Краткая история возникновения старостильного движения в Румынии и неканонической «Румынской православной старостильной церкви»
В статье доктора богословия (dr. hab), доктора теологии (ThDr), кандидата юридических наук, преподавателя Костромской духовной семинарии иерея Павла Бочкова и магистра богословия, аспиранта Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонаха Ефрема (Русу) освещаются основные вехи старостильного движения в Румынии — от протестов против введения новоюлианского календаря в середине 1920-х до нынешнего момента.
Статья

Как известно, Всеправославное совещание в Константинополе, созванное по инициативе Константинопольского патриарха Мелетия (Метаксакиса) в 1923 г., стало своего рода отправной точкой для череды событий, имевших последствия для всех Поместных Православных Церквей[1]. Основным решением совещания стало утверждение необходимости введения в жизнь Православной Церкви так называемого новоюлианского календаря, «в соответствии с которым непреходящие праздники (в том числе и Рождество Христово) надлежало отмечать по григорианскому календарю»[2].

Эти начинания нашли свой отклик и в Румынской Православной Церкви. «Предстоятель Румынской Православной Церкви примас-митрополит Мирон (Кристя) в своем письме от 4/17 декабря 1923 г. новоизбранному Константинопольскому патриарху Григорию VII сообщил о готовности к переводу на новый стиль не только неподвижных праздников, но и Пасхалии. Решение это мотивировалось стремлением к согласованию пасхального исчисления с днем весеннего равноденствия, установленного на I Вселенском Соборе. В письме также извещалось о том, что днем введения нового исчисления определено быть 1 октября 1924 г., которое будет принято как 14 октября 1924 г.»[3].

По мнению некоторых исследователей, в межвоенный период (1920–1930 гг.) «Румынская Церковь стояла на позициях исключительного национализма»[4]. Особенно ярко это проявлялось на территории отторгнутой от Русской Церкви Бессарабской митрополии, где русское церковное основание последовательно вытеснялось румынским. Возможно, солидарность с Православными церквями греческого мира в глазах иерархии Румынской Церкви способствовала переориентации паствы на греческие церковные традиции и укоренению в собственной церковной идентичности. В результате, в 1924 г. календарная реформа, начатая Константинопольским патриархом Мелетием, вошла в жизнь поместной Румынской Православной Церкви, однако, в отличие от Элладской Церкви, румынское духовенство поначалу достаточно спокойно восприняло реформу. Противниками нового стиля выступили лишь шесть монашествующих из северной Молдавии во главе с иеромонахом Гликерием (Тэнасе)[5], который в будущем стал лидером движения румынских старостильников. Отец Гликерий являлся ревностным монахом, имел опыт монашеской жизни в Румынии и на Афоне, где был пострижен в великую схиму, и пользовался большим авторитетом среди верующих[6].

В 1926 г. Румынский патриарх Мирон (Кристя)[7] распорядился праздновать праздник Пасхи по новому стилю, в один день с римокатоликами, что уже вызвало волну протестов среди духовенства и мирян. Бессарабский митрополит Гурий (Гросу) (1877–1943)[8] подверг критике действия патриарха и приказал в своей митрополии Пасху праздновать по юлианскому календарю[9]. «Проигнорировали эти решения патриарха и русское духовенство Бухареста, опекавшее белоэмигрантов»[10]. Необходимо отметить, что русское присутствие в те годы в Румынском королевстве было достаточно ощутимым, что формировало и определенную общественно-церковную атмосферу, продолжавшую сохранять влияние русской церковной традиции и в эмиграции.

Деятельность иеромонаха Гликерия вскоре начала приносить свои плоды. Несмотря на то что его последователи преследовались румынским правительством, румынская старостильная община стала ощутимо расти. Иеромонах Гликерий (Тэнасе) неоднократно преследовался властями, за время своей деятельности не раз подвергался аресту и ссылке за распространение старостильного раскола. С 1930 г. началось строительство храмов для стремительно растущей общины, уже начавшей приобретать признаки неканонической юрисдикции. «На средства уже сформировавшихся старостильных приходских общин в 1931–1932 гг. были построены храмы в деревнях Рэдэшени (Сучавский район), Брустури (Нямецкий район), Уречени-Нямц, Рэска, Богдэнешти, Дрэгушэни (Сучавский район) и в деревне Балш (Ясский район). Интенсивность возведения храмовых зданий нарастала с каждым годом. Это привело к тому, что в 1936 г. последователи старостильного движения располагали почти четырьмя десятками церквей, находившихся, по преимуществу, в районе Молдавии. Несмотря на то, что в 1935 г. к группировке Гликерия (Тэнасе) присоединились афонские иеромонахи Зосима, Варух и Гимнасий, потребность в рукоположении новых священнослужителей оставалась достаточно острой. С целью обретения епископского посвящения иеромонах Гликерий в 1936 г. отправился в Афины, где к этому времени уже был сформирован старостильнический Синод Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции под председательством “митрополита Флоринского” Хризостома (Кавуридиса). Однако греческие иерархи не решились пойти на этот шаг. После двухмесячного ожидания иеромонах Гликерий вместе со своими спутниками отправился в Югославию»[11].

В последней они рассчитывали на помощь со стороны иерархии Русской Православной Церкви Заграницей, но последние тоже отказались совершить рукоположения епископов для нужд румынских старостильников, не желая углублять и без того конфликтные взаимоотношения с Румынским Правительством и Румынским Патриархатом. В это же время Румынская Православная Церковь, опасаясь раскола, обратилась к румынскому королевскому правительству за поддержкой, и вскоре в стране началось повсеместное давление на верующих, посещавших старостильные храмы. Все храмы были насильственным образом переданы в ведение канонической Румынской Православной Церкви, а многолюдные, достигающие нескольких тысяч человек богослужения старостильников разгонялись, нередко при помощи не только полиции, но и румынской армии[12].

