В целом люди, особенно в наиболее развитых странах, становятся мягче и спокойнее. Это прямое следствие того, что все так или иначе связанные со смертью практики и процедуры покидают ежедневный быт людей. И если посмотреть под таким углом, то кажется, что изменения эти сугубо положительные. Однако у этого процесса есть и негативные стороны.
Во-первых, удаление от реальности порождает в людях определенную степень безответственности и самообмана. Например, некоторые всерьез думают, что если они своими руками не убивают животное, то чем-то отличаются от людей, которые едят мясо убитых ими животных. Человеку гораздо легче внушить себе, что поедание мяса в его случае не связано ни с каким насилием, потому что он взял его на полке в магазине. Но оно, разумеется, не выросло на полке, а было взято с трупа живого существа, и живое существо было убито именно для того, чтобы взять у него это мясо. И главное, жестокость по отношению к этому существу при жизни напрямую зависит от спроса на мясо – ведь когда мяса нужно как можно больше, то следить за условиями жизни животных невыгодно. Непонимание этих взаимосвязей, которые человек не наблюдает лично, порождает в нем неумеренность, обжорство, расточительство и, что еще хуже, неспособность отдавать себе отчет в том, что и почему он ест.
Во-вторых, фильмы и игры замещают представления о преждевременной (т. е. неестественной) смерти. И в этом смысле они могут оказать негативный эффект. В фильмах и играх (как, в общем-то, в книгах и в любом художественном произведении) преждевременная смерть зачастую романтизируется, а ее восприятие значительно упрощается. Если человек не видит подлинное лицо преждевременной смерти – мерзкое, ужасающее и безобразное, то ему сложнее понять последствия этого действия. В итоге он может пойти на убийство, но не потому что просто насмотрелся фильмов, а потому что не видел того, что является результатом смерти в реальной жизни.
Тот же принцип работает и тогда, когда человек, не бывавший на войне, рассматривает свое отношение к военным действиям. Нереалистичный взгляд на войну порождает в нем уверенность, что война – это нечто исключительно героическое; он может даже не задумываться о цене, которую обе стороны конфликта платят за этот героизм.
Однако, как сказано ранее, положительные стороны здесь тоже есть, и, я считаю, они вполне могут преобладать, если правильно расставлять акценты в воспитании. Поколение, целиком выросшее вдалеке от естественного насилия, войн и смертей, вероятно, будет более склонно к мирному образу жизни в целом. Это хороший фундамент для формирования психики. Однако после того как человек вырастет и его психика сформируется, он должен узнать, какие последствия стоят за его решениями и в чем заключается естественная реальность. Он должен знать последствия болезней, иметь представление об ужасах войны (если он хочет иметь по этому поводу какое-то мнение) и увидеть своими глазами, как добываются сотни килограммов мяса, которые лежат на полках в супермаркете рядом с его домом. Такое сочетание сформирует в нем правильное отношение к действительности – он будет знать, что смерть и насилие существуют естественным образом, и будет предпринимать все возможное, чтобы по мере возможностей их избежать.