Теория и практика проповедничества архиепископа Амвросия (Ключарева)
Статья
Общая характеристика работы
В наше время все больше и больше ощущается потребность в живом слове священнослужителя-проповедника. Это обстоятельство вынуждает нас обратиться к прошлому. В конце XIX века увидела свет книга известного проповедника архиепископа Амвросия (Ключарева) «Живое слово», в которой владыка изложил свои взгляды на устную проповедь. Изучая посторенние его проповедей и их влияние на современников, легко придти к неопровержимому выводу: архиепископ Амвросий был не только замечательным мастером импровизации, но и писателем, составителем проповедей заранее написанных. Осознание этого факта поможет убедиться, что теоретические взгляды преосвященного Амвросия лишены какой-либо субъективности, а его советы и рекомендации начинающим проповедникам отнюдь не голословны, но имеют фундаментальную научную ценность.
Изучение самого «Живого слова» позволяет сделать и несколько других выводов. Во-первых, в настоящее время сложилась такая ситуация для проповедника, при которой возможно полное раскрытие его таланта (отсутствие цензуры, свобода слова и проч.). Во-вторых, архиепископ Амвросий создал стройную и универсальную систему, включающую практические советы, разбор типичных ошибок и, наконец, указания начинающему проповеднику на то, как распознать в себе талант говорить устным живым словом. В-третьих, изучение полемики вокруг «Живого слова» приводит к пониманию того, что альтернативы системе архиепископа Амвросия в гомилетической науке пока нет. В-четвертых, владыка впервые описал мыслительные процессы, которые происходят при произнесении устного слова, и тем самым создал теоретическую базу для дальнейшего развития импровизированной проповеди.
Все это позволяет по-новому взглянуть на труд вековой давности, отметить его актуальность и выделить наиболее значимые положения. Изучение проповеднических принципов архиепископа Амвросия позволит поднять на качественно новый уровень современную речь священника, будь то проповедь, миссионерская беседа, наставление прихожанам или выступление в общественных местах и средствах массовой информации.
Актуальность темы исследования. Работа посвящена изучению проповедничества архиепископа Амвросия (Ключарева). В его проповедях можно встретить не только разъяснение Священного Писания, но также и полемику в связи с нравственными проблемами, которые возникали в современном ему обществе. Своевременная, даже упреждающая реакция в проповеди на вызовы современности крайне желательна и в наше время. На сегодняшний день для священника нет ограничений для проповеди в храме с амвона, поэтому особо интересен опыт архиепископа Амвросия. Он показал выдающийся пример противостояния духу времени и оставил ценное наследие всем, кто обладает склонностью и талантом говорить свободно и увлекательно.
Практическая значимость исследования.
Изучаемая в работе книга архиепископа Амвросия «Живое слово» -уникальное пособие для пастырей, стремящихся строить речь непринужденно и убедительно. Это практические советы опытного проповедника, которыми можно и нужно воспользоваться в современной пастырской деятельности. В «Живом слове» архиепископ Амвросий подробно разъясняет, как распознать в себе незаурядного проповедника, как научиться свободно говорить; что нужно делать для того, чтобы устная речь стала по-настоящему живой и доступной слушателю любого сословия и уровня грамотности. Из книги владыки Амвросия становится понятно, почему проповедь была и остается неотъемлемой частью священнического служения, почему живое слово пастыря превращается для него в насущную потребность. При всей своей практической ценности книга «Живое слово» по ряду причин почти не нашла отклика среди современников. Все это говорит о необходимости изучения проповеднического опыта архиепископа Амвросия для последующего использования в ежедневной работе по написанию и произнесению проповедей в современных условиях.
История вопроса и степень изученности темы. В последние годы не было издано крупных работ, посвященных теории построения устной проповеди, а также исследований трудов архиепископа Амвросия с целью их систематизации и адаптации к современным условиям, за исключением упомянутых в «Библиографическом обзоре» данной диссертации. Однако совершенствование проповеднической практики невозможно без комплексного подхода к осмыслению наиболее важных теоретических проблем, сопоставления существующих теоретических форм с реалиями современной жизни, что без сомнения обращает нас к проповедническому опыту архиепископа Амвросия.
Также необходимо отметить, что исследования жизненного пути архиепископа Амвросия имеют существенные пробелы. Остаются практически неизученными такие аспекты биографии святителя, как его деятельность в различных общественных организациях, в том числе, в Миссионерском обществе, его взаимоотношения со святителем Иннокентием Московским и святителем Николаем Японским.
Основным источником для исследования проповеднического наследия архиепископа Амвросия служит полное собрание проповедей в пяти томах, изданное в Харькове сразу после его смерти.[1] В это издание вошли не только проповеди владыки, но и его воспоминания, письма, статьи и речи. Сборники проповедей архиепископа Амвросия выходили и при его жизни. Первое издание было осуществлено в 1873 году в Москве, еще до рукоположения владыки в епископский сан.[2] Следующие два сборника проповедей охватывают последнее десятилетие служения в Москве[3] и первые двенадцать лет на Харьковской кафедре[4]. Кроме того, проповеди архиепископа Амвросия печатались в различных периодических изданиях и в основанных им журналах «Душеполезное чтение» и «Вера и разум».
Особое место в его творческом наследии занимает «Живое слово» - книга о том, что такое проповедь. Она намного опередила свое время, оставшись не до конца понятой современниками. Нынешний же исторический период характеризуется благоприятными условиями как раз для того, чтобы идеи, изложенные в «Живом слове», были применены на практике.
Автором диссертации были изучены основные издания о жизни и деятельности архиепископа Амвросия. Их можно разделить на две группы:
- биографии, воспоминания современников и мемуары;
- издания, посвященные изучению проповеднической деятельности владыки Амвросия.
К первой группе относится труд протоиерея Т. И. Буткевича «Высокопреосвященнейший Амвросий, архиепископ Харьковский»[5] как наиболее подробное, основанное на живых впечатлениях, рассказах очевидцев и письмах, жизнеописание. В нем дается яркая характеристика личности епископа, подробно рассказывается об обстоятельствах создания им проповедей, некоторые из которых опубликованы только в названном издании. Из кратких биографических очерков необходимо обратить внимание на биографию Архиепископа, составленную игуменом Георгием (Тертышниковым)[6], в которой упоминаются все основные факты жизни архиепископа Амвросия и приводится список его трудов, вышедших отдельными изданиями.
Очень содержательна статья в биографическом сборнике «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы» митрополита Мануила Лемешевского. В ней приводится обширный список периодических изданий до 1917 года, в которых упоминается имя архиепископа Амвросия Ключарева.[7]
Другие биографические очерки имеют большое значение в связи с живыми свидетельствами современников архиепископа Амвросия. Это труды проф. МДА И. Н. Корсунского «Высокопреосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский»,[8] Л. Багрецова «Последние дни жизни Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского и Ахтырского»,[9] проф. Д. Голубинского «Памяти архиепископа Харьковского Амвросия»,[10] А. Королькова «Светильник Церкви Христовой»,[11] Д. Ромашкова «Амвросий, как народный проповедник и ревнитель духовно-нравственного просвещения».[12] Ценные биографические сведения о монашеском постриге и епископской хиротонии Амвросия Ключарева содержатся в книге И. Барсукова «Святитель Иннокентий».[13] Живые свидетельства о деятельности архиепископа как члена Совета Миссионерского общества можно найти на страницах дневника святителя Николая Японского за 1879 год.[14]
Ко второй группе изданий, посвященных проповеднической деятельности архиепископа Амвросия, следует отнести работу Г. Смычникова «Проповедничество Амвросия, архиепископа Харьковского»[15], труды доцента Московской Духовной Академии В. П. Виноградова «Страж мира христианского» второй половины XIX века»[16], «Публицистическо-проповеднические принципы преосв. Амвросия, Архиеп. Харьковского», «Последний из могикан» эпохи великих реформ»[17]. Особенно стоит выделить труд И. Митисова «Педагогические воззрения высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского»[18], состоящий из цитат Архиепископа, характеризующих педагогические взгляды владыки.
