В конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда Церковь обрела свободу в деле канонизации святых, встал вопрос о прославлении пострадавших в годы гонений епископов, клириков и мирян. В этот период времени появился термин «новомученики Российские». Житийный подвиг новомучеников и исповедников Российских, во многом скрытый от людей, в какой-то степени негласный, отличается от подвига мучеников Древней Церкви. Изучение житий новомучеников развивается на строго документальной основе, представляет собой научно-биографическое выверенное исследование, связано с историей России времени гонений на Православную Церковь. Члены Синодальной и Епархиальной комиссий, сотрудники, работающие в архивах, проводят огромную работу, изучая сотни фондов и тысячи документов. Материалы для канонизации и составления житий новомучеников и исповедников основываются на результатах следственного процесса, «точно и пунктуально зафиксированного при предъявлении обвинения»[1], именно эта база данных позволяет получить важнейшие сведения.
По истечении времени видно, что при исследовании житий новомучеников недостаточно только одного архивного материала, необходимо изучить эпистолярное наследие, обратиться к истории, собрать сведения о реальных событиях, использовать документы из личных архивов, сопоставить эти сведения с данными архивных документов, — то есть для исследования необходима полнота информации. К настоящему времени пока еще жива память о некоторых недавних фактах истории. Уже нет в живых очевидцев событий, но есть их родственники, сумевшие сохранить документы в семейных архивах. Большую ценность представляет источниковая база сайта «Наши корни» как основной источник сведений о происхождении рода священнической семьи Ганицких (в послужных списках фамилия Ганницкий[2], в «Речи, сказанной новопостриженному иноку Феодосию» и др. источниках — Ганецкий)[3]. Связью времен между прошлым и настоящим выступают письменные или устные свидетельства. Здесь, несмотря на информированность источника, трудность представляет расхождение свидетельств об одних и тех же событиях, разность в именах, географических названиях, датах, записи могли быть сделаны по истечении времени по памяти с искажением событий, так как память человеческая избирательна. Только путем систематизации сведений и проверки достоверности, выявления их значимости можно использовать материалы устной истории для полноты исследования жития[4]. В работе разность сведений указывается в тексте в круглых скобках.
Священноисповедник Феодосий (Ганицкий), епископ Коломенский, прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 20 августа 2000 г. и включен в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. «На протяжении семи лет Епархиальная Комиссия по канонизации святых собирала сведения о епископе Коломенском Феодосии (Ганицком)... В сентябре 1999 года [Епархиальной Комиссией] были получены первые сведения о молитвенном почитании святителя Феодосия, засвидетельствовавшего в годы гонений свою пламенную веру во Христа Спасителя. На многочисленные обращения Комиссии в архивы ФСБ РФ были получены ответы, что они не располагают сведениями о епископе Феодосии. Лишь только в результате кропотливого труда многих архивистов удалось обнаружить те бесценные свидетельства, благодаря которым мы теперь знаем, как мужественно вел себя святитель Христов во время своих арестов, находясь в заточении»[5].
Основными критериями в пользу канонизации архипастыря были: его святительское служение, безупречное исповедание православной веры, подвижническое житие, страдания, народное почитание, бескомпромиссные идеалы и принципы, подтвержденные длительным историко-критическим исследованием. Житие архипастыря было составлено в подготовительный период, открытие мощей не было условием канонизации. Их обретение можно назвать промыслительным, а нетленность мощей и благоухание (наблюдалось неоднократно) есть еще одно подтверждение святости. Проведенное исследование основано на официальных документах 2006 г.[6], с использованием исторического метода и интервьюирования, и может представлять в этом отношении интерес как для церковного, так и для светского исследователя.
16 мая 2006 г. возле Казанской церкви города Луховицы специально образованная Епархиальная комиссия[7] произвела исследование захоронения с целью обретения честных мощей святителя Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского, исповедника, выходца из священнической семьи, бывшего полкового священника Евгеньевской общины, участвовавшего в русско-японской войне, награжденного многими боевыми наградами, казначея и благочинного монастырей, хорошо знавшего их административное устройство, твердого в вере бескомпромиссного ее защитника, преследовавшегося богоборческой властью и находившегося под непрестанным контролем осведомителей. Благодаря тому, что различные документы из государственных и частных архивов становятся частично доступными, мы имеем возможность восполнить отрывочные знания об архипастырях и пастырях времен гонений на Церковь. До нас дошли воспоминания коломенской учительницы Клавдии Владимировны (в иночестве Алексии) Быковой, они были сохранены одной православной семьей и переданы в Епархиальную комиссию по канонизации святых; под редакцией протоиерея Максима Максимова печатались в нескольких выпусках «Московских епархиальных ведомостей» за 2006 г. Тайная инокиня Алексия (Быкова), духовная дочь епископа Арсения (Жадановского), затем митрополита Никодима (Ротова), оставила ценные сведения об истории Церкви и о ее деятелях. Она как ближайшая помощница епископа Феодосия проходила в числе арестованных в 1929 г. по делу №20303 «об объединении монастырей» «Федосьинской организации»[8]. Ей ставилось в вину, что она, дочь бывшего купца, с бывшим настоятелем священником Страховым[9] в Воскресенской церкви собрала до 70 человек монашек, совместно с коими использовали в контрреволюционных целях религиозные чувства верующих, и была осуждена на три года концлагеря. Записи, в которых подробно описаны события тех лет, служат нам живым свидетельством исповеднического подвига светоча Церкви. «К епископу Феодосию я имею отношение как верующая. Так как он одинокий старик, то я часто бывала у него на квартире с оказанием какой-либо ему помощи (пришить пуговицу и вообще помочь чем-либо по квартире). В делах церковных я влияния никакого не имела, только всегда уважала епископа Феодосия и за него везде говорила. Собирал