Об Аполлосе говорится в нескольких книгах Нового Завета. Самый древний источник — Первое послание к коринфянам апостола Павла. Однако предание о периоде, предшествовавшем его деятельности в Коринфе и моменту личного знакомства с Павлом (о чем говорится в 1 Кор 1-4; 16:12), содержится в Деян 18:24-19:1, поэтому с этого последнего фрагмента мы и начнем наш краткий анализ.
В указанном фрагменте книги Деяний Апостолов сообщается о том, что Аполлос был родом из Александрии и «был муж красноречивый» (под этим автор Деяний мог подразумевать и хорошее образование[1]), а также был «сведущим в Писаниях» (стих 24). Далее сообщается несколько странная и даже в чем-то противоречивая информация: Аполлос «был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново». То есть он, по утверждению Луки, был христианином, так как «путем» в Деяниях называется именно апостольское учение о Христе и христианский образ жизни, на этом учении основанный[2]. Но что интересно, одновременно здесь указывается на факт крещения Аполлоса только крещением Иоанна и тем самым подчеркивается, судя по всему, что он не знал крещения Святым Духом (ср. Деян 19:2-5). По поводу этого неоднозначного места уже давно ведутся жаркие дискуссии среди исследователей: одни библеисты предлагают считать Деян 18:25 не историческим описанием, но авторским вымыслом Луки, из чего следует, что Аполлос был иудейским странствующим проповедником, обращенным в христианство Акилой и Приской[3]; другие считают, что редакторской вставкой в стихе 25 являются лишь слова «зная только крещение Иоанново» (это было сделано Лукой, согласно данной точке зрения, либо для демонстрации неполноты христианского ведения Аполлоса[4], либо для указания на превосходство духовного авторитета Павла[5]). Третья группа ученых полностью признает историчность описываемой в 25 стихе характеристики[6]. Однако едва ли Аполлос был учеником Иоанна Крестителя или входил в кружок Иоанновых учеников, не присоединившихся к группе последователей Иисуса Христа (о такого рода иоаннитах речь идет у Луки в Деян 19:1-7, делается это явно намеренно). Александрийское происхождение Аполлоса связывается в предании[7] об апостоле с его образованием, которое он, наиболее вероятно, получил в Александрии, едва ли не крупнейшем в I веке центре образования, где в то время в интеллектуальных кругах иудейской диаспоры пользовались популярностью аскетические движения, вроде описанных у Филона «терапевтов»[8]. Судя по названию и по ряду других особенностей, терапевты были египетской ветвью палестинского ессейства[9]; и хотя об омовениях у терапевтов в источниках ничего не говорится, можно предположить, что Филон просто умолчал об этой ритуальной практике, приспосабливаясь ко вкусам языческой греко-римской аудитории. Допустив это, мы можем предположить, что в предании об Аполлосе (связанном с крещением или омовением) весьма замысловато запечатлелось воспоминание о нем как о члене аскетической группы терапевтов, который в свою бытность в Эфесе продолжал практиковать ритуальные омовения[10]. Впрочем, не исключено, что какая-то часть египетских иудейских аскетов восприняла практику Иоанна Крестителя, состоящую в единократном «омовении [в знак] покаяния» (Деян 19:4; пер. мой — П.Л.). Кроме того, есть некоторые основания предполагать, что Аполлос мог принадлежать к тому направлению в раннем христианстве, которое не разделяло, в отличие например от того же Луки, представления о двойном крещении (водою и Духом), а мистическое переживание Духа (в том числе и первоначальное[11]) воспринимало и описывало в категориях, например, «знания», «откровения», «мудрости», «вдохновения» и др.[12]
Какой бы вариант из предложенных мы не считали более верным, остается понятным одно: невозможно однозначно определить, что имел в виду Лука под более точным объяснением со стороны Акилы и Приски пути Господа Аполлосу (в Деян 18:26). Но ясно, что под этим не подразумевалось «крещение в Господа Иисуса», о каковом говорится в случае с «учениками» в 19:1-7[13].
