Повествование книги Деяний апостолов о событии христианской Пятидесятницы , составленное в очень восторженной манере и не без торжественности в стиле, выглядит на первый взгляд несколько одиноко на фоне других новозаветных источников, как не имеющее себе параллелей. Однако в Новом Завете можно все-таки обнаружить отдельные указания на события, отчасти напоминающие Сошествие Духа на апостолов книги Деяний, - это, во-первых, Ин 20:21-22. Ограничиваясь лишь общими замечаниями нужно сказать, что здесь Иоанн говорит о Святом Духе как о силе и власти «прощать и оставлять грехи» в смысле, прежде всего, провозглашать Христа как Путь к Отцу и обличать неверие во Христа, то есть свидетельствовать о жизни в единстве с прославленным воплотившимся Логосом и отрыве от него . И в этом несомненно проявляется, хотя и отдаленное, сходство с пневматологией Деян 2, где Дух также характеризуется как пророческая сила возвещения Израилю и остальному миру о Воскресшем Христе .
Кроме того, многие исследователи проводят параллель между Деян 2:2-6 и 1 Кор 15:6-7, где апостол Павел пересказывает коринфянам предание о том, как Воскрешенный Господь «явился более, нежели пятистам братьев одновременно <...>; потом явился Иакову, также всем Апостолам». Хотя об этом свидетельстве часто говорится, что оно не имеет ничего общего с Пятидесятницей (да и количества участников не совпадает ), как она описана Лукой, однако на это можно возразить, что, как видно, в частности, из того же Ин 20:22 в изначальном предании об опыте встречи Христовых последователей с Воскресшим часто действие Духа соединено и почти неразличимо от присутствия самого Господа Иисуса.
Однако в данных заметках мы подробно остановимся только на повествовании о Пятидесятнице, которое нам оставил евангелист Лука. Фрагмент книги Деяний, где об этом событии идет речь, как, впрочем, и большинство других текстов Нового Завета, чрезвычайно насыщен богословскими смыслами и историческими реалиями, которые часто взаимно переплетаются, а указания на тот или иной факт служат средством выражения какой-то богословской идеи. Так, уже в начале отрывка - в Деян 2:1 - евангелист Лука, указывая время события Пятидесятницы, говорит, что оно произошло en to symplerousthai (греч.) - в Синодальном переводе это место передается, как «при наступлении Пятидесятницы», т.е. когда наступал этот день. Однако в греческом оригинале первую часть данного выражения точнее было бы перевести: «когда подходил к концу» или «когда завершался», т.е. праздник Пятидесятницы собственно уже почти кончился. Епископ Кассиан (Безобразов), переводя вышеуказанное место «приближался к концу», пишет: «Дееписатель хотел сказать, что сошествие Святого Духа совершилось вечером на исходе праздника Пятидесятницы» . Так как данное предположение входит в видимое противоречие с текстом Деян 2:15, где апостол Петр говорит о третьем часе дня (т.е. о 9-ти часах утра по нашему времяисчислению), преосвященный Кассиан предлагает «допустить перерыв между чудом огненных языков и речью Петра перед народом, который без труда и подразумевается» .
