Ангелики Лимберопулу (Angeliki Lymberopoulou) из Открытого Университета (Великобритания) и Василики Цамакда (Vasiliki Tsamakda) из Университета Майнца (Германия) поставили перед собой цель оценить и выявить место критских изображений геены огненной в более широком географическом и культурном контексте, чем это делалось когда-либо раньше. Исследователи сравнят критские фрески с теми, которые были созданы в рамках современной им православной культуры, а также с инославными образцами настенной живописи на Балканах, Кипре, в Каппадокии (современная территория Турции) и в Италии. Результаты проекта будут доступны другим ученым и, возможно, станут основой для будущих исследований о ключевых иконографических образах в историческом и социальном контексте.
«Остров Крит находился под управлением Венеции с 1211 по 1669 года, — рассказывает специалист по истории искусств доктор Лимберопулу. — Этот длительный период отличался культурным расцветом Крита. Изучение искусства того времени позволяет проанализировать культурное взаимодействие двух разных групп – местного православного населения (греков) и венецианских поселенцев. Лучше всего до наших дней сохранились церкви, внутри которых — множество фресок. Причем в 77 церквях сохранились изображения преисподней. Именно изучение этих фресок и лежит в основе нашего научного проекта».
Проект позволяет также изучить множество культурных аспектов в жизни средневекового Крита. Речь идет о религиозных верованиях, нравственных установках, социальном устройстве общества и наиболее распространенных незаконных действиях (например, о воровстве). Кроме того, обычно ад и страдания грешников изображаются на церковных стенах в рамках повествования о дне Страшного суда. Однако на Крите, как показали предварительные исследования, это не всегда так. На острове образ ада и страдающих грешников часто создавался словно сам по себе: некоторые изображения заказывали покровители церквей и верующие, для которых фрески с изображением преисподней имели особое значение.
Сцены адских мучений лучше всего отображают взаимоотношения между византийским Востоком и венецианским Западом в период владычества Венеции на острове. Например, в вечном огне в одних местах изображены горящие православные грешники, а в других – католические. Поэтому изучение этих иконографических сюжетов представляет особый интерес и для кросс-культурных исследований в целом, и, в частности, для понимания того, насколько одна культура влияла на другую.
В критских церквях сохранилось более 750 фресок византийского и пост-византийского периода. Большинство из них не были исследованы. Если упоминание о них и встречалось в каких-то общих работах, то детальный анализ изображений не проводился.
Исследовательская команда получила грант в 176 600 фунтов стерлингов от The Leverhulme Trust – теперь ученые собираются фотографировать фрески, изучать и каталогизировать их. Затем они опубликуют полученные данные и изображения в специальном справочнике.
infox.ru.