В 90-х годах XX века, когда возродился интерес к отечественной истории и не стало идеологической цензуры, в газетах «Литературная Россия» и «Домострой» был опубликован ряд статей, посвященных жизни и проповеднической деятельности архиепископа Амвросия.
После 1917 года для нашей страны настал тяжелый исторический период. Русская Православная Церковь претерпела беспрецедентные гонения со стороны власти и государственной идеологии. Проповедническая деятельность священства за редким исключением была запрещена или сильно ограничена. В результате этих нестроений «Живое слово» и проповеди архиепископа Амвросия (Ключарева) были незаслуженно забыты. Историческая значимость личности архиепископа Амвросия Ключарева такова, что его имя не раз упоминается в художественной литературе для характеристики эпохи, в которой он жил. В наше время их изучение и осмысление могло бы иметь колоссальную важность для священников, желающих творчески строить свою проповедническую деятельность.
Объектом исследования являются проповедническая деятельность и труд архиепископа Амвросия «Живое слово».
Предметом исследования выступают теоретические взгляды на импровизированную проповедь, изложенные в «Живом слове», в контексте проповеднической деятельности архиепископа Амвросия.
Цель и задачи исследования.
Цель заключается в изучении основных направлений проповеднической деятельности архиепископа Амвросия (Ключарева) и ее практического применения современными священниками для составления писанных и импровизированных проповедей.
Задачи состоят в следующем:
- выявить содержание и сформулировать актуальность трудов архиепископа Амвросия;
- освоить правила и основные принципы написания и построения импровизированных проповедей архиепископа Амвросия;
- выявить приемы, которые могут быть использованы в практике современного священника;
- разработать рекомендации по устранению возможных ошибок, возникающих при построении импровизированных проповедей, с помощью работ архиепископа Амвросия.
Методы исследования включают в себя анализ содержания и структуры проповедей архиепископа Амвросия, всестороннее изучение его книги «Живое слово», обзор критических отзывов, исследование архивных документов, воспоминаний современников и имеющейся литературы, элементы типологических методов, аналитическая обработка собранных данных, обобщение и систематизация материалов, размещение полученных новых фактов в контексте общей истории Русской Православной Церкви.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- исследованы и представлены источники, содержащие данные о жизни, миссионерской, проповеднической, литературной, общественной, благотворительной и хозяйственной деятельности архиепископа Амвросия;
- впервые на диссертационном уровне изучены как два направления проповеднической деятельности архиепископа Амвросия, так и ее практическое содержание;
- рассмотрено значение заранее написанной и произнесенной по конспекту (либо заученной наизусть) проповеди и импровизированной проповеди на примере проповедничества архиепископа Амвросия;
- выработаны предложения по освоению правил и основных принципов построения проповедей, формулировке рекомендаций по устранению возможных ошибок, возникающих при их написании, а также по обогащению личного опыта современного священнослужителя при произнесении им импровизированных проповедей.
Структура работы.
Данная диссертация состоит из введения, обзора библиографии, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и двух приложений. Список литературы включает 62 наименования. Общий объем работы составляет 163 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснованы актуальность и научная новизна работы, представлены ее цели и задачи, рассмотрены степень разработанности и практическая значимость работы.
Первая глава содержит жизнеописание архиепископа Амвросия.
Все существующие биографии архиепископа Амвросия ограничивались описанием основных вех его жизни.
Впервые в данном исследовании была предпринята попытка обозначить то место, которое занимал владыка Амвросий среди видных исторических фигур той эпохи. Для этого были изучены дневники и жизнеописания, принадлежащие перу его современников, проведена архивная работа.
В результате были выявлены и документально подтверждены дружеские связи архиепископа Амвросия со Святителем Иннокентием. Архиепископ Амвросий принял деятельное участие в жизни сына и внука Святителя Иннокентия.
Найдены свидетельства встречи архиепископа Амвросия со святителем Николаем Японским, вклад владыки Амвросия в дело становления Японской миссии.
В рамках проведенного исследования была изучена поездка архиепископа Амвросия в Казань по заданию Московского миссионерского общества. В Казани у него сложились теплые отношения с миссионером проф. Н.И. Ильминским, что подтверждается письмами из ЦГА РТ Фонда Ильминского.
Под руководством архиепископа Амвросия в Москве было открыто Общество любителей церковного пения. Итогом работы этого общества стало издание нотных сборников московского обиходного напева. Эти издания найдены.
При встречах с ныне живущими родственниками владыки Амвросия уточнялись и другие детали биографии, в частности, о месте захоронения Архиепископа.
Архиепископ Амвросий не только послужил примером для пастырей, желающих живым языком проповедовать истины Православия. Он, что очень важно, обобщил свой проповеднический опыт в книге «Живое слово».
В этом труде владыка Амвросий указал на принципиальное различие мыслительных процессов, протекающих при написании проповеди и при устном слове. Без ознакомления с этими процессами невозможно более глубокое развитие проповедничества, особенно теории живого слова. Архиепископ Амвросий описал также процесс произнесения устного слова, благодаря чему возникло понимание структуры живого слова, правил его построения.
Вторая глава - «Общая характеристика проповедничества архиепископа Амвросия (Ключарева)» - состоит из трех параграфов. В первом параграфе описаны основные направления проповедничества архиепископа Амвросия; во втором анализируются написанные и опубликованные проповеди, в третьем исследуются импровизации как отдельное направление проповеднической деятельности.
Владыка считал импровизированные и написанные проповеди равно необходимыми, ценил достоинства тех и других, однако всегда очень точно отделял проповеди, которые были написаны и произнесены от импровизаций, называя это двумя разными видами слова. И все же большее внимание он уделял импровизированному слову, осознавая его особое значение в проповеднической деятельности.
Говоря о написанных проповедях архиепископа, следует отметить, что все они имеют вступление, разъясняющее, почему взят для обсуждения тот или иной предмет. Поводом к проповеди являются события церковной или общественной жизни. Однако повод зачастую никак не отражается на содержании слова. Из всего многообразия явлений тогдашенй жизни архиепископ брал в качестве темы проповеди самые актуальные. При раскрытии темы неизбежно возникала необходимость пояснить смежные нравственные явления, что становилось предметом следующего слова.
При изложении темы проповеди разъяснялось практическое жизненное значение рассматриваемого предмета, как правило, в трех направлениях: в отношении науки или искания истины, общественной и семейной жизни. Затем, дав христианское определение предмету, архиепископ показывал противоположное, искаженное состояние, присущее этому предмету в современной действительности. Таким образом архиепископ Амвросий связывал современные ему негативные явления в обществе и те средства, которыми они должны быть заменены или исправлены.
