В 1935 г. духовная дочь о. Сергия Булгакова монахиня Мария (Скобцова) создает в эмигрантском Париже социально-миссионерское объединение «Православное Дело». Отец Сергий участвует в учредительном собрании, на котором принимают устав нового общества. Константин Васильевич Мочульский записывает 27 сентября 1935 г.: «На Лурмель литургия. Служит о. Сергий Булгаков. Торжественное заседание: Владыка Евлогий, от. Сергий, Н. А. Бердяев, мать Мария, Пьянов и я. Обсуждается и принимается устав “Православного Дела”. Мать Мария — председательница. Владыка говорит: “Помогайте меньшой братии. Храни вас Господь. Над вами Покров Пресвятой Богородицы”»[1].
Как духовник и друг м. Марии, о. Сергий[2] следит за работой «Православного Дела» и всячески поддерживает ее, бывает на культурно-миссионерских собраниях в штаб-квартире объединения — доме 77 по улице Лурмель, служит время от времени в лурмельской Покровской церкви; с его легкой руки расходится в эмигрантских кругах шутливое определение этого приюта для нуждающихся — «шаталова пустынь»[3]. Сохранился важный архивный документ — справка на французском языке на бланке «Православного Дела» за подписью м. Марии, датированная 1 декабря 1939 г. и адресованная префекту полиции, удостоверяющая его в том, что Ф. Т. Пьянов работает в объединении и получает там зарплату: в «шапке» документа перечисляются участники «Православного Дела». Среди рядовых членов значится и «Rev. Prof. S. Boulgakoff»[4][5]. Прижизненный сборник проповедей о. Сергия «Радость церковная» был издан в Париже в 1939 г. именно по инициативе и при поддержке «Православного Дела». Когда в 1939 г. готовился к печати сборник «Православное Дело», в него, как предполагалось вначале, должна была войти наряду со статьями активных участников объединения и статья о. Сергия Булгакова — «из глубокого уважения к ее автору, богословие которого так богато социальными вдохновениями»[6]. При этом и мысль, и жизнь самой м. Марии в их неразрывной целостности, весь путь ее церковного служения, апогеем которого во многих отношениях стало создание и деятельность «Православного Дела», проходил в напряженном богословском диалоге с о. Сергием. Булгаковские идеи часто становятся тем фундаментом, на котором строится, то продолжая ее, то полемизируя с ней, уже собственная, оригинальная богословская мысль м. Марии, тесно переплетенная с ее деятельным служением ближнему. Эту двойную связь — взаимодействие богословской мысли двух выдающихся представителей русского зарубежья и связь их экклезиологических воззрений[7] с реализацией в конкретном церковном «деле» — мы предполагаем рассмотреть в этой статье.
Уже само освоение Е. Ю. Скобцовой пространства религиозно-философской мысли (выразившееся, главным образом еще до ее пострига, в целом пласте публицистики для газеты «Дни», в деятельности кружка РСХД по изучению России и в создании ряда работ по истории русской религиозной философии и ее рецепции в ХХ в.) связано с определением, описанием и продумыванием того, что она называет «основным руслом» русской мысли. Главными вехами этого русла становятся фигуры А. С. Хомякова, Вл. С. Соловьева и Ф. М. Достоевского (им посвящены написанные для РСХД и вышедшие в 1929 г. брошюры Е. Ю. Скобцовой[8]); идет эта линия от первых неуклюжих мыслительных попыток, связанных с идеей России как Третьего Рима, а последним словом на этом пути становится софиология о. Сергия Булгакова. Основная интуиция этой линии — чисто софиологическая: речь идет о «Богопричастности мира» и «миропричастности Бога»[9], о неразрывной связи Бога и мира.