ли вокруг себя епископ Феодосий враждебные советской власти элементы, я не знаю и в этом деле никакого участия не принимала», — было записано в протоколе допроса[10]. «Клавдия Быкова как знакомая часто бывала на квартире у меня, помогала по хозяйству, делала починку облачений, как женщина она весьма религиозна, в моем присутствии она свои отношения к советской власти никогда не высказывала, и я не допускал это ни с чьей стороны, кто посещал меня. Монахини приходили ко мне на квартиру по какой-либо надобности, некоторые исповедовались у меня. Постригал в монахини я тех, кои по 40–50 лет прожили в монастыре, вновь с воли никого не постригал», — говорится в архивном деле епископа Феодосия. На владыку Феодосия постоянно писали доносы, всячески старались его скомпрометировать. В обвинении за подписью ст. уполномоченного Чеснокова и начальника Коломенского ОКРО ОГПУ Столярова от 22 декабря 1929 г., подписанного прокурором Коломенского округа Николаевым 25.XII.29 г., на основании изложенного обвиняются: «Ганицкий Иван Федорович, 71-го года, происходит из Киевской губернии, Васильковского уезда, Руяновской волости, того же села, холостой, одинокий, имущество состоит из облачений, предметов домашнего обихода (в массовом количестве)...» (и с ним по делу 15 человек, среди них Быкова Клавдия Владимировна, 34 лет)[11] <…> В том что: под руководством бывшего епископа Феодосия Ганицкого, благочинного Косминкова и бывшего настоятеля Страхова объединились для единой борьбы с Советской властью, для этого вновь восстанавливали ликвидированные монастыри под видом религиозных общин, куда съезжались монахи из разных краев республики, открыли паломничество верующих крестьян, среди коих проводили злостную антисоветскую и антисемитскую агитацию, используя хозяйственные трудности, налоги и мероприятия Советской власти, настраивая темных, неграмотных крестьян, что Советская власть ведет гонение на церковь, преследует духовенство. Организовали помощь сосланному в Соловки за контрреволюционную деятельность, публично и демонстративно произносилось его имя как “заключенного” за богослужением. В церкви при монастыре расхитили ценное имущество: ризы с икон и облачения, в кельях устроили разврат, пьянство, приводили женщин, коих использовали. В Бобреневском монастыре открыли врачевание людей и скота»[12].
Диакон Димитрий Пономаренко в книге «Епископ Стефан (Никитин): жизнеописание, документы, воспоминания», приводя показания епископа Мануила (Лемешевского) и подробности жизни «мечевского» подполья конца 1930-х — начала 1940-х годов, в связи с именем епископа Феодосия (Ганицкого) упоминает следующий факт, который не укладывается во временные рамки. Он пишет: «Мечев согласился эти два рукоположения и последующие произвести у Романа Ольдекоп[а]. Для того чтобы оградить меня от всяких случайностей в будущем, было решено, что в случае ареста этих тайно поставленных священников при допросах они будут указывать на умершего в 1935 г. в гор. Коломне епископа Феодосия, б[ывшего] викария Коломенского, Московской епархии, одно время по своему настроению тяготевшего к антисергиевскому течению в Москве, как бы посвятившего их»[13]. Здесь в источнике идет речь о 1935 г., смерть наступила в 1937 г.
О своем, можно сказать, промыслительном знакомстве с владыкой Феодосием К. Быкова пишет в своих записях, приводим их с небольшим сокращением: «Когда я только начала ходить на архиерейские службы, то обратила внимание на архимандрита, пожилого уже, с архимандричьим крестом на Георгиевской ленте. Он всегда служил старшим и начинал литургию при архиерее. Это был архимандрит Феодосий [Ганицкий], настоятель Златоустова монастыря на Мясницкой улице, благочинный всех московских монастырей... Впоследствии он приехал в Коломну епископом Коломенским. Он не имел академического образования и говорил патриарху Тихону, что не может быть архиереем, но патриарх ответил ему: “За послушание”». Здесь же мы узнаем важные сведения о нахождении игумена Феодосия на театре военных действий: «...там в одном из сражений с крестом в руке остановил отступающих солдат и заставил их повернуться на врага, за что и получил Георгия»[14].
К. В. Быкова также была свидетельницей последних лет жизни семидесятитрехлетнего владыки, вернувшегося из ссылки[15]. По месту возвращения из ссылки есть свидетельства из Зырянского края, Коми, под общим указанием «из Северного края», что соответствует действительности, так как в то время в Северный край входила Автономная область Коми (Зырянская) (столица Сыктывкар) и острова Белого моря и Северного Ледовитого океана: Вайгач, Земля Франца Иосифа, Колгуев, Матвеев, Новая Земля и Соловецкие острова. В статье «Ссыльные архиереи в Коми Автономной области» среди имен в алфавитном списке архиереев мы находим имя сщисп. Феодосия (фамилия написана через «е» — Ганецкий)[16]. В книге О. Гусаковой «Хранители веры» в воспоминаниях протоиерея Валериана Кречетова о своем отце Михаиле есть упоминание: «Отец мой в Кеми сидел вместе со священноисповедником епископом Коломенским Феодосием (Ганицким)»[17], но на православном портале «Православное духовенство. Биографическая база данных»[18] добавлено замечание: «Вероятно, речь идет о схиархимандрите Феодосии (Смаге), отбывавшем в эти годы срок заключения в Соловецком лагере». Сама Клавдия Владимировна пишет: «Вернулся из Сыктывкара и владыка Феодосий. Митрополит Сергий хлопотал за живущих на севере архиереев, и владыке разрешили приехать[19], я его провожала к митрополиту Сергию — он ездил его благодарить. Митрополит предлагал ему кафедру, но владыка отказался. Ему тоже было нельзя жить ни в Москве, ни в Коломне, и он поселился за Луховицами, в селе Сушково, у одной своей духовной дочери. Она давно, когда служил он в Коломне, просила его благословения продать дом в Сушкове и переехать в Коломну. Он не благословил и сказал: “Мне еще пожить у тебя придется”. И действительно, пришлось»[20]. Дом оказался неподалеку от храма в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом святителя Николая Мирликийского. В советское время закрытый, но чудом не разоренный, он использовался как склад. До наших дней в нем сохранился резной трехъярусный иконостас и роспись по штукатурке стен и потолка 2-й половины XIX в. Служить владыке запрещалось, за богослужением, со слов очевидцев, он обычно находился на левом клиросе, перед началом службы благословлял певчих, к нему под архиерейское благословение подходили прихожане.
