Случайность и промысл
Библия и церковная письменность говорят о всеохватности Промысла Божия и неслучайности всего происходящего. Данные современных наук свидетельствуют о том, что многие явления подчинены воле случая. Неизбежен ли по данному вопросу конфликт теистического и естественнонаучного мировоззрений? Оказывается, его можно избежать, если изучить проблему глубже. Ученые находят в случайностях определенные закономерности — и их вполне можно описать математически, — приводящие к рождению порядка из хаоса. Богословы признают, что Творец наделил творение определенной степенью творческой автономии — способностью к соучастию в Его деяниях, которая находит свое предельное развитие в свободной воле разумных существ.
Статья

ВВЕДЕНИЕ

Всеохватность Промысла Божия — аксиома библейской картины мира. Господь сохраняет все созданное Им в бытии и устанавливает законы, по которым оно существует (Пс. 103:19; Деян. 17:25, 28). Он по-отечески заботится обо всем мире (Сир. 43:28): о неодушевленных созданиях (Пс. 146:4, 8; Откр. 16:5), о растениях (Пс. 103:16, Лк. 12:27-28), о каждом животном и каждой птице (Пс. 103:11; Мф. 10:29) и, конечно, о человеке (Пс. 103:15; Лк. 12:24-30). То же учение мы находим в церковной письменности. Афинагор Афинский пишет: «Как на небе, так и на земле ничто не изъято из провидения и управления Божия»[1]. По словам прп. Иоанна Дамаскина, «Бог промышляет обо всех творениях»[2]. И число подобных цитат можно значительно приумножить.

Для науки в ее современном виде остро встали вопросы о соотношении деяний Бога и естественного хода вещей. Среди них — проблема сочетания веры в Провидение с тем фактом, что многое в мироздании подчинено «воле случая»: спонтанности, вероятности, неопределенности, индетерминизму, хаотичности... Этот вопрос мы и рассмотрим в нашей статье.

1. СЛУЧАЙНОСТЬ В ХРИСТИАНСКОМ БОГОСЛОВИИ И НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА

1.1. Святые отцы о случайности

Прямым логическим выводом, делавшимся святыми отцами из библейского учения о Промысле, было отрицание какой бы то ни было случайности. Свт. Василий Великий писал: «Не говори: это произошло случайно, а это встретилось само собою. В том, что существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного»[3]. А вот слова прп. Варсонофия Оптинского: «Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств, — все промыслительно»[4]. Аналогичные высказывания мы найдем у очень многих церковных авторов: во Вселенной, о которой промышляет всемогущий и всеведущий Творец, нет места для случайностей.

1.2. Научный взгляд на случайность

Научная картина мира иная. Ученые давно перестали воспринимать Вселенную глазами Ньютона: как отлаженный часовой механизм. Сегодня очевидно, что случайность действует на всех ярусах материального бытия. Так, в квантовом мире все вероятностно и неопределенно: никогда ничего нельзя однозначно сказать одновременно о местонахождении и импульсе изучаемого объекта и, соответственно, с точностью предсказать его дальнейшее поведение или вычислить его историю[5]. Космолог Михаил Хеллер пишет: «У самых истоков физической реальности царствуют вероятность и чистая случайность». Он называет это состояние «основополагающим хаосом»[6]. Перейдя на уровень молекул, мы видим, что их движения в составе газов носят хаотический характер. По словам физика-теоретика Пола Дэвиса, «почти все динамические системы подвержены хаосу <…>, вследствие чего они ведут себя в целом непредсказуемым и <…> произвольным образом»[7].

И в мире живой материи многое зависит от случайности. Генетические мутации (внезапные изменения в ДНК) не имеют регулярности и направленности, и потому эволюция видов движется вслепую, что трудно вписать в разумный замысел, понимаемый как строгий план[8]. Появление Homo sapiens в этом контексте не выглядит обязательным. Нобелевский лауреат, молекулярный биолог Жак Моно восклицает: «Чистая случайность, ничто, кроме случайности, абсолютная слепая свобода как основа удивительного здания эволюции!»[9]. Ему вторит другой нобелевский лауреат — микробиолог Сальвадор Лурье: «Человек есть не что иное, как — пусть и совершенно особый — продукт ряда слепых случайностей»[10].

