Поставление первого троицкого настоятеля-архимандрита
В статье доктора богословия, профессора Московской духовной академии архимандрита Макария (Веретенникова) излагается история возведения настоятелей Троице-Сергиевой Лавры в сан архимандритов: кто, кем и когда был впервые облечен этим саном в обители прп. Сергия. Этому событию предшествовало соборное суждение-определение, в результате которого обитель преподобного Сергия была поставлена превыше других монастырей. Делается вывод о том, что возведение троицкого настоятеля в сан архимандрита – важное событие для всей Церкви.
Статья

Преподобный Сергий основал на горе Маковец Радонежскую обитель, которая была посвящена Живоначальной Троице. Он скончался в сане игумена, и все последующие троицкие настоятели также были игуменами. Шли годы и века, Русское государство постепенно крепло, объединяясь вокруг Москвы. Одновременно вырос и церковный статус Москвы: в ней пребывает глава Церкви, в ней собираются церковные соборы, к главе Русской Церкви приезжают иерархи, настоятели монастырей, различные старцы. Постепенно встает вопрос о церковном диптихе.

После перенесения первосвятительской кафедры митрополитом Максимом[1] из Киева во Владимир на Клязьме главной обителью в Русской Церкви становится монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире[2]. При святителе Московском Макарии[3] впервые появились указания о старшинстве настоятелей монастырей, что было важно при совершении соборных богослужений. Первой обителью стал Чудов монастырь в Кремле, основанный митрополитом Алексием[4]; второй – Троице-Сергиева, основанная преподобным Сергием[5], и т. д. Распоряжение, сделанное в связи с царским венчанием в 1547 году, касалось семи монастырей, «а преже того те игумены в местех не бывали»[6]. Хронологически следующий документ, имеющий название «Лествица властем», был составлен при патриархе Иове[7] в 1599 году[8]. В нем названы иерархи Русской Церкви и настоятели монастырей: четыре митрополита, шесть архиепископов и три епископа, последний – «Селивестр, епископ Корелскии и Орешки»[9]. Затем названы сорок семь настоятелей монастырей из разных епархий, после которых следует перечень старцев из различных монастырей. Однако между серединой и концом XVI века имело место еще одно распоряжение священноначалия. Связано оно было с Троице-Сергиевой обителью, ставшей первым монастырем Русской Церкви. Об этом сохранились некоторые сведения в источниках.

Необходимо отметить, что в Троицком монастыре до этого могли нести послушание настоятели в сане архимандрита, переведенные из других обителей. Так, Лужецкий архимандрит Гурий[10] был переведен из Можайска в Троицкий монастырь. Затем он стал епископом на Рязанской кафедре[11]. Уже будучи епископом, он прибыл в 1559 году в Троице-Сергиев монастырь по случаю основания Успенского собора. В «Летописце» о нем сказано: «…преж был игумен у Живоначалныя Троицы»[12]. Таким образом, статус троицкого настоятеля не изменялся и в подобных случаях, но, очевидно, это могло иметь отношение к последующему возвышению троицкого настоятеля[13].

