11 августа в рамках четвертого дня работы 16-ой Международной конференции патристических исследований прозвучало несколько выступлений, которые вызвали интерес слушателей.
Во время утренней сессии особое внимание привлекло выступление английского исследователя Ричарда Прайса (Richard Price) «The Theology of the Councils: Recources and Limitations», которое было посвящено осмыслению соборной природы Церкви, а также тому, каким образом эту природу воспринимает Католическая Церковь.
Профессор Прайс в ходе своего выступления отметил, что собор является основным инструментом по управлению Церковью, поскольку он определяет догматическую и каноническую стороны ее жизни. Между данными сторонами церковной жизни Прайс провел аналогию и предположил возможность изменения церковного вероучения, санкционированного соборами, как это происходило в Католической Церкви – соборами корректировались каноны, ими же могут быть изменены догматы.
Кроме Ричарда Прайса во время утренней сессии с пленарными докладами выступили Софи Ланн-Роклифф (Sophie Lunn-Rockliffe) – тема доклада: «Diabolical Problems in Early Christian Thought» и Джордж Зографидис (George Zografidis) – тема доклада: «Is a Patristic Aesthetics possible? The Eastern Paradigm Re-examined».
По окончании пленарных докладов работа конференции продолжилась в формате кратких выступлений, разделенных на следующие группы: «Начало второго века», «Ориген и оригенизм», «Халкидон и время после него», «Мир Климента Александрийского», «IV-V вв. в латинской патристике», «Иларий Поитерский», «Знание и видение», «Искусство», «Кирилл Александрийский», «Григорий Назианзин», «Антиохийские традиции», «Златоуст: жизнь и наследие», «Поздняя латинская античность», «Пелагианство», «Церковь и ее враги согласно Августину», «Предшественники Августина», «Наследие Августина», «Августин об обществе».
Вечером 11 августа состоялось несколько семинаров. В рамках семинара «Святые отцы в полемике с неоплатониками» с докладом «Влияние неоплатонизма на формирование богословских категорий в IV-VII вв.» выступил первый заместитель председателя Учебного комитета РПЦ архимандрит Кирилл (Говорун). В ходе своего сообщения отец Кирилл отметил, что, безусловно, святые отцы древности испытывали влияние неоплатоников в плане использования религиозно-философской терминологии. Однако невозможно говорить о полной зависимости христианского богословия от неоплатонической мысли. Более того, заимствуя богословскую терминологию у неоплатоников, отцы наполняли ее новым смыслом, который делал данную терминологию уникальной в плане смысла.
Отец Эндрю Лаут (Andrew Lauth) представил исследование на тему «Символизм и ангелы», которое было посвящено осмыслению описания ангельской иерархии у Дионисия Ареопагита. Отец Эндрю предположил, что девятиступенчатая иерархия ангелов является символическим обозначением постепенного обожения, которое доступно человеческой душе.
Третий доклад, прозвучавший в рамках семинара, был посвящен сравнению творения «О Троице» псевдо-Дидима, воззрений Прокла и символической концепции псевдо-Дионисия - «О Троице» псевдо-Дидима, Прокл и псевдо-Дионисий Ареопагит». Автор доклада, Иштван Перцел (Istvan Perczel), не смог приехать на конференцию, поэтому его доклад был зачитан его коллегой. В своем исследовании Перчел предположил, что имеется зависимость псевдо-Дидима от псевдо-Дионисия. Данное утверждение вызвало скептическое отношение у аудитории.
По окончании выступлений состоялась дискуссия, большая часть которой была посвящена осмыслению богословского подхода к терминологии, которую использовали святые отцы при описании Божественных реалий - насколько полно и адекватно термины, заимствованные отцами из античной философии, помогают Церкви в понимании трансцедентных категорий.
В ходе дискуссии отец Эндрю Лаут высказал интересное соображение касательно возможности заимствования святыми отцами философской терминологии у неоплатоников. Отец Эндрю заявил, что и неоплатоники, и святые отцы находились в общем философском пространстве античности и пользовались наследием античной философии параллельно.