В жизни отдельных организмов также немало случайностей. Кроссинговер — обмен генами между двумя соседними хромосомами одного из родителей — происходит совершенно произвольно и подчинен исключительно вероятности (свободная перетасовка генетической информации, которая потом будет передана потомкам). Набор хромосом, определяющий пол зачатого плода, также зависит всецело от случая (какой именно сперматозоид первым доберется до яйцеклетки и т. д.). Как и комбинация генов, определяющих наследование тех или иных признаков от родителей. Как и появление новых, не унаследованных от предков, характеристик, обусловленных мутациями (случайными сбоями в процессе репликации хромосом, происходящими в ходе деления клетки)[11].

Затронув тему эмбриогенеза, нельзя не заметить, что в Библии зачатие и внутриутробное развитие ребенка описывается как непосредственное действие Бога (Пс. 138:13, Иов 10:10-12). В Книге Премудрости Соломона осуждаются неправо умствующие, говорящие: «Случайно мы рождены» (Прем. 2:1-2). Этим еще более заостряется поставленная проблема.

2. ПОРЯДОК ИЗ ХАОСА И ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ИЗ СЛУЧАЙНОСТИ

2.1. Двуединство случая и необходимости

Но все же с точки зрения науки случай не всевластен. По словам нобелевского лауреата, физико-химика Манфреда Эйгена, хотя «законы природы управляются случайностью», но при этом «в какой мере индивидуальная форма обязана своим происхождением случайности, в такой же мере процесс отбора и эволюции представляет собой неотвратимую необходимость»[12]. Биохимик Артур Пикок пишет: «Развитие вселенной предстает перед нами как упорядоченное поведение материи, чему <…> не противоречит его зависимость от случайных микрособытий, лежащих в основе регулярных паттернов многих макронаблюдений»[13]. О том же говорит физик-математик Джон Полкинхорн: «И случайность, и необходимость — неразделимые партнеры в продуктивной истории вселенной. Всецело “случайный” мир был бы слишком бессистемным, чтобы быть продуктивным, всецело “необходимый” (полностью предопределенный) мир был бы слишком однородным, чтобы быть продуктивным»[14].

Случай и необходимость не просто сопутствуют друг другу, но из первого рождается второе. Хеллер указывает, что существуют «промежуточные механизмы, производящие видимый порядок из основополагающего хаоса»[15], а Полкинхорн пишет о спонтанном возникновении порядка из хаоса: о способности материи к упорядочиванию, самоорганизации и усложнению[16]. По словам Пикока, «в поведении материи на более высоком уровне из сочетания эффектов случайных микроскопических событий <…> вырастает немало регулярных закономерностей, возводимых в ранг законов»[17]. О том же говорит палеонтолог Александр Марков: «Возможность самоорганизации — самопроизвольного рождения порядка из хаоса — показана экспериментально и обоснована теоретически для самых разных типов открытых неравновесных систем»[18]. Способность материи к самоупорядочиванию — тема книги П. Дэвиса «Проект Вселенной»[19].

Неопределенность несет в себе закономерность, а хаос не абсолютно беспорядочен, но имеет структуру. Случай и необходимость — неразделимые партнеры, а хаос рождает порядок. И то, и другое поддается математическому описанию. По свидетельству физика-теоретика Лизы Рэндалл, «орбиту электрона <…> можно описать только в терминах теории вероятностей. Тем не менее распределение вероятностей — вполне конкретная функция <…> Мы можем записать уравнение, описывающее волновое решение для электрона, и это уравнение даст нам вероятность нахождения электрона в конкретной точке пространства»[20]. Теолог Ганс Кюнг говорит об этом так: «И в “хаосе” существуют причинные взаимосвязи, и даже в хаотическом беспорядке можно найти порядок <…> Потому следует признать: такие альтернативы, как случайность или необходимость, индетерминизм или детерминизм <…> это ложные альтернативы»[21].

