Македонская Православная Церковь – Охридская архиепископия исторически существовала в 1019–1767 гг. как часть Болгарской Православной Церкви. Вследствие изменения геополитических границ в связи с Балканскими войнами 1912–1913 гг., а затем и Первой мировой 1914–1918 гг. македонские приходы перешли в ведение Сербской Православной Церкви, и только в годы Второй мировой войны, когда Македония была аннексирована Болгарией, на некоторое время она стала вновь частью Болгарской Православной Церкви. Однако после разгрома Германии и ее союзников македонские приходы вновь вошли в юрисдикцию Сербской Церкви.
Идея возрождения автокефальной Охридской архиепископии в виде поместной Македонской Православной Церкви возникла в 1943 г.[1] Сторонники хотели провозглашения курса на церковную независимость Македонии и перехода на македонский язык в богослужении.
В 1946 г. македонские клирики провели собрание, учредившее инициативный совет по организации Македонской Церкви. В 1958 г. в Охриде был проведен церковно-народный собор, обратившийся к священноначалию Сербской Церкви с просьбой о предоставлении церковной автономии на территории Македонской Республики. В июне 1959 г. собор Сербской Православной Церкви утвердил Автономную Македонскую Православную Церковь в каноническом единстве с Сербской Православной Церковью. Результатом единства стали хиротонии двух епископов для Македонской Церкви: 19.07.1959 г. был рукоположен епископ Престанско-Битольский Климент (Трайковский), а 26.07.1959 г. – епископ Златовско-Струмицкий Наум (Димовский)[2]. Не удовлетворившись полученной автономией, македонское духовенство продолжило курс на признание автокефалии юрисдикции.
3.12.1966 г. синод Македонской Православной Церкви своим письмом № 226 обратился к Сербской Православной Церкви с требованием о предоставлении автокефалии. Архиерейский собор Сербской Православной Церкви в мае 1967 г. отказал Македонской Церкви в этой просьбе. Собор выразил свое решение следующими словами: «Не может быть удовлетворена просьба Священного Архиерейского Синода Македонской Православной Церкви от 5 декабря 1966 г. за № 226 о предоставлении Автономной Македонской Православной Церкви автокефальности.
Если же она, вопреки канонам, сама на своем Митрополичьем церковно-народном Соборе провозгласит себя Автокефальной, то она будет рассматриваться Сербской Православной Церковью, так же, как и другими Автокефальными Православными Церквами, как раскольническая религиозная организация и, как таковая, отлучена от общения с нами.
Священный Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви полагает своим долгом оповестить об этом все Православные Церкви-Сестры, подчеркнув, что это провозглашение противоречит канонам Православной Церкви и было сделано против воли и решения Церкви-Матери – Сербской Православной Церкви»[3].
Невзирая на отказ, при активном участии светских властей, 17–19.07.1967 г. в Охриде прошел «церковно-народный собор», провозгласивший автокефалию Македонской Церкви, о чем собор уведомил письменно Сербскую Православную Церковь[4]. Последняя отреагировала довольно жестко. Решением Священного Синода в сентябре 1967 г. Македонская Церковь была названа раскольнической, а с ее епископатом и клиром было разорвано евхаристическое общение[5].
С этого момента фактически Македонская Церковь вынужденно пребывала в изоляции, приступив к самостоятельной организации своей церковной жизни. По состоянию на 1967 год, Македонская Православная Церковь насчитывала 3 архиереев, 334 священника и около 400 приходов. Монашеская жизнь была не развита: в 1992 году в юрисдикции пребывало 10 монахинь, которые жили при общинах Битолы и Прилепа и тогда же возникла община монахов в старинном монастыре св. Наума на озере Охрид[6].
В 1991 г., после провозглашения независимости Республики Македония, вопрос о признании автокефального статуса Македонской Церкви стал подниматься уже на государственном уровне. Попытки урегулирования канонического статуса предпринимались не раз, однако терпели неудачу.
«14 января 2001 г. в монастыре св. Наума под Охридом сербская и македонская стороны приняли текст проекта договора о восстановлении церковного единства. 17 мая того же года специальные комиссии улучшили и точнее сформулировали проект договора и довели его до формы, в которой он был приемлем для всех Православных Церквей. Однако Македонский Священный Синод не принял проект договора»[7].
В 2002 г. патриарх Сербский Павел направил македонскому духовенству письмо с призывом вернуться в каноническую Сербскую Церковь, на что согласился епископ Велешский и Повардаский Иоанн (Вранишковский). За это Архиерейским синодом Македонской Церкви он был подвергнут низвержению, а со стороны властей Македонии – и преследованию, в том числе уголовному.
