Взаимоотношения Московского и Иерусалимского Патриархатов во многом определялись давней историей присутствия Русской Православной Церкви на Святой Земле. Деятельность Русской духовной миссии и Императорского православного палестинского общества, пребывание на землях евангельской и библейской истории многочисленных паломников из исторической России породили Русскую Палестину. В исследуемый период особый настрой отношениям двух Церквей придавал и тот факт, что председатель ОВЦС митрополит Никодим занял свой пост (с кратким периодом заместительства председателя Отдела) после завершения возглавления Русской духовной миссии в Иерусалиме. Многочисленные контакты и тесные связи с предстоятелем, иерархами, духовенством и мирянами Иерусалимской Церкви, налаженные в годы служения владыки Никодима в миссии, способствовали укреплению межцерковных отношений.
Контакты священноначалия Русской и Иерусалимской Православных Церквей
Особый вклад в общение двух Церквей вносили их предстоятели. Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сопровождении церковной делегации в декабре 1960 года после пятнадцатилетнего перерыва (первый визит в патриаршем достоинстве состоялся в 1945 году) посетил Иерусалим. Московские церковные паломники получили доступ в Старый город, где совершили богослужение в храме Гроба Господня, приобщились к святыням, расположенным в Иерусалиме и его окрестностях, а также в других местах. Состоялось братское общение двух предстоятелей, в ходе которого был затронут круг вопросов межцерковного сотрудничества. Патриарх Алексий встретился с королем Иордании Хусейном ибн Талалом. По мнению Патриарха Иерусалимского Венедикта, визит предстоятеля Русской Церкви на Святую Землю должен был способствовать улучшению отношений между Советским Союзом и Иорданией[1].
В ответ на оказанное гостеприимство на Святой Земле Патриарх Алексий пригласил своего иерусалимского собрата в сопровождении делегации посетить в 1961 году Русскую Церковь[2]. Патриарх Венедикт медлил с поездкой, намереваясь осуществить ее в сентябре 1965 года[3]. Однако официальный визит состоялся лишь в 1968 году на торжества, посвященные пятидесятилетнему юбилею восстановления патриаршества в Русской Церкви. Патриарх Венедикт и сопровождающие его члены делегации Иерусалимского Патриархата в течение двух недель пребывали гостями Русской Церкви[4]. Программа поездки включала в себя посещение Москвы, где состоялось братское молитвенное и деловое общение двух предстоятелей, а также Ленинграда, где митрополит Никодим оказал гостеприимство высоким гостям. Решением Совета Ленинградской духовной академии Патриарх Венедикт был избран ее почетным членом. Предстоятель Иерусалимской Церкви и члены сопровождавшей его делегации были удостоены наград Московского Патриархата. Священноначалие и официальные представители Русской Церкви также были отмечены наградами Иерусалимского Патриархата.
Летом следующего, 1969 года Патриарх Венедикт приглашался предстоятелем Русской Церкви вновь посетить пределы Русской Церкви, поправить здоровье в советских здравницах[5]. В 1970 году данное приглашение уже после кончины Патриарха Алексия было подтверждено от имени Священного Синода местоблюстителем московского патриаршего престола митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом[6]. Однако Патриарх Венедикт не решился на новую поездку в Москву.
Во второй половине мая 1972 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен в сопровождении церковной делегации совершил мирный визит в Иерусалимский Патриархат. Поездка во многом носила паломнический характер: состоялись посещения святых мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, совместные с Патриархом Венедиктом и другими иерархами Иерусалимского Патриархата богослужения. Патриарх Пимен имел встречи с министром религий Израиля З. Вархавтигом, министром юстиции Я. Шапиро, губернатором Иерусалима Р. Леви, мэром Иерусалима Т. Колеком, главами христианских общин. По возвращении в Советский Союз предстоятель Русской Церкви сделал жест ответного гостеприимства и пригласил Патриарха Иерусалимского Венедикта в 1973 году посетить Русскую Церковь[7].