К началу Второй мировой войны все старостильные храмы были разрушены или переданы в ведение Румынской Патриархии, а основные деятели румынских старостильников были арестованы или находились под надзором полиции. В начале войны все старостильники были освобождены. После окончания Второй мировой войны, в 1947 году Румынское Королевство было преобразовано в Румынскую Народную Республику, став по сути социалистическим государством, ориентированным на коммунистическую идеологию Советского Союза. Это обстоятельство сильно повлияло на дальнейшую историю румынского старостильного движения.

В 1947 г. иеромонах Гликерий приступил к строительству Слатиоарского (Слэтьоарского, рум.: mănăstirea Slătioara) монастыря, который должен был стать духовным и административным центром для румынских старостильников[13]. В этом же году был основан и женский монастырь. Вскоре юрисдикция сумела получить государственную регистрацию под названием «Традиционная Православная Церковь Востока»[14]. «Несмотря на жесткий социалистический режим, Православная Церковь в Румынии не подвергалась систематическим гонениям»[15], зато в полной мере преследования коснулись старостильников. Коммунистические власти Румынии в 1950 г. провели ряд мероприятий по усилению административного давления на старостильников. В феврале были арестованы все монашествующие Слатиоарского монастыря и приговорены к двум годам заключения. Некоторые из старостильных клириков отбывали и более длительные сроки. Так, будущий предстоятель этой юрисдикции Демосфен (Йоницэ) более восьми лет провел в лагерях и ссылках[16].

В этот же период старостильные клирики предприняли ряд шагов для поиска епископа, который бы смог возглавить их и рукоположить новых священнослужителей. Тогда же состоялись и первые встречи румынских старостильников с иерархом Румынской Православной Церкви, находящимся за штатом епископом Галактионом (Кордуном) (1883–1959)[17]. Старостильники просили епископа Галактиона возглавить их группу[18]. «В ходе переговоров иерарх принял предложение раскольников, но в качестве условия выдвинул материальные требования, в том числе ему соответствующих условий проживания и быта в Слатиоарском монастыре. Поскольку завершение строительных работ в обители планировалось только к 1955 году, епископ Галактион на восемь лет отсрочил свой уход в схизму»[19]. Стоит отметить, что за свою долгую жизнь и служение епископ Галактион был достаточно хорошо знаком с русской церковной традицией. В 1911 г. он окончил Одесскую духовную семинарию, а в 1915 г. — Санкт-Петербургскую духовную академию, затем защитил докторскую диссертацию по богословию в Черновицком университете. В студенческие годы был знаком с будущим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским) (1877–1970) и с будущим патриархом Болгарским Кириллом (Марковым) (1901–1971)[20].

В апреле 1955 г. епископ Галактион (Кордун) уклонился в раскол, что засвидетельствовал официально, закрепив свой переход в старостильничество нотариально[21]. Помимо этого, епископ Галактион провозгласил себя «архиепископом и митрополитом». Вскоре состоялось и первое богослужение с его участием, которое прошло весьма торжественно в Слатиоарском монастыре. Во время Литургии Галактион (Кордун) возвел иеросхимонаха Гликерия (Тэнасе) в сан «архимандрита», отметив тем самым его труды по отстаиванию старого стиля в Румынии[22]. Помимо этого, «митрополит» Галактион (Кордун) направил официальные письменные послания с просьбой оказать ему поддержку и выразить признание его группе в адрес патриархов Московского Алексия I (Симанского) и Болгарского Кирилла (Маркова)[23]. Ответов на эти обращения не последовало. В том же году патриархом Румынским Юстинианом (Мариной) (1901–1977) «митрополит» Галактион (Кордун) был запрещен в служении[24], а 14 апреля 1955 г. извержен из священного сана[25].

Решение о направлении послания в адрес Московского патриарха, возможно, было продиктовано и тем обстоятельством, что епископ Галактион мог знать об отношении к новому стилю в Русской Церкви. Так, еще в мае 1945 г. патриарх Алексий I направил в адрес патриарха Румынского Никодима (Мунтяну) особое послание, в котором предлагал восстановить межцерковные связи и урегулировать ряд вопросов, среди которых также говорилось, что «Румынской Православной Церкви надлежит восстановить богослужение по так называемому старому стилю»[26]. На это замечание патриарх Никодим ответил, что переход на новый стиль считает исправлением календаря, которым пользуется Румынская Церковь «не одна и не по своей собственной инициативе, а на основании соглашения с Вселенской Константинопольской патриархией, а также с другими патриархиями и православными церквами-сестрами»[27].

