«Дела Церкви решаются соборне…»: архиепископ Тихон (Беллавин) и православные братства Северной Америки
Статья независимого исследователя Евгении Юрьевны Литвиненко и доктора филологических наук, доцента Свято-Филаретовского института и Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Юлии Валентиновны Балакшиной посвящена уникальному опыту практической соборности, который архиеп. Тихон (Беллавин), избранный в ноябре 1917 г. патриархом Московским и Всея Руси, получил во время своего служения в Алеутской и Северо-Американской епархии благодаря общению с православными братствами. Интерес свт. Тихона к путям возрождения соборности был связан с общей ситуацией в Православной Российской Церкви в начале ХХ в., переживавшей кризис синодальной системы и искавшей возвращения к началам соборного управления и жизнеустройства. С 1898 по 1907 гг. свт. Тихон возглавлял Алеутскую и Северо-Американскую епархию — самую большую и отдаленную, а также самую бедную и неукомплектованную. Среди условий, повлиявших на интерес будущего патриарха к таким мирянским движениям, как православные братства, в статье обозначены следующие: другая страна, отсутствие государственной поддержки, паства из разных стран и конфессий, отсутствие финансирования и кадров. В статье рассмотрена история появления православных братств в Северной Америке, их устройство и деятельность. Братства были созданы почти в каждом приходе, а все вместе объединены в Православное общество взаимопомощи, председателем которого являлся правящий архиерей.
Статья

Введение

В отзыве №25 по вопросу о церковной реформе, поданном в Священный синод преосвященным Тихоном (Беллавиным), архиепископом Алеутским и Северо-Американским[1] 24 ноября 1905 г., было сформулировано предложение о создании экзархата Российской Православной Церкви в Северной Америке. Описывая планируемую структуру управления экзархатом, архиеп. Тихон писал о епископах разных национальных церквей: «В своей области каждый из них самостоятелен; но дела, общие для всей американской Церкви, решаются соборне под председательством русского архиепископа» [Отзывы, 582]. Упоминание «соборного решения дел» следует рассматривать в контексте широко обсуждавшейся в церковных и светских кругах российского общества весной 1905 г. идеи возрождения соборности Церкви. В записке С. Ю. Витте «О современном положении православной церкви» говорилось об умалении соборного начала в церковном управлении в петровскую эпоху и о необходимости его восстановления. Сущность соборного начала, по мнению автора записки, заключалась не в том, что «во главе правления стоит не одно, а несколько лиц, а в том, что каждое из этих лиц является представителем целой общины» [Витте, 10]. Более широко понималась соборность в записке 32-х петербургских священников, опубликованной 17 марта 1905 г. в журнале «Церковный вестник». В ней речь шла не только о соборном управлении и созыве «повременных соборов всей церкви», но и о том, что «эта соборность корнями углубляется в самостоятельную, широко развитую жизнь приходов, как низших единиц, ячеек жизни церковной» [О необходимости перемен, 205].

В отзыве будущего патриарха размышления о местной низовой соборности также имели место и были связаны с опытом его взаимодействия с православными братствами Алеутской и Северо-Американской епархии. Осмысляя опыт своего американского служения, он, в частности, писал: «В каждом приходе есть братство (а в многолюдных приходах и по нескольку братств). Братство обязательно носит церковный характер: выбирает какого-либо святого (или праздник) в покровители (патроны), из своих доходов делает отчисления на содержание церкви, священника, школы, на ремонт и украшение храма; кроме сего, оно преследует и благотворительную цель — выдает “запомоги” своим членам в случае их болезни, увечий, безработицы; при братстве бывает и полюбовный суд членов. Вообще, братства здесь очень популярны и вместе с «Православным обществом взаимопомощи», в котором они объединяются и которое тоже от себя помогает при постройке церквей и в просвещении народа, много способствуют оживлению церковно-приходской жизни» [Отзывы, 585].

Гипотеза о том, что именно опыт православных братств Северной Америки повлиял на формирование представлений о соборности архиеп. Тихона (Беллавина), уже выдвигалась исследователями. Так, профессор А. Б. Ефимов отмечал: «Огромные успехи его служения в значительной мере вырастали по мере возрастания его веры в соборность Церкви, и эта вера стала принципом его служения, его жизни… Соборность в самом глубинном смысле расцвела в каждом ближнем и дальнем приходе, в братствах и сестричествах, в союзе взаимопомощи, в связях с Россией» [Ефимов, 8].

Цель настоящей статьи — выявить, с каким конкретно опытом проявления местной соборности познакомился архиеп. Тихон во время своего служения в Северной Америке и мог ли этот опыт повлиять на церковную политику, осуществлявшуюся им в годы его патриаршества.

Источниковой базой исследования стали статьи периодического журнала «Американский православный вестник»[2], материалы по истории Русского православного кафолического общества взаимопомощи, изданные его председателем свящ. Петром Кохаником к двадцатилетию общества [Коханик], а также документы, опубликованные в серии «Американский период жизни и деятельности свт. Тихона Московского» [Попов 2011а; Попов 2014 и др.].

Данная тема собственной историографии практически не имеет. Изданные монографии представляют исследование либо истории русской миссии на территории Америки, либо деятельности будущего патриарха Тихона на Алеутской и Северо-Американской кафедре. В этой связи необходимо выделить работы профессора А. Б. Ефимова, заведующего кафедрой миссиологии богословского факультета ПСТГУ, в частности его монографии «Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви» и особенно — «Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне» [Ефимов; Ефимов, Ласаева]. В последней монографии автор совместно с О. В. Ласаевой подробно раскрывает жизнь Алеутской и Северо-Американской епархии Православной Российской Церкви в период с 1898 по 1907 гг., когда ее возглавлял свт. Тихон (Беллавин): от приезда свт. Тихона в Америку и состояния полученной им от еп. Николая (Зиорова) епархии, далее о состоянии эмиграции из России в США, о переходе униатских общин в православие, архипастырских путешествиях свт. Тихона на Аляску, по Северной Америке и Канаде. Принципиальное значение для нашей темы имеют главы 4–6, описывающие историю образования приходов во всех городах Северной Америки. В этих же главах содержится информация о становлении и развитии православных братств в исследуемых городах и штатах, что дало возможность выделить типологию образования православных братств в Северной Америке в период епископства свт. Тихона.

