Москва, 16 сентября 1771 года, «Чумной бунт». Разъяренная толпа, ворвавшись в Донской монастырь, растерзала 63-летнего архиепископа Арсения (Цертис-Каменского), на тот момент в течение трех лет занимавшего московскую кафедру. Причиной стали карантинные меры, предпринятые им из-за охватившей столицу эпидемии чумы. Архиерей велел закрыть в Москве некоторые церкви и, главное, запретил молитвенные собрания в одной из богородичных часовен, ставшей очагом распространения болезни. Чтобы защитить паству, он даже спрятал местную почитаемую икону от народа. За этот акт благоразумия и пастырской заботы он поплатился смертью от рук фанатиков, очевидно, считавших себя хранителями Святого Православия.
Последствия пандемии коронавируса в 2020 году — начале 2021 года пока не столь драматичны. Тем не менее болезнь, охватившая весь мир, вызвала среди православных оживленные дискуссии относительно того, как вести себя в новой реальности, не предавая веру.
Чтобы снизить темпы распространения инфекции, правительства большинства стран были вынуждены ввести строгие карантинные ограничения. Чада Православной Церкви восприняли эти меры особенно болезненно, поскольку многие традиционные формы церковного благочестия (целование святынь, благословляющей десницы епископа или священника) вошли в противоречие с новыми санитарными нормами или вообще оказались под запретом. Возникла проблема и с общей практикой совершения таинств – исповеди, соборования и причастия, а также – из-за ограниченного числа участников – венчания и погребения.
Серьезным испытанием для духовенства и верующих стал запрет на проведение общественных богослужений и введение строгих ограничений (количество человек в храме, дистанция). Для многих церковная жизнь ограничилась стенами "домашней церкви", а окном в богослужебное пространство стал телевизор или монитор.
Весьма своеобразно прошли в прошлом году Страстная седмица и Пасха: не только западно- и центральноевропейские страны, но и большинство традиционно православных государств Восточной и Южной Европы (в их числе Греция, Румыния и Сербия) закрыли двери храмов для верующих, и праздничные службы совершались без участия народа. Посещение храмов прихожанами не предусматривал и режим самоизоляции, который с конца марта был введен в большинстве регионов России. Ограничительные меры сохранились и после открытия храмов летом и осенью, создав неудобства как священнослужителям, так и прихожанам.
Перейдем теперь к Германии. Численность православных христиан составляет здесь 2,5 млн человек, что даже превышает численность некоторых старых автокефальных Поместных Церквей, а Православная Церковь – после Римо-католической и Евангелической – третья по величине христианская деноминация.
По состоянию на январь 2021 года православное сообщество в Германии включает в себя десять канонических епархий, которые либо имеют свою кафедру на территории ФРГ, либо отдельные приходы, даже если резиденция их епархиальных архиереев находится за границей. С одной стороны, эти епархии принадлежат к одной из автокефальных Поместных Церквей, а с другой, все вместе они представляют собой многонациональную общность Православной Церкви в Германии. Для координации деятельности в 1994 году было создано первое объединение всех канонических православных епархий Германии – «Комиссия Православной Церкви в Германии (КОКиД)». В 2010 года комиссия была преобразована в «Конференцию православных епископов в Германии (ОБКД)».
Председатель этой епископской конференции греческий митрополит Августин (Лабардакис) уже 17 марта 2020 года выпустил циркулярное письмо, в котором, в частности, предписывалось "приостановить во всех храмах греко-православной митрополии в Германии совершение всех богослужений вплоть до последующего распоряжения и, самое раннее, до Лазаревой субботы (11 апреля 2020 года)".
Аналогичным образом повела себя румынская православная архиепископия, включающая в себя румынские общины Германии, Австрии и Люксембурга. В ее предписании говорилось: "Во всех храмах запрещается совершение общественных богослужений. Церкви остаются открытыми исключительно для частной молитвы верующих (если это не запрещено местными властями)". Дюссельдорфско-Германская епархия Сербской Православной Церкви обратилась к верующим с призывом "с величайшей ответственностью соблюдать предписанные меры, одновременно усилив домашнюю молитву ко Господу".
В период весенней пандемии в центре внимания православной церковной общественности оказались следующие темы, острота которых не уменьшилась вплоть до нынешнего дня: богословская рецепция пандемии, способ преподавания Святых Даров, участие в онлайн-трансляции богослужений, а также появление и распространение фундаменталистских настроений.
Многие епископы и предстоятели Поместных Церквей в своих посланиях и обращениях к пастве подчеркивали, что постигшая мир эпидемия показала, "сколь хрупок и ненадежен комфорт, которым дорожит современная цивилизация" (из Послания Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием). Ныне покойный Сербский Патриарх Ириней в своей пасхальной проповеди назвал пандемию "знамением" и "Божественным посещением". "Надеюсь, что это искушение заставит многих людей и сильных мира сего задуматься и понять: все, что они делают, и всё, что, как им кажется, они знают, тщетно и суетно, и что только Бог и Его правда являются непреходящими". Та же мысль отражена и в Послании Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 августа 2020 года: "Размышляя о причинах посетившего нас бедствия, следует сохранять христианское трезвомыслие, осторожность и рассудительность. Да, скорби, посещающие отдельных людей и целые народы, подчас бывают следствием отказа человеческих сообществ от спасительного Божия покровительства... Однако неверно и полагать, что человеческие страдания непременно бывают связаны с личным грехом".
Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт) в своем послании «в связи с распространением коронавируса» от 18 марта 2020 года указал на вину человека в нынешнем посещении Божьем: "Снова и снова Господь Бог проявляет Свое милосердие и долготерпение над родом человеческим. Однако человек не захотел Его слушать и признать, в какой великой мере он нуждается в помощи и милости Божьей. Человек захотел заменить Бога собой, необдуманно вмешиваясь в мир – творение Божие – и в природу человека. Уже человек, легализуя эвтаназию, не хочет принимать Богом определенное время своей смерти; не хочет признать Богом данную разницу между мужчиной и женщиной, особое призвание каждого; не готов принять деторождение как естественное явление своей жизни, не дает расти злакам естественным образом. Удивительно ли при этом, что возникают новые и новые болезни, и что против них уже нет средств, которые могли облегчить участь зараженных людей?... Прежде всего, признаем в нынешнем посещении Божьем правосудие Божие, которым несем наказание за грехи, а также и побуждаемся к исправлению".
Огромным духовным подспорьем и утешением для многих верующих стали регулярные прямые трансляции воскресных и праздничных богослужений как из известных соборов и монастырей в странах исторического православия, так и из православных храмов и монашеских обителей Европы. В Германии монастырь прп. Иова Почаевского в Мюнхене-Оберменциге (РПЦЗ) до сих пор каждый день ведет онлайн-трансляции всех богослужений (вечерня, повечерие, утреня и литургия), что позволяет не только прихожанам монастыря, но и людям по всему миру молиться вместе с братией обители. До эпидемии такое было трудно себе представить.
Конечно, телетрансляции не могут заменить личное участие в богослужении, не говоря уже о том, что в начале пандемии качество трансляций было не везде на высоте. Епископ Дюссельдорфский и Германский Григорий (Дурич) (Сербская Православная Церковь) в эфире "Немецкого радио" высказался по этому поводу весьма критически: "Я против прямых телетрансляций Литургии. Литургия предполагает, что человек лично участвует в ней. Представьте себе, что вы празднуете свадьбу перед ноутбуком или телевизором. В данном случае вы скорее наблюдатель, чем участник. Литургия переводится как "участие всего народа". Это, впрочем, не означает, что епископ отстаивал право православных совершать в период пандемии общественные богослужения.
Горячую и полную противоречий дискуссию вызвал вопрос о способе преподавания Святых Даров. Православные христиане убеждены, что человек, с верой и благоговением принимающий в причастии Тело и Кровь Христовы, духовно и физически соединяется с Господом и не может получить какой-либо ущерб от этого святого союза. Но насколько правомерно распространять то, что относится к природе Тела и Крови Спасителя и действию причастия, на всю практику причащения в целом?
Хотя на протяжении двух тысяч лет своей истории Церковь никогда не переставала предлагать верующим Тело и Кровь Христа, в течение этого времени менялся способ преподавания святого причастия. Современная практика причастия закрепилась в общецерковных документах довольно поздно. Лишь правила Константинопольского Синода 861 года впервые в истории явно называют лжицу литургической посудой (наряду с потиром и дискосом) и таким образом допускают ее использование для причащения после погружения освященного хлеба в Кровь Христову. В приходах же Иерусалимского Патриархата лжица для причастия мирян не использовалась и в XI веке!
Во время нынешней пандемии вновь возник вопрос о том, каким образом допустимо причащать верующих, учитывая ситуацию и нормы безопасности. Может ли инфекция передаваться через лжицу? Этот вопрос до сих пор остается нерешенным в мировом православии. Нет соборного согласия и по поводу того, какие альтернативные формы причащения могут обеспечить защиту от вируса, что из предложенного оправданно и необходимо, а что чрезмерно.
Главы Православных Поместных Церквей заняли разные позиции, подчас радикально противоречащие друг другу. Так, на своем заседании в июне 2020 года Священный Синод Константинопольского патриархата подчеркнул, что вопрос о "Евхаристии не подлежит обсуждению", поскольку "невозможно, чтобы через это Таинство Таинств его участникам могла бы передаваться какая-либо инфекция". Позиционируя себя в качестве хранителей священной традиции, представители Константинопольского патриархата не сочли нужным что-либо менять в практике причастия, тем более "под давлением внешних обстоятельств".
Напротив, Русская Православная Церковь уже 17 марта обязала священников дезинфицировать лжицу после каждого причастника и разрешила использовать для причащения одноразовые деревянные лжицы, которые затем сжигаются. Впрочем, последний вариант вызвал неоднозначное отношение и не нашел широкого применения.
В Германии епархии разных православных юрисдикций также не пришли к общему мнению относительно санитарного регулирования церковной жизни. Практически все они (даже те, кто отказался вносить какие-либо изменения в традиционную практику причащения) запретили лобызание икон и священных предметов. Митрополит Августин в циркулярном письме от 13 мая заявил, что в связи с принимаемыми во время пандемии защитными мерами причащаться за Литургией могут только священники, совершающие богослужение. "Это принудительное отстранение наших верующих от участия в святой Евхаристии стало самым болезненным и трудным решением, которое я был вынужден принять за все 40 лет моего архипастырского служения в Германии", –подчеркнул митрополит в своем послании на эту тему. Фундаментальным правовым вопросом в этом контексте является степень, в которой государство может вмешиваться в дела Церкви, не нарушая при этом ее автономию. Этот очень важный вопрос, который в случае возникновения правового спора должен будет решаться в высших судебных органах.
В епархии Сербской Православной Церкви в Германии в практику причащения мирян в связи с пандемией были временно внесены радикальные изменения. Как сообщил пресс-секретарь епархии, сербы обратились к древней Литургию апостола Иакова. Служащий священник должен был раздробить агнец на небольшие частицы по числу причастников и затем с помощью лжицы напоить каждую малым количеством евхаристической крови. Далее частицы помещали в чашу и лжицей передавали их причастникам, которые принимали Дары на плат или салфетку в сложенные крестом ладони. Впрочем, эта практика очень скоро столкнулась с жесткой критикой со стороны Белграда. Так, епископ Бачский Ириней (Булович) в своей статье категорически осудил любое отклонение от традиционной практики.
Немногим ранее тогдашний патриарший экзарх Белорусской Церкви митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарев) – тоже со ссылкой на Литургию апостола Иакова – постановил "не помещать Святые Дары в чашу, но, слегка смочив кровью, выкладывать их на диск для причащения верующих" и далее передавать их "в руки на одноразовые салфетки", которые затем следует собрать и сжечь.
Следует, однако, отметить, что ссылка на Литургию апостола Иакова в данном случае не вполне уместна и объясняется скорее желанием узаконить изменение формы причащения, объявив ее ранней церковной практикой. Известный сегодня чин литургии апостола Иакова лишь частично уходит своими корнями в древнюю историю Церкви и в значительной степени является творческой попыткой литургической реконструкции, предпринятой в 1886 году митрополитом Закинфским Дионисием II (Латасом). Эта практика предполагает как преподавание Тела Христова в руки верующих, так и причащение Кровью из общей чаши. Гораздо более оправданным представляется отсыл к 101 правилу Трулльского собора 691/692 года, которое было принято еще до появления евхаристической лжицы и предписывает причастнику «сложить руки крестообразно для принятия причастия благодати Божией (koinonia tes charites)», но также с последующим причащением кровью из общей чаши.
Берлинско-Германская епархия Русской Православной Церкви в циркулярном письме от 4 мая также категорически исключила преподавание Святых Даров в руки верующим, заняв в целом умеренную позицию. В соответствии с ней, священникам рекомендовалось "с учетом богословского, исторического и церковно-практического контекста" продолжать использовать для причастия серебряную или позолоченную лжицу, но при этом, в соответствии с указанием Священного Синода, после каждого причастника проводить ее дезинфекцию. В качестве альтернативы разрешалось использовать деревянные одноразовые ложечки. Последние предписывалось сжигать после каждой Литургии, а пепел высыпать в проточную воду или иное непопираемое место.
Попытки адаптировать церковную практику к изменившимся реалиям в ряде случаев вызвали непонимание не только у священников и мирян, но и в среде архиереев. В некоторых местах можно было наблюдать как молчаливое сопротивление санитарно-гигиеническим предписаниям, так и открытые призывы "ковид-диссидентов" к несоблюдению защитных мер, в частности, к ношению маски. Например, митрополит Морфский Неофит (Масурас) (Кипрская Православная Церковь) неоднократно призывал сограждан сопротивляться мерам, принимаемым правительством для защиты от инфекции: "Посмотрите на своих детей. И глаза, и рот – все это части одного лица, которое Бог хочет видеть без маски. Вы знаете, когда древние греки носили маски? На театральной сцене, играя в трагедиях и комедиях. Если мы сейчас научим наших детей постоянно носить маски, то через 20 лет наше общество наполнится демонами".
Очевидно, немало людей в разных странах оценили принятые ограничения как проявление маловерия или даже неверия в Бога, Который не может быть источником опасности – равно как и Его дом и совершаемые в нем Таинства. Впрочем, такая позиция встретила твердую критику. В частности, епископ Григорий отмечал: "У меня такое впечатление, что этих религиозных фанатиков просто лишили привычного образа жизни. Они как плохо воспитанные дети, которые хотят во что бы то ни стало получить подарок, а когда не добиваются своего, плачут и капризничают. Так и эти люди, которые говорят: я хочу во что бы то ни стало быть на Литургии. Но сейчас наступило время воздержания". По поводу людей, возражающих против защитных мер во время причащения и утверждающих, что Тело Христово не может переносить заразу, он заявил: "Говорить так все равно, что искушать Бога".
Летнее смягчение санитарных правил, связанное со снижением случаев заболеваний, дало повод некоторым приходам перестать соблюдать меры безопасности. Тем временем осенью число заболевших опять резко возросло. С началом «второй волны» государственные власти были вынуждены вновь ввести жесткие меры и ограничения. "Свобода на означает, что каждый волен поступать как ему угодно, свобода сейчас – это ответственность", – подчеркнула канцлер Германии Ангела Меркель в связи с введением частичного локдауна в стране 2 ноября 2020 года. Министр здравоохранения Йенс Шпан сообщил о "месяцах ограничений и неудобств".
Сказанное относится и к церковной жизни, хотя в отличие от весеннего карантина, когда были запрещены общественные богослужения, федеральное и земельное правительства Германии решили на этот раз не приостанавливать совершение церковных служб при соблюдении необходимых защитных мер. На последнем заседании правительств 19 января 2021 года религиозные общины обязали вдобавок к имеющимся ограничениям уведомлять местные органы охраны правопорядка о проведении богослужений и иных мероприятий с числом участников более десяти человек. Впрочем, учитывая специфику немецкого федерализма, нельзя исключать, что некоторые земельные органы власти, ответственные за здравоохранение в своих регионах, могут по своему усмотрению ввести новые местные ограничения прав и свобод верующих.
Нынешнее решение правительства частично перекладывает ответственность на религиозные общины, что позволяет государственным органам избежать обвинений в ущемлении конституционного права на свободу вероисповедания. Епархии, церковные округа и отдельные приходы должны теперь сами решать, насколько ссылка на свободу вероисповедания оправдывает беспечное с санитарной точки зрения отношение к проведению богослужений и религиозных обрядов и не будет ли правильнее вновь призвать верующих по возможности молиться дома.
Так, упреждая ситуацию, Антиохийская митрополия в Германии еще 16 октября 2020 года вернула прежние ограничения, запретив "прикасаться к иконам, крестам и иным священным объектам" и обязав "молящихся в храме носить защитные маски". В кафедральном соборе антиохийской митрополии в Кельне – городе, ставшем на время очагом распространения инфекции, – причащение мирян вновь прекратилось, в других храмах оно стало возможным только по предварительной договоренности с приходским священником.
Остальные епархии пока никак не отреагировали на новую волну пандемии, однако можно сказать наверняка: пока вирус распространяется, многие вопросы будут сохранять прежнюю остроту и актуальность.
Так или иначе, правила совершения богослужений в условиях карантина и неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических норм должны вновь стать на время вынужденной нормой церковной жизни, тем более что зимой активизируются другие инфекции, вызывающие острые респираторные заболевания. Также и погода в это время года не позволяет проводить богослужения и другие мероприятия на открытом воздухе.
Следует, однако, помнить, что смысл изменений, вносимых в привычный ритм церковной жизни, состоит не в том, чтобы избежать конфликтов с властями, и не в слепом подчинении государству, а в любви к ближнему. По словам митрополита Волоколамского Иллариона, "не предаешь Христа, если не ходишь в церковь, а предаешь Христа, если кто-то из-за тебя заболевает".