Вообще, 2000-е гг. характеризуются обострением отношений между Сербской и Македонской Церквами. Правительством Македонии с целью ограничить влияние и юрисдикцию канонической Церкви были предприняты шаги к притеснению Сербской Церкви. В 2005 г. епископ Иоанн (Вранишковский), уже в качестве иерарха Сербской Церкви, проиграв апелляцию, был водворен в пенитенциарные учреждения, где отбывал заключение за «разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти»[8].
2 июня 2005 г. власти Македонии обратились к Константинопольскому Патриарху Варфоломею с предложением стать посредником в конфликте между Сербской и Македонской Православными Церквами.
В 2009 г. Македонская Православная Церковь вернула себе историческое название, связанное с Охридской архиепископией. При этом подчеркивалась и своя особая историческая связь с Болгарской Православной Церковью, контакты с которой приобретали все более тесный характер.
Несмотря на каноническую изоляцию, Македонская Православная Церковь не вступила в общение ни с одной из неканонических юрисдикций, хотя предложения подобного рода неоднократно поступали со стороны неканонической «Черногорской Православной Церкви», украинских и греческих старостильных юрисдикций. Кроме того, известно, что иерархия и духовенство Македонской Церкви имеют хорошие и добрые отношения с Русской Православной Церковью.
В 2015 г. глава Македонской Церкви митрополит Стефан (Веляновский) встретился с патриархом Болгарским Неофитом. Встреча прошла в кафедральном соборе Александра Невского и имела не только дипломатический, но и церковный аспект. Оба иерарха молились в алтаре, а митрополит Стефан был облачен в мантию, что явилось свидетельством молитвенного общения между представителями двух Церквей[9]. После этого контакты Церквей стали еще более интенсивными, и уже в 2017 г. Синод Македонской Церкви объявил, что считает Болгарскую Церковь своей Церковью-Матерью, и призвал к скорейшему установлению евхаристического общения. Болгарская Церковь решением Своего Синода также выразила готовность урегулировать статус Македонской Церкви, что вызвало бурную реакцию со стороны Сербской и ряда других Поместных Церквей, посчитавших, что Болгарская Церковь вмешивается во внутренние дела Сербской Церкви[10].
Вероятно, эти мнения были услышаны, так как с этого времени Македонская Церковь приступила к налаживанию отношений с Сербским Патриархатом. В 2021 г. новым патриархом Сербским был избран Порфирий (Перич), сумевший найти взаимопонимание с Македонской Православной Церковь.
Май 2022 г. стал судьбоносным для Балканского Православия. 9 мая 2022 г. Священный синод Вселенского Патриархата объявил о признании Охридской архиепископии в качестве Поместной Церкви Северной Македонии, подчеркнув также, что вопрос урегулирования канонического статуса этой Церкви должен быть решен с Сербской Православной Церковью[11]. 10 мая синод Македонской Церкви объявил о продолжении диалога с Сербской Церковью, о чем известил ее специальным актом. В свою очередь, синод Сербской Церкви подтвердил статус Македонской Церкви 1959 г. и заявил об устранении причин, приведших к разрыву евхаристического общения. Уже 19 мая 2022 г. в Белграде, в храме святого Саввы Сербского патриарх Порфирий и митрополит Стефан совершили совместную литургию, восстановив тем самым евхаристическое общение и фактически ликвидировав раскол[12].
24 мая 2022 года в соборе св. Климента Охридского, во время совместного служения литургии иерархов обеих Церквей патриарх Сербский Порфирий объявил о решении Архиерейского собора Сербской Православной Церкви о признании автокефалии Македонской Православной Церкви. При этом архиепископ Стефан (Веляновский) также сообщил, что уже 12 июня, в день святой Троицы, участвующие в богослужении иерархи будут служить совместную литургию в Константинополе и там получат Томос об автокефалии Охридской архиепископии и вхождение в общение со всеми Поместными Православными Церквами[13].
В настоящее время в Македонской Церкви более миллиона человек, в том числе несколько сотен священников и монашествующих, и около 20 монастырей. За рубежом действует еще несколько десятков приходов, в том числе в США, Канаде и Австралии. Юрисдикция имеет свои средние и высшие духовные заведения, училище и богословский факультет имени св. Климента Охридского. Факультет занимается научной деятельностью, выходят сборники богословских трудов. С 1958 г. на македонском языке издается «Вестник», идет интенсивная работа по переводу богослужения и Священного Писания на македонский язык[14]. В деле защиты автокефалии Македонской Церкви особенно широко известен митрополит Наум (Илиевский)[15].
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что сейчас всеправославное единство находится в кризисных условиях, фактически разорвано евхаристическое общение между Константинопольской Православной Церковью, Александрийским Патриархатом, Элладской Православной Церковью и Кипрской Православной Церковью, с одной стороны, и Русской Православной Церковью Московского Патриархата – с другой. В аналогичной ситуации отношения между Антиохийским и Иерусалимским патриархатами. Не будем забывать и о геополитическом кризисе в связи с событиями на Украине, повлекшими за собой обострение отношений между Православной Церковью Украины и Украинской Православной Церковью. Поэтому уврачевание разделения между Сербской Православной Церковью и Македонской Православной Церковью – Охридской архиепископией – это знаковое и радостное событие для православного мира.
