Календарные заметки на 27 июля: память святого апостола Акилы из Понта
Сегодня Русская Православная Церковь совершает память апостола Акилы, одного из ближайших и преданнейших учеников апостола Павла.
Статья

В самом начале сегодняшних заметок не лишним будет указать вот на какой момент - в календаре Русской Православной церкви нет отдельной памяти святой Приски[1], или Прискиллы, жены воспоминаемого ныне апостола Акилы. По не установленной пока причине, не было включено в русскую литургическую практику и чествование обоих супругов вместе[2], как это существует в ряде других Церквей византийской традиции доныне[3]. Поэтому, думается, вполне резонно было бы поговорить вместе об Акиле и Приске, так как другого более удобного календарно-литургического повода в последующем не предвидится. Сделать это будет тем более удобно, что везде в Новом Завете о них повествуется всегда об двоих.

Самое ранее письменное упоминание Акилы и Приски встречается у апостола Павла, но, видимо, более древнее предание о них можно обнаружить в Деян 18. В этой главе книги Деяний рассказывается о приходе во время своего первого миссионерского путешествия по  Греции Павел приходит в Коринф, столицу провинции Ахайя, где он и встречает «некоего иудея по имени Акила, родом из Понта»[4]. О происхождении Прискиллы нам ничего не известно, но скорее всего, она была родом из Понта, хотя не исключено и то, что она была еврейкой из Рима. В Деян 18:2 евангелист Лука сообщает о том, что Акила и Приска были римскими переселенцами в Коринфе, будучи высланы из Рима по распоряжению императора Клавдия вместе со многими другими единоплеменниками. Причиной этой высылки  большинство библеистов и историков считают волнения, о которых сообщает древнеримский историк Светоний: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима»[5]. Хотя некоторые ученые предлагают рассматривать это свидетельство как указание на какие-то нестроения неопределенного характера, инициированные неким римским рабом-евреем по имени Хрест[6]. Однако, как указывает авторитетный исследователь в области эпиграфики I в. н.э. П.Лампе, «нет ни одной римской надписи, на которой имя «Хрест» можно было бы идентифицировать как еврейское»[7]. Более того, в связи с тем, что латинский вариант греческого слова Christos - Christus - мог звучать довольно непривычно для ушей римлян, а имя Хрест (Chrestus) было очень распространено среди рабов, - то вполне естественно для Светония было несколько переделать его ни приблизить к привычному и понятному звучанию[8]. Кроме того, еще одним аргументом в пользу «христианизированной» интерпретации показания Светония может служить тот факт, что Акила и Прискилла ко времени встречи с апостолом Павлом были уже христианами. Такой вывод, хотя и не разделяемой агиографической традицией[9] и оспариваемый некоторыми крупными библеистами[10],  напрашивается хотя бы уже из того, как легко и быстро Павел сближается с Акилой и Приской в Коринфе, и они становятся сотрудниками в деле распространения христианской Вести. И вообще было бы странно (при допущении неверия Акилы и его супруги во Христа), что некрещеный иудей,  принял бы к себе в дом такую одиозную личность как странствующий проповедник-антиномист Павел, и к тому же оказывал бы ему всестороннюю материальную поддержку (прежде всего, посредством предоставления рабочего места в своей мастерской[11]). Особенно это выглядело бы неправдоподобно на фоне антихристианских настроений Акилы, как предположительного противника христианской проповеди в Риме - а именно таковым он, скорее всего, должен был выступать как иудей неверующий в мессианство Иисуса.

Что касается рода ремесла Акилы и Приски, который у них совпал с Павлом, и который именуется в Деян 18:3 как «изготовление палаток (или шатров)» (skēnopoiщш tē technē), то на сегодняшний день ученые больше сходятся на мнении, что это оно заключалось не в производстве кожаных палаток[12] для римских вооруженных сил, и шитьем льняной тентов для пляжей, навесов от солнца для частных домов, а также торговых палаток[13]. Одновременно с этим, стоит отметить, что едва ли Акила был очень состоятельным предпринимателем. Кроме того, что ничего не говорится о наемных рабочих у него, сам Павел свидетельствует[14], что работа вместе с Акилой не приносила особенно больщой прибыли, впрочем давая возможность сводить концы с концами. Весьма характерная подробность о том, что Акила и Приска не были в состоянии проводить в Коринфе и, вероятно, в Эфесе, у себя в доме[15] собраний единоверцев, указывает на их скромный достаток.

