Редакцией портала «Богослов.Ru» подготовлен обзор статей по истории взаимоотношений Церкви и государства в дореволюционный период, опубликованных в журналах и сборниках на русском языке в 2023 году. Материалом для обзора стали статьи, имеющие электронную версию, опубликованную на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий. В рамках обзора было проанализировано 17 статей, которые разделяются на категории исследований по киевскому (1 статья), московскому (3 статьи) и синодальному (13 статей) периодам.
Киевский период
В статье приводятся данные о работе круглого стола «Духовенство XI–XXI вв. в обществе и государстве: каноническое и правовое положение», организованного Барсовским обществом Санкт-Петербургской духовной академии. В рамках статьи представлен доклад П. И. Гайденко с историческим обзором положения духовенства и изложение хода последовавшей дискуссии. По замечанию П. И. Гайденко, появление на Руси церковной иерархии стало результатом не столько инициативы населения (как, например, в Римской империи), сколько результатом политической воли княжеской власти и военно-политической знати. По его мнению, социальный и канонический статус духовенства в киевский период был весьма невысок. В 1649 году был закреплен статус духовенства как сословия, причем этот статус допускал телесные наказания и вводил ряд социальных ограничений. П. И. Гайденко приходит к выводу, что сама по себе близость духовенства к княжеской власти и само по себе обладание священным саном не наделяло священнослужителей высоким социальным, каноническим или политическим положением. Более того, по мнению автора доклада, сан становился скорее причиной уязвимости его носителя.
Московский период
В статье о. Дионисия Красноперова рассматривается участие Церкви в разрешении политического кризиса в Суздальско-Нижегородском княжестве в 1360-е годы. Автор статьи исследует роль свт. Алексия Московского, свт. Дионисия Суздальского и прп. Сергия Радонежского в урегулировании конфликта между князьями Дмитрием Константиновичем Нижегородским и его братом Борисом Городецким. Согласно выводу автора, Русская Церковь в вопросе о судьбах Нижегородско-Суздальского княжества исходила из принципа соборности православных русских, связанных одной верой вне зависимости от места их проживания.
Автор статьи, о. Дионисий Красноперов, рассматривает участие свт. Киприана Московского в «деле Митяя» в контексте церковно-государственных отношений в XIV веке. По мнению автора статьи, князь Дмитрий Донской планировал использовать Митяя в качестве орудия для подчинения Церкви княжеской власти, что было связано с желанием князя контролировать церковные земли и получать доходы от них. Смерть Митяя, по словам автора, помешала князю Дмитрию осуществить эти планы.
В статье М. С. Пыкиной анализируется ярлык, выданный кандидату в митрополиты Михаилу-Митяю подконтрольным Мамаю ханом Тюляком и подтверждающий налоговый иммунитет Русской Церкви. Автор статьи предпринимает попытку проанализировать содержание этого документа, обстоятельства его появления и его значение в контексте других известных золотоордынских ярлыков русским митрополитам и общих событий истории Русской Церкви в период правления князя Дмитрия Донского. По мнению автора, в лице нареченного митрополита Михаила-Митяя Мамай мог небезосновательно видеть продолжателя политической линии свт. Алексия Московского, поддерживавшего интересы Москвы. Вместе с тем, по словам автора, принятие ярлыка могло быть необходимой формальностью, призванной усыпить бдительность Мамая и выиграть время для восстановления сил Московского княжества.
Синодальный период
В статье А. Н. Антошкина рассматривается религиозное воспитание учащихся кадетских корпусов в годы правления Николая I. Автор статьи дает характеристику становлению законодательной базы образования и воспитания, основным формам религиозного воспитания кадетов, программе и методам преподавания Закона Божия. Как отмечает автор, руководство военно-учебных заведений уделяло значительное внимание мерам по подъему религиозных чувств у воспитанников. По его словам, в основу религиозного воспитания были положены принципы плюрализма и веротерпимости, религиозное образование велось в том числе для иноверцев (суннитов и шиитов) и инославных христиан (армяно-григориан и лютеран). Вместе с тем, согласно выводам автора, репрессивная политика начальства и офицеров не позволяла реализовать потенциал религиозного воспитания, и только перестройка воспитательной системы в целом могла обеспечить нужное воздействие на становление личности будущих офицеров.
Статья Г. В. Бежанидзе и А. Г. Фирсова посвящена анализу участия свт. Филарета (Дроздова) в выработке правительственной политики эпохи Великих реформ Александра II. Как отмечают авторы статьи, к этому времени свт. Филарет обладал значительным опытом церковно-политической деятельности, был давно знаком с воцарившимся императором и имел с ним хорошие личные отношения. В статье рассматривается участие свт. Филарета в написании манифеста об отмене крепостного права, в подготовке бюджетной реформы, его роль в законодательном закреплении особого статуса церковных финансов. По словам авторов, противодействие свт. Филарета помешало либерализации политики в отношении старообрядческого раскола. Согласно выводу авторов, свт. Филарета следует воспринимать не только как видного церковного иерарха, но и как заметного участника правительственной деятельности эпохи Великих реформ.
Статья прот. Иоанна Борисюка посвящена каноническому анализу синодальной формы правления в Русской Церкви в контексте церковно-государственных отношений. Автор статьи рассматривает процесс проведения реформы и упразднения патриаршества, дает каноническую оценку этому явлению, приводит мнения различных канонистов по этой проблеме. Согласно выводам автора, введение синодальной формы правления в Церкви взамен патриаршей в эпоху Петра I оказало важное влияние на развитие российской институциональной церковности; при этом синодальная реформа Петра как в прошлом, так и теперь остается предметом конфронтации мнений различных канонистов. По мнению автора статьи, синодальная реформа является канонически необоснованной и нарушает 34-е правило святых апостолов.
В статье Д. А. Карпука представлен обзор ключевых публикаций в церковной периодической печати, в которых освещалось празднование 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Как отмечает автор статьи, это празднование стало одним из самых массовых церковно-государственных празднеств за всю историю Российской империи: главные торжества прошли в Киеве, Санкт-Петербурге и Москве с участием видных церковных и государственных деятелей.
В статье В. В. Кашириной рассматриваются взгляды свт. Феофана Затворника на взаимоотношения Церкви с обществом и государством. Как отмечает автор статьи, свт. Феофан рассматривал государственное устройство как иерархическую структуру, в составе которой он выделял, по подобию человеческой природы, телесную (материальную) и духовную стороны. По словам автора, свт. Феофан ставил христианскую веру в основу государственного строительства.
В статье К. В. Кременецкого рассматривается оценка событий 9/22 января 1905 года Святейшим Синодом и представителями епископата в контексте взаимоотношений Церкви и государства. По словам автора статьи, в церковной периодике и проповедях иерархов эти события объяснялись как беспорядки, осуществленные революционерами при иностранной поддержке, что совпадало с точкой зрения русского правительства. Поскольку публикации в церковной прессе воспринимались как отражение официальной позиции России, вокруг них британскими, другими европейскими и русскими диссидентскими газетами была развернута кампания по опровержению.
В статье В. И. Мусаева рассматриваются преобразования в религиозной сфере в Российской империи в 1900-е годы, в частности реализация и последствия принятия «Положения об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года. Как отмечает автор статьи, эти преобразования были направлены на либерализацию религиозного законодательства и расширение прав последователей неправославных конфессий. В частности, был легализован переход из православия в другие конфессии. По его мнению, в Прибалтике и Финляндии, где православные составляли меньшинство среди христиан иных конфессий, это грозило массовым оттоком из православия; однако епархиальным властям удалось избежать этих последствий и сохранить основную часть паствы.
Статья А. А. Назарова представляет собой расширенный текст доклада, прочитанного на III Научно-практической конференции 14–15 апреля 2022 года в Санкт-Петербургской духовной академии. В статье рассматривается эволюция института обер-прокурора Святейшего Синода с момента создания в 1712 году и до 1917-го. По словам автора, в XVIII веке этот государственно-конфессиональный институт действовал, согласно замыслу Петра I, как надзорная инстанция; в XIX веке произошло постепенное расширение функций обер-прокуратуры, в результате чего влияние духовной иерархии в системе религиозного управления снизилось, а обер-прокурор превратился в главу ведомства православного исповедания. Во время революции 1905–1907 годов произошло падение влияния обер-прокурора, а после Февральской революции этот институт был упразднен. Вместо него было создано Министерство исповеданий, главой которого стал историк А. В. Карташёв, однако после Октябрьской революции было упразднено и оно.
В статье М. А. Приходько исследуется деятельность Негласного комитета по разработке проекта Министерства всех вер и религий в начале правления Александра I. Автор статьи высказывает гипотезу о том, что Н. Н. Новосильцевым и другими членами Негласного комитета предлагалась реорганизация Святейшего Синода, по которой Министерство всех вер и религий превращалось бы в орган отраслевого управления всей религиозной сферой, а Св. Синод превратился бы в высший церковный суд. Как отмечает автор статьи, упоминание в документах этого министерства имеет значение для изучения взаимоотношений Церкви и государства в период административных преобразований в Российской империи в начале XIX в.
В статье М. А. Орлова рассматривается ранее неизученный источник начала ХХ века: материалы совещания по борьбе с сектантской пропагандой в Степном крае. В документе, в который вошли выступления генерал-губернатора Степного края Е. О. Шмита, губернатора Акмолинской области, прокурора Омской судебной палаты и чиновника особых поручений при МВД А. А. Кологривова, отражены особенности распространения сектантства в Степном крае, позиция местных властей по этому вопросу, трудности в деле православной миссии и борьбы с сектантским движением. Автор статьи рассуждает о деятельности гражданских властей по отношению к сектантству после принятия законов о веротерпимости, прослеживает эволюцию взглядов чиновников на место неправославных конфессий в Российской империи. По мнению автора, среди чиновников Степного края при наличии мнения о том, что российское государство может существовать только в союзе с Православной Церковью, имела место и мысль о необходимости действовать в отношении неправославных подданных, не нарушая законодательства о свободе совести и веротерпимости.
В статье диакона Петра Резухина исследуется материальное содержание православного приходского духовенства на рубеже XIX–ХХ веков. Среди прочего автор затрагивает вопросы обеспечения духовенства из государственного бюджета и влияния материального положения духовенства на его общественные взгляды и восприятие церковно-государственных реформ.
В статье Н. Р. Славнитского рассматриваются церковные праздники и церемонии в Санкт-Петербурге, на которых присутствовал Петр I. Автор исследования ставит перед собой цель проследить развитие церемониала основных праздников того времени и рассмотреть поведение царя на них. Согласно выводам автора, если Петр I присутствовал в Петербурге, он неизменно принимал участие в церковных церемониях, которые являлись частью викториальных, церковных и светских праздников, в том числе в праздновании Пасхи, Рождества и Крещения, церемоний празднования наиболее значимых побед в Северной войне.
Статья о. Ильи Тягина посвящена правовым отношениям Русской Православной Церкви и военной медицины на примере Московского военного госпиталя (Главный военный клинический госпиталь им. Н. Н. Бурденко). Хронологические рамки исследования о. Ильи — это период с XVIII века по начало ХХ века. В статье описывается деятельность государства в лице императора Петра I по формированию института общественного призрения, в задачи которого входила забота о раненых воинах, инвалидах и отставных военных. Одним из направлений этой деятельности Петра стало создание Московского военного госпиталя, в котором сразу же была основана домовая церковь. В статье описываются действия других правителей России, направленные на регулирование церковного служения в медицинских учреждениях.
* * *
Как можно видеть, тема истории церковно-государственных отношений пользуется определенным вниманием исследователей. В рамках настоящего обзора была выявлена только одна публикация по церковно-государственным отношениям в киевский период истории Русской Церкви. Что касается московского периода, то все три обнаруженные статьи были посвящены XIV веку, в частности периоду правления Дмитрия Донского. Больше всего статей было опубликовано по синодальному периоду, что логично объясняется относительной исторической близостью этого периода и обусловленным этой близостью богатством источниковой базы. Темами исследований по синодальному периоду стали историко-канонический анализ упразднения патриаршества при Петре I, роль свт. Филарета (Дроздова) в правительственной политике в эпоху Александра II, анализ взглядов свт. Феофана Затворника на церковно-государственные отношения, изучение реакции церковной периодики на события Кровавого воскресенья 1905 года, эволюция института обер-прокурора Святейшего Синода, борьба региональных властей против сектантского движения и некоторые другие.
Подготовил Александр Карасёв
Источник: Богослов.Ru