Сразу после монашеского пострига освоение м. Марией социальной проблематики движется, в отличие от булгаковской мысли, не столько в теоретическом, сколько в практическом плане: сначала как секретарь РСХД по социальной работе, затем как создательница благотворительных общежитий и столовых, она исходит из конкретных нужд конкретных русских эмигрантов, пытаясь справиться с этим морем социальной беды церковными средствами, сплавить воедино свою социальную активность, движимую состраданием к ближнему, обретенным через призвание «всеобъемлющего материнства»[10], — и свою церковную жизнь, личный духовный путь. Как вехи на этом пути, в начале 1930-х гг. в эмигрантской периодике появляются статьи м. Марии о социальных задачах, встающих перед Церковью, перекликающиеся с размышлениями на эту же тему о. Сергия. В 1930–1933 гг. в «Новом граде» постепенно, в трех частях, выходит большая статья Булгакова «Душа социализма», которую он начинает с мысли, что вся «жизнь народов сейчас находится под знаком социализма»[11] и именно поэтому с идеей социализма следует разобраться, «стоя на твердой догматической, а не только этической почве, — в жизненной связи с Церковью, но однако не упрощая вопроса»[12]. Об этом же размышляет и м. Мария тоже в новоградской статье 1933 г. «Крест и серп с молотом»: освободить нашу жизнь «из тупика», из «социального ада», по ее мысли, «может только Церковь»[13]. Отец Сергий выделяет две характерные черты социализма, которые стали настоящим вызовом для ХХ в., и утверждает, что ответы на этот вызов может и должна найти именно Церковь: черты эти — «социологизм и экономизм»[14]. Перед лицом социологизма, по Булгакову, церковная мысль, богословие призваны «дать ответ на вопрос, пред которым в бессилии останавливается социология, — как совместить и в мысли, и в жизни равную реальность и самобытность как личности, так и целого общества»[15]. Поиском ответа на этот вопрос стал разработанный о. Сергием и прочитанный им в Свято-Сергиевском православном богословском институте курс христианской социологии[16]. Экклезиологическая интуиция Булгакова противопоставляет здесь атомизированному человеческому обществу с его «принудительным соединением человеческих атомов»[17], механически разделенному на классы и страты с их псевдосолидарностью, «живую соборность», которая есть «догматическое основание церковной общественности»[18]. Для ответа на этот вызов времени «в народе церковном должен забить ключ нового вдохновения»[19], тогда как «нетворческое отношение к социальной жизни есть грех современного христианства»[20]. С «социологической» точки зрения подходит к эмигрантскому обществу и Е. Ю. Скобцова в новоградской статье 1932 г. «Социальные сдвиги в эмиграции», размышляя о том, как изменились в пореволюционной эмиграции социальные страты, в том числе о том, как трансформировался привычный прежде водораздел между трудовым народом и интеллигенцией: в новых эмигрантских условиях интеллигенция тоже вынуждена заниматься тяжелым физическим трудом, тоже оказалась «в трудовой гуще жизни»[21]. Важно, что мысль и деятельность м. Марии теперь уже все время движутся в самом поле «живой соборности», противостоящем атомистической раздробленности механического коллектива (хомяковскую идею соборности она считает одним из самых существенных вкладов в «основное русло» русской религиозной мысли): она снова и снова возвращается к ней в своих работах, продумывая саму возможность и необходимость «воплотить в жизнь соборные и богочеловеческие начала, лежащие в основе нашей православной церкви»[22].
Вторым вызовом социализма нашему времени, по Булгакову, оказывается «экономизм», ставящий человека в зависимость от природы и обращающий внимание на принципиальную роль труда. В этом есть определенный резон, считает о. Сергий, ведь «мир дан нам не на погляденье»; прежде мыслители всего лишь обдумывали его, а теперь «пора его переделать», мир стал «человеческим делом»[23]. Творческое хозяйственное освоение мира было ключевой темой философской мысли С. Н. Булгакова еще в «Философии хозяйства» (1912) и в «Свете невечернем» (1917). В 1931 г. он ставит проблему хозяйства перед церковным сознанием, требуя «духовного уразумения, догмата <…> о хозяйстве»[24], — только так возможно преодолеть материалистический экономизм, совместить хозяйственное развитие и эсхатологию, церковным образом подступиться к проблеме труда. В «Невесте Агнца» сама история уже рассматривается в перспективе такого творчески-хозяйственного освоения, «очеловечения» мира: «История включается в общее дело ософиения мира в человеке и через человека»[25]. Теме оцерковления труда, самой возможности «свободного труда и свободного построения общества на трудовом начале»[26] посвящена статья м. Марии «Крест и серп с молотом». Она подхватывает саму эту идею «человеческого дела» как церковной задачи, как федоровского «общего дела» (а мысль Н. Ф. Федорова прот. Сергий Булгаков оценивал очень высоко) — практической реализацией такой задачи как раз и станет проект создания «Православного Дела»[27]. В 1932 г., почти сразу после пострига, м. Мария публикует в 5-м номере журнала «Новый град» статью с характерным названием «К делу», ставя новые творческие задачи перед монашеством, которое, считает она, в современной ситуации уже не может укрыться от мира с его социальными проблемами и бедами: «Наше монашество должно поставить перед собою задачу занять такое же организующее место в нашей жизни, какое ему принадлежало в отдаленные времена. Задачу надо ставить в полный рост и не смущаться ее размерами»[28].
Стоит также отметить, что и Булгаков, и м. Мария особенно подчеркивают творческий характер такого церковного дела; не просто возможность творчества для человека, но и, как пишет о. Сергий в «Невесте Агнца», «его неизбежность», насущную необходимость: «Ибо человек призван “творить дела” силою Христовой, вдохновением Духа Святого. Человек послан в мир для творчества в нем. Его творчество не только самолично, но и софийно, оно выявляет софийный лик творения»[29].
