В газете «Русское слово» было опубликовано 57 статей под авторством А. В. Карташёва, которые, как упоминалось ранее, были им написаны вместе с неким коллективом единомышленников из церковно-академических кругов в период с 15 декабря 1911 г. по 19 марта 1916 г.
Тематика публикаций в «Русском слове» была весьма разнообразна. В частности, А. В. Карташёв, посетив Ближний Восток в 1913 г., написал четыре статьи, в которых изложил непростое положение Православных Церквей в Иерусалиме, Вифлееме, Иордании и Антиохии[1]. В этом же году были написаны три статьи, посвященные изобличению юдофобии на примере псевдонаучных статей литовского священника И. Пранайтиса и публикаций юдофобских сплетен в газете «Колокол»[2]. Отдельная статья «Аллография» излагает примечательную инициативу некоторых депутатов о создании государственного хранилища кинематографических лент, которая заинтересовала А. В. Карташёва как сотрудника Публичной императорской библиотеки[3].
Большая часть статей в «Русском слове» была по-прежнему связана так или иначе с критикой Синодальной Церкви. Из них значительную часть публикаций можно разделить на тематические направления, которые в свою очередь косвенно подтверждают то, что в сборе материалов статей и в их написании участвовал коллектив авторов. Например, шесть статей излагают полемику в высших кругах Церкви о возможном участии духовенства в политической жизни страны[4]. В частности, обер-прокурор В. К. Саблер и архиеп. Никон (Рождественский) предполагали создать некую партию духовенства. Против этих намерений выступили архиеп. Антоний (Храповицкий), еп. Феодосий (Олтаржевский), митр. Питирим (Окнов) и др. Шесть статей непосредственно были связаны с подготовкой и обсуждением в высших кругах духовенства реформ прихода, Святейшего Синода и организации Поместного Собора. Очевидно, источник информации и, возможно, автор чернового варианта статей имел близкое отношение к Синоду.
Семь статей были посвящены черносотенному духовенству: еп. Гермогену (Долганову) и иером. Иллиодору (Труфанову) в контексте их критики синодальной власти как проявления зависимого положения Русской Церкви от государства и их чаяний восстановления канонического строя Церкви допетровской эпохи[5].
Четыре статьи освящают деятельность двух обер-прокуроров Синода: В. К. Саблера и А. Д. Самарина. Первый подвергся критике как противник либеральных реформ в Церкви, на второго возлагались большие надежды, которые не оправдались из-за его скорой отставки[6].
Три статьи излагают проблему молитвенного поминовения Церковью неправославных, в частности упоминается инцидент поминовения Л. Н. Толстого неким священником по просьбе супруги покойного. В статьях отмечалось отсутствие дерзновения и творчества в Русской Церкви, неспособной выработать особые принципы совершения молитв для тех, кто не принадлежит Церкви[7].
Еще четыре статьи освещают события в духовных академиях в контексте притеснений свободомыслящей профессуры консервативными представителями их коллег и Синода[8].
Учитывая, что данные статьи в «Русском слове» были результатом коллективного творчества, нижеизлагаемые в них воззрения будут отнесены к Антону Владимировичу, который, очевидно, публиковал то, что соответствовало его точке зрения.
В первые годы (с 1911 по 1913 г.) публикации в «Русском слове» имели по-прежнему пессимистический взгляд на возможность положительных религиозно-общественных преобразований. В статье «Религиозная свобода» автор отметил, что либеральные законопроекты Департамента духовных дел (разработанные еще в 1906 г.) и 32-х депутатов Государственной думы так и не были реализованы из-за противодействия Синода. Касательно будущего Поместного Собора у А. В. Карташёва не было сомнений, что он не будет всесословным и демократическим, его участниками будут лишь правительствующие епископы — «монополисты благочестия и церковности… романтики крепостничества»[9].
