Древнейшие христианские гимны как свидетельство почитания Троицы доникейскими христианами
Оксиринхский гимн (P. Oxy. XV 1786) — самый ранний из известных папирусов на греческом, содержащий один из древнейших христианских гимнов с нотами, датируемый III веком н.э.. Папирус был найден в 1918 году, опубликован в 1922.
Мнение

Примечателен он тем, что содержит явную тринитарную формулу:

«В то время как мы воспеваем Отца и Сына и Святого Духа, пусть все силы воскликнут: Аминь, аминь. Сила, честь и слава вовеки Богу, Единому подателю всего благого. Аминь, аминь».[1]

Самым древним христианским гимном считается «Свете тихий» (греч. Φῶς Ἱλαρόν, букв. «Радостный Свет»), молитвенное песнопение, датируемое второй половиной II н.э. Совершалось при зажигании лампады во время наступления вечера. Примечателен тем, что содержит тринитарную формулу:

«Тихий свет святой Славы Бессмертного Отца Небесного, Иисусе Христе! Достигнув времени заката, видев свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святого Духа, Бога. Ты, Сын Божий, дающий жизнь, достоин во все времена быть воспеваемым голосами преподобных. Потому мир Тебя прославляет».

Первое письменное упоминание относится к Апостольским постановлениями (кон. III-нач. IV века). Самый ранний текст гимна находится в Александрийском кодексе (V век) перед Псалмами.[2]

Примечательно, что именно к этому древнему гимну, как известной всем в Церкви традиции, аппелировал Василий Великий в контексте полемике по вопросу Божества Святого Духа:

«Отцы наши не хотели прини­мать в молчании благодать вечернего света, но тотчас, как он наступал, приносили благодарение. Хотя мы не можем положительно сказать, кто был творцом тех хвалений, которые читаем во время светильничных мо­литв, впрочем народ повторяет древний голос и никому не представлялось еще, что хулу произносят, когда говорят: хвалим Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Если бы кто знал и гимн Афиноге́на, который он, вмес­то предохранительного врачевства, оставил ученикам, когда сам поспешал уже ко всесожжению, тот узнал бы и мысль мучеников о Духе» — Василий Великий, «О Святом Духе к Амфилохию», глава 29.

Таким образом, древнехристианские гимны являются свидетелями реальной религиозной практики поклонения доникейского христианства, что опровергает распространенное мнение о более позднем происхождении поклонения Троице.

[1] Цит. по: Cosgrove, Charles H. 2011. An Ancient Christian hymn with Musical Notation: Papyrus Oxyrhynchus 1786. Mohr Siebeck.P.34

[2] Vassiliadis, Petros. "From the Pauline Collection to Phos Hilaron of Cappadocia", p. 4--5.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9