Аналитический обзор научно-богословских статей по русской патрологии и современной православной богословской литературе за 2023 год
Портал «Богослов.Ru» представляет обзор научно-богословских публикаций по русской патрологии и современной православной богословской литературе, вышедших в периодических изданиях на русском языке в 2023 году. В рамках обзора было проанализировано 39 статей.
Статья

Редакцией портала «Богослов.Ru» подготовлен обзор научно-богословских статей по русской патрологии и современной православной богословской литературе, опубликованных в журналах и сборниках на русском языке в 2023 году. Обзор разделен на две части по категориям: «русская патрология» — исследования трудов русских святых отцов и богословов XVIII–XIX вв., «современная православная богословская литература» — исследования трудов современных православных богословов. В рамках обзора было проанализировано 39 статей, из них по русской патрологии — 18, по современной христианской литературе — 21.

Русская патрология

Баринов Н., прот. Богословско-историографический анализ работ святых отцов Русской Православной Церкви XIX — начала XX в. по теме причин и целей сотворения мира // Вопросы богословия. 2023. № 1 (9). С. 38–52.

Работа прот. Николая Баринова посвящена исследованию трудов святых отцов Русской Церкви XIX — нач. XX в. по теме причин и целей сотворения мира. Автор статьи выявляет исторический контекст, пути развития богословия, различные школы, используемые ими источники. Определяются две группы мнений святых отцов и синтезируется consensus patrum о причинах сотворения мира, которым является представление о благой свободной воле Божией. Автор статьи выявляет богословскую линию оптинских старцев, согласно которой мир создан для человека, и ее происхождение от прп. Петра Дамаскина, а также подтверждает мнения прот. Павла Хондзинского о «балансировании» богословия свт. Филарета Черниговского между Москвой и Киевом и прот. Олега Мумрикова о христологичности антропного принципа Вселенной. Автором вводится новый термин «христоцентризм вселенной» как выражение средоточия всех целей творения мира.

Белик К. Д. О церковном единстве (по трудам святителя Филарета (Дроздова) // Новосибирский временник. 2023. № 2. С. 22–40.

В статье К. Д. Белика описывается богословская позиция свт. Филарета (Дроздова) о действии в Церкви даров благодати по устроению ее единства и освящению творения. В первую очередь в статье описывается освящающее действие в Церкви слова Божия в соединении со словом человеческим в отношении евхаристической и исторической сторон ее жизни. Практическое приложение богословских положений свт. Филарета показывается автором статьи на примерах предложенных святителем средств по врачеванию старообрядческого раскола и предотвращению его разрастания.

Бондарев А. С. Вопрос богатства в трудах святого праведного Иоанна Кронштадтского // Слово и образ. Вопросы изучения христианского литературного наследия. 2023. № 2 (9). С. 15–26.

В статье А. С. Бондарева анализируется этическое учение св. прав. Иоанна Кронштадтского о христианских добродетелях через призму его отношения к богатству. Как отмечает автор статьи, св. Иоанн пропускает этот вопрос сквозь свое пастырское служение и предупреждает верующих о возможных последствиях, связанных с использованием материальных благ для эгоистических целей, а способом преодоления негативных последствий владения богатством называет совершение дел милосердия. Как отмечает автор статьи, св. Иоанн Кронштадтский в своих трудах пытается уравнять материальные ценности с орудием, с помощью которого можно исполнить заповедь о любви к ближнему, а можно погибнуть от бесконечного собирательства в личных целях. Согласно выводу А. С. Бондарева, смещение акцентов в изложении отношения к богатству позволило св. Иоанну Кронштадтскому актуализировать роль Церкви в побуждении общества к социальной справедливости.

Ванифатьев Н. А. Образ государства в духовном наследии оптинских старцев // Филаретовский альманах. 2023. № 19. С. 76–91.

В своей статье Н. А. Вонифатьев предпринимает попытку реконструировать представления оптинских старцев о русском самодержавии. По мнению автора, оптинские старцы, оставаясь патриотами своей страны и сторонниками монархического строя в России (таково наиболее распространенное мнение об их взглядах), тем не менее своим настоящим отечеством считали Царство Небесное. Как пишет автор, с их точки зрения создание сильной и благополучной страны было менее значимым, чем устроение в обществе живой веры во Христа; успешность государства, по их мнению, обусловливалась именно заботой о взращивании и сохранении мистической составляющей в религиозной жизни каждого человека. Такое отношение к государству, как отмечает автор, было симфонично подходу свт. Филарета (Дроздова). Однако между их точками зрения имелось и расхождение: если для свт. Филарета Церковь как общество верующих могла идти путем спасения вне зависимости от политической обстановки и государственной системы, то оптинские старцы при осмыслении самодержавия использовали эсхатологические коннотации: для них приверженность монархии определялась в том числе восприятием царя как «удерживающего», который препятствует приходу антихриста. Следовательно, по мнению автора статьи, для оптинских старцев полноценная духовная жизнь христиан в отсутствие царственного помазанника Божия и его империи представлялась невозможной.

Варфоломеев Л. Л. Отношение святителя Игнатия (Брянчанинова) к инославным христианам и западным философским течениям // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2023. № 2 (15). С. 31–47.

Статья Л. Л. Варфоломеева посвящена анализу отношения свт. Игнатия (Брянчанинова) к иным конфессиям и западной философии. Как отмечает автор, судя по письмам свт. Игнатия, он воспринимал учение Католической Церкви как корень всех духовных проблем Европы в целом. По мысли свт. Игнатия, католичество углубилось в теорию духовной жизни в ущерб ее практической составляющей; при этом заблуждения католичества, которые выражаются в излишней восторженности и исступлении, имеют земной характер. К западным философским учениям свт. Игнатий, по словам автора, относится тоже отрицательно: он обличал философов в противоречии друг другу, суеверности и опоре на идеи, исходящие из падшей человеческой природы. Среди прочих идей свт. Игнатия автор статьи выделяет полемику с учениями о папском примате и непорочном зачатии Девы Марии, а также с католической мистикой, которая оказывала влияние на умы не только российской знати, но и православных мирян и монахов.

Гандера С., свящ. Учение о Церкви как Царстве Христовом у свт. Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического // Актуальные вопросы церковной науки. 2023. № 1. С. 29–31.

Статья о. Сергия Гандеры посвящена экклезиологии свт. Иннокентия (Борисова). Согласно выводу автора статьи, для свт. Иннокентия основным действующим субъектом Священной Истории является Церковь, которая, как нравственное Царство Христово, выполняющее задачу освящения и постепенного преображения общества и мира, являет людям суть истории.

Гончаренко И. В. Сведение ума в сердце в антропологической системе свт. Феофана Затворника // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2023. Вып. XVII. С. 130–139.

В статье И. В. Гончаренко рассматривается вопрос об исихастской духовной практике, направленной на сведение ума в сердце, в трудах свт. Феофана Затворника. Отметив значимость трудов архиеп. Василия (Кривошеина), протопр. Иоанна Мейендорфа, архим. Киприана (Керна), прот. Георгия Флоровского, В. Н. Лосского и В. И. Несмелова по изучению святоотеческого наследия, автор обращает внимание на то, что современный исследователь должен иметь не только научный инструментарий гуманитарных наук, но и должный духовный опыт. Согласно выводам автора, духовная практика находится в тесной связи с мировоззренческими установками, через соединение с Божественными энергиями человек обретает возможность собственного преображения и переустройства, на ступени исихии имеет место безмолвие не только тела, но и ума. По словам автора, при соединении умственных энергий с сердечными, согласно свт. Феофану, подвизающийся получает «руль для управления кораблем души», и эта задача относится не только к монашествующим, но и ко всякому православному христианину.

Грачев А. И., Лопин Р. А. Преподобный Максим Грек в трудах профессора Ленинградской духовной академии А. И. Иванова // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2023. Вып. XVII. С. 112–120.

Статья А. И. Грачева и Р. А. Лопина посвящена актуализации исследований трудов прп. Максима Грека (Триволиса) профессором А. И. Ивановым. Как отмечают авторы статьи, жизнь и творчество прп. Максима были одной из ключевых тем в научных исследованиях А. И. Иванова. А. И. Иванов занимался изучением взглядов прп. Максима на нестяжательство, на организацию монашеской жизни, изучением влияния на его взгляды идей Джироламо Савонаролы и философских аспектов сочинений прп. Максима, его антропологии. Авторы статьи приходят к выводу, что труды А. И. Иванова по изучению жизни и наследия прп. Максима Грека сохраняют большое значение и открывают новые возможности для исследований.

Лушников Д. Ю., свящ. Естественная теология в богословском наследии святителя Иннокентия (Борисова) // Вопросы теологии. 2023. Т. 5, № 2. С. 263–286.

Статья о. Дмитрия Лушникова посвящена анализу естественно-теологического наследия свт. Иннокентия (Борисова), в частности, учения о доказательствах существования Бога и о божественных атрибутах. Автор излагает содержание этих концепций свт. Иннокентия, дает им характеристику и предпринимает попытку определить степень влияния западных богословских систем на богословие свт. Иннокентия. Согласно выводам автора, свт. Иннокентий, положив фундамент основного, догматического и нравственного богословия в русской традиции, дал толчок к освобождению от схоластики и становлению самобытного русского богословия как такового.

Петров В., прот. «Неизвестная» глава из «Невидимой брани» прп. Никодима Святогорца в переводе свт. Феофана Затворника // Богословский вестник. 2023. № 2 (49). С. 131–145.

В своей статье прот. Василий Петров вводит в научный оборот часть рукописи свт. Феофана Затворника, которая хранится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне, — перевод свт. Феофаном 49-й главы «Невидимой брани» прп. Никодима Святогорца. Текст перевода свт. Феофана приводится в сопоставлении с греческим текстом прп. Никодима и новым русским переводом, выполненным автором статьи. Дополнительно автор делает замечания о составе трех известных изданий «Невидимой брани», а также публикует русский перевод известного примечания прп. Никодима, которое стало причиной дискуссии между прп. Никодимом и прп. Афанасием Парийским.

Прахт Д. В. Учение святителя Феофана Затворника о молитве // Рязанский богословский вестник. 2023. № 1 (27). С. 152–156.

Статья Д. В. Прахта посвящена учению свт. Феофана Затворника о молитве. По словам автора, свт. Феофан, всесторонне опытно испытав молитву, сообразуясь с прежде преуспевшими в этом деле, считал молитву самым главным орудием в духовной жизни христианина.

Пращерук Н. В. «Песнь под сенью Креста»: о духовной прозе свт. Игнатия (Брянчанинова) // Церковь. Богословие. История. 2023. № 4. С. 259–264.

В статье Н. В. Пращерук исследуется духовная проза свт. Игнатия (Брянчанинова). Как отмечает автор статьи, сочинения свт. Игнатия являются не только великими богословскими текстами, но и явлением русской художественной словесности, а также имеют большое значение для осмысления духовной составляющей русской литературы. В миниатюре «Песнь под сенью Креста» свт. Игнатий вспоминает события библейской истории; вместе с тем, как замечает Н. В. Пращерук, название этой миниатюры может восприниматься как своеобразная метафора судьбы святителя и содержания его духовных сочинений. Согласно выводу автора, произведения свт. Игнатия открывают его не только как великого духовного писателя, но и как яркого художника слова, прекрасно владеющего приемами высокого литературного письма.

Салищев Д., свящ. Интертекстуальный анализ как метод интерпретации текстов церковной литературы (на примере избранных проповедей свт. Филарета (Дроздова) // Богословский вестник. 2023. № 1 (48). С. 251–269.

Статья о. Даниила Салищева посвящена разбору интертекстуальности в проповедях свт. Филарета (Дроздова). Как отмечает автор статьи, свт. Филарет часто прибегал к скрытому цитированию Священного Писания и богослужебных книг. По словам автора, сравнительный анализ исходного контекста и контекста проповедей позволяет изучить рецепцию свт. Филаретом цитируемых фрагментов: в некоторых случаях за использованием библейской цитаты стояло святительское толкование, которое не высказывалось прямо. Согласно выводу автора статьи, благодаря интертекстуальному анализу появляется возможность глубже понять мысль проповедника и увидеть за основным содержанием его проповедей такие смыслы, которые автор подразумевал, не высказывая их прямо.

Санаянц В. С. Представления о принципе consensus patrum в русской дореволюционной богословской науке. Часть 2: Академическая мысль: догматика и патрология // Вопросы богословия. 2023. № 1 (9). С. 23–37.

Статья В. Санаянца посвящена разбору принципа consensus patrum в русской дореволюционной академической богословской мысли. В статье представлен разбор взглядов богословов и патрологов: архиеп. Антония (Амфитеатрова), митр. Макария (Булгакова), свт. Филарета (Гумилевского), проф. А. Л. Катанского, свт. Сильвестра (Малеванского), прот. Николая Малиновского, проф. Н. Сагарды, проф. С. Епифановича. Согласно выводам автора статьи, догматисты и патрологи русской богословской мысли второй половины XIX — начала XX вв. были убеждены в существовании принципа «согласия отцов» и его важной роли в формировании вероучения Церкви, в то же время подчеркивая, что святые отцы не были непогрешимы в своих суждениях. 

Солодов Н., свящ. Корреспондент свт. Феофана Затворника иеросхимонах Феодосий Карульский // Богословский вестник. 2023. № 3 (50). С. 223–244.

В статье о. Николая Солодова реконструируется контекст и в связи с ним проводится анализ содержания переписки свт. Феофана Затворника и иеросхимонаха Феодосия (Харитонова) Карульского во время обучения последнего в Казанской духовной академии. Сохранившиеся четыре письма свт. Феофана на вошли в классические собрания писем святителя, но ранее публиковались в 1985 и 2001 годах. По словам автора, особую ценность этой переписке придает то, что в ней содержится краткая программа богословской системы свт. Феофана, составленная им самим в последний год жизни.

Чёрный А. И., свящ. Как возможно духовное руководство? Читая святителя Игнатия (Брянчанинова) // Филаретовский альманах. 2023. № 19. С. 56–75.

В статье о. Алексия Чёрного анализируются взгляды свт. Игнатия Брянчанинова на духовное руководство и предпринимается попытка выявить образ священника в его трудах. По мнению автора статьи, подлинное одиночество свт. Игнатия, обусловленное его дворянским происхождением и отсутствием понимания его в монашеской среде, хотя и восполнялось напряженной внутренней жизнью, но в то же время стало причиной его резкого и категоричного мнения о духовном руководстве: свт. Игнатий считал, что подлинных духовных руководителей в его время уже не осталось, и необходимо ориентироваться только на Писание и произведения святых отцов. Автор статьи отмечает, что по мнению свт. Игнатия, русское монашество из-за своей сословной простонародности находится в глубочайшем кризисе и подменило представления о духовной жизни и умном делании исключительно телесными аскетическими подвигами. Вместе с тем, свт. Игнатий был «певцом монашества и ревнителем чистоты веры», он впервые в России подробно описал древнюю традицию монастырского послушания и отказа от своей воли и с присущим ему максимализмом идеализировал духовное руководство. Согласно выводам автора статьи, высказывания свт. Игнатия о невозможности полноценного духовного руководства в современном мире могут означать стремление напомнить, с одной стороны, об опасностях на этом пути, а с другой — о необходимости с осторожностью подходить к опыту духовного руководства, отраженному в аскетическом наследии древности.

Шампурова А. А. Иеромонах Пантелеимон (Успенский) как исследователь традиции мистического богословия // Актуальные вопросы церковной науки. 2023. № 1. С. 25–28.

Статья А. А. Шампуровой посвящена иером. Пантелеимону (Успенскому), жившему на рубеже XIX–XX вв. доценту Московской духовной академии, патрологу и переводчику. Иером. Пантелеимон занимался исследованиями богословия прп. Симеона Нового Богослова и прп. Иоанна Дамаскина. Как отмечает автор статьи, труды иером. Пантелеимона можно рассматривать как попытку академического монашества обрести связь с мистическим греческим богословием, возродить древние традиции исихазма и перенести их на почву русской богословской школы, которая была почти готова к их восприятию.

Шпаковский М. В. Естественные добродетели, истинный разум и степени познания в мистико-аскетическом учении старца Артемия Троицкого // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 107. С. 62–85.

В статье М. В. Шпаковского исследуются фундаментальные части мистико-аскетического богословия старца Артемия Троицкого, изложенного в корпусе его посланий. Автор занимается выявлением новых текстуальных источников для исследуемых текстов Артемия, для воссоздания книжного контекста привлекает корпус славянской переводной патристики. По словам автора, учение Артемия о естественных добродетелях рассматривается им впервые в исследовательской литературе. Кроме этого, автор исследует учение Артемия об «истинном разуме», предлагает выделять философский, мистический и христологический способы понимания «истинного разума»; в этой связи автор полагает, что среди источников, которые использовал Артемий, были Ареопагитский корпус и творения Григория Синаита. Наконец, автор описывает иерархию трех состояний человека (плотское, душевное и духовное) в воззрениях Артемия Троицкого.

Современная православная литература

Андрей (Чудинов А. В.), иером., Баталов Ю. В. Особенности неопатристического подхода к богословию протоиерея Георгия Флоровского // Вестник Кузбасской православной духовной семинарии. 2023. № 2 (13). С. 24–29.

В статье иером. Андрея (Чудинова) и Ю. В. Баталова описывается неопатристический подход к богословию прот. Георгия Флоровского, обозначаются его основные характеристики, выявляется связь между неопатристикой и экклезиологией о. Георгия, обозначается актуальность неопатристики для православного богословия XXI века. Согласно выводам авторов статьи, неопатристическое богословие, основоположником и основным представителем которого является о. Георгий Флоровский, первостепенное внимание уделяет византийской богословской традиции с опорой на святоотеческое наследие; неопатристический подход предлагает решать современные богословские проблемы через усвоение метода и духа святых отцов.

Антипина Ю. Н. Границы Церкви и церковной власти в трудах прот. Сергия Булгакова // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 139–146.

Статья Ю. Н. Антипиной посвящена изучению экклезиологии прот. Сергия Булгакова. Как отмечает автор статьи, о. Сергий понимал Церковь двояким образом: онтологически — как Богочеловечество, соединение Божественного начала и тварного, и эмпирически — как человеческую общность в ее историческом развитии. Согласно выводам автора, можно говорить о внешнем и внутреннем понимании границ Церкви и церковной власти в трудах о. Сергия: внешняя граница проходит между Церковью как оцерковленным миром и миром, еще не покорившимся действию Святого Духа, и определяется свободой человека; внутренние границы определяются действием Божественных харизм в их иерархическом соотношении и соподчинении.

Геннадий (Поляков), иером. Экклезиология Иоанна Кармириса // Христианское чтение. 2023. № 4. С. 70–88.

В статье иером. Геннадия (Полякова) излагаются основы экклезиологии современного греческого православного богослова Иоанна Кармириса. Авторское изложение богословских взглядов Кармириса основано на его работе «Православная экклезиология» и других трудах, посвященных отдельным экклезиологическим вопросам. Как отмечает автор статьи, Иоанн Кармирис, находясь на границе университетского и неопатристического направлений в богословии, включал в свою мысль идеи обеих традиций. Автор статьи рассматривает эволюцию взглядов Кармириса и его труды в контексте богословской жизни Греции.

Громотков А. А. Персоналистические концепции Х. Яннараса и митр. Иоанна (Зизиуласа) в перспективе богословских интерпретаций феномена трансгендерности // Сретенское слово. 2023. № 2 (6). С. 57–74.

В статье А. А. Громоткова рассматриваются богословско-философские положения «трансгендерного мировоззрения», такие как радикальный экспрессивный индивидуализм и крайний персонализм. Как отмечает автор статьи, одной из точек пересечения богословия с трансгендерным мировоззрением является радикальная концепция «православного персонализма», свойственная взглядам митр. Иоанна (Зизиуласа) и Христоса Яннараса. А. А. Громотков предпринимает попытку систематизировать персоналистические взгляды этих авторов в перспективе трансгендерного мировоззрения и обозначить возможные риски в случае нормализации извращений человеческой природы через развитие и утверждение радикальной персоналистической концепции в современном богословии.

Гуров А. Н. Опыт богооставленности по творениям святых отцов и в трудах архимандрита Софрония (Сахарова) // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2023. Вып. 2 (28). С. 18–26.

Автор статьи сопоставляет и анализирует учение архим. Софрония (Сахарова) и святых отцов о богооставленности, об особенностях правильного отношения к этому периоду в жизни подвижника, об опыте мистического восхождения к Богу. По словам А. Н. Гурова, архимандрит Софроний видел прямую степень зависимости степени обожения человека от тех глубины и ревности, с которыми он переживал опыт оставления Богом. По учению архим. Софрония, большему обожению предшествует большая степень богооставленности подвижника. От выбора следовать за Христом в состоянии богооставленности зависит дальнейший путь спасения человека, и результат этого выбора отражается как на земной, так и на загробной жизни подвижника.

Добротворский В. В. Гипотетический характер софиологической экклезиологии протоиерея Сергия Булгакова // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 3 (19). С. 127–137.

В своей статье В. В. Добротворский рассматривает софиологическое учение прот. Сергия Булгакова о Церкви на основании нескольких его произведений. Автор статьи акцентирует внимание на гипотетическом характере экклезиологии Булгакова. По его словам, многие предположения о. Сергия в настоящее время развиваются в таких областях, как экотеология, проблема иерархии Церкви, мариология, тринитарная онтология, богословие истории и проч. В статье предлагается возможное решение противоречия между пониманием обожения прот. Георгия Флоровского и В. Н. Лосского. По мнению В. В. Добротворского, доказательство гипотез о. Сергия Булгакова требует дополнительного тщательного исследования и своего логического завершения.

Иванов И., иер. Православный универсализм и патриотизм согласно взглядам протоиерея Думитру Станилое // Сретенское слово. 2023. № 3 (7). С. 125–135.

В своей статье иер. Игорь Иванов рассматривает взгляды прот. Думитру Станилое на христианский универсализм и патриотизм. Как отмечает автор статьи, согласно взглядам о. Думитру, православие конкретных народов (в частности румынского), не отступая от христианского универсализма, имеет особые причины быть привязанным к своей Родине. В конечном итоге, по мысли автора, нравственное богословие прот. Думитру Станилое основывается на глубоких христианских корнях и онтологических, экзистенциальных и метафизических интуициях.

Иванов М. С. Экклезиологический опыт А. Хомякова // Богословский вестник. 2023. № 3 (50). С. 72–87.

Статья профессора М. С. Иванова посвящена анализу творчества А. С. Хомякова, религиозно-философская мысль которого, по словам автора статьи, всегда определялась не умозрительными категориями и логическими выводами, а его жизненными наблюдениями. Как пишет профессор Иванов, в наибольшей степени эта особенность проявилась у Хомякова в религиозной сфере, где проявилось органичное и целостное единство личности мыслителя, его жизни и его мысли. Центром такого единства для Хомякова была Церковь, не формальным, а действительным членом которой он всегда являлся. Систематическая экклезиология у Хомякова отсутствует; однако опытная экклезиология помогала Хомякову понять природу Церкви и ее единство, созидаемое не административными мерами, а благодатной жизнью церковной общины. Как отмечает проф. Иванов, согласно А. С. Хомякову, единство Церкви — это не что иное, как согласие личных свобод ее членов, а история Церкви — это история просвещенной благодатью человеческой свободы, свидетельствующей о Божественной истине.

Игнатьев А. Л., свящ. Богословское наследие архиепископа Михаила (Мудьюгина) // Ипатьевский вестник. 2023. № 1. С. 25–40.

Статья свящ. Андрея Игнатьева посвящена личности и богословским трудам архиепископа Михаила (Мудьюгина). Как отмечает автор статьи, литературное наследие архиеп. Михаила представляет собой уникальное явление, поскольку он был едва ли не единственным церковным публицистом в период агрессивных антирелигиозных кампаний со стороны государства. В статье предлагается краткий систематический обзор трудов архиепископа Михаила по сотериологии, основному и догматическому богословию, сакраментологии, сравнительному богословию. Согласно выводам автора статьи, богословское наследие архиепископа Михаила отличается желанием нести людям живое слово, доступным языком изложения, эстетичностью и апологетической направленностью.

Иоанна (Голик М. Ю.), инокиня. Библиография русскоязычных публикаций по богословию прп. Иустина (Поповича) // Сборник студенческих научных работ. 2023. М.: Изд-во ПСТГУ, 2023. С. 4–19.

В статье инокини Иоанны (Голик) приводится обзор русскоязычных исследований по богословию прп. Иустина (Поповича) и предпринимается попытка систематизации квалификационных работ, защищенных с 1980-х гг. в МДА, СПбДА, СДС и ПСТГУ, и статей, опубликованных в периодике. Согласно выводам автора, работы по богословию прп. Иустина в настоящее время носят тематически-фрагментированный характер. В нескольких учебных заведениях Русской Церкви существует интерес к творчеству прп. Иустина, но при этом заметны разобщенность исследовательских усилий, отсутствие систематического изучения богословия прп. Иустина в какой-либо из духовных школ, что приводит к параллельной работе над схожими темами без учета наработок других исследователей. Кроме того, большинство работ, по мнению автора статьи, носят скорее описательный, чем проблемный характер и по этой причине представляют ценность только как конспект непереведенных творений прп. Иустина, но не как полноценные научные исследования. Отметив, что многие ключевые стороны богословия прп. Иустина слабо освещены в русских исследованиях, автор обращает внимание на перспективность изучения таких тем, как христологический и пневматологический аспекты экклезиологии прп. Иустина, анализ его экзегетического метода, систематизация его «логосной онтологии», аскетическая гносеология прп. Иустина, его критика теории эволюции, учение прп. Иустина о святости.

Кашлюк В., прот. Эсхатологические концепты протопресвитера Николая Афанасьева // Труды Таврической духовной семинарии. 2023. Вып. 1. С. 66–76.

В своей статье прот. Владимир Кашлюк предпринимает попытку богословского анализа эсхатологии протопресвитера Николая Афанасьева. Автор статьи рассматривает эсхатологическую проблематику, вопросы канонического права и литургического богословия. Как отмечает автор, о. Николай Афанасьев попытался наложить категории литургического богословия на области канонического права, истории и эсхатологии; по его словам, Афанасьев считал, что адекватное прочтение эсхатологии и миссии Церкви возможно на фундаменте из экклезиологических и канонических понятий. Согласно выводу автора статьи, протопресв. Николай Афанасьев, актуализируя внутренний мир веры и надежды христианского мира, принимая справедливую критику обществом социального и исторического устройства Церкви, акцентировал внимание общества на Евхаристии и эсхатологии как главнейших проявлениях Церкви в мире.

Колесников С. А. Богословская система В. Н. Лосского и зарубежная духовная культура: взаимоотношения и параллели // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2023. Вып. XVII. С. 261–272.

В статье С. А. Колесникова рассматриваются вопросы взаимоотношения богословской системы В. Н. Лосского и зарубежной духовной культуры. Как отмечает автор, проекты Лосского по построению продуктивных отношений с западными теологами были обусловлены признанием вселенского масштаба за православием и повышением степени персональной ответственности за сохранение религиозного смысла окружающей реальности. Согласно выводу автора, в результате был достигнут продуктивный результат и показан богословский ресурс православного богословия.

Колесников С. А. Богословская система взглядов В. Н. Лосского в 1950-х годах: принципы, позиции, аспекты // Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 46–54.

Автор статьи рассматривает богословскую систему В. Н. Лосского в 1950-х гг., в период окончательного завершения ее формирования. Основополагающими принципами системы Лосского С. А. Колесников называет темы богословского осмысления спасения, триадологии, экклезиологии, определение параметров идеального православного богослова, обращенность к духовно-экзистенциальным основам богословского поиска, стремление рассмотреть вопросы покаяния и личной веры через призму богословия. По словам автора статьи, в качестве богословско-экзистенциальной задачи, определяющей результативность богословия, предстает христианская любовь; она же выступает в качестве одного из основополагающих принципов православного богословствования.

Колесников С. А. Христианская антропология в богословской системе В. Н. Лосского в 1940-х годах // Новосибирский временник. 2023. № 1. С. 42–48.

В статье С. А. Колесникова рассматривается богословская система В. Н. Лосского, сложившаяся в конце 1940-х годов. Автор статьи обращает внимание на эстетические аспекты христианской антропологии, рассматриваемые В. Н. Лосским в богословии иконы, которые важны для его понимания антропологической специфики христианства. На фоне христианского истолкования красоты Лосский дает свое видение христианского отношения к смерти и показывает принципиальную возможность духовного преображения смерти, заложенную в основании христианства.

Легеев М., свящ. Богословский взгляд на историю протопресвитеров Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 1 (17). С. 60–83.

Статья о. Михаила Легеева посвящена богословию истории протопресвитеров Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа. Как отмечает автор статьи, о. Александр Шмеман продолжает традицию богословия протопресвитера Николая Афанасьева и одновременно оппонирует ему. Протопресвитер Иоанн Мейендорф продолжает мысль Шмемана и несколько корректирует ее, при этом еще дальше отходя от положений богословия о. Николая Афанасьева. 

Никон (Касярум), иером. Проблема историко-критической методологии в догматическом богословии прот. Сергия Булгакова // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 120–138.

В статье иером. Никона (Касярума) рассматривается проблема использования историко-критического метода в догматическом исследовании и, в частности, в «Агнце Божием» — главном догматическом сочинении прот. Сергия Булгакова. Как пишет автор статьи, главным исходным принципом исторической критики является понимание истории как рационально объяснимой связанности событий, заведомо исключающей все чудесное и иррациональное. Изучив историко-богословский анализ христологии свт. Кирилла Александрийского прот. Сергием Булгаковым, автор статьи приходит к выводу, что методология о. Сергия иногда действительно близка к рационалистическому подходу исторической критики. Вместе с тем, по словам автора, нельзя говорить о полном разрыве о. Сергия с церковным пониманием богодухновенности. В конечном итоге это позволяет сделать вывод о двойственности методологической позиции о. Сергия, пытавшегося совместить методы богословский и историко-критический (который на уровне предпосылок является антицерковным методом).

Павлюченков Н. Н. Представления о мистике и магии как выражение особенностей христианского мировоззрения священника Павла Флоренского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 106. С. 89–104.

В статье Н. Н. Павлюченкова исследуется связь между элементами мистики и мистических восприятий и теорией и практикой магии и оккультизма, которая является одной из важных особенностей религиозно-философского и богословского творчества священника Павла Флоренского. Автор статьи дает краткий обзор суждений ведущих исследователей наследия Флоренского, анализирует концепции Флоренского, в которых нашли свое выражение его взгляды на мистику и мистический опыт, выделяет те убеждения Флоренского, на основании которых он считал мистический опыт универсальным для всех периодов истории человечества, выявляет свидетельства мистического опыта самого Флоренского, свидетельства отношения Флоренского к магии, к теории и практике оккультных учений. По словам автора статьи, Флоренский был убежден в том, что реальности «магических» взаимосвязей в мире сами по себе в духовном отношении нейтральны, но могут быть по-разному использованы теми, кто их познал. Автор приходит к выводу, что Флоренский, будучи христианским мыслителем, воспринимал мистику как «познание высших миров» прежде всего в сотериологическом аспекте, но главную опасность «ложной мистики» видел в неосознанном или сознательном проявлении человеческого своеволия и субъективности.

Ставцев С. Ю. Пафос творчества в богословии протоиерея Георгия Флоровского // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2023. Вып. XVII. С. 228–238.

С. Ю. Ставцев предлагает обзор понимания феномена творчества в богословии прот. Георгия Флоровского, опираясь на книгу «Пути русского богословия» и его статьи, а также исследования его сочинений. Автор статьи предпринимает попытку осмыслить возможность применения творческого подхода в православии, его методические особенности и семантическое наполнение самого термина «творчество». Согласно выводам автора, суть православного богословского творчества, по мысли о. Георгия, заключается в отсутствии воображения, собранности духа и свободном волевом усилии, а ключевым моментом в таком богословском творчестве должно быть рассуждение, основанное на духе Предания.

Холопов С. Г. Образ русских святых XIX века в «Путях русского богословия» протоиерея Георгия Флоровского // Рязанский богословский вестник. 2023. № 1 (27). С. 134–151.

Статья С. Г. Холопова посвящена обзору упоминаний русских святых XIX века в труде прот. Георгия Флоровского: свт. Филарета (Дроздова), прп. Макария (Глухарева), свт. Феофана Затворника, свт. Игнатия (Брянчанинова), прп. Серафима Саровского, св. прав. Иоанна Кронштадского. По словам автора статьи, о. Георгий считал русских святых прямыми продолжателями византийской традиции святости, а сам всегда старался жить в святоотеческом контексте.

Хондзинский П., прот. Мистическое богословие отца Павла Флоренского в контексте Corpus Areopagiticum // Русско-Византийский вестник. 2023. № 1 (12). С. 51–62.

В статье прот. Павла Хондзинского рассматривается мистическое богословие о. Павла Флоренского в отношении к его концепции богопознания, к его представлениям об обожении и теории культа. Автор статьи выявляет сходство между богословием Флоренского и богословием Ареопагитского корпуса; согласно выводам автора, в своем мистическом богословии Флоренский скорее отталкивался от концепций Псевдо-Дионисия, чем следовал по проложенному им пути апофатического богословия.

Цветкович Д. Л., (архим. Дамиан). Перспективы экуменического диалога в ранних произведениях святителя Николая Велимировича // Вопросы теологии. 2023. Т. 5, № 3. С. 432–453.

В статье архим. Дамиана (Цветковича) предпринимается попытка рассмотреть ранние взгляды свт. Николая (Велимировича) на экуменическое взаимодействие. По словам автора статьи, с течением времени взгляды свт. Николая на экуменизм менялись; при этом его ранние взгляды имеют большое значение для понимания исторического контекста развития экуменического диалога начала ХХ в. По мнению архим. Дамиана, экуменизм для свт. Николая представлял не единство на утилитарно-политических основаниях, а особую форму пангуманистического универсализма, несущего в себе потенциалы идеала общечеловеческого равенства и братства по духу. Поэтому в контексте его воззрений экуменизм следует понимать не как институциональное движение, релятивизирующее Церковь, а как диалог братьев по духу, хотя и принадлежащим к разным конфессиям.

* * *

Как можно видеть, темы русской патрологии и современной православной христианской литературы являются весьма востребованными областями исследований. По обоим направлениям было опубликовано достаточно большое количество научно-богословских статей. Среди русских святых отцов, богословское творчество которых стало предметом изучения для исследователей в 2023 году, можно назвать свт. Филарета (Дроздова), свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Феофана Затворника, оптинских старцев. Богатый набор тем был представлен и в исследованиях по современному богословию и христианской литературе. В их число вошли исследования богословия о. Сергия Булгакова, о. Павла Флоренского, о. Георгия Флоровского, о. Николая Афанасьева, о. Александра Шмемана и о. Иоанна Мейендорфа, архим. Софрония (Сахарова), а также В. Н. Лосского.

Подготовил Александр Карасёв

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9