Обновленческое движение в Африке: от африканских независимых церквей к неопятидесятническим мегацерквям
В статье кандидата географических наук, старшего научного сотрудника Центра глобальных и стратегических исследований Института Африки РАН Ивана Андреевича Захарова рассматриваются особенности пространственного развития пятидесятничества в Африке на основе статистических данных, сведений с официальных сайтов крупнейших пятидесятнических церквей и организаций, результатов социальных опросов, а также вторичных источников. Предпринята попытка рассмотрения историко-генетических аспектов развития, описания сущностных особенностей, определения факторов роста популярности этой конфессии. Показано, что Африканский континент исторически имел исключительное значение для глобального пятидесятничества, а его влияние на эту религию в последнее время возрастало. В своем пространственном развитии пятидесятничество ориентировалось на первичные очаги христианизации, в первую очередь на Нигерию, ЮАР и Кению, которые до сих пор лидируют по численности последователей данной религии. На примере этих стран рассматриваются крупнейшие африканские независимые церкви пятидесятнического типа, классические пятидесятнические и неопятидесятнические церкви, имеющие региональное, а иногда и глобальное значение.
Статья

Современное пятидесятничество проникло практически во все регионы мира, благодаря чему оно стало действительно глобальной религией, а его влияние распространилось и на другие христианские течения. С учетом харизматов и неохаризматов общая численность глобальной общины пятидесятников в 2020 г. оценивалась в 709,8 млн человек, что составляло около четверти христианского населения мира[1]. Если говорить только о классических пятидесятниках, то к 2015 г. их насчитывалось 204,1 млн человек, хотя всего столетие назад эта цифра едва превышала несколько десятков тысяч последователей по всему миру[2]. Вместе со стремительным ростом общины пятидесятников влияние этой конфессии на массовую культуру, политику и экономику усиливалось, а ее идеи в разных формах стали проникать в жизнь представителей иных вероисповеданий, в том числе мусульман. Особенно заметно это становится в Африке, где общая численность обновленцев в 2015 г. оценивалась в более чем 200 млн человек[3], т. е. почти 40% всего христианского населения континента.

В фокусе настоящей статьи находятся особенности пространственной экспансии пятидесятничества в Африке — регионе, имеющем важное значение не только для этой конфессии, но и для глобального христианства в целом. Увеличение размеров общины и расширение географии ее распространения рассматривается в контексте роста мобилизационного потенциала обновленческого движения, чьи идеи приобретают все большую популярность в странах континента. Важность рассматриваемой проблематики обусловлена не только сдвигами внутри конфессионального пространства Африки, но и растущей вовлеченностью пятидесятнических лидеров и организаций в общественно-политическую жизнь, образование и социальные проекты.

Исследование опирается на анализ конфессиональной статистики на уровне стран Африки за период с 1900 по 2015 г.[4], а также контент-анализ официальных сайтов крупнейших пятидесятнических церквей, Всемирного совета церквей, Всемирного содружества пятидесятников и др. Важное значение для исследования представляют вторичные источники, позволяющие сформировать представление об историко-генетическом развитии пятидесятничества в Африке.

Основные черты пятидесятничества

Пятидесятничество отличается эклектичностью и внутренним разнообразием, объединяя в себе десятки тысяч церквей по всему миру. Несмотря на внутреннее разнообразие и отсутствие единой доктрины, практически все пятидесятнические церкви сходятся в убеждениях относительно исключительного значении Святого Духа; учения о «рождении свыше»; учения о «дарах Духа»; учения об исцелении; учения о тысячелетнем царстве Христа. Другими сущностными особенностями пятидесятничества являются высокие эсхатологические ожидания, вера в богодухновенность Библии и вовлеченность последователей в социально-ориентированную, миссионерскую, а также прозелитическую деятельность.

Не ставя своей задачей дать полную характеристику данного религиозного течения, ограничимся кратким описанием наиболее важных черт, которые позволили пятидесятничеству превратиться из небольшого движения в одну из крупнейших и быстрорастущих христианских общин в Африке и мире. Среди них ключевое значение имеет мистический характер религиозного опыта последователей, обычно трактуемый как «дары Духа», который неофиты могут обрести после «рождения свыше» — духовного преобразования и перехода в пятидесятничество. Среди таких даров большое значение придается «дару языков», считающемуся признаком сверхъестественной силы, которая позволяет овладеть сакральным языком общения с Богом. Этот «дар» проявляется в глоссолалии (молитвах на иных «языках», семантически не имеющих смысла, но напоминающих осмысленную речь, на которых говорят в состоянии транса; или иностранных для аудитории языках) и ксеноглоссии (речь на незнакомом говорящему, но существующем языке). Такие практики получили распространение после Пробуждения на Азуса-стрит (Лос-Анджелес, США) в 1906 г.[5], хотя были известны и раньше.

Также для пятидесятничества важен «дар исцеления», который позволяет излечить страждущих исключительно силой веры. По мнению последователей этой религии, физическое здоровье определяется духовным состоянием человека, поэтому многие пятидесятники отвергают подходы современной доказательной медицины, предпочитая им «позитивное мышление», различные религиозные ритуалы, в том числе введение пациента в транс, обряды экзорцизма и т. п. Особенно большой популярностью такие практики пользуются у населения развивающихся стран Африки, не имеющих доступа к здравоохранению. Здесь регулярно проводятся службы с массовыми исцелениями, которые собирают целые стадионы. Благодаря этому пятидесятнические церкви смогли найти миллионы последователей по всей Африке и в других регионах мира[6].

В обрядности пятидесятников широко распространены экстатические методы, которые достаточно часто заимствуются из неевропейских традиционных культур. Среди них центральное место занимает практика введения в транс, которая по своему характеру, символизму и способу достижения ближе всего к западноафриканским традициям[7], проникшим в Америку в ходе работорговли. Необходимо отметить, что последнее оказало существенное влияние на обрядность поздних протестантских течений, особенно в методизме и баптизме, из которых впоследствии развилось пятидесятничество, сумевшее инкорпорировать элементы традиционных африканских культур. Вместе с тем пятидесятничеству свойственна высокая адаптивность к локальным культурам, а также активное взаимодействие с другими христианскими течениями в рамках обновленческого движения («Ревайвела»), в котором оно занимает центральное место. Известный итальянский антрополог Пино Скиррипа трактует процесс распространения пятидесятничества в мире не столько как простое «примыкание» к этому течению, сколько как заимствование присущих ему культовых практик, прежде всего в отношениях с божественным началом, мейнстримными протестантскими и католическими церквями при сохранении их религиозной идентичности[8].

Важной характеристикой современного пятидесятничества является широкое распространение идей фидеизма, который провозглашает главенство веры над разумом. Это порождает иррациональное поведение среди верующих и их невосприимчивость к точкам зрения, конфликтующим с их убеждениями. Многие пятидесятники твердо верят, что могут изменить мир и улучшить свое материальное положение исключительно с помощью веры. Популяризация этой идеи стала возможна в том числе благодаря «проповеди процветания», которая, как считается, позволяет достичь финансового и материального благополучия в этом мире. Особенно широкое распространение эти убеждения получили в африканских странах, вступивших на путь экономических реформ в конце ХХ — начале XXI вв.

Указанные особенности составляют доктринальную основу пятидесятничества и в той или иной степени распространены среди всех деноминаций этого течения. Тем не менее их лидеры могут акцентировать различные аспекты проявления Святого Духа и культовые практики, что определяет порой существенные различия между пятидесятническими церквями.

Волны пятидесятничества: от Азуса-стрит до «Слова жизни»

Пятидесятничество ассоциируется с евангельским движением, возникновение которого ознаменовало третью волну христианского «обновления». По аналогии с волнами «обновления» выделяются три волны пятидесятничества. Первая волна, приведшая к распространению идей этой конфессии по всему миру, обычно ассоциируется с Пробуждением на Азуса-стрит 1906 г. Ее основоположниками являются выходцы из разных традиционных протестантских направлений, прежде всего из преимущественно афроамериканских конгрегаций США, чье религиозное сознание было сформировано под влиянием методизма («Движение святости») и баптизма. Фактически распространение идей пятидесятничества началось среди этих и некоторых других направлений протестантизма еще в конце XIX в.[9], например, одна из старейших пятидесятнических церквей The Church of God[10] (г. Кливленд, США) ведет свою историю с 1886 г.[11]. В этот период были заложены основные идеи пятидесятничества, сетевой характер его организации, который впоследствии получил еще большее распространение. Пятидесятники выступали за равенство, провозглашая принцип «нет границ, только люди!», что еще более усилило мессианский характер и интеграционный потенциал движения[12]. Институционализация пятидесятничества как глобального явления началась с созданием Assembly of God в 1914 г., из которой впоследствии выделились автономные национальные церкви.

