Календарные заметки на 17 февраля: священномученика Аврамия, епископа Арбельского (Арвильского)" >
Календарные заметки на 17 февраля: священномученика Аврамия, епископа Арбельского (Арвильского)
Сегодня Православная Церковь вспоминает мученический подвиг священномученика Аврамия, епископа Арбельского (Арвильского).
Статья

До нас дошли две очень древние версии Мученичества этого святого на греческом языке, которые являются, возможно, переводами с сирийского[1]: три манускрипта (два из них полностью совпадают текстуально), которые датируются временем не позже IX века[2] и содержат две несколько разнящихся сюжетных линии повествования о страданиях святого Аврамия.

Согласно Мученичеству, Аврамий был епископом христианской общины в городе Арбеле, столице одной из административных областей Сасанидской державы Адиабена (область на северо-востоке современного Ирака, у границ с Ираном и Турцией). «В пятый год гонения»[3], воздвигнутого против христиан при шаханшахе Шапуре II[4] (309-379 годы правления), то есть, скорее всего, в 344 году[5], Аврамий был арестован по приказу «архимага Адерфора»[6] (видимо, это был верховный жрец указанной области). Последний на допросе принуждал его поклониться солнцу. По причине отказа святого сделать это, он был подвергнут различным истязаниям, во время которых мученик громко провозглашал: «Я христианин и поклоняюсь единому истинному Богу, и только ему служу, и до самой смерти не откажусь от святой и истинной веры в Него, поэтому нет смысла принуждать меня поклониться произведениям [Его рук]».

Во второй греческой версии Мученичества к описанным обстоятельствам прибавляются некоторые подробности, что позволяет сделать предположение о ее более позднем происхождении. Так, в ней сообщается, что святого Аврамия хотели заставить поклониться не только солнцу, но «и наисветлейшему огню». Это, с одной стороны, говорит о более точном знании автором официальной религии Сасанидской Персии, так как именно огонь был основным природным символом центрального божества зороастрийцев Ахура-Мазды, который использовался в рамках богослужений и различных культовых церемоний. При этом точно не установлено, какую роль играло солнце как само по себе, в качестве природного тела, так и в иконографии[7]. С другой стороны, не исключено, что автор первой версии Мученичества подразумевал под поклонением солнцу культ Митры, широко распространенный в Римской империи в II-IV веках, в том числе благодаря рвению самих императоров, многие из которых были большими почитателями этого бога восточного происхождения. В таком случае здесь мог содержаться намек на то, что святого Аврамия архимаг, или верховный жрец, стремился склонить к участию в митраистском ритуале. Хотя зороастризм сасанидского периода отличался чрезвычайной пестротой в вероучении и обрядовой практике, однако едва ли Митра пользовался такой популярностью в тот период, по крайней мере, в придворных кругах[8]. Скорее всего, этот эпизод — литературная проекция на религиозную ситуацию в Персии и популярность Митры в среде римской элиты и солдат. Не исключено, что таким образом автор Мученичества пытался подчеркнуть отставание Персидских правителей в религиозной сфере, так как для Римской империи времени описываемых событий митраизм был уже пройденным этапом. В пользу такой идеологической подоплеки говорит и вообще слабая осведомленность составителя истории страданий Аврамия о зороастризме: последователи этой религии представлены как грубые идопоклонники и политеисты, хотя хорошо известно, что как огонь, солнце, так и прочие явления природы и небесные тела были не предметом поклонения, а лишь своего рода иконами или проявлениями божественного Духа (Аша) или других эманаций Ахура-Мазды[9].

Еще во второй версии Мученичества мы находим детализированное перечисление тех видов пыток, которым был подвергнут Аврамий (бичевание, раздирание тела железными «кошачьими лапами», прижигание огнем, травля зверями). В этом можно опять-таки увидеть (естественно, не отрицая сам факт жестоких пыток, форма которых была, видимо, неизвестна агиографам) некоторую повествовательную стилизацию мученического подвига персидского епископа по образцу страданий мучеников, имевших место в период гонений на христиан в Римской империи. За этим, вероятно, стоит желание агиографа выразить ту мысль, что Сасанидская империя описываемого периода была преемницей языческой Римской империи как гонительница Истины.

