Отец Сергий, недавно в Московской духовной академии состоялась презентация Вашей книги о святителе Николае Сербском, написанной на основе Вашей диссертации. Почему Вы решили заняться изучением наследия именно этого святого?
Святитель Николай имеет огромное значение для православных сербов в США, где я живу с семи лет. Позже, когда я обучался в Московской духовной академии, я посвятил святителю Николаю магистерскую работу, а потом, уже в рамках другой темы, — и докторскую диссертацию. Божиим промыслом так сложилось, что и рукоположен я был в Покровском академическом храме, на день памяти перенесения мощей святителя Николая из Чикаго в Сербию. И одна из первых православных книг, что я прочитал, была связана со святителем Николаем, его книгами и миссионерскими письмами — это «Охридский пролог».
Скажите, а тот факт, что святитель Николай — это практически наш современник, живший по историческим меркам совсем недавно, помогало или мешало в научной работе?
Я бы сказал, помогало. В первую очередь это связано с работой с текстами источников. Информация о святителе Николае гораздо более доступна, чем о каком-нибудь святом, который жил 500 лет назад.
Много ли документов из архива святителя сохранилось? Где они сейчас хранятся? Можно ли ожидать обнаружения каких-то новых документов в будущем?
В нашем архиве хранится более 400 страниц из 64 американских газет времен первого и второго визита святителя Николая в США. На этих страницах святитель Николай дает интервью по большим вопросам, в том числе о коммунизме в Сербии и в России в это время. У нас же хранятся записи неопубликованных бесед святителя, которые послужили основой для большей части моей докторской диссертации.
По большому счету все сведения о святителя Николае уже в каком-то смысле под руками — и в нашей Новограчаницкой и Среднезападно-Американской епархии, и в Валевской епархии в Сербии, где находится монастырь Лелич, в котором пребывают мощи святителя. Кроме этого, что-то может быть разве что в частных библиотеках или у людей, которые общались со святителем и могли сохранить его письма или что-то подобное. А в остальном, как мне кажется, все, что есть, уже доступно.
Отец Сергий, скажите, пожалуйста, работа с наследием святителя Николая отразилась на Вашем духовном состоянии? Она что-то дала Вам в этом отношении?
Работа с наследием святителя Николая действительно очень помогла мне понять, что нужно для миссии в Америке, в Чикаго, то есть за рубежом, потому что именно миссионерской деятельности он посвятил большую часть своей жизни. И все православные на Американском континенте, даже если они не сербы, даже если они не являются частью Сербской Патриархии, — они все равно каким-то образом являются духовными наследниками святителя Николая в миссионерском плане.
Расскажите, пожалуйста, о сербском православии в Америке. Много ли приходов и прихожан?
Сначала я бы хотел кое-что сказать о наших епархиях. В то время, когда святитель Николай в первый раз приехал в США, там действовала только Сербская миссия от Московского Патриархата. Святитель Тихон, будущий Патриарх Московский, отправил тогдашнего архимандрита Мардария (Ускоковича), который потом, по предложению святителя Николая, стал первым епископом Американско-Канадским Сербской Православной Церкви. В нынешнее время у нас есть Канадская епархия, Южноамериканская и три епархии в США. В нашей Новограчаницкой и Среднезападно-Американской епархии более 60 храмов, семь или восемь монастырей и пара скитов. В районе Чикаго живет примерно полмиллиона сербов. Также там живет значительное количество греков, более миллиона.
Это много! Скажите, а кто становится насельниками монастырей Сербской Церкви в Америке? Вы игумен монастыря Новая Грачаница в Чикаго. Кто Ваши монахи — сербы, американцы, возможно, греки или русские? Как они пришли в монастырь?
Монахи Покровского монастыря Новая Грачаница, в котором я в настоящее время являюсь настоятелем и игуменом, — это в основном сербы, которые приехали из Сербии. Есть один серб, который родился в Америке, потом постригся в монахи и подвизается в нашем монастыре. И еще есть один американец, который принял православие и потом постригся в монахи и рукоположился. Вообще, что касается монашества, есть и монастыри, в которых все насельники — американцы, принявшие православную веру. Есть и такие монастыри, где примерно поровну сербов и американцев.
А как Вы оцениваете взаимоотношения между православными церквами разных юрисдикций в Америке?
Я считаю, что отношения между православными церквами в Америке в целом хорошие. В нынешних условиях есть, конечно, разные препятствия, но в целом все развивается как-то естественно, своим путем.
Насколько сложно православным сербам находить общий язык с людьми другой культуры?
Большинство сербских архиереев и монашества, которые учились где-то за рубежом, знают другие языки. Мало кто из наших нынешних архиереев говорит только на сербском. Они говорят на двух, трех, четырех, даже на одиннадцати языках. Мое личное мнение — когда мы ездим за рубеж, это нас обогащает, дает возможность увидеть другую культуру, принять в ней участие. Особенно это относится к нашим студентам: после получения образования где-то за рубежом они сохраняют связи с людьми той культуры, в которой они учились. Вот так через наших студентов формируются духовные связи между разными народами.
Скажите, нет ли такой проблемы, что православные сербы, живя вдалеке от своей страны, в Америке, переходят в другую религию? Есть такие случаи?
Я бы сказал, что если такое случается, то очень-очень редко. Лично я не знаю ни одного такого случае.
В Чикаго есть сербская богословская семинария святителя Саввы Сербского. Скажите, как обстоит дело в этой духовной школе, на что делается акцент в образовании?
Да, у нас есть одна семинария с уровнем бакалавриата. На что делается акцент? Акцент идет на духовное образование, как и здесь. Но одновременно мы должны готовить наши кадры таким образом, чтобы они, став священнослужителями, могли говорить на английском языке, проповедовать на английском языке и принимать американцев в своих приходах. Вот что еще хочется сказать по этому поводу: большинство наших семинаристов приезжают из Сербии, Черногории и Боснии, но есть и такие, кто родились или выросли в США или в Канаде, и тоже хотят получить духовное образование.
Прокомментируйте, пожалуйста, соглашение о сотрудничестве между сербской семинарией святителя Саввы в Чикаго и Московской духовной академией. Как оно будет реализовываться?
По благословению Священного Синода Сербской Православной Церкви мы будем подписывать документ о сотрудничестве с ректором, владыкой Кириллом. Я считаю, что это очень важный шаг вперед, это взаимодействие, признание друг друга. Это позволит нашим семинаристам после обучения в нашей семинарии приехать в Россию, и, если Бог даст, и студенты из России смогут приехать в Чикаго.
Вы сами учились в разных духовных школах в разных странах. Какие особенности духовного образования Вы отметили в России, в Америке и в Греции? И что дал Вам этот очень различный опыт?
Я благодарю Бога за те возможности, которые мне были даны, за те благословения, которые мой правящий архиерей мне дал, и за те места, в которые он меня отправлял. Каждое место, где я учился, я честно и искренне считаю своим домом. Когда я приехал после семи лет отсутствия в Россию, у меня такая радость была: увидеть Лавру, даже в 2–3 часа утра! И Лавру, и Московскую духовную академию и семинарию я чувствую своим домом. Во всех местах, где я учился, я получил различный ценный опыт и везде старался, по примеру преподобного Антония Великого, брать только хорошее и оставлять плохое в стороне.
Вы сказали, что Московская духовная академия и Лавра для Вас как дом. Что они дали Вам в плане образования и в плане Вашего духовного развития как будущего священника?
Московская духовная семинария и академия, по моему мнению, дали мне солидную базу, на основе которой я смог потом продолжать свое духовное образование и в Греции, и частным образом. Но в первую очередь я получил здесь очень огромный духовный опыт пребывания в стенах Троице-Сергиевой Лавры.
Отец Сергий, что бы Вы пожелали нынешним студентам Московских духовных школ? Как им взять от времени учебы здесь больше всего?
Когда я начинал свое образование в Нью-Йорке, в Джорданвилле, и когда приехал сюда, в Московскую духовную семинарию и академию, там владыка Лука и здесь архиепископ Евгений, нынешний митрополит Таллинский и всея Эстонии, советовали одно и то же — то же самое, что и я сейчас скажу: «Читайте, читайте и читайте! Поскольку когда вы закончите семинарию, у вас не будет свободного времени, чтобы вы смогли заниматься с книгами». И действительно, так и есть. После лет учебы, после получения разных дипломов очень мало времени остается, потому что дают все больше и больше послушаний. Так что надо читать, надо готовить себя, надо сделать очень хорошую базу, на которой потом можно будет строить все, что понадобится.
Беседовали Александр Карасёв и Ирина Недосекина
Об архимандрите Сергии (Пушкаре):
1 сентября 2023 г. стал проректором по воспитательной работе Богословского факультета святителя Саввы Сербского в Чикаго.
1 сентября 2023 г. стал профессором на Богословском факультете святителя Саввы Cербского в Чикаго.
В Московскую духовную семинарию поступал по рекомендации настоятеля храма Иоанна Крестителя в г. Белвуд, США, штат Иллинойс, протоиерея Саввы Босанаца и по благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Лонгина, епископа Среднезападно-Американского и Новограчаницкого, из Среднезападно-Американской и Новограчаницкой епархии Сербской Православной Церкви в США.
С 2010 г. по 2013 г. обучался в Троицкой семинарии Русской Зарубежной Церкви, США, Нью-Йорк, Джорданвилль.
С 2013 г. по 2015 обучался в Московской духовной семинарии. Закончил с отличием, защитив дипломную работу под названием «Богословский подход к практике прощения в трудах Его Святейшества Патриарха Сербского Павла».
С 2015 г. по 2017 обучался в Московской духовной академии. Закончил с отличием, защитив магистерскую работу под названием «Миссионерская деятельность святителя Николая Сербского в Европе и Америке».
С 2017 г. по 2022 г. обучался на богословском факультете Университета Аристотеля в салониках, Греция.
11 ноября 2022 г. защитил там докторскую диссертацию с отличием.
С 2010 г. по 2013 г. нес послушание старшего помощника проректора Троицкой Семинарии и старшего помощника эконома Троицкого монастыря в Джорданвилле в Нью Йорке.
С 2014 г. по 2017 г. нес послушание помощника по подготовлению иностранных студентов Московской духовной семинарии и академии.
С 2017 г. по 2020 г. нес послушание третьего священника митрополичьего храма святителя Григория Паламы в Салониках, где пребывают его святые мощи.
С 1 января 2023 г. стал игуменом монастыря Покрова Пресвятой Богородицы Новая Грачаница, Чикаго.