Из мемуаров К. В. Быковой известно, что после пострига в схиму владыкой Арсением (Жадановским)[21] в ноябре 1936 г. епископ Феодосий больше не покидал Сушково, «почитатели и духовные дети [владыки] в Коломне просили благословения его навестить, но он просил передать, что все приедут к нему на Пасху. У него начала прогрессировать болезнь. Видимо <…> рак прямой кишки. Он боялся и не любил холода, но в теплой комнате находиться не мог: поднимался сильный зуд. Не мог он и сидеть, так что проводил свои дни в холодной комнате в валенках и ватной рясе на коленях перед стулом, на котором лежали нужные ему для молитвы книги. Он слабел. Близкая ему духовная дочь Оля работала в Коломне на почте… Она взяла отпуск на Страстную и Пасху и приехала в Сушково. Владыка Феодосий <…> сказал: “А успеешь ты меня похоронить?” Всю Страстную он ежедневно причащался: приходил к нему священник... Каждый раз он просил его прийти на следующий день. Великую Пятницу владыка перенес трудно: он был в каком-то бреду и все время твердил: “Пятница, ужасная пятница![22] Когда же будет суббота?” Когда в субботу он пришел в себя и узнал, что это — суббота, он сказал: “Уже скоро”. В субботу священник, как обычно, причастил его, и владыка просил в Светлый день, чтобы он пришел к нему между утреней и литургией, сказал, что ему трудно ждать до конца литургии. Священник был у него после утрени, но владыка ничего не сказал о следующем дне; он вышел от него очень удивленным, но ему сказали, что придут и скажут, если владыка попросит. Утром в Светлый день из Коломны приехали инокини — певчие Коломенского женского монастыря. Они пропели ему Пасхальный канон и “Светися, светися”. Он пел сам, потом раздавал крашеные яйца и хозяйке велел накрыть стол в большой комнате и угощать гостей. Он лежал в маленькой, двери в большую были открыты, и он всех видел. Певчим надо было возвращаться в Коломну... В девять часов вечера началась агония. Около его кровати стояли: хозяйка, ее два брата и приехавшая Оля. Владыка поднимал руку и благословлял со словами: “Благословение Коломне, благословение сушковцам, благословение моим духовным детям, благословение всем, кто меня знал”. Это были последние слова, и он стал дышать все реже и реже, пока дыхание не прекратилось совсем»[23].
Когда Клавдия Владимировна ехала на похороны, на станции Коломна ей встретилось много народа, также едущего на похороны. Архимандрит Никон [(Беляев), настоятель Старо-Голутвина монастыря, преподобномученик] приехал раньше всех, так как владыка завещал ему отпеть его; он сам читал Евангелие, после него прочитали Деяния Апостолов. «Владыка лежал в белом гробу, в белом облачении, белой митре, вниз была надета схима. Лицо было покрыто белым воздухом, а венком вокруг головы лежали разноцветные пасхальные яйца: кто приходил, клал яйцо… Вечернее богослужение было отслужено у гроба дома. Приехавшие просили отца Никона открыть лицо почившего, но он ответил, что покойный владыка запретил делать это… Когда все разошлись, отец Никон сказал, что владыка разрешил близким открыть его лик, и он поднял воздух. Перед нами лежал величественный старец с длинной седой бородой; покой и величие были на его лице. Могила была приготовлена у алтаря сушковского храма. Утром был вынос, из храма принесли хоругви и иконы, так что шел крестный ход. От дома, где жил владыка, до храма недалеко, но шли очень долго, так как жители каждого дома, мимо которого шли, требовали остановки, выносили для гроба скамейку, и служилась лития. В храме после литургии было священническое отпевание — почему-то не монашеское». На следующий день после погребения праздновалась память великомученика Георгия Победоносца, с именем которого у епископа Феодосия было связано многое: он был настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря, где особо почитался его чудотворный образ, 6 мая 1905 г. он отбыл в командировку на театр военных действий, 6 мая 1915 г. за отлично-усердную службу по епархиальному ведомству Всемилостивейше сопричислен ордену Святого Владимира третьей степени.
Настоятелем Казанского храма в 1916–1938 гг. был иерей Сергий Любомудров (впоследствии священномученик). Он причащал бывшего на покое епископа Феодосия и пострадал за почитание памяти почившего. На двухдневном допросе он дал показания: «Архиерей Иван Федорович Ганицкий, которому было около восьмидесяти лет, служил раньше в городе Коломне, а года три назад, прибыв из ссылки, поселился в селе Сушково. Он умер в первых числах мая, хоронил его я, как приходской священник. Всего из духовенства было на похоронах пять человек, и во время обедни было примерно сто пятьдесят человек»[24]. Несмотря на доносы и слежку, отец Сергий отслужил по епископу Феодосию примерно пятьдесят панихид в церкви и на могиле как раз до Святой Пятидесятницы. Причиной для ареста его послужило обвинение в том, что в мае 1937 г. он пригласил других священников и народ на погребение архипастыря, вел агитацию, что архиерей Ганицкий святой, организовал массовые похороны и панихиды по покойному святому архиерею.
К. В. Быкова, продолжая описывать события, сообщает, что могила покойного владыки Феодосия содержится в порядке: сделана ограда и поставлен крест с надписью. «В Коломне и сейчас живет его бывший иподиакон, он в день его кончины нанимает такси и везет на могилу после литургии священника. Когда владыке исполнилось сто лет [30.07.1960], в коломенском храме накануне был отслужен парастас, а на другой день — заупокойная литургия, после нее поехали на могилу»[25]. Эти слова свидетельствуют о том, что могила епископа Феодосия на протяжении всех лет охранялась его духовными чадами и прихожанами сначала тайно, затем уже открыто, а после восстановления приходской жизни люди перед службой шли уже открыто сначала на могилу святителя.
Почитание Феодосия, епископа Коломенского, было живо в памяти верующих, поэтому в день обретения святых мощей люди собрались с самого утра. Священство с иконой прославленного святого и весь народ совершили торжественный крестный ход к месту захоронения преосвященного владыки, был совершен молебен, пропеты величание, стихиры Пасхи, и протоиерей Игорь Бычков ознакомил присутствующих с житием епископа Феодосия, прославленного в лике новомучеников, раскрыв его исповеднический путь.