В конце концов после пыток и непродолжительного тюремного заключения святого Аврамия, не пожелавшего отречься от своей веры, казнили посредством усечения головы. Но перед казнью он успел еще выразить свое презрение к религиозным заблуждениям мучителей, ради которых они подвергали пыткам многих христиан; более того, он довольно дерзко отозвался о шаханшахе и о всех его приближенных (то есть в том числе и о жрецах), назвав их «беззаконными и нечестивыми», предрекая им политический и жизненный крах и наказание за невинно пролитую кровь. Все эти выпады, несомненно, могли быть расценены как неповиновение власти (особенно в сочетании с отказом от участия в государственном культе), а то и как косвенный призыв к восстанию против правящей династии. Кстати, именно после этих высказываний святого Аврамия и приговорили к казни.

Понятно, что на такие слова мученика спровоцировали сами мучители, и никакого призыва к насильственной смене политического режима в речи Аврамия не было. Однако для христиан всегда актуальна внутренняя дилемма, как, учитывая всю непротивленческую и в какой-то мере аполитическую позицию христианства, относиться к той власти, которая так или иначе борется со своим народом, и как согласовывать свои действия в отношении такой власти с заповедями «распятого в правление Понтия Пилата» Спасителя.



[1] Сохранилось Мученичество святого Аврамия и на сирийском языке, которое написано примерно в то же время (см. Bibliotheca Hagiographica Orientalis. Bruxselles, 1954. N 4), что и греческие версии. Однако ввиду отсутствия у меня текста оригинала и особенно его перевода, а также какой-либо дополнительной информации о сирийском Мученичестве, не представилось возможным сопоставить его с греческим вариантом.

[2] Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae // Propylaeum ad Acta Sanctorum. Novembris. Bruxellis, 1902. Col. 445; Delehaye H. Les versions greques des actes des martyres persans sous Sapor II // Patrologia Orientalis. T. 2. Turnhout/Belgique, 1981. P. 412.

[3] Passio Sancti Abrami episcopi Arbelae in Perside 1 // Patrologia Orientalis. T. 2. Turnhout/Belgique, 1981. P. 450-452.

[4] О начале и ходе массовых и продолжительных гонений на христиан именно при Шапуре II, современнике Константина Великого, повествует в своей «Церковной истории» Созомен (см. 2.9 и далее).

[5] Это одна из самых распространенных датировок среди современных исследователей; при этом иногда допускается период с 344 по 352 годы (М.В. Грацианский, Е.А. Луковникова. Авраам // Православная энциклопедия, т. 1. - М., 2001. - С. 156-157. - http://www.pravenc.ru/text/62858.html

[6] Passio Sancti Abrami episcopi Arbelae in Perside 1. «Магами» греки, уже в дохристианскую эпоху, называли адептов зороастризма; название это произошло от имени жреческого племени магуш в Мидии, которое одним из первых в массовом порядке восприняло зороастризм в VI веке до н.э. Самоназванием же последователей Заратуштры было «маздаясна» (поклоняющийся, почитающий Мазду) и «заратуштри» (последователи Заратуштры) - см. Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: Академический проект, 2006. С. 356-357. Со временем понятие «маг» закрепилось только за зороастрийскими жрецами.

[7] Хотя очевидно, что сама символика солнца и солнечного, дневного света как-то использовалась.

[8] В. Г. Луконин. Лекция 15: Сасанидская держава в III-V вв. - В кн.: История Древнего мира в 3-х тт. Т. 3. М., 1989. С. 266-267 - http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st09.shtml

[9] См., например, в: Религиоведение. Энциклопедический словарь, с. 356-357.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9