Календарные заметки на 5 марта: память священномученика Садока, епископа Ктесифонского и с ним 128 мучеников
Сегодня Православная Церковь вспоминает мученический
подвиг святого Садока, епископа
христианской общины в столице Персии Ктесифоне и с ним пострадавших 128
христиан.
Статья
Самые древние версии
Мученичества святого Садока и с ним пострадавших на греческом языке дошли до
нас в трех рукописях X и начала XI
века[1].
Эти тексты, являющиеся переводами более
древних (если не оригинальных, то восходящих к ним) сирийских версий[2],
практически полностью совпадают по содержанию.
Согласно Мученичеству, святой Садок пострадал «во второй год гонений», воздвигнутых против христиан в Персии при шаханшахе Шапуре II[3] (309 - 379 годы правления), то есть в 341 или 342 году[4]. Эти гонения были вызваны обострением отношений между Сасанидской Персией и Византией, причиной чего послужили споры вокруг политического влияния на территории Армении. Этот конфликт очень быстро перерос в войну, продолжавшуюся около 40 лет[5], что и стало, по всей вероятности, главным фактором, активизировавшим антихристианские настроения в Персидской империи, и так не отличавшейся особой терпимостью к христианам[6].
Садок, по свидетельству Мученичества, был преемником священномученика Симеона бар Саббы[7] на епископской кафедре в столице Сасанидской Персии городе Ктесифон. В самом начале текста, повествующего о последних днях Садока, со слов самого святителя описывается «устрашающее видение»[8], которого он сподобился. Ему явился уже покойный к тому времени Симеон бар Сабба и предсказал скоро предстоящую Садоку мученическую кончину. Последние слова, которые сказал в видении Симеон («Я вчера взошел, а ты взойди сегодня»), Садок истолковал в своей речи перед собравшимися у него клириками так: «Означают они то, что он претерпел страдание в прошлом году, а мне в текущем году предстоит претерпеть мучение и смерть». В этом месте содержится однозначное указание на дату мученической кончины святого Садока - год, следующий за годом казни Симеона, то есть 341.
Из текста не совсем понятно, в чем был обвинен Садок перед шаханшахом. Однако в повествовании можно увидеть ссылку на государственную измену, так как после упоминания самого персидского царя Шапура II приводится толкование имени Садок, которое звучит как «друг царя». При этом особенно подчеркивается, что мученик был другом именно Небесного Царя, которого возлюбил всем сердцем и душой. Такой акцент на вышеупомянутых словах делается как будто с целью отклонить обвинение в сотрудничестве святого с Римом (вспомним прозвище христиан - «друзья римского императора»). Далее говорится, что Садок во всем был подражателем Симеона, из чего можно сделать вывод, что он так же, как и его предшественник по кафедре, вступался за свою христианскую паству перед властями. Поводом для заступничества могли стать как завышенные налоги, так и вообще притеснения его единоверцев со стороны правительства, чиновников и зороастрийских жрецов.
Как повествуется в Мученичестве, святой Садок вместе с 128 членами ктесифонской общины были арестованы и подвергнуты пятимесячному тюремному заключению. В течение этого срока их пытали, стараясь склонить к отречению от христианства и принятию зороастризма, однако страдальцы мужественно вынесли все истязания и остались верными Христу. В конце концов их казнили посредством усечения мечом.
Согласно Мученичеству, святой Садок пострадал «во второй год гонений», воздвигнутых против христиан в Персии при шаханшахе Шапуре II[3] (309 - 379 годы правления), то есть в 341 или 342 году[4]. Эти гонения были вызваны обострением отношений между Сасанидской Персией и Византией, причиной чего послужили споры вокруг политического влияния на территории Армении. Этот конфликт очень быстро перерос в войну, продолжавшуюся около 40 лет[5], что и стало, по всей вероятности, главным фактором, активизировавшим антихристианские настроения в Персидской империи, и так не отличавшейся особой терпимостью к христианам[6].
Садок, по свидетельству Мученичества, был преемником священномученика Симеона бар Саббы[7] на епископской кафедре в столице Сасанидской Персии городе Ктесифон. В самом начале текста, повествующего о последних днях Садока, со слов самого святителя описывается «устрашающее видение»[8], которого он сподобился. Ему явился уже покойный к тому времени Симеон бар Сабба и предсказал скоро предстоящую Садоку мученическую кончину. Последние слова, которые сказал в видении Симеон («Я вчера взошел, а ты взойди сегодня»), Садок истолковал в своей речи перед собравшимися у него клириками так: «Означают они то, что он претерпел страдание в прошлом году, а мне в текущем году предстоит претерпеть мучение и смерть». В этом месте содержится однозначное указание на дату мученической кончины святого Садока - год, следующий за годом казни Симеона, то есть 341.