Написанные проповеди преосвященного Амвросия имеют относительно свободное построение, однако возможно выделить в них три части:
- определение предмета, о котором идет речь в проповеди и его отношение к практической жизни;
- раскрытие ложного представления о предмете, которое господствует в действительности, т.е. повод к проповеди;
- предложение средства устранения общественного или душевного недуга.
Писанные проповеди архиепископ Амвросия отличались строгой постановкой вопроса, определением главного понятия, лежащего в основе раскрытия вопроса, последовательным изложением мыслей.
Импровизированная проповедь давала краткое и оживленное наставление слушателям из учения Православной Церкви и христианской жизни в виде частного или постоянного, в зависимости от обстоятельств, напоминания о спасении души и преуспевании в добродетелях.
В двух параграфах третьей главы - «Анализ практического применения правил и принципов построения импровизированных проповедей» - раскрывается значение понятия «живое слово», выявляется практическая ценность труда архиепископа Амвросия, а также перечисляются условия, необходимые для развития импровизаторского таланта проповедника.
Давая определение таким фундаментальным понятиям, как «слово», «живое слово», «происхождение слова», владыка Амвросий указывает на то, что истоки самой речи - это Господь Бог и Его творческое Слово. Вместе с тем он формулирует определенные рекомендации для проповедников, стремящихся произносить проповеди-импровизации. Препятствия на пути умножения и развития талантливых проповедников-импровизаторов владыка Амвросий видел в следующем: наличие цензуры, современная ему система духовного образования, настороженное отношение к импровизации как таковой. Указывал владыка и на условия, необходимые для поиска и совершенствования талантливых проповедников: всестороннее теоретическое и практическое исследование импровизированной проповеди, приобщение к ней проповедников с юного возраста, подготовка квалифицированных преподавателей, отсутствие цензуры при централизованной системе духовного образования.
Анализ «Живого слова», проведенный в данной работе, позволяет сделать вывод о том, что целесообразно разделить книгу на две части:
- содержание проповедничества (подготовка к проповеди, внутренняя работа проповедника, говорящего живым словом, способы распознавания и развития таланта к проповеди);
- практические предложения Архиепископа для священников, желающих говорить импровизированные проповеди.
В сравнении с XIX веком условия для деятельности проповедника кардинально изменились. Государство стало светским; отменена цензура; технический прогресс сделал значительный шаг веред; появились телевидение и радио; страна прошла через испытания XX века - голод, репрессии, войну, что повлияло на духовную, политическую и иные сферы жизни общества. Многое из того, что в бытность преосвященного Амвросия казалось несбыточным или невероятным, сделалось реальностью. С одной стороны, такие перемены делают труд архиепископа Амвросия «Живое слово» еще более актуальным, а с другой позволяют судить, насколько эти внешние факторы действительно влияют на развитие ораторского дара у духовенства.
Четвертая глава - «Использование опыта архиепископа Амвросия в построении импровизированной проповеди для современного священника» - содержат практические рекомендации для современного священника относительно внешней и внутренней стороны импровизации и содержания проповеди. В данной главе также выявлены и систематизированы типичные ошибки, допускаемые при написании и произнесении проповедей.
Практическая значимость труда архиепископа Амвросия - предложение условий, необходимых для развития импровизаторского таланта проповедника. Архиепископ указывает следующие способности, без которых не может быть живого импровизационного слова: сила мышления, живое воображение и дар слова как инструмент импровизатора.
Архиепископ Амвросий видит в даре слова две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внутренняя сторона состоит в глубоком мышлении и живом воображении, богатом словарном запасе, отказе от вульгарных слов и выражений, а также от засилья иностранных слов. Внешнюю сторону дара слова составляет речевой аппарат.
Владыка Амвросий напутствует начинающего проповедника и указывает ему основание церковной проповеди - высочайший пример Господа Иисуса Христа, потому что вся деятельность церковных служителей должна быть основана на Его учении и примере и только в этом случае может быть успешна и плодотворна.
По наблюдению архиепископа Амвросия, проповедник при самой тщательной подготовке встречается с затруднением с чего начать слово. Владыка дает совет о необходимости подготовки заранее «первого слова», начала проповеди. Так же важно будущему импровизатору как можно чаще слушать опытных проповедников, но архиепископ Амвросий предостерегает от бездумного перенимания их манер.
Для импровизатора важно, чтобы в нем раскрылись его собственные дарования. Одним из самых трудных моментов при импровизации архиепископ Амвросий считает сохранение спокойствия. Очевидно, что для успешного приучения к импровизации необходим навык.
Регулярность в произнесении проповеди важна и для народа, чтобы он не пропустил следующую проповедь, когда импровизатор предлагает цикл поучений.
У начинающего проповедника возникает справедливый вопрос, как долго может или должна продолжаться импровизация. Архиепископ Амвросий замечает, что все зависит от личных способностей импровизатора. Важно обращать внимание на слушателей.
Архиепископ Амвросий объясняет, каким содержанием наполнить церковную проповедь. Он называет это внутренней стороной импровизации. Начинающих проповедников архиепископ Амвросий предостерегает от выбора тем, сложных для раскрытия в устном слове. Владыка указывает на то, что сведения, собранные в памяти, легче изложить, чем предметы, требующие развития мысли на месте: «Поэтому для первоначальных импровизаций нужно выбирать предметы, усвояемые памятью и легко передаваемые. Таковы рассказы из библейской истории Ветхого Завета, из евангельских сказаний о жизни Христа Спасителя, чудесах Его и примерах высокой веры, увенчанной благоволением и благодеяниями Господа, каковы: вера жены хананейской, кровоточивой, сотника, слепорожденного, жены-блудницы и прочее».[19]
При изложении библейских историй нетрудно переходить к самой мысли, которую они выражают, и делать нравственное наставление. Можно взять отвлеченную нравственную мысль и изложить ее применительно к современной жизни.
Немало затруднений зачастую создает выбор темы для проповеди. Владыка советует избирать следующие темы: изъяснение молитвы Господней; изречения Спасителя о блаженствах; толкование псалмов; изъяснение притчей.
Импровизатору необходимо составить план каждого поучения, без которого оно не станет последовательным и ясным. Владыка Амвросий советует искать образцы речи, достойной проповеди, в церковной литературе. В качестве вспомогательного пособия в помощь начинающему проповеднику, он рекомендует «Симфонии», в которых содержится в алфавитном порядке свод текстов Священного Писания.
В заключении «Живого слова» архиепископ Амвросий дает практические советы по развитию свободной речи, которое приносит пользу на самых разных поприщах человеческой деятельности.
В практических советах и критических замечаниях архиепископа Амвросия много сказано об ошибках, допускаемых при произнесении импровизированной проповеди. Их можно выделить и систематизировать.
Ссылаясь на собственный опыт, архиепископ указывает на трудность произнесения первой импровизации. Не рекомендуется заучивать написанную проповедь, чтобы потом, произнося ее, лишь заменять отдельные слова и выражения. Последствиями будут остановки в речи, бессвязные мысли, натянутость, а также незавершенность проповеди в целом.
Архиепископ Амвросий указывает, что начинающему импровизатору очень важно справиться со своим волнением. Сосредоточить все внимание на содержании проповеди было бы неверно, это может расстроить всю импровизацию малоопытного оратора.
Одна из серьезных ошибок - подражание и заучивание написанных проповедей. Архиепископ настаивает, что произнесение заученных текстов ничего общего с импровизацией не имеет.