Богослужение в этот день в Казанском храме возглавил благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман (Гаврилов), ему сослужили настоятель храма протоиерей Николай Рощин, благочинные Коломенского и Луховицкого округа, клирики благочиния. Песнопения исполнил хор насельниц Ново-Голутвина женского монастыря под управлением игумении Ксении (Зайцевой). После Божественной литургии под чтение Евангелия началось обретение мощей[26]. Велась видеосъемка и фотофиксация[27]. Был заложен раскоп 2,2 х 3,1 м, он показал, что гроб владыки был опущен на глубину 1,76 м; его длина составляла 1,92 м; ширина в изголовье — 42 см; в ногах — 27 см. Толщина досок — от 1,2 до 1,8 см. Все доски гроба истлели и распались на отдельные, напитанные влагой волокна, потому дерево от него взять не удалось.
Останки владыки пришлось «вынимать из воды вслепую, на ощупь. Сохранность костей оказалась хорошей». Присутствовавшего на открытии мощей М. В. Гайдерова поразило, как эксперт В. Н. Звягин гениально определял найденные кости, отличая их по времени захоронения, он как художник описал происходящее: «Мощи епископа Феодосия были коричневые по цвету, восковые на вид, как покрытые лаком. Найденные кости поздних захоронений были серые и рассыпались, как труха. Кости были положены на белую ткань и выложены в порядке расположения. Эксперт сразу отметил святость обретенных останков, дальнейшая экспертиза должна будет это подтвердить»[28]. «Положение остова было согласно канону вытянутым, на спине, головой на запад. Судя по положению нижней челюсти, погребенный был обращен лицом вверх, руки скрещивались в верхней части живота. Ноги были сведены в области коленей, вытянутые вперед стопы примыкали одна к другой. Скелет представлен почти в полном объеме», — свидетельствует экспертиза.
Медико-антропологическое освидетельствование эксгумированных останков проводилось по стандартному плану. Из описания следует: «Все извлеченные из гроба останки пропитаны водой и покрыты толстым слоем грунта вязкой консистенции. Скелет представлен почти в полном объеме. Отсутствуют: левые лопатка, ключица и плечевая кость, а также череп, кроме нижней челюсти, несколько фаланг кисти, стопы и рога подъязычной кости… Нарушения анатомического расположения костей скелета не выявлено. При ревизии места захоронения за пределами гроба найдены фрагменты двух черепов, они взяты для лабораторного исследования. Все обнаруженные костные останки промыты водопроводной водой и подсушены: они серовато-бурого цвета, без наличия поверхностных дефектов и трещин кортикального слоя». Проводилась экспертиза на установление половой принадлежности. «Длинные трубчатые кости имеют большие продольные и обхватные размеры, с резко выраженным мышечным рельефом. Крестец резко изогнут. Строение тазовых костей по мужскому типу: узкая и глубокая большая седалищная вырезка, массивные и широкие ребра, крупные кости кисти и стопы, массивная (с прямым углом ветви) нижняя челюсть... На нижней челюсти 10 зубов и два корня. Зубы с крупными коронками и незначительно обнаженными корнями. Резцы и клыки стерты на полное сечение коронок, малые коренные с остатками эмалевых перемычек между бугорками»[29].
Благодаря историческим сведениям, археологическому и медико-криминалистическому заключению членов комиссии протоиерея Максима Максимова и профессора В. Н. Звягина, доктора медицинских наук, специалиста высшей квалификационной категории по судебной медицине с 40-летним стажем работы, имеющим большой опыт освидетельствования мощей многих святых, было подтверждено обретение мощей святителя Феодосия (Ганицкого). В археологическом заключении сообщается: «Место погребения епископа Феодосия было отмечено надгробием с крестом из черного мрамора, установленным несколько лет назад. После снятия надгробия и перенесения креста в сторону началась раскопка могилы». Исследователи подтвердили: «Раскопанное нами погребение было совершено позже 1933 года, но прежде 1963 года, и принадлежит святителю Феодосию на основании следующих аргументов:
- погребение открыто точно на отмеченном надгробием месте;
- найденная в засыпи монета свидетельствует, что захоронение не могло быть сделано ранее 1933 года;
- гроб позднейшего погребения перекрывает собою гроб владыки, то есть погребение не могло быть совершено после 1963 года;
- могила выкопана на каноническую глубину двух с половиной аршин;
- судя по костям, погребен 70-летний человек;
- во гробе обнаружены остатки церковного облачения и декора митры, явно свидетельствующие о положении погребенного в церковной иерархии;
- ни одна кость, обнаруженная вне гроба, не принадлежала мужчине старческого возраста;
- на всей площади раскопа на указанном преданием и отмеченном крестом месте не было найдено ни одного другого погребения, кроме разрозненных костей людей иного возраста.
Согласно распоряжению, обретенные останки были помещены в специально уготованный ковчег и перевезены в Богоявленский Старо-Голутвин монастырь».
Затем мощи были отправлены в Москву для освидетельствования, в процессе чего были достигнуты благоприятные результаты, так как исследование категорий размеров останков епископа Феодосия имело своей целью выявление индивидуальных особенностей строения отдельных костей в терминах «словесного портрета».