В апреле 1966-го и в ноябре 1970 года в Иерусалиме находился митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим во главе группы паломников из Русской Церкви. В ноябрьской поездке 1970 года в числе сопровождавших митрополита Никодима лиц был молодой преподаватель Ленинградской духовной академии иеромонах Кирилл (Гундяев). Частью программы пребывания на Святой Земле были встречи с Блаженнейшим Патриархом Венедиктом, богослужения у святынь Старого города, в храмах миссии и Горненском монастыре, посещения мест, связанных с евангельской историей. В ходе паломнических поездок председатель ОВЦС встречался с высокопоставленными государственными деятелями Израиля, в частности с министром религий, властями Иерусалима. Русская духовная миссия в Иерусалиме в честь митрополита Никодима устроила приемы, на которых присутствовали иерархи Иерусалимской Церкви, представители христианских церквей, дипломаты и представители израильской общественности. Вклад митрополита Никодима в развитие отношений Русской и Иерусалимской Православных Церквей был отмечен Патриархом Венедиктом, удостоившим ленинградского иерарха ордена Святого Гроба Господня.
Синайская Автономная Православная Церковь в международной повестке Московского Патриархата
Контакты священноначалия Русской Церкви с Синайской Православной Церковью, имевшей автономный статус в составе Иерусалимского Патриархата и возглавляемой в исследуемый период Архиепископом Синайским Порфирием III, а позднее Григорием II, служили поддержке древнего монастыря святой Екатерины на удостоившейся божественного нисхождения горе Синай. Вопрос материального вспомоществования для Синайской Церкви стоял довольно остро, особенно во время арабо-израильского конфликта, когда Синай был занят Израилем. Архиепископ был вынужден находиться в Египте, а его связь с обителью затруднялась. Монастырская братия испытывала сложности с доставкой продуктов питания, денежными переводами, а монастырские постройки приходили в ветхость и требовали ремонта. Еще ранее Автономная Церковь лишилась источников доходов, в том числе в советской России, где в Киеве, Нежине и Тифлисе располагала объектами недвижимости. Архиепископ Порфирий просил Патриарха Алексия содействовать либо возвращению Синайской Церкви изъятого у нее государственными властями имущества, либо выплате компенсации[8]. В свою очередь, Архиепископ Григорий в 1971 году ходатайствовал о восстановлении подворья Синайской обители в Киеве и просил священноначалие Русской Церкви оказать помощь монастырю[9].
Настоятели храма святого князя Александра Невского в Александрии от лица Русской Церкви поддерживали отношения с Синайской Церковью и Архиепископом Порфирием. При посещении монастыря святой Екатерины московским церковным представителем вносились пожертвования на поддержание святой обители. В октябре 1971 года монастырь святой Екатерины посетил начальник Русской духовной миссии архимандрит Иероним (Зиновьев) в составе делегации глав христианских церквей в Иерусалиме.
Историческим событием, которое привлекло внимание православного мира, стало празднование в 1966 году 1400-летия основания монастыря святой Екатерины. Торжества, на которые собрались делегации ряда Поместных Православных Церквей, преимущественно греческих, состоялись 16-25 сентября. К этому же времени было приурочено чествование Архиепископа Порфирия в связи с 40-летием его служения в архиерейском сане. В состав делегации Русской Церкви вошли представитель Московского Патриархата при антиохийском патриаршем престоле епископ Подольский Владимир (Котляров) – глава делегации, а также настоятель храма святого князя Александра Невского в Александрии протоиерей М. Стаднюк и настоятель Подворья Русской Церкви в Бейруте протоиерей И. Ильич. Святейший Патриарх Алексий направил поздравительное послание в адрес Блаженнейшего Архиепископа Порфирия и участников торжеств, а также передал через главу русской делегации в дар предстоятелю Синайской Церкви панагию, кофейный сервиз и памятную медаль.
Патриарх Алексий в ходе своего визита в Александрийский Патриархат в конце 1960 года посетил каирское подворье монастыря святой Екатерины. В августе 1963 года Архиепископ Порфирий удостоил Святейшего Патриарха Алексия по случаю пятидесятилетия его служения в епископском сане ордена святой Екатерины. Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим в сопровождении членов паломнической группы в ноябре 1970 года совершил паломнический визит на Синай.
Русская духовная миссия в Иерусалиме
Русская духовная миссия в Иерусалиме, основанная в 1847 году, в 1960-е – начале 1970-х годов продолжала свое историческое служение нуждам паломников, прибывающих на Святую Землю, а также являлась важным связующим звеном между Московским и Иерусалимским Патриархатами. В те годы паломниками из СССР были преимущественно члены церковных делегаций и отдельные организованные группы верующих, посещавших Святую Землю к праздникам Рождества Христова и Пасхи. Ни о каком массовом паломничестве из Страны Советов не могло быть и речи. В архиве Отдела внешних церковных связей сохранилась переписка священноначалия Русской и Иерусалимской Церквей, в которой испрашивалось благословение Патриарха Иерусалимского для членов делегаций Московского Патриархата как посетить святые места, так и совершить богослужения в храмах[10]. Регулярное паломничество на Святую Землю началось в апреле 1964 года после установления дипломатических отношений СССР и Иордании в августе 1963 года. Первую паломническую группу в составе четырнадцати человек возглавил начальник Русской духовной миссии архимандрит Ювеналий (Поярков).
После освобождения архимандрита Никодима (Ротова) от должности начальника миссии на это место был назначен архимандрит Августин (Судоплатов), которого в октябре 1961 года сменил архимандрит Варфоломей (Гондаровский) – в прошлом насельник Троице-Сергиевой Лавры. Новым начальником миссии в мае 1963 года был назначен архимандрит Ювеналий (Поярков), которого председатель ОВЦС характеризовал как близкого ему человека[11]. В помощь отцу Ювеналию в качестве заместителя начальника миссии решением Священного Синода Русской Церкви в марте 1964 года был назначен игумен Гермоген (Орехов) – однокурсник митрополита Никодима по Ленинградской духовной академии. Уже в декабре 1964 года игумен Гермоген сменил на посту начальника миссии архимандрита Ювеналия, назначенного на должность заместителя председателя ОВЦС. Патриарх Алексий просил Патриарха Венедикта возвести отца Гермогена, в связи с новым назначением, в сан архимандрита[12]. В апреле 1967 года новым начальником миссии был назначен ключарь Николо-Богоявленского кафедрального собора Ленинграда архимандрит Антоний (Завгородний). Трехлетние труды архимандрита Антония на посту главы русского церковного представительства получили высокую оценку Патриарха Иерусалимского Венедикта[13]. Архимандрита Антония в марте 1970 года сменил земляк митрополита Никодима архимандрит Иероним (Зиновьев), перешедший с должности заместителя начальника миссии. Последним начальником миссии в обозреваемый период с августа 1972 года был ранее трудившийся заместителем начальника миссии архимандрит Климент (Толстихин). Примечательно, что начальники миссии были людьми, близкими митрополиту Никодиму, которых он не только хорошо лично знал, но и совершал их постриг, рукополагал в священный сан. Внимание председателя ОВЦС к должности главы русского церковного представительства на Святой Земле можно объяснить тем, что архипастырь отдал этому служению годы жизни, хорошо знал специфику такого служения. Должность начальника миссии становилась своего рода подготовкой к епископской стезе. Митрополит Никодим, когда у него имелась возможность, лично читал периодические отчеты начальника миссии, на некоторых делал многочисленные пометки, свидетельствующие о его осведомленности в излагаемых вопросах. В штате миссии находились заместители начальника, секретари и члены[14]. Внутренние решения принимались на заседаниях Совета миссии.
Русское церковное представительство в Иерусалиме вносило важный вклад в развитие отношений между Московским и Иерусалимским Патриархатами. По свидетельству начальника миссии архимандрита Августина (Судоплатова), такие отношения характеризовались как добрые[15]. Их важной составляющей были личные контакты начальника миссии с Патриархом Иерусалимским Венедиктом. Последний высоко ценил труды митрополита Никодима как в его иерусалимский период, так и на должности председателя ОВЦС. В прощальной беседе с архимандритом Никодимом (Руснаком) предстоятель Иерусалимской Церкви признался: «Передай епископу Никодиму, что я люблю его за его энергию»[16].
Предстоятель Иерусалимской Церкви многократно совершал богослужения в храмах миссии как в дни церковных праздников, так и в дни, отмеченные событиями из личной биографии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Начальник и духовенство миссии посещали Патриарха Венедикта в его резиденции, где проходили содержательные беседы. Гостями миссии становились члены Синода, иерархи и духовенство Иерусалимского Патриархата. Порой богослужения в храмах миссии в праздничные дни по благословению Патриарха Венедикта совершали архиереи Иерусалимской Церкви. В свою очередь, руководство миссии принимало приглашения сослужить иерархам и духовенству в храмах на израильской, палестинской и иорданской территориях. Евхаристическое и внебогослужебное общение помогало укрепить личные связи, обмениваться информацией о состоянии церковной жизни в СССР и в странах канонической ответственности Иерусалимского Патриархата.
Русская духовная миссия вела активную представительскую работу, в которой были задействованы не только начальник и его заместитель, но и члены миссии. Русское церковное представительство служило местом встреч его руководства с иерархами и духовенством Поместных Церквей, высокими представителями инославных и древних восточных церквей, руководителями христианских благотворительных организаций и духовно-просветительских обществ, зарубежными дипломатами, аккредитованными в Израиле, иностранными студентами и иными гостями, находящимися в Иерусалиме с рабочими, паломническими и туристическими целями. Посещали миссию и встречались с ее начальником научные деятели из СССР, как, к примеру, было в октябре 1961 года, когда в Иерусалим прибыла группа грузинских ученых с целью проверки достоверности страниц биографии поэта Ш. Руставели. Среди гостей из Советского Союза встречались футболисты, прибывшие в мае 1961 года в Израиль из Риги на серию футбольных матчей, а в декабре 1966 года из Москвы, участники конференции дружбы в декабре 1963 года в Иерусалиме, члены советской делегации, прибывшие в октябре 1964 года на Всемирный конгресс по аэронавтике, советские шахматисты, участвовавшие в ноябре 1964 года в XVI шахматной олимпиаде, энергетики, прибывшие из СССР в сентябре 1965 года, а также арфистки, скрипачи, пианисты, дирижеры и другие деятели искусства, культуры, науки и просвещения, спорта и туризма, находившиеся в командировках в Иерусалиме. В апреле 1966 года миссию посетил советский поэт и писатель Константин Симонов с супругой. Благодаря активной представительской работе Русская духовная миссия в Иерусалиме приобрела авторитет в зарубежных кругах, в Советском Союзе, а также в израильской общественной среде.
В задачи миссии входило развитие контактов с иудейскими общинами Израиля и мусульманскими общинами на палестинских территориях, что служило межрелигиозному диалогу и сотрудничеству. Руководство миссии поддерживало отношения с израильскими властями, в том числе на высоком государственном уровне. Начальник миссии получал приглашения и посещал приемы, устраиваемые президентом и председателем Кнессета Израиля, а также посольствами иностранных государств, присутствовал на официальных государственных церемониях, как, например, в октябре 1962 года на церемонии в Кнессете по случаю вступления Бен-Цви в должность президента Израиля после победы на очередных выборах. Начальник миссии архимандрит Варфоломей (Гондаровский) в феврале 1963 года при посещении Кнессета беседовал с президентом Израиля Бен-Цви. Высокопоставленный государственный деятель посещал Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Архимандрит Ювеналий (Поярков) в июле 1963 года нанес визит новому президенту Израиля Залману Шазару в его иерусалимской резиденции. Президент, будучи историком и палестиноведом, проявил интерес к кандидатской диссертации митрополита Никодима «История Русской духовной миссии в Иерусалиме», подготовленной иерархом в бытность начальником миссии, желал прочитать научный труд[17]. Миссию посещали министры израильского правительства (министр сельского хозяйства Израиля Моше Даян в декабре 1963 года), руководители государственных ведомств, парламентарии. Глава русской церковной миссии уделял большое внимание контактам с министерством религий Израиля и властями Иерусалима (мэром и губернатором города), в ходе которых обсуждались имущественные и хозяйственные вопросы, а также неоднократно имевшие место хулиганские выходки местных жителей с причинением материального ущерба храмам и строениям миссии, Горненского монастыря, яффского Русского сада в Абу-Кабире. Нападки молодчиков и отсутствие должной реакции со стороны израильских властей побудили митрополита Никодима 11 марта 1968 года направить в адрес президента Израиля Залмана Шазара телеграмму с выражением решительного протеста против преступных действий и призывом к властям страны предпринять необходимые меры для ограждения имущества Русской Церкви от посягательств[18]. Телеграмма председателя ОВЦС на фоне разрыва дипломатических отношений между СССР и Израилем 10 июня 1967 года, вызванного началом Шестидневной войны, вызвала негативную реакцию как в израильской общественной среде, так и в местных средствах массовой информации. Телеграммы с сообщением о сложившейся вокруг миссии ситуации и просьбой вмешаться в нее с целью защиты имущества Русской Церкви от посягательств были направлены генеральному секретарю Всемирного совета церквей Юджину Карсону Блейку и директору Комиссии церквей по международным делам ВСЦ Отто Фредерику Нольде. Между председателем ОВЦС и израильскими властями последовал обмен телеграммами, в которых обосновывались и парировались позиции каждой из сторон.
Обострение отношений СССР и Израиля сказывалось на положении Русской духовной миссии в Иерусалиме. К негативному настрою в израильском обществе в отношении Советского Союза, вызванному поддержкой арабских стран в противостоянии Израилю, добавился еще и судебный процесс над гражданами СССР преимущественно еврейского происхождения, планировавшими в июне 1970 года захватить в аэропорту Ленинграда пассажирский самолет для перелета в Израиль – «ленинградское самолетное дело». Смертный приговор организаторам преступления и длительные сроки заключения его участникам спровоцировали пикеты и акции протеста у стен миссии: звучали оскорбления в адрес церковных представителей, зданию миссии был нанесен ущерб. Происходили нападки на миссию в израильских СМИ. Временами агрессивные акции доходили до осквернений и ограблений храмов, как это случилось в декабре 1971 года с храмом святого апостола Петра в яффском Русском саде. Преступление побудило Святейшего Патриарха Пимена направить телеграмму президенту Израиля Залману Шазару с выражением озабоченности произошедшим и протеста. Соответствующая телеграмма была также послана генеральному секретарю ВСЦ Ю. К. Блейку с просьбой предпринять возможные действия для защиты миссии и ее имущества.
Глава и члены русского церковного представительства на Святой Земле поддерживали постоянные рабочие контакты с главами советской дипломатической миссии в Израиле, среди которых в разные годы были чрезвычайный и полномочный посол М. Ф. Бодров, временный поверенный в делах посольства СССР в Израиле А. С. Лихачев, чрезвычайный и полномочный посол Д. С. Чувахин. На деловых встречах, проходивших большей частью в посольстве СССР, церковные представители обсуждали с советскими дипломатами деятельность миссии, в том числе имущественные и хозяйственные вопросы. Некоторые из них требовали консультаций посольства с МИД СССР[19].
Послы СССР в Израиле, первые секретари и руководители консульского отдела советского посольства присутствовали на богослужениях в храмах миссии, совершаемых по случаю праздничных дат, участвовали в церковных приемах и многосторонних встречах, проходивших в здании русского церковного представительства. Духовную миссию посещали и делегации Министерства иностранных дел СССР. Так, в июле 1960 года в миссию прибыли ответственные сотрудники советского внешнеполитического ведомства, находящиеся в Иерусалиме с целью проведения переговоров с израильскими властями о правовом статусе имущества, принадлежащего Русскому палестинскому обществу[20] и Русской духовной миссии в Иерусалиме. Миссию многократно посещали дипломаты посольства Финляндии в Израиле, в частности консул Леонид Таурен, как для протокольных встреч, так и для делового общения, особенно в период после разрыва дипломатических отношений между СССР и Израилем, когда финская дипломатическая миссия представляла интересы Советского Союза в израильском государстве.