В середине XVI века келарем в Троицком монастыре был известный старец Адриан (Ангелов)[14]. В «Троицком летописце» приведено его послание, обращенное к царю Иоанну Грозному. Он проводит параллель между посещением Богоматерью святой Афонской Горы и Ее явлением преподобному Сергию Радонежскому. Пречистая Дева «сниде духом не по земли от места на место плотию ходяща, но от страшнаго и трепетнаго и неисповедимаго престола Сына и Бога Своего с святыми Его ученикы, прииде от небес на землю в Богоименитую и в Свою великую обитель к Своему угоднику великому Сергию и чюдное обещание дарующе, еже неотступно Ей пребыти от Своеа обители, и прославити Свою обитель, и всех благых изобильствовати, якоже отци глаголют вторую сию Святую Гору быти и не погрешиша, но и паче истинъствоваше от сицевыа твоеа Богом и Пречистыа украшенныа Лавры игумен Еульферей еже о Христе з братьею челом бьем и молим твое царъское величество кротко и милостивно нас смиренных, възвещающих тебе, государю, послушати, аще Бог прославил и Пречистаа Богородица, и възвеличил, и распространил и славну сътворил от восток и до запад, не и паче ли тебе, государю, для Бога и Пречистыа Богородица и великаго чюдотворца Сергиа и ученика его Никона чюдотворца свою царьскую обитель подобает прославити, понеже сиа твоа царьскаа обитель твоей царьской главе слава и венец, и царьствию твоему красота и слава от въсток и до запад, яко в твоих прародителех и твоем Царствии и области Бог изволил и Пречистаа Богородица от Небес схожением Пречистыа Богородица освятися обители сей слава Богу, тако прославльшему Своею Пренепорочъною Материю сию твою царьскую обитель»[15]. Заканчивается данное сообщение «Краткого летописца Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» описанием возведения троицкого настоятеля в сан архимандрита 6 января 1561 года: «И на Богоявление Господа нашего Иисуса Христа государь пожаловал, а Митрополит Макарей в Пречистой поставил игумена Троицкаго Еулъфериа в архимандриты да и шабъку дал с полициею»[16].

В послании-обращении келаря к царю называется троицкий настоятель – игумен Елевферий, который и был возведен святителем Макарием в сан архимандрита. Этому предшествовало соборное суждение-определение, в результате которого обитель преподобного Сергия была поставлена превыше других монастырей в Русской Церкви, о чем говорится в Соборной грамоте митрополита Макария, данной ее первому архимандриту, Елевферию[17]. В описи фонда, где она ныне хранится, приведены следующие данные о ней: «Ставленая грамота о поставлении игумена Тр.-Сергиева монастыря в архимандриты, 6 янв. 1561 г., скоропись, л. I, печать не сохранилась»[18].

Из грамоты явствует, что на праздник Крещения Господня в Успенском соборе Кремля служил Собор иерархов во главе с митрополитом Макарием[19]: Ростовский архиепископ Никандр[20], епископы Афанасий Суздальский[21], Гурий Рязанский[22], Акакий Тверской[23], Варлаам Коломенский[24], Матфей Сарский (Крутицкий)[25]. Из епископата Русской Церкви на торжествах не было архиепископа Новгородского Пимена[26], святителя Гурия Казанского[27], епископов Смоленского Симеона[28] и Вологодского Иоасафа[29].

После сообщения о служении иерархов в грамоте говорится: «…благословили есмя и поставили в архимандриты Троицкаго Сергиева монастыря Елевферия в тот же Троицкой монастырь и священную ему палицу приложили». Далее говорится, что ему также благословили «в святей шапки с Деисусом и с Херувимы и с двема рипидами вся священноиноческая и архимандрическая действовати»[30]. Затем расписан Чин торжественного совершения Божественной литургии. После входных молитв архимандрит облачается в центре храма «на ковре <…> в весь священный архимандрический сан, и священную палицу приложив и святую шапку целовав, и на главу возложив, отходит во всем сану в святый олтарь Царскими дверми»[31]. Проскомидию он совершает сам, на малом входе пред царскими дверями он отдает «шапку» диакону, который заносит ее в алтарь, а затем в алтаре «приемлет от диакона шапку и возлагает на главу свою»[32]. Во время чтения Апостола архимандрит «на Горнем месте сядет в шапке»[33]. По прочтении Евангелия он целует его «и повелевает иному диакону и к прочим служащим священником понести святое Евангелие целовати»[34]. На Херувимской песни «шапка» снимается «и оттоле служит откровенною главою». На Великом входе диакон несет «шапку» «пред кандилом за рипидами». Всех сослужащих, входящих в алтарь, архимандрит кадит[35]. После снятия покрова с Даров на Символе веры архимандрит «повелевает двема диаконом с рипидами стояти и брегут Святая, и стоят со страхом и осеняют до Причастия»[36]. По окончании литургии архимандрит разоблачается «посреди церкви на ковре»[37]. Кроме того, в грамоте говорится, что троицкому настоятелю подобает «выше всех архимандритов ходити всея Руския Митрополии и почтохом его честию и седанием подо всеми владыками. Прочие же архимандриты и игумены имеют его в первых честнейшаго и старейшаго архимандрита в службах и седаниях и о Христе брата, и честь ему воздают, яко старейшему и честнейшему господину о Христе брату»[38]. Затем в грамоте перечислены монастыри, приписанные к Троицкой обители: Пятницкий на Подоле, Кержачский Благовещенский, Богоявленский монастырь в Кремле (подворье Троице-Сергиева монастыря)[39], Троице-Сергиев в Свияжске, монастырь в Казани преподобного Сергия Радонежского, Преображенский монастырь «в Бежецком Версе на Мологе в Присеках», Успенский монастырь во Владимирском уезде на реке Клязьме, Прилукский монастырь Рождества Христова, Никольский в Дерюзине, Хотьковский девичий монастырь и монастырь «Пречистая Богородица под Сосною, игуменья с сестрами»[40]. В грамоте также говорится, что монашествующие этих монастырей должны иметь послушание троицкому настоятелю.

Грамота подписана святителем Макарием: «Смиренный Макарие Божиею милостию Митрополит всеа Русии»[41]. К грамоте подвешены царская красновосковая печать и митрополичья черновосковая. На ее лицевой стороне изображение «Похвала Богородицы», надпись на обороте печати повторяет подпись-автограф святителя[42]. На подлиннике автограф святителя несколько выцвел, сохранился красный шнур, но печать теперь отсутствует, как и митрополичья печать. Грамота писана на нескольких листах, которые были склеены. На обороте святитель Макарий написал на одном склее: «Смиренный»; на другом: «Ма»; и на третьем: «карие». Вверху оборота древним почерком отмечено: «о архимандрите Елеферии 7069-го, генваря [?][43] дня»[44]. Возможно, в конце литургии грамота была вручена святителем Макарием новопоставленному архимандриту.

На праздник Крещения традиционно совершался Чин шествия на Иордань с великим освящением воды на Москве-реке. Современник-англичанин А. Дженкинсон несколько ранее, в 1558 году, описал совершение Чина шествия на Иордань и освящение воды, которое совершил святитель Макарий: «Митрополит с большою торжественностью освятил воду и окропил этой водою царского сына и вельмож; после всего этого народ толпой стал наполнять горшки освященной водой для того, чтобы нести ее домой»[45]. Крестный ход из Успенского собора на Москву-реку шел, очевидно, через ворота Тайнинской башни Кремля[46]. Богоявление – это также престольный праздник на подворье Троицкой обители в Кремле. Освящением воды и последующей праздничной трапезой закончились торжества Господского праздника в 1561 году, ознаменованные поставлением первого троицкого настоятеля-архимандрита.

Известен Чин встречи в обители новопоставленного игумена или архимандрита. Новопоставленный, «не доехав до обители близь поприщь за пять, или где лучится тоя обители село, и приехав в село, посылает во обитель весть к келарю и к братии, чтобы были в то село на стречю ко игумену»[47]. Сам же «слушает» вечернее богослужение. По прибытии «властей» их встречают слуги в сенях, а в келье затем читается «Достойно есть» и творится отпуст[48]. После этого все «сядут вечерять»[49]. Утром келарь отбывает в монастырь с целью готовить все необходимое к прибытию священноначалия, а настоятель слушает утреню с оставшимися с ним, а также и Правило ко святому Причащению, затем все едут в обитель. Своего предстоятеля обитель торжественно встречает колокольным звоном, в святых вратах – священник с крестом и диакон с кадилом, а также братия «в ризах». После «Достойно есть» настоятель благословляет крестом себя и всех. В храме, в данном случае в Троицком соборе, настоятель прикладывается к иконам, встает на келарском месте «и потом велит настолную грамоту честь», затем совершается молебен. После этого начинается литургия, «и по отпусте Божественные службы, просфирами благословляет келаря и всю братью»[50]. Затем новопоставленный совершает в храме три поклона, «и потом приемлют келарь по правую руку, а казначей по левую руку, и тако поставляют его на место, и потом поднесет келарь посох, и тако келаря благословит и казначея, и по сем пойдет в келью»[51]. Троицким келарем в 1561 году был, как мы знаем, старец Адриан (Ангелов), а казначеем – старец Варлаам (Путятин)[52]. В келье архимандрит «покоит овсяным маслицом» братию, и все идут на трапезу. Здесь бывает «братии утешение велие за столом». «И по отпущении стола бывает Чаша Государьская»[53]. В данном случае, несомненно, возглашалась и чаша митрополита Макария[54].

Нужно заметить, что первый архимандрит нес послушание в Троицкой обители недолго, ибо уже в 1564 году он был возведен митрополитом Афанасием в сан епископа Суздальского и Тарусского[55].

За время своего первосвятительства митрополит Макарий рукоположил, как и святитель Алексий, двадцать одного иерарха. Особой торжественностью отличались два поставления: первого архиепископа Казанского после покорения Казани и первого архиепископа Полоцкого после присоединения Полоцка[56]. Хиротония святителя Казанского, архиепископа Гурия, состоялась 3 февраля 1555 года. «И всех служащих было с Митрополитом в Пречистой и со архиепископом Казанскым архиепископов и епископов, архимаритов и игуменов, протопопов и попов, архидиаконов и протодиаконов и диаконов 76, опричь подьяков»[57]. Казанской епархии было определено второе место в диптихе после кафедры Великого Новгорода. Четвертого апреля 1563 года было поставление Полоцкого архиепископа Трифона (Ступишина), находившегося на покое и бывшего ранее епископом Суздальским. Новой епархии определили место «под Ростовскою архиепископиею»[58].

Мы не знаем, сколько за время своего служения (Великий Новгород и Москва: 1526–1563 гг.) поставил святитель Макарий настоятелей монастырей, возводя их в сан игумена или архимандрита. С уверенностью можно говорить, что, будучи на Новгородской кафедре, он посвятил в игумена преподобного Корнилия Псково-Печерского[59]. Но, вне всякого сомнения, самым знаменательным было возведение им игумена Елевферия в сан архимандрита Троицкой обители, которую посетила Сама Пречистая Дева «со двема Апостолома». Старец Елевферий был последним троицким игуменом и первым архимандритом, его имя открывает ряд троицких настоятелей-архимандритов. Возведение настоятеля Лавры в сан архимандрита – большое событие для всей Церкви, которое является деянием царя Иоанна Грозного и митрополита Макария. 1561 год – важная дата в истории Троице-Сергиевой Лавры. Настольная грамота, данная ему, является соборной, пространной и торжественной[60].

 

Источники

 Акты юридические, или собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838.

 Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. Л.: Соцэкгиз, 1937.

 Иностранцы о древней Москве. М.: Столица, 1991.

 История русского искусства. М.: Академия наук СССР, 1955. Т. 3.

 Лествица о Соборных властех, кои были в 107-м году на Соборе у Иова Патриарха на Москве // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. 1912. Кн. 2. С. 39–41.

 Полное собрание русских летописей. М.: Наука, 1978. Т. 34.

 Русская историческая библиотека. СПб.: Русское истор. общ-во, 1876. Т. 3.

 Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники / под общей ред. Н. Н. Воронина и В. В. Косточкина. М.: Искусство, 1968.

 Чаши государевы заздравные / подг. текста, перевод и комментарии Л. В. Соколовой // БЛДР. Т. 10: XVI век. СПб.: Наука, 2000.

 

Литература

Andreyev N. The Pskov-Pechery Monastery in the sixteenth-century // Slavonic and East European Review. 1979. T. 32. P. 325.

Алипий, архим. Преподобномученик Корнилий, игумен Печерский (к 400-летию кончины) // ЖМП. 1970. № 2. С. 72.

Бахрушин С. В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма (Научное наследие). М.: Наука, 1987.

Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия. Путеводитель по Лавре. Сергиев Посад: СТСЛ, 2012.

Гончаренко В. С. Стены и башни. Путеводитель. М.: Арт-Курьер, 2010.

Горский А., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, составленное по рукописным и печатным источникам. М.: Тип. Ефимова, 1890. Ч. 2.

Дмитриева Р. П. Сказание о князьях Владимирских. М.; Л.: Академия наук СССР, 1955.

Ильин М. А. Русское шатровое зодчество: Памятники середины XVI века. М.: Искусство, 1980.

Макарий (Веретенников), архим. Епископ Крутицкий Матфей // Московские епархиальные ведомости. 2003. № 6–8. С. 142–145.

Макарий (Веретенников), архим. Епископ Тверской и Кашинский Акакий – подвижник XVI века // Герменевтика древнерусской литературы. М.: Общество исследователей Древней Руси, 1994. Сб. 7. Ч. 2. С. 336–362.

Макарий (Веретенников), архим. Заздравная чаша Митрополита Макария // Макариевские чтения: «Москва – третий Рим». Материалы XV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск: [б. и.], 2008. Вып. 15. С. 23–26.

Макарий (Веретенников), архим. Келарь Троице-Сергиевой обители – старец Адриан Ангелов // Альфа и Омега. 1995. 2 (5). С. 117–126.

Макарий (Веретенников), архим. Московский Митрополит Макарий и его время. Сборник статей. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.

Макарий (Веретенников), архим. Обитель преподобного Сергия (Сборник статей). Сергиев Посад: СТСЛ, 2004.

Макарий (Веретенников), архим. Ростовский архиепископ Никандр (1549 – 1566) // Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции «История и человек в богословии и церковной науке». 4 (17) – 6 (19) октября 1995 года. Казань: Казанск. Дух. Акад., 1996. С. 19–29.

Макарий (Веретенников), архим. Свидетельства иностранцев о Всероссийском Митрополите Макарии // Православие и Россия: Канун третьего тысячелетия. Томск: [б. и.], 2000. С. 41.

Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский, и архиереи его времени. М.: МДА, Сретенский м-рь, 2007.

Мануил (Лемешевский) митрополит. Русские православные иерархи: 992–1891. Т. 2: Иоанн – Симеон II. М.: [б. и.], 2003.

Маштафаров А. В. Владимирский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь // ПЭ. 2005. Т. 9. С. 69–72.

Никольский К., протоиерей. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных Богослужебных книгах. СПб.: Общественная польза, 1885.

Орлов А. С. Чаши государевы // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. 1913. Кн. 4. Отдел 2. С. 1–69.

Панова Т. Д. Подворья в составе владений Русской Церкви в Московском Кремле XIV – XVI веков // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. К 200-летию Московского Кремля. М.: Индрик, 2006. С. 296–297.

Покровский И. Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы. (Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Т. 1: (XIV – XVI вв.). Казань: Тип. импер. унив-та, 1897.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. М.: Тип. В. С. Балашова, 1877.

Титов А. А. Суздальская иерархия. М.: [б. и.], 1892.

Тихонравов Н. Древние Жития преподобного Сергия Радонежского. М.: изд. Н. Тихонравова, 1892.

Щапов Я. Н., Соколова Е. И. Архимандрития в древнерусском городе // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М.: Наука, 1990.

 

[1] †1305 г.

[2] Маштафаров А. В. Владимирский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь// ПЭ. Т. 9. С. 69–72.

[3] †1563; пам. 30 дек.

[4] †1378; пам. 12 февр.

[5] †1393; пам. 25 сент.

[6] Дмитриева Р. П. Сказание о князьях Владимирских. М.; Л., 1955. С. 113. В летописи данное событие указано хронологически раньше, поэтому с царским венчанием оно не связано (ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 180).

[7] †1607; пам. 19 июня.

[8] Лествица о Соборных властех, кои были в 107-м году на Соборе у Иова Патриарха на Москве // ЧОИДР. 1912. Кн. 2. Смесь. С. 39–41.

[9] Патриарх Иов позаботился об укоренении христианства в Карелии, которая в 1591 года была отвоевана у шведов царем Феодором Иоанновичем. На присоединенной территории была образована новая епархия в Русской Церкви – Карельская, в которой первым епископом был владыка Сильвестр (1593–1611) (Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи: 992–1891. Т. 2: Иоанн – Симеон II. М., 2003. С. 590–591). Однако в Смутное время шведы присоединили Карелию к своей территории и православная епархия прекратила существование (Покровский И. Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы. (Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Т. 1: (XIV–XVI вв.). Казань, 1897. С. 57).

[10] 1547–1551 гг.

[11] 1554–1562 гг. См. о нем: Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский, и архиереи его времени. М., 2007. С. 402–407.

[12] Горский А., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, составленное по рукописным и печатным источникам. М., 1890. Ч. 2. С. 179. См. также: Тихонравов Н. Древние Жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. С. 166; Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники. М., 1967. С. 30.

[13] Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 404.

[14] См.: Макарий (Веретенников), архим. Келарь Троице-Сергиевой обители – старец Адриан Ангелов // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1995. 2 (5). С. 117–126; Он же. Московский Митрополит Макарий и его время. Сборник статей. М., 1996. С. 175–185.

[15] Горский А., прот. Историческое описание... Ч. 2. С. 180.

[16] Там же. Первые архимандритии в московских монастырях были учреждены также благодаря ктиторскому участию Московских Государей (См.: Щапов Я. Н., Соколова Е. И. Архимандрития в древнерусском городе // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990. С. 44).

[17] Горский А., прот. Историческое описание... Ч. 1. С. 176–183. Грамота была переопубликована: Макарий (Веретенников), архим. Обитель преподобного Сергия (Сборник статей). Сергиев Посад, 2004. С. 44–52.

[18] Опись грамот Троице-Сергиевой Лавры. Ф. 303. I. [М.] 1959. Т. 1. С. 64. № 892.

[19] Горский А., прот. Историческое описание... Ч. 1. С. 176.

[20] 1549–1566 гг. См. о нем: Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 262–280; Он же. Ростовский архиепископ Никандр (1549–1566) // Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции «История и человек в богословии и церковной науке». 4 (17) – 6 (19) октября 1995 года. Казань, 1996. С. 19–29.

[21] 1551–1564 гг. С 1566 года иерарх занимал Полоцкую кафедру, см. о нем: Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 302–314; Он же. О Церкви земной и Церкви Небесной. Сборник статей к 55-летию автора и к 10-летию его сотрудничества в журнале «Альфа и Омега». М., 2006. С. 275–284.

[22] 1554–1562 гг. Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 402–407.

[23] 1522–1567 гг. Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 72–96; Он же. Епископ Тверской и Кашинский Акакий – подвижник XVI века// Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Сб. 7. Ч. 2. С. 336–362.

[24] 1560–1564 гг. Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 332– 335.

[25] 1559 – 1565 гг. Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 368–372; Он же. Епископ Крутицкий Матфей//Московские епархиальные ведомости. 2003. № 6–8. С. 142–145.

[26] 1552–1570 гг.

[27] 1555–†1563; пам. 5 дек.

[28] 1555–1566 гг.

[29] 1560–1570 гг.

[30] Горский А. В., прот. Историческое описание... Ч. 1. С. 176.

[31] Там же.

[32] Там же. С. 177.

[33] Там же. С. 178.

[34] Там же.

[35] Там же.

[36] Там же. С. 179.

[37] Там же. С. 180.

[38] Там же. С. 180–181.

[39] С. В. Бахрушин пишет: «Крупные внемосковские монастыри, как Волоколамский, Болдинский, имели в Москве свои подворья» (Бахрушин С. В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма (Научное наследие). М., 1987. С. 36–37). Было подворье в Кремле и у Троицкого монастыря (Панова Т. Д. Подворья в составе владений Русской Церкви в Московском Кремле XIV–XVI веков // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. К 200-летию Московского Кремля. М., 2006. С. 296 – 297). 16 октября 1558 года на Троицком подворье Митрополит Макарий вместе с Крутицким епископом Нифонтом и духовенством освятили вновь построенный каменный храм шатровой архитектуры во имя преподобного Сергия (Горский А. В., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры… Ч. 1. С. 178). Храм преподобного Сергия просуществовал до 1808 года, поэтому о его архитектуре мы можем судить только по сохранившимся изображениям (См.: История русского искусства. М., 1955. Т. 3. С. 443; ЖМП. 1978. № 2. С. 73. См. также: Ильин М. А. Русское шатровое зодчество: Памятники середины XVI века. М., 1980. С. 97–99.

[40] Горский А. В., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры… Ч. 1. С. 181.

[41] Там же. 182.

[42] Там же. 183.

[43] Должно быть число, т.е. 6, но на грамоте в этом месте находится пятно.

[44] РГБ. Ф. 303. I. № 892.

[45] Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. [Л.] 1937. С. 77, 78; Иностранцы о древней Москве. М., 1991. С. 44–45. См. также: Макарий (Веретенников), архим. Свидетельства иностранцев о Всероссийском Митрополите Макарии // Православие и Россия: Канун третьего тысячелетия. Томск, 2000. С. 41.

[46] Ворота могли называться Водяными (Гончаренко В. С. Стены и башни. Путеводитель. М., 2010. С. 85).

[47] Русская историческая библиотека. СПб., 1876. Т. 3. Стб. 157.

[48] Там же.

[49] Там же. Стб. 158.

[50] Там же. С. 159.

[51] Там же. С. 160.

[52] [Арсений, иером.] Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой лавры. СПб., 1868. С. 33. В 1562 году названный казначей уже был строителем Благовещенского монастыря в Киржаче.

[53] Орлов А. С. Чаши государевы // ЧОИДР. 1913. Кн. 4. Отдел 2. С. 1–69; Чаши государевы заздравные/ подг. текста, пер. и комм. Л. В. Соколовой // БЛДР. Т. 10: XVI век. 2000. С. 556–561, 616–617.

[54] См.: Макарий (Веретенников), архим. Заздравная чаша Митрополита Макария // Макариевские чтения: «Москва – третий Рим». Материалы XV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2008. Вып. 15. С. 23–26. См. также: Никольский К., протоиерей. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных Богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 237–256.

[55] Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. М., 1877. Стб. 655; Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия. Путеводитель по Лавре. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012. С. 125. Краткие сведения о его архиерейском служении см.: Титов А. А. Суздальская иерархия. М., 1892. С. 58.

[56] См.: Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит... М., 2007. С. 425.

[57] ПСРЛ. М., 2000. Т. 13. С. 250.

[58] Там же. С. 366.

[59] †1570; пам. 20 февраля. Хотя в его «Житии» об этом и не говорится, но поскольку возведение произошло в 1529 году (Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 38), то возведение в сан игумена мог совершить архиепископ Великого Новгорода и Пскова Макарий (1526 – 1542), в ведении которого находился тогда Псково-Печерский монастырь. Исследователь Н.Андреев высказывал мысль о близости подвижника к святителю Макарию (Andreyev N. The Pskov-Pechery Monastery in the sixteenth-century // Slavonic and East European Review. 1979. T. 32. P. 325; Алипий, архим. Преподобномученик Корнилий, игумен Печерский (к 400-летию кончины)// ЖМП. 1970. №2. С. 72).

[60] Ср. настольные грамоты, которые выдавались епархиальными архиереями при поставлении настоятелей монастырей: Акты юридические, или собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838. С. 401 – 404.

 

Источник: Макарий (Веретенников), архим. Поставление первого троицкого настоятеля-архимандрита // Богословский вестник. 2019. Т. 32. No 1. С. 232–246. DOI: 10.31802/2500-1450-2019-32-232-246

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9