В конце 1920-х — начале 1930-х гг. Е. Ю. Скобцова пишет ряд статей, в которых была предложена ее собственная оригинальная философия творчества. Статья «В поисках синтеза» («Путь». 1929. № 16) посвящена необходимости преодолеть разрыв между духовной и светской составляющими культуры, чтобы прийти к «синтетической культуре», так как только в ней возможно «приближение к истинному пути», «воплощающему идею Богочеловечества»[30]. В статье «Истоки творчества» («Путь». 1934. № 43) м. Мария развивает «евангельскую теорию творчества», акцентируя внимание на том, что человек в своем творчестве подражает самому творческому из всех творцов — Христу, творчество Которого состояло в свободном подчинении Себя воле Отца. Подлинное творчество таким образом, по м. Марии, укоренено в троической творческой любви. Тем самым оно уже само «является актом некой соборности, некоего абсолютного общения не только с Богом, но через Бога и со всем миром»[31].
Необходимо также подчеркнуть, что термин, ставший уже своеобразной «визитной карточкой» мысли м. Марии и основным концептом ее теоретической экклезиологии — «внехрамовая литургия», — тоже был подхвачен ею от о. Сергия Булгакова. Елизавета Юрьевна услышала его впервые в булгаковском докладе, прозвучавшем в июле 1926 г. на III местном съезде Русского студенческого христианского движения во Франции, первом из съездов РСХД, на которых она присутствовала, тематически центрированном как раз вокруг литургии. В статье «Богомолье», написанной ею об этом съезде для газеты «Дни», она говорит, что общая духовная насыщенность съезда «была безмерно превзойдена в докладе о. Сергия Булгакова. Трудно представить себе возможность словесного обозначения того мистического ведения, которое ему присуще»[32]. Булгаковский доклад в своей статье об этом съезде подробно излагает Лев Зандер:
«Темой о. Сергия была “литургия как средоточие церковной жизни”», наше предстояние в ней Самому Господу: «Но, соединяясь с Господом, мы вместе с тем соединяемся в литургии и между собою — так же тесно, нераздельно и близко, как соединены в испеченном хлебе отдельные зерна пшеницы. <…> Литургия есть венец жизни, которая вся до конца служит подготовлением к ней и ее продолжением. А такая близость храма и окружающего его Божьего мира, такая внехрамовая литургия возможна только при том условии, если мы постоянно носим в себе память о Господе и живем во Христе, выполняя Его заветы и почерпая для этого силы в общении с Ним»[33].
Главный момент в экклезиологии «внехрамовой литургии» м. Марии — это видение Церкви как «литургических» отношений между людьми[34]. Сам этот образ напоминает некий вселенский родник, фонтан, в центре которого — Евхаристия, Евхаристическая жертва, но изливающаяся из этого центра в мир «невидимая Церковь» не имеет границ и покрывает собою все человечество, всех и каждого. Ключом к такому пониманию Церкви становятся слова, которые мы произносим в ходе храмовой литургии: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». «Они действительно “все”, — пишет м. Мария, — т. е. все возможные на нашем пути встречи, все нам Богом посланные люди. Стена храма не отделила какое-то малое стадо от этих всех»[35]. Принципиальным моментом такого бесконечно расширяющегося диаметра окружности внехрамовой литургии оказывается подлинная приобщенность его центра к Евхаристической жертве Христа, т. е. готовность разделить эту жертву, стать ее частью, потому что за каждой литургией Агнец Божий приносится в жертву за грехи мира. Мать Мария продолжает: «И мы, приобщенные этому жертвенному Телу, сами становимся отданными на жертву — “от всех и за вся”. В этом смысле внехрамовая литургия и есть наше жертвенное служение в храме мира, украшенном живыми иконами Божиими, служение общее, все человеческое жертвоприношение любви»[36] [37].
Именно эта приобщенность Евхаристической жертве и является не просто темой, но нервом и тональностью всего богословия о. Сергия, также размышлявшего о том, что «Церковь не имеет границы, потому что ей принадлежит все мироздание, которое есть ее периферический, космический лик»[38]. Именно в Евхаристии, в этом вкушении Тела и Крови Христа, отдавшего Себя в жертву за жизнь мира, в этом приобщении к Его жертве «соединяется во Христе Церковь как Тело Христово»[39] [40].