В свою очередь, начальник и члены миссии присутствовали на новогодних вечерах, приемах по случаю очередной годовщины Октябрьской революции и Международного дня трудящихся, проходивших в посольстве Советского Союза в Тель-Авиве.
Сложной страницей в истории присутствия Русской Церкви на Святой Земле стало решение правительства СССР, принятое в конце 1963 года, о продаже находящегося на территории Израиля недвижимого имущества, ранее принадлежавшего миссии, а после октябрьской 1917 года революции экспроприированного в пользу советского государства, – так называемая «апельсиновая сделка». Согласно планам Москвы, на продажу выставлялись здания и сооружения, земельные участки, в том числе Русское подворье в Иерусалиме, где располагалась Русская духовная миссия. Продаже не подлежали Троицкий собор и здание миссии.
Иордания на карте церковных контактов
Важной составляющей отношений Московского и Иерусалимского Патриархатов были контакты священноначалия Русской Церкви с королем Иордании Хусейном ибн Талалом, который выступал патроном Иерусалимской Церкви. Святейший Патриарх Алексий поздравил короля с новым 1964 годом, а в подарок направил московский сервиз[21]. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме неоднократно передавал королю церковные дары. Связи священноначалия Русской Церкви с властями Иордании, направление на иорданскую территорию церковного представителя из СССР в должности заместителя начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме возбуждали подозрения в Иерусалимском Патриархате о тайных действиях Москвы по созданию в королевстве духовной миссии по аналогии с исторической Русской духовной миссией в Иерусалиме. Патриарх Иерусалимский Венедикт 19 марта 1966 года направил телеграмму предстоятелю Русской Церкви, в которой выразил протест якобы учреждению руководством Московского Патриархата постоянной Русской духовной миссии в Иордании и просил отменить назначение архимандрита Владимира (Сабодана) на должность заместителя начальника иорданской миссии[22]. В ответной телеграмме Патриарх Алексий сообщил о том, что архимандрит Владимир назначен священноначалием Русской Церкви заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, а о создании новой миссии на канонической территории Иерусалимского Патриархата не может быть и речи[23]. В последующем письме на имя предстоятеля Иерусалимской Церкви Патриарх Алексий пояснил, что архимандрит Владимир был направлен в Иорданию для удобства контактов с Патриархом Венедиктом, а также с целью содействия паломникам из Советского Союза, прибывающим на поклонение святыням Иорданской земли. Московский Патриарх вновь указывал на отсутствие планов Русской Церкви по учреждению второй духовной миссии в Палестине, расширению или изменению статуса миссии в Иерусалиме[24]. С целью уладить недоразумения с Иерусалимским Патриархатом в Старый город в пасхальные дни апреля 1966 года прибыл митрополит Никодим. Председатель ОВЦС провел встречу с Патриархом Венедиктом. Митрополиту Никодиму удалось разрядить обстановку. Впрочем, архимандриту Владимиру все же пришлось покинуть территорию Иордании по настоянию ее властей. Причина заключалась в ухудшении отношений иорданского государства с Советским Союзом, поскольку королевство подпало под влияние Соединенных Штатов Америки.
Посольство СССР в Иордании оказывало начальнику Русской духовной миссии помощь в получении разрешений на въезд на территорию королевства. В этих целях советская дипломатическая миссия контактировала с Министерством иностранных дел Иордании. Внимание, оказываемое московским церковным представителем властям Королевства, в первую очередь королю, призвано было создать благоприятную почву для решения вопроса с церковным имуществом, расположенным в Иордании. Кроме того, иорданские власти выдавали разрешения на посещение Старого города, где находилась резиденция Иерусалимского Патриарха и где проходили встречи начальника Русской духовной миссии с предстоятелем Иерусалимской Церкви. У святынь Старого города совершались богослужения, в которых также участвовал московский церковный представитель. Защите интересов Русской Церкви в Иордании способствовали встречи архимандрита Гермогена (Орехова) с послом СССР в Королевстве Иордания П. К. Слюсаренко и архимандрита Антония (Завгороднего) с главой советской дипломатической миссии в Иордании А. В. Анисимовым.