Вторая волна пятидесятничества, возникшая в конце 1950-х гг., вызвала серию «ревайвелов» в ряде традиционных протестантских течений, католицизме и даже православии, которые заимствовали элементы богослужения у пятидесятников, но при этом не отказались от своей религиозной традиции. Такие церкви стали называться харизматическими и, по мнению ряда религиоведов, формально не относятся к пятидесятничеству, хотя и разделяют близкие убеждения. Для них характерно использование глоссолалии, практики крещения Святым Духом в пятидесятническом понимании, экспрессивная манера проведения службы, активная социально ориентированная деятельность и др. Харизматическое движение усилило процесс глобализации религиозной сферы, что способствовало формированию «рынка религий». Такая форма организации конкурентных отношений в религиозной сфере допускает свободу религиозного выбора, делая переход в другую религию социально приемлемой практикой[13]. В результате пятидесятнические миссионеры стали активно действовать практически во всех странах мира, в том числе в современных исламских республиках, где отказ от ислама карается законом вплоть до смертной казни, а деятельность религиозных организаций, отличных от исламских, ограничена или запрещена[14].

Третья волна пятидесятничества возникла в 1980-х гг. Она представлена новыми независимыми и маргинальными церквями, вышедшими из мейнстримных течений христианства или классического пятидесятничества. Эти деноминации охватываются понятием неохаризматы, так как они не укладываются в традиционную для христианства классификацию. Более того, некоторые из них в своем вероучении и религиозной практике выходят за рамки своих «материнских» протестантских направлений и христианства в целом. Многие неохаризматические церкви возникли на базе местных религиозных общин в Африке и других регионах мира[15], для которых характерен синкретизм христианства и местных традиционных религий[16]. Тем не менее неохаризматическое движение в мире ассоциируется прежде всего с возникшим в США Word of Faith («Движение веры» или «Слово жизни»). Специфика данного учения заключается в привлечении нехристианских доктрин, заимствованных у оккультистов первой половины ХХ в. При этом вера понимается как наука, с помощью которой раскрываются «духовные законы», оказывающие воздействие на окружающую действительность. Последняя воспринимается как нечто пластичное, готовое измениться под воздействием «слова веры»[17]. В своем богослужении неохаризматы схожи с харизматами — подчеркивается важность эмоциональных переживаний прихожан, дара исцеления, воскрешения из мертвых и других чудес.

В неохаризматическом движении происходит формальный отказ от иерархии и усложнение сетевых связей — если в «первую волну» проводником божественного выступал пастор, во «вторую» — руководители домашних кружков и небольших ячеек, то в «третью» — все христиане. Как справедливо отмечает один из ведущих отечественных конфессиональных географов С.А. Горохов: «Успех таких религий стал результатом изменений структуры и характера религиозности населения в постсекулярном глобализированном мире, растущей плюрализации религиозного выбора. Неслучайно первоначально новые религии возникли именно в США — центре современных процессов глобализации, а затем распространились <…> по всему миру»[18].

Типы пятидесятнических организаций в Африке

Становление обновленческого движения в США происходило под серьезным влиянием афроамериканских конгрегаций, которые приняли активное участие в Пробуждении на Азуса-стрит[19]. Это стало одним из факторов успеха пятидесятничества в странах Африки южнее Сахары, а также в тех регионах, которые имеют историко-генетические связи с Африкой, возникшие сначала в результате работорговли, а затем — интенсификации миграционных потоков в постколониальный период[20]. Более того, Африка стала одним из первых внешних по отношению к Северной Америке регионов мира, в котором начало распространяться пятидесятничество.

Интерес пятидесятнических миссионеров к Африке также был обусловлен ее фронтирным положением для глобального христианства: именно миссионерский успех в этом регионе небезосновательно рассматривался многими религиозными стратегами как гарант процветания их церкви в будущем[21]. Это, а также экзотичность региона сделало африканские миссии особенно значимыми для развития пятидесятничества и глобального христианства в целом. Впоследствии они стали фокусами для «прогрессивных» и энергичных миссионеров, которые были открыты новым идеям и использовали их в своей проповеди, хотя и не всегда имели необходимую подготовку. Эффект от их работы стал ощутим несколько позже, в 1960–1970-х гг., когда большинство стран Африки обрело независимость. На этот период пришелся пик роста и многих других христианских течений, что опять же указывает на важность африканских стран для глобального христианства. Тем не менее именно пятидесятническое движение показало наиболее стремительный рост своих последователей.

За сравнительно длительную историю присутствия на континенте пятидесятничество имело множество проявлений и форм. В соответствии с глобальными волнами пятидесятничества и местной спецификой исследователи разделяют его на три типа: 1) африканские независимые церкви, возникшие независимо от западных миссионерских организаций или на их основе; 2) классические пятидесятнические церкви, основанные западными пятидесятническими организациями, например Assembly of God, Apostolic Church, International Church of the Foursquare Gospel и др.; 3) неопятидесятнические церкви, объединенные ценностями второй и третьей глобальной волны пятидесятничества, отличающиеся наибольшим разнообразием. Они включают в себя как харизматические церкви второй волны пятидесятничества, так и неохаризматические церкви третьей волны. К этому типу относят церкви, ориентированные на Евангелие процветания; межконфессиональные сообщества, например Full Gospel Business Men’s Fellowship International; движения обновления в рамках исторических миссий[22]. В отличие от классических пятидесятников они в большей степени ориентированы на экономическую, политическую, социальную сферы, используют в работе как духовные дары и религиозные обряды, так и приемы менеджмента и пиара.

Разница между указанными типами не носит абсолютного характера — пятидесятнические церкви зачастую апеллируют к разным традициям, сочетая элементы классического пятидесятничества, неопятидесятничества и иных близких им по духу конфессий. В настоящей статье мы не ставим цель строго разграничить эти типы, в большей степени нас интересуют историко-генетические и пространственные аспекты развития африканских независимых, классических пятидесятнических и неопятидесятнических церквей.

Африканские независимые церкви. Еще до прихода пятидесятнических миссионеров отдельные регионы Африки были охвачены религиозными движениями, которые имели много общего с пятидесятничеством и оказали на него значительное влияние, хотя на момент возникновения они не ассоциировали себя с этим течением христианства. Основными «очагами» возникновения этих движений были северо-восточная часть современного ЮАР (провинция Гаутенг), юго-восточная часть Либерии (графства Гранд-Кру, Мэриленд и др.), юго-восточные, а также юго-западные регионы Нигерии в дельте р. Нигер, провинция Нижнее Конго в ДРК, центральная часть Кении и др.[23].

Однозначно определить время возникновения этих движений проблематично, так как их оформление занимало длительное время и достаточно часто происходило на базе классических протестантских церквей. Так, в 1895 г. баптистскими миссионерами была создана церковь в Йоханнесбурге, которая в 1902 г. вступила в одну из первых пятидесятнических организаций — Christian Catholic Apostolic Church (г. Зион, США, Иллинойс, основатель — Александр Доуи). Уже к 1905 г. численность ее членов составляла порядка 5 тыс. человек, преимущественно из народа зулу. Впоследствии из нее выросли Сионские церкви как ответ на расовую сегрегацию: в 1911 г. Nazareth Baptist Church, созданная зулусским проповедником И. Шембе, в 1920 г. — Zion Apostolic Faith Mission, в 1925 г. — Zion Christian Church, которая является крупнейшей из христианских церквей в современной ЮАР[24].

В ЮАР оформились и другие африканские независимые церкви, например, связанные с эфиопским движением, возникшим на базе методизма. Основателями первых эфиопистских церквей были Неемия Тайл, возглавивший «туземную церковь» народа тембу в 1884 г.[25], и Мангена Моконе, создавший Ethiopian Church в 1892 г. Представители движения убеждены в божественном предназначении Африки для христианства, а Эфиопия, в силу длительной истории Эфиопской Православной Церкви и тому, что ей удалось сохранить независимость, ассоциируется с идеализированным «Африканским Сионом» (отсюда возникло еще одно название движения — сионизм). Эфиопское движение возникло в середине XIX в. и получило распространение после победы Абиссинии (совр. Эфиопия) над итальянскими колонизаторами в битве при Адве в 1896 г. Уже к 1930-м гг. число эфиопистских церквей на территории современной ЮАР достигло 800. На аналогичной идеологической базе возникли и другие африканские церкви: в Нигерии они были представлены Local Baptist Church (1888), Anglican United Church of Native Africans (1891), United African Methodist Church (1917) и др.; в Камеруне — Local Baptist Church (1898); в Родезии (территория совр. Зимбабве) — American Negro Denomination (1906), African Methodist Episcopal Church и Nemapare African Methodist Church (1947); в Кении — бывшей Anglican Kenyan Church of Christ in Africa (1957) и т.д.[26].

Важной вехой в истории африканского пятидесятничества и христианства в целом является пророческая миссия В.В. Харриса — бывшего учителя при методистской миссии (с 1892 г.) из народа гбаро на юго-востоке Либерии. Его проповедь охватывала Либерию, Кот-д’Ивуар, Гану в 1913–1929 гг. и имела невиданный ранее успех. С 1913 по 1915 г. ему удалось крестить более 120 тыс. человек, тогда как в 1910 г. общая численность христиан во всей Западной Африке с учетом европейцев составляла всего около 160 тыс. человек[27]. Благодаря этому Харрис оказал огромное влияние на христианские миссии, действующие на побережье Гвинейского залива, особенно на методистские, англиканские и католические. Впоследствии эта деноминация приобрела большое количество последователей, а в 1988 г. церковь Харриса была официально принята во Всемирный совет церквей[28].

