В оргкомитет конференции вошли Ю.В. Иванова (ИГИТИ/Факультет истории НИУ ВШЭ), О.С. Воскобойников (Факультет истории НИУ ВШЭ) и П.В. Соколов (ИГИТИ/Факультет истории НИУ ВШЭ).
В конференции приняли участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда, а также исследователи из Лондона, Парижа, Лиона, Эдинбурга, Пизы и Копенгагена. В числе докладчиков были не только профессора из разных стран, но и студенты НИУ ВШЭ. Звучали доклады на английском, французском и русском языках.
Среди выступавших были Елена Лисанюк (Санкт-Петербург, СПбГУ), Чарльз Бернетт (Институт Варбурга Лондонского Университета), Никола Вейль-Паро (Университет Париж XII) и другие богословы.
В завершающий день конференции перед слушателями выступили Василий Долгополов (Москва, Институт всеобщей истории РАН) с докладом «Нелегитимная аргументация в христианской антииудейской полемике (на материале неизданного трактата «Триумф» Якоба Сиверосо, XIV в.)» и Александр Марков (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова) с докладом «Зачем исихасту Писание? Политический смысл поздневизантийских споров о месте Писания в духовной жизни».
В докладе В. Долгополова речь идет о неизданном трактате, написанном в 1334-1335 гг. Яковом Сиверосо, «Триумф над неверием иудеев в приход Мессии». Автор доклада осуществил транскрипцию этого находящегося в коллекции Ватиканской библиотеки текста и попытался на примере этого неизданного и неизученного сочинения показать, какие изменения происходят в структуре и в методологии полемики против иудеев в развитое Средневековье. В частности, В. Долгополов отмечает изменение традиционной формы диалога на триалог. Во-вторых, произошли изменения в самом понимании образа Иудея, в самом аппарате полемики против иудеев. Кроме того, в трактате применены знания о природе, которые до этого не встречались в антииудейских трактатах.
Александр Марков в докладе «Зачем исихасту Писание? Политический смысл поздневизантийских споров о месте Писания в духовной жизни» рассматривает эволюцию исихастских представлений о месте и роли Писания в монашеской жизни и жизни мирян, а также задается вопросом, почему в византийской мысли довольно долго довлело чрезвычайно острое противопоставление «внешнего» и «внутреннего» постижения Писания. По мнению автора доклада, причина этого – в политической ситуации. Именно то, что византийским императорам пришлось самим принимать ответственные этические решения способствовало тому, что влияние позиции патристики изменило исихазм в сторону признания более демократических начал.
Богослов.Ru