В аспекте такой экклезиологии, в центре которой стоит Евхаристическая жертва Христова, у обоих мыслителей по-новому начинает звучать тема страдания и сострадания, участия Церкви и каждого христианина в страданиях мира, которое предполагает вовлеченность Церкви и христиан в решение социальных проблем. Сама их мысль словно вбирает в себя такое страдание, пропитывается им, становится мостом между страдающим миром и жертвенно сострадающим Богом. Булгаков в военные годы разрабатывает «софиологию страдания», словно вливая собственные страдания, связанные с раком горла и операциями, в общемировую катастрофу. Антуан Нивьер писал об о. Сергии, что тот «действительно интериоризировал страдания, вызванные великими катастрофами ХХ века»[41]. Мать Мария в такой разделенности страданий идет еще дальше, до последнего предела христианского сострадания ближнему, до смерти «за други своя», в которой она разделила со всеми жертвами ХХ в. самую страшную их участь: страдания и гибель в условиях массовых смертей концентрационного лагеря.
Вероятно, самым примечательным и наименее исследованным остается не столько теоретическая преемственность мысли о. Сергия в экклезиологии м. Марии, сколько то, что в созданном ею обществе «Православное Дело» была предпринята попытка практической реализации такой экклезиологии, полного соединения мысли и жизни, мысли о Церкви и церковного дела. Попробуем взглянуть более пристально именно на эти «приводные механизмы», соединившие теорию и практику.
В парижском архиве сохранился документ — машинопись заявления для подачи в префектуру парижской полиции с просьбой о регистрации нового объединения; видимо, черновик или проект, еще без подписей, на французском языке, датированный 22 июня 1935 г., в котором написано, что «цель объединения состоит в организации помощи и духовной, материальной и моральной поддержки русским эмигрантам во Франции»[42]. То есть целью этого объединения является «духовная, материальная и моральная» помощь и поддержка нуждающимся эмигрантам, объемлющая собою их телесные, душевные и духовные потребности. Эта триада духа, души и тела не случайна. В статье «Вторая евангельская заповедь», впервые опубликованной в сборнике объединения «Православное Дело» (1939, под заголовком «Вторая заповедь»), м. Мария подробно рассматривает разные этапы помощи ближнему: отношение христианина «к плоти брата своего», которое должно быть более внимательным, чем отношение «к своей плоти»[43] (именно такая забота о материальном существовании ближних связана с «призванием христианина к социальной работе»[44]); внимание к душевному миру другого человека, неотделимое от «напряженной доброжелательности» и способности «ставить себя на место» другого человека, «быть для каждого каждым»[45]; и, наконец, духовная помощь, связанная с умением разглядеть в каждом человеке «исковерканный злой силой», но реальный образ Божий[46] и вести за него духовную брань. Именно такое напряженное внимание к человеку, нуждающемуся в помощи, во всей его целостности, с учетом не только его физических нужд, но и душевных страданий и духовных запросов, и обусловило призвание «Православного Дела» не только к социально-благотворительной, но и к миссионерской и культурно-просветительской работе: только таким всесторонним охватом и можно было реально помочь нуждающимся. В листовке-брошюре, выпущенной «Православным Делом» для распространения среди русской эмиграции, объединение названо «социально-миссионерским», выделены три принципиальные задачи, которые оно ставит перед собой:
а) Организацию и объединение помощи нуждающимся, больным, безработным, одиноким и др. — всякой душе скорбящей и озлобленной, милости и участия требующей.
б) Организацию христианской миссионерско-просветительной деятельности путем устройства лекций в Париже и провинции, бесед, съездов, распространения Слова Божия и духовной литературы.
в) Братское объединение всех работников «Православного Дела», где бы они ни находились[47].
Забота о ближнем на уровне тела — души — духа здесь прописана уже более конкретно, как реальная социальная помощь «нуждающимся, больным, безработным», как помощь «душе» в ее скорби и озлоблении, требующей милости и участия. Духовно-душевная составляющая такой помощи и будет «организацией христианской миссионерско-просветительной деятельности». На практике это означает целостный подход к каждому нуждающемуся как к живой телесно-душевно-духовной личности и организацию работы сразу на трех этих уровнях: 1) устроение общежитий и столовых, врачебная помощь; 2) просветительская работа и утешение страждущих, вовлечение людей в культурное поле; 3) устроение при общежитии церковного прихода и служб, проведение духовных бесед, распространение Слова Божия, разные виды духовного образования, от детской воскресно-четверговой школы до миссионерских курсов; возможность дискуссий на животрепещущие духовные темы[48].