Согласно Деяниям Апостолов Аполлос после знакомства с Акилой и Приской отправился из Эфеса в Ахайю и Коринф. О проповедническом служении его в Коринфе много говорится в Первом послании к коринфянам, написанном апостолом Павлом.
В послании говорится о том, что в коринфской общине произошли schismata, т.е. «разделения» (греч.)[14]. И далее описываются детали этих разделений, состоящих в том, что одни члены общины называли себя «принадлежащими [к группе] Павла»[15], другие — к группе Петра, третьи — к группе Аполлоса, четвертые — к группе Христа. И все это сопровождалось соперничеством и, согласно дальнейшему повествованию, спорами и отчуждением. Однако нужно учитывать, что полного разрыва между группами не случилось. Более того, как отмечает Б.Уидерингтон, «видимо, не произошло даже сколько-нибудь полноценного образования партий внутри общины»[16], т.к. в принципе на протяжении всего текста послания, помимо отдельных злоупотреблений и спорных моментов церковной практики, не говорится ни о каких конкретных лидерах в среде коринфских христиан, ни о каких-то более менее отчетливых идеях, кроме, быть может, довольно неопределенного мнения о том, что «нет воскресения мертвых» в 1 Кор 15.12. Это особенно хорошо видно на фоне других послания Павла — к Галатам, Второго Послания к Коринфянам.
Можно лишь гадать, в чем состояла позиция той или иной партии, но очевидно, что кое-что об этом могут сказать нам особенности (часто гипотетические) тех или иных проповедников, которых в качестве патронов избирали себе разные группы (здесь мы ограничимся, естественно, лишь приверженцами Аполлоса). Самое первое, что приходит на ум в связи с Аполлосом, это, конечно, его красноречие или хорошее образование, упомянутое в Деяниях. Именно Аполлос мог проповедовать Христа с применением тех «убедительных слов человеческой мудрости» (1 Кор 2:4), которых была лишена, по его собственному признанию, проповедь апостола Павла. Но хотя этот момент и немаловажный, однако довольно формальный. Более существенным кажется упоминание коринфянами в своем письме Павлу безбрачного образа жизни (1 Кор 7:1 и далее). Часто склонность коринфян абсолютизировать несемейный образ жизни связывают с влиянием Павла. Но если вспомнить предложенную выше гипотезу о принадлежности Аполлоса в свое время к секте терапевтов, среди которых целибат был широко распространен, тогда можно допустить в данной ситуации и влияние Аполлоса. Это подтверждает, кстати, и очень длинное рассуждение (с элементами опровержений) Павла о том, в каком случае стоит жениться или выходить замуж, а в каком не стоит (и почему). Помимо этого, к характеристике Аполлосовой партии в Коринфе вполне можно отнести и практику глоссолалии — несмотря на то, что Павел и себе приписывает дар говорения языками, факт упоминания об этом исключительно в коринфской переписке и полное отсутствие каких-либо намеков в других посланиях Павла говорит, скорее, в пользу влияния Аполлоса (если не Петра, что вряд ли). То же можно сказать и о других «дарах Духа» (правда не о всех уверенно и однозначно), перечисляемых Павлом в 1 Кор 12: они могли восходить к опыту и проповеди именно Аполлоса, а не Павла.
В 1 Кор 16:12 Павел сообщает о пребывании Аполлоса во время составления послания в Эфесе. Возможно, что отказ Аполлоса снова пойти в Коринф для усмирения смуты, был обусловлен его подавленным состоянием в связи с произошедшими (в том числе и по его вине) разделениями. Последний раз в Новом Завете Аполлос фигурирует, предположительно, в Тит 3:13, что свидетельствует, вероятно, о тесных дружеских взаимоотношениях его с Павлом вплоть до последних лет жизни последнего[17].
[1] Часто это понятие было обозначением того и другого в силу ведущего места риторики и связанных с ней дисциплин как в среднем, так и высшем образовании того времени (L. D. Hurst. Apollos // The Anchor Bible Dictionary, in 6th vol. Ed. D.N. Freedman. Vol. 1. New York: Doubleday, 1992 (электронный ресурс)).
[2] См. Деян 19:23.
[3] Ссылки на работы, где авторы отстаивают такую точку зрения см. в: А. С. Небольсин, О. В. Венцель. Аполлос // Православная энциклопедия, т. 3. - М., 2002. - С. 72-73. - http://www.pravenc.ru/text/75682.html
[4] См., например, G. Lüdemann. Early Christianity according to the Traditions in Acts. Commentary. Minneapolis: Fortress Press. P. 207-208;
[5] См. E. Käsemann. Disciples of John the Baptist in Ephesus // Essays on New Testament Themes. London: SCM, 1964. P. 144. Кстати отметить, взгляды как Кэземана, так и Людемана вполне вписываются в историософскую схему Луки: Иоанн Креститель как олицетворение дохристианской стадии истории спасения и, следовательно, несовершенного боговедения по сравнению с тем, которое люди приобретают благодаря Христу в эпоху Святого Духа, действующего и подаваемого через Церковь Христову.
[6] См. L. D. Hurst. Apollos// The Anchor Bible Dictionary, in 6th vol. Ed. D.N. Freedman. Vol. 1. New York: Doubleday, 1992 (электронный ресурс).
[7] Исследователи выявляют в описании Аполлоса у Луки материал традиции, который автор Деяний использовал в своей книге, несколько изменяя (по крайней мере, по стилю и объему).
[8] См. De vita contemplativa (О созерцательной жизни), 1.1 etc. - http://barnascha.narod.ru/books/philo/contempg.htm
[9] C.H. Evance. Therapeutae // Dictionary of New Testament Background, edited by Craig A. Evans, Stanley E. Porter. InterVarsity Press, 2000. P. 1230.
[10] Как, кстати, судя по всему продолжали делать и многие иудеохристиане, жившие в Палестине и, видимо, какая-то их часть, жившая за ее пределами (на что косвенно указывает соблюдение кашрута Петром и другими христианами из евреев, как засвидетельствовано в Деян 10:10-14; Гал 2:11-14 и прочее; ср. Деян 15:21, 23-29).
[11] Вообще вопрос о Святом Духе в опыте и концепциях раннего христианства осложняется многоликостью представлений об этой стороне церковной жизни в те времена - взять хотя бы два довольно различных описания-представления о принятии Духа Святого апостолами в синоптической традиции и в Иоанновом корпусе. А если учесть отличительные особенности учения о Духе апостола Павла (об этом см. наблюдения и частичный анализ когерентных отрывков их Нового Завета в: F. W. Horn. Holy Spirit (E. Spirit in the NT) // The Anchor Bible Dictionary, in 6th vol. Ed. D.N. Freedman. Vol. . New York: Doubleday, 1992 (электронный ресурс)), то получается довольно пестрая картина.
[12] Такого рода представления имели место, в частности, среди коринфских христиан (см. 1 Кор 12). Небезосновательно видеть здесь влияние Аполлоса, однако не исключено, что эти воззрения и духовная практика были восприняты коринфянами от Павла.
[13] Что является аргументом против мнения об Аполлосе как нехристианине.
[14] Это слово имело в то время исключительно политическое значение и обозначало разделение на политические блоки и партии со своими политическими лидерами; но у Павла оно, судя по всему, приобретает больше социальный оттенок, указывая на приверженность каждой отдельной группы тому или иному проповеднику.
[15] Перевод мой - П.Л.
[16] Witherington. Conflict and Community in Corinth: A Socio-Rhetorical Commentary on 1 and 2 Corinthians. Wm. B. Eerdmans Publishing. 1995. P. 95.
[17] Это при условии отнесения сведений, содержащихся в послании, к последним документальным свидетельствам об апостоле Павле, как делают многие толкователи и библеисты.