О ложности противопоставления случайного необходимому пишет и М. Хеллер: «Освященную веками антиномию между законностью и вероятностью следует пересмотреть ab initio»[22]. Случай и необходимость — «два аспекта вневременной и всецело глобальной [божественной] деятельности»[23], иными словами, «два аспекта одного и того же Логоса, имманентного структуре Вселенной»[24]. Применяя все это к антропогенезу, теолог Эрнан Макмаллин говорит: «Не имеет значения <…>, является ли возникновение Homo sapiens неизбежным результатом равномерного процесса усложнения, длящегося на протяжении миллиардов лет, или, напротив, результатом ряда совпадений, абсолютно непрогнозируемых с точки зрения (причинной) человеческой установки. Любой путь — итог Божьего творения, и с библейской позиции может рассматриваться как часть Божьего плана»[25].

Случайность вовсе не противоречит наличию замысла Творца, если не понимать его как нечто жесткое. Благодаря ему Вселенная рациональна — «логосна», а значит, постижима и может быть описана математически. «Недавние научные открытия — пишет М. Хеллер, — явили нам два типа элементов, составляющих структуру мира: космические элементы, такие как симметрия и предсказуемость, и хаотические элементы, такие как случайность и непредсказуемость. И те, и другие в равной степени “математичны”, и те, и другие вызывают вопрос: почему мир настолько постижим?»[26] Он продолжает: «Вычисление вероятности равносильно любой другой математической теории, и даже если в центре всего лежат случайность и вероятность, остается важной философской и богословской проблемой, почему мир вероятностно постижим»[27]. Таким образом, «в случайности больше не видят соперника Бога, а, скорее, мощный инструмент в Божьей стратегии»[28]. Стратегии, подразумевающей дарование творению автономии. Дэвис делает важное дополнение: «Бог идет на компромиссы с присущей вселенной открытостью и неопределенностью, но, тем не менее, располагает возможностью укрепить направленность к добру. Следы этого глубинного влияния можно различить, например, в прогрессе биологической эволюции и тенденции вселенной к самоорганизации в возрастающем богатстве разнообразия и сложности форм»[29].

2.2. Промыслительная случайность

Итак, случайность может быть рассмотрена как часть Божественного порядка, такое же проявление логосности творения, как и законы Вселенной. И наличие в мире случайных явлений вполне вписывается в концепцию Промысла, как и свобода нашей воли. Но это вовсе не означает, что в какие-то моменты мы бываем оставлены божественным Провидением на полный произвол «стихий мира сего» (Кол. 2:9). Бог вплетает все случайности в Свой Промысл, так же как Он учитывает наш свободный выбор. Будучи вовлечены в общий ход направляемого Богом мирового процесса, случайности обретают в его контексте смысл и назначение.

Когда мы встречаем у святых отцов отрицание случайности, следует учитывать его контекст: они полемизировали с учениями и верованиями, либо преуменьшавшими роль Промысла Божия, либо вовсе его отрицавшими (например, с материалистической философией Демокрита). Со сменой контекста вполне законным является положительное богословское осмысление случайности. Тем более что и в Писании, и в святоотеческих толкованиях на него мы находим свидетельства об автономии, предоставленной творению Творцом.

Библия так повествует о создании растений: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень <…> И произвела земля зелень» (Быт. 1:11-12). Здесь идет речь о соучастии сил природы в божественном акте, итогом которого стало появление травы и деревьев. Бог не непосредственно творит растения, а велит земле произвести их, являя дарованную ей творческую способность. Свт. Василий Великий говорит, что эти «глагол и <…> повеление сделались <…> естественным <…> законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать»[30]. Сказанное о земле можно отнести и к водной стихии (Быт. 1:20-21). Т. е. «самодвижность» и способность соучаствовать в творении жизни была дарована Богом неживой природе в целом.