Вполне возможно, Лука этим указанием завершение иудейского праздника Пятидесятницы, с одной стороны, хотел подчеркнуть восполняющее и всезавершающее значение сошествия Святого Духа в истории спасения в ветхозаветный период, истории пребывания Израиля Божья в Завете с его Богом. И это вполне вписывается в его концепцию исполнения Писаний и идеи, что эпоха Духа есть конечный этап осуществления спасительного замысла Бога о мире . С другой стороны, он мог стремиться таким образом отделить событие уже собственно христианского периода истории спасения от предшествовавшего ему ветхозаветного периода, олицетворяемого здесь праздником Пятидесятницы. А мог иметь в виду и то и другое одновременно. И тогда можно утверждать здесь наличие часто встречающейся и в других местах двухтомника Луки смысловой схематической пары - преемственность/разрыв между тем, что было в домессианские времена и тем, что наступает в связи с приходом Мессии . То есть в данном месте можно предполагать разные интерпретации. Но как бы то ни было сначала имеет смысл попытаться выяснить нечто более конкретное: почему в Деян 2:1 евангелист вообще связывает Сошествие Духа с определенным иудейским праздником Пятидесятницей? Пятидесятница - это другое название иудейского Праздника Седмиц/Недель (евр. - «хаг-Ашабуот»). Пятидесятницей данный праздник стали именовать в иудаизме эллинистического периода - III-II вв. до н.э.[1] Изначально праздник Пятидесятницы, или Седмиц, был земледельческим праздником собирания плодов[2] и отмечался через семь недель после начала жатвы[3]. Позднее (когда точно, установить сложно) его стали связывать с Пасхой и праздновать на 50-й день после Пасхи. Достоин внимания тот факт, что в I в. н.э. определение точной даты празднования, зависящей от толкования Лев. 23:15, порождало разногласия. Различные религиозные партии иудеев вели счет от разных дней: саддукеи отсчитывали семь недель от первой субботы после первого дня Пасхи; фарисеи вели отсчет непосредственно от первого дня Пасхи; ессеи (или кумраниты) считали, начиная с субботы после восьмого дня Пасхи, когда заканчивался семидневный праздник Опресноков. При этом нельзя точно сказать, какого способа счета придерживался Лука. По указанной причине невозможно однозначно утверждать, какой смысл придавал евангелист своему хронологическому уточнению, относящемуся к событию сошествия Святого Духа. Если предположить, что святой Лука придерживался календарной системы кумранитов, тогда факт указания на то, что был день Пятидесятницы, приобретает очень важные смысловые коннотации.
Дело в том, что в одном иудейском псевдоэпиграфе - Книге Юбилеев, созданной во второй половине II века до н.э. и происходящей из кругов, тесно связанных с кумранской общиной, - в 6 главе идет речь об установлении праздника Седмиц. По мнению автора этой книги, праздник Седмиц начал отмечаться по повелению Бога еще Ноем «в знамение вечного Завета»[4]. Кроме того, было предписано соблюдать этот праздник ежегодно, «чтобы возобновлять Завет каждый год»[5]. Потом, после периода жизни Авраама и патриархов, он был забыт и только при Моисее восстановлен. В этой связи некоторые исследователи полагают, что кумранская община также праздновала обновление Завета в праздник Седмиц - в Пятидесятницу. Примечательно, что и в раввинистическом иудаизме рассматриваемый праздник стал со временем днем обновления Завета и дарования Закона на горе Синай. Но такое переосмысление происходит не раньше II века н.э.[6]
Таким образом, вполне возможно, что евангелист Лука своим указанием на праздник Пятидесятницы хотел представить событие сошествия Святого Духа как обновление Завета между «Богом Израиля» и «малым стадом», которому «Отец соизволил даровать Царство»[7] Нового Завета, скрепленного теперь уже не кровью овец и тельцов, но Кровью Господа и Помазанника Иисуса[8].
Помимо всего сказанного, косвенным подтверждением присутствия в первых стихах Деян. 2 идеи возобновления Завета являются строки, следующие за первым стихом главы. Перейдем к их анализу.
Во 2-м и 3-м стихах говорится о «шуме с неба словно бы проносящегося сильного ветра» и о «разделяющихся языках наподобие огня». Многие библеисты и религиоведы видят в этих образах черты богоявления [9], сходного с Синайским богоявлением, описанным в Исх. 19:16 и 18[10]: «...Были громы, и молнии,...и трубный звук весьма сильный... Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне». Скорее всего, евангелист намеренно использует образы и понятия, намекающие на Синайские события, в рамках которых Израилю был дарован Закон и заключен Завет. При этом он обращается с этими образами очень свободно. В рассказе, описывающем новозаветное богоявление, дееписатель путем привлечения указанных образных средств «утверждает истинность сверхъестественного Божественного вмешательства в связи с великими вмешательствами, описанными в Ветхом Завете, которые обозначали важнейший этап истории спасения»[11]. «И исполнились все Духа Святого»[12]. Святой Дух - простое и одновременно таинственнейшее библейское понятие. Не только ветхозаветный, но и междузаветный иудаизм имел достаточно разработанные представления о Духе, хотя при этом «большинство иудеев полагали, что со времен последних пророков Дух покинул Израиль за грехи нации, но что в конце времен он изольется на весь восстановленный Израиль»[13].