Акила и Приска, по данным как посланий Павла, так и книги Деяний, на протяжении многих лет[16] сотрудничали с Павлом в деле благовествования. Они были его спутниками и сподвижниками в период пребывания апостола в Коринфе, в Эфесе, в Риме. Не вдаваясь в подробности всех обстоятельств жизни и деятельности воспоминаемых сегодня апостолов[17] Акилы и Приски, хотелось остановиться поподробнее на одном неоднозначном событии, описанном в Деян 18:24-26.

В указанном фрагменте книги Деяний Апостолов сообщается о встрече и знакомстве Акилы и Приски с Аполлосом из Александрии. Там, между прочим, говорится об одной несколько странной и даже в чем-то противоречивой вещи - Аполлос «был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново». То есть он, по утверждению Луки, был христианином, так как «путем» в Деяниях называется именно апостольское учение о Христе и христианский образ жизни, на этом учении основанный[18]. Но что интересно, одновременно здесь указывается на факт крещения Аполлоса только крещением Иоанна и тем самым подчеркивается, судя по всему, что он не знал крещения Святым Духом (ср. Деян 19:2-5). По поводу этого неоднозначного места уже давно ведутся жаркие дискуссии среди исследователей: одни библеисты предлагают считать Деян 18:25 не историческим описанием, но авторским вымыслом Луки, из чего следует, что Аполлос был иудейским странствующим проповедником, обращенным в христианство Акилой и Приской[19]; другие считают, что редакторской вставкой в стихе 25 являются лишь слова «зная только крещение Иоанново» (это было сделано Лукой, согласно такому взгляду, либо для демонстрации неполноты христианского ведения Аполлоса[20] либо для указания на превосходство духовного авторитета Павла[21]). Третья точка зрения заключается в полном признании историчности описываемой в 25 стихе характеристики[22].

Какой бы вариант из указанных мнений не считать более верным, остается понятным как минимум одно: невозможно однозначно определить, что имел в виду Лука под более точным объяснением со стороны Акилы и Приски пути Господа Аполлосу (в Деян 18:26). При этом явно, что это не было «крещение в Господа Иисуса», о каковом говорится в случае с учениками Иоанна Крестителя в 19:1-7[23]. При этом самым естественным и простым объяснением фрагмента об Аполлосе, думается, можно считать следующее: Лука стремился представить именно Весть и деятельность Павла как наиболее авторитетные и соответствующий изначальному откровению и божественному призванию, почему и ставит Аполосса в подчиненное положению по отношению к нему, изображая процесс «превращения» александрийского проповедника в ученика Павла через посредство ближайших сотрудников и последователей апостола Акилы и Прискиллы[24]


[1] Это основная форма латинского имени употребляется Павлом (см. 1 Кор 16:19; Рим 16:3); уменьшительно-ласкательная форма указанного имени - «Прискилла» - встречается в Деян 18:2, 18, 26.

[2] Единственное, судя по имеющимся данным, исключение (в целом, не влияющим на общую ситуацию) здесь представляют Белозерские святцы XVII в., где значится 14 июля память святых Акилы и Прискиллы (Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. 2. М., 1997. С. 213).

[3] Например, в Элладской церквях совершается воспоминание Акилы и Приски обоих сразу (см. богослужебный календарь за февраль на сайте Греческой православной Архепископии в Америке - http://www.goarch.org/chapel/chapel/calendar)

[4] Перевод отрывка мой - П. Л. Часть провинции (на северо-востоке Малой Азии), которая так и называлась Понт и Вифиния.

[5] Гай Светоний Транквилл. Клавдий, 25.4 // Жизнь двенадцати цезарей. СПб: Кристалл. 2000. С. 233.

[6] Судя по всему, именно такую ситуацию имеет в виду М.Л.Гаспаров в своем комментарии процитированного места из Светония (см. Жизнь двенадцати цезарей. СПб: Кристалл. 2000. С. 522.

[7] P. Lampe. Aquila // The Anchor Bible Dictionary, in 6th vol. Ed. D.N. Freedman. Vol. 1. New York: Doubleday, 1992 (электронный ресурс).

[8] Что интересно, языческие авторы и обыватели часто называли христиан именно Chrestianoi (греч.) или Chrestiani (лат.) - именно через «e», а не через «i» (Тацит. Анналы, 15.44; Тертулиан. Апология, 3 и др.).

[9] См., например, рассказ о наставлении и крещении Павлом Акилы и Прискиллы в в Синаксаре Константинопольской церкви X века (кодекс Сирмунда)Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae. Mensis Februarius // Propylaeum ad Acta Sanctorum. Novembris. Bruxellis, 1902. Col. 464; также  Maenologium graecorum Basilii Parphirogenetus. Mensis Februarius // PG 117. Col. 312.

[10] В частности, G. Lüdemann Early Christianity according to the Traditions in Acts. Commentary. Minneapolis: Fortress Press, 1989. P. 209.

[11] Ср. Деян18:2-3.

[12] Это была наиболее распространенная точка зрения среди эгзегетов и исследователей; нестандартное мнение высказал Г.  Концельман в своем толковании, что Акила, Приска и Павел занимались изготовлением конской сбруи (H.Сonzelmann. Acts of the Apostles. Fortress Press, 1987. P. 151), впрочем ничем его не подкрепив.

[13] См. P. Lampe. Aquila (электронный ресурс).

[14] 2 Кор 11:9 (Павел говорит здесь о крайнем недостатке средств у него на жизнь); ср. 1 Кор 4:11-13; 1 Фес 2:9.

[15] Прежде всего, по причине его небольшой величины; не исключено, что это была просто однокомнатная или двухкомнатная дешевая квартира на верхнем этаже многоэтажного дома.

[16] Начиная с 49 года, которым датируют постановление Клавдия об изгнании евреев из Рима.

[17] Именно апостолами вместе и Акила и Прискилла называются в греческом богослужебном последовании (см. в интернете по ссылке - http://analogion.net/glt/texts/Feb/13.uni.htm).  

[18] См. Деян 19:23.

[19] Ссылки на работы, где авторы отстаивают такую точку зрения см. в: А. С. Небольсин, О. В. Венцель. Аполлос // Православная энциклопедия, т. 3. - М., 2002. - С. 72-73. - http://www.pravenc.ru/text/75682.html

[20] См., например, G. Lüdemann. Early Christianity according to the Traditions in Acts. Commentary. Minneapolis: Fortress Press, 1989. P. 207-208;

[21] См. E. Käsemann. Disciples of John the Baptist in Ephesus // Essays on New Testament Themes. London: SCM, 1964. P. 144. Кстати отметить, взгляды как Кэземана, так и Людемана вполне вписываются в историософскую схему Луки: Иоанн Креститель как олицетворение дохристианской стадии истории спасения и следовательно несовершенного боговедения по сравнению с тем, которое люди приобретают благодаря Христу в эпоху Святого Духа, действующего и подаваемого через Церковь Христову.

[22] См. L. D. Hurst. Apollos// The Anchor Bible Dictionary, in 6th vol. Ed. D.N. Freedman. Vol. 1. New York: Doubleday, 1992 (электронный ресурс).

[23] Что является аргументом против мнения об Аполлосе как нехристианине.

[24] Другие возможные объяснения рассмотренного фрагмента см. в «Календарных заметках на 12 апреля» (Электронный ресурс [Режим доступа]: http://www.bogoslov.ru/text/731317.html)

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9