Растения в Шестодневе названы «сеющими семя» и «приносящими плод», в чем видно указание на то, что их естество также получило автономную творческую силу. По словам прп. Иоанна Дамаскина, Создатель вложил в них потенцию «расти, питаться, производить семена или рождать себе подобных»[31]. То же самое можно сказать и о естестве рыб, пресмыкающихся, птиц, животных и людей, получившим от Бога благословение «плодиться и размножаться» (Быт. 1:22, 28). То есть обо всей живой природе.

Впрочем, в Библии встречаются утверждения, что Бог лично произращает растения (Пс. 103:14,16, Лк. 12:27-28) и создает ребенка в утробе матери (Пс. 138:13, Иов 10:10-12). Как их можно понять? Во-первых, в основе каждого из этих процессов — повеление Творца, изреченное в один из дней творения. Во вторых, Своим Промыслом Он поддерживает в действии природные силы и способности, данные Им Своим созданиям в первичном творческом акте. В-третьих, никто из приходящих в бытие не лишен Его попечения.

Итак, с библейской точки зрения творению присуща творческая автономность в рамках установленных Творцом законов, благодаря чему материя может соучаствовать в Его творческих актах. Что справедливо в отношении Творения, должно быть справедливо и в отношении Промысла: вселенной нет необходимости быть жестко детерминированной Свыше, развивающейся по строгой программе. В мироздании есть место для свободы, на природном уровне проявляющей себя как хаос, неопределенность и случай. По словам Хота, спонтанность «вполне созвучна с таким представлением о божественной благодати, когда Бог “позволяет” миру быть таким по своему выбору»[32]. Библеист Герд Тайсен наглядно раскрывает суть этого вопроса применительно к сотворению живых существ: «В случайности может таиться надежда. Исход бросания игрового кубика зависит от случая. Однако если мы знаем, что одной из сторон кубика является “шестерка”, то мы продолжаем надеяться, что она-то нам и выпадет <…> Это всего лишь вопрос времени, и шестерка обязательно выпадет <…> Возникновение жизни — это “попадание в десятку”, и то же самое можно сказать о развитии нервной системы или вообще о возникновении человека»[33].

Случай и природная необходимость оказываются тесно связанными и взаимодополняющими. «Значит, Бог бросает жребий? Конечно!восклицает биолог Руперт Ридль. — Но Он следует при этом Своим правилам игры. И только зазор между тем и другим дает нам одновременно смысл и свободу»[34]. В его словах уже содержится ответ на вопрос, задаваемый М. Хеллером: «Почему Бог избрал вероятность как основную Божью стратегию?»[35]. Но здесь может быть сразу несколько дополняющих друг друга объяснений.

Во-первых, библейский Бог вряд ли стал бы творить, по выражению Хота, «кукольную Вселенную» [36]. Ведь «в свете вероучения о бескорыстной природе божественной благодати, образом которой для христиан стал распятый Христос, нам следует ожидать, что мы увидим не скованный необходимостью мир, а мир, полный случайностей <…> Мир, которому даровано право становиться все самостоятельнее, даже творить самого себя <…> Только та Вселенная, в которой случайность является неотъемлемой частью, совместима с Богом, Который любит Свое творение и поэтому Своей волей дарует ему независимость»[37].

Во-вторых, «игра в кости» позволяет Мирозданию максимально раскрыть многообразие заложенных в него творческих потенциалов. «Бог отдает предписания миру не напрямую, — говорит Дэвис, — но путем предоставления разных возможностей, которые физическая вселенная затем свободна актуализировать»[38]. И роль случая, по словам Полкинхорна, в том, что «он служит механизмом случайного отбора из всей совокупности возможностей»[39]. Случайность, по формулировке Пикока, это «лучший способ перепробовать все изменения и комбинации»[40].

