В отличие от других угроз, которые либо очень маловероятны (как падение метеорита), либо требуют появления качественно новых факторов (как сильный искусственный интеллект), климатическая ЧС является данностью: простое сохранение нынешней траектории почти неминуемо приведет мир к катастрофе. В каком-то смысле мы уже находимся посреди апокалипсиса.
За пределами научных и экологических кругов не все осознают масштаб угрозы: даже в не самых пессимистичных сценариях значительные части суши оказываются непригодны для постоянного проживания, что приводит к вынужденному переселению сотен миллионов человек и самому глубокому (а, возможно, и последнему) кризису в истории человечества. В более благоприятных, даже оптимистичных сценариях, в которых человечество все-таки может справиться с климатическими изменениями, нам потребуется глубокая трансформация способов производства, экономической системы, социальных отношений, но прежде всего мировоззрения. Такая трансформация обязательно должна будет включать «повторное очаровывание» (re-enchantment) миром, принятие его внутренней ценности, коренящейся в нем и указывающей на трансцендентное. И в этой трансформации религия может сыграть ключевую роль. Строго секулярный режим мышления, не оставляющий места для ощущения святости творения и не располагающий ресурсами для обоснования планетарной солидарности, привел нас к катастрофе. Слишком долго окружающая среда воспринималась как средство удовлетворения потребностей, с которым можно делать что угодно, миллиарды творений уничтожались (и продолжают уничтожаться) ради сиюминутных выгод, человеческая ценность других людей и народов отрицалась, а выгода и конкуренция провозглашались критериями истины. С такими установками мы закономерно оказались у последней черты: с тающими ледниками, горящими лесами, гибнущими коралловыми рифами и все более осязаемо заканчивающимся временем. Но теперь, в ситуации, которая вопиет о чуде, верующие могут стать провозвестниками того, что Кетрин Келлер назвала «контрапокалипсисом», свидетелями надежды на то, что этот мир еще может быть спасен.
Климатический кризис — ключевая проблема нашего времени, решение которой потребует всеобщих усилий, о чем все чаще говорят христианские лидеры и ведущие теологи всех направлений. Ответ на климатический кризис может стать той точкой, вокруг которой ради защиты творения и нашего общего дома объединятся христиане, отложив на время свои фракционные разногласия. Учитывая, что к 2030 году три четверти христиан будут жить на «глобальном Юге» — в Африке, Латинской Америке и Азии, в регионах, непропорционально затронутых последствиями климатических изменений, скорее всего, именно им и предстоит стать ключевыми участниками будущих событий, а значит, и новым лицом Церкви.