Необычна и принципиальна третья линия задач, поставленных перед собой «Православным Делом»: «братское единение» всех его участников. В 1939 г. выходит сборник «Православное Дело», задуманный как первый номер журнала, предполагавшегося как регулярное периодическое издание, которому помешала начавшаяся Вторая мировая война. В статье «Объединение “Православное Дело” II», не датированной, но написанной, по всей видимости, в 1942 г. (так как там подводятся итоги семилетней работы объединения), м. Мария пишет: «…Выпущенный нами сборник являет такую степень единомыслия, что любая статья его могла бы быть подписана любым из авторов других статей»[49]. Авторами сборника, кроме самой м. Марии, были Г. П. Федотов (статья «Любовь и социология»), Н. А. Бердяев (статья «Христианство и опасность материалистического коммунизма»), К. В. Мочульский (статья «Идея социального христианства в русской философии»), иером. Лев (Жилле) (статья «Страдающий Бог»). В деятельности «Православного Дела» принимали активное участие также Ф. Т. Пьянов, о. Дмитрий Клепинин, И. И. Фондаминский. Говоря об этом центральном ядре «Православного Дела», стоит отметить, что входили в него выдающиеся представители русского зарубежья, оставившие после себя богатейшее творческое наследие (как мыслители Федотов и Бердяев или литературный критик Мочульский) или прославленные в лике святых (как «парижские мученики»: И. И. Фондаминский, сама м. Мария, о. Дмитрий Клепинин и сын м. Марии Ю. Д. Скобцов, прославленные в лике святых Священным синодом Константинопольского патриархата в 2004 г.). Кроме того, членов этого ядра связывали между собой не только общая работа и церковное дело, но и очень личные дружественные связи, и вплетение личной дружбы в эту церковную задачу «братского единения» для участия в общем церковном деле тоже очень характерно.
Наконец, главной особенностью объединения становится «революционный» метод его работы, который м. Мария описывает как экспериментально-искомый, как то, что они только пытаются нащупать: «Мы должны попробовать найти этот православный соборно-личный метод»[50], такая работа — «лаборатория» для будущей России[51], напряженное искание и создавание того, чего еще нет, но что непременно должно быть. В этом методе стоит выделить два аспекта. Первый — это необходимость в процессе социальной работы видеть в каждом человеке, которому оказывается помощь, подлинную личность, образ Божий, как бы ни был этот образ затемнен и исковеркан, как бы низко ни пал человек в социальном или моральном плане: «Мы не можем дать куска хлеба, если мы не почувствовали в просителе человека»[52], если мы видим в нем лишь объект благотворительности, а не живую и незаменимую личность, за которую умер Христос. Это «мистика человекообщения», которая является основной богословской интуицией м. Марии[53], в действии: без способности увидеть Христа в этом опустившемся, бездомном эмигранте никакая подлинная социально-церковная помощь невозможна.
Второй аспект соборно-личного метода заключается в том, что это выстраивание общей церковной жизни, творческой и захватывающе интересной, и только в пространстве такой жизни и возможно «живое многоединство» церковного организма: «Мы не хотим быть благотворителями, — пишет м. Мария, — мы строим общую жизнь»[54]. В такой творческой парадигме и был создан дом на улице Лурмель: не как благотворительная столовая и общежитие, но как возможность разноуровневой вовлеченности в общую жизнь и приобщения через это к Подателю Жизни — от уплаты за обед или помощи на кухне до участия в церковных службах и в жизни культурно-просветительского центра. Именно поэтому так важны отношения внутри «малой церкви» — братского ядра объединения, с его максимальной духовной напряженностью и приобщенностью Евхаристической жертве, ведь только тогда каждый человек, по мере вовлечения в это живое соборование, будет изменен, «переработан, как живая частица вещества»[55], а каждое дело будет тогда становиться «литургией, проецируемой из церкви в мир»[56].
Интересно, что тема живой жизни также весьма характерна и для булгаковской экклезиологии. В «Невесте Агнца» о. Сергий рассматривает Церковь «как организацию благодатной жизни, так и самую жизнь»[57], как «церкви во множественном числе, соединенные единством жизни, и Церковь как саму эту жизнь»[58], как «живое многоединство»[59]. Оливье Клеман видел одну из главных особенностей жизни и творчества м. Марии в их нераздельном единстве как раз в том, что она «умела создавать особые места, где бурлила и пламенела жизнь»[60]. Таким местом жизни было главное «произведение» м. Марии — созданный ею дом на улице Лурмель, в котором приобщение к общей жизни создавалось не обязательным посещением церковным служб, а свободным вхождением в это притягательное пространство таинственной, интересной и хрупкой жизни, которое и есть Церковь. Таким местом для жизни вокруг нее становился и барак концлагеря Равенсбрюк, где она придавала своим соузницам «желание жить»[61]. Поэтому, может быть, одна из самых удивительных черт такого соборно-личного метода, или экклезиологии живой жизни, — это его заразительность. Лев Зандер, считавший главной особенностью булгаковской мысли «его способность вдохновлять и окрылять душу», писал, что «эпиграфом всей экклезиологии о. Сергия (как, впрочем, и всего его творчества) могут быть поставлены слова евхаристического возгласа “Горе имеем сердца”»[62]. Столь же заразительно-вдохновляющими остаются для нас жизнь и творчество м. Марии, несмотря на весь трагизм ее жизни, на страшный, мученический ее конец.