Архиепископ Амвросий предлагает систему, по которой можно убедиться в возможностях того или иного человека говорить живым словом. Он указывает на три признака. Во-первых, без опыта публичного слова (преподавание, частое общение с людьми) не следует произносить импровизации. Во-вторых, нужно выявить быстроту реакции на внезапные вопросы. В-третьих, импровизатор не должен в суждении о достоинстве своих импровизированных проповедей полагаться на собственное мнение, а следить за мнением других.
В заключении содержатся выводы исследования. Основными из них являются следующие:
1. Архиепископ Амвросий отмечал важность двух направлений проповеднической деятельности - проповедей написанных и проповедей-импровизаций, - уделяя при этом особое внимание импровизации.
2. Написанные проповеди владыки Амвросия имеют четкую структуру и обладают следующим планом построения:
- определение предмета, о котором пойдет речь, и его отношение к практической стороне жизни;
- раскрытие ложного представления о предмете, которое господствует в действительности, (как правило, это и являлось поводом к проповеди);
- предложение средства устранения того или иного общественного недуга.
Написанные проповеди Архиепископа имеют характерную особенность: раскрытие темы влечет за собой необходимость пояснения смежных нравственных явлений современной действительности, а это становится, в свою очередь, поводом и темой следующей его проповеди.
3. Выявлены и проанализированы рекомендации, которые дает архиепископ Амвросий священникам, приступающим к импровизированной проповеди. Важнейшие из них заключаются в следующем:
- не произносить импровизации без какого-либо опыта публичного слова;
- необходимо постоянное общение с людьми;
- проповеднику нужно убедиться в своей способности быстро отвечать на внезапные вопросы;
- не следует полагаться только на собственное мнение, важно наблюдать за мнением слушателей.
4. Архиепископ Амвросий в труде «Живое слово» называет способности, необходимые проповеднику-импровизатору: сила мышления, развитое воображение, богатый словарный запас, отказ от просторечных, вульгарных выражений и разумное употребление иноязычных слов, хорошо развитый речевой аппарат. В случае отсутствия указанных черт проповеднику предлагается иной вид проповедничества - письменное изложение своих мыслей и произнесение их по тексту.
5. Владыка Амвросий предлагает систему практических рекомендаций, касающихся содержания и внутренней структуры устной проповеди, необходимых для успешного ее произнесения:
- в устной проповеди не следует говорить о догматах веры, требующих точной формулировки;
- на раннем этапе проповедничества важно выбирать такие темы, которые легко запоминаются;
- заранее находить тему для проповеди;
- следует от более легких тем постепенно переходить к более сложным;
- уместно составлять циклы проповедей, объединенные одной темой;
- при раскрытии темы необходимо стремиться к ясности и последовательности своих мыслей;
- детально обдумывать все, что будет сказано в проповеди;
- постоянно размышлять о темах предстоящих проповедей.
6. Импровизация и чтение проповеди по тексту - это принципиально разные виды слова, каждый из которых требует своей особой подготовки и является самостоятельным видом духовной и интеллектуальной деятельности.
7. Характерные ошибки проповедника сводятся к следующему: использование просторечных выражений, слов-сорняков и слов иностранного происхождения; смешение народных поверий с учением Церкви; потеря смысловой связи; неумение сделать вывод и окончить проповедь. Архиепископ Амвросий в своих трудах дает немало ценных указаний для исправления характерных ошибок проповедника и говорит о том, чего не следует допускать в проповеди, произносимой с церковного амвона.
8. В современных благоприятных условиях с точки зрения импровизированного проповедничества труды преосвященного Амвросия приобрели особую значимость. Недостаточная изученность его работы «Живое слово», недопонимание проповеднического опыта его современниками побуждают к новому прочтению трудов архиепископа Амвросия. Владыка определил механизм живого слова, разработал методику импровизированной речи, с помощью которой возможно объективно оценить собственные способности к импровизационному проповедничеству и развить в себе талант церковного оратора. Рекомендации владыки Амвросия полезны и тем проповедникам, которые пишут свои проповеди заранее.
9. Наставления и рекомендации архиепископа Амвросия применимы для совершенствования современного процесса обучения в Московской Духовной Семинарии и Академии; они могут быть востребованы преподавателями духовных училищ, православных гимназий, а также помочь родителям в вопросах семейного воспитания.
Апробация результатов диссертации. По теме диссертации автором опубликована статья ««Живое слово» архиепископа Амвросия (Ключарева)» Интернет-портал: Bogoslov.ru
В наше время все больше и больше ощущается потребность в живом слове священнослужителя-проповедника. Это обстоятельство вынуждает нас обратиться к прошлому. В конце XIX века увидела свет книга известного проповедника архиепископа Амвросия (Ключарева) «Живое слово», в которой владыка изложил свои взгляды на устную проповедь. Изучая посторенние его проповедей и их влияние на современников, легко придти к неопровержимому выводу: архиепископ Амвросий был не только замечательным мастером импровизации, но и писателем, составителем проповедей заранее написанных. Осознание этого факта поможет убедиться, что теоретические взгляды преосвященного Амвросия лишены какой-либо субъективности, а его советы и рекомендации начинающим проповедникам отнюдь не голословны, но имеют фундаментальную научную ценность.
Изучение самого «Живого слова» позволяет сделать и несколько других выводов. Во-первых, в настоящее время сложилась такая ситуация для проповедника, при которой возможно полное раскрытие его таланта (отсутствие цензуры, свобода слова и проч.). Во-вторых, архиепископ Амвросий создал стройную и универсальную систему, включающую практические советы, разбор типичных ошибок и, наконец, указания начинающему проповеднику на то, как распознать в себе талант говорить устным живым словом. В-третьих, изучение полемики вокруг «Живого слова» приводит к пониманию того, что альтернативы системе архиепископа Амвросия в гомилетической науке пока нет. В-четвертых, владыка впервые описал мыслительные процессы, которые происходят при произнесении устного слова, и тем самым создал теоретическую базу для дальнейшего развития импровизированной проповеди.
Все это позволяет по-новому взглянуть на труд вековой давности, отметить его актуальность и выделить наиболее значимые положения. Изучение проповеднических принципов архиепископа Амвросия позволит поднять на качественно новый уровень современную речь священника, будь то проповедь, миссионерская беседа, наставление прихожанам или выступление в общественных местах и средствах массовой информации.
Актуальность темы исследования. Работа посвящена изучению проповедничества архиепископа Амвросия (Ключарева). В его проповедях можно встретить не только разъяснение Священного Писания, но также и полемику в связи с нравственными проблемами, которые возникали в современном ему обществе. Своевременная, даже упреждающая реакция в проповеди на вызовы современности крайне желательна и в наше время. На сегодняшний день для священника нет ограничений для проповеди в храме с амвона, поэтому особо интересен опыт архиепископа Амвросия. Он показал выдающийся пример противостояния духу времени и оставил ценное наследие всем, кто обладает склонностью и талантом говорить свободно и увлекательно.
Практическая значимость исследования.
Изучаемая в работе книга архиепископа Амвросия «Живое слово» -уникальное пособие для пастырей, стремящихся строить речь непринужденно и убедительно. Это практические советы опытного проповедника, которыми можно и нужно воспользоваться в современной пастырской деятельности. В «Живом слове» архиепископ Амвросий подробно разъясняет, как распознать в себе незаурядного проповедника, как научиться свободно говорить; что нужно делать для того, чтобы устная речь стала по-настоящему живой и доступной слушателю любого сословия и уровня грамотности. Из книги владыки Амвросия становится понятно, почему проповедь была и остается неотъемлемой частью священнического служения, почему живое слово пастыря превращается для него в насущную потребность. При всей своей практической ценности книга «Живое слово» по ряду причин почти не нашла отклика среди современников. Все это говорит о необходимости изучения проповеднического опыта архиепископа Амвросия для последующего использования в ежедневной работе по написанию и произнесению проповедей в современных условиях.
