Свидетели Иеговы, несмотря на состоявшееся в 2017 г. признание их экстремистской организацией на территории России, все еще эффективно продолжают свою религиозную деятельность в нашем отечестве. Полемика с ними сейчас ведется преимущественно полицейскими мерами и у самих «свидетелей» вызывает ощущение добровольного мученичества[1]. Поэтому они не только тайком собираются на свои собрания, но и продолжают местами поквартирную проповедь. В отношении «свидетелей» возбуждаются уголовные дела, за проведение религиозных собраний им назначаются штрафы[2], а за финансирование и проповедь (в том числе с помощью интернета) — реальные сроки лишения свободы[3], однако это не привело к исчезновению этой организации в России. Да и вряд ли может привести, учитывая исторический опыт полицейской борьбы с ересями в Византии и в Российской империи. Еще более активно проповедь «свидетелей» ведется на канонической территории Русской Православной Церкви вне Российской Федерации.
Учитывая достаточно большое количество действующих свидетелей Иеговы (десятки тысяч, а с кругом влияния — более 100 тыс. чел.), представляется необходимым возобновить библейскую и богословскую полемику с ними. Важное значение при этом имеет рецепция святоотеческого наследия по тем вопросам, где отцы опровергают отдельные лжеучения «свидетелей». К числу таких вопросов относится образ воскресения мертвых, бывший в центре дискуссий в период антигностической полемики.
Свидетели Иеговы делят себя на две категории: небольшое количество «духовных помазанников» и «великое множество». По их учению, лишь к «помазанникам» относятся все обетования Нового Завета, в том числе и «настоящее» воскресение. «Великому множеству» обещано воскресение в земных телах и жизнь на земле под руководством «помазанников», а последним — воскресение в преображенных небесных телах и жизнь на небе[4]. При этом, утверждают свидетели Иеговы, именно созданное Богом наше земное тело мешает полноценной жизни на небе: «Несмотря на то что Иисус был помазанным духом Сыном Бога, он, будучи человеком, не мог получить жизнь на небе... Человеческая плоть Иисуса была препятствием... Через три дня после смерти Иисус был воскрешен Богом как духовное создание. Тогда он получил возможность войти в Святое святых Божьего духовного храма — “в самое небо”»[5].
Таким учением о «воскресении» умерших «помазанников» в измененных «духовных телах» свидетели Иеговы невольно повторяют отдельные аспекты учения гностика Валентина (II век), который отрицал спасение нашего земного тела.
В отличие от «свидетелей», Валентин различал душу и тело, однако наследовала спасение у него лишь невидимая бессмертная составляющая человека[6]. Плоть для него, как и для прочих гностиков, была носителем зла и врагом, почему она и не могла войти в вечную жизнь[7]. Свидетели Иеговы в этом вопросе менее последовательны, потому что между смертью и «воскресением» у них нет непрерывной человеческой ипостаси (т. к. тело умерло, а кроме него у человека ничего не было)[8]. Вместе с тем в конечном счете они приходят к одинаковым выводам, отрицая бессмертие воскрешенного тела.
Поэтому большую пользу в борьбе с доктриной свидетелей Иеговы о «духовных телах» «помазанников» может принести рецепция аргументов св. Иринея Лионского в пользу телесного воскресения[9]. Это представляется тем более важным, что св. Ириней был учеником св. Поликарпа Смирнского — личного ученика ап. Иоанна Богослова — и тем самым является авторитетным свидетелем апостольского учения.
Первый аргумент св. Иринея относится к общехристианской практике причащения. Прежде чем привести этот аргумент, надо сделать важную оговорку. Нынешние «свидетели» вовсе не причащаются Тела и Крови Иисуса Христа. Согласно их учению и практике, малое число «помазанников» принимает от символов, но сами же «свидетели» признают, что это не реальное Тело и Кровь Христовы[10]. В свою очередь, «великое множество» не может принимать от символов, тем самым даже в теории (а тем более на практике!) будучи навсегда удалены от искупительной жертвы Христовой и Нового Завета в Его Крови. Как правило, в конкретном собрании на «вечери воспоминания» вообще никто не ест хлеб и не пьет вино. Для объяснения этого вопиющего неравенства в последние годы публикуются статьи с призывом самим фактом своего прихода выражать любовь ко Христу и к «помазанникам», а также исполнять заповедь Христову причащаться в Его воспоминание (1 Кор. 11:23–26). Кроме того, оставшись без «символов», они «размышляют о том, какое будущее Иегова для них приготовил»[11].