До некоторого времени у нас имелся один вариант жизнеописания епископа Феодосия, теперь мы располагаем более конкретными сведениями. В настоящее время известно два прижизненных фотоснимка владыки на общих фотографиях не очень хорошего качества. Можно предположить, что епископ Феодосий не любил фотографироваться и быть на виду. Проведенная экспертиза при исследовании скелетированных останков владыки Феодосия позволила составить его словесный портрет и предположить некоторые скрытые до этого факты его биографии. По заключению комиссии, у владыки не было обнаружено каких-либо признаков эндокринных заболеваний, поэтому он имел хорошую выраженность вторичных половых признаков, включая рост усов и бороды. Исследователи представили следующие признаки внешности епископа Феодосия (Ганицкого): «Судя по размерам и особенностям строения нижней челюсти, епископ Феодосий обладал широким округлым лицом с высоким подбородочным отделом. В профиль лицо было прямым (ортогнатная профилировка) со средневыступающим подбородочным бугром, на котором имелась выраженная ямочка. Угол ветви нижней челюсти малый, что коррелирует с прямым щипцеобразным прикусом. Вероятно западение щечных областей, ввиду отсутствия больших коренных зубов, и наличие бороды, разделенной на два потока (ямка на подбородке) в виде ласточкиного хвоста. Отсутствие лицевого отдела черепа исключает возможность детальной характеристики портретных особенностей Владыки. Судя по строению нижнечелюстного отдела и особенностям телосложения, епископ Феодосий имел представительную внешность, характерную для крупных, физически сильных мужчин... Это подтверждает массивный скелет с сильно развитым мышечным рельефом, что характерно для мускульно-брюшного типа телосложения. Мужчины этого типа отличаются сильным развитием мускулатуры, средним или повышенным жироотложением, которое с возрастом может стать обильным... Пропорции конечностей Владыки Феодосия обычны для восточноевропейского типа, который характеризуется высоким ростом, большими продольными и поперечными размерами скелета. К этому типу могут быть отнесены все основные этнические группы населения европейской части, за исключением Поволжья. Среди функциональных особенностей отмечается дугообразная изогнутость лопатки в сагиттальном направлении... Сочетание больших обхватных размеров головок бедренных и правой плечевой кости указывает на значительную физическую силу владыки Феодосия и адаптацию его скелета к тяжелым физическим нагрузкам, имевшим место в юношеском и зрелом возрасте». Экспертизой отмечено, что особенности исследуемого скелета характерны для мужчин старческого возраста (60–65 лет и более). Следовательно, епископ Феодосии имел «обычный нормогерический тип старения». Наиболее вероятный рост епископа Феодосия составлял 169–172 см, длина стопы соответствовала 40–41 размеру обуви.
Кроме этого, экспертами были установлены аномалии развития. При осмотре скелета обнаружилось наличие «дополнительного (8-го, шейного позвонка и шейное ребро, из-за чего у владыки при жизни возможны были периодические боли в шее, также имелось резкое увеличение объема пяточных костей без существенного изменения анатомических деталей строения, следствием этого могло быть плоскостопие. Возрастная патология показала наличие пяточных и ахиллов шпор на пяточных костях, что возможно вызывало периодическую болезненность и хромоту, а сращение правой тазовой кости и крестца показывают общую симптоматику пояснично-крестцового радикулита. Были также выявлены следы заживших травм. На останках епископа Феодосия обнаружены: вколоченный перелом пястных и запястных костей левой кисти с образованием полного костного сращения (анкилоза); компрессионный перелом позвоночника с клиновидной деформацией нескольких грудных позвонков; поперечный перелом ребра с неправильным стоянием отломков. Эксперты не исключают, что анкилоз крестцово-подвздошного сочленения справа также мог быть следствием механической травмы.
В заключении комиссии отмечено, что обнаруженные переломы разных областей тела могли образоваться одновременно, например при взрывной травме в условиях боевых действий: «Следы заживших множественных переломов разных областей скелета епископа Феодосия образовались одновременно в результате отбрасывания тела с последующим сильным ударом о землю (или другую плоскость) ягодицами и кистью левой руки, сжатой в кулак, то есть возможность причинения повреждений тела епископа Феодосия при взрывной травме в условиях боевых действий не исключается».
Медико-антропологический осмотр обретенных мощей позволяет сделать следующие ориентировочные выводы. На скелете, который принадлежит мужчине, «обнаружены следы зажившей грубой механической травмы, которая негативно повлияла на функциональные особенности опорно-двигательного аппарата. Обнаруженные повреждения скелета обычно сопровождаются длительным расстройством здоровья, различными соматическими заболеваниями и функциональными нарушениями... В старческом возрасте последствия травмы усугубились наличием возрастной патологии скелета... Резкое увеличение меди, обнаруженное в скелете [епископа Феодосия], может свидетельствовать о наличии у него хронического воспалительного заболевания (легкие, печень и др.)».
По итогам судмедэкспертизы были сделаны выводы: «16 мая 2006 г. нами были обретены святые мощи святителя Коломенского Феодосия. Полученные результаты могут быть полезны при дальнейших архивных поисках материалов, касающихся жития священноисповедника Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского, викария Московской епархии».
После освидетельствования святых мощей новоявленного угодника Божия они были торжественно перенесены в отреставрированный и поновленный Богоявленский собор древнего Старо-Голутвина монастыря и положены у северной стены возле иконостаса, напротив иконы преподобного Феодосия Киево-Печерского, в честь которого владыка получил имя в схиме, и в его же день памяти совершалось обретение мощей[30]. Святые мощи помещены в раку с прозрачным верхом в деревянной резной сени. Священноисповеднику Феодосию Коломенскому были написаны иконы, перед мощами стали совершаться молебны.
Само месторасположения монастыря выделяется тем, что находится на месте слияния двух рек: Оки и Москвы-реки, опоясывающих город. Сам владыка Феодосий, будучи назначенным на епископскую кафедру в Коломну, прибыв на пароходе и увидев окрестности города, узнал его в своем сновидении. К. В. Быкова дает нам знать об этом: «[владыка Феодосий] рассказывал, что видел сон: снился какой-то незнакомый город с кремлем на берегу реки. Когда на пароходе он подъезжал к Коломне <…> увидел этот кремль и город наяву». До назначения и приезда епископа Феодосия в Коломне сменилось два епископа. К. В. Быкова пишет: «До восстановления патриаршества митрополит был Московский и Коломенский. Коломна не имела своего архиерея. После восстановления патриаршества некоторое время Коломенским епископом был Иоасаф[31]; он приезжал вместе с патриархом Тихоном в Коломну по приглашению рабочих Коломенского завода <…> на станцию Голутвин, где при заводе была своя церковь[32]. Патриарха сопровождал Преосвященный Владимир[33] Белостокский и протодиакон Розов[34]. Епископ Иоасаф недолго был Коломенским; не знаю, куда его перевели, только в Коломну приехал епископ Сильвестр[35] со своим протодиаконом. Он посмотрел на разруху, на нетопленый собор, на отсутствие помещения, где можно бы было жить, побыл в Коломне неделю и уехал, чтобы уже не вернуться, — видимо, он отказался от этой кафедры...»