История вопроса и степень изученности темы. В последние годы не было издано крупных работ, посвященных теории построения устной проповеди, а также исследований трудов архиепископа Амвросия с целью их систематизации и адаптации к современным условиям, за исключением упомянутых в «Библиографическом обзоре» данной диссертации. Однако совершенствование проповеднической практики невозможно без комплексного подхода к осмыслению наиболее важных теоретических проблем, сопоставления существующих теоретических форм с реалиями современной жизни, что без сомнения обращает нас к проповедническому опыту архиепископа Амвросия.
Также необходимо отметить, что исследования жизненного пути архиепископа Амвросия имеют существенные пробелы. Остаются практически неизученными такие аспекты биографии святителя, как его деятельность в различных общественных организациях, в том числе, в Миссионерском обществе, его взаимоотношения со святителем Иннокентием Московским и святителем Николаем Японским.
Основным источником для исследования проповеднического наследия архиепископа Амвросия служит полное собрание проповедей в пяти томах, изданное в Харькове сразу после его смерти.[1] В это издание вошли не только проповеди владыки, но и его воспоминания, письма, статьи и речи. Сборники проповедей архиепископа Амвросия выходили и при его жизни. Первое издание было осуществлено в 1873 году в Москве, еще до рукоположения владыки в епископский сан.[2] Следующие два сборника проповедей охватывают последнее десятилетие служения в Москве[3] и первые двенадцать лет на Харьковской кафедре[4]. Кроме того, проповеди архиепископа Амвросия печатались в различных периодических изданиях и в основанных им журналах «Душеполезное чтение» и «Вера и разум».
Особое место в его творческом наследии занимает «Живое слово» - книга о том, что такое проповедь. Она намного опередила свое время, оставшись не до конца понятой современниками. Нынешний же исторический период характеризуется благоприятными условиями как раз для того, чтобы идеи, изложенные в «Живом слове», были применены на практике.
Автором диссертации были изучены основные издания о жизни и деятельности архиепископа Амвросия. Их можно разделить на две группы:
- биографии, воспоминания современников и мемуары;
- издания, посвященные изучению проповеднической деятельности владыки Амвросия.
К первой группе относится труд протоиерея Т. И. Буткевича «Высокопреосвященнейший Амвросий, архиепископ Харьковский»[5] как наиболее подробное, основанное на живых впечатлениях, рассказах очевидцев и письмах, жизнеописание. В нем дается яркая характеристика личности епископа, подробно рассказывается об обстоятельствах создания им проповедей, некоторые из которых опубликованы только в названном издании. Из кратких биографических очерков необходимо обратить внимание на биографию Архиепископа, составленную игуменом Георгием (Тертышниковым)[6], в которой упоминаются все основные факты жизни архиепископа Амвросия и приводится список его трудов, вышедших отдельными изданиями.
Очень содержательна статья в биографическом сборнике «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы» митрополита Мануила Лемешевского. В ней приводится обширный список периодических изданий до 1917 года, в которых упоминается имя архиепископа Амвросия Ключарева.[7]
Другие биографические очерки имеют большое значение в связи с живыми свидетельствами современников архиепископа Амвросия. Это труды проф. МДА И. Н. Корсунского «Высокопреосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский»,[8] Л. Багрецова «Последние дни жизни Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского и Ахтырского»,[9] проф. Д. Голубинского «Памяти архиепископа Харьковского Амвросия»,[10] А. Королькова «Светильник Церкви Христовой»,[11] Д. Ромашкова «Амвросий, как народный проповедник и ревнитель духовно-нравственного просвещения».[12] Ценные биографические сведения о монашеском постриге и епископской хиротонии Амвросия Ключарева содержатся в книге И. Барсукова «Святитель Иннокентий».[13] Живые свидетельства о деятельности архиепископа как члена Совета Миссионерского общества можно найти на страницах дневника святителя Николая Японского за 1879 год.[14]
Ко второй группе изданий, посвященных проповеднической деятельности архиепископа Амвросия, следует отнести работу Г. Смычникова «Проповедничество Амвросия, архиепископа Харьковского»[15], труды доцента Московской Духовной Академии В. П. Виноградова «Страж мира христианского» второй половины XIX века»[16], «Публицистическо-проповеднические принципы преосв. Амвросия, Архиеп. Харьковского», «Последний из могикан» эпохи великих реформ»[17]. Особенно стоит выделить труд И. Митисова «Педагогические воззрения высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского»[18], состоящий из цитат Архиепископа, характеризующих педагогические взгляды владыки.
В 90-х годах XX века, когда возродился интерес к отечественной истории и не стало идеологической цензуры, в газетах «Литературная Россия» и «Домострой» был опубликован ряд статей, посвященных жизни и проповеднической деятельности архиепископа Амвросия.
После 1917 года для нашей страны настал тяжелый исторический период. Русская Православная Церковь претерпела беспрецедентные гонения со стороны власти и государственной идеологии. Проповедническая деятельность священства за редким исключением была запрещена или сильно ограничена. В результате этих нестроений «Живое слово» и проповеди архиепископа Амвросия (Ключарева) были незаслуженно забыты. Историческая значимость личности архиепископа Амвросия Ключарева такова, что его имя не раз упоминается в художественной литературе для характеристики эпохи, в которой он жил. В наше время их изучение и осмысление могло бы иметь колоссальную важность для священников, желающих творчески строить свою проповедническую деятельность.
Объектом исследования являются проповедническая деятельность и труд архиепископа Амвросия «Живое слово».
Предметом исследования выступают теоретические взгляды на импровизированную проповедь, изложенные в «Живом слове», в контексте проповеднической деятельности архиепископа Амвросия.
Цель и задачи исследования.
Цель заключается в изучении основных направлений проповеднической деятельности архиепископа Амвросия (Ключарева) и ее практического применения современными священниками для составления писанных и импровизированных проповедей.
Задачи состоят в следующем:
- выявить содержание и сформулировать актуальность трудов архиепископа Амвросия;
- освоить правила и основные принципы написания и построения импровизированных проповедей архиепископа Амвросия;
- выявить приемы, которые могут быть использованы в практике современного священника;
- разработать рекомендации по устранению возможных ошибок, возникающих при построении импровизированных проповедей, с помощью работ архиепископа Амвросия.
Методы исследования включают в себя анализ содержания и структуры проповедей архиепископа Амвросия, всестороннее изучение его книги «Живое слово», обзор критических отзывов, исследование архивных документов, воспоминаний современников и имеющейся литературы, элементы типологических методов, аналитическая обработка собранных данных, обобщение и систематизация материалов, размещение полученных новых фактов в контексте общей истории Русской Православной Церкви.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- исследованы и представлены источники, содержащие данные о жизни, миссионерской, проповеднической, литературной, общественной, благотворительной и хозяйственной деятельности архиепископа Амвросия;
- впервые на диссертационном уровне изучены как два направления проповеднической деятельности архиепископа Амвросия, так и ее практическое содержание;
- рассмотрено значение заранее написанной и произнесенной по конспекту (либо заученной наизусть) проповеди и импровизированной проповеди на примере проповедничества архиепископа Амвросия;
- выработаны предложения по освоению правил и основных принципов построения проповедей, формулировке рекомендаций по устранению возможных ошибок, возникающих при их написании, а также по обогащению личного опыта современного священнослужителя при произнесении им импровизированных проповедей.
