Школа, к сожалению, была и остается местом принудительной передачи знаний. Очень повезло тому, кому попались хорошие учителя, хороший класс или кто сам по себе достаточно сознателен, чтобы чем-то интересоваться. Повезло и тем, на кого у хороших учителей нашлось время. Однако для тех, кому не повезло, школа окажется местом, скорее, вызывающим торможение в развитии, чем наоборот. И кажется, проблема здесь заключается в том, что задача, которая стоит перед школой, в глобальном смысле уже давно устарела. Сама по себе передача информации уже не является чем-то необходимым, поскольку по большей части существуют хорошие способы получить эту информацию без участия школы, а иногда и на более высоком уровне. А вот навыки для ее получения, обработки и анализа — это то, что действительно жизненно необходимо молодому человеку. И это то, что школа дает лишь опосредованно и бессистемно.
Значительным является также недостаток инструментов для формирования мировоззренческой позиции, в первую очередь инструментов философии и логики. Еще свежи воспоминания о бурной дискуссии, связанной с внедрением в школах религиозного образования. Многие родители — и не только — опасались, что это приведет к навязыванию детям определенного религиозного мировоззрения. Однако это далеко от подлинной проблемы, навязывание воззрений и так регулярно происходит, что, разумеется, выходит за пределы задач, стоящих перед школой. Ученикам необходимо показать, как осуществлять выбор и как анализировать то, что им сообщается. В этом случае не придется волноваться по поводу какой-либо насильственной передачи знаний.
С момента введения в нашей стране ЕГЭ многие не перестают критиковать этот способ проверки знаний и то, что вся система школьного образования и вся деятельность школьника выстраивается вокруг решения определенного перечня задач, входящих в экзамен нового типа. Однако это лишь часть общей проблемы, или ее проявление, поскольку задания, развивающие стандартизированное мышление, — это лишь тень стандартизированной системы передачи знаний. И я говорю не о тех проблемах школы, которые связаны с ее уравнивающим и деперсонифицирующим эффектом. Эти отрицательные аспекты изжить вряд ли удастся без радикальных изменений, которые пока что реализовать не представляется возможным. Я говорю о более частной проблеме — о том, что, собственно, нужно дать детям в школе. На мой взгляд, передача базового набора инструментов познания является более приоритетной задачей, чем передача набора знаний в целом. Не удивительно то, что школьники не помнят значительную (если не большую) часть тех знаний, которые они получили в школе, поскольку эти знания не образуют единую систему и структуру. И это опять-таки проявление тотальной бессистемности и бесцельности, лежащей в основе школьного образования. Кроме внешней цели — ЕГЭ, у образования должна быть и внутренняя цель — развитие мышления, творческого и целостного восприятия мира. И этот аспект развития, самый важный, среднестатистическая школа может дать лишь по чистой случайности и в том случае, если школьнику сильно повезет.