На этот вопрос нет однозначного ответа. Божьи судьбы как бездна. «Кто может познать Божий ум?» – спрашивает святой апостол Павел. Точный ответ на этот вопрос может дать только Господь. Очень трудно объяснить Божий промысел, Его волю и молчание. Мы не можем утверждать, что «этот человек более верующий, чем другой человек» или что «Господь больше любит этого человека, чем того человека». Как говорит святой пророк Исаия: «Божьи судьбы так далеки от человеческих, как далеко небо от земли».
Разумеется, здесь необходимо отметить и следующее. Иногда Господь молчит из-за любви к людям. Он допускает человеку суровые искушения ради его спасения. Всеведущий Господь прекрасно знает, что искушение, болезнь, боль будут спасительными для человека. Святой апостол Павел, который сам лечил больных и совершал чудеса, жаловался на тяжелую болезнь – жало в плоть (см. 2 Кор. 12:7). Он три раза умолял Господа, чтобы Он исцелил его, но Бог отказался выполнить просьбу. Его ответом было: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Это значит «тебе достаточно Моего дара, потому что сила полностью проявляется в твоей немощи».
Многие святые, которые совершали над людьми чудеса, страдали от разных болезней и искушений. Они просили не чтобы Господь их исцелил, но чтобы дал им терпение. Наши современные[1] святые старцы – отец Порфирий и отец Паисий просили о том, чтобы заболеть раком. И страдая от болезни, они радовались и прославляли Бога. Отец Паисий говорил: «Тому, чему я научился от болезни, не научился от многолетнего подвижничества».
И все-таки, это не означает, что не надо искать Божьего вмешательства. Таким образом мы отвергаем Его заповедь «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Матф. 7:7) и ставим под вопрос дар и благодать, который Он дал Своим святым, – «верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14:12).
Наша ответственность относится к молитвам и нашему покаянному расположению сердца. Говоря иными словами, давайте позволим Ему войти в наши сердца и в нашу жизнь. Потому что без нашего добровольного согласия Он не может туда войти. Он всегда смиренно ждет и уважает нашу личность. Господь стучится в наши сердца, но не входит силой в них. Мы должны ответить Ему, поделиться нашими прошениями, но сделать это не как невоспитанные дети, а тихо и смиренно. Когда что-то просим, мы не должны Его вынуждать, а всегда должны быть готовы выполнять Его волю. «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты... Да будет воля Твоя» (Матф. 26:39-42).
Перевод с болгарского: В. Чеботар
Источник: Православный сайт «Задругата»
[1] Греческие. – Прим. пер.