В южной части Нигерии распространение схожего движения связано с именем англиканского диакона Г.С. Брейда из народа иджо, который начал проповедовать в 1909 г. На тот момент общая численность христиан в дельте р. Нигер составляла всего около 900 человек, а к 1918 г., когда Брейд скончался из-за «несчастного случая», их число достигло почти 12 тыс. Из созданного им «обновленческого» движения впоследствии выросли новые церкви; например, Christ Army Church (1916 г.), вступившая в Christ Evangelical Alliance (Лондон) в 1917 г., Cherubim and Seraphim society, действующее в Нигерии, Того, Бенине, Гане (1925–1926 гг.; получила независимость от англиканской церкви в 1928 г.); The Church of the Lord, имеющая своих последователей по всей Нигерии, в Гане, Либерии, Сьерра-Леоне, а также в США и Великобритании (1930)[29]. Становление этих организаций связано с церквями аладура (яз. йоруба — молящиеся люди), возникших среди йоруба в западной части Нигерии, вдохновленных учением Faith Tabernacle (США, г. Филадельфия). Стремительный рост популярности аладура пришелся на вторую декаду ХХ в., когда в стране разразилась эпидемия гриппа (1918 г.), и ассоциируется с именем Д. Бабалолы. Этот религиозный лидер был известен чудесами божественного исцеления и даже воскрешения умершего, о котором говорят свидетели Пробуждения Оке-Ойо 1930 г.[30].

В 1921 г. в «Сердце Африки» в Нижнем Конго (ДРК) баптистский проповедник местного происхождения С. Кимбангу создал собственное движение, которое позже трансформировалось в крупнейшую африканскую независимую церковь на континенте — Eglise de Jésus Christ sur la Terre par Son Envoyé Spécial Simon Kimbangu[31]. Кимбангизм имеет исключительное влияние на христианские церкви в Центральной Африке, особенно в ДРК, Республике Конго, Анголе, Камеруне, и насчитывает несколько миллионов последователей. В 1969 г. Кимбангистская церковь была признана Всемирным советом церквей.

Таким образом, африканские независимые церкви начали выделяться из классических протестантских церквей и миссионерских организаций, в первую очередь из методистских, баптистских и англиканских, уже в конце XIX — начале ХХ в. Возникновение наиболее влиятельных из них было приурочено к первичным очагам христианизации Африки в современной ЮАР, Кот-д’Ивуаре, Гане, Нигерии, ДРК, но позже они появились и в других странах. Возникновение новых движений было мотивировано, во-первых, потребностью обновления учения материнских церквей в соответствии с запросами африканской паствы, которая столкнулась с усиливающимся давлением западных стран. Лидеры этих движений придавали особое значение холизму, сверхъестественности, единству материального и духовного, стремясь не только спасти души своей паствы, но и изменить социальную реальность. В то же время доктринальной составляющей религии, в отличие от классических пятидесятнических деноминаций[32], уделялось мало внимания. Во-вторых, африканские независимые церкви возникли как реакция на дискриминацию африканцев со стороны колониальной администрации, а также белого клира по отношению к представителям общины, желающим стать священниками[33]. Известно, например, что С. Кимбангу начал проповедовать самостоятельно, так как не мог сдать экзамен в баптистской миссии[34]. В-третьих, оформление таких церквей нередко происходило вскоре после природных катаклизмов, эпидемий, засух, военных действий и т. п. Стремительный рост численности последователей африканских независимых церквей, имеющих высокий мобилизационный потенциал, на фоне незначительных успехов европейских и североамериканских миссионеров вызывал обеспокоенность колониальных властей, что объясняет их радикальные действия по отношению к лидерам и сторонникам этих организаций.

Становление описанных выше движений происходило независимо, зачастую они не были связаны с пятидесятничеством напрямую. Тем не менее все они имели некоторые общие черты, присущие этому течению христианства: харизматического лидера, использование практик божественного исцеления, глоссолалии, пророчества и т. д., отрицание и борьба с колдовством, а также с некоторыми другими элементами традиционных культур. Именно эти независимые африканские церкви стали тем «субстратом», на котором выросли Churches of the Spirit («Церкви Святого Духа»), а также классические пятидесятнические церкви. Важно отметить, что большинство пророческих движений, как правило, не стремилось к созданию собственной церкви, их оформление и институционализация произошли существенно позже. Ярким исключением здесь выступает ЮАР, Гана, Нигерия и некоторые другие страны, где первые африканские независимые церкви, разделяющие убеждения пятидесятников, оформились достаточно рано.

Несмотря на длительную историю существования, африканские независимые церкви не смогли достигнуть столь же масштабных успехов, как классические пятидесятнические и особенно неопятидесятнические церкви. Так, в 1960 г. их численность составляла около 0,9 млн человек, а в 2015 г. она достигла порядка 10,9 млн человек[35]. Однако, даже несмотря на относительно скромную численность последователей, их влияние на развитие конфессионального пространства Африки сложно переоценить.

Классическое пятидесятничество. В отличие от других типов пятидесятнических организаций, значительная часть классических пятидесятнических церквей официально признаны Всемирным советом церквей и Всемирным содружеством пятидесятников, а используемая нами статистическая база[36] содержит детальную информацию о численности их последователей по странам мира.

Первые попытки распространения классического пятидесятничества в Африке были предприняты уже в 1906–1908 гг., когда миссионеры, участвовавшие в Пробуждении на Азуса-стрит, отправились проповедовать в Египет, Сомали, Либерию, Анголу и ЮАР. Однако, не имея подготовки, знания местных языков и финансирования, они потерпели неудачу. Многие миссионеры были уверены в том, что они получили дар языков, но позже осознали, что это не так, и возвращались на родину. Их скромные успехи также объясняются неготовностью к местным природным и эпидемиологическим условиям, что усугублялось тем, что они, как правило, не верили в медицину[37]. В этих условиях их деятельность ориентировалась прежде всего на миссионеров и приверженцев других христианских течений. Территориально она была приурочена к первичным очагам христианизации Африки — ЮАР, Нигерии, Кении, а также Гане, Либерии, Эсватини (бывш. Свазиленд). В другие страны макрорегиона классическое пятидесятничество проникло уже ближе к середине ХХ в., несколько позже — в Гвинею-Бисау и Гамбию (1970 г.), Мавританию (1971 г.), Гвинею (1985 г.). В настоящее время лишь несколько африканских стран не охвачено миссионерской деятельностью этих церквей — Джибути, Ливия и Сомали.

Экспонентному росту этой религиозной общины предшествовало формирование таких классических пятидесятнических церквей[38], как Apostolic Faith Mission (1907), Assemblies of God (1911), Four Square Gospel Church (1923), Apostolic Church (1923) и других, миссионерская деятельность которых приобрела более организованный и масштабный характер. Именно с их возникновением связано активное распространение классического пятидесятничества в Африке, которое началось в середине — второй половине XX в. До этого времени община росла достаточно медленно: с 1920 по 1940 г. ее численность увеличилась с 0,2 до 0,9 млн человек. К 1960 г. это цифра составляла уже 3,5 млн, а к началу XXI в. превысила 60 млн человек. В 2015 г. общая численность последователей классического пятидесятничества оценивается в 97,2 млн. Вместе с ростом абсолютной численности последователей пятидесятнические церкви увеличивали свою долю в христианском населении: если в 1960 г. она составляла лишь 4,2%, то к 1980 г. она достигла 11,9%, а к 2015 г. — 17,5%[39].

Долгое время стремительный рост этой общины наблюдался в странах, в которых работали первые пятидесятнические миссионеры, — ЮАР, Нигерии, Кении. Только на эти страны в 2015 г. приходилось более половины численности пятидесятников в Африке. Тем не менее в последнее время наблюдается выход пятидесятничества за пределы этих стран за счет увеличения числа последователей в ДРК, Гане, Зимбабве, Малави, Мозамбике, Танзании, Анголе и других странах. Данная тенденция, судя по всему, носит достаточно устойчивый характер, поэтому в будущем можно ожидать более серьезных пространственных сдвигов в развитии пятидесятничества.

Рост пятидесятнической общины сопровождался увеличением их удельного веса в христианском населении стран Африки: в 2015 г. во многих из них доля последователей пятидесятничества превысила 30%. В соответствии с моделью религиозной конкуренции, предложенной С.А. Гороховым, преодоление этого значения указывает на наступление фазы религиозного паритета[40], для которой характерно чрезвычайно интенсивное взаимодействие конфессий. Последнее способствует дальнейшему пространственному развитию христианства, но может при этом провоцировать внутрирелигиозные конфликты[41]. В 2015 г. фаза религиозного паритета между христианскими течениями наблюдалась в Ботсване, где доля последователей пятидесятнических церквей достигла 51,0%, в Эсватини — 50,9%, Алжире — 50,4%, Либерии — 47,5%, Зимбабве — 43,1%, Кении — 39,0%, ЮАР — 37,6%, Сьерра-Леоне — 35,2%, Нигере — 32,0%, Гвинее-Бисау — 31,6%, Гане — 30,4%[42].