Таким образом, вопрос рецепции разработанной этими мыслителями экклезиологии, с ее представлением о Церкви как живом многоединстве, как о реальной соборности, вопрос связи этой мысли с реальной церковной работой по оказанию помощи неимущим и социально незащищенным людям, которую осуществляло объединение «Православное Дело», становится уже не просто научной проблемой, но чем-то большим — вопросом церковной преемственности, возможности в нашей церковной жизни XXI века принять дар, переданный нам выдающимися мыслителями и церковными деятелями русского зарубежья, новомучениками ХХ века.
Источники
- Булгаков Сергий, прот. Душа социализма I // Новый град. 1931. № 1. С. 49–58.
- Булгаков Сергий, прот. Душа социализма III // Новый град. 1933. № 7. С. 35–43.
- Булгаков Сергий, прот. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Ч. 3. Париж: YMCA-Press, 1945.
- Булгаков Сергий, прот. Христианская социология // Вестник РХД. 1991. № 161. С. 5–59.
- Булгаков Сергий, прот. Чаша Грааля. Софиология страдания. М.: Никея, 2021.
- Кузьмина-Караваева Е. Ю. Избранное. М.: Сов. Россия, 1991.
- Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки. Т. 1. Париж: YMCA-Press, 1992.
- Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки. Т. 2. Париж: YMCA-Press, 1992.
- Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева Е. Ю.). Россия и эмиграция. Жития святых. Религиозно-философские очерки. Ранняя публицистика. Письма и записные книжки. М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
- «Православное Дело», листовка-брошюра, б. д. 4 с. // Архив С. В. Медведевой. Папка «Православное Дело». Франция, Париж.
- Проект заявления в префектуру полиции. На фр. яз. 1935. 1 л. // Архив С. В. Медведевой. Папка «Православное Дело». Франция, Париж.
- Скобцова Е. Ю. Социальные сдвиги в эмиграции // Новый град. 1932. № 2. С. 70–74.
- Справка. На бланке «Православного Дела», на фр. яз. 1939 г. 1 л. // Архив С. В. Медведевой. Папка «Православное Дело». Франция, Париж.
Литература
- Викторова Т. В. «Отец и друг»: К истории взаимоотношений матери Марии (Скобцовой) и прот. Сергия Булгакова // Сергей Николаевич Булгаков. М.: Политическая энциклопедия, 2020. С. 491–506.
- Гаккель Сергий, прот. Мать Мария. Париж: YMCA-Press, 1992.
- Зандер Л. Клермонский съезд // Путь. 1927. № 6. С. 116–119.
- Зандер Л. А. Бог и мир: Миросозерцание отца Сергия Булгакова. Т. 1. Париж: YMCA-Press, 1948.
- Зандер Л. А. Бог и мир: Миросозерцание отца Сергия Булгакова. Т. 2. Париж: YMCA-Press, 1948.
- Клеман О. В пустыне сердец // Вестник РХД. 2010. № 196. С. 66–73.
- Крошкина Л. В. «Свободное трудничество» в опыте созидания «Православного Дела» матери Марии (Скобцовой) // Вестник Свято-Филаретовского института. 2023. Вып. 46. С. 99–115.
- Лаут Эндрю, прот. Современные православные мыслители: от «Добротолюбия» до нашего времени. М.: Паломник, 2020.
- Ликвинцева Н. В. Мать Мария (Скобцова) как богослов и религиозный мыслитель // Русская эмиграция: Церковная жизнь и богословско-философское наследие. Материалы научной конференции 10–12 марта 2021 г. М.: ПСТГУ, 2022. С. 49–64.
- Мочульский К. В. Монахиня Мария (Скобцова). Воспоминания // Третий час. 1946. Вып. 1. С. 64–78.
- Плюханов Б. Объединение «Православное Дело» // Вестник РХД. 1991. № 161. С. 133–139.
- Современные свидетельства о матери Марии. Материалы круглого стола «Не хочу я быть воспоминаньем, буду вам в грядущее призыв» (март 2016, Париж) // Вестник РХД. 2016. № 205. С. 276–295.
- Хондзинский Павел, прот. Персоналистическая экклесиология прот. Сергия Булгакова, прот. Георгия Флоровского и В. Н. Лосского // Христианское чтение. 2020. № 5. С. 10–22.
- Шмаина-Великанова А. И. Внехрамовая литургия матери Марии // Вестник РХД. 2000. № 181. С. 30–46.
