10. Филистимляне происходили из Европы
Образцы ДНК, полученные из захоронений в филистимлянском городище рядом с Ашкелоном, свидетельствуют о европейском происхождении филистимлян. Это подтверждает устоявшуюся теорию, а также то, что говорит об этом народе Библия. В книгах Иеремии (47:4) и Амоса (9:7) филистимляне упоминаются в связи с островом Кафтор, который отождествляют с Критом – родиной минойской цивилизации. Данные, полученные при исследовании ДНК, указывают на то, что филистимляне быстро смешались с местным населением, растворившись в нем.
9. Данные книги Бытия о жителях Эдома верны
Обнаруженные к югу от Мертвого моря (в Тимне, Израиль, и Файнане, Иордания) образцы древнего шлака от выплавки меди свидетельствуют о том, что жители Эдома более 3000 лет назад владели развитой технологией добычи и обработки меди. Благодаря этому открытию ученые поняли, что Эдомское царство сложилось в середине XI века до н.э. – на 300 лет раньше, чем считали прежде. Согласно Книге Бытия (36:31), царская власть в Эдоме существовала задолго до появления первых израильских царей.
8. Рогатый жертвенник
Во время раскопок, проходивших в 2019 году близ Тель-Шилоха, библейского Силома, где несколько веков пребывала скиния с Ковчегом Завета, археологи обнаружили предмет, напоминающий рогатый угол древнего жертвенника. Подобное сооружение упомянуто в 3-й книге Царств (1:28), где говорится, как «убежал Иоав в скинию Господню и ухватился за роги жертвенника».
7. «Стена Голиафа» из Гефа
В ходе раскопок, проводившихся в 2019 году в Тель-эс-Сафи, на месте древнего филистимлянского города Геф, ученые вскрыли слой, датируемый XI веком до н.э., эпохой царя Давида. Здесь были обнаружены остатки стен толщиной в четыре метра, что вдвое больше ранее обнаруженных образцов стен X-IX веков до н.э. Археолог Арен Майер назвал находку «слоем Голиафа», по имени филистимлянского великана, некогда жившего в Гефе.
6. Мозаика с хлебами и рыбой
При раскопках руин византийской церкви, построенной ок. 450 года и разрушенной в 614 году, в Гиппосе, одном из городов Десятиградия, ученые обнаружили необычную мозаику. На ней изображен Иисус Христос, умножающий хлебы и рыбу для 5000 человек. Возможно, расположение храма указывает на место, где произошло это описанное в Евангелии событие. Ранее исследователи считали, что в Евангелии упомянута иная локация, расположенная далеко к северу от места обнаружения данной мозаики.
5. Печать Гаалъяху, сына Имеру
Археологи, производившие изыскания в районе Храмовой горы, обнаружили глиняный оттиск печати, которую они считают первой читаемой древнееврейской надписью, найденной у Храмовой горы. Согласно Библии, одно из семейств священников первого храма носило именование Имеру (1 Пар. 24:14). Кроме того, Пасхор, сын Еммеров (Иер. 20 гл.), служил при храме в год, когда Иерусалим был захвачен вавилонянами.
4. Печать Адонии, царского домоправителя
Еще один оттиск печати был найден в материале, извлеченном из-под Арки Робинсона у юго-западной части Храмовой горы еще в 2013 году. Артефакт датируется VII веком до н.э. Имя Адония носят три ветхозаветных персонажа, среди которых один из сыновей царя Давида. Однако никто из них не жил в VII веке, так что в данном случае речь идет еще об одном человеке с тем же именем. При этом титул «царского домоправителя» неоднократно упоминается в Библии.
3. Печать Нефан-Мелеха, царского слуги
Данный оттиск печати был обнаружен на самом крупном действующем археологическом раскопе Иерусалиме – Гивати. Он был погребен под руинами дома, разрушенного, как предполагают, при взятии Иерусалима вавилонянами в 586 году до н.э. Как повествуется в 4-й книге Царств (23:11), Нафан-Мелех был евнухом, то есть придворным царя Иосии. Фраза «слуга царя» много раз встречается в библейских книгах.
2. Кириаф-Иарим отождествлен с Эммаусом
В евангельском рассказе о встрече Иисуса Христа с двумя учениками по дороге в Эммаус (Лк. 24:13-34) говорится, что это селение было расположено в 60 римский стадиях (чуть более 11 км) от Иерусалима. В течении многих веков исследователи безуспешно пытались понять, где же именно находился Эммаус. Высказывались различные версии, ни одна из которых не нашла археологических доказательств.
Израильский археолог Исраэль Финкельштейн, основываясь на раскопках фортификационных сооружений эллинистического периода в районе Кириаф-Иарима, предложил отождествить данное место с Эммаусом. Как отмечает Финкельштейн, вблизи Иерусалима находилось всего две крепости эллинистической эпохи – те, что упоминаются у Иосифа Флавия и в 1-й Маккавейской книге (9:50). В обоих случаях одна из крепостей называется созвучно с Эммаусом, а Кириаф-Иарим расположен как раз в 11 км от древнего Иерусалима.
Кириаф-Иарим многократно упоминается на страницах еврейской Библии. В этом городе находился Ковчег Завета (1 Цар. 7:1-2) до того, как царь Давид перенес его в Иерусалим (1 Пар. 13:5-6; 2 Пар. 1:4).
1. В Иерусалиме обнаружена древняя паломническая тропа
Еще в 2004 году при ремонте системы водоснабжения в Иерусалиме были обнаружены остатки упоминаемой в Новом Завете Силоамской купели (Ин. 9:7). В прошлом году ученые обнаружили неподалеку остатки древней тропы, по которой в город шли иудейские и христианские паломники I века. Открытие сочли настолько важным, что познакомиться с ним пожелали дипломаты ряда стран, включая посла США в Государстве Израиль. Раскопки в городе Давида имеют огромное научное значение, однако против них выступает местное арабское население.
Перевод Василия Чернова
Источник: Christianity Today