К I в. н.э. многие иудеи были исполнены ожиданий прихода Мессии, наделенного Духом от Бога, причем имелся в виду Дух пророчества, дававший исключительную мудрость и знание[14]. Прообразом Мессии выступают Давид и Отрок Господень пророчеств Исайи[15]. Такая типология присутствует в ряде апокрифов, псевдоэпиграфов, в кумранских толкованиях и в раввинистической литературе. Под выражением «исполниться Духа Святого» в Деян. 2:4, по мнению английских библеистов Дж. Левисона и Л. Джонсона, имеется в виду очень интенсивный и мощный пророческий дар, подаваемый Богом через вознесенного Христа Его ученикам. В подтверждение именно такого употребления разбираемой фразы приводится находящееся в Деян. 2:3 словосочетание «языки как будто бы пламени» (glossai hosei pyros (греч.)). Левисон показывает, что выражение «огонь» широко и часто использовалось в современном Луке иудаизме (например, у Филона и в сочинениях, ему приписываемых), а также имело хождение среди известных греко-римских авторов (например, Квинтиллиан, Плутарх) в качестве метафоры для передачи внутреннего опыта, порожденного пророческим вдохновением[16]. Кроме того, есть несколько мест в Евангелии от Луки (1:41-42, 64; там стоит тот же, что и в Деяниях глагол pleroo - наполнять(-ся)) и в Деяниях апостолов (4:8; 6:8; 7:55 и др.), где действующие лица исполняются Духа и пророчествуют о имеющих произойти событиях, оценивая в свете Откровения настоящее, выступая с защитной речью, обличая, наставляя в вере других и т. п. Кстати, именно так понимает и толкует слушателям происходящее сошествие Святого Духа и апостол Петр в первой своей миссионерской проповеди[17].
«...И начали говорить на других языках...» . Здесь описано явление, называемое в научной библеистике «глоссолалия» (от греч. glossa - «язык, наречие» и laleo - «говорить, проповедовать»). Выдвигается множество гипотез относительно природы данного явления конкретно у Луки. Некоторые исследователи считают, что оно представляет собой экстатическое переживание, сходное с эллинистической традицией восторженного мистицизма, примерами чего могут служить Дельфийские оракулы, адепты культов Диониса и Кибелы . Ряд других исследователей видят здесь дар говорения на иностранных языках, который сообщался впервые Духом Святым участникам события Пятидесятницы, а также и после нее . Очень возможно, что евангелист Лука был уверен, что в данном случае действительно имело место чудесное говорение на иностранных языках или наречиях. Одним из решающих аргументом в пользу такого взгляда является, прежде всего, то, что святой Лука настаивает, по ходу описания реакции собравшейся толпы, что речи апостолов и других учеников Христовых на языках были вполне понятны для слышавших их. Очень показательно в этом плане свидетельство Иринея Лионского, который упоминает в 5-й книге своего сочинения «Против ересей» о личном опыте присутствия при глоссолалии во время собрания общины, характеризует ее именно как говорение на иностранных языках . Подтверждением такого объяснения вышеописанного феномена также может служить и помещенный вслед за рассказом о сошествии Святого Духа список провинций и стран, из которых были родом иудеи, ставшие свидетелями необычного поведения апостолов.
Другое дело, что о сходном явлении в рамках первоначального христианства говорится в гораздо более древнем источнике - Первом послании к Коринфянам . У Павла глоссолалия определенно носит нечленораздельный характер. Учитывая более позднее происхождение Деяний по сравнению с текстами апостола Павла, некоторые исследователи , высказывали мнение о том, что Лука сам непосредственно не имел опыта глоссолалии в том виде, который представлен у Павла и просто искусственно сконструировал сцену Деян 2:2-6, переосмысляя Павловы сведения по разбираемому предмету. Однако учитывая широкую практику глоссолалии даже в христианстве II-III веков, особенно среди монтанистов и гностиков, едва ли можно допустить опору у Луки только на Павла. Скорее всего, в случаи с Лукой нужно говорить о независимом по отношению к Павлу и коринфской общине палестинском предании об опыте глоссолалии.