В статье «Церковный переворот» А. В. Карташёв выразил скептическое отношение к синодальному высшему духовенству как реакционному элементу относительно всех либеральных и демократических начинаний в Церкви. Здесь упоминалась инициатива свящ. Павла Верховского просить государя императора о законодательной автономии Церкви. По мнению Антона Владимировича, эта инициатива могла окончательно нивелировать потенциально возможные демократические реформы из-за усиления власти реакционного высшего духовенства[10].
В статье «Еще один ex-профессор духовной академии» все так же постулировалась отчужденность исторического христианства от общественной правды. С точки зрения Антона Владимировича, оптимизм представителей обновленчества по вопросу возможных реформ в Церкви безоснователен в рамках существующего государственного строя[11].
В статье «Торжество православия в духовных академиях» (опубликована в мае 1912 г.) автор констатировал все ту же принципиальную неизменяемость православия как религии сугубо личного спасения, равнодушной общественной правде и творчеству, которая выталкивает из своей консервативной среды всех свободомыслящих деятелей в лице профессоров духовных академий: П. В. Знаменского, А. И. Мишина, В. И. Экземплярского и др. В заключение автор предложил читателю дилемму: или покориться православию как религии личного спасения, или же воспринять заповеди Христа как универсальную обязанность в сфере общественной и тем самым «вступить на крестный путь расхождения с православием»[12].
Таким образом, Антон Владимирович снова поставил однозначный «диагноз» неизлечимости исторического христианства. Вместе с тем необходимо отметить, что это была последняя статья в «Русском слове», в которой А. В. Карташёв был так категоричен.
В дальнейшем он будет продолжать критику предпринимаемых или планируемых реформ Церкви, судить об их недостаточности или ошибочности, но их он будет видеть все же как робкое начало грядущих перемен в Церкви. И в целом, судя по его дальнейшим публикациям, его революционные религиозные взгляды будут постепенно меняться в сторону умеренного либерального лагеря христианских реформаторов. Так, в статье «Церковный год» Антон Владимирович подвел итоги произошедших церковных событий за 1913 г. Он выразил «предвидение», что подготовка к Поместному Собору и возможное восстановление патриаршества приведет лишь к «декоративным» переменам при неизменной зависимости от государства и существующей вертикали власти. В конце статьи А. В. Карташёв пожелал Русской Церкви как внешнего освобождения от политического давления, так и освобождения от рабства внутреннего, и даже если патриаршество послужит этому великому делу, «…то да здравствует и сей воскрешенный мертвец»[13].
Примечательно, что в статье «Подождут» за тот же год автор противопоставил себя «чистокровным» патриотам, которые расценивали возможное восстановление патриаршества как потенциальную угрозу для монархической власти. Правда, автором каких-либо аргументов в пользу патриаршества так и не было приведено[14].
Вместе с тем в публикациях А. В. Карташёва по-прежнему излагались идеи нового религиозного сознания: о потенциальной возможности христианства разрешить религиозные задачи современного общества[15] через дерзновение и творчество[16]; о том, что Церковь определяют три грани: царство, священство и пророчество, среди которых последнее в лице религиозной интеллигенции призвано оживить «Ветхую священническую церковь»[17].
С другой стороны, в ряде статей можно встретить уже некое разграничение между вольнодумством религиозной интеллигенции и непреложными основами исторического христианства. Например, в статье «Архимандриту Автоному» А. В. Карташёв отметил различие вечных догматических истин и нравственного учения Церкви от «случайных наростов быта и пережитков ветхой культуры»[18]. В статьях, посвященных инциденту с отпеванием Л. Н. Толстого, Антон Владимирович однозначно признавал, что церковные таинства могут быть совершены грешным священником, но без благословения священноначалия они теряют силу, даже если совершатся благочестивым иереем[19].
При этом А. В. Карташёв считал неприемлемым вольное восприятие русской интеллигенцией Церкви лишь как исторического феномена или «могильного склепа», куда они приходят сугубо для воздыханий. Поэтому культ, каноны или вечные догматы Церкви они интерпретируют по своему личному усмотрению. С точки зрения автора, только архиереи понимают что Церковь — это общая и во всем открытая жизнь, однако извлекают из этого понимания только свои выгоды, диктуя пастве кастовый дух[20].
В ряде статей А. В. Карташёв подчеркивал проблему колоссального разделения между привилегированным высшим классом духовенства и духовенством приходским[21], бесправие и разобщенность последних[22]. Решение данной проблемы Антон Владимирович видел прежде всего в организации Поместного Собора на демократических принципах, который позволит утвердить церковную конституцию и принцип выборности всего духовенства[23].
Антон Владимирович считал необходимым участие духовенства в политической жизни страны как эффективного средства влияния на общественную жизнь, борьбы со злом ради правды на земле[24]. Однако предполагаемые попытки реализовать данную идею некоторыми представителями Синода (речь идет об упоминаемом ранее проекте партии духовенства) не имеют смысла в условиях бесправия белого духовенства и жесткой вертикали власти[25].
Очевидные изменения в воззрениях А. В. Карташёва в отношении исторического христианства можно найти в статье «Уроки афонского дела». Здесь автор не согласился с модной идеей, «имеющей власть над умами», о том, что христианство сугубо индивидуалистично и не имеет никакого отношения к общественной жизни. Против этого мнения свидетельствует история Церкви (к сожалению, в статье не приводятся конкретные примеры). Если на данный момент она и имеет нейтральное отношение к общественным вопросам, то из-за того, что ее загоняет в это положение «горькая историческая нужда»[26].
Даже если эта статья была написана анонимным сотрудником А. В. Карташёва, то трудно представить, чтобы Антон Владимирович разрешил публиковать ее под своим именем, находясь по-прежнему на позициях неприятия исторического христианства как положительного феномена в развитии общества.
При этом автор отметил, что христианская общественность не может обойтись без государственных начал, которые должны быть воплощены в оптимальной форме управления. Наглядным примером в этом отношении является афонское монашество, «душеспасительное христианство», которое в организации управления подобно республике со своими общественными институтами[27].
Также необходимо отметить, что в отличие от триумвирата Мережковского, А. В. Карташёв в патриотическом духе воспринял начало Первой мировой войны. В статье «Большое начинание» за 1915 г. он описал тяжелое положение русского фронта. Отметил вялость и низкую эффективность синодальной помощи русским войскам, а также поддержал инициативу группы думского духовенства о создании всероссийского съезда духовенства для помощи фронту[28].
Таким образом, на основе публикаций в газете «Русское слово» можно проследить эволюцию религиозно-общественных взглядов А. В. Карташёва.
Антон Владимирович излагал все те же революционные постулаты нового религиозного сознания: констатацию принципиальной неизменяемости исторического христианства, его негативного влияния на развитие общества (в частности, на русское национальное самосознание), веру в пророческий потенциал религиозной интеллигенции, организацию новой религиозной общественности на анархических началах (упразднение государственной власти, неприятие любого насилия, упразднение жесткой вертикали власти в Церкви) и творческой свободе.
Однако в отличие от Мережковского А. В. Карташёв считал, что новое религиозное общество должно быть построено на фундаменте церковности исторического христианства — Таинстве Евхаристии, что очевидно предполагало и апостольское преемство священноначалия как источника церковных таинств. Вместе с тем А. В. Карташёв считал недопустимым вольное восприятие вечных догматических и нравственных основ Церкви русской интеллигенцией.
Получается, что Антон Владимирович скорее был не за кардинальную перемену основ старой Церкви фундаментом нового религиозного сознания, а за некоторые ее изменения: организацию Поместного Собора на демократических принципах, создание общей конституции Церкви, всеобщую выборность духовенства, упразднение жесткого разделения между начальствующими и подчиненными, учащими и учащимися, равенство в правах различных религиозных течений в Церкви, свободу религиозного творчества и богословской мысли.
Судя по всему, именно это разногласие в понимании основ будущей религиозной общественности стало основополагающим в сложном и длительном процессе расхождения А. В. Карташёва с мережковцами. При этом свое убеждение в верности основ Церкви Антон Владимирович черпал не столько благодаря рациональному рассуждению, сколько благодаря опытному соприкосновению с мистической стороной церковных богослужений, главным образом Таинства Евхаристии.
В свою очередь это не могло не повлиять на изменение воззрений Антона Владимировича в сторону умеренных позиций либерального лагеря христианских реформаторов. Это наглядным образом стало отражаться в публикациях газеты «Русское слово» с 1913 г. В частности, он стал отмечать и некоторые положительные моменты участия исторического христианства в общественной жизни. Судя по всему, А. В. Карташёв стал отходить от анархизма как в Церкви, так и в обществе: он стал допускать возможность восстановления патриаршества, необходимость сохранения государственных. Неким образчиком для последнего автор считал административную организацию Афона, которая подобна республиканскому управлению.
По-прежнему остро критикуя религиозно-общественные реалии, А. В. Карташёв уже не выражал безнадежность в принципиальной неизменяемости исторического христианства и существующего государственного строя, веря, что даже постепенные и незначительные изменения в конце концов приведут к освобождению Церкви от государства, и в результате она сможет обновиться в духе нового религиозного сознания.
В публицистике периодических изданий А. В. Карташёв проявил себя как острый критик Церкви и в целом исторического христианства, насколько это было возможно, пропагандируя идеи нового религиозного сознания. Как в публицистике, так и в работе ПРФО Антон Владимирович показал и свой организаторский талант. Так, в «Русском слове» публикации под его именем были результатом слаженной работы коллектива представителей церковно-академической среды, которые собирали оперативную информацию по религиозно-общественным событиям, на основе которой писались статьи под редакторской правкой официального автора статей. В ПРФО А. В. Карташёв был одним из самых активных участников наряду с мережковцами, являясь бессменным председателем общества с 1912 г.
Также необходимо отметить, что религиозно-общественные взгляды А. В. Карташёва претерпели изменения от революционных к более умеренным в рамках нового религиозного сознания. Постепенно А. В. Карташёв стал приходить к осознанию, что его литургический и просто житейский опыт расходится в существенных моментах с воззрениями мережковцев, его бывшие «наставники» — это теоретики, оторванные от реальной жизни общества, его проблем и нужд.
Глубокое литургическое восприятие Церкви не дало Антону Владимировичу окончательно порвать с церковной жизнью и помогло в дальнейшем осознать, что священные основы исторического христианства (прежде всего Тело и Кровь Господня, являемые в Евхаристии) незыблемы и поэтому не могут быть заменены ничем. Следовательно, новая Церковь должна быть образована не банальной заменой старой, а обновлением последней, с сохранением ее незыблемых основ.
Ушли ригоризм, огульная критика Церкви в контексте истории, ее аскетических идеалов, в которых Антон Владимирович стал отмечать ряд положительных моментов. Самый главный заключался в великой задаче Церкви, которую она старалась исполнять, — преображении мира сего для жизни будущего века, Царства Божьего на земле. Также ушла острота в критике симфонии Церкви и государства. Здесь А. В. Карташёв видел проявление теократической природы Церкви, которая должна реализоваться в новой симфонии религиозной общественности.
При этом в остальных моментах религиозно-общественных взглядов А. В. Карташёв оставался в рамках идеологических установок нового религиозного сознания, точнее триумвирата Мережковского. Например, он по-прежнему верил в неизбежность появления нового завета, новых откровений, пророчеств, догматического развития, ведущую роль в будущей Церкви пророческого служения религиозной интеллигенции. Судя по всему, Антон Владимирович рассматривал вероучительные различия в традиционных христианских конфессиях (сохранивших, по крайней мере, апостольское преемство во священстве) с экуменистических позиций: все они являются лишь внешними формами единой Вселенской Церкви, где вероучительные различия не имеют принципиального значения.
Список литературы
- Карташёв A. B. Иерусалим // Русское слово. 1913. № 84. 11 (24) апреля. С. 3.
- Карташёв A. B. Разоблачитель или подделыватель? // Русское слово. 1913. № 239. 17 (30) октября. С. 2.
- Карташёв А. В. «Неприкосновенные» // Русское слово. 1912. № 109. 13 (26) мая. С. 3.
- Карташёв А. В. «Либерализм» епископа Гермогена // Русское слово. 1912. № 11. 14 (27) января. С. 2.
- Карташёв А. В. 1600-летний юбилей // Русское слово. 1913. № 213. 14 (27) сентября. С. 2.
- Карташёв А. В. Аллография // Русское слово. 1913. № 156. 7 (20) июля. С. 2.
- Карташёв А. В. Архимандриту Автоному // Русское слово. 1913. № 229. 5 (18) октября. С. 2.
- Карташёв А. В. Большое начинание // Русское слово. 1915. № 54. 28 августа (10 сентября). С. 2.
- Карташёв А. В. Великое кощунство // Русское слово. 1912. № 130. 7 (20) июня. С. 2.
- Карташёв А. В. Вредное непонимание церкви // Русское слово. 1913. № 38. 15 (28) февраля. С. 1–2.
- Карташёв А. В. Всероссийский союз духовенства // Русское слово. 1913. № 292. 19 декабря (1 января). С. 3.
- Карташёв А. В. Выход из беды // Русское слово. 1913. № 152. 3 (16) июня. С. 2.
- Карташёв А. В. Грядущий клерикализм // Русское слово. 1912. № 275. 29 ноября (12 декабря). С. 2–3.
- Карташёв А. В. Два класса // Русское слово. 1912. № 235. 12 (25) октября. С. 2.
- Карташёв А. В. Духовно-учебная реформа // Русское слово. 1913. № 143. 22 июня (5 июля). С. 2.
- Карташёв А. В. Еще один «итог» // Русское слово. 1913. № 165. 18 июля. С. 2.
- Карташёв А. В. Еще один экс-профессор духовной академии // Русское слово. 1912. № 82. 8 (21) апреля. С. 3.
- Карташёв А. В. Жупелы обер-прокурора Синода // Русское слово. 1913. № 34. 10 (23) февраля. С. 3.
- Карташёв А. В. Илиодорова реклама // Русское слово. 1912. № 77. 3 (16) апреля. С. 2.
- Карташёв А. В. Вифлеем // Русское слово. 1912. № 12. 23 декабря (5 января). С. 3–4.
- Карташёв А. В. Манифест епископа Гермогена // Русское слово. № 65. 1912. 18 (31) марта. С. 3.
- Карташёв А. В. Молитва за иноверцев // Русское слово. 1912. № 35. 12 (25) февраля. С. 3.
- Карташёв А. В. Молитва о Толстом // Русское слово. 1913. № 2. 3 (16) января. С. 2.
- Карташёв А. В. На Иордане // Русское слово. 1913. № 4. 5 (18) января. С. 2–3.
- Карташёв А. В. Неразбериха // Русское слово. 1912. № 245. 24 октября (6 ноября). С. 2.
- Карташёв А. В. О партиях в Церкви // Русское слово. 1911. № 276. 1 (14) декабря. С. 2.
- Карташёв А. В. Подождут... // Русское слово. 1913. № 18. 22 января (4 февраля). С. 2.
- Карташёв А. В. Православие и жизнь // Русское слово. 1912. № 126. 2 (15) июня. С. 3.
- Карташёв А. В. Пришибленный «Церковный вестник» // Русское слово. 1911. № 288. 15 (28) декабря. С. 3.
- Карташёв А. В. Религиозная драма // Русское слово. 1912. № 280. 5 (18) декабря. С. 2.
- Карташёв А. В. Религиозная свобода // Русское слово. 1913. № 29. 5 (18) февраля. С. 2.
- Карташёв А. В. Судьбы духовной журналистики // Русское слово. 1913. № 169. 23 июля (4 августа). С. 2.
- Карташёв А. В. Торжество Православия в духовных академиях // Русское слово. 1912. № 117. 23 мая (5 июня). С. 2.
- Карташёв А. В. Трагедия русского епископа // Русское слово. 1912. № 18. 22 января (5 февраля). С. 3.
- Карташёв А. В. Уроки афонского дела // Русское слово. 1914. № 45. 23 февраля (8 марта). С. 4.
- Карташёв А. В. Уход А.Д. Самарина // Русское слово. 1915. № 223. 30 сентября. С. 2.
- Карташёв А. В. Церковная политика // Русское слово. 1916. № 20. 26 января (9 февраля). С. 1.
- Карташёв А. В. Церковный год // Русское слово. 1914. № 1. 1 (14) января. 1913. С. 3.
- Карташёв А. В. Церковный переворот // Русское слово. 1913. № 231. 8 (21) октября. С. 2–3.
- Карташёв А. В. Церковь в борьбе с пьянством // Русское слово. 1914. № 112. 11 (24) марта. С. 2.
- Карташёв А. В. Эксперты-гебраисты // Русское слово. 1913. № 233. 10 (23) октября. С. 2.
[1] Карташёв А. Вифлеем // Русское слово. 1912. № 12. 23 декабря (5 января). С. 3–4; Карташёв А. В. На Иордане // Русское слово. 1913. № 4. 5 (18) января. С. 2–3; Карташёв А. В. В антиохийском патриархате // Русское слово. 1913. № 47. 26 февраля (11 марта). С. 1–2; Карташёв A. B. Иерусалим // Русское слово. 1913. № 84. 11 (24) апреля. С. 3.
[2] Карташёв А. В. Эксперты-гебраисты // Русское слово. 1913. № 233. 10 (23) октября. С. 2; Карташёв A. B. Разоблачитель или подделыватель? // Русское слово. 1913. № 239. 17 (30) октября. С. 2; Карташёв А. В. Архимандриту Автоному // Русское слово. 1913. № 229. 5 (18) октября. С. 2.
[3] Карташёв А. В. Аллография // Русское слово. 1913. № 156. 7 (20) июля. С. 2.
[4] Карташёв А. В. О партиях в Церкви // Русское слово. 1911. № 276. 1 (14) декабря. С. 2; Карташёв А. В. Православие и жизнь // Русское слово. 1912. № 126. 2 (15) июня. С. 3; Карташёв А. В. Грядущий клерикализм // Русское слово. 1912. № 275. 29 ноября (12 декабря). С. 2–3; Карташёв А. В. Неразбериха // Русское слово. № 245. 1912. 24 октября (6 ноября). С. 2; Карташёв А. В. Всероссийский союз духовенства // Русское слово. 1913. № 292. 19 декабря (1 января). С. 3. Карташёв А. В. Церковная политика // Русское слово. 1916. № 20. 26 января (9 февраля). С. 1.
[5] Карташёв А. В. «Либерализм» епископа Гермогена // Русское слово. 1912. № 11. 14 (27) января. С. 2; Карташёв А. В. Трагедия русского епископа // Русское слово. 1912. № 18. 22 января (5 февраля). С. 3; Карташёв А. В. Манифест епископа Гермогена // Русское слово. № 65. 1912. 18 (31) марта. С. 3; Карташёв А. В. Илиодорова реклама // Русское слово. 1912. № 77. 3 (16) апреля. С. 2; Карташёв А. В. Религиозная драма // Русское слово. 1912. № 280. 5 (18) декабря. С. 2; Карташёв А. В. «Неприкосновенные»// Русское слово. 1912. № 109. 13 (26) мая. С. 3; Карташёв А. В. Великое кощунство// Русское слово. 1912. № 130. 7 (20) июня. С. 2.
[6] Карташёв А. В. Жупелы обер-прокурора Синода // Русское слово. 1913. № 34. 10 (23) февраля. С. 3; Карташёв А. В. Еще один «итог» // Русское слово. 1913. № 165. 18 июля. С. 2; Карташёв А. В. Уход А. Д. Самарина // Русское слово. 1915. № 223. 30 сентября. С. 2.
[7] Карташёв А. В. Молитва за иноверцев // Русское слово. 1912. № 35. 12 (25) февраля. С. 3; Карташёв А. В. Молитва о Толстом // Русское слово. 1913. № 2. 3 (16) января. С. 2; Карташёв А. В. Вредное непонимание церкви // Русское слово. 1913. № 38. 15 (28) февраля. С. 1-2.
[8] Карташёв А. В. Пришибленный «Церковный вестник» // Русское слово. 1911. №288. 15 (28) декабря. С. 3; Карташёв А. В. Еще один экс-профессор духовной академии // Русское слово. 1912. № 82. 8 (21) апреля. С. 3; Карташёв А. В. Духовно-учебная реформа // Русское слово. 1913. № 143. 22 июня (5 июля). С. 2; Карташёв А. В. Судьбы духовной журналистики // Русское слово. 1913. № 169. 23 июля (4 августа). С. 2.
[9] Карташёв А. В. Религиозная свобода // Русское слово. 1913. № 29. 5 (18) февраля. С. 2.
[10] Карташёв А. В. Церковный переворот // Русское слово. 1913. № 231. 8 (21) октября. С. 2–3.
[11] Карташёв А. В. Еще один экс-профессор духовной академии. С. 3.
[12] Карташёв А. В. Торжество Православия в духовных академиях// Русское слово. 1912. № 117. 23 мая (5 июня). С. 2.
[13] Карташёв А. В. Церковный год// Русское слово. 1914. № 1. 1 (14) января. М., 1913 г. С. 3.
[14] Карташёв А. В. Подождут... // Русское слово. 1913. № 18. 22 января (4 февраля). С. 2.
[15] Карташёв А. В. 1600-летний юбилей // Русское слово. 1913. № 213. 14 (27) сентября. С. 2.
[16] Карташёв А. В. Молитва за иноверцев. С. 3.
[17] Карташёв А. В. Церковь в борьбе с пьянством // Русское слово. 1914. № 112. 11 (24) марта. С. 2.
[18] Карташёв А. В. Архимандриту Автоному // Русское слово. 1913. № 229. 5 (18) октября. С. 2.
[19] Карташёв А. В. Молитва о Толстом. С. 2; Карташёв А. В. Вредное непонимание церкви. С. 1.
[20] Там же. С. 2.
[21] Карташёв А. В. Два класса // Русское слово. 1912. № 235. 12 (25) октября. С. 2.
[22] Карташёв А. В. Выход из беды // Русское слово. 1913. № 152. 3 (16) июня. С. 2; Карташёв А. В. Большое начинание // Русское слово. 1915. № 54. 28 августа (10 сентября). С. 2.
[23] См., напр., Карташёв А. В. Уроки афонского дела // Русское слово. 1914. № 45. 23 февраля (8 марта). С. 4.
[24] Карташёв А. В. Православие и жизнь. С. 3.
[25] Карташёв А. В. Грядущий клерикализм. С. 2–3; Карташёв А. В. Неразбериха. С. 2; Карташёв А. В. Всероссийский союз духовенства. С. 3; Карташёв А. В. Церковная политика // Русское слово. 1916. № 20. 26 января (9 февраля). С. 1.
[26] Карташёв А. В. Уроки афонского дела // Русское слово. 1914. № 45. 23 февраля (8 марта). С. 4.
[27] Там же.
[28] Карташёв А. В. Большое начинание // Русское слово. 1915. № 54. 28 августа (10 сентября). С. 1.
Источник: Иеромонах Серафим (Тищенко). Публицистика А. В. Карташёва в газете «Русское слово» // Труды Воронежской духовной семинарии. 2024. Вып. 1 (18). С. 113