50% учителей. Учебники же по основам ислама «не выдерживают никакой критики», отметил далее выступавший. «Я бы не взял на себя смелость говорить, что все так хорошо с этим экспериментом. Как бы не получился результат со знаком минус», — сказал зампред ДУМЕР, призывая обратить внимание, в первую очередь, на возможности конфессиональных школ: воскресных при храмах, медресе и т.д.

Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) Зиновий Коган также усомнился в том, что процедура свободного выбора модулей в курсе ОРКСЭ была везде проведена в соответствии с правилами. Иначе бы не получилось то, что «с удивлением и ужасом» увидели в КЕРООР: «еврейские дети ушли в подполье от «Основ культуры иудаизма». Так, в Москве, Биробиджане, в Европейской части России этот модуль, согласно данным Минобра, никто не выбрал. «Мне жаловались родители, что никто им такой модуль и не предлагал, возможно, потому, что не хватает учителей», — отметил З. Коган. Он убежден, что наиболее эффективным может стать воскресный телеурок по основам религий, когда у экрана может собраться вся семья.

Актриса и режиссер Елена Цыплакова согласна, что, параллельно с детьми, надо в той или иной форме «просвещать и воспитывать» родителей, не сведущих в религии. Она горячо поддержала саму идею преподавания основ религий в школе, постоянно говоря при этом, что данный курс поможет детям лучше узнать друг друга, и рассказывая о том, как она сама, православная верующая, увлеченно читает Коран. Однако, как сообщалось ранее, «Основы мировых религий» выбрали только 20% семей; почти 41% выбрали «Основы светской этики». Е. Цыплакова утверждала также, что для ОРКСЭ выбран самый подходящий, восприимчивый возраст (4 класс): «Чем раньше ребенок начнет с этим соприкасаться, тем лучше».

С этим трудно согласиться учителю школы №1311 г. Москвы с этнокультурным (еврейским) компонентом образования, доценту кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования Артуру Клемперту. Его отцовский и профессиональный опыт свидетельствует, что четвероклассникам, перегруженным множеством предметов, не удастся «вложить в голову» еще и ОРКСЭ. Да и качество учебников, сам подход создавших их методистов (особенно это касается «Основ мировых религий») вызывает у А. Клемперта большой скепсис. По мнению учителя, данный курс надо в целом выстраивать принципиально иначе: продумывая его по тематическим блокам и возрастам, осваивая новый, современный язык, устраняя «когнитивный диссонанс» у педагогов, устраняя «проповедническую» направленность. Кроме того, он утверждает, что «благую идею» выбора модулей сложно реализовать, и опасается, что большинство класса будет косо смотреть на ученика, выбравшего не те «Основы».

«Выбрать то, что не выбрали все, — в этом есть момент исповедничества для родителей, которые хотят, чтобы ребенок сохранял свою веру, несмотря на все обстоятельства», — нашел в этой ситуации положительное Герман Демидов. Хотя он и признал, что некоторые из выбравших курс светской этики сделали это, «чтобы не подставлять ребенка». Представитель Московского Патриархата подчеркнул, что необходимо бороться с каждым фактом нарушения свободы выбора модулей. Как можно было понять из его слов, ОРОиК не собирается останавливаться на достигнутом и разрабатывает программы для продолжения изучения курса ОРКСЭ в средней школе.

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9