И все-таки он существует. Фундамент колокольни ансамбля Смольного монастыря. Точнее его часть - то, до чего удалось докопаться. Культурный слой XVIII века почти на четыре метра ниже современного уровня. Ступенчатая кладка, материалы - гранит и тосненская плита. Чтобы открыть это сооружение, но только для научных кругов, потребовалось два месяца.
"Мы уже сейчас можем сказать, что мы нашли платформу. Это очень мощное сооружение, которое должно было нести нагрузку очень высокого здания", - говорит руководитель группы охранной археологии Института истории и материальной культуры РАН Наталья Соловьева.
140 метров - так и не взятая высота Петербурга того времени. Построить колокольню по чертежам Растрелли помешали финансовые проблемы, смерть императрицы Елизаветы и война с Пруссией. На этом месте в начале XIX века возвели трехэтажный корпус по проекту уже другого архитектора, а после по указу Николая I строение сровняли с землей. Осталась лишь платформа и десять с половиной тысяч свай в основании. Но до них археологам уже не добраться.
"Основная цель была реконструировать
процесс того, как все строилось. Но это задача выполнена не в полной
мере. Мы не можем копать глубже, потому что это будет уже подводная
археология", - поясняет научный сотрудник Института истории и
материальной культуры РАН Игорь Гарбуз.
Во время раскопок обнаружили еще одно вмешательство: в деревянных
коробах - инженерные сети ХХ века. Задача специалистов - ничего из этих
архитектурно-коммунальных хитросплетений не повредить. А судьба так и
недостроенной колокольни Растрелли до сих пор под вопросом. В ближайшее
время объект, скорее всего, снова закопают.
"Рекультивация нам положена по документам, на основании которых мы работаем. Любой раскоп должен был рекультивирован. То есть заканчивая свои работы, мы должны оставить поверхность такой, какая она была. В данном случае эту часть мы, скорее всего, прикроем", - говорит Наталья Соловьева.
Для истории города, считают специалисты, и так есть польза. На поверхность подняли множество объектов того времени. Фрагменты посуды, изразцы, кирпичи - счет идет на тысячи. Только что делать с этим наследием, специалисты не знают до сих пор.
По закону археологи занимаются находками в течение нескольких лет – описывают, готовят для дальнейшего хранения. Но тут возникает проблема. С одной стороны – это историческая находка, с другой стороны в научной среде – вот этот образец считается массовым и музеи не стремятся такими вещами заполнять свои фонды.