В-третьих, «только во вселенной, обладающей свободой процессов,пишет Полкинхорн, — могли появиться существа, к которым применим аргумент свободы воли»[41]. То есть люди, в лице которых Мироздание вступает в осознанное и свободное общение со своим Творцом. Мир, способный быть домом для таких существ, как мы — это именно мир со «свободой процессов», в котором есть место случаю.

Но возникает вопрос: почему Господь попускает трагические случайности, от которых могут страдать невинные? Полкинхорн предлагает такое объяснение: «Бог действует, но не самоуправствует. Дух направляет, но с великодушным уважением к целостности творения. Можно считать убийство и рак противными божественной воле, но им позволено случаться по Божьему попущению, поскольку мир — это не творение Космического Тирана»[42]. Вряд ли этот ответ будет полным, если не добавить к нему эсхатологическую надежду на то, что в жизни Будущего века Творец «отрет всякую слезу» (Откр. 21:4), обратит в радость скорби и печали (ср. Ин. 16:20). И тогда кратковременные земные страдания произведут «в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:17).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие процессы, протекающие на разных уровнях Мироздания, имеют особый характер, обозначаемый в науке как случайность, спонтанность, хаотичность, неопределенность, вероятность и т. д. Необязательно видеть в этом противоречие с верой в Промысл Божий, ибо Провидение вполне сочетается с творческой автономией, которой Господь наделил Свои создания, и проявлениями которой являются случайность и свобода воли. Бог из любви даровал миру способность к самостоятельному становлению, кенотически ограничив Свое всемогущество в отношении него. Эта космическая «игра в кости» позволила материи в максимальной степени выявить и реализовать неисчислимое многообразие потенциалов, заложенных в нее Творцом. Она создала необходимые условия для прихода в мир разумного и свободного человека, предоставив ему все возможности для разностороннего развития и духовного возрастания.

Признание наличия в мире и необходимости и случайности, помогает глубже понять образ Божественного Промышления, ибо позволяет яснее увидеть, что Бог уважает свободу Своего творения. При этом нет повода чувствовать себя беззащитными перед волей слепого случая, ибо Господь вплетает все случайные процессы в Свой Промысл, подобно тому как делает это с нашими свободными поступками. Так случайности становятся частью Его непостижимых судеб и неисследимых путей (Рим. 11:33). И все в конце концов обращается ко благу. Как гласит классическое определение Промысла Божия, данное свт. Филаретом Московским, Бог все направляет «к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям»[43].

