Научная новизна работы определяется следующими позициями. Во-первых, в диссертации впервые с применением современных теоретико-методологических подходов и на основе широкого круга источников представлена целостная историографическая концепция развития отечественного кочевниковедения в мировоззренческом и социально-политическом направлениях во второй половине XIX – начале XXI в.
Во-вторых, впервые анализируются отдельные выводы и концепции ученых в области изучения мировоззрения номадов Саяно-Алтая и сопредельных территорий, разрабатываемые по мере расширения источниковой базы, смене методологических парадигм и совершенствования методических приемов. Приведенные материалы свидетельствуют о том, что, несмотря на непопулярность мировоззренческой проблематики в советский период, отсутствие долгое время религиоведения как самостоятельной научной дисциплины, тем не менее указанное направление достаточно успешно развивалось в кочевниковедении.
В-третьих, в диссертации представлены итоги изучения социо- и политогенеза номадов Саяно-Алтая поздней древности и раннего средневековья, рассмотрены основные дискуссии по проблеме, а также продемонстрирован процесс формирования и апробации методики палеосоциальных реконструкций на основе археологических источников.
В-четвертых, отдельное внимание уделено анализу степени распространения различных теоретико-методологических концепций, оказавших наибольшее влияние на реконструкцию мировоззрения и социально-политической организации номадов. В результате показано значительное воздействие марксистской методологии и идеологического фактора на отечественные кочевниковедческие исследования в советский период. Не менее значимо рассмотрение особенностей проникновения в отечественную номадологию начиная с конца 1960-х гг. различных альтернативных методологических подходов, выработанными зарубежными исследователями (цивилизационный, структурно-семиотический, мир-системный, социально-антропологический, герменевтический подходы, аналитическая психологии (теория архетипов), кросс-культурный анализ, концепция традиционных обществ, неоэволюционизм, неомарксизм, многолинейные теории,.
В-пятых, для верификации мировоззренческих и социально-политических концепций ученых, а также для выработки собственной позиции по обозначенной проблематике диссертантом использовались письменные, археологические и этнографические источники. При этом следует подчеркнуть, что значительная часть археологических источников получена в процессе самостоятельных исследований погребально-поминальных комплексов кочевников скифо-сакского, хунно-сяньбийского и тюркского периодов на территории Саяно-Алтая. Это позволило не только внести уточнения и дополнения в разработки других ученых, но и сделать авторские выводы относительно: 1) особенностей влияния иранского комплекса верований, китайской культурной традиции, прозелитарных религий (буддизм, манихейство, несторианство) на мировоззрение «пазырыкцев», хунну, тюрок, кыргызов; 2) иерархической социальной организации и милитаризации пазырыкского общества, а также тенденции на становление ранней государственности; 3) процесса формирования и развития элиты в кочевых социумах Саяно-Алтая и сопредельных территориях в эпоху поздней древности и раннего средневековья.
В-шестых, предлагается периодизация развития двух указанных научных направлений, выработанных с учетом процесса накопления источниковой базы, распространения методологических парадигм, разработок методик реконструкций, особенностей организации науки и политической ситуации в стране.
В-седьмых, определены наиболее дискуссионные и перспективные направления дальнейшего изучения проблем мировоззренческого, социального и политического развития номадов Саяно-Алтая и сопредельных территорий.
Апробация. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных конференциях, конгрессах, съездах, семинарах. Полученные результаты продемонстрированы в более 100 публикациях.Разработка темы диссертационного исследования была поддержана Фондом Президента РФ, РГНФ, МИОН и др.
Практическая значимость работы заключается в использовании положений диссертации в учебном процессе. Результаты данного диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке трудов по истории исторической науки, при разработке различных программ гуманитаризации среднего и высшего образования, а также для разработки школьных и университетских учебных курсов по отечественной историографии, номадологии, истории религии и социально-политической организации народов Саяно-Алтая.