Не признав наложенных на него прещений, «архиепископ-митрополит» Галактион (Кордун) совершил «рукоположение» нескольких мирян из числа старостильников в сан «диаконов» и «священников». Реакция советских властей Румынии была достаточно быстрой и жесткой. В ноябре 1955 г. «митрополит» Галактион и «архимандрит» Гликерий, а также ряд новопоставленных клириков были арестованы и заключены под домашний арест. Через некоторое время «митрополита» Галактиона старостильники смогли похитить, обманным путем изъяв его из монастыря[28]. Позднее власти разрешили ему проживать в Бухаресте. Однако все это время он подлежал надзору органов государственной безопасности. Подталкиваемый активистами старостильного движения, опасавшимися новых арестов, Галактион (Кордун) решился на единоличное посвящение в сан «епископа» Евлогия (Ота) (1909–1979). Уже вместе с Евлогием Галактион (Кордун) совершил хиротонию «епископа» Мефодия (Мариначе) (1913–1977). В ноябре 1956 г. в сан «епископа» был возведен и глава румынских старостильников «архимандрит» Гликерий (Тэнасе)[29]. Примечательно, что ряд рукоположений были совершены тайно, в ночное время суток в одном из небольших монастырей юрисдикции, расположенных недалеко от Бухареста.

В 1959 г. «митрополит» Галактион (Кордун) скончался и был похоронен в Слатиоарском монастыре. Новым главой юрисдикции стал «епископ» Гликерий (Тэнасе), который не спешил с принятием на себя сана «предстоятеля» и лишь 18 сентября / 1 октября 1968 г. был возведен в сан «архиепископа-митрополита»[30]. В этот же день состоялось рукоположение еще одного епископа юрисдикции — Сильвестра (Онофреи) (1924–1992).

Коммунистическое правительство Румынии возобновило гонения на старостильников, вследствие чего многие «священники» и «епископы» были подвергнуты длительному тюремному заключению[31]. В 1963–1964 гг. гонения прекратились, все старостильные клирики были выпущены на свободу, и юрисдикция вновь начала укреплять свои позиции[32]. «Так, в 1962 году был построен храм в Бухаресте, в 1967 году учрежден монастырь в Чучова»[33].

Постепенно юрисдикция увеличивала число своих клириков и общин. «В середине 70-х церковь насчитывала 12 иеромонахов (большая часть жила в монастыре Слатиоары), 45 женатых священников (некоторые приходы имели по два священника), 5 диаконов, три мужских монастыря с 110 монахами и три женских монастыря с почти двумястами монахин[ями, и] еще около сотни монахинь подвизалось при приходах»[34].

К концу 1970-х гг. почти все монастыри и храмы, ранее подвергнутые разрушению, были отстроены вновь. Кроме того, 12 ноября 1979 г. «„Флоринитско-каллистовский“ Синод Церкви Истинно Православных Христиан Греции»[35] вошел в полное общение с «Румынской Православной Старостильной Церковью», признав каноничность их «иерархии». В результате многочисленных юрисдикционных дроблений в среде греческих старостильников румынские старостильники сохранили общение лишь с «Синодом Противостоящих»[36] «митрополита» Киприана (Куцумбаса) (1935–2013)[37]. Установление евхаристического общения между двумя крупными старостильными юрисдикциями стало событием большой важности в мире неканонических групп. Помимо того, что это событие повлекло создание уже интернационального союза старостильных групп, во главе каждой из которых имелись собственные предстоятель и синод, союз подтвердил законность иерархии «Румынской Православной Старостильной Церкви», возникшей в результате рукоположений запрещенного в служении епископа, совершившего их единолично.

В том же 1979 г. «было завершено строительство большого собора Слатиоарского монастыря. В ноябре 1978 года был “хиротонисан” епископ Сучавский Косьма (Лостун), а в ноябре 1981 года архиерейское посвящение принял “епископ” Нямецкий Демосфен (Йоницэ). В 1984 году был рукоположен епископ Власий (Могырзан), а в 1985 году состоялась архиерейская хиротония епископа Бачэйского Геннадия (Георге)»[38].

В 1985 г. «архиепископ-митрополит» Гликерий (Тэнасе) скончался, и в управление юрисдикцией вступил новый «митрополит» — Сильвестр (Онофреи). В декабре 1989 г. в Румынии произошла революция, в ходе которой социалистическая Румыния прекратила свое существование, а ее президент Николае Чаушеску (1914–1989) вместе с супругой был расстрелян по приговору трибунала. Румыния стала демократическим государством, что повлекло изменение государственной политики и в области государственно-конфессиональных отношений.

Общественно-политические преобразования напрямую коснулись и крупнейшей религиозной организации страны — Румынской Православной Церкви. В результате общественной критики Архиерейский Синод Румынской Церкви обратился с покаянным письмом, адресовав его своей пастве, в том числе проживающей за границей. В нем Синод выразил сожаление в своем вынужденном сотрудничестве с коммунистическими властями, о том, что «не всегда проявляли мужество мучеников и не говорили публично о сокровенных скорбях и страданиях румынского народа»[39]. Патриарху Румынскому Феоктисту пришлось покинуть свой пост и по состоянию здоровья уйти на покой в январе 1990 г., однако уже в мае 1990 г. с согласия епископата Румынского Патриархата он вернулся к исполнению патриарших обязанностей[40]. Вследствие этих нестроений некоторое количество верующих покинуло Румынский Патриархат, уклонившись в раскол и войдя в юрисдикцию «Румынской Православной Старостильной Церкви».

В 1992 г. состоялось еще одно важное для юрисдикции событие, определившее ее дальнейшее существование в качестве «Церкви-сестры» среди ряда неканонических образований. Митрополит Власий (Могырзан) обратился в Архиерейский Синод РПЦЗ с просьбой об установлении между юрисдикциями евхаристического общения. Вопрос был рассмотрен и положительно разрешен на заседании Синода от 25 ноября / 8 декабря 1992 г. Примечательно, что в составе РПЦЗ в 1958–1972 гг. пребывала Румынская епархия[41], во главе которой стоял епископ Феофил (Ионеску) (1894–1975). Именно он являлся одним из двух иерархов РПЦЗ, которые самовольно совершили архиерейскую хиротонию над архимандритом Акакием (Паппасом-старшим), восстановив таким образом трехчинную иерархию для греческих старостильников «„Флоринитского“ («Хризостомовского») Синода Церкви Истинно Православных Христиан Греции». РПЦЗ в годы предстоятельства митрополитов Филарета (Вознесенского) и Виталия (Устинова) имела общение с разными ветвями старостильного раскола[42].

