Цикл жизни хорошей книги — от трех до десяти лет
Николай, издательство «Никея» существует уже 16 лет. Вы нашли рецепт, как говорить о вере с современным человеком?
Я считаю, что о вере можно говорить разными способами, но это должно быть искренне и без нарочитого миссионерства. За эти 16 лет мы получили очень большой опыт в плане понимания аудитории. Мы можем оценить наш успех или неуспех в количественном плане — по количеству распространенных книг, но глубину миссии измерить довольно сложно. Как в притче о сеятеле: прорастет зерно или нет, зависит не только от говорящего, но и от того, кто слушает (возможно, даже в большей степени), и, конечно, от Самого Господа.
Как Вы отслеживаете успешные и неуспешные проекты? Были ли издания, которые оказались недооценены читателями, и те, что неожиданно «выстрелили»?
В наш век манипулятивной рекламы человеку можно продать все что угодно. В книгоиздании обычно нет больших рекламных бюджетов — важно внимательно следить за качеством содержания, за смыслами. Несмотря на это, успешность или неуспешность издания во многом зависит от того, насколько качественно мы донесли информацию о нем до читателя. Есть множество случаев, когда весьма достойная с точки зрения содержания и литературного мастерства книга поначалу «не идет», но после того как мы вкладываем усилия в ее продвижение, она сразу же получает спрос.
Цикл жизни книги довольно длинный. Она позиционируется на рынке как новинка примерно полгода-год, но цикл жизни хорошей книги — от 3 до 10 лет, бывает и больше. Некоторые становятся эдаким «золотым стандартом»: кто-то, например, прочитал на заре воцерковления определенную книгу и дальше начинает советовать знакомым, которые только воцерковляются.
Что касается книг, которые неожиданно стали очень популярными, можно вспомнить «Смысл христианской веры» отца Александра Гумерова. Это, с одной стороны, простой, с другой стороны, наполненный высокими смыслами катехизис для неофитов. Когда мы выпустили эту книгу, она не «попала» в читательский интерес в православном сообществе. Но как только занялись продвижением, увидели очень серьезный спрос среди читающей светской молодежи. Оказалось, у этой аудитории был запрос понять, что такое христианство. Тут сработали и достаточно современное, но сдержанное оформление, и правильное название, и язык автора, который оказался этой аудитории понятен. Мы с удивлением видели все нарастающий спрос, которого не ожидали.
Как Вы выбираете рукописи для публикации? Можете ли отказать талантливому автору?
Бывает, что приходит замечательная рукопись, но ты как издатель понимаешь, что у тебя нет соответствующей ей по содержанию линейки. Вкладываться в одну книгу с точки зрения продвижения нецелесообразно, если только это не заведомый бестселлер. Бывает, что в линейке выходит известный и популярный автор, а следующая книга — новый автор. И тогда линейка, сама тематика серии поддерживает нового автора, позволяет нам тоже его продвигать и доносить до читателя. На самом деле к нам довольно много рукописей приходит «самотеком», и мы нередко издаем эти книги. Но порой приходится отказываться от издательства той или иной рукописи — просто потому, что ты понимаешь, что она выйдет очень ограниченным тиражом и вне линейки ты не сможешь ее продвинуть, а значит, книга будет слишком дорога и не найдет своего читателя.
А как решиться печатать нового автора, который размышляет о богословии или о том, «как правильно жить»?
Распространенная сегодня практика — когда мы обращаемся к человеку, имеющему определенный духовный опыт, определенную экспертизу, с предложением издать книгу. С ним работает команда наших редакторов: они берут интервью, «упаковывают» контент — и получается достойная книга.
Почему бумажную книгу рано хоронить
Сейчас издательство «Никея» выпускает и бумажные книги, и электронные, и аудиокниги. Какова динамика спроса? За каким форматом будущее?
Электронный и аудиоформаты составляют 1,5–2% от выручки нашего издательства, так что статистика говорит о приоритете печатных книг.
Почему так?
Любой формат требует соответствующего продвижения. Если это электронная книга, работа должна вестись с маркетплейсами подобных форматов — например, с «Литресом». Мы сейчас по минимальной планке занимаемся продвижением электронных и тем более аудиокниг, потому что нет соответствующего ресурса.
Вы не считаете, что со временем электронные книги вытеснят бумажные?
Лет 10–15 назад это было популярной идеей, но я в нее изначально не верил. Книга — артефакт целостный. Здесь важно не только содержание, но и то, как оно упаковано, на какой бумаге напечатана книга и так далее. Опять же, с точки зрения христианской антропологии мы находимся в двух реальностях — духовной и физической, поэтому печатная книга имеет спрос.
Электронные книги — это формат для определенных сценариев: например, когда человек едет в командировку или в отпуск, или очень много читает, или ему нужно для работы иметь источники информации под рукой. Конечно, в таких случаях электронная библиотека удобнее. Но если мы говорим про обычного читателя, приоритет отдается именно печатным книгам. Не нужно забывать и о том, что более трети рынка составляет детская литература, а родители, конечно, предпочитают давать детям бумажные книги. В целом электронные сейчас составляют около 5% рынка.
Аудиокниги для нас — пока очень сложный проект с точки зрения экономики (ни одна из наших аудиокниг не окупилась). Безусловно, это направление можно вывести на уровень, когда оно будет по крайней мере неубыточным. Но для этого нужна команда, которая отвечает за создание аудиокниг и их дистрибуцию. Поскольку мы в масштабах общероссийского рынка все-таки небольшое издательство, то не можем позволить себе вкладываться в этот формат системно.
Разве читатели не выбирают электронные или аудиокниги потому, что их можно получить практически мгновенно и они дешевле?
Смотря какая у вас потребность! Если просто получить информацию, то да. Если вы покупаете книгу еще и как элемент культурного, эстетического наслаждения, то нет. Тем более что сейчас вы можете, находясь в небольшом райцентре, получить новинку «Никеи» на следующий день после заказа. Так что конкурентное преимущество в скорости доставки электронные книги потеряли. Что касается цены, то издатели не торопятся продавать их совсем дешево. Себестоимость электронной книги, конечно, ниже, но и количество покупателей меньше, поэтому электронные книги не кардинально дешевле, чем бумажные.
Интересно, что сейчас, впервые за последние десятилетия, тиражи бумажных книг растут. Книгоиздание ожило с появлением маркетплейсов! Книги начинают покупать те люди, которые раньше их не покупали потому, что за книгами нужно идти в магазин. А сейчас, услышав от какого-нибудь блогера о том, что появилась интересная книжка, заходят на любимый маркетплейс, кладут эту книжку в корзину, и на следующий день она появляется в их библиотеке. То есть мы видим такие покупательские ниши, которых раньше не было.
Как пережить отзыв грифа?
Как Вы понимаете, когда пора подхватывать тот или иной тренд? И что внедрили из последнего?
Следить за микротрендами издательству невозможно и не нужно: они меняются слишком быстро и, как правило, довольно пустые. Более долгосрочные тренды — то, что реально беспокоит людей: например, тренд на популярную психологию. Понятно, что внутри себя тренд неоднороден и там есть явления, православию чуждые. Иногда мы можем через этот запрос выходить на христианские смыслы. Этим, например, обусловлено наличие у нас линейки книг, которую мы делаем с христианскими психологами.
Другой долгосрочный тренд — спрос на популярную литературу, которая объясняет сложные вещи. В какой-то момент на светском рынке был расцвет нон-фикшн, и мы тоже выпускали подобные книги: «Бог в искусстве», «Бог в музыке», «Свидетельница Воскресения. Тайны и разгадки Туринской Плащаницы». Их авторы — серьезные специалисты, но содержание было подано очень просто и интересно.
А были негативные примеры следования за трендами?
Несколько лет назад архимандрит Андрей (Конанос) был очень популярным православным автором. Его издавали не только мы, но и другие крупные православные издательства. У него был посыл «легкого», освобождающего православия. А потом автор снял сан и ушел из Церкви, при этом довольно скандально.
Как Вы воспринимаете подобные истории? Нет ли чувства, что Вы подвели читателя или автор подвел вас?
Я считаю, что мы как издатели можем отвечать за автора только в моменте. То есть когда мы выпускаем книгу, мы должны быть уверены, что это действующий член Православной Церкви (если это касается религиозной или вероучительной литературы), что он Церковью признан и так далее. Но каждый автор — это человек, а нашей человеческой природе Богом дана полная свобода. Иногда кто-то из авторов уходит из Церкви — такое случается сейчас, такое бывало и раньше. Чтобы людей не смущать, мы его книги убираем из собственной дистрибуции, но следить за продавцами, конечно, не можем.
В 2020–2021 годах у «Никеи» было три случая отзыва грифа Издательским советом, причем довольно резонансных. Как Вы переживали эти истории?
Я очень спокойно отношусь к системе грифования. Она нужна, но имеет свои побочные эффекты. Гриф Издательского совета означает соответствие книги богословскому учению Церкви. Книги с грифом нередко воспринимают как нечто, что является общецерковным мнением, поэтому сейчас Издательскому совету приходится довольно жестко подходить к грифованию.
Мне кажется, книг с грифом не должно быть много. Это некий «золотой стандарт»: если ты покупаешь такую книгу, то можешь ей доверять без критического осмысления. Но в целом книга — это интеллектуальный продукт, к которому можно и нужно подходить критически.
А когда сначала дали гриф, а потом отзывают?
В книгоиздательском деле практически неизбежен «производственный брак»: мы иногда допускаем ошибки и выпускаем не очень качественные книги. Понятно, что постоянно стремимся этого избегать, но человеческий фактор существует всегда.
О чем хотят читать люди?
Рассказывая о том, как создавалось издательство в 2008 году на фоне мирового кризиса, Вы отмечали, что в Церкви книги читают больше, чем в миру. А как сейчас?
Интуитивно я думаю, что в Церкви больше должны читать, ведь «вера от слышания, а слышание от слова Божия». Но тут сложно сказать в цифрах, потому что такой статистики нет.
Нет ли ощущения, что выбранная ниша — понятные книги о вере — Вас ограничивает? Как в цитате апостола: «Всякий питаемый молоком не сведущ в слове правды, потому что он младенец. Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувство навыком приученное к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Или Вы не согласны, что книги, издаваемые «Никеей», простые?
Думаю, апостол не имел в виду, что все должны пойти в Платоновскую академию учиться у философов. Безусловно, человек, который был Духом взят и внутренне преображен, понимал, что духовная зрелость — не в наборе сведений. Но, конечно, богословская литература — фундамент, который позволяет осмыслить высокие духовные понятия и потом донести их людям в доступной форме, как «молоко».
В основном «Никея» издает популярную литературу, но это не упрощение ради упрощения — мы стремимся снять барьер в понимании сложных вещей. Сейчас мы разрабатываем новую серию книг, рассчитанную на широкую аудиторию, в том числе на невоцерковленных людей, которая будет открывать богословие Церкви в доступной форме. Перейдет ли человек после ее прочтения на другой уровень дискурса? Скорее всего, нет, потому что для этого надо овладеть языком этого дискурса, то есть философским и богословским аппаратом. Каждому ли это нужно? Думаю, что нет.
С какими запросами люди сейчас приходят в Церковь? Как это отражается на православной литературе?
До сих пор есть большой запрос на объяснение, что и как устроено в Церкви, в храме. Очень большой запрос на содержание веры, на то, как религия связана с культурой. Третий крупный запрос — воспитание детей в вере, в согласии с традиционными ценностями. Также есть очевидный запрос на мотивацию: это жизненные примеры, примеры, которые могут тебя поддержать и вдохновить, задать путь. Это могут быть книги известных проповедников, священников, мирян. И, конечно, прикладная литература — молитвословы, Библия — пользуется устойчивым спросом.
А есть ли тема, которая нужна православной аудитории, но по ней не пишут книг или пишут недостаточно?
Потребность людей в смыслах, в осмыслении происходящего, осознанном воспитании детей очень велика. Здесь есть огромное количество тем и ниш, которые еще не заняты и которые нужно развивать. При этом сфера православного книгоиздания подразумевает определенную меру ответственности: ты не можешь клепать книги задешево массовым валом. Так что сейчас спрос, на мой взгляд, превышает предложение. Но последние несколько лет дают повод для оптимизма. Мы фиксируем очень большой спрос, довольно хорошо растем в тиражах и, надеюсь, в ближайшие несколько лет сможем серьезно расширить свою деятельность.
Беседовал Даниил Сидоров