Список использованной литературы
- Архиепископ Стефан: Када се љубав дели – она се умножава! // Српска Православна Црква [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: http://spc.rs/sr/arhiepiskop_jovan_kada_se_ljubav_deli_ona_se_umnozhava Дата доступа: 01.06.2022.
- Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные юрисдикции: монография. — Издание 2-е, исправленное и дополненное. — СПб.: Свое издательство, 2018.
- Глава непризнанной Македонской Православной Церкви встретился с Болгарским Патриархом // Cедмица.RU. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: https://www.sedmitza.ru/text/5577506.html Дата доступа: 01.06.2022.
- Зацељена рана полувековног раскола // Српска Православна Црква [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: http://spc.rs/sr/zaceljena_rana_poluvekovnog_raskola Дата доступа: 01.06.2022.
- Иоанн (Вранишковский), архиепископ Охридский и митрополит Скопский. Свободен в неволе. — М.: Даниловский благовестник, 2012.
- Константинопольский Патриархат осудил действия Болгарского Патриархата относительно Македонской Православной Церкви // Cедмица.RU. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: https://www.sedmitza.ru/text/7884704.html Дата доступа: 01.06.2022.
- Наум [Илиевский], митрополит Струмички. Ни Jас не ви кажувам... — Велjуса, 2008.
- Наум [Илиевский], митрополит Струмички. Соочување со апсурдот. — Велjуса, 2007.
- Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. – М., 1967. – №11, ноябрь, 1967. С. 5.
- Роберсон Р. Восточные Христианские Церкви. Церковно-исторический справочник. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999. С. 135.
- Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей: В 2-х т. Т. 1. – М.: Русские огни, 1994.
- Шкаровский М.В. Создание Македонской Православной Церкви в период оккупации республики и первые послевоенные годы (1941– начало 1950-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. – серия II: История. История Русской Православной Церкви. – М.: ПСТГУ, 2009. – Вып. II:3 (32). С. 116 – 138.
- Communiqué (May 9, 2022) // Οικουμενικό Πατριαρχείο [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: https://ec-patr.org/communique-may-9-2022/ Дата доступа: 01.06.2022.
[1] Шкаровский М.В. Создание Македонской Православной Церкви в период оккупации республики и первые послевоенные годы (1941– начало 1950-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. М., 2009. Вып. II:3 (32). С. 116-138.
[2] Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. Т. 1. М., 1994. С. 160-161.
[3] Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. М., 1967, №11. С. 9.
[4] Скурат К.Е. Указ. соч. С. 161.
[5] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX —XXI вв. СПб., 2018. С. 331.
[6] Роберсон Р. Восточные Христианские Церкви. Церковно-исторический справочник. СПб., 1999. С. 135.
[7] Бочков Павел, свящ. Указ. соч. С. 331
[8] Иоанн (Вранишковский), архиепископ Охридский и митрополит Скопский. Свободен в неволе. М., 2012.
[9] Глава непризнанной Македонской Православной Церкви встретился с Болгарским Патриархом. Режим доступа: https://www.sedmitza.ru/text/5577506.html Дата доступа: 01.06.2022.
[10] Константинопольский Патриархат осудил действия Болгарского Патриархата относительно Македонской Православной Церкви. Режим доступа: https://www.sedmitza.ru/text/7884704.html Дата доступа: 01.06.2022.
[11] Communiqué (May 9, 2022). Режим доступа: https://ec-patr.org/communique-may-9-2022/ Дата доступа: 01.06.2022.
[12] Зацељена рана полувековног раскола. Режим доступа: http://spc.rs/sr/zaceljena_rana_poluvekovnog_raskola Дата доступа: 01.06.2022.
[13] Архиепископ Стефан: Када се љубав дели – она се умножава! Режим доступа: http://spc.rs/sr/arhiepiskop_jovan_kada_se_ljubav_deli_ona_se_umnozhava Дата доступа: 01.06.2022.
[14] Скурат К.Е. Указ. соч. С. 163.
[15] Наум [Илиевский], митрополит Струмички. Ни Jас не ви кажувам... Велjуса, 2008; Наум [Илиевский], митрополит Струмички. Соочување со апсурдот. Велjуса, 2007.
Источник: Бочков П.В. Восстановление общения между Сербской и Македонской Православными Церквами как новое свидетельство преодоления церковных разделений // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (5 июля 2022 г., г. Саратов). — Уфа: Аэтерна, 2022. – С. 169 – 173