Сложной международной проблемой в изучаемый период стали действия Израиля по выселению арабских жителей с западного берега реки Иордан на восточный, политика по выдавливанию арабского населения Иерусалима, что рождало межнациональные и межрелигиозные конфликты. Русская Церковь поддерживала право арабского населения на проживание на землях своих предков, призывала к справедливому решению проблемы арабских беженцев, в том числе с привлечением Организации Объединенных Наций[25].
В заключение краткого экскурса в историю взаимоотношений Московского и Иерусалимского Патриархатов в 1960-е – начале 1970-х годов нужно отметить, что контакты между ними характеризовались высоким уровнем сотрудничества, начиная с братского общения предстоятелей и представителей двух Церквей и заканчивая паломниками из Советского Союза, прибывавшими к святыням Иерусалима и других мест евангельской и библейской истории. Частью этих контактов были доброжелательные отношения Русской и Синайской Православных Церквей.
Особую роль в поддержании и развитии межцерковных связей играла Русская духовная миссия в Иерусалиме, к деятельности которой митрополит Никодим проявлял повышенное внимание. Председатель ОВЦС лично подбирал руководящий состав миссии, что являлось важной частью его кадровой политики пополнения епископата Русской Церкви молодыми церковными деятелями. Миссия выполняла многие представительские функции, позволявшие укреплять межцерковные и межрелигиозные контакты, взаимодействие с израильскими и иорданскими властями. Святая Земля продолжала оставаться притягательной для советских граждан, которые старались использовать служебные командировки и туристические поездки в Израиль для посещения Русской духовной миссии.
Как конструктивные можно охарактеризовать отношения церковного представительства в Иерусалиме с советскими посольствами в Израиле и Иордании, даже в сложные времена, связанные с решением советских властей продать большую часть исторического имущества миссии.
На положении церковного представительства сказывалось состояние советско-израильских и советско-иорданских отношений. Спокойный характер таких отношений позволял начальнику миссии выстраивать взаимополезные контакты с высшим руководством Израиля и Иордании. Однако в годы обострений межгосударственных противоречий Русская духовная миссия сталкивалась с агрессией со стороны радикально настроенных местных жителей, причинявших при попустительстве властей немалый ущерб церковному имуществу, враждебной информационной кампанией в СМИ, выдворением своих представителей.
Литература
- Архив Отдела внешних церковных связей (Архив ОВЦС). Д. 24. 1960, 1961, 1963, 1964, 1966, 1967, 1969, 1970, 1971, 1972; Д. 36. 1963. Ч. 2.
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 433, 595.
- Телеграмма председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима президенту Израиля Залману Шазару от 11.03.1968 г. // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 4.
[1] Запись беседы второго секретаря посольства СССР в Израиле А. В. Чурлина с Патриархом Иерусалимской Церкви Венедиктом. Из дневника А. В. Чурлина № 60 от 21.02.1961 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 433. Л. 26-27.
[2] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Патриарху Святого Града Иерусалима и всея Палестины Венедикту I от 13.05.1961 г. // Архив ОВЦС. Д. 24. 1961.
[3] Запись беседы советника посольства СССР в Иордании Ю. В. Сусликова с Патриархом Иерусалима Венедиктом 12 января 1965 г. Из дневника Ю. В. Сусликова № 8 от 26.01.1965 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 595. Л. 9.
[4] Предстоятеля Иерусалимской Церкви сопровождали архиепископ Василий (Блацос), архиепископ Герман (Мамаладис), архимандрит Феодосий (Макос), архидиакон Лонгин (Скарцонис) и Константин Петракис.
[5] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Патриарху Святого Града Иерусалима и всея Палестины Венедикту I от 14.03.1969 г. // Архив ОВЦС. Д. 24. 1969.
[6] Письмо местоблюстителя московского патриаршего престола митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена Патриарху Святого Града Иерусалима и всея Палестины Венедикту № 805 от 19.05.1970 г. // Там же. 1970.
[7] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Пимена Патриарху Святого Града Иерусалима и всея Палестины Венедикту № 2274 от 28.11.1972 г. // Там же. 1972.