Структура работы.
Данная диссертация состоит из введения, обзора библиографии, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и двух приложений. Список литературы включает 62 наименования. Общий объем работы составляет 163 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснованы актуальность и научная новизна работы, представлены ее цели и задачи, рассмотрены степень разработанности и практическая значимость работы.
Первая глава содержит жизнеописание архиепископа Амвросия.
Все существующие биографии архиепископа Амвросия ограничивались описанием основных вех его жизни.
Впервые в данном исследовании была предпринята попытка обозначить то место, которое занимал владыка Амвросий среди видных исторических фигур той эпохи. Для этого были изучены дневники и жизнеописания, принадлежащие перу его современников, проведена архивная работа.
В результате были выявлены и документально подтверждены дружеские связи архиепископа Амвросия со Святителем Иннокентием. Архиепископ Амвросий принял деятельное участие в жизни сына и внука Святителя Иннокентия.
Найдены свидетельства встречи архиепископа Амвросия со святителем Николаем Японским, вклад владыки Амвросия в дело становления Японской миссии.
В рамках проведенного исследования была изучена поездка архиепископа Амвросия в Казань по заданию Московского миссионерского общества. В Казани у него сложились теплые отношения с миссионером проф. Н.И. Ильминским, что подтверждается письмами из ЦГА РТ Фонда Ильминского.
Под руководством архиепископа Амвросия в Москве было открыто Общество любителей церковного пения. Итогом работы этого общества стало издание нотных сборников московского обиходного напева. Эти издания найдены.
При встречах с ныне живущими родственниками владыки Амвросия уточнялись и другие детали биографии, в частности, о месте захоронения Архиепископа.
Архиепископ Амвросий не только послужил примером для пастырей, желающих живым языком проповедовать истины Православия. Он, что очень важно, обобщил свой проповеднический опыт в книге «Живое слово».
В этом труде владыка Амвросий указал на принципиальное различие мыслительных процессов, протекающих при написании проповеди и при устном слове. Без ознакомления с этими процессами невозможно более глубокое развитие проповедничества, особенно теории живого слова. Архиепископ Амвросий описал также процесс произнесения устного слова, благодаря чему возникло понимание структуры живого слова, правил его построения.
Вторая глава - «Общая характеристика проповедничества архиепископа Амвросия (Ключарева)» - состоит из трех параграфов. В первом параграфе описаны основные направления проповедничества архиепископа Амвросия; во втором анализируются написанные и опубликованные проповеди, в третьем исследуются импровизации как отдельное направление проповеднической деятельности.
Владыка считал импровизированные и написанные проповеди равно необходимыми, ценил достоинства тех и других, однако всегда очень точно отделял проповеди, которые были написаны и произнесены от импровизаций, называя это двумя разными видами слова. И все же большее внимание он уделял импровизированному слову, осознавая его особое значение в проповеднической деятельности.
Говоря о написанных проповедях архиепископа, следует отметить, что все они имеют вступление, разъясняющее, почему взят для обсуждения тот или иной предмет. Поводом к проповеди являются события церковной или общественной жизни. Однако повод зачастую никак не отражается на содержании слова. Из всего многообразия явлений тогдашенй жизни архиепископ брал в качестве темы проповеди самые актуальные. При раскрытии темы неизбежно возникала необходимость пояснить смежные нравственные явления, что становилось предметом следующего слова.
При изложении темы проповеди разъяснялось практическое жизненное значение рассматриваемого предмета, как правило, в трех направлениях: в отношении науки или искания истины, общественной и семейной жизни. Затем, дав христианское определение предмету, архиепископ показывал противоположное, искаженное состояние, присущее этому предмету в современной действительности. Таким образом архиепископ Амвросий связывал современные ему негативные явления в обществе и те средства, которыми они должны быть заменены или исправлены.
Написанные проповеди преосвященного Амвросия имеют относительно свободное построение, однако возможно выделить в них три части:
- определение предмета, о котором идет речь в проповеди и его отношение к практической жизни;
- раскрытие ложного представления о предмете, которое господствует в действительности, т.е. повод к проповеди;
- предложение средства устранения общественного или душевного недуга.
Писанные проповеди архиепископ Амвросия отличались строгой постановкой вопроса, определением главного понятия, лежащего в основе раскрытия вопроса, последовательным изложением мыслей.
Импровизированная проповедь давала краткое и оживленное наставление слушателям из учения Православной Церкви и христианской жизни в виде частного или постоянного, в зависимости от обстоятельств, напоминания о спасении души и преуспевании в добродетелях.
В двух параграфах третьей главы - «Анализ практического применения правил и принципов построения импровизированных проповедей» - раскрывается значение понятия «живое слово», выявляется практическая ценность труда архиепископа Амвросия, а также перечисляются условия, необходимые для развития импровизаторского таланта проповедника.
Давая определение таким фундаментальным понятиям, как «слово», «живое слово», «происхождение слова», владыка Амвросий указывает на то, что истоки самой речи - это Господь Бог и Его творческое Слово. Вместе с тем он формулирует определенные рекомендации для проповедников, стремящихся произносить проповеди-импровизации. Препятствия на пути умножения и развития талантливых проповедников-импровизаторов владыка Амвросий видел в следующем: наличие цензуры, современная ему система духовного образования, настороженное отношение к импровизации как таковой. Указывал владыка и на условия, необходимые для поиска и совершенствования талантливых проповедников: всестороннее теоретическое и практическое исследование импровизированной проповеди, приобщение к ней проповедников с юного возраста, подготовка квалифицированных преподавателей, отсутствие цензуры при централизованной системе духовного образования.
Анализ «Живого слова», проведенный в данной работе, позволяет сделать вывод о том, что целесообразно разделить книгу на две части:
- содержание проповедничества (подготовка к проповеди, внутренняя работа проповедника, говорящего живым словом, способы распознавания и развития таланта к проповеди);
- практические предложения Архиепископа для священников, желающих говорить импровизированные проповеди.
В сравнении с XIX веком условия для деятельности проповедника кардинально изменились. Государство стало светским; отменена цензура; технический прогресс сделал значительный шаг веред; появились телевидение и радио; страна прошла через испытания XX века - голод, репрессии, войну, что повлияло на духовную, политическую и иные сферы жизни общества. Многое из того, что в бытность преосвященного Амвросия казалось несбыточным или невероятным, сделалось реальностью. С одной стороны, такие перемены делают труд архиепископа Амвросия «Живое слово» еще более актуальным, а с другой позволяют судить, насколько эти внешние факторы действительно влияют на развитие ораторского дара у духовенства.
Четвертая глава - «Использование опыта архиепископа Амвросия в построении импровизированной проповеди для современного священника» - содержат практические рекомендации для современного священника относительно внешней и внутренней стороны импровизации и содержания проповеди. В данной главе также выявлены и систематизированы типичные ошибки, допускаемые при написании и произнесении проповедей.
Практическая значимость труда архиепископа Амвросия - предложение условий, необходимых для развития импровизаторского таланта проповедника. Архиепископ указывает следующие способности, без которых не может быть живого импровизационного слова: сила мышления, живое воображение и дар слова как инструмент импровизатора.