На момент установления евхаристического общения с РПЦЗ «Румынская Старостильная Православная Церковь» утверждала: окормляемая ею паства насчитывает до 500 тысяч верующих[43]. Радость от установленного общения была омрачена расколом. В 1992 г. от юрисдикции отделился «епископ» Сучавский Косьма (Лостун)[44] (1930–2002), с середины 1980-х гг. имевший конфликты со своим священноначалием. В скором времени он образовал «Румынскую Истинную (Старостильную) Православную Церковь»[45]. Свое отделение он основывал на непризнании экклезиологического учения «митрополита» Киприана (Куцумбаса), председателя «Священного Синода Противостоящих». В 2000 г. Косьма (Лостун) вступил в общение с «„Каллиникитским“ Синодом» — еще одной неканонической группировкой греческих старостильников[46]. В 2002 г. Косьма (Лостун) скончался, его последователи в основном вернулись в «Румынскую Старостильную Православную Церковь», а их небольшая часть окормлялась «митрополитом Месогейским» Христофором (Ангелопулосом), в 2013 г. организовавшим собственный «синод»[47].

Тем временем в 1997 г. были обретены нетленные мощи «митрополита» Гликерия (Тэнасэ), а в июне 1999 г. состоялась его торжественная канонизация[48], признанная и во всех юрисдикциях, с которыми «Румынская Старостильная Православная Церковь» имела общение на тот момент, в том числе и в РПЦЗ.

«В 1998 году в этой Церкви было 6 епископов, 119 священников, 30 диаконов, 218 монахов, 427 монахинь, 110 приходов и 13 больших монашеских общин (6 мужских и 7 женских)»[49].

В 2006 г. «Румынская Старостильная Православная Церковь» прекратила общение с Русской Православной Церковью Заграницей. Разрыв произошел по инициативе «Синода Противостоящих» во главе с «митрополитом» Киприаном (Куцумбасом), который разорвал общение еще в 2005 г. и уведомил об этом Архиерейский Синод РПЦЗ специальным письмом, рассмотренным на заседании Синода РПЦЗ 21 февраля 2006 года[50]. Вследствие подписания Акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ[51] в 2007 г. общение с румынскими старостильниками было официально упразднено, хотя фактически завершилось еще в 2006 г.

По состоянию на конец 2008 г. «Румынская Старостильная Православная Церковь» насчитывала в своем составе «152 “священника” (45 из которых монахи), 30 диаконов, 272 монаха, 490 монахинь, 130 приходских храмов, 6 мужских и 7 женских монастырей, 21 скит»[52]. Центром юрисдикции на сегодня является Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Слатиоара, в котором проживает около сотни насельников. Общее число последователей юрисдикции, по оценкам исследователей, составляет не менее 2 000 000 человек[53].

С 9 по 12 декабря 2013 г. Румынию посетила делегация «„Флоринитского“ (“Хризостомовского”) Синода Церкви Истинно Православных Христиан Греции»[54] во главе с «архиепископом» Каллиником (Сарандопулосом), и провела переговоры с «митрополитом» Власием (Могырзаном) и «епископатом» его юрисдикции. Вскоре, 18.03.2014 г., между юрисдикциями было установлено евхаристическое общение. В марте 2014 г. «Синод Противостоящих» вошел в состав «”Флоринитского” (“Хризостомовского”) Синода», сделав последний крупнейшим неканоническим образованием греческих старостильников. Кроме того, «Румынская Православная Старостильная Церковь» имела общение с «Болгарской Православной Старостильной Церковью» и «Русской Православной Церковью Заграницей» «митрополита» Агафангела (Пашковского). Последняя является бывшей частью РПЦЗ, которая уклонилась в раскол вследствие неприятия курса на сближение с Московским Патриархатом и восстановления желанного канонического единства внутри поместной Русской Церкви.

Деятельность «митрополита» Власия (Могырзана) на посту руководителя юрисдикции в разные годы вызывала критику. Ему вменяли в вину слабую экклезиологию, принятие неправославных учений «митрополита» Киприана (Куцумбаса), терпимое отношение к представителям Поместных Церквей (к примеру, он был критикуем за теплые личные взаимоотношения с рядом иерархов канонической Румынской, Русской и Украинской Церквей). Критика вылилась в открытый конфликт в Синоде юрисдикции в 2021 г. «Большая часть членов Синода обвинила митрополита Власия в том, что он уже долгое время сожительствует с женщиной (схимонахиней Рафаэлой), не выполняет свои обязанности митрополита (не сослужит с другими иерархами и не является на заседания Синода), отказывается переехать в Слатиоарский монастырь и жить там монашеской жизнью, а также обвинили в сергианской ереси (за то, что своим распоряжением указал следовать всем государственным распоряжениям, связанным с пандемийными ограничениями, даже если они противоречат церковной традиции).

В свою очередь Власий обвинил остальных членов Синода в непотизме и принадлежности к оккультной организации. В итоге 8 марта 2021 г. было принято Синодальное решение, по которому все обязанности по руководству церковью переходят в ведение Синода. 29 декабря 2021 г. Синод отстраняет митрополита Власия от всех должностей, оставляя только членом Синода (но без права голоса). 7 февраля 2022 г. на Национальном Соборе митрополит Власий был отстранен, и новым митрополитом был избран Демосфен. В ответ митрополит Власий данного решения не признал и подал против Синода два судебных иска в гражданский суд»[55].

26 мая 2022 г. Синод «Румынской Православной Старостильной Церкви» под председательством «архиепископа и митрополита» Демосфена (Йоницэ) изверг Власия (Могырзана) из сана, оставив в звании монаха и пригрозив, что если он продолжит совершать священнодействия, то будет подвергнут «отлучению от Церкви»[56]. Извержения из сана Власий (Могырзан) не признал, продолжив священнодействовать и посещать немногие оставшиеся ему верными приходские общины[57]. 2 сентября 2023 г. он скончался, пребывая в полной канонической изоляции.

Тем временем новое руководство юрисдикции в августе 2022 г. обвинило в «ереси киприанизма» греческую, русскую и болгарскую старостильные группы, с которыми пребывала в общении и, разорвав его, опубликовала собственный вероисповедный документ[58]. «19 октября 2022 года была принята Синодальная энциклика о новых технологиях, в которой церковь объявила о полном непризнании идентификационных документов с чипами; любых форм электронной идентификации людей (QR-коды, бар-коды), считая их печатями Антихриста; вакцинацию, генную терапию и генную инженерию, и прочие вмешательства в порядок, установленный человеку Богом»[59]. Все эти шаги привели к изоляции юрисдикции от конгломерата старостильных групп, поставив ее в состояние изоляции. Тем не менее, опираясь исключительно на общины и монастыри, действующие в Румынии, «Румынская Православная Старостильная Церковь» остается одной из крупных юрисдикций современной Румынии. По предварительной оценке, количество ее приходов насчитывает 100–150 общин и более десяти монастырей. Ее глава, «архиепископ-митрополит» Демосфен (Йоницэ), в настоящее время является самым пожилым предстоятелем неканонической православной юрисдикции в мире.

В разное время «Румынская Православная Старостильная Церковь» возглавлялась следующими «иерархами»:

  • Галактион (Кордун) (Galaction Cordun) (1883–1959), епископ Крайовский, викарий Рымникско-Северинской епархии Румынской Православной Церкви (1935–1938), епископ Силистринский, викарий Томисской митрополии (1938–1949), с 1949 г. — на покое. Уклонился в раскол, «архиепископ и митрополит Традиционной Православной Церкви Востока» (13.04.1955–08.07.1959), скончался;
  • Гликерий (Георг Тэнасе) (Gheorghe Tănase) (1892–1985), «епископ» (16.11.1956), «архиепископ-митрополит» (18.07.1959–28.06.1985), скончался;
  • Сильвестр (Онофреи) (Silvestru Onofrei) (1924–1992), «епископ» (01.10. 1968), «митрополит» 1985–18.03.1992), скончался;
  • Власий (Могырзан) (Vlasie Mogârzan) (1941–2023), «епископ» Слатиоарский (25.07.1985), «архиепископ Румынский», «митрополит Слатиоарский и всея Румынии» (1992–2022), низложен (2022), скончался;
  • Демосфен (Йоницэ) (1927 г. р.), «епископ» Нямецкий (с 26.11.1981), «архиепископ Румынский», «митрополит Слатиоарский и всея Румынии» (с 07.02.2022).

По состоянию на конец 2023 г. в данной юрисдикции пребывали следующие «иерархи »:

  • Софроний (Отел) (1963 г. р.), «епископ» Сучавский (с 1995);
  • Феодосий (Скутару) (1944 г. р.), «епископ» Брашовский (с 1995);
  • Иосиф (Могырзан) (1971 г. р.), «епископ» Ботошанский (с октября 2004);
  • Флавиан (Баргоиану) (1954 г. р.), «епископ» Илфовский (с октября 2004);
  • Антоний (Тэтару) (1974 г. р.), «епископ» Плоештский (с 01.10.2004), затем «епископ Бэкэуский» (с 2018);
  • Гликерий (Илие) (1962 г. р.), «епископ» Ясский (с 17.11.2007);
  • Дионисий (Констандаке) (г. р. неизв.), «епископ» Галацкий (с 18.11.2007);
  • Евлогий (Ника) (1973 г. р.), «епископ» Сибиуский (с 19.11.2007);
  • Давид (1974 г. р.), «епископ» Нямецкий (с 07.04.2022).

«Иерархи», на момент кончины пребывавшие в составе «Румынской Православной Старостильной Церкви»:

  • Евлогий (Ота) (1909–1979), «епископ» (5.08.1956–1978), скончался;
  • Мефодий (Мариначе) (1913–1977), «епископ» Нямецкий (1956–25.07.1977), скончался;
  • Пахомий (Морар) (1935–2006), «епископ» Вранчейский (1992–24.05.2006), скончался;
  • Геннадий (Георге) (1936–2018), «епископ» Бакэуский (12.08.1985–24.06.2018).

«Иерарх», ранее состоявший в юрисдикции:

Косьма (Лостун) (1930–2002), «епископ» Сучавский (1.11.1977–18.05.1992), основал неканоническую «Румынскую Истинную (Старостильную) Православную Церковь». Скончался в 2002 г.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Блохин В. С. История Поместных Православных Церквей. Учебное пособие. — Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской духовной семинарии, 2014.

Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции: монография. — СПб.: Свое издательство, 2018.

Бочков Павел, свящ. К 15-летию подписания Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей // Вестник Оренбургской духовной семинарии. — Оренбург: Оренбургская духовная семинария, 2022. — Вып. 3 (24) 2022. С. 103–119.

Буликан у Ф. С. Румынский исповедник митрополит Гликерий (Тэнасэ) // Дух христианина [Электронный ресурс]. — 2023. — Режим доступа: http://www.christian-spirit.ru/v30/30.%287%29.htm. Дата доступа: 30.12.2023.

История (2023) — Краткая история Старостильной Православной Церкви Румынии // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. — 2023. — Режим доступа: http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-57kratru.html. Дата доступа: 30.12.2023.

Кострюков (2021) — Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь при митрополите Филарете (Вознесенском): 1964 – 1985 гг. — М.: Издательство ПСТГУ, 2021.

Лещинский (2015) — Лещинский А. Н. Проблема единства церкви. Монография. Изд. 2-е. — М.: Издательский дом «Энциклопедист – Максимум», 2015.

Мосс (2001) — Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917–1999) / Пер. с англ., редактор перевода Т.А. Сенина. — СПб., 2001.

Новости (1990а) — Покаяние Румынской Иерархии // Церковные новости. — Flushing, NY, 1990. — № 2, февраль – март. С. 2.

Новости (1990б) — Возвращение на престол Румынского Патриарха Феоктиста // Церковные новости. — Flushing, NY, 1990. — № 3 (14), апрель – май. С. 7.

Новости (1992) — Утешительное церковное событие // Церковные новости. — Flushing, NY, 1992. — № 6 (29). С. 2.

Определение (2013) — Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Об образовании Румынской епархии в составе РПЦЗ 29 мая / 11 июня 1958 // Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей: (1921 – 2007) / Сост. Д.П. Анашкин. — М.: Издательство ПСТГУ, 2013. С. 435–436.

Пастырь (1999) — По всему мiру // Русский Пастырь. Русский православный пастырский журнал воспитанников Свято-Троицкой духовной семинарии. — № 35. — San Francisco, California, 1999. С. 32–34.

Письмо (2009) — Письмо № 13 патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ от 18.04.1945 г. // Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945–1970 гг.: [под ред. Н. А. Кривовой; отв. сост. Ю. Г. Орлова; сост. О. В. Лавинская, К. Г. Ляшенко]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. — Т. 1. 1945–1963 гг. С. 48–50.

Роберсон (1999) — Роберсон Р. Восточные Христианские Церкви. Церковноисторический справочник. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999.

Сборник (2004) — Поместные Православные Церкви. Сборник. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004.

Слесарев (2009) — Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924 – 2008). — М., 2009.

Шорников (2023) — Шорников П. Бессарабский фронт (1918–1940) // Istoria și filologia moldovenească [Электронный ресурс]. — 2023. — Режим доступа: https://terramoldaviae.wordpress.com/2021/07/19/бессарабский-фронт-1918-1940-9/. Дата доступа: 30.12.2023.

Якимчук (2005) — Якимчук И. З. «Всеправославный конгресс» // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. С. 680–683.

Янич (2004) — Савва (Янич), иером. Вероотступничество. — М.: Русская идея, 2004. С. 121.

Bichir (2011) — Bichir Florian. Ortodocşii de lângă noi. Studiu istoric şi canonic al Bisericii Ortodoxe de Stil Vechi din România. Documente inedite din Arhiva Securităţii. — Timișoara: Editura Mirton, 2011.

Bichir (2012) — Bichir Florian. Dosarul «Mitropolitul Galaction Cordun». — Sibiu: Editura Agnos, 2012.

Bichir (2015) — Bichir Florian. Viaţa neromanţată a primului Mitropolit Stilist, Galaction Cordun // MISIUNEA. — București, 2015. — № 2. P. 64–67.

Hotarare (2022) — Hotărâre Sinodală. Nr. 58 din 13/26.05.2022. На бланке: Bisericii Ortodoxe de Stil Vechi din România. Sfântul Sinod. Машинопись. Р. 1–6. // Архив свящ. П. Бочкова.

Manastireaslatioara (2023) — Mărturisire De Credință // Mitropolia Slatioara [Электронный ресурс]. — 2023. — Режим доступа: https://www.manastireaslatioara.ro/stiri/marturisire-de-credinta. Дата доступа: 30.12.2023.

Markmarkou (2023) — Ο πρώην Επίσκοπος Σιλίστρας κυρός Γαλακτίων. (1883 – 1959) // Προσωπική ιστοσελίδα του Μάρκου Μάρκου [Электронный ресурс]. — 2023. — Режим доступа: https://users.sch.gr/markmarkou/1931_1959/1935/new/galaction_kordun.htm. Дата доступа: 30.12.2023.

Nftu (2023) — Romanian True Orthodox Church: Metropolitan Vlasie Deposed, Does Not Recognize Deposition as Canonical // NFTU — True Orthodox & Ecumenical News [Электронный ресурс]. — 2023. — Режим доступа: https://nftu.net/romaniantrueorthodox-church-metropolitan-vlasie-deposed-does-not-recognize-deposition-ascanonical/. Дата доступа: 30.12.2023.

Palade (2007) — Palade G. Contribuţia Mitropolitului Gurie (Grosu) la înfiinţarea Facultăţii Teologice din Chişinău // Mitropolitul Gurie: misiunea de credinţă şi cultură. — Chişinău: Epigraf, 2007. Р. 106–117.

Synod (2006) — Synod of Bishops: February 23, 2006. A Regular Session of the Synod of Bishops is Held // Official website of the Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside of Russia [Электронный ресурс]. — 2023. — Режим доступа: https:// www.synod.com/synod/eng2006/2ensynodmeeting.html. Дата доступа: 30.12.2023.

Tradiriaortodoxa (2023) — Viaţa Sfântului Ierarh Glicherie Mărturisitorul // Tradiţia Ortodoxă. Glasul Orthodoxiei Sfinţilor Părinţi [Электронный ресурс]. — 2023. — Режим доступа: https://traditiaortodoxa.wordpress.com/2007/09/29/viata-sfantuluiierarhglicherie-marturisitorul/. Дата доступа: 30.12.2023.

Vasilescu (1998) — Vasilescu Gheorghe. Patriarhul Miron Cristea – un luptător pentru unitatea neamului // Glasul Bisericii. Revistă oficială a Sfintei Mitropolii a Munteniei şi Dobrogei. — București, 1998. — anul LIV, № 5 – 8. mai-august 1998. Р. 127–130.

Vlasie (1999) — Vlasie, Metropolitan President of the Holy Synod of the True (Old Calendar) Orthodox Church of Romania. The Life of the Holy Hierarch and Confessor Glicherie of Romania. / Translated by Sorin Comanescu and protodeacon Gheorghe Balaban. — Etna, California: Center for traditionalist orthodox studies, 1999.

 

[1] Якимчук И. З. «Всеправославный конгресс» // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. Т. IX. С. 680–683.

[2] Шорников П. Бессарабский фронт (1918–1940) // Istoria și filologia moldovenească [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://terramoldaviae. wordpress.com/2021/07/19/бессарабский-фронт-1918-1940-9/ (дата доступа: 30.12.2023).

[3] Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924 – 2008). М., 2009. С. 69.

[4] Блохин В. С. История Поместных Православных Церквей. Учебное пособие. Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской духовной семинарии, 2014. С. 399.

[5] Краткая история Старостильной Православной Церкви Румынии // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. 2023. URL: http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-57kratru.html (дата доступа: 30.12.2023).

[6] Tradiriaortodoxa (2023) – Viaţa Sfântului Ierarh Glicherie Mărturisitorul // Tradiţia Ortodoxă. Glasul Orthodoxiei Sfinţilor Părinţi [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://traditiaortodoxa.wordpress.com/2007/09/29/viata-sfantuluiierarhglicherie-marturisitorul/ (дата доступа: 30.12.2023).

[7] Vasilescu Gheorghe. Patriarhul Miron Cristea – un luptător pentru unitatea neamului // Glasul Bisericii. Revistă oficială a Sfintei Mitropolii a Munteniei şi Dobrogei. București, 1998. anul LIV, № 5–8. mai-august 1998. Р. 127–130.

[8] Palade G. Contribuţia Mitropolitului Gurie (Grosu) la înfiinţarea Facultăţii Teologice din Chişinău // Mitropolitul Gurie: misiunea de credinţă şi cultură. Chişinău: Epigraf, 2007. Р. 106–117.

[9] Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924 – 2008). М., 2009. С. 389.

[10] Краткая история Старостильной Православной Церкви Румынии // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. 2023. URL: http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-57kratru.html (дата доступа: 30.12.2023).

[11] Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924 – 2008). М., 2009. С. 391.

[12] Vlasie, Metropolitan President of the Holy Synod of the True (Old Calendar) Orthodox Church of Romania. The Life of the Holy Hierarch and Confessor Glicherie of Romania. / Translated by Sorin Comanescu and protodeacon Gheorghe Balaban. Etna, California: Center for traditionalist orthodox studies, 1999. P. 45–46.

[13] Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917–1999) / Пер. с англ., редактор перевода Т. А. Сенина. СПб., 2001. C. 244.

[14] Краткая история Старостильной Православной Церкви Румынии // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. 2023. URL: http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-57kratru.html (дата доступа: 30.12.2023).

[15] Поместные Православные Церкви. Сборник. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. C. 76.

[16] Утешительное церковное событие // Церковные новости. Flushing, NY, 1992. № 6 (29). С. 2.

[17] Vlasie, Metropolitan President of the Holy Synod of the True (Old Calendar) Orthodox Church of Romania. The Life of the Holy Hierarch and Confessor Glicherie of Romania. / Translated by Sorin Comanescu and protodeacon Gheorghe Balaban. Etna, California: Center for traditionalist orthodox studies, 1999. P. 52.

[18] См.: Bichir Florian. Dosarul «Mitropolitul Galaction Cordun». Sibiu: Editura Agnos, 2012.

[19] Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924 – 2008). М., 2009. C. 395.

[20] Bichir Florian. Viaţa neromanţată a primului Mitropolit Stilist, Galaction Cordun // MISIUNEA. București, 2015. № 2. P. 64.

[21] Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924 – 2008). М., 2009. C. 395–396.

[22] Vlasie, Metropolitan President of the Holy Synod of the True (Old Calendar) Orthodox Church of Romania. The Life of the Holy Hierarch and Confessor Glicherie of Romania. / Translated by Sorin Comanescu and protodeacon Gheorghe Balaban. Etna, California: Center for traditionalist orthodox studies, 1999. P. 53–54.

[23] Ibid. P. 54.

[24] Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917–1999) / Пер. с англ., редактор перевода Т. А. Сенина. СПб., 2001. C. 245.

[25] Ο πρώην Επίσκοπος Σιλίστρας κυρός Γαλακτίων. (1883 – 1959) // Προσωπική ιστοσελίδα του Μάρκου Μάρκου [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://users.sch.gr/markmarkou/1931_1959/1935/new/galaction_kordun.htm (дата доступа: 30.12.2023).

[26] Письмо № 13 патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ от 18.04.1945 г. // Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945–1970 гг.: [под ред. Н. А. Кривовой; отв. сост. Ю.Г. Орлова; сост. О. В. 1. Лавинская, К. Г. Ляшенко]. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. Т. 1. 1945–1963 гг. С. 49.

[27] Там же.

[28] Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917–1999) / Пер. с англ., редактор перевода Т. А. Сенина. СПб., 2001. С. 263.

[29] Буликан у Ф. С. Румынский исповедник митрополит Гликерий (Тэнасэ) // Дух христианина [Электронный ресурс]. 2023. URL: http://www.christian-spirit.ru/v30/30.%287%29.htm (дата доступа: 30.12.2023).

[30] Viaţa Sfântului Ierarh Glicherie Mărturisitorul // Tradiţia Ortodoxă. Glasul Orthodoxiei Sfinţilor Părinţi [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://traditiaortodoxa.wordpress.com/2007/09/29/viata-sfantuluiierarhglicherie-marturisitorul/ (дата доступа: 30.12.2023).

[31] См.: Bichir Florian. Ortodocşii de lângă noi. Studiu istoric şi canonic al Bisericii Ortodoxe de Stil Vechi din România. Documente inedite din Arhiva Securităţii. Timișoara: Editura Mirton, 2011.

[32] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 213.

[33] Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924 – 2008). М., 2009. С. 397.

[34] Краткая история Старостильной Православной Церкви Румынии // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. 2023. URL: http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-57kratru.html (дата доступа: 30.12.2023).

[35] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 213.

[36] Там же. С. 52–59.

[37] Краткая история Старостильной Православной Церкви Румынии // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. 2023. URL: http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-57kratru.html (дата доступа: 30.12.2023).

[38] Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924 – 2008). М., 2009. С. 397.

[39] Покаяние Румынской Иерархии // Церковные новости. Flushing, NY, 1990. № 2, февраль – март. С. 2.

[40] Возвращение на престол Румынского Патриарха Феоктиста // Церковные новости. — Flushing, NY, 1990. № 3 (14), апрель – май. С. 7.

[41] Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Об образовании Румынской епархии в составе РПЦЗ 29 мая / 11 июня 1958 // Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей: (1921 – 2007) / Сост. Д. П. Анашкин. М.: Издательство ПСТГУ, 2013. С. 435–436.

[42] См.: Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь при митрополите Филарете (Вознесенском): 1964 – 1985 гг. М.: Издательство ПСТГУ, 2021. С. 278–291.

[43] Покаяние Румынской Иерархии // Церковные новости. Flushing, NY, 1990. № 2, февраль – март. С. 2.

[44] Лещинский А. Н. Проблема единства церкви. Монография. Изд. 2-е. М.: Издательский дом «Энциклопедист – Максимум», 2015. С. 103.

[45] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 219–220; Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924 – 2008). М., 2009. С. 402–404.

[46] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 61.

[47] Там же. С. 72–74.

[48] По всему мiру // Русский Пастырь. Русский православный пастырский журнал воспитанников Свято-Троицкой духовной семинарии. № 35. San Francisco, California, 1999. С. 32–34.

[49] Роберсон Р. Восточные Христианские Церкви. Церковноисторический справочник. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999. С. 138.

[50] См.: Бочков Павел, свящ. К 15-летию подписания Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей // Вестник Оренбургской духовной семинарии. Оренбург: Оренбургская духовная семинария, 2022. Вып. 3 (24) 2022. С. 103–119.

[51] Synod of Bishops: February 23, 2006. A Regular Session of the Synod of Bishops is Held // Official website of the Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside of Russia [Электронный ресурс]. 2023. URL: https:// www.synod.com/synod/eng2006/2ensynodmeeting.html (дата доступа: 30.12.2023).

[52] Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924 – 2008). М., 2009. С. 401.

[53] Савва (Янич), иером. Вероотступничество. М.: Русская идея, 2004. С. 121.

[54] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 41–52.

[55] Краткая история Старостильной Православной Церкви Румынии // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. 2023. URL: http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-57kratru.html (дата доступа: 30.12.2023).

[56] Hotărâre Sinodală. Nr. 58 din 13/26.05.2022. На бланке: Bisericii Ortodoxe de Stil Vechi din România. Sfântul Sinod. Машинопись. Р. 1 – 6. // Архив свящ. П. Бочкова.

[57] Romanian True Orthodox Church: Metropolitan Vlasie Deposed, Does Not Recognize Deposition as Canonical // NFTU – True Orthodox & Ecumenical News [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://nftu.net/romaniantrueorthodox-church-metropolitan-vlasie-deposed-does-not-recognize-deposition-ascanonical/ (дата доступа: 30.12.2023).

[58] Mărturisire De Credință // Mitropolia Slatioara [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://www.manastireaslatioara.ro/stiri/marturisire-de-credinta (дата доступа: 30.12.2023).

[59] Краткая история Старостильной Православной Церкви Румынии // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. 2023. URL: http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-57kratru.html (дата доступа: 30.12.2023).

 

Источник: Бочков П., иер., Ефрем (Русу), иером. Краткая история возникновения старостильного движения в Румынии и неканонической «Румынской православной старостильной церкви» // Рязанский богословский вестник. 2024. № 1(29). С. 114-126.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9