- Kisliakov D. “The Christological Basis of Bulgakov’s Ecclesiological Perspective and its Meaning for the 21st Century”. International Journal of Orthodox Theology. 2020. № 11/3. P. 43–73.
- Ladouceur P. “The Social and Political Theology of Love of Saint Maria of Paris”. Sobornost. 2018. V. 40, 1. P. 60–74.
- Niviere A. “La philosophie de l’histoire chez Serge Boulgakov”. Contacts. 2000. № 191. P. 211–231.
Williams R. “The Body of Christ and the ministry of Mary”, in Idem. Looking East in Winter: Contemporary Thought and the Eastern Christian Tradition. London: Bloomsbury, 2021. P. 216–240.
[1] Мочульский К. В. Монахиня Мария (Скобцова). Воспоминания // Третий час. 1946. Вып. 1. С. 69.
[2] О взаимоотношениях прот. Сергия Булгакова и м. Марии (Скобцовой) см.: Викторова Т. В. «Отец и друг»: К истории взаимоотношений матери Марии (Скобцовой) и прот. Сергия Булгакова // Сергей Николаевич Булгаков. М.: Политическая энциклопедия, 2020. С. 491–506.
[3] Гаккель С., прот. Мать Мария. Париж: YMCA-Press, 1992. С. 80.
[4] «Свящ. проф. С. Булгаков» (фр.).
[5] Справка. На бланке «Православного Дела», на фр. яз. 1939 г. 1 л. // Архив С. В. Медведевой. Папка «Православное Дело». Франция, Париж.
[6] Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки. Т. 1. Париж: YMCA-Press, 1992. С. 250.
[7] О «персоналистической экклесиологии» прот. Сергия Булгакова см.: Хондзинский П., прот. Персоналистическая экклесиология прот. Сергия Булгакова, прот. Георгия Флоровского и В. Н. Лосского // Христианское чтение. 2020. № 5. С. 10–22. О тесной связи булгаковской экклезиологии с его христологией см.: Kisliakov D. “The Christological Basis of Bulgakov’s Ecclesiological Perspective and its Meaning for the 21st Century”. International Journal of Orthodox Theology. 2020. № 11/3. P. 43–73. Об основных положениях экклезиологии м. Марии (Скобцовой) см.: Ликвинцева Н. В. Мать Мария (Скобцова) как богослов и религиозный мыслитель // Русская эмиграция: Церковная жизнь и богословско-философское наследие. Материалы научной конференции 10–12 марта 2021 г. М.: ПСТГУ, 2022. С. 58–62.
[8] См.: «А. Хомяков» (Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева Е. Ю.). Россия и эмиграция. Жития святых. Религиозно-философские очерки. Ранняя публицистика. Письма и записные книжки. М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019. С. 160-183), «Достоевский и современность» (Там же. С. 184-215), «Миросозерцание Вл. Соловьева» (Там же. С. 216-237).
[9] Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева Е. Ю.). Россия и эмиграция. С. 260.
[10] Гаккель С., прот. Указ. соч. С. 39.
[11] Булгаков С., прот. Душа социализма I // Новый град. 1931. № 1. С. 49.
[12] Там же. С. 50.
[13] Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки. Т. 1. Париж: YMCA-Press, 1992. С. 239.
[14] Булгаков С., прот. Душа социализма I. С. 52.
[15] Булгаков С., прот. Душа социализма III // Новый град. 1933. № 7. С. 36–37.
[16] См.: Булгаков С., прот. Христианская социология // Вестник РХД. 1991. № 161. С. 5–59.
[17] Булгаков С., прот. Душа социализма III. С. 38.
[18] Там же. С. 41.
[19] Там же.
[20] Там же. С. 42.
[21] Скобцова Е. Ю. Социальные сдвиги в эмиграции // Новый град. 1932. № 2. С. 74.
[22] Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки. Т. 1. С. 229.
[23] Булгаков С., прот. Душа социализма I. С. 54.
[24] Там же.
[25] Булгаков С., прот. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Ч. 3. Париж: YMCA-Press, 1945. С. 370.
[26] Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки. Т. 1. C. 240-241.
[27] См. напр.: Крошкина Л. В. «Свободное трудничество» в опыте созидания «Православного Дела» матери Марии (Скобцовой) // Вестник Свято-Филаретовского института. 2023. Вып. 46. С. 99–115.
[28] Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки. Т. 1. С. 206.
[29] Булгаков С., прот. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Ч. 3. С. 359.
[30] Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки. Т. 2. Париж: YMCA-Press, 1992. С. 134-135.
[31] Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки. Т. 2. С. 147.
[32] Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева Е. Ю.). Россия и эмиграция. С. 265.
[33] Зандер Л. Клермонский съезд // Путь. 1927. № 6. С. 116–117.