Архиепископ Коломенский и Можайский Иоасаф и епископ Сильвестр кратковременно служили в Коломне, и возможно, это имело в будущем какое-то значение. Архимандрит Феодосий был хиротонисан во епископа Коломенского и Бронницкого, викария Московской епархии, 18 мая 1920 г., в день памяти иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», на тот момент ему было 59 лет. Рассмотренное нами ранее медико-антропологическое освидетельствование указывает на «значительную физическую силу владыки Феодосия и адаптацию его скелета к тяжелым физическим нагрузкам, имевшим место в юношеском и зрелом возрасте», что характеризует его как крупного, физически сильного человека, поэтому полкового священника «владыку Феодосия не испугал холодный собор, а поселился он в доме настоятеля собора [Василия Пробатова, протоиерея, переводчика, литератора]: там была совсем отдельная половина, где раньше, до своей смерти, жил тесть настоятеля [о. Николай Вележев]». Однако, учитывая следы множественных заживших переломов в разных областях скелета епископа Феодосия, сильный удар о землю в момент отбрасывания тела со сжатой в кулак кистью левой руки, полученный, по-видимому, в то сражение, когда владыка с крестом в руке остановил отступающих солдат, в последующем ограничение работы левой руки, симптоматика радикулита, патология ног, вызывавшая периодическую болезненность и хромоту, подрывали здоровье преосвященнейшего, и, возможно, коломенское духовенство ожидало недолгое его здесь пребывание.
Отношения между протоиереем Василием и владыкой, как стало известно из архивных материалов, не были ровными, дошло до того, что в ноябре 1925 г. епископ Феодосий запретил протоиерею Василию священнослужение с собой и утвердил свое постановление на собрании 22 января 1926 г.[36] Он переехал из дома В. Пробатова на Ивановскую улицу, дом 20, но время от времени, через третьих лиц, передавал «для примирения с собой земных себе поклонов, доказывая свое требование Священным Писанием, примерами из житий святых, а в случае неисполнения — проклятием Божиим»[37]. «Епископ Феодосий настаивал на земном поклоне не перед собой лично, но перед всей Церковью»[38]. По словам К. В. Быковой, в Коломне на момент прибытия епископа Феодосия было только два священника, примкнувших к обновленчеству, и владыка принял их покаяние келейно». Но о. Василий посчитал для себя это неприемлемым, он не захотел подчиниться епископу Феодосию, «официально не принадлежа к обновленцам, он разделял их идейные позиции». В своих показаниях он написал причины разногласий: «Расхождение во взглядах на строй и быт церковный. [Владыка] чересчур держался старых форм, старых обрядов и установившегося ритуала».
За владыкой велось постоянное наблюдение. Настоятель Михаило-Архангельской церкви священник Виктор Соловьёв на допросе сообщил, что «заметна была только благожелательность епископа Феодосия к монашествующим лицам... Мои личные отношения с бывшим епископом Феодосием были таковы: в начале его служения в Коломне я, будучи благочинным городских церквей, имел чаще отношения с ним... Вследствие идейного расхождения, так как я разделял взгляды обновленцев на церковные реформы, отношения стали формальными»[39].
Обстановка в Коломне была сложной, повсеместно закрывались храмы, «в бывшем Ново-Голутвинском монастыре остался только один игумен Варсонофий. Он славился как духовник, у него исповедовался владыка Феодосий»[40], — сообщает К. В. Быкова. Епископ Феодосий — выходец из духовного сословия, пришедший к монашеству в зрелом возрасте, на сороковом году жизни, за двадцать последующих лет служения Церкви сменил множество послушаний на церковной ниве; назначения шли стремительно — казначей, настоятель монастырей, благочинный монастырей, полковой священник, председатель хозяйственного комитета при покровской Общине сестер милосердия, председатель Военно-благотворительной монастырской комиссии Московской епархии, благочинный епархиальных монастырей. В послужном списке епископа Феодосия есть записи: «Имел счастье представляться Его Императорскому Величеству в Москве в Большом Кремлевском Дворце в составе Депутации от Московскаго Епархиальнаго комитета по оказанию пособия больным и раненым воинам 1914 декабря 11». «По всеподданнейшему докладу И.Д. Обер-прокурора Святейшаго Синода в должности гофмейстиера Высочайшаго двора А. Н. Волжина, согласно определению Святейшаго Синода, Всемилостивейше награжден за особо полезную деятельность и труды по облегчению участи больных и раненых воинов, золотым наперсным крестом с украшениями из Кабинета Его Императорскаго Величества 1916 январь 2»[41].
17 апреля 1899 г. в Крестовой церкви Таврического Архиерейского дома, в Великую Субботу, накануне Светлой Пасхи, новопостриженному иноку Феодосию высокопреосвященнейший Николай, епископ Таврический и Симферопольский сказал назидательную речь: «Приветствую тебя, возлюбленный брат наш Феодосий с исполнением твоего желания... Сам распеншийся за нас Христос, Которому ты сейчас последовал, да поможет тебе Своею благодатью понести крест, взятый тобой, безропотно и терпении до конца! По принятому обычаю, всякому новоначальному иноку Игумен преподает наставление, что найдет потребным для его духовного благоустроения... В первом твоем ответе ты сказал, что пришел сюда, ища постнического жития... Вдумался ли ты серьезно в это выражение?.. Чтобы быть хорошим иноком, надо быть непременно постником, не просто воздержником, нет, более этого — постником... Мы теперь это как-то выпускаем из внимания, а между тем это первое и самое необходимое условие иноческого подвига... Надобно начинать не с конца, а именно с начала — с поста… Распни прежде всего чрево твое, в котором начинаются все разжения плоти... Второй совет: не оставайся никогда праздным. Полюби труд — и физический, и умственный... Третий совет: держи непрестанно в уме молитву <…> эти четки и даны тебе, чтобы совершал по ним молитвенное правило...»[42]
Для священноисповедника Феодосия (Ганицкого) напутственная речь епископа Таврического и Симферопольского Николая стала указанием, ориентиром на дальнейшую жизнь. На основании свидетельств, он исповедовал свою жизнь по Евангелию: взяв свой крест, он нес его на протяжении всей жизни, соблюдал данные ему советы и смог пройти через многие посланные Господом испытания.
