В Москве открывается VI Международная научная конференция «Комплексный подход в изучении Древней Руси»
События

Торжественное открытие конференции состоится 27 сентября в Красном зале Главного здания РАН. С приветственным словом к участникам обратятся член-корреспондент РАН, директор Института русского языка РАН А. М. Молдован, директор Института славяноведения РАН К. В. Никифоров, советник РГНФ В. П. Гребенюк, заместитель академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН по научно-организационной работе А. Е. Петров. Со вступительным словом выступит член-корреспондент РАН Б. Н. Флоря. В работе конференции примет участие более 120 ученых из России, Белоруссии, Украины, Литвы, Болгарии, Польши, Германии, Италии, США, Канады и Японии.

Многие выступления традиционно будут посвящены различным аспектам истории Православия. М. Гардзанити (Флоренция) остановится на проблеме основания монастырей в Древней Руси. Образ Софии Премудрости Божией станет темой доклада М.Н. Громова (Москва). Н.И. Милютенко (СПб) осветит вопрос взаимоотношений Руси и Рима в 1-й половине XIII в. Е.В. Романенко (Москва) критически проанализирует используемый в научной литературе термин «заволжские старцы».

Значительное внимание будет уделено практической стороне религиозной жизни в Древней Руси. С этой точки зрения интересны доклады С.В. Богданова (Тверь) «Избрание епископов на Руси в конце XIV— начале XV в.: каноны и практика (к постановке проблемы)», А.Г. Мельника (Ростов) «Самые популярные русские святые в XVI в.», М. В. Корогодиной (СПб.) «Принятие в Православие в XIV—XV в.: письменная традиция и практика», Д.З. Фельдмана (Москва) «К вопросу о судьбе еврейских детей в России в середине XVII в.», А.А. Романовой (СПб.) «Почитание усопших и установление празднования святым (на материале источников XVII в.)», Р.П. Биланчука (Вологда) «Неизвестный» святой в структурах родства и культурной памяти локального сообщества (по материалам северно-русской агиографии XVI-XVIII в.), Д.Г. Давиденко (Москва) «Ограничение церковнослужителей в праве торговли в середине XVII в.».

Большое внимание исследователи уделят памятникам древнерусской книжности. С.В. Конявская (Москва) проанализирует перспективы электронных публикаций древнерусских текстов. С.М. Шумило (Чернигов) рассмотрит вопрос о русском восприятии идей исихазма и их отражении в древнерусских литературных памятниках. А.Н. Красиков (Вологда) познакомит участников конференции с результатами исследования церковно-монастырской книжной культуры Русского Севера. Г.Ю. Филипповский (Ярославль) обратится к генезису женских образов литературы Руси. Л.Л. Щавинская (Москва) проанализирует латинографичную книжность в белорусской униатской монастырской среде в 1-й половине XVII в.

Богослужебной литературе посвящены доклады М. Йовчевой (София) «К вопросу об источниках Краковского Октоиха 1491 г.», Е.М. Верещагина (Москва) «Стихиры мученице Татиане по древнейшей славяно-русской служебной минее: чтo (не) передается при переводе гимнографии», М.С. Желтова (Москва) «Каноны на плач Пресвятой Богородицы в Великую пятницу в дониконовской и пореформенной традициях», М.О. Новак (Казань) «К характеристике языковой специфики Толстовского Апостола XIV в. (РНБ. F. I. 5)».

К Житиям святых обратятся В.П. Коваленко (Чернигов) «Жизнь и житие св. прп. князя Николы Святоши: возможности реконструкции», А. В. Духанина (Москва) «К вопросу о степени изученности лексики Жития Стефана Пермского (на примере слова “привежекъ”)», М. Маруяма (Токио) «Специфика употребления форм дв. числа у Пахомия Логофета (на материале Пахомиевских редакций Жития Сергия Радонежского)»,

О.В. Гладкова (Москва) «Житие Евстафия Плакиды как источник Чтения о Борисе и Глебе Нестора: вопросы текстологии, поэтики и идеологии», Ю.А. Грибов (Москва) «Лицевая редакция жития Евфросинии Суздальской — памятник книжности и художественной культуры конца XVI в.», Е.Г. Сосновцева (СПб.) «Об исторических реалиях в Житии Паисия Угличского», А.Е. Соболева (Москва) «О двух вариантах проложного Жития Александра Свирского».