Архиепископ Амвросий видит в даре слова две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внутренняя сторона состоит в глубоком мышлении и живом воображении, богатом словарном запасе, отказе от вульгарных слов и выражений, а также от засилья иностранных слов. Внешнюю сторону дара слова составляет речевой аппарат.
Владыка Амвросий напутствует начинающего проповедника и указывает ему основание церковной проповеди - высочайший пример Господа Иисуса Христа, потому что вся деятельность церковных служителей должна быть основана на Его учении и примере и только в этом случае может быть успешна и плодотворна.
По наблюдению архиепископа Амвросия, проповедник при самой тщательной подготовке встречается с затруднением с чего начать слово. Владыка дает совет о необходимости подготовки заранее «первого слова», начала проповеди. Так же важно будущему импровизатору как можно чаще слушать опытных проповедников, но архиепископ Амвросий предостерегает от бездумного перенимания их манер.
Для импровизатора важно, чтобы в нем раскрылись его собственные дарования. Одним из самых трудных моментов при импровизации архиепископ Амвросий считает сохранение спокойствия. Очевидно, что для успешного приучения к импровизации необходим навык.
Регулярность в произнесении проповеди важна и для народа, чтобы он не пропустил следующую проповедь, когда импровизатор предлагает цикл поучений.
У начинающего проповедника возникает справедливый вопрос, как долго может или должна продолжаться импровизация. Архиепископ Амвросий замечает, что все зависит от личных способностей импровизатора. Важно обращать внимание на слушателей.
Архиепископ Амвросий объясняет, каким содержанием наполнить церковную проповедь. Он называет это внутренней стороной импровизации. Начинающих проповедников архиепископ Амвросий предостерегает от выбора тем, сложных для раскрытия в устном слове. Владыка указывает на то, что сведения, собранные в памяти, легче изложить, чем предметы, требующие развития мысли на месте: «Поэтому для первоначальных импровизаций нужно выбирать предметы, усвояемые памятью и легко передаваемые. Таковы рассказы из библейской истории Ветхого Завета, из евангельских сказаний о жизни Христа Спасителя, чудесах Его и примерах высокой веры, увенчанной благоволением и благодеяниями Господа, каковы: вера жены хананейской, кровоточивой, сотника, слепорожденного, жены-блудницы и прочее».[19]
При изложении библейских историй нетрудно переходить к самой мысли, которую они выражают, и делать нравственное наставление. Можно взять отвлеченную нравственную мысль и изложить ее применительно к современной жизни.
Немало затруднений зачастую создает выбор темы для проповеди. Владыка советует избирать следующие темы: изъяснение молитвы Господней; изречения Спасителя о блаженствах; толкование псалмов; изъяснение притчей.
Импровизатору необходимо составить план каждого поучения, без которого оно не станет последовательным и ясным. Владыка Амвросий советует искать образцы речи, достойной проповеди, в церковной литературе. В качестве вспомогательного пособия в помощь начинающему проповеднику, он рекомендует «Симфонии», в которых содержится в алфавитном порядке свод текстов Священного Писания.
В заключении «Живого слова» архиепископ Амвросий дает практические советы по развитию свободной речи, которое приносит пользу на самых разных поприщах человеческой деятельности.
В практических советах и критических замечаниях архиепископа Амвросия много сказано об ошибках, допускаемых при произнесении импровизированной проповеди. Их можно выделить и систематизировать.
Ссылаясь на собственный опыт, архиепископ указывает на трудность произнесения первой импровизации. Не рекомендуется заучивать написанную проповедь, чтобы потом, произнося ее, лишь заменять отдельные слова и выражения. Последствиями будут остановки в речи, бессвязные мысли, натянутость, а также незавершенность проповеди в целом.
Архиепископ Амвросий указывает, что начинающему импровизатору очень важно справиться со своим волнением. Сосредоточить все внимание на содержании проповеди было бы неверно, это может расстроить всю импровизацию малоопытного оратора.
Одна из серьезных ошибок - подражание и заучивание написанных проповедей. Архиепископ настаивает, что произнесение заученных текстов ничего общего с импровизацией не имеет.
Архиепископ Амвросий предлагает систему, по которой можно убедиться в возможностях того или иного человека говорить живым словом. Он указывает на три признака. Во-первых, без опыта публичного слова (преподавание, частое общение с людьми) не следует произносить импровизации. Во-вторых, нужно выявить быстроту реакции на внезапные вопросы. В-третьих, импровизатор не должен в суждении о достоинстве своих импровизированных проповедей полагаться на собственное мнение, а следить за мнением других.
В заключении содержатся выводы исследования. Основными из них являются следующие:
1. Архиепископ Амвросий отмечал важность двух направлений проповеднической деятельности - проповедей написанных и проповедей-импровизаций, - уделяя при этом особое внимание импровизации.
2. Написанные проповеди владыки Амвросия имеют четкую структуру и обладают следующим планом построения:
- определение предмета, о котором пойдет речь, и его отношение к практической стороне жизни;
- раскрытие ложного представления о предмете, которое господствует в действительности, (как правило, это и являлось поводом к проповеди);
- предложение средства устранения того или иного общественного недуга.
Написанные проповеди Архиепископа имеют характерную особенность: раскрытие темы влечет за собой необходимость пояснения смежных нравственных явлений современной действительности, а это становится, в свою очередь, поводом и темой следующей его проповеди.
3. Выявлены и проанализированы рекомендации, которые дает архиепископ Амвросий священникам, приступающим к импровизированной проповеди. Важнейшие из них заключаются в следующем:
- не произносить импровизации без какого-либо опыта публичного слова;
- необходимо постоянное общение с людьми;
- проповеднику нужно убедиться в своей способности быстро отвечать на внезапные вопросы;
- не следует полагаться только на собственное мнение, важно наблюдать за мнением слушателей.
4. Архиепископ Амвросий в труде «Живое слово» называет способности, необходимые проповеднику-импровизатору: сила мышления, развитое воображение, богатый словарный запас, отказ от просторечных, вульгарных выражений и разумное употребление иноязычных слов, хорошо развитый речевой аппарат. В случае отсутствия указанных черт проповеднику предлагается иной вид проповедничества - письменное изложение своих мыслей и произнесение их по тексту.
5. Владыка Амвросий предлагает систему практических рекомендаций, касающихся содержания и внутренней структуры устной проповеди, необходимых для успешного ее произнесения:
- в устной проповеди не следует говорить о догматах веры, требующих точной формулировки;
- на раннем этапе проповедничества важно выбирать такие темы, которые легко запоминаются;
- заранее находить тему для проповеди;
- следует от более легких тем постепенно переходить к более сложным;
- уместно составлять циклы проповедей, объединенные одной темой;
- при раскрытии темы необходимо стремиться к ясности и последовательности своих мыслей;
- детально обдумывать все, что будет сказано в проповеди;
- постоянно размышлять о темах предстоящих проповедей.
6. Импровизация и чтение проповеди по тексту - это принципиально разные виды слова, каждый из которых требует своей особой подготовки и является самостоятельным видом духовной и интеллектуальной деятельности.
7. Характерные ошибки проповедника сводятся к следующему: использование просторечных выражений, слов-сорняков и слов иностранного происхождения; смешение народных поверий с учением Церкви; потеря смысловой связи; неумение сделать вывод и окончить проповедь. Архиепископ Амвросий в своих трудах дает немало ценных указаний для исправления характерных ошибок проповедника и говорит о том, чего не следует допускать в проповеди, произносимой с церковного амвона.