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Азимов А. Расы и народы. Ген, мутация и эволюция человека. М., Центрполиграф, 2003. — 206 с.
  2. Василий Великий, свт. Беседы на Псалмы. [Электронный ресурс.] URL: http://www.vernost.ru/besedap.htm (дата обращения: 29.11.2015).
  3. Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. [Текст приводится по изданию:Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1. М., 1891. С. 5-149.] [Электронный ресурс.] URL: http://www.orthlib.ru/Basil/sixday.html (дата обращения: 29.11.2015).
  4. Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. М.: УРСС: Либроком, 2013. — 288 с.
  5. Дэвис П. Проект Вселенной. Новые открытия творческой способности природы к самоорганизации. М.: ББИ, 2011. — XXIV + 254 с.
  6. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. [Текст приводится по изданию: Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. М., 1992.] [Электронный ресурс.] URL: http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera.html (дата обращения: 29.11.2015).
  7. Казарян А.Т. Акциденция // Православная энциклопедия. Электронная версия. [Электронный ресурс.] URL: http://www.pravenc.ru/text/63976.html (дата обращения: 29.11.2015).
  8. Кюнг Г. Начало всех вещей. Естествознание и религия. М.: ББИ, 2007. — 250 с. С. 172.
  9. Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т 1. СПб, 1868. Репринтное издание: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. — 604 с.
  10. Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: АСТ: CORPUS, 2014. — 527, [1] с.
  11. Никон (Беляев), прп. Дневник последнего Оптинского старца. [Электронный ресурс]. URL: http://pravoclavie.info/1104-net-v-zhizni-sluchaynyh-scepleniy-obstoyatelstv-vse-promyslitelno.html (дата обращения: 29.11.2015).
  12. Пикок А. Эволюция — тайный друг веры. М.: ББИ, 2013. хvi + 375 с. С. 68.
  13. Полкинхорн Дж. Наука и богословие. Введение. М.: ББИ, 2004. — 158 с.
  14. Рэндалл Л. Достучаться до Небес. Научный взгляд на устройство Вселенной. М.: Альпина нон-фикшн, 2014. — 518 с.
  15. Рэндалл Л. Закрученные пассажи. Проникая в тайны скрытых размерностей пространства. М.: УРСС: Либроком, 2011. — 400 с.
  16. Сасскинд Л. Битва при черной дыре. Мое сражение со Стивеном Хокингом за мир, безопасный для квантовой механики. СПб.: Питер, 2013. — 448 с.
  17. Тайсен Г. Библейская вера в эволюционной перспективе. М.: ББИ, 2009. — с. 243.
  18. Филарет (Дроздов), митр. Московский и Коломенский, свт. Пространный православный катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. [Электронный ресурс.] URL: http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/ (дата обращения: 29.11.2015).
  19. Хеллер М. Творческий конфликт. О проблемах взаимодействия научного и религиозного мировоззрений. М.: ББИ, 2005. — 216 с.
  20. Хокинг С., Млодинов Л. Высший замысел. СПб: Амфора, 2013. — 208 с.
  21. Хокинг С. Краткая история времени. СПб: Амфора, 2003. — 268 с.
  22. Хот Дж. Бог после Дарвина. Богословие эволюции. М.: ББИ, 2011. — xii + 236 с.
  23. Циммер К. Эволюция: триумф идеи. Захватывающая история эволюционной теории — от Дарвина до науки XXI в. М.: Альпина-нон-фикшн, 2014. — 564 с.

 

[1] Афинагор Афинский. О воскресении мертвых, 18. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т 1. СПб, 1868. Репринтное издание: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. – 604 с. С. 519.

[2] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Гл. 29, О Промышлении. [Электронный ресурс.] URL: http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera2_29.html (дата обращения: 29.11.2015).

[3] Василий Великий, свт. Беседы на Псалмы. [Электронный ресурс.] URL: http://www.vernost.ru/besedap.htm (дата обращения: 29.11.2015).

[4] Никон (Беляев), прп. Дневник последнего Оптинского старца (Запись от 22 октября 1908 г.). [Электронный ресурс.] URL: http://pravoclavie.info/1104-net-v-zhizni-sluchaynyh-scepleniy-obstoyatelstv-vse-promyslitelno.html (дата обращения: 29.11.2015).

[5] О неопределtнности вероятностности квантовых процессов см., напр.: Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. М.: УРСС: Либроком, 2013. – 288 с. С. 64-84; Дэвис П. Проект Вселенной. Новые открытия творческой способности природы к самоорганизации. М.: ББИ, 2011. – XXIV + 254 с. С. 195-211; Рэндалл Л. Закрученные пассажи. Проникая в тайны скрытых размерностей пространства. М.: УРСС: Либроком, 2011. – 400 с. С. 105-129; Сасскинд Л. Битва при черной дыре. Мое сражение со Стивеном Хокингом за мир, безопасный для квантовой механики. СПб.: Питер, 2013. – 448 с. С. 79-113. Хокинг С., Млодинов Л. Высший замысел. СПб: Амфора, 2013. – 208 с. С. 71-94; Хокинг С. Краткая история времени. СПб: Амфора, 2003. – 268 с. С. 80-91.

[6] Хеллер М. Творческий конфликт. О проблемах взаимодействия научного и религиозного мировоззрений. М.: ББИ, 2005. – 216 с. С. 96.

[7] Дэвис П. Проект Вселенной… С. 59. Книга в целом посвящена случайности (хаосу) в мироздании и ее созидательной роли.

[8] Об этом см., напр.: Дэвис П. Проект Вселенной… С. 125-139; Марков А. Рождение сложности. М: АСТ: Corpus, 2014. – 527, [1] с. С. 301-406. Циммер К. Эволюция: триумф идеи. Захватывающая история эволюционной теории – от Дарвина до науки XXI в. М.: Альпина-нон-фикшн, 2014. – 564 с. С. 171-293.

[9] Monod J. Le hazard et la necessite. Paris, 1970. Цит. по: Кюнг Г. Начало всех вещей. Естествознание и религия. М.: ББИ, 2007. – 250 с. С. 172.

[10] Luria S.E. Leben – das unvollendete Experiment, S. 162. Цит. по: Кюнг Г. Начало всех вещей… С. 172.

[11] Обо всем этом см., напр.: Азимов А. Расы и народы. Ген, мутация и эволюция человека. М., Центрполиграф, 2003. – 206 с.

[12] Цит. по: Кюнг Г. Начало всех вещей… С. 173.

[13] Пикок А. Эволюция – тайный друг веры. М.: ББИ, 2013. хvi + 375 с. С. 68.

[14] Полкинхорн Дж. Наука и богословие. Введение. М.: ББИ, 2004. – 158 с. С. 49.

[15] Хеллер М. Творческий конфликт. О проблемах взаимодействия научного и религиозного мировоззрений. М.: ББИ, 2005. 216 – с. С. 96.

[16] Полкинхорн Дж. Наука и богословие… С. 53-54.

[17] Пикок А. Эволюция – тайный друг веры... С. 66-67.

[18] Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: АСТ: CORPUS, 2014. – 527, [1] с. С. 200-201.

[19] Дэвис П. Проект Вселенной. Новые открытия творческой способности природы к самоорганизации. М.: ББИ, 2011. – XXIV + 254 с.

[20] Рэндалл Л. Достучаться до Небес… С. 113-114.

[21] Кюнг Г. Начало всех вещей… С. 174.

[22] Хеллер М. Творческой конфликт… С. 160.

[23] Там же. С. 118.

[24] Там же. С. 96.

[25] McMullin E. Evolutionary Contingency and Cosmic Purpose//Studies in Science and Theology, №5, 1977, p. 106. Цит. по: Хеллер М. Творческой конфликт… С. 144.

[26] Хеллер М. Творческой конфликт… С. 96.

[27] Там же. С. 150.

[28] Там же. С. 160.

[29] Davies P. The Mind of God: The Scientific Basis for a Rational World. NY: Simon and Schuster, 1992, p. 183. Цит. по: Хеллер М. Творческой конфликт… С. 160.

[30] Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. Гл. 5, О прозябении земли. [Электронный ресурс.] URL: http://www.orthlib.ru/Basil/sixday05.html (дата обращения: 29.11.2015).

[31] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение… Глава Х. [Электронный ресурс.] URL: http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera2_10.html (дата обращения: 29.11.2015).

[32] Хот Дж. Бог после Дарвина. Богословие эволюции... С. 46-47, 63.

[33] Тайсен Г. Библейская вера в эволюционной перспективе. М.: ББИ, 2009. – с. 243. С. 214-215.

[34] Цит. по: Кюнг Г. Начало всех вещей… С. 173.

[35] Хеллер М. Творческой конфликт… С. 150.

[36] Хот Дж. Бог после Дарвина. Богословие эволюции... С. 46-47, 63.

[37] Там же. С. 46-47, 63.

[38] Davies P. The Mind of God: The Scientific Basis for a Rational World. NY: Simon and Schuster, 1992, p. 183. Цит. по: Хеллер М. Творческой конфликт… С. 160.

[39] Полкинхорн Дж. Наука и богословие. Введение. М.: ББИ, 2004. – 158 с. С. 49.

[40] Пикок А. Эволюция – тайный друг веры… С. 71.

[41] Полкинхорн Дж. Наука и богословие… С. 104-105.

[42] Там же. С. 104-105.

[43] Филарет (Дроздов), митр. Московский и Коломенский, свт. Пространный православный катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. [Электронный ресурс.] URL: http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/2_3.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9