Что же касается самого перечня народов, среди которых жили находящиеся в толпе иудеи, то при всей его неполноте (по сравнению хотя бы со списком, размещенном в Быт 10) цель этого перечисления диаспор разных стран для автора состояла, видимо, в том, чтобы представить в их лице полноту Израиля, рассеянного по миру. то это должно было, по замыслу автора, подчеркнуть эсхатологическое значение всего совершавшегося на Пятидесятницу. Данное событие знаменовало начало собирания народа Израиля на Сион во времена пришествия Мессии, о чем пророчествовал пророк Захария . Кроме того, упоминание «прозелитов» , т.е. обратившихся в иудейство язычников, явно указывает на универсальное измерение апостольской проповеди, которая должна была последовать за получением дара Святого Духа. И это тоже должно было совершиться во исполнение предвозвещений пророков Захарии и Исайи .
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что (1) евангелист, используя, с одной стороны, образный ряд Синайского богоялвения, а с другой, как мы небезосновательно предположили, - традиции празднования обновления Завета, которое совершалось, в частности, кумранитами в праздник Седмиц, - осмысляет событие сошествия Святого Духа на учеников Христа как новое богоявление, аналогичное Синайскому. Целью этого богоявления было заключение Нового Завета между Богом Израиля и Новым Израилем, первой «закваской» которого становятся ученики Христовы, свидетели Его страданий, смерти и Воскресения. (2) Как в истории древнего Израиля сам факт заключения Завета с Богом через принятие Закона Моисеева и жертвоприношение стал началом его бытия в качестве народа Божия («Итак, если вы будете ...соблюдать Завет мой, то будете моим уделом во всех народах...и народом святым» - Исх 19:5-6), так заключение нового Завета через посредство проповеди Благой вести о смерти и Воскресения Иисуса, Сына Божия, положило основание новому народу Божию - Новому Израилю. (3) Первичное ядро Нового Израиля, Христовой Общины, составляют уверовавшие во Христа евреи. Как и у Христа, в начальный период истории Апостольской Церкви (вплоть до первого великого гонения, последовавшего за расправой над Стефаном) проповедь и миссия апостолов была направлена на то, чтобы призвать еврейский народ к постижению замыслов Бога относительно истинного восстановления Царства Израиля. На это собирание последних времен, собственно, и были направлены усилия как Самого Господа, так и апостолов . И только после первых гонений со стороны иудейских властей и представителей крайнего законничества начинается под руководством Святого Духа проповедь в Самарии, Сирии и далее «до края земли», что пророчески предощущалось уже в даре говорения на иностранных языках.
В заключении следует добавить, что в описании события Пятидесятницы, с которого начинается история нового Народа Божия, водимого посредством Святого Духа «новым Моисеем» Господом Иисусом Христом, - евангелист Лука делает акцент на миссионерской роли Церкви. Природа и назначение этой последней, собственно, и заключаются в свидетельстве о наступлении Нового Мира и осуществлении идеалов этого Мира в нашей, во многом еще ветхой, действительности, посредством следования наитию пророческого Духа, посылаемого Христом Церкви как целому и каждому члену Церкви лично.
[1] См. Тов 2:1; 2 Макк 12:32; Иосиф Флавий. Иудейская война, 3.252 и др.
[2] Исх 23:16.
[3] Втор 16:9; Лев 23:15.
[4] Книга Юбилеев, 6.17-22. - В кн.: Книга Еноха. М., 2001.
[5] Книга Юбилеев, 6.21.
[6] И. Левинская. Деяния апостолов. Главы I-VIII. Историко-филологический комментарий. М., 1999. С.114.
[7] Лк 1:68; 12:32.
[8] См. Лк 22:20; Деян 20:28.
[9] Р.Де Во, М.Элиаде, Л.Джонсон и др.
[10] Ср. Исх 3:2; Втор 4:36.
[11] Антонини Б. Эгзегезис книг Нового Завета. М.,1995. С. 175.
[12] Деян 2:4.
[13] М. Турнер. Святой Дух // Словарь. Иисус и евангелия. М., 2003. С.502.
[14] Книга Юбилеев, 25:14; 31:12; Иосиф Флавий, Иудейские древности, 4.119 и др.
[15] См., например, 11:1-4, и др.
[16] The New Interpritation's Bible, vol. 10, Edmonds, 2002. P.54.
[17] Деян 2:14-21.