8. В современных благоприятных условиях с точки зрения импровизированного проповедничества труды преосвященного Амвросия приобрели особую значимость. Недостаточная изученность его работы «Живое слово», недопонимание проповеднического опыта его современниками побуждают к новому прочтению трудов архиепископа Амвросия. Владыка определил механизм живого слова, разработал методику импровизированной речи, с помощью которой возможно объективно оценить собственные способности к импровизационному проповедничеству и развить в себе талант церковного оратора. Рекомендации владыки Амвросия полезны и тем проповедникам, которые пишут свои проповеди заранее.
9. Наставления и рекомендации архиепископа Амвросия применимы для совершенствования современного процесса обучения в Московской Духовной Семинарии и Академии; они могут быть востребованы преподавателями духовных училищ, православных гимназий, а также помочь родителям в вопросах семейного воспитания.
Апробация результатов диссертации. По теме диссертации автором опубликована статья ««Живое слово» архиепископа Амвросия (Ключарева)» Интернет-портал: Bogoslov.ru
[1] Полное собрание проповедей
Высокопреосвященнейшего Архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского. В 5 томах.
Харьков: Издание Совета Харьковского Епархиального женского училища, 1902-1903.
[2] Несколько проповедей прот. А. Ключарева. М., 1873.
[3] Проповеди Амвросия, епископа Дмитровского, викария Московского, за последние годы служения его в Москве 1873-1882 гг. М., 1883.
[4] Проповеди Преосв. Амвросия, архиепископа Харьковского, произнесенные во время служения его в Харьковской епархии 1882-1894 гг. Харьков, 1895.
[5] Буткевич Т.И. Высокопреосвященнейший Амвросий, архиепископ Харьковский. Харьков, 1902.
[6] Игумен Георгий (Тертышников). Жизнь и деятельность Высокопреосвященнейшего Амвросия (Ключарева), архиепископа Харьковского // Вестник Рус. Зап.-Европейского Патриаршего Экзархата. 1980 - 1981. № 105 - 108. с. 247 - 257.
[7] Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы. Часть 1. Аввакум (Боровков) - Афанасий (Сахаров) / Сост. М.М. Куйбышев, 1966. с. 178 - 187, машинопись.
[8] Корсунский И.Н. Высокопреосвященнейший Амвросий, Архиепископ Харьковский. По случаю 50-летнего юбилея его священства. М., 1898. 50 с.
[9] Багрецов Л. Последние дни жизни Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского и Ахтырского, его кончина, перенесение тела из «Всехсвятского» в Харьковский кафедральный собор, отпевание его и погребение. Харьков, 1901. 46 с.
[10] Голубинский Д. Памяти архиепископа Харьковского Амвросия. М., 1902. 12 с.
[11] Корольков А. Светильник Церкви Христовой. Памяти Высокопреосвященнейшего Амвросия, Архиепископа Харьковского // Странник. 1901. № 11. с. 1 - 16, № 12. с. 906 - 944.
[12] Ромашков Д. Амвросий, как народный проповедник и ревнитель духовно-нравственного просвещения. Харьков, 1905.
[13] Святитель Иннокентий. По его сочинениям, письмам и рассказам современников. - Псков: Издательство «Союз писателей России», 2007. с. 735 - 740. Печатается по изданию: Иван Барсуков. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. По его сочинениям, письмам и рассказам современников. Москва, 1883.
[14] Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание, дневники 1870 - 1911 гг. СПб.: Библиополис, 2007. с. 127 - 128.
[15] Смычников Г., диак. Проповедничество Амвросия, архиепископа Харьковского: Курс.соч. МДА. Загорск, 1965. 127 с. Машинопись.
[16] Виноградов В. П. «Страж мира христианского» второй половины XIX века. Сергиев Посад, 1912. 89 с.
[17] Виноградов В. П. Публицистическо-проповеднические принципы преосв. Амвросия, архиеп. Харьковского. Сергиев Посад, 1910. 19 с.
[18] Митисов И. Педагогические воззрения Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского. Казань, 1902. 106 с.
[19] Архиепископ Амвросий (Ключарев). Живое слово. Полное собрание проповедей Высокопреосвященнейшего Архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского, с приложениями. В 5 томах. Том 5. Харьков: Издание Совета Харьковского Епархиального женского училища, 1903. с. 93.
[2] Несколько проповедей прот. А. Ключарева. М., 1873.
[3] Проповеди Амвросия, епископа Дмитровского, викария Московского, за последние годы служения его в Москве 1873-1882 гг. М., 1883.
[4] Проповеди Преосв. Амвросия, архиепископа Харьковского, произнесенные во время служения его в Харьковской епархии 1882-1894 гг. Харьков, 1895.
[5] Буткевич Т.И. Высокопреосвященнейший Амвросий, архиепископ Харьковский. Харьков, 1902.
[6] Игумен Георгий (Тертышников). Жизнь и деятельность Высокопреосвященнейшего Амвросия (Ключарева), архиепископа Харьковского // Вестник Рус. Зап.-Европейского Патриаршего Экзархата. 1980 - 1981. № 105 - 108. с. 247 - 257.
[7] Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы. Часть 1. Аввакум (Боровков) - Афанасий (Сахаров) / Сост. М.М. Куйбышев, 1966. с. 178 - 187, машинопись.
[8] Корсунский И.Н. Высокопреосвященнейший Амвросий, Архиепископ Харьковский. По случаю 50-летнего юбилея его священства. М., 1898. 50 с.
[9] Багрецов Л. Последние дни жизни Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского и Ахтырского, его кончина, перенесение тела из «Всехсвятского» в Харьковский кафедральный собор, отпевание его и погребение. Харьков, 1901. 46 с.
[10] Голубинский Д. Памяти архиепископа Харьковского Амвросия. М., 1902. 12 с.
[11] Корольков А. Светильник Церкви Христовой. Памяти Высокопреосвященнейшего Амвросия, Архиепископа Харьковского // Странник. 1901. № 11. с. 1 - 16, № 12. с. 906 - 944.
[12] Ромашков Д. Амвросий, как народный проповедник и ревнитель духовно-нравственного просвещения. Харьков, 1905.
[13] Святитель Иннокентий. По его сочинениям, письмам и рассказам современников. - Псков: Издательство «Союз писателей России», 2007. с. 735 - 740. Печатается по изданию: Иван Барсуков. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. По его сочинениям, письмам и рассказам современников. Москва, 1883.
[14] Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание, дневники 1870 - 1911 гг. СПб.: Библиополис, 2007. с. 127 - 128.
[15] Смычников Г., диак. Проповедничество Амвросия, архиепископа Харьковского: Курс.соч. МДА. Загорск, 1965. 127 с. Машинопись.
[16] Виноградов В. П. «Страж мира христианского» второй половины XIX века. Сергиев Посад, 1912. 89 с.
[17] Виноградов В. П. Публицистическо-проповеднические принципы преосв. Амвросия, архиеп. Харьковского. Сергиев Посад, 1910. 19 с.
[18] Митисов И. Педагогические воззрения Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского. Казань, 1902. 106 с.
[19] Архиепископ Амвросий (Ключарев). Живое слово. Полное собрание проповедей Высокопреосвященнейшего Архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского, с приложениями. В 5 томах. Том 5. Харьков: Издание Совета Харьковского Епархиального женского училища, 1903. с. 93.
Комментарии ():
Написать комментарий: