Введение
В номере от 21 марта 1917 г. итальянской газеты «L’Osservatore Romano», в статье «Психика русского человека» были такие слова: «Старая Россия с тяжелым багажом своих религиозно-династических, политических и административных традиций преобразовывается, ориентируясь на новое понимание национальных прав, обязанностей и общественных отношений»[1]. Теперь, спустя столетие, Католическая Церковь, откликнувшись на призыв действующего понтифика, также вступила на путь преобразований, устремившись к столь желанной и одновременно пугающей синодальности (или соборности, что более привычно для православия), поскольку «соборность — это та область, в которой католики могут многому научиться у православных», как отметил папа Франциск в своем Апостольском послании «Evangelii Gaundium»[2].
Синодальный путь получил широкое осмысление в кругах западных интеллектуалов: у Д. Калабрезе[3], Ж. Рутьера и А. Инделикато[4], Д. Нойнер и Е. Альберих[5] осмысливали коллегиальность и концилиаризм, А. Спадаро и К. Гали[6] комментируют основные документы синодальности и находят миссию Церкви в совместном шествии, а Р. Реполе, Ж. Лев и Д. Витали заняты рассмотрением основной категории Католической Церкви — Народа Божия[7].
С исторической точки зрения, рассматривая особенности современного синодального процесса в Церкви, вспоминая движение к соборности накануне проведения первого постсинодального Собора в России в 1917 г. и проводя параллели с результатами работы Второго Ватиканского Собора, мы вновь задаемся вопросом: свидетелями чего мы являемся? Синодальный процесс — это дух нового времени или хорошо забытое старое?
С методологической точки зрения, во-первых, при сопоставлении синодального процесса в католицизме с событиями внутри Русской Церкви начала ХХ в. мы отталкиваемся не от гипотезы о взаимосвязи данных явлений, а от необходимости выявления экклесийного содержания в управленческих формах. В этом смысле пример Католической Церкви с ее институтом папства содержит исследовательские возможности, позволяя иллюстрировать максимально возможный перечень проблем и механизмов их решения. Во-вторых, и католики, и православные действуют в одном и том же мире, но здесь для нас важна не общность решаемых миссионерских задач, а сама экзистенциальная христианская противопоставленность остальному миру, означающая, применительно к объекту нашего исследования, гипотезу полной, в онтологическом смысле, самостоятельности процессов внутрицерковного управления.
1. Подготовка к Синоду епископов Католической Церкви 2023 г. и подготовка к Поместному Собору Русской Православной Церкви 1917–1918 гг.
Синодальный процесс, объявленный Римским папой в октябре 2021 г., — это двухлетний проект по подготовке рабочей повестки XVI Генеральной ассамблеи Синода епископов, которая состоится в октябре 2023 г. в Риме. Несмотря на разность уровней и значимости (Поместного Собора для Русской Православной Церкви в 1917 г. и регулярно созываемого Синода епископов для Католической Церкви), именно этот Синод 2023 г. может стать эпохальным, положить начало формированию новой модели церковного управления в Католической Церкви. Еще в 2015 г. в речи по случаю 50-летия учреждения Синода епископов папа Франциск озвучил, насколько важна, по его мнению, синодальность в жизни Католической Церкви: «Путь соборности и есть тот путь, которого Бог ожидает от Церкви третьего тысячелетия. То, чего Господь просит у нас, в определенном смысле уже содержится в слове “Синод” <…> Этот маршрут, идущий по стопам “аджорнаменто” (итал. аggiornamento) — обновления Церкви, предложенного II Ватиканским Собором (п.1) <…> начинается слушанием народа и продолжается слушанием пастырей <…> Синод епископов <…> [это] точка, где сходится эта динамика слушания на всех уровнях церковной жизни»[8].
А епископы, по мнению папы Франциска, «действуют как подлинные хранители, толкователи и свидетели веры всей Церкви, которые должны уметь внимательно отделять ее от часто меняющихся потоков общественного мнения»[9].
Согласно официальной программе данного проекта[10], синодальный процесс проходит в три этапа: в течение последних месяцев 2021 г. и первой половины 2022 г. проходили обсуждения на епархиальном уровне. Все полученные предложения потом обсуждались в рамках епископальных конференций и отправлялись в виде подробных отчетов в Ватикан. Публикация первого рабочего документа Instrumentum laboris, который содержит наиболее актуальные вопросы, объединенные в тематические блоки, ожидается этой осенью.
В Риме 26 августа 2022 г. во время пресс-конференции было объявлено о следующем этапе синодального процесса[11]. На этом этапе проводятся континентальные встречи духовенства и мирян. К примеру, для католических поместных церквей Европы встреча будет проходить в Праге (Чехия) с 5 по 12 февраля 2023 г. Организацией занимается Совет Европейских епископских конференций (CCEE). Получив документ, содержащий решения епископальных конференций европейских стран, члены континентальной ассамблеи должны указать, насколько точно он отражает «синодальный горизонт, сформировавшийся в конкретных Церквах этого континента»[12]. Всего континентальных встреч будет семь: в Африке, Океании, Азии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, Европе и Северной Америке. На основе принятых по итогам этих встреч семи документов будет создана новая версия Instrumentum laboris, которая и будет затем использоваться при формировании повестки для Генеральной ассамблеи Синода епископов в октябре 2023 г.
Если рассматривать конкретные факты российской церковной истории, то в контексте процедуры в Русской Православной Церкви подготовка к Поместному Собору начала XX века проходила так: весной 1905 г. в еженедельнике «Церковный вестник» появляется «записка 32-х священников» под названием «О необходимости перемен в русском церковном управлении». Основным тезисом данного документа было утверждение о том, что «епископ <…> есть средоточие и образец пастырства в пределах Церкви, вверенной его попечению <…>. [Он] совершает пастырское служение <…> совместно с сонмом пресвитеров, как своих советников, сотрудников и сослужителей, пред лицом народа, в общении всего тела Церкви» [13]. Изучив эту записку, Святейший Синод 27 июля 1905 г. издал указ, в котором поручил «епархиальным преосвященным войти в суждение по означенным вопросам, предоставив возможность пригласить лиц, заслуживающих доверия и способных оказать в этом деле содействие»[14].
Для составления отзывов архиереи отдельных епархий даже создавали специальные комиссии и созывали съезды духовенства с участием мирян. «Всего от 65 епархиальных начальств было прислано 80 записок, датируемых [периодом] от 19 октября 1905 г. до 1 марта 1906 г.»[15], которые и были затем опубликованы в журнале «Церковные ведомости» в том же 1906 г.
Собранный на основе данных записок материал стал основой для работы Предсоборного присутствия, учрежденного определением Святейшего Синода № 127 от 14 января и высочайшим указом от 16 января[16]. Предсоборное присутствие представляло собой консультативную коллегию, состоявшую из девяти архиереев, семи представителей белого духовенства (пять преподавателей и два настоятеля), двадцати одного мирянина, из которых девятнадцать являлись преподавателями университетов или духовных академий), под председательством митрополита Антония (Вадковского)[17]. Результаты заседаний Предсоборного присутствия, которые проходили с 6 марта по 15 декабря 1906 г. с перерывом на летнее время, были опубликованы в нескольких томах «Журналов и протоколов» присутствия в 1906–1907 гг.[18].
Работа по подготовке к проведению Поместного Собора была приостановлена в 1907 г. и продолжена лишь в феврале 1912 г., когда было учреждено специальное Предсоборное совещание в более ограниченном, чем присутствие составе. Председателем Предсоборного совещания, по предложению Святейшего Синода, стал архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский). Заседания участников совещания (высших церковных иерархов) велись с перерывами до конца 1916 г. Все предложения и рекомендации совещания легли затем в основу проектов документов, представленных Поместному Собору третьим и последним предсоборным органом — Предсоборным советом, работавшим в течение лета 1917 г. «Это был широкий консультативный форум с подавляющим большинством мирян: из шестидесяти двух его членов сорок были мирянами, двенадцать — епископами, десять — священниками»[19].
В целом, с точки зрения выработки повестки, и православный Поместный Собор 1917–1918 гг., и католический Синод епископов 2023 г., хотя и различаются по длительности подготовки (подготовка московского Собора заняла около двенадцати лет), но схожи по своей последовательности, состоящей из нескольких этапов. Первый этап — приходской, самый широкий по охвату, когда свое видение текущего состояния Церкви и желаемых преобразований посредством анкетирования высказывают клирики из разных епархий, обсуждая вопросы с паствой. К слову, в отличие от прошлого века, в нынешнее время для проведения встреч с мирянами и более активного их привлечения к обсуждению церковных дел католики разработали комплексную программу с подробным описанием всех этапов синодального процесса, разных методик проведения встреч клириков с верующими, примером опросника и т. д.
Далее специальные церковные органы (в Русской Церкви это было Предсоборное присутствие, заседавшее в 1906 г., с 1912 г. — Предсоборное совещание, а с 1916 г. — Предсоборный совет, в Католической Церкви — национальные и континентальные епископальные конференции и синоды) готовят предложения для формирования повестки будущего Собора или, в случае католиков, — Синода епископов. Вместе с тем за формулированием содержания повестки важно видеть, что как только Собор начинался, никакие установления процедурного характера не имели для него силы, он сам являлся источником всех процедур и любой повестки.
2. Церковное управление и соборное действие Церкви. Патриарх и Синод, папа и Римская курия
Восстановление патриаршества в Русской Православной Церкви проходило как важная часть восстановления соборных институтов. Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть в Церкви, согласно определениям в общих положениях о высшем управлении Православной Российской Церкви, принадлежит Поместному Собору, созываемому в определенные сроки и состоящему из духовенства и мирян. Избранный Поместным Собором патриарх возглавляет структуру церковного управления. «Он обладает моральными правами по отношению ко всем верующим, иерархическими прерогативами над епархиями <…> а также “правом вето” при решении вопросов в высших органах церковного управления»[20].
При этом, в противовес идеям личной власти католического папы, православный патриарх хоть и признается «первоиерархом Российской Церкви»[21], но является «первым среди равных» и в своем служении подотчетен Поместному Собору. Так, католический священник Иакинф Дестивель в своем исследовании подготовки и проведения Поместного Собора 1917–1918 гг. указывает на уникальное место, которое занял патриарх в иерархической структуре Церкви, подчеркивая, что, согласно решениям Собора, «патриарх [стал] не просто предстоятелем, облеченным литургическими и символическими привилегиями и представляющим Церковь во внешних отношениях. Он наделен также действительной моральной властью по отношению ко всей русской пастве, иерархическими прерогативами по отношению к епископам и правом инициативы и протеста по отношению к центральным органам церковного управления»[22].
Другими органами высшего церковного управления внутри соборной системы Русской Православной Церкви являются Священный Синод и Высший церковный совет. Первый из них — Синод — епископальный по своему составу, во главе с патриархом (до 1917 г. Синод возглавлялся светским лицом — обер-прокурором). После восстановления патриаршества был реформирован в Синод (который сменил наименование на Священный), чтобы интегрировать этот орган управления в соборную систему Церкви. На заседаниях Священного Синода решается широкий круг вопросов, относящихся к внутренней жизни Церкви (иерархически-пастырские, литургические, канонические и др.).
Решением вопросов, касающихся внешней деятельности Церкви[23], занимается Высший церковный совет, в отличие от Синода, смешанный по составу. Помимо патриарха и представителей епископата, в него входят клирики, монашествующие и миряне (и мирянки), которые избираются Собором каждые три года.
Таким образом, реформы высшего церковного управления в предсоборный период сформировались благодаря четкому статусу первоиерарха Церкви по отношению к епископату — первый среди равных, — а также принципам выборности и разделения сфер ответственности между разными органами высшего управления Церкви. Вследствие этого доступ низшего духовенства и мирян к церковному управлению еще в прошлом столетии позволил выстроить систему соборности, которой Русская Православная Церковь придерживается и сегодня.
В Католической Церкви, система управления которой на протяжении долгих лет отличалась строгой иерархичностью, централизацией и папским приматом, по инициативе папы Франциска также проходят изменения. Синод епископов, заседанием которого в 2023 г. должен будет завершиться синодальный процесс, был учрежден 15 сентября 1965 г. по итогам работы Второго Ватиканского собора папой Павлом VI посредством специального апостольского послания «Apostolica sollicitudo».
Этот орган высшей церковной власти, выполняющий совещательную функцию при действующем понтифике, созывается и подчиняется непосредственно папе римскому и не входит в зону влияния Римской курии. При этом, согласно указанному апостольскому посланию, папа утверждает выборы синодалов, устанавливает повестку дня, председательствует на Синоде лично или через делегатов, а также имеет право расширять состав Синода епископов по своему выбору, но не более чем на 15 процентов от числа других делегатов, которые участвуют либо по должности, либо в качестве избранных представителей от епископских конференций[24].
Важным событием в жизни Католической Церкви стало завершение весной 2022 г. реформирования Римской курии, которое знаково совпало с проведением первого этапа синодального процесса. С 5 июня 2022 г. курия начала работать в соответствии с новой апостольской конституцией «Praedicate Evangelium» («Возглашайте Евангелие»).
Госсекретарь Ватикана кардинал Паролин в выступлении в Папском Латеранском университете на научном семинаре, посвященном этой апостольской конституции, отметил, что Римская курия «не является главной структурой Церкви, хотя именно она соответствует служению святого Петра и олицетворяет собой основу единства епископов»[25]. Вследствие этого деятельность и структура курии «не должны восприниматься лишь функционально, как осуществление власти первенства в узком смысле: ее задание должно быть вписано в коллегиальный процесс пастырского управления Церковью»[26]. В ходе реформирования конгрегации Папские советы в Римской курии заменили на дикастерии. Один из старейших и авторитетнейших департаментов Ватикана — Конгрегация доктрины веры — теперь также стала именоваться дикастерием. Сегодня дикастерий доктрины веры возглавляет префект Луис Франсиско Ладария (Luis Francisco Ladaria Ferrer), кардинал Феррар и член ордена иезуитов, как и сам папа Франциск. Появились новые дикастерии (например, по содействию всестороннему развитию человека, касающийся в том числе дел мигрантов и беженцев). Помимо обновления структур, было проведено и обновление сотрудников. Особый акцент сделали на обязательном наличии пастырского опыта, а также на интернациональном характере состава курии. «Насколько это возможно, в ней должны быть представлены различные регионы мира, отражающие вселенскость Церкви»[27], — подчеркнул кардинал Паролин.
Кроме того, согласно новой конституции «Praedicate Evangelium», возглавлять структуры курии теперь могут не только кардиналы и епископы, но также клирики, монашествующие и даже миряне, хотя некоторым дикастериям в кадровом вопросе предоставляется право руководствоваться собственными правилами и уставами.
Понимая, что проблема коллегиальности напрямую зависит от порядка взаимодействия понтифика и епископата, папа Франциск поднял вопрос и о переосмыслении роли папы Римского. В том же выступлении по случаю 50-летия учреждения Синода епископов понтифик сказал: «Папа не стоит в одиночку над Церковью, но <…> находится внутри Коллегии епископов, как архиерей среди архиереев, одновременно призванный, как преемник апостола Петра, управлять Церковью Рима, которая председательствует в любви над всеми Церквами»[28].
В 2023 г. возможны дальнейшие изменения в статусе и деятельности Римской курии. В ходе работы Синода епископов ожидается обсуждение темы границ самостоятельности для национальных епископальных конференций и их взаимодействия с куриальными дикастериями.
3. Значение идей синодальности, коллегиальности, децентрализации и папства
Понимание и применение, казалось бы, синонимичных терминов «собор» и «синод», а также понятий «соборности» и «коллегиальности» у православных и у католиков различаются.
В западной Церкви проблема синодальности была в центре внимания католических богословов весь XX в. Во времена Второго Ватиканского собора стали активно внедряться идеи коллегиальности, в частности посредством развития структуры коллегиальной власти — национальных и епархиальных епископских конференций. Возросла роль мирян и епархиального духовенства в приходских и епархиальных Соборах. Но спустя всего два десятилетия, при папе Иоанне Павле II, как отмечает французский богослов О. Клеман, роль епископских конференций вновь была сокращена, «сохранились синоды отдельных епархий, но их инициативы, идущие вразрез с позициями Рима, отвергались без комментариев»[29].
К тому же идеи синодальности и децентрализации церковной власти в Католической Церкви все время «наталкивались» на стену одного из незыблемых религиозно-политических институтов католицизма — папства, развитие которого, по мнению прот. А. Лебедева, почетного члена Московской духовной академии, претерпело смешение канонических определений с догматическими: «Сперва папа есть викарий апостола Петра, князя апостолов; затем Петр заменяется Христом, и папа становится викарием самого Христа <…>. Сперва Петр и папа — одно лицо и одна власть; а потом Христос и папа — одно лицо и одна власть»[30].
И как венец оформившегося богословия папства — догмат «О непогрешимости папы», принятый на Первом Ватиканском соборе (1869–1870 гг.) и закрепленный догматической конституцией «Pastor Aeternus»[31].
Однако с началом понтификата папы римского Франциска (первый папа из Нового Света и первый папа — монах-иезуит) в 2013 г. началось постепенное возвращение к идеям синодальности и децентрализации, обсуждаемым еще во времена Второго Ватиканского собора. Более того, изменилась риторика главы Святого Престола и в отношении института папства. Так, по словам биографа Римского папы Франциска О. Айвери, «очень скоро после своего избрания Франциск сказал, что отставка папы Бенедикта изменила институт папства и отныне всем папам нужно будет подумать о том, следует ли им уходить в отставку по причинам слабости»[32].
Путь реформ Католической Церкви, начатый со Второго Ватиканского собора, по мнению действующего понтифика Франциска, должен привести к «децентрализации» церковной иерархии: «В соборной Церкви <…> нежелательно, чтобы папа заменял собой поместные епископаты в распознавании проблем на их территориях. В этом смысле я чувствую потребность в благотворной децентрализации»[33]. Но можно ли доверять желанию папы возродить соборное начало?
Еще в 2004 г. в статье «Экклесиология и постмодерн: новая парадигма для Римско-Католической Церкви?» звучало утверждение о том, что «возникают четыре могучие опорные колонны обновленной Церкви и обновленной экклесиологии: Церковь как народ Божий; Церковь как таинство Царства Божия в мире; коллегия епископов; экуменизм»[34]. А уже в наше время звучат новые понятия, которые станут программными для предстоящей XVI Генеральной ассамблеи епископов: «живые столпы синодальной Церкви»[35] — общение, участие, миссия[36]. Тем не менее, разрешая экклезиологической кризис и подчеркивая примат благодати, примат папы остается прежним и нерушимым.
Поместный Собор 1917–1918 гг., готовясь и принимая решение о восстановлении института патриаршества (упраздненного в 1721 г. царем Петром I), ставил во главу угла не идеи первенства в Церкви, а принцип соборности. И Поместный Собор 1917–1918 гг. на основе материалов, подготовленных Предсоборным присуствием (главы А и Б заседания 1 июня 1906 г.) и Предсоборными совещанием и советом, обсуждал тему восстановления патриаршества как идею особой формы соборности.
Источники
Vademecum: Per il Sinodo sulla sinodalità. Città del Vaticano: Sinodo dei Vescovi, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.synod.va/it/news/vademecum-per-il-sinodo-sulla-sinodalita.html (дата обращения: 26.03.2022).
Апостольское послание папы Павла VI «Apostolica sollicitudo» (Апостольская забота) от 15 сентября 1965 г. об учреждении Синода Епископов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vatican.va/content/paul-vi/en/motu_proprio/documents/hf_p-vi_motu-proprio_19650915_apostolica-sollicitudo.html (дата обращения: 23.08.2022).
Заявление в рамках пресс-конференции «A Historic Consultation, Unprecedented in the History of the Church». [Электронный ресурс]. URL: https://www.synod.va/en/news/press-conference-notification.html (дата обращения: 7.09.2022).
Подготовительный документ Синода «For a Synodal Church: Communion, Participation, and Mission» [«Ради синодальной Церкви: общение, участие и миссия»]. [Электронный ресурс]. URL: https://cathmos.ru/documents/radi-sinodalnoj-czerkvi-obshhenie-uchastie-i-missiya-podgotovitelnyj-dokument/ (дата обращения: 15.09.2022).
Соборность как путь Церкви третьего тысячелетия. Речь папы по случаю 50-летия учреждения Синода епископов. [Радио Ватикана. Вып. от 17.10.2015 г.] [Электронный ресурс]. URL: http://archivioradiovaticana.va/storico/2015/10/17/речь_папы_по_случаю_50_летия_синода_епископов/ru-1180065 (дата обращения: 10.06.2022).
Литература
Браски Ф. Отзывы в католической периодической печати Италии о Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917 г. // Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи. Материалы международной научной конференции 13–16 ноября 2017 г. Москва: ПСТГУ, 2018. С. 312–326.
Верховской П. В. О необходимости изменить русские основные законы в пользу законодательной независимости православной русской церкви. Берлин: [Б. и.], 1913. [Электронный ресурс]. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003801413?page=3&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.08.2022).
Дестивель И. Московский Собор 1917–1918 гг. и соборность: взгляд католика // Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи. Материалы международной научной конференции 13–16 ноября 2017 г. Москва: ПСТГУ, 2018. С. 164–191.
Звонарев С., прот. Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви. К 115-летию Предсоборного присутствия. Ч. 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5812141.html?ysclid=l8nask8lue589972032 (дата обращения: 17.09.2022).
Лебедев А. О главенстве папы, или разности православных и папистов в учении о церкви. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebedev/o-glavenstve-papy-ili-raznosti-pravoslavnyh-i-papistov-v-uchenii-o-tserkvi/4 (дата обращения: 31.08.2022).
Лев Ж. Будьте Моими учениками: Вестники Евангелия: Размышления. Санкт-Петербург: Изд. св. Петра, 2002.
Максимов А., свящ. «Путь, который Бог ждет от Церкви в третьем тысячелетии». Cинодальность в Католической Церкви сегодня: богословские аспекты и задачи // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 101. С. 26–41.
Савва (Тутунов), игум. У истоков Предсоборного присутствия 1906 года: церковно-общественные дискуссии и отзывы архиереев // МЕВ. 2011. № 7–8. [Электронный ресурс]. URL: https://mosmit.ru/library/vedomosti/56/990/?ysclid=l6idkrpma239775207 (дата обращения: 19.02.2022).
Сакун О. 150 лет догматам о первенстве и безошибочности Папы. [VaticanNews]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2020-07/150-let-dogmatam-o-pervenstve-i-bezoshibochnosti-papy.html (дата обращения: 1.09.2022).
Сакун О. Госсекретарь пояснил суть реформы Римской курии. [VaticanNews]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2022-05/gossekretar-poyasnil-sut-reformy-rimskoy-kurii.html (дата обращения: 1.09.2022).
Суворов В., прот. Учение о первенствующем епископе в русском православном богословии в XX веке. Москва: Познание, 2020.
Alberich E. La catechesi della Chiesa: saggio di catechetica fondamentale. Leumann: Elle Di Ci, 1995.
Calabrese G. Ecclesiologia sinodale: Punti fermi e questioni aperte. Bologna: EDB, 2021.
Indelicato A. II Sinodo dei vescovi: La collegialita sospesa (1965–1985). Bologna: Il Mulino, 2008.
Mannion G. Ecclesiology and Postmodernity: A New Paradigm for the Roman Catholic Church? // New Blackfriars. 2004 (May). Vol. 85. № 997. P. 304–328. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jstor.org/stable/43250826 (дата обращения: 21.01.2022).
Neuner J. The Idea of Catholicity: Concept and History // The Church: Readings in Theology. New York (N. Y.): P. J. Kenedy&Sons, 1963. P. 61–92.
Repole R. Repole R. Il sogno di una Chiesa evangelica. L’ecclesiologia di papa Francesco, Città del Vaticano: Libreria Editrice Vaticana («La teologia di papa Francesco»), 2017.
Routhier G. Le Synode des eveques: Un debat inacheve // Nouveaux apprentissages pour l’Eglise / éd. G. Routhier, L. Villemin. Paris: Cerf, 2006. P. 269–293.
Sherwood H. What Might a Pope Francis Retirement Mean for the Catholic Church? // The Guardian. Jul 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/2022/aug/05/what-might-a-pope-francis-retirement-mean-for-the-catholic-church (дата обращения: 27.07.2022).
Spadaro A., Galli C. La sinodalita nella vita e nella missione della Chiesa // La Civiltà Cattolica. 2018. Vol. 4. P. 55–70.
Vitali D. Lumen Gentium: Storia, Commento, Recezione. Roma: Studium, 2012.
[1] Браски Ф. Отзывы в католической периодической печати Италии о Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917 г. // Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи. Материалы международной научной конференции 13–16 ноября 2017 г. Москва, 2018. С. 316.
[2] Цит. по: Дестивель И. Московский Собор 1917–1918 гг. и соборность: взгляд католика // Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи. Материалы международной научной конференции 13–16 ноября 2017 г. Москва, 2018. С. 190.
[3] Calabrese G. Ecclesiologia sinodale: Punti fermi e questioni aperte. Bologna, 2021. P. 15.
[4] Routhier G. Le Synode des eveques: Un debat inacheve // Nouveaux apprentissages pour l’Eglise / ed. G. Routhier, L. Villemin. Paris, 2006. P. 269–293; Indelicato A. Il Sinodo dei vescovi: La collegialita sospesa (1965–1985). Bologna, 2008.
[5] Neuner J. The Idea of Catholicity: Concept and History // The Church: Readings in Theology. New York (N. Y.), 1963. P. 87; Alberich E. La catechesi della Chiesa: saggio di catechetica fondamentale. Leumann, 1995.
[6] Spadaro A., Galli C. La sinodalita nella vita e nella missione della Chiesa // La Civiltà Cattolica. 2018. Vol. 4. P. 55–70.
[7] Repole R. Il sogno di una Chiesa evangelica. P. 109; Лев Ж. Будьте Моими учениками: Вестники Евангелия: Размышления. Санкт-Петербург, 2002. С. 249; Vitali D. Lumen Gentium: Storia, Commento, Recezione. Roma, 2012. P. 58–59.
[8] Соборность как путь Церкви третьего тысячелетия. Речь папы по случаю 50-летия учреждения Синода епископов // Радио Ватикана, вып. от 17.10.2015. URL: http://archivioradiovaticana.va/storico/2015/10/17/речь_папы_по_случаю_50-летия_синода_епископов/ru-1180065.
[9] Там же.
[10] Подготовительный документ Синода «For a Synodal Church: Communion, Participation, and Mission» [«Ради Синодальной Церкви: общение, участие и миссия»]. URL: https://cathmos.ru/documents/radi-sinodalnoj-czerkvi-obshhenie-uchastie-i-missiya-podgotovitelnyj-dokument/.
[11] Заявление в рамках пресс-конференции «A Historic Consultation, Unprecedented in the History of the Church». URL: https://www.synod.va/en/news/press-conference-notification.html.
[12] Там же.
[13] Цит. по: Савва (Тутунов), игум. У истоков Предсоборного присутствия 1906 года: церковно-общественные дискуссии и отзывы архиереев // МЕВ. 2011. № 7–8. URL: https://mosmit.ru/library/vedomosti/56/990/?ysclid=l6idkrpma239775207.
[14] Там же.
[15] Там же.
[16] См.: Звонарев С., прот. Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви. К 115-летию Предсоборного присутствия. Ч. 1. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5812141.html?ysclid=l8nask8lue589972032.
[17] Дестивель И. Московский Собор 1917–1918 гг. и соборность: взгляд католика // Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи. Материалы международной научной конференции 13–16 ноября 2017 г., Москва, 2018. С. 171. К слову, прот. С. Звонарев называет другое число членов Предсоборного присутствия — 50 человек: «Архиереи не имели в коллегиальном органе большинства, которое составляли священники (профессора-протоиереи: М. И. Горчаков, Т. И. Буткевич, П. Я. Светлов, Ф. И. Титов и другие священнослужители) и богословы-миряне (профессора: Н. А. Заозерский, А. И. Бриллиантов, Н. Н. Глубоковский, И. С. Бердников, В. З. Завитневич, В. И. Несмелов, Н. С. Суворов и другие — всего 21)». См.: Звонарев С., прот. Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви. К 115-летию Предсоборного присутствия. Ч. 1. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5812141.html?ysclid=l8nask8lue589972032.
[18] Анализируя работу Предсоборного присутствия, профессор церковного права П. В. Верховской писал: «Интерес здесь сосредотачивался не столько на том, что есть, чем мы болеем, а на том, чего у нас нет, чего мы хотим. Поэтому четыре тома “Журналов и Протоколов Высочайше учрежденного Предсоборного присутствия” заключают в себе огромный и очень интересный материал de lege ferenda, т. е. для проектирования будущего устройства и управления Русской Церкви со всеми их частностями, и сравнительно очень немного de lege lata, т. е. для суждения о том, какой строй и управление Русской Церкви существует в действительности по русским законам и каким историческим путем мы к ним пришли». См.: Верховской П. В. О необходимости изменить русские основные законы в пользу законодательной независимости Православной Русской Церкви. Берлин, 1913. С. 4–5. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003801413?page=3&rotate=0&theme=white.
[19] Дестивель И. Московский Собор 1917–1918 гг. и соборность: взгляд католика. С. 172.
[20] Там же. С. 180.
[21] Патриарху было посвящено сразу несколько документов, подготовленных предсоборными органами и рассмотренных позднее на Поместном Соборе 1917–1918 гг.: «Определение о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России» (принят 21.12.1917 г. н. ст.), «Определение о Священном Синоде и Высшем Церковном совете» (принят 20.12.1917 г. н. ст.), «Определение о порядке избрания Святейшего Патриарха» (принят 13.08.1918 г. н. ст.).
[22] Дестивель И. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. и принцип соборности. [Монография.] С. 142. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/pomestnyj-sobor-rossijskoj-pravoslavnoj-tserkvi-1917-1918-godov-i-printsip-sobornosti/.
[23] См. определение «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления».
[24] Апостольское послание папы Павла VI «Apostolica sollicitudo» [«Апостольская забота»] от 15 сентября 1965 г. об учреждении Синода епископов. P. III, X. URL : https://www.vatican.va/content/paul-vi/en/motu_proprio/documents/hf_p-vi_motu-proprio_19650915_apostolica-sollicitudo.html.
[25] Сакун О. Госсекретарь пояснил суть реформы Римской курии. [VaticanNews]. URL: https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2022-05/gossekretar-poyasnil-sut-reformy-rimskoy-kurii.html.
[26] Там же.
[27] Там же.
[28] Соборность как путь Церкви третьего тысячелетия. Речь папы по случаю 50-летия учреждения Синода епископов. [Радио Ватикана. Вып. от 17.10.2015 г.] URL: http://archivioradiovaticana.va/storico/2015/10/17/речь_папы_по_случаю_50_летия_синода_епископов/ru-1180065.
[29] Клеман О. Рим. Взгляд со стороны // Цит. по: Суворов В., прот. Учение о первенствующем епископе в русском православном богословии в XX веке. Москва, 2020. С. 705.
[30] Лебедев А. О главенстве папы, или разности православных и папистов в учении о Церкви. [Гл. IV: «О смешении догматических определений с каноническим в теории папизма».] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebedev/o-glavenstve-papy-ili-raznosti-pravoslavnyh-i-papistov-v-uchenii-o-tserkvi/4.
[31] Согласно догматической конституции «Pastor Aeternus», «когда Римский папа говорит с кафедры (ex cathedra), т. е. когда он, исполняя обязанность пастыря и наставника всех христиан, определяет, что какой-либо доктрины, касающейся веры или нравов, должна придерживаться вся Церковь, тогда <…> он обладает той безошибочностью, которой Божественный Искупитель наделил Свою Церковь в определении доктрины, касающейся веры и нравов. Поэтому подобные определения Римского Папы безошибочны сами по себе (ex sese), а не в силу согласия Церкви». См. подробнее: Сакун О. 150 лет догматам о первенстве и безошибочности Папы. [VaticanNews]. URL: https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2020-07/150-let-dogmatam-o-pervenstve-i-bezoshibochnosti-papy.html.
[32] Sherwood H. What Might a Pope Francis Retirement Mean for the Catholic Church? // The Guardian, Jul 2021. URL: https://www.theguardian.com/world/2022/aug/05/what-might-a-pope-francis-retirement-mean-for-the-catholic-church.
[33] Соборность как путь Церкви третьего тысячелетия. Речь папы по случаю 50-летия учреждения Синода епископов. [Радио Ватикана, вып. от 17.10.2015 г.] URL: http://archivioradiovaticana.va/storico/2015/10/17/речь_папы_по_случаю_50-летия_синода_епископов/ru-1180065.
[34] Mannion G. Ecclesiology and Postmodernity: A New Paradigm for the Roman Catholic Church? // New Blackfriars. 2004 (May). Vol. 85. № 997. P. 304–328. URL: https://www.jstor.org/stable/43250826.
[35] Максимов А., свящ. «Путь, который Бог ждет от Церкви в третьем тысячелетии». Cинодальность в Католической Церкви сегодня: богословские аспекты и задачи // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 101. С. 26–41.
[36] Vademecum 1.4. См.: Vademecum: Per il Sinodo sulla sinodalità. Città del Vaticano, 2021. URL: https://www.synod.va/it/news/vademecum-per-il-sinodo-sulla-sinodalita.html.
Источник: Иона (Кудряков), иером. Синодальный процесс в католицизме: дух нового времени или хорошо забытое старое? // Богословский вестник. 2023. № 1 (48). С. 98-114. DOI: 10.31802/GB.2023.48.1.005