Библиография
Архивно-уголовные дела на лиц, в отношении которых уголовное преследование было прекращено, и они были реабилитированы в 1939–1969 гг.: [Допрос протоиерея Василия Пробатова] // ГАРФ. Ф. 10035, Д. У-20303. Л. 160-161.
Архимандрит Феодосий [Ганницкий], 56 [Послужной список] / Архивные материалы Центра изучения истории Златоустовского Монастыря. Послужной список // ЦИАМ фонд 203 Оп. 763. Д. 143.
Архимандрит Феодосий [Ганницкий],50. Послужные списки за 1911 г. / Архивные материалы Центра изучения истории Златоустовского Монастыря // ЦИАМ фонд 203 Оп. 746. Д. 1761.
Быкова К. В. Мои воспоминания // Московские Епархиальные Ведомости: продолжение. 2014. №7–8. С. 184.
Быкова К. В. Мои воспоминания: продолжение // Московские Епархиальные Ведомости. 2014. №11–12. С. 141.
Гайдеров М. В.: Интервью: [М. В. Гайдеров рассказал об обретении мощей святителя Феодосия] / записала И. Е. Щеголева. Коломна: [ б.и.], 2022. 8 апр.
Ганицкие / Примка // Наши корни. Лановцы и Примы. URL:http://nashikorni.com/170-dukhovnye-po-alfavitu/2535-ganitskij-fedor-petеrovich (дата обращения: 19.09.2023).
Гусакова О. В. Хранители веры о жизни Церкви в советское время. М.: Никея, 2014. С. 19–20.
Дамаскин (Орловский), архим. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века: Февраль. Тверь, 2005. С. 171–174.
Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Ювеналию митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Отчет Епархиальной Комиссии по обретению честных мощей святителя Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского, исповедника: [машинопись]. Москва: [б.и.] 2006.
Житие священноисповедника Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского, викария Московской епархии // Московские Епархиальные Ведомости. 2006. №11-12. С. 144–150.
Иноземцева 3. П. Жития новомучеников и исповедников как источник знания о человеке России // Развитие личности. 2004. №4. С. 142–162.
Кречетов Михаил Валерианович, протоиерей // Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке. Биографическая база данных и собрание материалов. URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/13963/ (дата обращения: 04.05.2023).
Николай (Зиоров), еп. Речь, сказанная новопостриженному иноку Феодосию // Таврические епархиальные ведомости. 1901. №15. С. 197–201.
Обретение мощей святителя Феодосия Коломенского: [Видеозапись]. Коломна: Коломенская духовная семинария, 2006. 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM). (Коломенская духовная семинария; Вып. 22).
Пономаренко Д. А., диак. Епископ Стефан (Никитин): жизнеописание, документы, воспоминания: [монография]. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010.
Священноисповедник Феодосий (Ганицкий), епископ Коломенский // Русфронт. Ру.: URL: https://www.rusfront.ru/14802-svyaschennoispovednik- feodosiy-ganickiy-episkop-kolomenskiy.html (дата обращения: 04.04.2022).
Сладков К. А., прот. Из церковной истории Коломны периода гонений // Московские Епархиальные ведомости. 2005. № 1–2. С. 122–131.
Феодосий (Ганецкий), епископ Коломенский (1923–1926) / Рогачев М.Б. Ссыльные архиереи в Коми Автономной области // «Вера»-«Эском»: Христианская православная газета Севера России. 2004. Вып.1. №457. URL: http://www.rusvera.mrezha.rU/457/7.htm (название с экрана: Эском-ВЕРА 7) (дата обращения: 14.03.2023).
[1] Иноземцева 3. П. Жития новомучеников и исповедников как источник знания о человеке России // Развитие личности. 2004. №4. С. 149.
[2] «Окончил курс в Киевской духовной семинарии с званием студента. Коллежский секретарь, сын священника в мире именовался Иоанн Феодоров Ганницкий, холост» (Архимандрит Феодосий, 56 / Архивные материалы Центра изучения истории Златоустовского Монастыря [Послужной список] // ЦГА Москвы. Ф. 203 Оп. 763. Д 143). См.: Архимандрит Феодосий [Ганницкий], 50. Послужные списки за 1911 г. / Архивные материалы Центра изучения истории Златоустовского Монастыря // ЦГА Москвы Ф. 203. Оп 746. Д. 1761.
[3] Ганицкие / Примка // Наши корни. Лановцы и Примы, и М.: http://nashi-korni.com/170-dukhovnye-po-alfavitu/2535-ganitskij-fedor-petrovich (дата обращения: 19.09.2020).
[4] Иноземцева 3. П. Жития новомучеников и исповедников как источник знания о человеке России. С. 148.
[5] Житие священноисповедника Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского, викария Московской епархии // Московские Епархиальные Ведомости. 2006. №11–12. С. 144.
[6] Житие священноисповедника Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского, викария Московской епархии. С. 144.
[7] Там же. С. 149.
[8] См.: Архивно-уголовные дела на лиц, в отношении которых уголовное преследование было прекращено, и они были реабилитированы в 1939–1969 гг.: [Допрос протоиерея Василия Пробатова] // ГАРФ. Ф. 10035, Д. У-20303. Л. 160–161.
[9] Страхов Михаил Иванович (20.12.1872–17.10.1937), священник храма Воскресение-Сошествие во ад г. Коломны, расстрелян на Бутовском полигоне.
[10] Быкова К. В. Мои воспоминания // Московские Епархиальные Ведомости: продолжение. 2014. №11–12. С. 141.
[11] «Постановление. Ганицкий Иван Федорович (Епископ Феодосий). Постановили: в отношении всех 15 человек избрать меру пресечения содержание под стражей в Коломдомзаке» (ГАРФ. Ф. 10035. Д. У-20303. Л. 33).
[12] Выписка из протокола заседания Коллегии ОГПУ (судебное) от 3 февраля 1930 года: «Дело № 94744 по обвинению гражданина Ганицкого Ивана Федоровича (Феодосия), Предтечевского Василия Александровича, Антипова Алексея Акимовича, Балагурова Ивана Николаевича, по 58/10 и 58/11 ст. УК. Трифоновой Евдокии Аполлоновны, по 58/10 ст. УК. Нагаева Андриана Ивановича, Косменкова Павла Васильевича и др. в числе 13-ти человек по 58/10 и 58/11 ст. УК. Всего по делу проходит 18 человек (Дело рассм. в пор. постан. Президиума ЦИК СССР от 09.06.27 года)» // ГАРФ. Ф. 10035, Д. У-20303. Л. 148–150.
[13] Пономаренко Д. А., диак. Епископ Стефан (Никитин): жизнеописание, документы, воспоминания: [монография]. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. С. 102.
[14] Быкова К. В. Мои воспоминания. С. 184.
[15] Согласно протокола Заседания Коллегии ОГПУ от 28 мая 1933 года владыка был освобожден с разрешением свободного проживания.
[16] Феодосий (Ганецкий), епископ Коломенский (1923-1926) / Рогачев М. Б. Ссыльные архиереи в Коми Автономной области // «Вера»-«Эском»: Христианская православная газета Севера России. 2004. Вып.1. №457. URL: http://www.rusvera.mrezha.ru/457/7.htm (название с экрана: Эском-ВЕРА 7) (дата обращения: 14.03.2022).
[17] Гусакова О. В. Хранители веры о жизни Церкви в советское время. М.: Никея, 2014. С. 19–20.
[18] Кречетов Михаил Валерианович, протоиерей // Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке. Биографическая база данных и собрание материалов. URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/13963/ (дата обращения: 04.05.2022).
[19] Быкова К. В. Мои воспоминания. С. 134.
[20] Там же.
[21] Там же.
[22] По-видимому, имеются в виду Страдания Господа.
[23] Быкова К. В. Мои воспоминания (продолжение) // Московские Епархиальные Ведомости. 2014. №11–12. С. 135.
[24] Дамаскин (Орловский), архим. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века: Февраль. Тверь, 2005. С. 171–174.
[25] Быкова К. В. Мои воспоминания (продолжение). С. 136.
[26] Обретение мощей святителя Феодосия Коломенского: [Видеозапись]. Коломна: Коломенская духовная семинария, 2006.1 электрон, опт. диск (DVD-RОМ) (Коломенская духовная семинария; вып. 22).
[27] Житие священноисповедника Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского, викария Московской епархии. С. 149.
[28] Гайдеров М. В.: Интервью: [М. В. Гайдеров рассказал об обретении мощей святителя Феодосия] / записала И. Е. Щеголева. Коломна: б.и., 2022. 8 апр.
[29] Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Ювеналию митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Отчет Епархиальной Комиссии по обретению честных мощей святителя Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского, исповедника: [машинопись]. Москва: [б.и.] 2006. Далее на с. 73–75 материалы археологического и медико-криминалистического заключения приводятся по этому документу.
[30] Житие священноисповедника Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского, викария Московской епархии. С. 150.
[31] Иоасаф (Каллистов; 1850–1920), архиепископ Крутицкий, патриарший наместник, управляющий Патриаршей областью. Указом патриарха Тихона и Свящ. Синода от 16 января 1918 года назначен архиепископом Коломенским и Можайским, патриаршим наместником, управляющим Патриаршей областью. URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/12153/ (дата обращения: 02.03.2022).
[32] Агафонова В. Восстанавливая утраченное. К 100-летию визита в Коломну Патриарха Московского и всея Руси Тихона: [30 июня 1918 года по приглашению рабочих Коломенского машиностроительного завода предприятие посетил Патриарх Московский и всея Руси Тихон. Несмотря на предупреждение о готовящемся на него покушении он отслужил литургию в храме Всех Святых и побеседовал с прихожанами]. COLOMNA.RU. Новостной портал Коломны. 2018. №27 (909). URL: https://colomna.ru/special-projects/native-land/restoring_lost_the_100th_anniversary_of_the_visit/ (дата обращения: 02.03.2022).
[33] Владимир (Тихоницкий, 1873–1959), экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
[34] Розов Константин Васильевич (1874–1923), великий архидиакон, клирик Успенского собора Московского Кремля.
[35] Сильвестр (Братановский; 1871–1932), епископ, Московская епархия, Коломенское викариатство. Настоятель коломенского Ново-Голутвина монастыря. Временно управляющий (24.11–3.11.1919), управляющий Московской епархией (янв.-май 1920). URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/12153/ (дата обращения: 02.03.2022).
[36] Архивно-уголовные дела на лиц, в отношении которых уголовное преследование было прекращено, и они были реабилитированы в 1939–1969 гг.: [Допрос протоиерея Василия Пробатова] // ГАРФ. Ф. 10035, Д. У-20303. Л. 160–161.
[37] Там же. Л. 280–281.
[38] Сладкое К. А., прот. Из церковной истории Коломны периода гонений / свящ. Кирилл Сладков // Московские епархиальные ведомости. 2005. №1–2. С. 127.
[39] Священноисповедник Феодосий (Ганицкий), епископ Коломенский // Русфронт.Ру.: URL: https://www.rusfront.ru/14802-svyaschennoispovednik-feodosiy-ganickiy-episkop-kolomenskiy.html (дата обращения: 04.04.2022).
[40] Быкова К. В. Мои воспоминания. С. 186.
[41] Архимандрит Феодосий, 56. [Послужной список] // ЦГА Москвы. Ф. 203 Оп. 746. Д. 1761.
[42] Николай (Зиоров), еп. Речь, сказанная новопостриженному иноку Феодосию // Таврические епархиальные ведомости. 1901. № 15. С. 197.
Источник: Щеголева И. Е. «Словесный портрет» священноисповедника Феодосия Коломенского на основе заключения освидетельствования его святых мощей и воспоминаний современников. // Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. № 4 (23). С. 64–81.