Летописные тексты будут затронуты в докладах Т.Л. Вилкул (Киев) «Текстуальная традиция Восьмикнижия в Повести временных лет», И. Чековой (София) «Библейские коды в летописном повествовании о княгине Ольге», А.С. Усачевым (Москва) «Благовещенский протопоп Андрей и Летописец начала царства», Н.П. Ивановой (Барнаул) «Русские праздники как датирующие элементы в летописях», В.И. Стависким (Киев) «Предчувствие апокалипсиса-2: об источниках некоторых образов летописной «Похвалы» князю Роману Мстиславичу».

Отдельные произведения древнерусской книжности будут рассмотрены Е.Л. Конявской (Москва) «О времени создания текста проложной статьи на 1 августа», В.В. Мильковым (Москва) «Смысловые аспекты «Учения о числах» Кирика Новгородца», Т.И. Афанасьевой (СПб) «Слово о церковнем сказании» как древнерусский перевод домонгольского периода», Г.С. Баранковой (Москва) «Предсловие покаянию и Изборник Святослава 1073 г. в Софийском сборнике XV в. (сопоставительный текстологический и лингвистический анализ памятников)», В. М. Кириллиным (Москва) «Анонимная похвала празднику Покрова из Великих миней четьих: о времени создания текста», Н. Н. Бединой (Архангельск) «К вопросу о внутреннем сюжете «Повести о Петре и Февронии Муромских» XVI в.», Е.А. Ляховицким (СПб.) «К истории создания полной редакции Стоглава», М.С. Фоминой (Торонто) «Первая русская кулинарная книга в контексте православной традиции и правил для мирян (Домострой)», Н.П. Чесноковой (Москва) «Об источниках русской версии “Хрисмологиона”», К. Ивановой (София) «Мучение св. Агафии Палермской в южнославянской книжной традиции», Р.А. Симоновым (Москва) и И. М. Грицевской (Н. Новгород) «Cтатья “О татарской [вере]» в сборниках XVI в.”», М.П. Одесским (Москва) «Николай Булев и математический символизм (из комментариев ко Второму полемическому посланию Ф.И. Карпову против латинян Максима Грека)». А.И. Алексеевым (СПб.) «О редакциях сочинения против стригольников, приписываемого патриарху Антонию или епископу Стефану Пермскому», Е.В. Беляковой (Москва) и Н. Морозова (Вильнюс) «”Латгальские листы” — древнейший список Чудовской редакции Кормчей»., Л. И. Журовой (Новосибирск) «Румянцевский сборник сочинений Максима Грека: история текстов, не вошедших в авторские кодексы писателя».

Древнерусская эпиграфика будет представлена в материалах И.Л. Калечиц (Минск) «Поминальные алтарные граффити Спасо-Преображенской церкви г. Полоцка: классификация и содержание», а также А.А. Гиппиуса (Москва) и С.М. Михеева (Москва) «Некоторые надписи-граффити новгородского Софийского собора».

История древнерусского искусства найдет отражение в выступлениях В. Г. Пуцко (Калуга) «Место византийского художественного импорта в искусстве домонгольской Руси», Э.А. Гордиенко (СПб.) «Праздничный отдел службы в системе храмовых и иконописных композиций XII—XVI в.», И.А. Кочеткова (Москва) «К вопросу о разделении труда в иконописании», В.В. Игошева (Москва) «Деревянный поклонный крест Саввы Вишерского: к вопросу о комплексном исследовании памятника», Э.К. Гусевой (Москва) «Сень Царских врат села Благовещение — памятник круга Андрея Рублева», Д.И. Антонова (Москва) «Иллюзия на миниатюре: визуализация невидимого в лицевых рукописях XVI—XVIII в.», В.В. Хухарева (Тверь) «Средневековые перстни с демонологическим сюжетом в свете новых находок и интерпретации».

Тезисы докладов опубликованы: «Древняя Русь. Вопросы медиевистики». 2011. № 3, а также представлены на сайте журнала.

Сайт журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» / Седмица.RU


Другие публикации на портале:

Еще 9