Итак, о причащении лионский святитель объясняет, что Христос искупил нас Своей кровью: «Безрассудны вовсе те, которые презирают устроение Божие и отрицают спасение плоти, и отвергают ее возрождение, говоря, что она не участвует в нетлении. Но если не спасется она, то (значит) и Господь не искупил нас Своею кровью, и чаша Евхаристии не есть общение крови Его, и хлеб, нами преломляемый, не есть общение тела Его. Ибо кровь может исходить только из жил и плоти и прочего, что составляет сущность человека, которою истинно сделалось Слово Божие и искупило нас Своею кровью, как Апостол Его говорит: в Нем мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов (Кол. 1:14)» (V, 2, 1–2). И далее: «Когда же чаша растворенная и приготовленный хлеб принимают Слово Божие и делаются Евхаристией тела и крови Христа, от которых укрепляется и поддерживается существо нашей плоти; то как они (еретики) говорят, что плоть не причастна дара Божия, т. е. жизни вечной, — плоть, которая питается телом и кровью Господа и есть член Его? И св. Павел в послании к Ефесянам говорит: потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5:30), — говоря это не о каком-либо духовном и невидимом человеке, ибо дух ни костей, ни плоти не имеет (Лк. 24:39), — но об устроении истинного человека, состоящего из плоти, нервов и костей, и эта плоть питается от чаши Его, которая есть кровь Его, и растет от хлеба, который есть тело Его» (V, 2, 3).
Как видно, данный фрагмент показывает радикальное различие учения и практики «свидетелей» с учением и практикой Древней Церкви, принявшей их от самих апостолов. Даже гностики, презрительно относившиеся к телу, все-таки принимали эту практику, в отличие от нынешних «свидетелей». Хотя бы даже это «причащение» они искажали по форме (например, заменяя вино водой, как в древности гностик Татиан и энкратиты[12]), однако вовсе отказаться от него не дерзали.
Свт. Ириней так критикует непоследовательность гностиков: «Каким образом они говорят, что плоть подвергается тлению и не участвует в жизни, — плоть, которая питается от Тела и Крови Господа? Пусть они или переменят мнение свое, или перестанут приносить названные (вещи). Наше же учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему то, что Его, последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения» (IV, 18, 5). Отвергающие евхаристию для верных иеговисты, следовательно, также разрушают общение и единство плоти и духа. Кроме того, «великое множество» лишается даже призрачного залога будущего воскресения. Значит, как то и предполагает их доктрина, будущие тела не получат никакого связующего звена с нынешними и станут полностью новыми существами, телесно не связанными ни с нынешними иеговистами, ни с Богом.
Представление «свидетелей» о хлебе и вине как о символах отвечает и их личному опыту, в котором нет места реальному ощущению телесного и душевного действия Бога. Человеколюбивый Творец готов помочь всякому просящему у него, поэтому известны случаи чудесной помощи Бога не только еретикам, но даже мусульманам и атеистам. Некоторых такое действие могущества и любви Бога привело к Церкви, но весьма многие, получив милость Божию, остались в своем заблуждении. Во всяком случае, эта помощь относится к внешним вещам (в делах или здоровье), но не касается спасения и обожения, которые требуют всецелого послушания Богу и Церкви. Поэтому вера «свидетелей» не доставляет им ощутительного общения с Богом и является чисто интеллектуальной. Она заставляет их отрицать ясные и очевидные слова Сына Божия, Который условием наследия вечной жизни называет вкушение не символов, а истинного Тела и Крови: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53–54).
И согласно ап. Павлу, причащение является воспоминанием и будет совершаться, «пока он не придет» (1 Кор. 11:26, ПНМ[13]), т. е. до Второго пришествия. Однако для «свидетелей» Христос уже пришел в 1914 г. Поэтому, строго говоря, даже вкушение от символов они совершать не могут[14]. Пытаясь оправдаться, «свидетели» относят это обетование то к будущему пришествию (т. е. к «великому бедствию»)[15], то к будущему воскресению[16]. Однако оба толкования явно противоречат их собственной практике и истории. Считая лишь себя наследниками апостолов, они отрицают истинность Евхаристии (и ее правильного понимания) до появления Общества Сторожевой башни. Значит, по их ложному суждению, не было непрерывно идущей от апостолов Евхаристии, поэтому для них пророчество апостола фактически не исполнилось.
Одновременно лишение «других овец» хлеба и вина выступает одним из элементов уничижения тела, несмотря на то что у «свидетелей» именно тело в силу их «холистической антропологии» является единственным носителем личности человека.
Для св. Иринея воскресение именно плоти показывает всемогущество Бога: «Ибо, если не оживляет смертного и не изводит тленного в нетление, то Бог не могуществен... Тот, Кто вначале не существовавшего (человека) привел в бытие, когда хотел, тем более может по Своей воле опять возвратить уже существовавших в жизнь, Им даруемую» (V, 3, 2). Воссоздать умершую плоть для Бога будет гораздо легче, чем создать ее вначале, как Он некогда сделал в шестой день. «Итак, когда Господь силен оживить Свое создание и плоть способна оживотвориться, то что же препятствует ей участвовать в нетлении, которое есть блаженная и нескончаемая жизнь, даруемая Богом?» (V, 3, 2–3). Действительно, когда «свидетели» говорят о всемогуществе Бога в доказательство своего воскресения как создания заново новых существ[17], они упускают из вида, что в действительности подрывают представление об этом всемогуществе: ведь их Иегова не может сохранить и улучшить именно то, что создал некогда.
О вечном блаженном существовании в теле св. Иринею напоминает и пример Илии и Еноха, которые были взяты в теле (V, 5, 1). Не желая помещать Еноха на небе среди других праведников, «свидетели» вопреки Писанию приписывают ему телесную смерть, тем самым разрушая и христианскую веру в воскресение мертвых: «Очевидно, Иегова перенес его от земли живых и усыпил смертным сном, тем самым защитив от рук врагов»[18]. В другой публикации предлагается еще более нелепое объяснение, что Енох в смертном (т. е. бессознательном!) состоянии имел видение (которое как-то, видимо, потом сообщил Моисею?): «Дав Еноху свидетельство, что он “угодил Богу”, Иегова “перенес” его из жизни в смерть, возможно, погрузив в особое состояние, во время которого он имел пророческое видение»[19]. И уж совсем странно и вновь вопреки тексту Библии «свидетели» толкуют огненное вознесение Илии на колеснице как путешествие по атмосфере, после чего колесница «перенесла Илию в другую часть Земли, где он еще жил какое-то время»[20].
Для св. Иринея особую заботу Бога о телах праведников доказывает и телесное спасение пророков (Ионы, трех отроков в печи): «Присущая им рука Божия совершила над ними дивное и невозможное для человеческой природы: что же удивительного, если она, повинуясь воле Бога и Отца, совершила нечто дивное и в преложенных (праведниках)?» (V, 5, 2). Ясно, что если бы Бог не предназначил их тела в сонаследники вечной жизни, то и заботиться о них было бы незачем. Сильнейшим доказательством воскресения, учит лионский святитель, служат совершенные Господом исцеления и воскрешения: как больные исцелялись телесно, так и дочь Иаира, сын вдовы и Лазарь воскресли также в своих телах (V, 13, 1). «Свидетели» также ссылаются на эти случаи как на доказательство нашей веры в воскресение мертвых. Но отсюда делают лишь вывод о том, что «Иегова воссоздаст людей с той же внешностью, речью и тем же мышлением, что были у них незадолго до смерти»[21]. Однако ни Лазарь, ни дочь Иаира не были «воссозданы»: они именно воскресли, причем в тех же самых телах, в которых умерли, и выходящий Лазарь все так же был обвязан погребальными пеленами.
Верным признаком воскресения плоти для св. Иринея выступают и посмертные явления воскресшего Спасителя: «Посему как Христос воскрес в существе плоти и доказал ученикам следы гвоздей и прободение бока, что служит признаками плоти воскресшей из мертвых, так и нас, говорит, воскресит силою Своею» (V, 7, 1). В свою очередь, «свидетели» утверждают, что Сын Божий для укрепления веры учеников якобы «появлялся перед ними в разных телах». Хотя воскресший Господь учил апостолов, что это именно Его тело, которое страдало и воскресло, «свидетели» противоречат ему и утверждают, что «он был духовной личностью и материализовался только в присутствии избранных свидетелей. Чтобы его могли видеть, он принимал человеческий облик, как это в прошлом делали ангелы»[22]. Во-первых, таким объяснением «свидетели» обвиняют Сына Божия во лжи, которая была Ему совершенно чужда. Кроме того, через такие явления Он мог бы лишь утвердить апостолов в мысли, что воскресло то самое тело, в котором Он ходил с ними при жизни. Однако это прямо противоречит иеговистской догматике. Значит, либо иеговистский Христос вдобавок ко лжи неспособен еще и правильно передавать истинное учение, либо вовсе не знает реалий будущего века, в отличие от авторов «Сторожевой башни». Обе альтернативы показывают крайнюю гордость «свидетелей», потому что ставят их выше Иисуса Христа как нравственно, так и догматически.
Св. Ириней подробно объясняет, что «совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотью, которая создана по образу Божию... Ибо, если кто уничтожит существо плоти, т. е. создания, и будет разуметь только один дух, — таковое существо не будет уже человек духовный, но дух человека или Дух Божий» (V, 6, 1)[23]. Напротив, «свидетели» настаивают, что человек не имеет души как отдельной от тела субстанции. Душа для них — «это человек, животное или жизнь человека или животного», поэтому «по отношению к земным творениям слова “психе” и “нефеш” обозначают нечто материальное, осязаемое, видимое и смертное»[24].
Однако ап. Павел так говорит о единстве спасенного человека: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23). «Какую же причину, — спрашивает св. Ириней, — имел он молить для сих трех, т. е. для души, тела и духа целого и совершенного сохранения в пришествие Господа, если не знал о восстановлении и соединении сих трех и об одном и том же спасении?.. Итак, совершенны те, которые имеют и Духа Божия в себе пребывающего и души и тела свои сохраняют беспорочными, храня веру Божию, т. е. в Бога, и соблюдая правду в отношении к ближнему» (V, 6, 1). «Свидетели» цитированные слова апостола безосновательно относят ко всей фессалоникийской общине[25], хотя св. Ириней предлагает очевидное и простое прочтение текста. Через это лжеучение «свидетели» разрушают самотождественность ранее жившего на земле существа и вновь сотворенного. У них появляется просто новое существо, поэтому они напрасно говорят о воскресении мертвых.
По учению лионского святителя, то же единство души и тела имеет в виду ап. Павел в словах: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16–17)[26]. Он пишет: «Наше тело, т. е. плоть, пребывающую в святости и чистоте, называет членами Христовыми (1 Кор. 6:15)... Итак, не есть ли величайшее богохульство говорить, что храм Божий, в котором живет Дух Отца, и члены Христовы не участвуют в спасении, но уничтожаются? А что тела наши восстанут не по существу своему, но силою Божиею, он говорит Коринфянам: “тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела, Бог же и Господа воскресил и нас воскресит силою Своею” (1 Кор. 6:13)» (V, 6, 2).
Разрывая связь земного и воскресшего тела, в своем толковании на это место «свидетели» утверждают, что «помазанные духом последователи Иисуса... которым предстояло воскреснуть из мертвых в духовном теле и носить его небесный образ... должны были жить на земле как “один дух” и сохранять единство с ним, своим Главой, не позволяя желаниям, или безнравственным наклонностям, плоти стать их движущей силой, иначе это могло даже привести к тому, что они стали бы “одним духом” с блудницей»[27]. Вместе с тем, если плоть не участвует в воскресении, то совершенно непонятно, как именно ее осквернение препятствует телесному воскресению, о чем говорит апостол.
В другом месте св. Ириней ссылается и на послание к Римлянам: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). Он спрашивает: «Что же такое тела смертные? Души ли? Но души бестелесны в сравнении с смертными телами... Смерть относится к плоти, которая по исшествии из нее души делается без дыхания и жизни и мало-помалу обращается в землю, из которой взята» (V, 7, 1). В силу самоочевидности этого текста спорить с таким ясным толкованием было бы затруднительно. Поэтому «свидетели» просто не обращают на него внимание. В обширной «Библиотеке Сторожевой башни» нет ни одного толкования данного места.
Продолжая свою мысль, лионский святитель обращает внимание на апостольский образ воскресения как посева зерна: сеется в тлении, восстает в нетлении и проч. (1 Кор. 15:42 и след.). «Что же подобно пшеничному зерну сеется и истлевает в земле, как не тела, погребаемые в земле, куда и семена бросаются?» (V, 7, 2). В этом он находит ключ к следующим словам апостола: «сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15:44). Для «свидетелей» это один из основных аргументов в пользу отрицания телесного воскресения[28]. Напротив, свт. Ириней объясняет, что этими словами апостол «несомненно показывает, что речь у него не о душе и не о духе, но об умерших телах. Это тела душевные, т. е. причастные души, потерявши которую они умирают; а потом восставши чрез Дух делаются они телами духовными, потому что чрез Дух имеют всегда пребывающую жизнь» (V, 7, 2).
Залог Духа уже сейчас преподается христианам в смертных телах, почему эти тела в свое время и будут воскрешены: «Ныне же мы получаем некоторую часть Его Духа для нашего усовершения и приготовления к нетлению, мало-помалу приучаясь принимать и носить Бога: это Апостол и назвал залогом, т. е. частью обещанной нам Богом славы, когда в послании к Ефесянам говорит: “В Нем и вы, услышав слово истины, Евангелие вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, который есть залог наследия нашего” (Еф. 1:13). Сей залог, живя в нас, делает нас духовными, и смертное поглощает бессмертием; ибо “...вы, — говорит, — не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас” (Рим. 8:9). А это бывает не через потерю плоти, но через общение с Духом. Ибо те, кому он писал, были не без плоти, но они получили Духа Божия, “...которым взываем: авва Отче” (Рим. 8:15)» (V, 8, 1).
Как видно, учение Древней Церкви опровергает здесь целый ряд лжеучений «свидетелей». Свт. Ириней утверждает личное бытие Святого Духа, показывает личное обожение и пребывание божественных энергий в смертном теле верного христианина, выявляет связь между земным и воскресшим телом не только через материальную, но и через духовную преемственность — наличие в нас залога Духа, Который приготовит нас к нетлению. Отвергая все это, «свидетели» лишний раз доказывают, что они отвергают в целом и учение о воскресении мертвых, заменяя его фантазией о создании взамен новых сходных существ.
Наконец, свт. Ириней объясняет, кто же такой духовный человек: «Но духовные люди не будут духами бестелесными; а существо наше, т. е. соединение души и плоти, принимая Духа Божия, составляет духовного человека» (V, 8, 2). В свою очередь, плотскими оказываются такие люди, «которые отвергают совет Духа и служат удовольствиям плоти, живут неразумно и необузданно предаются своим похотям, не имея никакого желания божественного Духа» (там же). В свою очередь, для «свидетелей» духовный человек — лишь послушный адепт, соблюдающий необходимый нравственный минимум[29].
При отрицании телесного воскресения «свидетели», как некогда и гностики, опираются на слова апостола: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1 Кор. 15:50)[30]. По свидетельству св. Иринея, «эти слова все еретики приводят в подкрепление своего безумия и пытаются ими остановить нас и показать, что создание Божие не имеет спасения». Опровергая такое лжеучение, свт. Ириней напоминает, что совершенный человек «состоит из трех — плоти, души и духа; из коих один, т. е. дух, спасает и образует; другая, т. е. плоть, соединяется и образуется, а средняя между сими двумя, т. е. душа, иногда, когда следует духу, возвышается им, иногда же, угождая плоти, ниспадает в земные похотения. Итак, все не имеющие того, что спасает и образует в жизнь, естественно, будут и назовутся плотью и кровью, потому что не имеют в себе Духа Божия. Поэтому таковые и названы от Господа мертвыми: оставьте, — говорит, — мертвым погребать своих мертвецов (Лк. 9:60), потому что не имеют Духа, оживляющего человека» (V, 9, 1). И наоборот, «если кто готовность духа присоединит, как стимул, к немощи плоти, то по необходимости сильное должно одолеть слабое, так что немощь плоти поглотится крепостью духа, и таковой уже не плотский, но духовный человек, вследствие причастия Духа. Так мученики дают свое свидетельство и презирают смерть не по немощи плоти, но по бодрости духа» (V, 9, 2). Обращая внимание на контекст, святитель напоминает предшествующие слова апостола: «...как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15:49). «Что же земное? Созданное (плоть). А что небесное? Дух... Поелику же без Духа Божия мы не можем спастись, то Апостол увещевает нас соблюдать верою и чистою жизнью Духа Божия, дабы, сделавшись лишенными божественного Духа, не потерять Царства Небесного, и воскликнул, что плоть сама по себе и кровь не может наследовать царства Божия» (V, 9, 3). Эти же слова апостола свт. Ириней считает сходными с изречением: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11), — сводя омытие (т. е. крещение) к получению Духа Божия через отречение от прежней суетной жизни (V, 11, 3)[31].
Напоминая апостольский образ дикой и хорошей маслины (Рим. 11:17– 24), когда «привитая дикая маслина не теряет существа дерева, но изменяет качество плодов», св. Ириней объясняет: «Так и человек, верою привившийся и приняв Духа Святого, не теряет существа плоти, но изменяет качество плодов дел и получает другое название, означающее его перемену на лучшее, и уже есть и называется не плоть и кровь, а человек духовный» (V, 10, 2). И далее, ссылаясь на апостольский текст «ибо если живете по плоти, то умрете» (Рим. 8:13), святитель подчеркивает, что апостол не отрицал «у них жизни во плоти, ибо он сам будучи во плоти писал им, но отсекая похоти плоти, умерщвляющие человека». Доказательством этого для него выступает и продолжение апостольской мысли: «а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8:13–14) (там же).
Понятно, что через отрицание различия плоти и духа в человеке «свидетели» догматически лишают себя понимания истинного значения дел плоти для духовной жизни человека. Поэтому они даже не ставят перед собой задачу сформулировать общее учение о борьбе со страстями и о путях достижения христианского совершенства.
В этом видится яркий пример взаимосвязи безупречной веры и правильного нравственного учения. Надо сказать, что это общее место в нравоучении всех неопротестантских конфессий, которые усваивают себе праведность в связи с тем, что не совершают видимых тяжких грехов. Однако достигнутое святыми отцами через победу над страстями духовное совершенство «свидетелям» и вообще неопротестантам остается вовсе не известным. Более того, они считают его даже возможным для христиан, тогда как православные отцы (например, свв. Григорий Нисский и Макарий Великий) называют его целью жизни всякого христианина[32].
Другой пример ложной экзегезы содержит иеговистская энциклопедия «Понимание Писания». В ней предлагается следующий аргумент, основанный на антропологических взглядах «свидетелей»: «Если в плоти и костях нет крови, то в них не может быть жизни, ведь кровь содержит “душу”, то есть она необходима для жизни плотского создания (Быт. 9:4)»[33]. Напротив, утверждает лионский святитель, «иное дыхание жизни, делающее человека душевным, иное Дух животворящий, который делает его духовным» (V, 12, 2). Вновь мы видим, что личный опыт богообщения ведет к различным догматическим и экзегетическим суждениям. Как видно, причастный Духу Божию святитель Ириней говорит о таком причастии, а чуждые Духу Божию «свидетели» отрицают возможность для человека иметь в себе божественную жизнь. Вновь вероучение влияет на формирование и интерпретацию личного духовного опыта, а сам этот опыт, в свою очередь, утверждает уверенность в ранее уже принятом учении.
Что интересно, сами «свидетели» этой взаимосвязи духовного опыта и богословия не понимают. Например, бывшая «свидетельница» Анна Шацкая так описала свой переход в православие после скрупулезного анализа библейских текстов о божестве Иисуса Христа: «Если свидетели Иеговы — это религия логики, то православие — это религия веры, это именно что-то вот такое, что внутри нас, это зачастую невозможно объяснить, это просто чувствуешь, и все. Когда я это почувствовала, я сердцем поняла даже, понятно, что и умом, но и сердцем, что Иисус — это Бог, тогда у меня все препятствия отпали, и чтобы там негативное ни говорили о Православной Церкви, для меня это не имело значения»[34]. Однако попытки Анны обсудить с бывшими единоверцами свои богословские сомнения окончились неудачей: ее сразу отлучили от общения, чтобы она никого не смущала. Ясно, что если дело было бы только в логике, то с ней долго и подробно разбирали бы ее вопросы.
Таким образом, представление свидетелей Иеговы о воскресении мертвых как создании новых существ, которым приданы вид и память ранее живших людей, полностью находится в контексте их иных богословских учений: христологии, пневматологии, антропологии. Задача православного полемиста — показать нетождественность этих двух существ: ранее жившего и нового. Для «помазанников» разрыв усугубляется и тем, что оба тела принципиально отличаются: одно плотское, а другое «духовное». Можно сказать, что они исповедуют отдельное от тела вечное бытие души, хотя не признают душу как отдельную от тела субстанцию.
Рецепция аргументов свт. Иринея Лионского о преемственности земного и воскресшего тела, залоге Духа в наших телах, образе тела как посеянного до воскресения в землю семени, влиянии деятельности души и тела на качество будущего воскресения, наконец, о новозаветных чудесах над телами верующих — все это может помочь в современной полемике с доктриной свидетелей Иеговы, в некоторых моментах причудливо приближающейся к древнему гностицизму.
Список источников и литературы
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издательство Московской Патриархии, 2010.
- Апелляционная жалоба на решение Выборгского суда о запрете Библии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://jwrussia.news/docs/261.html (дата обращения: 09.02.2022).
- В Астраханской области трое иеговистов получили по семь лет колонии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/896663 (дата обращения: 29.11.2023).
- В Нижнем Новгороде суд назначил штрафы последователям «Свидетелей Иеговы» [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/898160 (дата обращения: 29.11.2023).
- Великое множество других овец восхваляет Бога и Христа // СБ. 2021. Январь.
- Веселов Е., свящ. Ложные пророчества о будущем в свете Христовой истины: православная оценка эсхатологических доктрин баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы. М., 2019.
- Воскресение // Понимание Писания. Т. 1. Б. м., 2023.
- Воскресение — свидетельство любви, мудрости и терпения Бога // СБ. 2020. Август.
- Григорий Нисский, свт. О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве // Его же. Аскетические сочинения и письма / Изд-е подготовлено О. Л. Александровой под общ. науч. ред. А. Г. Дунаева. М., 2007.
- «Делайте это в воспоминание обо мне» // СБ. 2013. 15 декабря.
- «Драгоценности» наполняют дом Иеговы // СБ. 2000. 15 января.
- Душа // Понимание Писания. Т. 1. Б. м., 2023.
- Дух // Понимание Писания. Т. 1. Б. м., 2023.
- Епифаний Кипрский, свт. На восемьдесят ересей панарий, или ковчег // Его же. Творения. М., 1863. Ч. 1.
- Ириней Лионский, св. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб., 2010.
- «Как воскресают мертвые?» // СБ. 2020. Декабрь.
- Как нас объединяет празднование Вечери // СБ. 2018. Январь.
- Климент Александрийский. Строматы. Т. 2 (Книги 4–5) / Подгот. текста, пер. и коммент. Е. В. Афонасина. СПб., 2003.
- Лебедев А. П. Неожиданный спор между немецкими учеными о составе евхаристических даров древнейшей церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebedev/neozhidannyj-spor-mezhdu-nemetskimi-uchenymi-o-sostave-evharisticheskih-darov-drevnejshej-tserkvi/ (дата обращения: 25.05.2023).
- Макарий Великий, прп. Великое послание // Творения древних отцов- подвижников / Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блж. Иперехий. Пер., вст. статья и коммент. А. И. Сидорова. М., 2012.
- Макдауэлл Дж., Стюард Д. Обманщики. М. 1993.
- Мужественные благодаря вере и страху перед Богом // СБ. 2006. 1 октября.
- Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.jw-russia.news/news.html (дата обращения: 29.11.2023).
- Откровение: его грандиозный апогей близок! Б.м., 2007.
- Поснов М. Э. Гностик Валентин и валентинианство // Труды Киевской духовной академии. 1916. Кн. 5–6.
- Почему мы приходим на Вечерю воспоминания? // СБ. 2022. Январь.
- Примечательные мысли из Первого и Второго писем коринфянам // СБ. 2008. 15 июля.
- Примечательные мысли из Писем фессалоникийцам и Тимофею // СБ. 2008. 15 сентября.
- Примечательные мысли из Четвертой книги Царств // СБ. 2005. 1 августа.
- Продолжайте духовно расти! // СБ. 2018. Февраль.
- Рассуждение с помощью Писаний. Б. м., 2008.
- Свидетели Иеговы в России. Узники совести [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.jw-russia.news/prisoners.html (дата обращения: 29.11.2023).
- Суд в Москве назначил до шести лет колонии пятерым сторонникам «Свидетелей Иеговы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/893842 (дата обращения: 29.11.2023).
- Сысоев Д., иер. Антропология адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы: Дисс. ... канд. богословия. С. Посад, 2001.
- Ходите с Богом в эти беспокойные времена // СБ. 2005. 1 сентября.
- Шацкая А. Рассказ бывшей «свидетельницы Иеговы». Режим доступа: https://azbyka.ru/way/rasskaz-byvshej-svidetelnicy-iegovy/ (дата обращения: 29.11.2023).
- Sower, Sowing // Insight on the Scriptures. 2015. Vol. 2. P. 1015.
[1] Причем все это усугубляется инструкциями Общества Сторожевой башни. См.: Руководители организации Свидетели Иеговы не оставляют в покое адептов из России! [Электронный ресурс]. URL: https://exjw.ru/2021/12/12/руководители-организации-свидетели-6/ (дата обращения: 21.12.2021).
[2] В Нижнем Новгороде суд назначил штрафы последователям «Свидетелей Иеговы» [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/898160 (дата обращения: 29.11.2023).
[3] См., напр.: В Астраханской области трое иеговистов получили по семь лет колонии [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/896663 (дата обращения: 29.11.2023); Суд в Москве назначил до шести лет колонии пятерым сторонникам «Свидетелей Иеговы» [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/893842 (дата обращения: 29.11.2023). По данным иеговистского сайта «Свидетели Иеговы. Юридическая ситуация в России», только за 11 месяцев 2023 г. состоялось несколько десятков обвинительных приговоров «свидетелям», а несколько оправдательных были отменены. См.: Новости [Электронный ресурс]. URL: https://www.jw-russia.news/news.html (дата обращения: 29.11.2023). Всего по состоянию на 15 ноября 2023 г. было осуждено 403 сектанта, в том числе, 138 — к колонии, 209 — условно (Свидетели Иеговы в России. Узники совести [Электронный ресурс]. URL: https://www.jw-russia.news/prisoners.html (дата обращения: 29.11.2023).
[4] См. подробнее: Веселов Е., свящ. Ложные пророчества о будущем в свете Христовой истины: православная оценка эсхатологических доктрин баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы. М., 2019. С. 521–541.
[5] «Драгоценности» наполняют дом Иеговы // СБ. 2000. 15 января. С. 15–16. Здесь и далее аббревиатурой «СБ» обозначаются журналы «Сторожевая башня». Цитаты из литературы «свидетелей» даны по электронной «Библиотеке Сторожевой башни».
[6] По свидетельству Климента Александрийского, Валентин учил: «От начала вы бессмертны, дети вечной жизни. И вы пожелали распределить смерть между собой для того, чтобы поглотить ее и растратить, чтобы смерть умерла в вас и благодаря вам. Когда же вы разрушите весь мир, вы сами не погибнете, но получите власть надо всем тварным и гибнущим» (Климент Александрийский. Строматы 4, 13, 89). Подобно свидетельствует и свт. Епифаний Кипрский: согласно Валентину, в конце концов «каждая сущность поступит в то, чем она произведена, — вещественное отдастся веществу, плотское и земное земле» (Епифаний Кипрский, свт. Панарион 31, 7).
[7] Поснов М. Э. Гностик Валентин и валентинианство // Труды Киевской духовной академии. 1916. Кн. 5–6. С. 134.
[8] Подробнее о проблеме самотождественности умерших и «воскрешенных» см. в: Сысоев Д., иер. Антропология адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы: Дисс. ... канд. богословия. С. Посад, 2001. С. 126–129.
[9] Все цитаты св. Иринея Лионского приводятся в тексте со ссылкой на конкретные главы из пятой книги «Обличения и опровержения лжеименного знания» без особого указания страниц по изданию: Ириней Лионский, св. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб., 2010.
[10] См., напр.: «Делайте это в воспоминание обо мне» // СБ. 2013. 15 декабря. С. 12–13.
[11] Почему мы приходим на Вечерю воспоминания? // СБ. 2022. Январь. С. 21–22. См. также: Великое множество других овец восхваляет Бога и Христа // СБ. 2021. Январь. С. 17–18.
[12] Ср.: Лебедев А. П. Неожиданный спор между немецкими учеными о составе евхаристических даров древнейшей церкви [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebedev/neozhidannyj-spor-mezhdu-nemetskimi-uchenymi-o-sostave-evharisticheskih-darov-drevnejshej-tserkvi/ (дата обращения: 25.05.2023).
[13] «Перевод Нового Мира» (ПНМ) — изданный свидетелями Иеговы перевод Библии (в редакции 2007 г.), по решению Выборгского городского суда от 17 августа 2017 г. внесенный в перечень экстремистской литературы. Хотя они подали апелляционную жалобу на это решение (см.: Апелляционная жалоба на решение Выборгского суда о запрете Библии [Электронный ресурс]. URL: https://jwrussia.news/docs/261.html (дата обращения: 09.02.2022), однако ее дальнейшая судьба неизвестна. В 2021 г. в «Библиотеке Сторожевой башни» и в интернет-ресурсах «свидетелей» опубликован русский перевод новой версии ПНМ (англоязычное издание 2013 г.). Перевод данного фрагмента в изданиях 2007 и 2021 гг. совпадает.
[14] Ср.: Макдауэлл Дж., Стюард Д. Обманщики. М. 1993. С. 69.
[15] Как нас объединяет празднование Вечери // СБ. 2018. Январь. С. 16.
[16] Примечательные мысли из Первого и Второго писем коринфянам // СБ. 2008. 15 июля. С. 27.
[17] Ср.: Воскресение // Понимание Писания. 2021. С. 801.
[18] Ходите с Богом в эти беспокойные времена // СБ. 2005. 1 сентября. С. 15.
[19] Мужественные благодаря вере и страху перед Богом // СБ. 2006. 1 октября. С. 19.
[20] Примечательные мысли из Четвертой книги Царств // СБ. 2005. 1 августа. С. 9.
[21] Воскресение — свидетельство любви, мудрости и терпения Бога // СБ. 2020. Август. С. 16.
[22] Рассуждение с помощью Писаний. 2008. С. 100–101.
[23] В пропущенном фрагменте заключается еще один аргумент, важный для эпохи первенствующей Церкви, когда христианам нередко подавался дар пророчества: «Посему и Апостол говорит: мы говорим премудрость между совершенными (1 Кор. 2:6), называя совершенными тех, которые получили Духа Божия и чрез Духа Божия говорят всеми языками, как и Он говорил. Подобным образом и мы слышали многих братьев в Церкви, которые имели пророческие дарования и чрез Духа говорили разными языками, и для общей пользы выводили наружу сокровенные (тайны) людей и изъясняли таинства Божии: таковых Апостол называет также “духовными”, и они духовны по причастию Духа, а не по унижению и устранению плоти и не потому, что стали только одним (духом)» (V, 6, 1). Эти слова несомненно показывают, что в конце II в. в Церкви еще не оскудели харизматические дары — важный признак присутствия Святого Духа во времена апостолов, знамение для верующих (1 Кор. 14:22). Тем самым они обличают другое лжеучение «свидетелей» — что Церковь после апостолов попала в плен.
[24] Душа // Понимание Писания. Т. 1. Б.м., 2023. С. 658–662.
[25] «Павел говорил о духе, душе и теле всего христианского собрания, частью которого были помазанные духом христиане в Фессалониках... Он выделил отдельно “дух”, то есть настроенность ума, “душу”, иначе говоря, жизнь или существование, а также “тело”, которое представляет помазанных христиан как группу» (Примечательные мысли из Писем фессалоникийцам и Тимофею // СБ. 2008. 15 сентября. С. 29). Однако апостол говорит не о «теле собрания» в смысле вселенской Церкви, а прямо называет: «ваш дух и душа и тело», причем подчеркивает: «во всей целости да сохранится».
[26] «Свидетели» и это место безосновательно относят ко всему христианскому собранию (Откровение: его грандиозный апогей близок! Б. м., 2007. С. 29).
[27] Дух // Понимание Писания. Б. м., 2021. С. 1213.
[28] Рассуждение с помощью Писаний. 2008. С. 102; Sower, Sowing // Insight on the Scriptures. 2015. Vol. 2. P. 1015.
[29] Ср., напр.: Продолжайте духовно расти! // СБ. 2018. Февраль.
[30] Ср., напр.: «Как воскресают мертвые?» // СБ. 2020. Декабрь. С. 11.
[31] О крещении свт. Ириней подробнее говорит в нескольких местах «Доказательства апостольской проповеди» (гл. 3, 7, 42). Ср.: «Мы получили крещение во оставление грехов во имя Бога Отца и во имя Иисуса Христа, воплотившегося и умершего и воскресшего Сына Божия, и в Святого Духа Божия... это крещение есть печать вечной жизни и возрождение в Бога, чтобы мы были чадами не умерших людей, но вечного и неизменного Бога» (Ириней Лионский, св. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб., 2010. С. 579).
[32] См.: Григорий Нисский, свт. О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве (9, 1) // Его же. Аскетические сочинения и письма / Изд-е подготовлено О. Л. Александровой под общ. науч. ред. А. Г. Дунаева. М., 2007. С. 197; Макарий Великий, прп. Великое послание (2, 1) // Творения древних отцов-подвижников / Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блж. Иперехий. Пер., вст. статья и коммент. А. И. Сидорова. М., 2012. С. 151.
[33] Воскресение // Понимание Писания. Т. 1. Б.м., 2021. С. 801.
[34] Шацкая А. Рассказ бывшей «свидетельницы Иеговы» [Электронный ресурс]. URL: https:// azbyka.ru/way/rasskaz-byvshej-svidetelnicy-iegovy/ (дата обращения: 29.11.2023).
Для цитирования: Веселов Е. Г., иер. Использование антигностической полемики св. Иринея Лионского против доктрины свидетелей Иеговы о «духовных телах» воскресших // Ипатьевский вестник. 2024. № 1. С. 24–39. https://doi.org/10.24412/2309– 5164–2024–1–24–39
* «Свидетели Иеговы» признаны в Российской Федерации экстремистской организацией, её деятельность запрещена