[34] Шмаина-Великанова А. И. Внехрамовая литургия матери Марии // Вестник РХД. 2000. № 181. С. 40.
[35] Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки. Т. 1. Париж: YMCA-Press, 1992. С. 148.
[36] Там же.
[37] Об экклезиологических основаниях важнейших богословских интуиций м. Марии, о связи ее мысли, самого образа ее веры с тем, как она понимает Церковь, пишут исследователи ее творчества. Протоиерей Эндрю Лаут отмечает, что «вера, которой м. Мария жила и за которую умерла, неразрывно связана с ее пониманием природы Церкви, требованиями Евангелия и тем, что заключено в попытке следовать Христу» (Лаут Э., прот. Современные православные мыслители: от «Добротолюбия» до нашего времени. М.: Паломник, 2020. C. 196). Роуэн Уильямс отмечает, что для м. Марии «христианская любовь к ближнему — это экклезиологическая тема» (Williams R. “The Body of Christ and the ministry of Mary”, in Idem. Looking East in Winter: Contemporary Thought and the Eastern Christian Tradition. London: Bloomsbury, 2021. P. 236); он пишет: «Для св. Марии понимание христианской любви как чего-то, укорененного в дарованной свыше солидарности, не имеющей ничего общего с естественной симпатией или индивидуальным решением, это то, что подразумевается верой, что Церковь определяется соборностью и что фундаментальная реальность человеческого существования — всеобщая ответственность; это важнейшие направления в богословии Хомякова и Достоевского, авторов, произведения которых мать Мария цитирует как ключевой источник мысли и о которых она сама писала в конце 1920-х» (Williams R. Op. cit. P. 235). Поль Ладусер отмечает «четыре краеугольных камня богословия матери Марии»: «Вторая евангельская заповедь, любовь к ближнему; православное понятие соборности; Богочеловечество, главная тема русского религиозного возрождения; и Евхаристия» (Ladouceur P. “The Social and Political Theology of Love of Saint Maria of Paris”. Sobornost. 2018. V. 40, 1. P. 66).
[38] Булгаков С., прот. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Ч. 3. С. 291.
[39] Булгаков С., прот. Чаша Грааля. Софиология страдания. М.: Никея, 2021. С. 183.
[40] Протоиерей Эндрю Лаут, выделяя основные черты богословской мысли о. Сергия, отмечает: «Булгаков прежде всего — литургический богослов, и не потому, что пишет о литургии, но потому, что пишет из литургии» (Лаут Э., прот. Указ. соч. C. 93).
[41] Niviere A. “La philosophie de l’histoire chez Serge Boulgakov”. Contacts. 2000. № 191. P. 226.
[42] Проект заявления в префектуру полиции. На фр. яз. 1935. 1 л. // Архив С. В. Медведевой. Папка «Православное Дело». Франция, Париж.
[43] Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки. Т. 1. С. 222.
[44] Там же. С. 223.
[45] Там же. С. 225.
[46] Там же. С. 226.
[47] «Православное Дело», листовка-брошюра, б. д. 4 с. // Архив С. В. Медведевой. Папка «Православное Дело». Франция, Париж.
[48] Обзор деятельности «Православного Дела» см.: Плюханов Б. Объединение «Православное Дело» // Вестник РХД. 1991. № 161. С. 133–139.
[49] Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки. Т. 1. C. 253.
[50] Там же. С. 262.
[51] Там же.
[52] Там же. С. 260.
[53] См. статью «Мистика человекообщения», вошедшую в ее текст «О монашестве»: Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки. Т. 1. С. 141-149.
[54] Кузьмина-Караваева Е. Ю. Избранное. М.: Сов. Россия, 1991. С. 363.
[55] Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки. Т. 1. С. 263.
[56] Там же.
[57] Булгаков С., прот. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Ч. 3. С. 276.
[58] Там же. С. 278.
[59] Там же. С. 280.
[60] Клеман О. В пустыне сердец // Вестник РХД. 2010. № 196. С. 71.
[61] Современные свидетельства о матери Марии. Материалы круглого стола «Не хочу я быть воспоминаньем, буду вам в грядущее призыв» (март 2016, Париж) // Вестник РХД. 2016. № 205. С. 276.
[62] Зандер Л. А. Бог и мир: Миросозерцание отца Сергия Булгакова. Т. 2. Париж: YMCA-Press, 1948. С. 276.
Источник: Ликвинцева Н. В. Практическая экклезиология: мысль протоиерея Сергия Булгакова о церкви и ее преломление в деятельности социально-миссионерского объединения «Православное Дело» // Вестник Свято-Филаретовского института. 2023. Вып. 48. С. 13–30. https://doi.org/10.25803/26587599_2023_48_13