Несмотря на высокую долю в христианском населении, влияние пятидесятнических церквей в большинстве из указанных стран ограничивается практически только их территорией. Макрорегиональные тенденции определяются странами, лидирующими по численности пятидесятников в Африке: Нигерией (23 млн человек), Кенией (16,5 млн), ЮАР (13,6 млн) и т. д.[43]. Именно здесь раньше всего начались процессы консолидации пятидесятнических церквей в зонтичные структуры и блоки, с которыми связано становление других пятидесятнических организации в макрорегионе. Впоследствии возникшие в этих странах церкви приобрели региональное влияние, а некоторые из них заняли важное место в конфессиональном пространстве Северной Америки и Европы — в тех регионах, откуда изначально произошел экспорт пятидесятнических идей в Африку.

Нигерия. Ключевую роль в становлении классического пятидесятничества в Нигерии сыграли церкви, сформированные на базе нигерийских независимых церквей. Например, Apostolic Church of Nigeria, выросшая из братства «Алмазное общество», практикующего божественное исцеление, впоследствии присоединившегося к Apostolic Church, возникшей в Великобритании в начале ХХ в. Свою работу церковь начала в 1932 г. на юго-западе Нигерии, в настоящее время география ее деятельности расширилась в другие страны Африки — Габон, Кот-д’Ивуар, Того и т. д.[44]. Еще одна классическая пятидесятническая церковь в Нигерии — The Christ Apostolic Church — была создана в 1941 г. одним из вдохновителей церквей аладура Джозефом Айо Бабалола, о котором упоминалось выше. Особой популярностью эта церковь пользовалась на юго-западе страны среди представителей народа йоруба. Однако сейчас она приобрела важное глобальное значение, существенно расширив свою географию: ее последователи представлены в Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Ирландии, Канаде, Кот-д’Ивуаре, Нидерландах, США, Того, Чаде, ЮАР[45].

После обретения независимости в Нигерии обозначился резкий рост числа пятидесятнических организаций. В начале 1970-х гг. возникли первые зонтичные структуры, объединившие множество церквей: Church of God Mission International, Grace of God ministry и др., на основе которых в стране начали развиваться неопятидесятнические движения. Важно отметить тесные связи, возникшие между пятидесятниками Нигерии и Ганы, которая также оказала серьезное влияние на экспансию классических пятидесятнических и неопятидесятнических церквей.

Кения также является важным очагом распространения пятидесятничества в современной Африке. Начало положила African Inland Mission в 1895 г., которую возглавлял П.К. Скотт. Позже, в 1912 г., в стране начали работать финские миссионеры, а в 1918 г. — североамериканские[46]. Несмотря на раннее проникновение пятидесятнических идей, импульс для их дальнейшей экспансии был задан Восточно-Африканским пробуждением, начавшимся в Руанде в 1930-х гг.[47]. Наибольшим авторитетом здесь пользуются церкви, стоящие у истоков пятидесятничества в Кении и преодолевшие гонения в колониальное время. Среди них отметим African Israel Nineveh Church, основанную в 1942 г. Д.З. Кивули, окончившим канадскую пятидесятническую семинарию. Церковь была признана Всемирным советом церквей в 1975 г. Данная организация имеет сеть из более чем 30 начальных школ и 60 детских садов в Кении, реализует социальный и благотворительные проекты, предоставляет юридические, образовательные и др. услуги[48]. Большую роль в распространении пятидесятничества в Кении и соседних странах также сыграла African Church of the Holy Spirit, выделившаяся из американского миссионерского общества Friends African Mission в 1927 г.[49], а также Pentecostal Evangelical Fellowship of Africa, созданное американскими миссионерами в 1944 г., the Full Gospel Churches of Kenya, организованное финской миссией в 1949 г., и другие[50].

Одной из наиболее известных классических пятидесятнических организаций является Redeemed Gospel Church, основанная в начале 1970-х гг. Артуром Китонга. Церковь известна инициативой, нацеленной на укрепление сотрудничества между пасторами из Кении и других стран Восточной Африки. Redeemed Gospel Church реализует благотворительные и здравоохранительные проекты, владеет сетью воскресных школ для детей и взрослых, а также частной начальной школой[51]. Стремительный рост демонстрирует кенийская ветвь глобальной пятидесятнической организации Assemblies of God, созданная в 1967 г.[52]. Также в стране популярна Africa Gospel Church, которая с момента своей официальной регистрации в 1961 г. расширилась в соседние страны — Уганду, Танзанию и Бурунди. Церковь оказывает поддержку многим образовательным учреждениям, в том числе университетам и колледжам; ведет активную миссионерскую работу среди мусульманских народов Восточной Африки[53].

В 1970 г. Джое Кайо была основана Deliverance Church of Kenya, ориентированная на городскую молодежь. Впоследствии она стала важным членом Evangelical Fellowship of Kenya, возникшей в 1976 г., — зонтичной структуры, включающей классические пятидесятнические, а также неопятидесятнические церкви[54].

ЮАР — один из первых очагов распространения пятидесятничества в Африке, которое развивалось на базе протестантских и африканских независимых церквей. Первой классической пятидесятнической церковью в этой стране считается Apostolic Faith Mission, основанная североамериканскими миссионерами Д.Г. Лейком и Т. Хэзмалхалчем в 1908 г. Она до сих пор является одной из крупнейших пятидесятнических церквей в ЮАР, а география ее деятельности существенно расширилась с момента основания: в 2023 г. она присутствует в 35 государствах мира[55]. Большое значение уделяется теологической подготовке, осуществляемой на базе сети колледжей и университетов в Зимбабве, Кении, Лесото, Малави, Мозамбике, Руанде, ЮАР и др. Как и многие другие организации в ЮАР, эта Церковь вскоре после создания столкнулась с расовыми противоречиями, которые привели к ее разделению в 1944 г. на материнскую церковь для белых и три дочерние церкви для чернокожего населения, цветных[56] и выходцев из Индостана. Несмотря на дискриминирующий характер реформы, дочерние церкви смогли увеличить число своих последователей, более того, из них впоследствии выделились многие классические пятидесятнические и неопятидесятнические церкви, оперирующие по всей Африке и за ее пределами. С 1970-х гг. Apostolic Faith Mission начала осознавать необходимость объединения церквей в единую организацию, тем не менее реальные шаги в этом направлении были предприняты лишь в 1986 г., а их воссоединение произошло уже в 1996 г.[57].

Также огромное значение для экспансии пятидесятничества в макрорегионе сыграла Assemblies of God, действующая в стране с 1909 г. и получившая автономный статус в 1932 г.[58]. Организация известна тем, что не поддерживала политику апартеида, что позволило ей привлекать большое число последователей, в первую очередь из дискриминируемых народов. Тем не менее сегрегационные тенденции проявлялись на деноминационном уровне: так же, как и в случае Apostolic Faith Mission, внутри нее выделились дочерние церкви по этнорасовому признаку. После их воссоединения в 2002 г. эта церковь стала одной из крупнейших в стране.

Пятидесятнические церкви, прежде всего ориентированные на чернокожее население, занимали активную гражданскую позицию и сыграли заметную роль в борьбе с режимом апартеида в ЮАР[59]. Высокая вовлеченность в эти процессы повлекла за собой дальнейшую политизацию религиозных организаций, на базе которых сформировались партии и общественно-политические движения. Консолидация пятидесятнических организаций способствовала увеличению их мобилизационного потенциала, а также давала возможность эффективно реагировать на общественные запросы[60].

Помимо Нигерии, Кении и ЮАР, важную роль в экспансии классического пятидесятничества в Африке сыграли организации, возникшие в Гане, ДРК, Замбии, Либерии, Эфиопии и др. Сформированные в этих странах классические пятидесятнические организации стали базой, определившей успех неопятидесятнических идей, которые начали приобретать широкую популярность по всей Африке во второй половине ХХ в.

Неопятидесятнические церкви. По некоторым оценкам, численность неопятидесятников в Африке может превышать число классических пятидесятников и составляет порядка 100 млн человек (2015), а их идеи заняли прочное место в практиках мейнстримных христианских течений[61]. Неопятидесятнические церкви привлекают внимание своими масштабами: многие из них представляют собой мегацеркви, собирающие десятки тысячи прихожан, которые ведут чрезвычайно активную социальную и общественно-политическую деятельность. Повышенное внимание к СМИ со стороны неопятидесятников обуславливает популяризацию их идей среди других вероисповеданий, в том числе среди мусульман. С неопятидесятничеством ассоциируется распространение демократических ценностей, борьба за справедливость, стремление к преобразованию социальной действительности и достижение личного материального благополучия «истинными верующими». Иногда желание изменить положение дел настолько сильно, что оно приводит к радикализации некоторых проповедников, призывающих к открытой конфронтации с государственными структурами и другими конфессиями[62]. Во всем многообразии форм этих церквей находится множество примеров злоупотребления доверием последователей, известны случаи реализации мошеннических схем, насилия и т. п.[63]. Тем не менее оценка масштабов распространения этих процессов среди неопятидесятнических церквей требует дополнительного исследования.

Наиболее влиятельные неопятидесятнические организации также возникли в Нигерии, Кении, ЮАР и некоторых других странах.

В Нигерии наибольшим влиянием пользуется Redeemed Christian Church of God — одна из крупнейших мегацерквей, еженедельно собирающая на службах до полумиллиона прихожан. С момента своего основания в 1952 г. эта церковь трансформировалась из локального движения в глобальный феномен. В настоящее время она оперирует во многих странах Африки, например в Гамбии, Гане, ДРК, Замбии, Камеруне, Кении, Кот-д’Ивуаре, Малави, Танзании, Уганде, ЮАР, и в других регионах мира, в том числе в Великобритании, Германии, Индии, Канаде, ОАЭ, США, Франции, на Филиппинах и т. д. Организация известна не только широкой сетью филиалов, но и своим ежегодным Конгрессом Святого Духа, который пользуется большой популярностью. Широкую известность Redeemed Christian Church of God принес Лагерь искупления (Redemption camp), ставший настоящим религиозным городом с собственной электростанцией и инфраструктурой[64]. Церковью также был создан университет и больницы, реализуются благотворительные и образовательные проекты, организованы собственные СМИ[65].

Большое влияние в Африке и других регионах мира имеет нигерийская Deeper Christian Life Ministry, основанная бывшим англиканином Вильямом Ф. Кумуйи в 1973 г. Церковь выросла из небольшого кружка в мегацерковь, привлекающую на свои службы сотни тысячи верующих: еще в 1988 г. ее еженедельная посещаемость оценивалась в 800 тыс. человек. Организация имеет филиал в каждом из 774 муниципалитетов Нигерии и практически во всех странах Африки южнее Сахары, в ряде государств Западной Европы, Северной Америки, а также в России и Индии. В 2014 г. эта церковь завершила строительство теологического университета, который получил аккредитацию уже спустя два года, она также владеет сетью из 16 средних школ[66].

Большой популярностью пользуются и другие неопятидесятнические церкви, например Living Faith Church Worldwide или Winner’s Chapel — Часовня победителей (1983)[67], делающая упор на «проповеди процветания», Christ Embassy International (1987)[68], Mountain of Fire and Miracles Ministries (1994)[69] и многие другие.

После обретения независимости в 1963 г. Кения стала одним из центров притяжения североамериканских и европейских пятидесятнических пасторов в Африке. Важным импульсом для экспансии пятидесятничества стали туры известных американских евангелистов. В том числе тур Т.Л. Осборна, который посетил Кению в 1957 г. и стал известен своими чудесами исцеления. Впоследствии они стали одними из ключевых атрибутов неопятидесятнических практик Д. Брауна, основавшего кенийский филиал Assemblies of God в 1967 г.; Д. Кайо, открывшего здесь филиал Deliverance Church в 1970 г., и др.[70]. Среди крупнейших неопятидесятнических церквей до сих пор преобладают филиалы иностранных, прежде всего североамериканских религиозных организаций, например Happy Churches, Faith Evangelistic ministries, Jubilee Christian Centre и др.

Среди неопятидесятнических церквей особое место занимает Christ is the Answer Ministries (CITAM), созданная как филиал канадской Ministry of Pentecostal Assemblies of Canada в 1959 г. В настоящее время эта церковь считается одной из наиболее богатых и влиятельных религиозных организаций в Кении. Она работает практически по всей стране, а также за рубежом — в Намибии, Румынии, США; ведет миссионерскую деятельность в Бурунди и Восточном Тиморе. В своей внекультовой деятельности она уделяет большое внимание развитию СМИ, владеет радиостанцией и телевизионным каналом, а также учреждениями образования — в ее подчинении находится несколько школ и колледжей[71].

Помимо североамериканских миссионеров, значительное влияние на распространение неопятидесятничества в Кении оказывают нигерийские церкви, продвигающие «проповедь процветания». Среди них особой популярностью пользуются Nairobi Chapel[72] и Winners’ Chapel Kenya (Living Faith Church Worldwide)[73].

На базе этих церквей, а также классических пятидесятнических и независимых африканских церквей сформировалось большое число неопятидесятнических организаций, имеющих локальное значение: в 2010 г. в Кении было зарегистрировано более 10 тыс. таких религиозных организаций[74]. В результате Кения стала одной из самых «пятидесятнических» стран в мире — более половины населения страны относятся к последователям этой конфессии[75]. При этом мейнстримные христианские деноминации оказались под сильным влиянием неопятидесятничества, особенно протестантские и католические.

В отличие от большинства других стран Африки южнее Сахары, в ЮАР неопятидесятнические церкви достаточно медленно добивались популярности, которая начала приходить к ним уже в начале нынешнего века. Это объясняется, во-первых, доминирующим положением африканских независимых и классических пятидесятнических церквей. Во-вторых, политической позицией ряда неохаризматических лидеров — в своих выступлениях многие из них ориентировались на белое население, позволяя себе популистские лозунги, оскорбляющие другие расовые группы. Формирующиеся преимущественно белые неопятидесятнические общины привлекали внимание известных американских пасторов, которые неоднократно посещали ЮАР. Соответственно, неопятидесятничество воспринималось большинством населения ЮАР как религия для белых и не находила отклика среди других этнорасовых групп. Ситуация начала постепенно меняться в 1990-х гг., когда ЮАР посетили известные пасторы из Нигерии, Ганы и Кении, чьи выступления нашли отклик у черного населения.

Так, крупнейшие неопятидесятнические мегацеркви возникли здесь в 1980-х гг. Среди них особое место занимает Rhema Ministries (Rhema Bible Church), основанная Р. МакКаули (он же в 1985 г. возглавил International Fellowship of Christian Churches, крупнейшую неопятидесятническую зонтичную структуру в ЮАР)[76], Hatfield Christian Church, возглавляемая Э. Ройбертом и Durban Christian Centre, сформированная как филиал Full Gospel Church Ф. Робертсом, и т. д. Эти изначально «белые» церкви в 1990-х гг. стали противниками апартеида. Впоследствии они переросли в крупнейшие межрасовые неопятидесятнические организации в ЮАР[77].

В то же время в ЮАР начали возникать «черные» неопятидесятнические церкви. Среди них особое место занимает Grace Bible Church, выделившаяся из Rhema Bible Church. Она была основана в начале 1980-х гг. и получила известность при Моса Сано, который возглавил церковь в 1983 г. Моса Сано — знаковая фигура для национального и глобального неохаризматического движения; он является членом правления корейской Church Growth International, международного движения Healing Jesus Crusade, многих национальных религиозных организаций. В настоящее время Grace Bible Church имеет филиалы по всей стране и распространяет свое влияние в том числе через церковные ячейки — небольшие библейские кружки[78]. Также одним из пионеров неопятидесятничества в ЮАР считается Кеннет Мешу, который активно участвовал в работе немецкого неопятидесятнического евангелиста Р. Боннке в 1980-х гг. Позже, в 1988 г., он создал собственную церковь Hope of Glory Tabernacle, которая впоследствии трансформировалась в политическую партию African Christian Democratic Party (1993). Свою цель эта организация видит в создании теократии в ЮАР на основе христианских ценностей[79]. Хотя поддержка партии относительно невелика (около 1% голосов), сотрудничество с другими оппозиционными партиями и консолидация религиозных организаций может способствовать достижению заявленной цели.

Несмотря на большое количество южноафриканских неопятидесятнических церквей, их удельный вес в христианском населении страны пока что не велик. Тем не менее их экспансия в ЮАР началась относительно недавно, поэтому в дальнейшем можно ожидать увеличения численности их последователей и распространения влияния на другие религиозные организации. В то же время ЮАР представляет собой важное региональное значение как плацдарм для распространения пятидесятничества в странах Южной, Восточной, Центральной Африки. Южноафриканские миссионеры работали среди христианских общин горнодобывающих районов, в первую очередь медного пояса, протягивающегося через ДРК и Замбию[80]. Позже здесь возникли пятидесятнические церкви, которые со второй половины ХХ в. начали вести активную миссионерскую деятельность, в том числе в ЮАР.

Выводы

Африка, благодаря своему высокому демографическому, экономическому потенциалу и высокой религиозности населения, имеет особое значение для глобального пятидесятничества. Активная миссионерская деятельность привела к стремительному росту пятидесятнической общины, которая стала одной из наиболее крупных и влиятельных конфессий на континенте. Суммарная численность последователей пятидесятнических церквей оценивается примерно в 200 млн человек, а их идеи находят отклик в мейнстримных течениях христианства и даже других религиях.

Современное пятидесятничество в Африке характеризуется высокой территориальной концентрацией, а развитие его территориальной структуры во многом носит унаследованный характер. В силу того, что пятидесятнические миссионеры на начальных этапах своей работы не были подготовлены к местной специфике и не владели языками, они вели проповедь среди белого населения Африки — чиновников, торговцев, промышленников, миссионеров иных конфессией и т. д. В результате наибольшего успеха пятидесятничество добилось прежде всего в первичных очагах христианизации континента. Среди них особое значение имели Нигерия и некоторые другие страны Западной Африки, а также ЮАР и Кения, в которых до сих пор сосредоточены крупнейшие по численности общины пятидесятников. Эти государства исторически играли определяющую роль в экспансии пятидесятничества в макрорегионе. Именно здесь возникли крупнейшие международные церкви, оперирующие практически по всей Африке, в странах Северной Америки и Европы, откуда и началось распространение пятидесятничества, а также Азии. Кроме этого, в ряде стран континента пятидесятничество занимает доминирующее положение в структуре христианского населения — Ботсване, Эсватини, Алжире, Либерии, Зимбабве, Кении, ЮАР, Сьерра-Леоне, Нигере, Гвинее-Бисау, Гане. Эти страны либо уже являются «опорными пунктами» для экспансии пятидесятничества в регионе, как, например, Кения, ЮАР, Гана, либо могут претендовать на этот статус.

Стремительный рост пятидесятнической общины в африканских странах определяется множеством факторов. Среди них ключевую роль сыграла, во-первых, адаптивность этой конфессии к местным обычаям и ритуалам, привлекательная для молодого населения Африки обрядность, а также близость сущностного содержания пятидесятничества космологическим представлениям многих африканских обществ. Во-вторых, пятидесятнические лидеры четко осознавали и осознают потребности своей паствы, существующей в условиях постоянной социальной турбулентности, запущенной сначала колонизацией, затем борьбой за независимость и теми социально-экономическими и политическими потрясениями, с которыми столкнулись молодые африканские государства на пути своего становления. Реагируя на эти процессы, пятидесятнические церкви предлагали не только духовно-религиозный путь решения проблем своей паствы, но и возможности самореализации, брали на себя роль некоторых государственных институтов — образовательных, здравоохранительных, финансовых и т. п., вовлекались в миротворческие инициативы[81]. В-третьих, пятидесятнические церкви уделяют большое внимание миссионерским стратегиям, они активно используют СМИ, инструменты менеджмента и пиара. Сетевой характер пятидесятнических организаций и их консолидация в зонтичные структуры позволяет им распространять свое влияние на общественно-политическую жизнь многих стран Африки. Параллельно с этим идеи этой конфессии приобретали популярность и среди представителей других религиозных общин.

Кроме этого, успех более молодых пятидесятнических церквей в анализируемых странах во многом диктовался авторитетом и образом их предшественников. Особое значение имела политическая позиция пятидесятнических лидеров по отношению к ключевым социальным проблемам, прежде всего колониализму и борьбе с ним. В частности, опыт ЮАР свидетельствует о том, что недальновидная позиция классических пятидесятнических организаций по поводу апартеида впоследствии существенно замедлила распространение неопятидесятничества в этой стране. Возможно, «ошибки» предшественников стали одной из причин того, что ряд неопятидесятнических организаций в ЮАР и других странах Африки не идентифицирует себя с пятидесятничеством, предпочитая называться «обновленцами», «евангелистами» и т. п. В то же время Нигерия и Кения, где пятидесятнические церкви более чутко реагировали на политические сдвиги, впоследствии стали наиболее значимыми странами для пятидесятничества в Африке и мире.

Тем не менее в последнее время наметилось замедление темпов конверсионного прироста классического пятидесятничества[82], а также увеличения масштабов конверсионной убыли пятидесятников в пользу мейнстримных течений христианства[83]. Это можно объяснить, с одной стороны, недостаточной теологической фундированностью учения некоторых пятидесятнических церквей, в первую очередь неопятидесятнических, которые часто обвиняют в злоупотреблении доверием верующих. С другой стороны, ростом привлекательности мейнстримных течений христианства, воспринявших обновленческие практики и элементы пятидесятнической теологии. Представляется, что это может быть свидетельством начинающегося кризиса обновленческого движения, который особенно сильно затронет те пятидесятнические церкви, которые уделяют недостаточно внимания духовным запросам своей паствы, концентрируясь лишь на вопросах, связанных с дальнейшей экспансией и финансовым благополучием. Исследования, опирающиеся на кенийский материал[84], свидетельствуют о «матуризации» пятидесятнических церквей, которые в поисках путей дальнейшего развития начинают ориентироваться на мейнстримные течения христианства. В частности, они заимствуют свойственную им внутрицерковную иерархию, что в дальнейшем будет способствовать усилению процессов консолидации пятидесятнических церквей. В этом отношении особый интерес представляет сравнительное изучение стратегий развития пятидесятнических церквей, основанных пасторами из Африки и других регионов мира, особенно из Северной Америки и Европы.

 

