Праведная Иоанна, которая вместе с несколькими другими женщинами стала одной из первых последовательниц Иисуса Христа, упоминается по имени два раза в Евангелии от Луки — в 8:2-3 и 24:10. Остановимся на первом свидетельстве в Лк 8:2-3. В этом фрагменте дается резюмированное описание галилейского периода деятельности Господа, которого во время проповеднических странствий сопровождали «Двенадцать и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим». Иоанна, таким образом, относилась к женщинам, испытавшим на себе исцеляющую силу Иисуса, последовавшим за ним и осуществлявшим финансовую и, возможно, более широко, материальную поддержку как Учителя, так и его спутников. Судя по всему, все из перечисленных здесь женщин были весьма состоятельны и могли принадлежать к знатным семьям. Однако только об Иоанне можно говорить в этом отношении наверняка, так как только об ее социальном статусе у Луки приводятся уточняющие данные. Евангелист характеризует ее как жену некоего Хузы, который в свою очередь называется «домоправителем Ирода». Словом «домоправитель» в Синодальном переводе передается греческое слово epitropos, которое может обозначать как управляющего имением[1], так и всей хозяйственной частью того или иного государства, или даже правителя провинции[2]. Из отрывка, как из обеих книг Луки, остается непонятным, какое из значений этого слова предполагается евангелистом, так как оно используется у него лишь однажды — в рассматриваемом нами месте. Однако у Иосифа Флавия, помимо значения «правитель» (в смысле наместника, префекта, прокуратора), это слово прилагается к высокопоставленным должностным лицам при правителях или царях. Так он называет, в частности, «управляющего хозяйством» иудейского царя Агриппы I по имени Тауматаст[3]; кроме того, у Иосифа встречается управляющий другого иудейского царя Агриппы II, которого звали Птоломей[4]. В этих и сходных с ними случаях у Иосифа, видимо, речь идет о своего рода министре финансов при царе, в ведении которого находились не только денежные средства страны, но и царские земли и имущество. Такого рода придворные должности очень часто занимали люди весьма приближенные к царю или даже его фавориты. За неимением у нас каких-либо других сведений о Хузе как в Новом Завете, так и в остальных источниках, едва ли возможно решить однозначно, какую должность в администрации Ирода и в какой из его областей (Галилее или Пирее) он занимал. Впрочем, что касается последнего момента, то, учитывая, что у Луки святая Иоанна упоминается в рамках галилейского периода служения (то есть до посещения Иисусом ряда городов Перейской области[5]), то, скорее всего, она была жительницей Галилеи и, соответственно, ее муж Хуза состоял царским управляющим в галилейской области. Относительно же должности остается лишь сказать, что независимо от того, насколько высокое место в придворной или административной иерархии занимал Хуза, он был человек как минимум весьма не бедный, так как управляющие даже самого низкого звена имели хорошее жалование и значительные земельные наделы, которые они могли сдавать в аренду. Кроме того, если допустить, что в обязанность управляющих часто входила функция контроля за строительством общественных зданий и дорог, за сбором налогов, то открывалась огромная возможность для коррупции. Что, естественно, только увеличивало благосостояние чиновников.
Помимо этого, административное лицо при Ироде было чаще всего сторонником проримски ориентированной политики своего правителя, то есть принадлежало или разделяло взгляды и чаяния так называемой партии «иродиан». Это, в сочетании с принадлежностью к элите, могло только раздражать, а порой вызывать ненависть патриотически настроенных народных масс и пользовавшихся популярностью фарисеев. Но в таком положении Иоанны, жены Хузы, просматриваются и свои плюсы. В основном иродианские придворные и чиновники были изрядно эллинизированы, что влияло и на положение женщины в обществе: ей предоставлялось гораздо больше свобод и возможностей, нежели в традиционной еврейской семье, живущей в Палестине. Видимо, этим и был обусловлен тот факт, что, вопреки обычному положению вещей, при котором женщина была существом домашним и абсолютно подчиненным мужчине (будь то отцу, мужу или брату), Иоанна могла довольно свободно странствовать вслед за Иисусом по Галилее и Иудее, не опасаясь нареканий или даже насилия со стороны родственников. Более того, у нее даже была возможность свободно распоряжаться своим наследством или приданым, что, кстати, свидетельствует о состоятельности ее родителей, которые также, как и ее муж, скорее всего, принадлежали к палестинской элите.
То обстоятельство, что упоминание об Иоанне сохранилось в первоначальном предании, может говорить о том, что в палестинской общине послепасхального периода она пользовалась значительным авторитетом как свидетельница служения, смерти и воскресения Спасителя. Более того, Р. Бокам высказал, хотя и очень спорное, но весьма интересное мнение о тождестве, на основании прежде всего созвучия и семантической родственности имен, Иоанны и Юнии, упомянутой апостолом Павлом в Рим 16:7[6]. Если придерживаться такой точки зрения, то получается, что Иоанна, она же Юния, выполняла апостольское служение, подобно как Приска, жена Акилы, сотрудника Павла[7].
Однако если опираться только на показания Луки, то и в таком случае можно сделать немало интересных наблюдений и выводов из свидетельств об Иоанне. Сам факт страннического образа жизни женщины (пусть даже весьма состоятельной[8]) говорит уже о многом. Он дает нам пример того, как Весть Иисуса Христа исподволь разрушала или способствовала преодолению классовых барьеров и социальных табу: «...ведь в еврейском обществе времен Иисуса женщины не могли быть ученицами того или иного выдающегося учителя Закона, а тем более быть членами того или иного братства или сообщества последователей, часто сопровождавших учителя в его путешествиях или деловых поездках»[9].
В раннем иудаизме такое поведение, особенно замужних женщин, расценивалось не иначе как скандал и представляло угрозу религиозно-социального характера для еврейского общества. Проповедь Христа, соединенная с поощрением такой практики, таким образом, во-первых, приравнивала в определенной степени мужчин и женщин в правах, а во-вторых, задавала совершенно новые ориентиры как для жизни и социальной роли женщин, так и для человечества в целом. Помимо этого, нельзя не обратить внимание на сам факт добровольного служения от своих имений и на странничество Иоанны и других состоятельных женщин: это могло указывать на стремление их как-то выразить свою солидарность с бедными и незащищенными слоями еврейского общества. Также, это, судя по всему, свидетельствовало о том перевороте, который произвела в жизни Иоанны и ее спутниц Весть Господа о наступающем божественном Царстве бедных и слабых, приобщиться к которому и хотела Иоанна и другие последовательницы Иисуса путем добровольной раздачи своего имущества (не исключено, что делось это в знак покаяния за свою прежнюю принадлежность к угнетателям и грабителям своего собственного народа[10]).
[1] Например, управляющий виноградниками какого-нибудь крупного землевладельца, как в Мф 20:8.
[2] Такое значение встречается многократно у Иосифа Флавия и Филона Александрийского (ссылки см. в: Richard J. Baukham. Gospel women: studies of the named women in the gospels. Continuum International Publishing Group, 2002. P. 135, n. 89)
[3] Иудейские древности, 18.194.
[4] Иудейская война, 2.595.
[5] О деятельности в городах и селениях Переи рассказывается в Лк 13, 14 и некоторых следующих главах.
[6] «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа». См. подробную аргументацию этого взгляда в: Richard J. Baukham. Gospel women: studies of the named women in the gospels. Continuum International Publishing Group, 2002. P. 165-186.
[7] Хотя существует мнение, что речь в Рим 16:7 идет не об апостольстве Андроника и Юнии, а о том, что они были просто хорошо известны апостолам; однако см. убедительную и пространную аргументацию против указанной интерпретации в: Baukham. Ibid, p. 173-179.
[8] Надо сказать, что еще не ясно, для кого такой способ поведения мог быть более опасным и роковым - для женщины из высшего сословия или из низших слоев общества.
[9] Ben Witherington. Joanna // The Anchor Bible Dictionary, in 6th vol. Ed. D.N. Freedman. Vol. 3. New York: Doubleday, 1992 (электронный ресурс).
[10] О грабительской политике римской администрации, а, следовательно, и всех сочувствующих ей представителей еврейской элиты в Плестине см. в: Л. Шиффман. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда. Иерусалим-Москва, 2002. С. 142-144, 151-158.