Из текста не совсем понятно, в чем был обвинен Садок перед шаханшахом. Однако в повествовании можно увидеть ссылку на государственную измену, так как после упоминания самого персидского царя Шапура II приводится толкование имени Садок, которое звучит как «друг царя». При этом особенно подчеркивается, что мученик был другом именно Небесного Царя, которого возлюбил всем сердцем и душой. Такой акцент на вышеупомянутых словах делается как будто с целью отклонить обвинение в сотрудничестве святого с Римом (вспомним прозвище христиан - «друзья римского императора»). Далее говорится, что Садок во всем был подражателем Симеона, из чего можно сделать вывод, что он так же, как и его предшественник по кафедре, вступался за свою христианскую паству перед властями. Поводом для заступничества могли стать как завышенные налоги, так и вообще притеснения его единоверцев со стороны правительства, чиновников и зороастрийских жрецов.
Как повествуется в Мученичестве, святой Садок вместе с 128 членами ктесифонской общины были арестованы и подвергнуты пятимесячному тюремному заключению. В течение этого срока их пытали, стараясь склонить к отречению от христианства и принятию зороастризма, однако страдальцы мужественно вынесли все истязания и остались верными Христу. В конце концов их казнили посредством усечения мечом.
[1] H. Delehaye. Les versions greques des actes des martyres persans
sous Sapor II // Patrologia Orientalis. T. 2. Turnhout/Belgique, 1981. P. 411-412.
[2] См. Martyrium sancti Sadoth episcopi. Ed. H. Delehaye // Analecta Ballandina, № 21. Bruxselles, 1902. P. 141-142. Ни самих текстов на сирийском, ни какой-либо более подробной информации о них у автора нет, поэтому он ограничивается кратким анализом греческих версий.
[3] О начале и ходе массовых и продолжительных гонений на христиан именно при Шапуре II, современнике царствования Константина Великого, повествует Эрмий Созомен в «Церковной истории» (см. 2.9 и далее, особенно глава 15).
[4] Обоснование этого см. ниже.
[5] Государство Сасанидов. - В кн.: История Востока. Т. 2: Восток в средние века. Глава 1. - http://gumilevica.kulichki.net/HE2/he2102.htm
[6] Гонения или по крайней мере притеснения имели в IV веке практически перманентный характер. Причины их усиления, ослабления, временного прекращения или возобновления могли быть очень разными, однако всегда превалировала одна - подозрение в государственной измене, так как христианство являлось в то время практически официальной религией Римской империи, пэтому христиан часто и называли «друзьями римского императора» (В. Г. Луконин. Лекция 15: Сасанидская держава в III-V вв. - В кн.: История Древнего мира в 3-х тт. Т. 3. М., 1989. С. 263 - http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st09.shtml.
[7] Был казнен по обвинению в подрывной деятельности в пользу Римского императора и (или?) за отказ собирать удвоенную подать (эта обязанность была закреплена за епископом, осуществлявшим налоговый сбор с христиан своей области), ссылаясь на неурожай и обнищание населения области (Созомен. Церковная история, 2.9), Память - 17 апреля (по старому стилю).
[8] Греч. orama phoberon, а не «страшный сон», как у свт. Димитрия Ростовского, хотя, как следует из дальнейшего текста Мученичества, это видение было Садоку во сне.
[2] См. Martyrium sancti Sadoth episcopi. Ed. H. Delehaye // Analecta Ballandina, № 21. Bruxselles, 1902. P. 141-142. Ни самих текстов на сирийском, ни какой-либо более подробной информации о них у автора нет, поэтому он ограничивается кратким анализом греческих версий.
[3] О начале и ходе массовых и продолжительных гонений на христиан именно при Шапуре II, современнике царствования Константина Великого, повествует Эрмий Созомен в «Церковной истории» (см. 2.9 и далее, особенно глава 15).
[4] Обоснование этого см. ниже.
[5] Государство Сасанидов. - В кн.: История Востока. Т. 2: Восток в средние века. Глава 1. - http://gumilevica.kulichki.net/HE2/he2102.htm
[6] Гонения или по крайней мере притеснения имели в IV веке практически перманентный характер. Причины их усиления, ослабления, временного прекращения или возобновления могли быть очень разными, однако всегда превалировала одна - подозрение в государственной измене, так как христианство являлось в то время практически официальной религией Римской империи, пэтому христиан часто и называли «друзьями римского императора» (В. Г. Луконин. Лекция 15: Сасанидская держава в III-V вв. - В кн.: История Древнего мира в 3-х тт. Т. 3. М., 1989. С. 263 - http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st09.shtml.
[7] Был казнен по обвинению в подрывной деятельности в пользу Римского императора и (или?) за отказ собирать удвоенную подать (эта обязанность была закреплена за епископом, осуществлявшим налоговый сбор с христиан своей области), ссылаясь на неурожай и обнищание населения области (Созомен. Церковная история, 2.9), Память - 17 апреля (по старому стилю).
[8] Греч. orama phoberon, а не «страшный сон», как у свт. Димитрия Ростовского, хотя, как следует из дальнейшего текста Мученичества, это видение было Садоку во сне.
Комментарии ():
Написать комментарий: