Аналитический обзор научно-богословских статей за 2023 год по истории церковно-государственных отношений в дореволюционный период
В материале представлен обзор публикаций по истории взаимоотношений Церкви и государства в дореволюционный период, вышедших в 2023 году. В рамках обзора проанализировано 17 статей.
Статья

Редакцией портала «Богослов.Ru» подготовлен обзор статей по истории взаимоотношений Церкви и государства в дореволюционный период, опубликованных в журналах и сборниках на русском языке в 2023 году. Материалом для обзора стали статьи, имеющие электронную версию, опубликованную на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий. В рамках обзора было проанализировано 17 статей, которые разделяются на категории исследований по киевскому (1 статья), московскому (3 статьи) и синодальному (13 статей) периодам.

Киевский период

Гайденко П. И. Круглый стол «Духовенство XI–XXI вв. в обществе и государстве: каноническое и правовое положение» // Христианское чтение. 2023. № 2. С. 112–133.

В статье приводятся данные о работе круглого стола «Духовенство XI–XXI вв. в обществе и государстве: каноническое и правовое положение», организованного Барсовским обществом Санкт-Петербургской духовной академии. В рамках статьи представлен доклад П. И. Гайденко с историческим обзором положения духовенства и изложение хода последовавшей дискуссии. По замечанию П. И. Гайденко, появление на Руси церковной иерархии стало результатом не столько инициативы населения (как, например, в Римской империи), сколько результатом политической воли княжеской власти и военно-политической знати. По его мнению, социальный и канонический статус духовенства в киевский период был весьма невысок. В 1649 году был закреплен статус духовенства как сословия, причем этот статус допускал телесные наказания и вводил ряд социальных ограничений. П. И. Гайденко приходит к выводу, что сама по себе близость духовенства к княжеской власти и само по себе обладание священным саном не наделяло священнослужителей высоким социальным, каноническим или политическим положением. Более того, по мнению автора доклада, сан становился скорее причиной уязвимости его носителя.

Московский период

Красноперов Д. В., иер. Русская Церковь и борьба за власть в Суздальско-Нижегородском княжестве в 60-е годы XIV века // Церковный историк. 2023. № 1 (11). С. 45–55.

В статье о. Дионисия Красноперова рассматривается участие Церкви в разрешении политического кризиса в Суздальско-Нижегородском княжестве в 1360-е годы. Автор статьи исследует роль свт. Алексия Московского, свт. Дионисия Суздальского и прп. Сергия Радонежского в урегулировании конфликта между князьями Дмитрием Константиновичем Нижегородским и его братом Борисом Городецким. Согласно выводу автора, Русская Церковь в вопросе о судьбах Нижегородско-Суздальского княжества исходила из принципа соборности православных русских, связанных одной верой вне зависимости от места их проживания.

Красноперов Д. В., иер. Святитель Киприан Московский и «дело Митяя» // Церковный историк. 2023. № 2 (12). С. 25–34.

Автор статьи, о. Дионисий Красноперов, рассматривает участие свт. Киприана Московского в «деле Митяя» в контексте церковно-государственных отношений в XIV веке. По мнению автора статьи, князь Дмитрий Донской планировал использовать Митяя в качестве орудия для подчинения Церкви княжеской власти, что было связано с желанием князя контролировать церковные земли и получать доходы от них. Смерть Митяя, по словам автора, помешала князю Дмитрию осуществить эти планы.

Пыкина М. С. Ярлык, пожалованный «Мамаевою дядиною мыслию» московскому кандидату в митрополиты // Христианское чтение. 2023. № 1. С. 289–298.

В статье М. С. Пыкиной анализируется ярлык, выданный кандидату в митрополиты Михаилу-Митяю подконтрольным Мамаю ханом Тюляком и подтверждающий налоговый иммунитет Русской Церкви. Автор статьи предпринимает попытку проанализировать содержание этого документа, обстоятельства его появления и его значение в контексте других известных золотоордынских ярлыков русским митрополитам и общих событий истории Русской Церкви в период правления князя Дмитрия Донского. По мнению автора, в лице нареченного митрополита Михаила-Митяя Мамай мог небезосновательно видеть продолжателя политической линии свт. Алексия Московского, поддерживавшего интересы Москвы. Вместе с тем, по словам автора, принятие ярлыка могло быть необходимой формальностью, призванной усыпить бдительность Мамая и выиграть время для восстановления сил Московского княжества.

Синодальный период

Антошкин А. Н. Организация религиозного воспитания в кадетских корпусах Российской империи в царствование Николая I // Христианское чтение. 2023. № 4. С. 288–295.

В статье А. Н. Антошкина рассматривается религиозное воспитание учащихся кадетских корпусов в годы правления Николая I. Автор статьи дает характеристику становлению законодательной базы образования и воспитания, основным формам религиозного воспитания кадетов, программе и методам преподавания Закона Божия. Как отмечает автор, руководство военно-учебных заведений уделяло значительное внимание мерам по подъему религиозных чувств у воспитанников. По его словам, в основу религиозного воспитания были положены принципы плюрализма и веротерпимости, религиозное образование велось в том числе для иноверцев (суннитов и шиитов) и инославных христиан (армяно-григориан и лютеран). Вместе с тем, согласно выводам автора, репрессивная политика начальства и офицеров не позволяла реализовать потенциал религиозного воспитания, и только перестройка воспитательной системы в целом могла обеспечить нужное воздействие на становление личности будущих офицеров.

Бежанидзе Г. В., Фирсов А. Г. Святитель Филарет Московский и «правительственная сфера» в царствование императора Александра II // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 112. С. 46–60.

Статья Г. В. Бежанидзе и А. Г. Фирсова посвящена анализу участия свт. Филарета (Дроздова) в выработке правительственной политики эпохи Великих реформ Александра II. Как отмечают авторы статьи, к этому времени свт. Филарет обладал значительным опытом церковно-политической деятельности, был давно знаком с воцарившимся императором и имел с ним хорошие личные отношения. В статье рассматривается участие свт. Филарета в написании манифеста об отмене крепостного права, в подготовке бюджетной реформы, его роль в законодательном закреплении особого статуса церковных финансов. По словам авторов, противодействие свт. Филарета помешало либерализации политики в отношении старообрядческого раскола. Согласно выводу авторов, свт. Филарета следует воспринимать не только как видного церковного иерарха, но и как заметного участника правительственной деятельности эпохи Великих реформ.

Борисюк И., прот. Упразднение патриаршества на Руси: историко-канонический анализ Синодальной реформы Петра I // Праксис. 2023. № 1 (10). С. 103–111.

Статья прот. Иоанна Борисюка посвящена каноническому анализу синодальной формы правления в Русской Церкви в контексте церковно-государственных отношений. Автор статьи рассматривает процесс проведения реформы и упразднения патриаршества, дает каноническую оценку этому явлению, приводит мнения различных канонистов по этой проблеме. Согласно выводам автора, введение синодальной формы правления в Церкви взамен патриаршей в эпоху Петра I оказало важное влияние на развитие российской институциональной церковности; при этом синодальная реформа Петра как в прошлом, так и теперь остается предметом конфронтации мнений различных канонистов. По мнению автора статьи, синодальная реформа является канонически необоснованной и нарушает 34-е правило святых апостолов.

Карпук Д. А. «Да возрастает и процветает наша великая Церковь, — Церковь единая с народом и народ единый с Церковью!» Празднование 900‑летия Крещения Руси в 1888 г. в Российской империи (по материалам церковной периодической печати) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 1 (13). С. 32–48.

В статье Д. А. Карпука представлен обзор ключевых публикаций в церковной периодической печати, в которых освещалось празднование 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Как отмечает автор статьи, это празднование стало одним из самых массовых церковно-государственных празднеств за всю историю Российской империи: главные торжества прошли в Киеве, Санкт-Петербурге и Москве с участием видных церковных и государственных деятелей. 

Каширина В. В. Святитель Феофан Затворник о Церкви и государстве в период ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии (1857–1859) // Русско-Византийский вестник. 2023. № 1 (12). С. 146–157.

В статье В. В. Кашириной рассматриваются взгляды свт. Феофана Затворника на взаимоотношения Церкви с обществом и государством. Как отмечает автор статьи, свт. Феофан рассматривал государственное устройство как иерархическую структуру, в составе которой он выделял, по подобию человеческой природы, телесную (материальную) и духовную стороны. По словам автора, свт. Феофан ставил христианскую веру в основу государственного строительства. 

Кременецкий К. В. Святейший Синод и 9/22 января 1905 года // Церковный историк. 2023. № 4 (14). С. 112–133.

В статье К. В. Кременецкого рассматривается оценка событий 9/22 января 1905 года Святейшим Синодом и представителями епископата в контексте взаимоотношений Церкви и государства. По словам автора статьи, в церковной периодике и проповедях иерархов эти события объяснялись как беспорядки, осуществленные революционерами при иностранной поддержке, что совпадало с точкой зрения русского правительства. Поскольку публикации в церковной прессе воспринимались как отражение официальной позиции России, вокруг них британскими, другими европейскими и русскими диссидентскими газетами была развернута кампания по опровержению.

Мусаев В. И. Либерализация религиозной политики в Российской империи в 1904–1905 гг. и ее последствия для Рижской и Финляндской православных епархий // Христианское чтение. 2023. № 2. С. 298–307.

В статье В. И. Мусаева рассматриваются преобразования в религиозной сфере в Российской империи в 1900-е годы, в частности реализация и последствия принятия «Положения об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года. Как отмечает автор статьи, эти преобразования были направлены на либерализацию религиозного законодательства и расширение прав последователей неправославных конфессий. В частности, был легализован переход из православия в другие конфессии. По его мнению, в Прибалтике и Финляндии, где православные составляли меньшинство среди христиан иных конфессий, это грозило массовым оттоком из православия; однако епархиальным властям удалось избежать этих последствий и сохранить основную часть паствы.

Назаров А. А. Эволюция института обер-прокурора Святейшего Синода // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 2 (14). С. 9–14.

Статья А. А. Назарова представляет собой расширенный текст доклада, прочитанного на III Научно-практической конференции 14–15 апреля 2022 года в Санкт-Петербургской духовной академии. В статье рассматривается эволюция института обер-прокурора Святейшего Синода с момента создания в 1712 году и до 1917-го. По словам автора, в XVIII веке этот государственно-конфессиональный институт действовал, согласно замыслу Петра I, как надзорная инстанция; в XIX веке произошло постепенное расширение функций обер-прокуратуры, в результате чего влияние духовной иерархии в системе религиозного управления снизилось, а обер-прокурор превратился в главу ведомства православного исповедания. Во время революции 1905–1907 годов произошло падение влияния обер-прокурора, а после Февральской революции этот институт был упразднен. Вместо него было создано Министерство исповеданий, главой которого стал историк А. В. Карташёв, однако после Октябрьской революции было упразднено и оно.

Приходько М. А. Министерство всех вер и религий в раннем проекте учреждения министерств 1801 г. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 2 (14). С. 15–18.

В статье М. А. Приходько исследуется деятельность Негласного комитета по разработке проекта Министерства всех вер и религий в начале правления Александра I. Автор статьи высказывает гипотезу о том, что Н. Н. Новосильцевым и другими членами Негласного комитета предлагалась реорганизация Святейшего Синода, по которой Министерство всех вер и религий превращалось бы в орган отраслевого управления всей религиозной сферой, а Св. Синод превратился бы в высший церковный суд. Как отмечает автор статьи, упоминание в документах этого министерства имеет значение для изучения взаимоотношений Церкви и государства в период административных преобразований в Российской империи в начале XIX в.

Орлов М. А. Материалы Совещаний по борьбе с сектантской пропагандой в Степном крае // Христианское чтение. 2023. № 2. С. 224–232.

В статье М. А. Орлова рассматривается ранее неизученный источник начала ХХ века: материалы совещания по борьбе с сектантской пропагандой в Степном крае. В документе, в который вошли выступления генерал-губернатора Степного края Е. О. Шмита, губернатора Акмолинской области, прокурора Омской судебной палаты и чиновника особых поручений при МВД А. А. Кологривова, отражены особенности распространения сектантства в Степном крае, позиция местных властей по этому вопросу, трудности в деле православной миссии и борьбы с сектантским движением. Автор статьи рассуждает о деятельности гражданских властей по отношению к сектантству после принятия законов о веротерпимости, прослеживает эволюцию взглядов чиновников на место неправославных конфессий в Российской империи. По мнению автора, среди чиновников Степного края при наличии мнения о том, что российское государство может существовать только в союзе с Православной Церковью, имела место и мысль о необходимости действовать в отношении неправославных подданных, не нарушая законодательства о свободе совести и веротерпимости.

Резухин П. С., диак. Между приходом и государством: к вопросу о материальном содержании православного приходского духовенства в конце XIX — начале XX вв. (на материалах Тульской епархии) // Богословский вестник. 2023. № 1 (48). С. 184–200.

В статье диакона Петра Резухина исследуется материальное содержание православного приходского духовенства на рубеже XIX–ХХ веков. Среди прочего автор затрагивает вопросы обеспечения духовенства из государственного бюджета и влияния материального положения духовенства на его общественные взгляды и восприятие церковно-государственных реформ.

Славнитский Н. Р. Петр I на церемониях в Петропавловском и Троицком соборах Санкт-Петербурга // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 1 (13). С. 25–31.

В статье Н. Р. Славнитского рассматриваются церковные праздники и церемонии в Санкт-Петербурге, на которых присутствовал Петр I. Автор исследования ставит перед собой цель проследить развитие церемониала основных праздников того времени и рассмотреть поведение царя на них. Согласно выводам автора, если Петр I присутствовал в Петербурге, он неизменно принимал участие в церковных церемониях, которые являлись частью викториальных, церковных и светских праздников, в том числе в праздновании Пасхи, Рождества и Крещения, церемоний празднования наиболее значимых побед в Северной войне.

Тягин И., иер. Правовые отношения Русской Православной Церкви и военной медицины на примере Московского военного госпиталя // Труды Перервинской православной духовной семинарии. 2023. № 25. С. 15–32.

Статья о. Ильи Тягина посвящена правовым отношениям Русской Православной Церкви и военной медицины на примере Московского военного госпиталя (Главный военный клинический госпиталь им. Н. Н. Бурденко). Хронологические рамки исследования о. Ильи — это период с XVIII века по начало ХХ века. В статье описывается деятельность государства в лице императора Петра I по формированию института общественного призрения, в задачи которого входила забота о раненых воинах, инвалидах и отставных военных. Одним из направлений этой деятельности Петра стало создание Московского военного госпиталя, в котором сразу же была основана домовая церковь. В статье описываются действия других правителей России, направленные на регулирование церковного служения в медицинских учреждениях.

* * *

Как можно видеть, тема истории церковно-государственных отношений пользуется определенным вниманием исследователей. В рамках настоящего обзора была выявлена только одна публикация по церковно-государственным отношениям в киевский период истории Русской Церкви. Что касается московского периода, то все три обнаруженные статьи были посвящены XIV веку, в частности периоду правления Дмитрия Донского. Больше всего статей было опубликовано по синодальному периоду, что логично объясняется относительной исторической близостью этого периода и обусловленным этой близостью богатством источниковой базы. Темами исследований по синодальному периоду стали историко-канонический анализ упразднения патриаршества при Петре I, роль свт. Филарета (Дроздова) в правительственной политике в эпоху Александра II, анализ взглядов свт. Феофана Затворника на церковно-государственные отношения, изучение реакции церковной периодики на события Кровавого воскресенья 1905 года, эволюция института обер-прокурора Святейшего Синода, борьба региональных властей против сектантского движения и некоторые другие.

Подготовил Александр Карасёв

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9