Представляется важным отметить особую роль для исследования американского периода служения свт. Тихона (Беллавина) книг петербургских издательств «Аргус» и «Сатисъ» из упомянутого выше цикла «Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского». Каждая книга серии представляет собой сборник документов, воспоминаний, материалов периодических изданий, собранных в хронологическом порядке, снабженных комментариями составителя А. В. Попова, ссылками на источники и подробными развернутыми пояснениями, также состоящими из первоисточников и раскрывающими контекст того или иного события[3].

Следует упомянуть кандидатскую диссертацию П. А. Хайруллиной «Русская Православная Церковь в США: поиск путей модернизации и деятельность святителя Тихона (Беллавина) (Последняя треть XIX — начало XX в.)» (2004) [Хайруллина]. Автор работы рассматривает основные этапы развития православной миссии в Северной Америке, выделяет характерные особенности и тенденции развития Русской Православной Церкви в США на рубеже веков, предметом исследования становится политика руководства епархией в связи с проблемой модернизации деятельности Русской Церкви в Америке. Представляет интерес вывод об особой стратегии свт. Тихона в развитии епархии, в которой автор выделяет две задачи: обеспечение автономии вверенной ему епархии и интеграцию православия в социокультурную среду Америки. Решение обеих задач представляется Хайруллиной возможным во многом благодаря личным качествам и талантам свт. Тихона.

После 2020 г. были опубликованы новые источники, хранящиеся в архивах США, связанные со служением митр. Леонтия (Туркевича) [Агеев], священномучеников Иоанна Кочурова [Печатнов В. В., Печатнов В. О. 2023], Александра Хотовицкого [Печатнов В. В., Печатнов В. О. 2022], священника Иоанна Недзельницкого [Печатнов 2023], переписка обер-прокурора Святейшего правительствующего синода К. П. Победоносцева с клириками епархии и другие источники [Печатнов 2021]. Эти публикации открывают новый ракурс исследования деятельности свт. Тихона в Северной Америке, связанный с кругом священников, собранных в одно трудное время в непростых обстоятельствах, их отношений друг с другом, с паствой, с епископом.

Православные братства в Северной Америке

Православные братства получили распространение на Американском континенте в конце XIX в. Во «Всеподданнейшем Отчете Обер-Прокурора Святейшего Синода по ведомству Православного исповедания за 1892–1893 гг.» К. П. Победоносцев указывал: «С упорядочением православия в Америке появились и образовались церковные православные братства» [Победоносцев, 193]. Существовало два основных способа появления православных братств: переход из униатства и объединение православных с целью взаимопомощи. Униатские братства устраивали «переселяясь в Америку, русские из Галичины, по укоренившемуся у них обычаю» [Победоносцев, 193]. В большинстве случаев, когда униатские приходы, имевшие свои братства, присоединялись к Православной Российской Церкви, они сохраняли привычную форму объединения верующих. Второй вариант возникновения православных братств в Северной Америке был связан со стремлением людей к собиранию в духе взаимопомощи. В промышленных городах и штатах Америки (например, в Пенсильвании) братства возникали из необходимости обеспечить своим членам материальную поддержку («запомогу») в случае несчастного случая на тяжелых работах. Протоиерей Александр Хотовицкий писал: «Люди здесь предоставлены сами себе и должны сами себя ограждать на случай болезни, смерти и пр. <…> А жизнь большинства из наших переселенцев проходит при условиях далеко не сохранных — на фабриках, в копях, при черных работах. Простая случайность — и глядишь, то руку оторвало, то ногу искалечило, а то и вовсе пришибло насмерть. И как в униатских и римо-католических приходах организованы братства взаимопомощи, так и у нас такие же братства обычно служат ячейкой, из которой постепенно развивается затем приходская община, создающая храм, школу и пр.» [Хотовицкий, 29].

В 1895 г., при предшественнике свт. Тихона еп. Николае (Зиорове) существующие братства объединились в Православное общество взаимопомощи, в 1896 г. стал выходить периодический (2 раза в месяц) журнал «Американский православный вестник», а с 1897 г. — газета «Свет». В отчете за 1900 г. свт. Тихон писал: «Более всего братств в приходах в Штатах: нередко здесь в одном приходе по несколько братств (в Аллегенском, например, до 10)» [Отчет 1900][4]. Всего в епархии в 1900 г. насчитывалось 46 братств (из них 5 — женских), в которых состояло 1584 члена. В 1902 г., согласно отчету, в епархии было зарегистрировано 40 приходов и действовало уже 57 братств, состоящих из 1 540 членов. В 1903 г. число братств возросло до 60 и 1 588 членов, с общим капиталом 5 585 долларов. В 1905 г. раздел VIII отчета «Братства» сообщал о 80 братствах на континентальной части Америки, в которых состояло 2 600 членов. На Аляске в этот же год насчитывалось 23 братства и в них 1947 членов.

Первая встреча свт. Тихона (Беллавина) с представителями православных братств состоялась во время его прибытия в Америку 30 ноября (12 декабря) 1898 г. Как сообщал «Американский православный вестник», в день приезда нового архиерея пришли приветствовать депутации православных братств: Нью-Йоркского братства Рождества Пресвятой Богородицы, Нью-Йоркского Свято-Николаевского сиро-арабского братства, Йонкерского братства Иоанна Крестителя, Анзонийского Свято-Васильевского братства, Пассайкского Трехсвятительского братства, члены возглавляемого В. А. Тепловым общества «Русская Беседа» [Попов 2013, 15].

Такая форма устроения церковной жизни, как православные братства, была хорошо знакома свт. Тихону, служившему до Америки на национальных окраинах Российской империи, где братства получили распространение после утверждения в 1864 г. «Правил для учреждения православных церковных братств». Он был председателем совета (с 8 сентября 1899 г. — почетным членом) Свято-Богородицкого православного братства в Холме и цензором братских изданий, был награжден знаком Холмского братства 1-й степени. Однако масштаб распространения и характер деятельности американских православных братств были существенно иными. Они вели свое происхождение от братств Юго-Западной Руси и в условиях Американского государства обладали гораздо большей свободой и самостоятельностью, чем братские организации, возникшие в России на волне Александровских реформ.

В отчете за 1903 г. владыка Тихон перечислял сферы деятельности православных братств, с которыми ему довелось познакомиться в США: «Как при постройке церквей, так и при образовании самих приходов в Штатах делу этому оказывает важные услуги и помощь братство… Оно обычно ставит своею целью не только материально помогать членам его (больным, потерявшим мужа или жену), но и сохранять Православную Веру и русскую народность. Если в данной местности хорошо идет работа и, следовательно, набирается много работников, то братчики покупают “лоты” (участок земли 25х100 фут.) и строят церковь. В этом деле им приходят на помощь все члены Прав<ославного> Общества Взаимопомощи... По постройке церкви братство нередко достает и своего священника, которому ежемесячно выплачивает известную сумму, в дополнение к доходам (за требы) и субсидии от Духовного правления» [Отчет 1903][5].

Очевидно, что для свт. Тихона представляет интерес финансовая независимость братств, позволявшая им не только помогать своим членам, но и строить церкви, содержать причт. В ситуации, когда Святейший синод не увеличивал финансирование епархии, только объединения прихожан, готовых не просто изредка приходить в храм, но действенно — финансово и духовно — поддержать свою церковь, давали возможность епархии развиваться. Однако не менее важным оказывается влияние братств на духовную жизнь их членов: укрепление в вере, сохранение национальной культуры, поддержание духовного настроя общины.

Анализ пастырской деятельности свт. Тихона на Американском континенте позволяет выделить следующие формы его взаимодействия с православными братствами:

1) миссионерские поездки, во время которых епископ лично встречался с представителями православных братств;

2) пастырские наставления и проповеди, адресованные братствам и их членам;

3) участие в работе органов управления братств и их объединений;

4) подбор пастырей, способных созидать церковную жизнь на братских началах.

Братства как проявление местной соборности

Архиепископ Тихон не только принял братства как органичную для его нового места служения форму устроения церковной жизни, но и считал необходимым способствовать распространению братской жизни на Американском континенте. Так, в записках иером. Антония (Дашкевича) о путешествии владыки по Аляске читаем, что, по замечанию архиеп. Тихона, для небогатого прихода села Килисну требуется «крепко сплоченное братство, возвышающееся до выражения собою живой церкви Христовой» [Антоний, 491]. Посещая Канаду в 1903 г., много беседуя с прихожанами, «в соответствии с нуждами местного церковного дела он рекомендовал организовать братство, которое бы развивало здесь Православие» [Ефимов, Ласаева, 294][6]. Очевидно, что свт. Тихон воспринимал братство не просто как удачную для местных условий форму организации православных, но как явление духовное, максимально приближенное к выражению сущности Церкви Христовой.

Как отмечалось выше, при всей популярности в церковных дискуссиях начала века идеи восстановления соборности, единого понимания этого богословского концепта не существовало. Архиепископ Тихон имел дело с практическим осуществлением соборности в опыте православных братств, и границы этого понятия выявлялись в опыте их взаимодействия.

Юридическая и финансовая самостоятельность

Когда в 1905 г. Союз церковного обновления в Москве обсуждал возможности проявления местной соборности, вопросы юридической и финансовой самостоятельности представлялись фундаментом для ее возрождения: «Каждый приход во главе с предстоятелем составляет свободное братство, юридически самостоятельную общину, которая сообща управляет своим церковным имуществом и занимается делом приходской благотворительности» [Проект церковных реформ, 82].

То, что на территории России казалось труднодостижимым идеалом, в Алеутской и Северо-Американской епархии было узаконенной нормой церковной жизни. Православные братства возникали из стремления иммигрантов определенной национальности к взаимопомощи, взаимовыручке, собиранию для решения своих проблем как материальных, так и религиозно-нравственных. Православие в США не имело статуса государственной религии. Братства становились той формой объединения людей, которая была понятна одновременно и американскому законодательству, и Православной Российской Церкви, могла вступать в диалог с разными государственными, общественными и религиозными структурами.

Православные братства Северной Америки с успехом решали материальные задачи: выплата «запомог» (денежной компенсации в случае смерти, длительного заболевания, трудового увечья), забота об устроении храма и приходских домов (от приобретения земли и строительства до содержания клира), устроение школ, больниц, библиотек, в некоторых случаях — мировых судов.

Сохранившиеся сведения о беседах владыки Тихона с братствами свидетельствуют о том, что хозяйственные и пастырские нужды часто становились предметом обсуждения, совместного решения иерарха и братства. Речь в этих беседах могла идти о приобретении земли, покупке помещений под храм или о строительстве храма; о назначении священника, псаломщика, учителя в тот или иной приход по запросу братства или общины храма.

Судя по имеющимся источникам, острых конфликтов по этим вопросам между архиепископом и братствами не возникало.

Полнота участия в церковной жизни клириков и мирян

Представления о соборности архиеп. Тихона, судя по всему, включали в себя идею активного участия в жизни церкви всех ее членов. Так, в прощальном напутственном слове нью-йоркской пастве, напоминая ей о миссионерском призвании, он говорил: «…Долг сей лежит не только на пастырях и миссионерах, но и на мирянах, ибо церковь Христова, по мудрому сравнению св. ап. Павла, есть тело, а в жизни тела принимает участие каждый член: при посредстве всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, великое тело церковное получает приращение для созидания себя (Еф 4:16) [Прощальная беседа, 97].

В отчетах свт. Тихона (Беллавина) о состоянии Алеутской и Северо-Американской епархии за годы его епископского служения (1898–1907) особо фиксируются детали, подчеркивающие церковную ответственность мирян, входящих в братства. Так, в отчете за 1900 г. отмечено, что «в братствах трезвенность считается общим условием для братчиков» [Отчет 1900][7]. В отчете за 1905 г. архиерей особо выделил Ситхинское Николаевское братство, которое значительно возросло за отчетный год и стало популярным даже среди американцев, которые участвовали в делах милосердия братства, а также Уналашкинское и Ханайское братства, которые помимо обычных забот братств организовали у себя братский суд, читальни, кредит, аптечки.

Интересно, что в отчете за 1903 г. свт. Тихон указал, что кроме Штатов, братства существуют в Канаде и некоторых приходах Аляски, однако отметил, что там «они имеют характер церковно-приходских попечительств» [Отчет 1903][8]. Это замечание свидетельствует о том, что архиерей различал приходские объединения, призванные исключительно к заботе о храмах, и братства, ставящие перед собой более широкие задачи. В первую очередь церковная активность мирян имела в его глазах миссионерский потенциал. Обращаясь к членам братства Рождества Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке 2 (14) января 1900 г. свт. Тихон сказал: «Каждый член миссии, каждое братство должны полагать свою лепту в созидание здесь, в чужой стране, Божьего дела. Достигается это прежде всего внутренним местным благоустроением, а затем распространением деятельности на более широкие поприща. В нашем приходе, нашему братству сами обстоятельства здешней церковной жизни подсказывают характер потребной работы: таково устроение храма, расширение количества членов, помощь несчастным, больным и пр. Наша малая дружина должна проникнуться сознанием тех своих обязанностей, какие обозначены в ее наименовании: “православное братство”» [Путешествие 1900, 78].

Обратим внимание на употребляемое архиереем местоимение «наше», свидетельствующее не только о единстве пастыря и паствы, но и об органичном принятии братства как естественной для него формы устроения церковной жизни.

Братская любовь и единство

Конечно, местная соборность была немыслима без реальных братских отношений между верующими, без осознания внутреннего единства. Архиепископу Тихону приходилось особо противостоять разделениям и межнациональной вражде. Так, во время поездки свт. Тихона в Филадельфию в начале 1907 г. он произнес слово, обращенное к Свято-Андреевскому братству, которое зафиксировал председатель Г. Добров. Владыка перевел на русский язык название города Филадельфия — «братолюбие» и спросил: «Но скажите, где у вас эта братская любовь? Всему миру известна “славянская рознь” и русская, а здешние люди дают еще одно лишнее подтверждение такой розни. Раздоры между православными и униатами, между русскими из России и русинами из Австрии, между галичанами и угроросами, между “маскалями” и украинцами…» [Слово 1907, 43].

Поездка свт. Тихона по епархии в 1902 г. напрямую оказалась связана с жизнью православных братств и проблемой церковного единства. Когда сербские братства из Питтсбурга, Маккиспорта, Вилмердинга, Ранкина, Экспорта и других мест вышли из Православного общества взаимопомощи, т. е. из единственной организации, объединявшей все братства Америки, и присоединились к сербскому обществу «Србобран», чтобы предотвратить размежевание среди паствы по национальному признаку и подчеркнуть единство православия в Северной Америке, владыка снова начал пастырские поездки по епархии и в первую очередь поехал к православным сербам[9]. Мирные братские отношения представляли для архиепископа особую ценность, столь же важную, как возведение стен храмов и финансирование приходов.

Соборность как кафоличность

Руководителю Алеутской и Северо-Американской епархии, конечно, приходилось помнить о том, что слово «соборность» является переводом на русский язык греческого понятия «кафоличность» («вселенскость»). Братства в Америке создавались по национальному признаку, ставили перед собой задачу сохранения национальной идентичности. В этих условиях свт. Тихон, проповедуя разным народам (грекам, сербам, венграм, славянам), призывал всех к новому пониманию народности, сквозь призму кафоличности православия. Обращаясь к сербской общине, он говорил: «Но если нужно поддерживать, беречь и защищать свою народность, то кольми паче надлежит оберегать св. веру православную. <…> Для получения будущего царства небесного нужно будет не сохранение народности своей, а правой веры во Христа. О сем и помышляйте, берегите, тем паче, что сохранение вами веры православной есть вместе с тем и самое лучшее и надежное средство для сохранения и поддержания вашей народности» [Слово 1899, 563].

Межнациональное единство, основанное на православной вере, превосходящей границы национальной идентичности, стало одной из центральных задач в пастырской деятельности свт. Тихона. В первый же день вступления на американскую кафедру он сказал: «Православие кафолично; если в России… и не испытывается… эта кафоличность православия, так как там все православные — русские, то здесь, вне пределов России, где под кров православного храма одинаково рвется и русский, и грек, и араб и др., понятие кафоличности православия для нас вполне осязательно» [Прибытие, 15].

Безусловно, что в начале ХХ в. кафолическое православное единство на территории Штатов мыслилось под омофором русского епископа и Православной Российской Церкви.

Православное общество взаимопомощи

Святитель Тихон стремился к осуществлению принципа соборности не только на уровне братств и приходов, но и на уровне более крупных объединений верующих, какими стали Православное общество взаимопомощи и Первый всеамериканский собор.

Все братства были объединены в Православное общество взаимопомощи. Инициатором создания выступил свящ. Алексий Товт, благословил учредительное собрание епископ Алеутский и Аляскинский Николай (Зиоров) в 1895 г. Общество, как писал свт. Тихон, имело две задачи: материальную («запомогу» членам Общества, т. е. денежную компенсацию в случае смерти братчика) и моральную — «содействие распространению Православной веры в Америке, постройку храмов, школ» [Отчет 1900][10].

К моральным целям относились: распространение и утверждение православия в Америке, участие и усердие в создании православных храмов, русских школ, других благотворительных институций, издание русской православной газеты, брошюр религиозно-нравственного содержания, в целом «просвещение русского народа и воспитание в нем чувств любви и преданности Православию, церкви и народности и начал христианской взаимопомощи» [Коханик, 17]. К материальным целям были отнесены помощь семьям в случае потери кормильца, помощь членам братства в случае утраты трудоспособности, в случае смерти жен братчиков. Членом общества мог стать любой православный славянин «честного, морального жития» [Коханик, 17], от 16 до 45 лет, который являлся членом любого из православных братств, входящих в общество, уплативший вступительные взнос и принесший в церкви присягу[11].

Почетным председателем, согласно § 80–86 Положения, всегда являлся Алеутский и Северо-Американский архиерей, которому принадлежала высшая административная и контролирующая власть в обществе. Один раз в два года представители братств, входящих в общество, съезжались на собор братств — конвенцию (в 1903 г. была утверждена квота: один делегат на 50 членов братства) для решения наиболее важных общих вопросов. Открывал конвенцию всегда ее почетный председатель. Святитель Тихон, епископ Алеутский и Аляскинский, впервые открыл конвенцию общества в 1899 г. (г. Аллегени, 9–11 мая 1899 г.).

Обратим особое внимание на те случаи, когда влияние архиепископа Тихона (Беллавина) на деятельность конвенции носило не просто «молитвенно-благословляющий» характер. Можно предположить, что пример взаимодействия между собором и высшей епископской властью, имевший место в Алеутской и Северо-Американской епархии, стал в 1917–1918 гг. одной из возможных моделей для будущего Поместного собора всей Православной Российской Церкви.

В 1899 г. резолюция свт. Тихона на решениях конвенции состояла из пяти пунктов. Часть пунктов подчеркивала единство архиерея и братского собрания: о согласии на возведение свящ. Александра Хотовицкого в звание почетного члена общества с выражением признательности за «безмерные труды на пользу Общества» [Коханик, 34]; о благодарности обществу за содействие в постройке новых храмов. В одном случае резолюция была связана с корректировкой выборов членов правления: в связи с тем, что о. Иоанн Недзельницкий подал рапорт с отказом от должности председателя, свт. Тихон утвердил председателем кандидата, следующего по количеству поданных за него голосов (свящ. Иоанна Кочурова). Положение об обществе давало владыке возможность поставить на пост председателя кандидата по своему усмотрению, но свт. Тихон предпочел принять выбор соборного братского органа.

В одном пункте резолюции свт. Тихон наложил вето на решение конвенции: «Решение о выдаче посмертной запомоги наследникам самоубийц недостаточно мотивировано; предлагаю будущей Конвенции обсудить этот вопрос всесторонне, а до того времени оставить по-прежнему» [Коханик, 34]. Церковные каноны, основанные на 14-м правиле еп. Тимофея Александрийского, запрещали «приношение и молитву» за самоубийц. Запретом на отпевание самоубийц церковь пыталась остановить суицидальную эпидемию, распространявшуюся в особо тяжелые экономические и политические периоды. Вопрос о том, могла ли церковная помощь быть оказана родственникам самоубийц, в канонах не оговаривался, но свт. Тихон, вероятно, исходил из общих пастырских соображений.

Интересно, что на следующей конвенции 1901 г. делегаты от братств повторно рассмотрели данный вопрос и оставили в силе именно свое, братское решение, с формулировкой «руководствуясь человеколюбием к семьям самоубийц, Конвенция постановила выдавать по ним запомогу» [Коханик, 36]. В 1901 г. свт. Тихон принял братское соборное решение и благословил его.

Вероятно, особая помощь первосвятителя потребовалась при подготовке конвенции 1903 г. Во-первых, в период между конвенциями сменился состав правления — по разным причинам покинули свои должности председатель и секретарь. В такой ситуации ответственность на себя принял почетный председатель общества свт. Тихон, который назначил новых членов правления до даты перевыборов на конвенции. Отметим, что и в этот раз он руководствовался принципом назначения кандидатов, набравших большее число голосов при предыдущем голосовании.

Другой особенностью конвенции 1903 г. стал тот факт, что впервые за всю ее историю был констатирован не рост, а уменьшение количества братств общества. Это было связано с тем, что в 1902 г. сербские общины решили создать собственное общество взаимопомощи — «Србобран». Соответственно, около 500 сербов вышли из состава Православного общества взаимопомощи, не доплатив членские взносы в кассу. В результате число братчиков общества упало с 1 804 до 1 540 членов, хотя при этом количество братств все равно возросло с 54 до 57, что, безусловно, меньше, чем было бы без ухода ряда сербских братств.

Можно предположить, что в ситуации кризиса взаимодействие конвенции с свт. Тихоном оказалось наиболее глубоким, и именно благодаря его влиянию решения конвенции впервые коснулись обеих целей общества — материальной и моральной. Согласно решениям конвенции общества взаимопомощи, принятым «для широкого и успешного проведения в жизнь моральных целей общества» [Коханик, 40] и в последующем одобренным почетным председателем свт. Тихоном, каждый член общества обязательно один раз в год должен был исповедоваться и причащаться святых Христовых Тайн. Была установлена санкция за нарушение данного правила — исключение из общества. Участникам общества предписывалось обращаться за исполнением треб только к своим православным священникам. Данное правило было вызвано частой практикой, когда в местах, куда православный священник приезжал редко, по обычным требам люди обращались к католическим или униатским священникам. Вновь была изменена система финансирования газеты «Свет», которая служила целям просвещения и собирания православной и славянской аудитории Америки. Четвертое важное решение конвенции утверждало представительский лимит от братств для участия в конвенции — по одному делегату от каждых 50 членов братства. Последнее, пятое решение касалось территориальных границ: «Для ограничения непотребных переходов из братства в братство, Конвенция решила, что каждый член Общества должен состоять в братстве того округа, в котором он живет; жить в одном округе, а состоять в братстве другого — не может» [Коханик, 42].

Если верно предположение, что эти решения были сформулированы не без участия свт. Тихона, то очевидным становится его стремление к повышению церковности братств, придание им качеств, отличающих их от обществ взаимопомощи, собранных по профессиональному или национальному признаку. Церковность понимается здесь как соответствие нормам церковной жизни, принятым в Православной Российской Церкви, и включает частоту участия в евхаристии (об ежегодном причастии и исповеди см. «Устав духовных консисторий 1841 и 1883 гг.», статьи 15 и 17), территориальную целостность прихода, четкие канонические границы. Напомним, что в отзыве архиеп. Тихона на запрос Священного Синода признаком церковности братств выступает также наличие какого-либо святого (или праздник), которого братство выбирает в покровители (патроны).

Конвенция общества взаимопомощи 1905 г. проходила в городе Кливленде в мае, в разгар дискуссий о необходимости реформирования Православной Церкви, разгоревшихся в России. Конвенция создала целый ряд новых учреждений, которые, с одной стороны, были связаны с местной ситуацией, но с другой — могли служить примером для разрешения общеправославных проблем. Так, чтобы уберечь общество от неразумных и разорительных судебных процессов, было решено создать полюбовный суд из пяти членов, избираемых конвенцией. Для объединения всех православных жен было создано Женское православное общество взаимопомощи с выделением в него всех жен мужского общества, с предоставлением одной тысячи долларов уставного капитала. Положено начало страхованию русских детей — заложена система страхования детей от 1 до 16 лет через местные братства.

Одно из решений конвенций было записано с комментарием «по мысли и личному почину (550 долл.) Преосвященнейшего Владыки Тихона, в память 10-ти летнего юбилея Общества» [Коханик, 44] — конвенция постановила основать при Свято-Тихоновском монастыре сиротский приют для детей умерших членов общества. Другим важным решением представляется постановление, по которому каждый член общества должен был ежегодно платить по 10 центов на стипендии имени общества при Миннеаполисской Духовной семинарии и при Кливлендской бурсе.

Миннеаполисская семинария и монастырь в честь свт. Тихона Задонского были открыты в том же 1905 г. по инициативе архиеп. Тихона, который стремился воспитать в Америке собственных клириков (он отмечал, что «своего» пастыря люди слушают больше, чем «приезжего» из России) и образованную, укорененную в традиции православную интеллигенцию. Вероятно, общество разделяло желание иерарха «скорейшего воспитания в Америке своей властной интеллигенции» [Коханик, 44]. По крайней мере, ближайший сподвижник свт. Тихона прот. Александр Хотовицкий на страницах «Американского православного вестника» писал об этом так: «…Великая черта в нашем устроении православного Общества — крепкая связь церкви с народом, священника с мирянином. Только взаимное доверие, только дружная обоюдная работа могут делать великие дела. Рука об руку шла православная паства со своим Архипастырем и пастырями в общем стремлении как можно успешнее осуществить святые цели Общества… Придет час, народится своя народная интеллигенция, тогда священники, до сих пор руководствовавшие народом в качестве единственных почти интеллигентных сил и воспитавшие народ в понятиях правды и добра, передадут часть своего многосложного дела в верные народные руки…» [Хотовицкий, 216].

На конвенции Общества взаимопомощи 1907 г. было решено пересмотреть весь устав и принять его в новой редакции, систематизировав таким образом все ранее внесенные изменения. Устав был принят, как и ряд решений, среди которых выделим основные: о приеме в общество только православных верующих; о своем православии кандидаты давали письменное подтверждение. Всесторонне был рассмотрен вопрос об инкорпорировании общества в законодательство Америки и принято решение, что инкорпорация уместна на региональных уровнях. Представляется интересным решение о том, что если находиться на заседаниях конвенции могли как почетные члены общества, так и другие священники, то последние имели только право совещательного голоса. Право решающего голоса принадлежало только делегатам от братств. В связи с отъездом архиеп. Тихона из Америки конвенция постановила «выразить ему глубокую благодарность… за свыше 8-летнее Почетное Председательство, за постоянные заботы о процветании Общества» [Коханик, 52], а также просить владыку Тихона принять звание почетного члена общества.

В течение 8 лет, когда Православное общество взаимопомощи развивалось под почетным покровительством свт. Тихона, произошло не только увеличение числа православных братств в епархии, но и расширение масштабов их деятельности. Вероятно, именно архиепископ способствовал появлению в поле внимания общества просветительских и миссионерских задач; уточнению принципов выборности; возрастанию церковности его членов, что было напрямую связано с осознанием четкости канонических и конфессиональных границ. Накопленный опыт отношений церковного иерарха с выборными из мирян, несомненно, оказался востребован в России в период Поместного собора 1917–1918 гг.

Выводы

Подводя итоги взаимодействия свт. Тихона (Беллавина) с православными братствами в Алеутской и Северо-Американской епархии, мы можем отметить следующее. Братства в епархии были многочисленной и существенной силой, отношения с ними, с одной стороны, носили организационно-экономический характер — по вопросам финансирования учреждаемых приходов, строительства храмов и т. п., с другой стороны — строились на основе пастырского попечения: в рамках созидания и укрепления христианской жизни на началах братолюбия. При этом, исходя из переписки, проповедей, отчетов и прочих свидетельств о деятельности епископа, а с 1905 г. — архиепископа Тихона (Беллавина), возможно утверждать, что его представления о церкви и церковности были вполне традиционными для Русской Православной Церкви XIX–XX вв. Основной формой проявления церковности являлось для него приходское объединение верующих вокруг храма, главную роль в церковном строительстве играло священство. Однако при всей традиционности представляется уникальным тот факт, что свт. Тихон, столкнувшись с нетрадиционным (в таких масштабах и особых условиях Америки) явлением братства, смог увидеть в нем не только экономический потенциал, но и свидетельство подлинной церковной жизни и включить это явление в свое пастырское попечение. Отметим также, что архиеп. Тихон воспринимал братства как форму соборности в качестве особой черты русской религиозности и русской церковной традиции, которой иммигранты из Российской империи могли поделиться с формирующимся народом Америки.

Благодаря знакомству будущего патриарха Тихона с опытом православных братств Северной Америки, унаследовавших и отчасти сохранивших опыт братств Юго-Западной Руси, происходило постепенное формирование его собственных представлений о том, что включает в себя соборная жизнь церкви, какую роль в ней играют разные «страты» церковного народа.

Местная, низовая соборность, опирающаяся на юридическую и финансовую самостоятельность объединений верующих, предполагает ответственную и активную позицию всех членов, составляющих соборное тело, и отношения братского единства и любви, соединяющие христиан между собой неформальными связями. Однако соборность, растущая снизу, требует поддержки и помощи со стороны церковной иерархии. Влияние архиеп. Тихона позволило североамериканским братствам увидеть не только свои конкретные, но и общецерковные задачи, возрасти в измерении самого качества церковности.

Опыт служения свт. Тихона в Алеутской и Северо-Американской епархии мог оказать влияние как на способ взаимодействия Поместного Собора 1917–1918 гг. с епископским совещанием, наделенным правом вето, так и на решение патриарха призвать Русскую Церковь, подвергшуюся первым разрушительным гонениям со стороны новой власти, к устроению братств и духовных союзов. Но не менее важно, что это служение стало опытом выявления и воплощения соборности церкви. Чтобы соборность из идеи превратилась в опыт жизни, нужна длительная практическая школа, уроки которой необходимо сегодня собирать по крупицам.

 

Источники

  1. Антоний = Антоний, иером. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, по Аляске. Сиэтл, Джуно, Ситха // Американский православный вестник. 1899. Т. III. №18. С. 489–492.
  2. Витте = Витте С. Ю. О современном положении православной Церкви // Историческая переписка о судьбах Православной церкви. Москва: Тип-я Т-ва И. Д. Сытина, 1912. C. 7–25.
  3. Коханик = Русское Православное кафолическое Общество Взаимопомощи в Северо-Американских Соединенных Штатах: К ХХ-летнему юбилею, 1895–1915 / Сост. свящ. Петр Коханик. Издание Русского Правосл. Кафолич. Общ. Взаимопомощи. Нью-Йорк: Тип. газеты «Свет», 1915. 176 с.
  4. О необходимости перемен = О необходимости перемен в русском церковном управлении: мнение группы столичных священников // Балакшина Ю. В. Братство ревнителей церковного обновления (группа «32-х» петербургских священников), 1903–1907: Документальная история и культурный контекст. Приложение 1. Москва: СФИ, 2014. С. 199–205.
  5. Отзывы = Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 1. Москва: Общество любителей церковной истории: Изд-во Крутицкого подворья, 2004. 1042 с.
  6. Отчет 1900 = Тихон, еп. Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1900 год // РГИА. Ф. 796. Оп. 442, год 1900. Д. 1820. Л. 1–11 об.
  7. Отчет 1903 = Тихон, еп. Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1903 год // РГИА. Ф. 796. Оп. 185, год 1904. Д. 5851. Л. 3–19 об.
  8. Победоносцев = Победоносцев К. П. Всеподданейший Отчет Обер-Прокурора Св. Синода по ведомству Православного Исповедания за 1892 и 1893 годы. Санкт-Петербург: Синод. тип., 1895. 784 c.
  9. Прибытие = Прибытие Преосвященного Тихона, епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему епархию // Американский православный вестник. 1899. Т. III. №1. С. 9–21.
  10. Проект церковных реформ = Проект церковных реформ, составленный свящ. Петром Кремлевским // Церковный вестник. 1906. №3. С. 81–83.
  11. Прощальная беседа = Прощальная беседа Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего архиепископа Тихона, в неделю православия в Нью-Йоркском кафедральном соборе // Американский православный вестник. 1907. Т. IX. №6. С. 96–98.
  12. Путешествие 1900 = Путешествие Его Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского // Американский православный вестник. 1900. Т. IV. №4. C. 71–81.
  13. Путешествие 1903 = Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского // Американский православный вестник. 1903. Т. VII. №7. C. 99–101.
  14. Слово 1899 = Слово Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, произнесенное в 17 неделю по Пятидесятнице, к Сербам в Джаксонской Церкви // Американский православный вестник. 1899. Т. III. №21. С. 562–564.
  15. Слово 1907 = Слово, произнесенное Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Тихоном, архиепископом Алеутским и Северо-Американским, в Филадельфийской церкви, в воскресенье 31 января 1907 года // Американский православный вестник. 1907. Т. XI. №3. С. 42–43.
  16. Хотовицкий = Хотовицкий Александр, прот. Поездка на конвенцию. Из путевых впечатлений // Американский православный вестник. 1905. Т. IX. №11. С. 204–219.

Литература / References

  1. Агеев = Агеев Евгений, свящ. Митрополит Леонтий (Туркевич) и его деятельность по организации русской церковной эмиграции в Северной Америке // Церковный историк. 2022. № 3 (9). С. 103–114. https://doi.org/10.31802/CH.2022.9.3.006. Ageev Evgeniy, priest (2022). “Metropolitan Leonty (Turkevich) and his work in organization Russian church emigration in North America”. Church Historian, n. 3 (9), pp. 103–114 (in Russian). https://doi.org/10.31802/CH.2022.9.3.006.
  2. Ефимов = Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской православной церкви. Москва: Изд-во ПСТГУ, 2007. 688 с. Efimov A. B. (2007). Essays on the history of the missionary work of the Russian Orthodox Church. Moscow: PSTSU Publ. (in Russian).
  3. Ефимов, Ласаева = Ефимов А. Б., Ласаева О. В. Алеутская и Северо-Американская епархия при патриархе Тихоне. Москва: Изд-во ПСТГУ, 2012. 594 с. + вкл. Efimov A. B., Lasaeva O. V. (2012). The Aleut and North American Diocese under Patriarch Tikhon. Moscow: PSTSU Publ. (in Russian).
  4. Печатнов 2021 = Печатнов В. В. Жизнь российского духовенства в Америке конца XIX в. (по материалам переписки Обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода К. П. Победоносцева) // Концепт: философия, религия, культура. 2021. Т. 5. № 4 (20). С. 41–61. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-4-20-41-61. Pechatnov V. V. (2021). “Life of Russian Orthodox Clergy in the United States at the End of the 19th Century”, Concept: hilosophy, Religion, Culture, v. 5, n. 4, pp. 41–61 (in Russian). https://doi: https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-4-20-41-61.
  5. Печатнов 2023 = Печатнов В. В. «Жатва велика, да делателей мало...» (Донесение о. Иоанна Недзельницкого о состоянии Нью-Йоркского округа Алеутско и Аляскинской епархии за 1898 год) // Концепт: философия, религия, культура. 2023. Т. 7. № 1 (25). С. 47–61. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-47-61. Pechatnov V. V. (2023). “The Harvest is Great and the Laborers are Few (Father John Nedzelnitsky’s Report on the New York Deanery of the Aleutian and Alaskan Diocese in 1898)”. Concept: Philosophy, Religion, Culture, v. 7, n. 1, pp. 47–61 (in Russian). https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-47-61.
  6. Печатнов В. В., Печатнов В. О. 2022 = Печатнов В. В., Печатнов В. О. Американское служение священномученика Александра Хотовицкого // Вестник Вятского государственного университета. 2022. № 3 (145). С. 56–70. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.22.037. Pechatnov V. V., Pechatnov V. O. (2022). “The American Ministry of the Hieromartyr Alexander Hotovitsky”. Herald of Vyatka State University, iss. 3 (145), pp. 56–70 (in Russian). https://doi.org/10.25730/VSU.7606.22.037.
  7. Печатнов В. В., Печатнов В. О. 2023 = Печатнов В. В., Печатнов В. О. Священномученик Иоанн Кочуров: годы служения в Америке // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2023. Т. 44. С. 62–79. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2023.44.62. Pechatnov V. V., Pechatnov V. O. (2023). “Holy Martyr Ioann Kochurov: Years in America”. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, v. 44, pp. 62–79 (in Russian). https://doi.org/10.26516/2073-3380.2023.44.62.
  8. Попов 2008 = Американский период жизни и деятельности святителя Тихона: первые годы служения епископа Тихона в Соединенных Штатах Северной Америки / Сост. А. В. Попов. Санкт-Петербург: Аргус, 2008. 159 с. Popov A. V. (ed.) (2008).The American period of St. Tikhon’s life and work: the first years of Bishop Tikhon’s ministry in the United States of North America. St. Petersburg: Argus Publ. (in Russian).
  9. Попов 2010 = Письма святителя Тихона: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского / Сост. А. В. Попов. Санкт-Петербург: Сатисъ, 2010. 272 с. Popov A. V. (ed.) (2010). Letters of St. Tikhon: The American period of the life and work of St. Tikhon of Moscow. St. Petersburg: Satis Publ. (in Russian).
  10. Попов 2011а = Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского, 1898–1904 гг. / Сост. А. В. Попов. Санкт-Петербург: Сатисъ, 2011. 384 с. Popov A. V. (ed.) (2011).The American period of the life and work of St. Tikhon of Moscow, 1898–1904. St. Petersburg: Satis Publ. (in Russian).
  11. Попов 2011б = Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского: Проповеди. Статьи / Сост. А. В. Попов. Санкт-Петербург: Сатисъ, 2011. 478 с. Popov A. V. (ed.) (2011).The American period of the life and work of St. Tikhon of Moscow: Sermons. Articles. St. Petersburg: Satis Publ. (in Russian).
  12. Попов 2013 = Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского, 1898–1907 гг. / Сост. А. В. Попов. Санкт-Петербург: Сатисъ, 2013. 478 с. Popov A. V. (ed.) (2013).The American period of the life and work of St. Tikhon of Moscow, 1898–1907. Saint Petersburg: Satis Publ. (in Russian).
  13. Попов 2014 = Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского: Документы / Сост. А. В. Попов. Санкт-Петербург: Сатисъ, 2014. 174 с. Popov A. V. (ed.) (2014).The American period of the life and work of St. Tikhon of Moscow: Documents. St. Petersburg: Satis Publ. (in Russian).
  14. Хайруллина = Хайруллина П. А. Русская Православная Церковь в США: поиск путей модернизации и деятельность святителя Тихона (Беллавина) (Последняя треть XIX — начало XX в.). Дисс. … канд. ист. наук. Челябинск, 2004. 216 с. Khairullina P. A. (2004). The Russian Orthodox Church in the USA: the search for ways of modernization and the activities of St. Tikhon (Bellavin) (The last third of the XIX — early XX century). Diss. Cand. Sci. (Historу). Chelyabinsk (in Russian).

 

[1] Святитель Тихон Московский возглавлял Алеутскую и Северо-Американскую епархию с 1898 по 1907 г. Был возведен в сан архиепископа 5 мая 1905 г.

[2] Журнал «Американский православный вестник» издавался Алеутской и Северо-Американской

епархией с 1896 г. (с перерывами до 1973 г.), имел 16 полос, выходил в исследуемый период два раза в

месяц на русском языке, с 1902 г. к нему издавалось ежемесячное приложение небольшого формата на

английском языке, объемом в 32 страницы, под названием Russian-American Orthodox Messenger.

[3] В данной серии вышли книги: [Попов 2008; Попов 2010; Попов 2011а; Попов 2011б; Попов 2013; Попов 2014].

[4] Цит. по: [Попов 2014, 119].

[5] Цит. по: [Попов 2011а, 335].

[6] См. также: [Путешествие 1903, 100].

[7] Цит. по: [Попов 2014, 120].

[8] Цит. по: [Попов 2011а, 335].

[9] См. подробнее: [Ефимов 2013, 156].

[10] Цит. по: [Попов 2014, 119].

[11] Текст присяги приводится в юбилейном сборнике Общества: «Я (имярек) обещаю и клянусь Всемогущим Богом, что как член братства (имя) и Православного Общества Взаимопомощи, все обязанности и повинности, налагаемые на меня Уставами этих организаций, буду, доколе состою в них, выполнять; по мере сил своих буду вести себя так, как подобает православному христианину»[Коханик, 17].

 

Источник: Литвиненко Е. Ю., Балакшина Ю. В. «Дела Церкви решаются соборне…»: архиепископ Тихон (Беллавин) и православные братства Северной Америки // Вестник Свято-Филаретовского института. 2024. Т. 16. Вып. 2 (50). С. 52–76.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9