[8] Письмо Архиепископа Синайского Порфирия Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 119 от июля 1960 г. // Там же. 1960. С. 2.
[9] Меморандум Архиепископа Синайского и Раифского Григория II Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду // Там же. 1971. С. 2-3.
[10] К примеру, телеграмма Патриарха Московского и всея Руси Алексия Патриарху Святого Града Иерусалима и всея Палестины Венедикту от 2.04.1966 г., письмо председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима Патриарху Венедикту № 895 от 25.05.1966 г. // Там же. 1966.
[11] Письмо архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима митрополиту Назаретскому Исидору № 697 от 14.05.1963 г. // Там же. 1963.
[12] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Патриарху Святого Града Иерусалима и всея Палестины Венедикту от 31.12.1964 г. // Там же. 1964.
[13] Письмо Патриарха Святого Града Иерусалима и всея Палестины Венедикта местоблюстителю московского патриаршего престола митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену от 29.04.1970 г. // Там же. 1970.
[14] Среди членов миссии в обозреваемый период заместители начальника – архимандрит Никодим (Руснак), иеромонах Владимир (Котляров), архимандрит Владимир (Сабодан); секретари – протодиакон Николай Дмитриев, диакон Павел Корчагин, протодиакон Борис Глебов, иеродиакон Гавриил (Стеблюченко), иеромонах Евсевий (Саввин), игумен Серафим (Тихонов) (ставший также заместителем начальника миссии); члены миссии – иеромонах Агафангел (Догадин), иеромонах Николай (Кузьмин), иеромонах Исидор (Кириченко), иеромонах Владимир (Иким), протодиакон Владимир Назаркин, Н. К. Куликов, В. Н. Клюев, Ю. Т. Деревянченко и Л. А. Козлов (последние четверо мирян – управляющие хозяйством миссии).
[15] Доклад начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Августина председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму от 23.06.1961 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 433. Л. 187.
[16] Доклад архимандрита Никодима председателю ОВЦС епископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму от 28.02.1961 г. // Там же. Л. 31.
[17] Прошение начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Ювеналия председателю ОВЦС митрополиту Минскому и Белорусскому Никодиму от 20.09.1963 г. // Архив ОВЦС. Д. 36. 1963. Ч. 2.
[18] Телеграмма председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима президенту Израиля Залману Шазару от 11.03.1968 г. // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 4. С. 4.
[19] Как, например, в случае с Русским садом (Абу-Кабир, Яффа), принадлежавшим миссии, часть которого в ноябре 1965 года в соответствии с решением священноначалия Русской Церкви (постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода от 26.11.1965 г., № 43) была передана во владение посольству СССР в Израиле (на территории сада располагались здания, в которых проживали сотрудники посольства и члены их семей. Началась реализация плана строительства на переданном участке комплекса зданий посольства СССР).
[20] В свое время Императорское православное палестинское общество, которое в советское время именовалось Русским палестинским обществом и действовало в составе Академии наук СССР.
[21] Проявлением особого уважения к монаршей особе стало собственноручно написанное Патриархом Алексием поздравительное послание на английском языке. См.: поздравительное послание Патриарха Алексия Королю Иордании Хусейну от 8.01.1964 г. // Архив ОВЦС. Д. 24. 1964.
[22] Телеграмма Патриарха Венедикта Патриарху Алексию от 19.03.1966 г. // Там же. 1966.
[23] Ответная телеграмма Патриарха Алексия Патриарху Венедикту от 22.03.1966 г. // Там же.
[24] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Патриарху Святого Града Иерусалима и всея Палестины Венедикту от 1.04.1966 г. // Там же. С. 2.
[25] Телеграмма Патриарха Московского и всея Руси Алексия архиепископу Иерапольскому Диодору от 15.07.1967 г. // Там же. 1967.
Источник: Звонарёв С. Л. (протоиерей Сергий Звонарёв). Взаимоотношения Московского и Иерусалимского Патриархатов в 60-е – начале 70-х годов XX века по материалам церковных и государственных архивов // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. № 4. С. 41-53.