Литература

  1. Андреева Л.А. Независимые мессианские церкви в афрохристианстве: Церковь Харриса // Цивилизационные альтернативы Африки. Т. II. М.: Институт Африки РАН, 2017. С. 146–157.
  2. Воронина Н.А. Протестантские церкви в общественно-политической жизни ЮАР. М.: Институт Африки РАН, 2022.
  3. Горохов С.А. География религий: циклы развития глобального конфессионального пространства. М.: Юнити-Дана, 2020.
  4. Горохов С.А. Куда перемещается центр роста глобального христианства // Азия и Африка сегодня. 2012. № 12. С. 44–48.
  5. Горохов С.А. Христианство в эпоху глобализации // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2016. № 6. С. 26–34.
  6. Горохов С.А., Дмитриев Р.В., Агафошин М.М. Религия и государство: типы отношений на рынке религий // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2022. № 3 (106). С. 65–79.
  7. Захаров И.А. Распространение пятидесятничества в Африке // Азия и Африка сегодня. 2022. № 12. С. 77–84.
  8. Захаров И.А. Роль христианских церквей в геоэкономическом и геополитическом соперничестве европейских держав на африканском континенте: ХХ–XXI вв. // Ученые записки Института Африки РАН. 2019. № 4 (49). С. 82–92.
  9. Захаров И.А., Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Роль религиозного фактора в формировании конфликтных зон в Африке // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. 2020. Т. 65. № 4. С. 640–653.
  10. Захаров И.А., Уланова Н.С. Мобилизационный потенциал пятидесятничества в современной Африке // Восток (Oriens). 2022. № 2. С. 165–176.
  11. Куропаткина О.В. Пятидесятничество. БРЭ, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/c/piatidesiatniki-76944c (дата обращения: 07.06.2021).
  12. Селивановский В.В. Сциентические элементы вероучения Движения Веры // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Т. 12. № 1. С. 233–239.
  13. Скиррипа П. Церкви Африки и процесс распространения пятидесятничества. Часть 1 // Гуманитарные и юридические исследования. 2016. № 3. С. 119–125.
  14. A Brief History of The Church of God. The Church of God, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://churchofgod.org/about/a-brief-history-of-the-church-of-god (дата обращения: 18.06.2023).
  15. Africa Gospel Church. AGC, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://agckenya.org/about/ (дата обращения: 13.10.2023).
  16. African Church of the Holy Spirit. ACHS, 2023 [Электронный ресурс]. URL:https://www.oikoumene.org/member-churches/african-church-of-the-holy-spirit#:~:text=The%20African%20Church%20of%20the,an%20independent%20church%20in%201933 (дата обращения: 26.10.2023).
  17. African Israel Nineveh Church. AINC, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.oikoumene.org/member-churches/african-israel-nineveh-church (дата обращения: 13.10.2023).
  18. Anderson A. Bazalwane: African Pentecostals in South Africa. Unisa, 1992.
  19. Anderson A. Pentecostalism in the Sub-Sahara // Spirit-Filled World: Christianity and Renewal — Interdisciplinary Studies / Ed. A. Anderson. L.: Palgrave Macmillan, Cham, 2018. P. 23–50.
  20. Anderson A. Pentecostal Approaches to Faith and Healing. International Review of Mission. 2002. Vol. 91. Iss. 363. P. 523–534.
  21. Anderson A. New African Initiated Pentecostalism and Charismatics in South Africa // Journal of Religion in Africa. 2005. Vol. 35. № 1. P. 66–92.
  22. Apostolic Faith Mission International. AFMI, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.afmintl.org/ (дата обращения: 16.10.2023).
  23. AFM — Apostolic Faith Mission. AFM, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://afm-ags.org/about-us/history-of-the-afm/ (дата обращения: 16.10.2023).
  24. Beckmann D. Trance: From Africa to Pentecostalism // Concordia Theological. 1974. Vol. 45. № 1. P. 11–26.
  25. Beecroft L. The Rise… Rise… and Meteoric Rise of Nation-Churches. Deeper Christian Life Ministry (Deeper Life Bible Church), 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.newsfrontonline.com.ng/special-commemorative-series-as-deeper-christian-life-ministry-clocks-44/ (дата обращения: 14.10.2023).
  26. Brown D., James P. Religious Characteristics of States Dataset Project. Demographics v. 2.0 (RCS-Dem 2.0), countries only. 2020.
  27. Burgess M.S. The New International, Dictionary of Pentecostal Charismatic Movements / Ed. E.M. Van Der Maas. Michigan: Grand Rapids, Zondervan, 2003.
  28. Christ Embassy International. CEI, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://christembassy.org (дата обращения: 17.10.2023).
  29. Christ is the Answer Ministries. CITAM, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://citamblog.wordpress.com/about/ (дата обращения: 23.10.2023).
  30. Christianity in its Global Context, 1970–2020: Society, Religion, and Mission. Gordon-Conwell Theological Seminary, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gordonconwell.edu/center-for-global-christianity/christianity-in-global-context/ (дата обращения: 16.11.2023).
  31. Drakard M. Pentecostalism in Africa: Is it here to stay? Omnes Magazine, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://omnesmag.com/en/newsroom/pentecostalism-in-africa-has-arrived-to-stay/ (дата обращения: 16.11.2023).
  32. Faupel D.W. The Everlasting Gospel: The Significance of Eschatology in the Development of Pentecostal Thought. Seffield: Sheffield Academic Press, 1996.
  33. Fenton S. The 13 Countries Where Being an Atheist is Punishable by Death. Independent, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.independent.co.uk/life-style/the-13-countries-where-being-an-atheist-is-punishable-by-death-a6960561.html (дата обращения: 7.06.2021).
  34. Gathogo J.M. The shifting landscape of African-Pentecostalism in Kenya // Theologia Viatorum. 2022. Vol. 46. No. 1.
  35. Gbenga J.G. The Formative Stage of the Christ Apostolic Church (C.A.C) (Nigeria), 1917–1943 // Intellectual Archive. 2020. Vol. 9. No. 3.
  36. Grace Bible Church. GBC, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://gracebiblechurch.org.za/ (дата обращения: 25.10.2023).
  37. Hastings A. The Church in Africa 1450–1930. Clarendon, 1994.
  38. Kailing J.B. A new Solution to the African Christian Problem // Missiology: An International Review. 1994. Vol. 22. No. 4. P. 489–506.
  39. Kwabena Asamoah-Gyadu J. “From Every Nation under Heaven”: Africa in World Pentecostalism. Spirit Empowered Movements: Past, Present, and Future. Vol. 3 // Global Renewal Christianity / Ed. V. Synan, A. Yong, J. Kwabena Asamoah-Gyadu. 2016. P. 97–121.
  40. Liardon R. The Azusa Street Revival: When the Fire Fell. Shippensburg: Destiny Image, 2006.
  41. Living Faith Church Worldwide. LFCW, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://faithtabernacle.org.ng/about (дата обращения: 17.10.2023).
  42. Maclean R. Eat, pray, live: the Lagos megachurches building their very own cities. The Guardian, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/cities/2017/sep/11/eat-pray-live-lagos-nigeria-megachurches-redemption-camp (дата обращения: 12.10.2023).
  43. Mokoko A.G. Kimbanguism: An African Understanding of the Bible. Pennsylvania: The Pennsylvania State University Press, 2017.
  44. Mountain of Fire and Miracles Ministries, MFMM, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.mountainoffire.org/about (дата обращения: 17.10.2023).
  45. Nairobi Chapel. LFCW, 2023 [Электронный ресурс]. URL: http://nairobichapel.net/about-us/beginnings/ (дата обращения: 18.11.2023).
  46. Nehemiah Tile. South African History online, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.sahistory.org.za/people/nehemiah-tile (дата обращения: 12.10.2023).
  47. Omulokoli W.A.O. William Wade Harris: Premier African Evangelsit // Africa Journal of Evangelical Theology. 2002. No. 1. P. 3–24.
  48. Peterson D.R. Ethnic Patriotism and the East African Revival: a History of Dissent. Cambridge University Press, 2012.
  49. Political Leader: Kenneth Meshoe, African Christian Democratic Party (ACDP). The South African Elections, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20230129194521/ https://elections.thesouthafrican.com/political-leaders/political-leader-kenneth-meshoe-african-christian-democratic-party-acdp/ (дата обращения: 25.10.2023).
  50. Redeemed Gospel Church Inc. Jesus Worship Centre, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://redeemedjwc.org (дата обращения: 14.10.2023).
  51. Shepperson G. Ethiopianism and African Nationalism // Phylon (1940–1956). 1953. Vol. 14. No. 1. P. 9–18.
  52. Shola S. About Christ Apostolic Church (CAC). PU Blog, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://pickasblog.com/about-christ-apostolic-church-cac/ (дата обращения: 14.10.2023).
  53. Spirit and Power: A 10-Country Survey of Pentecostals. The pew Forum on Religion and Public Life. 2006.
  54. The Apostolic Church Nigeria Igboland Territory, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://tacnit.org (дата обращения: 12.09.2023).
  55. The Fellowship of Christian Councils and Churches in the Great Lakes and Horn of Africa (FECCLAHA), 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://fecclaha.org (дата обращения: 27.10.2023).
  56. The Redeemed Christian Church of God, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rccg.org (дата обращения: 12.10.2023).
  57. Todd J., Zurlo G. World Christian Database. Leiden, The Netherlands: Brill, 2016.
  58. Wariboko N. Pentecostalism in Africa. Oxford Research Encyclopedia of African History, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://oxfordre.com/africanhistory/view/10.1093/acrefore/9780190277734.001.0001/acrefore-9780190277734-e-120 (дата обращения: 15.06.2021).
  59. Wariboko N. African Pentecostal Political Philosophy: New Directions in the Study of Pentecostalism and Politics // Pentecostalism and Politics in Africa. African Histories and Modernities / Ed. A. Afolayan, O. Yacob-Haliso, T. Falola. 2018. P. 385–417.
  60. Yarshater E. Esfandīār // Iranica. Vol. VIII. Fasc. 6. 1998. P. 592–593.

 

[1] Christianity in its Global Context, 1970–2020: Society, Religion, and Mission. Gordon-Conwell Theological Seminary, 2013. Р. 7. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gordonconwell.edu/center-for-global-christianity/christianity-in-global-context/ (дата обращения: 16.11.2023).

[2] Brown D., James P. Religious Characteristics of States Dataset Project — Demographics v. 2.0 (RCS-Dem 2.0), countries only. 2020.

[3] Wariboko N. Pentecostalism in Africa. Oxford Research Encyclopedia of African History, 2017. URL: https://oxfordre.com/ africanhistory/view/10.1093/acrefore/9780190277734.001.0001/acrefore-9780190277734-e-120 (accessed: 15.06.2021).

[4] Brown D., James P. Op. cit.

[5] Скиррипа П. Церкви Африки и процесс распространения пятидесятничества. Часть 1 // Гуманитарные и юридические исследования. 2016. № 3. С. 119–125; Liardon R. The Azusa Street Revival: When the Fire Fell. Shippensburg: Destiny Image, 2006.

[6] Anderson A. Pentecostal Approaches to Faith and Healing. International Review of Mission. 2002. Vol. 91. Iss. 363. P. 523–534.

[7] См. подробнее: Beckmann D. Trance: From Africa to Pentecostalism // Concordia Theological. 1974. Vol. 45. № 1. P. 11–26.

[8] Скиррипа П. Указ. соч.

[9] Anderson A. Pentecostalism in the Sub-Sahara // Spirit-Filled World: Christianity and Renewal — Interdisciplinary Studies. L.: Palgrave Macmillan, Cham, 2018. P. 23–50.

[10] Названия религиозных организаций в статье приведены на языке оригинала.

[11] A Brief History of The Church of God. The Church of God, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://churchofgod.org/about/a-brief-history-of-the-church-of-god (дата обращения: 18.06.2023).

[12] Liardon R. Op. cit.

[13] Горохов С.А., Дмитриев Р.В., Агафошин М.М. Религия и государство: типы отношений на рынке религий // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2022. № 3 (106). С. 65–79; Горохов С.А. География религий: циклы развития глобального конфессионального пространства. М.: Юнити-Дана, 2020. С. 92–97.

[14] Fenton S. The 13 Countries Where Being an Atheist is Punishable by Death. Independent, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.independent.co.uk/life-style/the-13-countries-where-being-an-atheist-is-punishable-by-death-a6960561.html (дата обращения: 7.06.2021).

[15] Burgess M.S. The New International, Dictionary of Pentecostal Charismatic Movements / Ed. E.M. Van Der Maas. Michigan: Grand Rapids, Zondervan, 2003. P. 2200; 2670–2671.

[16] Куропаткина О.В. Пятидесятничество. БРЭ, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/c/piatidesiatniki-76944c (дата обращения: 07.06.2021).

[17] Селивановский В.В. Сциентические элементы вероучения Движения Веры // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Т. 12. № 1. С. 233–239.

[18] Горохов С. А. Христианство в эпоху глобализации // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2016. № 6. С. 31.

[19] Liardon R. Op. cit.

[20] Beckmann D. Op. cit.

[21] Горохов С.А. Куда перемещается центр роста глобального христианства // Азия и Африка сегодня. 2012. № 12. С. 44–48.

[22] Anderson A. Bazalwane: African Pentecostals in South Africa. Unisa, 1992. P. 2–6, 64–72; Kwabena Asamoah-Gyadu J. “From Every Nation under Heaven”: Africa in World Pentecostalism. Spirit Empowered Movements: Past, Present, and Future. Vol. 3 // Global Renewal Christianity. 2016. P. 97–121; Wariboko N. Pentecostalism in Africa. Oxford Research Encyclopedia of African History, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://oxfordre.com/africanhistory/view/10.1093/acrefore/9780190277734.001.0001/acrefore-9780190277734-e-120 (дата обращения: 15.06.2021).

[23] Anderson A. Pentecostalism in the Sub-Sahara. P. 23–50; Spirit and Power: A 10-Country Survey of Pentecostals. The pew Forum on Religion and Public Life. 2006.

[24] Ibid.

[25] Nehemiah Tile. South African History online, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.sahistory.org.za/people/nehemiah-tile (дата обращения: 12.10.2023).

[26] Shepperson G. Ethiopianism and African Nationalism // Phylon (1940–1956). 1953. Vol. 14. No. 1. P. 9–18.

[27] Андреева Л.А. Независимые мессианские церкви в афрохристианстве: Церковь Харриса // Цивилизационные альтернативы Африки. Т. II. М.: Институт Африки РАН, 2017. С. 146–157; Brown D., James P. Op. cit..

[28] Omulokoli W.A.O. William Wade Harris: Premier African Evangelsit // Africa Journal of Evangelical Theology. 2002. No. 1. P. 3–24.

[29] Spirit and Power: A 10-Country Survey of Pentecostals. The pew Forum on Religion and Public Life. 2006.

[30] Gbenga J.G. The Formative Stage of the Christ Apostolic Church (C.A.C) (Nigeria), 1917–1943 // Intellectual Archive. 2020. Vol. 9. No. 3.

[31] «Церковь Иисуса Христа на Земле через Его особого посланника Симона Кимбангу» (фр.).

[32] Kailing J.B. A new Solution to the African Christian Problem // Missiology: An International Review. 1994. Vol. 22. No. 4. P. 495.

[33] Hastings A. The Church in Africa 1450–1930. Clarendon, 1994.

[34] Mokoko A.G. Kimbanguism: An African Understanding of the Bible. Pennsylvania: The Pennsylvania State University Press, 2017. P. 62.

[35] Brown D., James P. Op. cit.

[36] Ibid.

[37] Faupel D.W. The Everlasting Gospel: The Significance of Eschatology in the Development of Pentecostal Thought. Sheffield: Sheffield Academic Press, 1996. P. 182–216.

[38] В англоязычной литературе для их обозначения иногда используется термин «миссионерские церкви» (mission churches).

[39] Brown D., James P. Op. cit.

[40] Горохов С.А. География религий: циклы развития глобального конфессионального пространства. М.: Юнити-Дана, 2020.

[41] Захаров И.А., Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Роль религиозного фактора в формировании конфликтных зон в Африке // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. 2020. Т. 65. № 4. С. 640–653.

[42] Brown D., James P. Op. cit.

[43] Захаров И.А. Распространение пятидесятничества в Африке // Азия и Африка сегодня. 2022. № 12. С. 77–84.

[44] The Apostolic Church Nigeria Igboland Territory, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://tacnit.org (дата обращения: 12.09.2023).

[45] Gbenga J.G. The Formative Stage of the Christ Apostolic Church (C.A.C) (Nigeria), 1917–1943 // Intellectual Archive. 2020. Vol. 9. No. 3; Shola S. About Christ Apostolic Church (CAC). PU Blog, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://pickasblog.com/about-christ-apostolic-church-cac/ (дата обращения: 14.10.2023).

[46] Gathogo J.M. The shifting landscape of African-Pentecostalism in Kenya // Theologia Viatorum. 2022. Vol. 46. No. 1.

[47] Peterson D.R. Ethnic Patriotism and the East African Revival: a History of Dissent. Cambridge University Press, 2012.

[48] African Israel Nineveh Church. AINC, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.oikoumene.org/member-churches/african-israel-nineveh-church (дата обращения: 13.10.2023).

[49] African Church of the Holy Spirit. ACHS, 2023 [Электронный ресурс]. URL:https://www.oikoumene.org/member-churches/african-church-of-the-holy-spirit#:~:text=The%20African%20Church%20of%20the,an%20independent%20church%20in%201933 (дата обращения: 26.10.2023).

[50] Spirit and Power: A 10-Country Survey of Pentecostals. The pew Forum on Religion and Public Life. 2006.

[51] Redeemed Gospel Church Inc. Jesus Worship Centre, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://redeemedjwc.org (дата обращения: 14.10.2023).

[52] Spirit and Power: A 10-Country Survey of Pentecostals. The pew Forum on Religion and Public Life. 2006.

[53] Africa Gospel Church. AGC, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://agckenya.org/about/ (дата обращения: 13.10.2023).

[54] Spirit and Power: A 10-Country Survey of Pentecostals. The pew Forum on Religion and Public Life. 2006.

[55] Apostolic Faith Mission International. AFMI, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.afmintl.org/ (дата обращения: 16.10.2023).

[56] Название этих категорий позаимствовано из официальных источников.

[57] AFM — Apostolic Faith Mission. AFM, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://afm-ags.org/about-us/history-of-the-afm/ (дата обращения: 16.10.2023).

[58] Spirit and Power: A 10-Country Survey of Pentecostals. The pew Forum on Religion and Public Life. 2006.

[59] Воронина Н.А. Протестантские церкви в общественно-политической жизни ЮАР. М.: Институт Африки РАН, 2022.

[60] Захаров И.А., Уланова Н.С. Мобилизационный потенциал пятидесятничества в современной Африке // Восток (Oriens). 2022. № 2. С. 165–176.

[61] Todd J., Zurlo G. World Christian Database. Leiden, The Netherlands: Brill, 2016; Wariboko N. Pentecostalism in Africa. Oxford Research Encyclopedia of African History, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://oxfordre.com/africanhistory/view/10.1093/acrefore/9780190277734.001.0001/acrefore-9780190277734-e-120 (дата обращения: 15.06.2021).

[62] Wariboko N. African Pentecostal Political Philosophy: New Directions in the Study of Pentecostalism and Politics // Pentecostalism and Politics in Africa. African Histories and Modernities. 2018. P. 385–417.

[63] Захаров И.А. Роль христианских церквей в геоэкономическом и геополитическом соперничестве европейских держав на африканском континенте: ХХ–XXI вв. // Ученые записки Института Африки РАН. 2019. № 4 (49). С. 82–92; Gathogo J.M. The shifting landscape of African-Pentecostalism in Kenya // Theologia Viatorum. 2022. Vol. 46. No. 1.

[64] Maclean R. Eat, pray, live: the Lagos megachurches building their very own cities. The Guardian, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/cities/2017/sep/11/eat-pray-live-lagos-nigeria-megachurches-redemption-camp (дата обращения: 12.10.2023).

[65] The Redeemed Christian Church of God, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rccg.org (дата обращения: 12.10.2023).

[66] Beecroft L. The Rise… Rise… and Meteoric Rise of Nation-Churches. Deeper Christian Life Ministry (Deeper Life Bible Church), 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.newsfrontonline.com.ng/special-commemorative-series-as-deeper-christian-life-ministry-clocks-44/ (дата обращения: 14.10.2023).

[67] Living Faith Church Worldwide. LFCW, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://faithtabernacle.org.ng/about (дата обращения: 17.10.2023).

[68] Christ Embassy International. CEI, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://christembassy.org (дата обращения: 17.10.2023).

[69] Mountain of Fire and Miracles Ministries, MFMM, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.mountainoffire.org/about (дата обращения: 17.10.2023).

[70] Gathogo J.M. Op. cit.

[71] Christ is the Answer Ministries. CITAM, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://citamblog.wordpress.com/about/ (дата обращения: 23.10.2023).

[72] Nairobi Chapel. LFCW, 2023 [Электронный ресурс]. URL: http://nairobichapel.net/about-us/beginnings/ (дата обращения: 18.11.2023).

[73] Living Faith Church Worldwide. LFCW, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://faithtabernacle.org.ng/about (дата обращения: 17.10.2023).

[74] Gathogo J.M. Op. cit.

[75] Spirit and Power: A 10-Country Survey of Pentecostals. The pew Forum on Religion and Public Life. 2006.

[76] Ibid.

[77] Anderson A. New African Initiated Pentecostalism and Charismatics in South Africa // Journal of Religion in Africa. 2005. Vol. 35. № 1. P. 66–92.

[78] Grace Bible Church. GBC, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://gracebiblechurch.org.za/ (дата обращения: 25.10.2023).

[79] Political Leader: Kenneth Meshoe, African Christian Democratic Party (ACDP). The South African Elections, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20230129194521/ https://elections.thesouthafrican.com/political-leaders/political-leader-kenneth-meshoe-african-christian-democratic-party-acdp/ (дата обращения: 25.10.2023).

[80] Anderson A. New African Initiated Pentecostalism and Charismatics in South Africa // Journal of Religion in Africa. 2005. Vol. 35. № 1. P. 66–92.

[81] The Fellowship of Christian Councils and Churches in the Great Lakes and Horn of Africa (FECCLAHA), 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://fecclaha.org (дата обращения: 27.10.2023).

[82] Захаров И.А. Распространение пятидесятничества в Африке. С. 77–84.

[83] Drakard M. Pentecostalism in Africa: Is it here to stay? Omnes Magazine, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://omnesmag.com/en/newsroom/pentecostalism-in-africa-has-arrived-to-stay/ (дата обращения: 16.11.2023).

[84] Gathogo J.M. Op. cit.

 

Источник: Захаров И. А. Обновленческое движение в Африке: от африканских независимых церквей к неопятидесятническим мегацерквям // Христианство на Ближнем Востоке. 2023. Т. 7. № 4. С. 44–61. DOI: 10.24412/2587-9316-2023-00280

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9