Календарные заметки на 20 декабря: память святого мученика Афинодора
Житию святого мученика Афинодора посвящены очередные календарные заметки.
Статья
На
сегодняшний воскресный день приходится память святого мученика Афинодора. Самым
древним источником сведений о нем является, судя по всему, краткое житие,
помещенное в Синаксаре Константинопольской Церкви X века (кодекс
Сирмунда). В нем рассказывается, что Афинодор вел «уединенный образ жизни»
(скорее всего, имеется в виду христианское отшельничество, зародившееся
предположительно в Египте, еще где-то в начале III в.), проживая либо в пустынной
местности, либо в каком-то заброшенном селении в «Сирийской Месопотамии». Это
наименование римской и затем византийской провинции IV-VII веков (уточнение
«Сирийская» сделано для отличия от Месопотамии Персидской); такое
географическое уточнение, скорее всего, свидетельствует о древности происхождения
если не всего житийного повествования, то некоторых сведений о святом
Афиногоре.
Далее в житии указывается, что он пришел (куда — не сказано) из того места, где подвизался, «влекомый» или «побуждаемый» (греч. hormomenos) чем-то или кем-то. Очень вероятно, составитель житийного очерка имел ввиду божественное вдохновение, вызвавшее в отшельнике желание поддержать своих единоверцев во время гонений при императоре Диоклетиане (может, подразумевается что-то сходное с поведением святого мученика Епимаха [память — 13 ноября по новому стилю], кстати, тоже отшельника, но из Египта). Афинодор был по доносу схвачен и приведен к правителю Елевсию. За исповедание Христа святого подвергли жестоким пыткам: его жгли огнем и прижигали подмышки каленым железом, протыкали ноздри спицами, пытали огнем на медной раскаленной плите. Надо отметить, что если перечисленные пытки были очень даже в ходу в тогдашнем имперском судопроизводстве, то вслед за ними упоминается в житии нечто экстравагантное, едва ли имевшее место на самом деле. Как говорится в житии, святого «посадили в раскаленного медного быка, но после всех пыток он оставался невредим благодаря заступничеству ангелов». На основании чудесного элемента в этом месте повествоваия мученичества Афинодора можно догадаться о неисторическом характере данного и следующего за ним эпизода об участи палача: "Так, палач, который должен был отрубить святому голову, неожиданно упал замертво, а его рука с мечом отделилась от тела". Что же касается медного быка, то это один из кочующих мотивов, встречающийся не только в ряде житий (по большей части довольно поздних) многих других христианских мучеников (например, Ирины, Евстафия, Пелагеи и проч.), но и в раввинистической, а также, в первую очередь, и в римско-эллинистической литературе[1]. Отсюда этот мотив и был, вероятно, заимствован составителем жития с целью показать чрезвычайную степень жестокости, проявленной палачами в отношении мученика. (Кстати, уже в классический период античности выражение «медный бык тирана Фалариса» стало применяться в литературе как синоним жестокости.)
Кроме того, следует обратить внимание на то, что описание чудесной помощи ангелов приводится в манере повествования, схожей описанием сцены избавления от огня трех мужей Седраха, Мисаха и Авденаго, осужденных царем Навуходоносором на казнь, как об этом рассказывается в Дан 3.
В конце жития указывается на то, что, будучи свидетелями его мучений, 80 язычников обратились ко Христу. А святой Афинодор после многих истязаний, «помолившись, предал дух Господу».
Теперь немного о дне празднования памяти мученика Афинодора. В византийских календарях святой упоминается 7 (иногда 8) и 19 (иногда 18) декабря. Память его как преподобномученика отмечена 7 декабря в Патмосском и из монастыря Святого Креста списках Типикона Великой Церкви IX-X вв., а также в нам уже знакомом Синаксаре Константинопольской Церкви; 8 декабря — в Месяцеслове Василия II Болгаробойцы (начало XI в.). В древних месяцесловах, как и некоторых типиках и синаксарях память Афинодора указывается 18 или 19 декабря. В 1-й половине XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития Афинодора, включенный в нестишной Пролог 7 декабря. В 1-й половине XIV в. житие было вновь переведено южными славянами в составе Стишного Пролога. Оба кратких жития помещены в Великих Минеях Четьях.[2]
Далее в житии указывается, что он пришел (куда — не сказано) из того места, где подвизался, «влекомый» или «побуждаемый» (греч. hormomenos) чем-то или кем-то. Очень вероятно, составитель житийного очерка имел ввиду божественное вдохновение, вызвавшее в отшельнике желание поддержать своих единоверцев во время гонений при императоре Диоклетиане (может, подразумевается что-то сходное с поведением святого мученика Епимаха [память — 13 ноября по новому стилю], кстати, тоже отшельника, но из Египта). Афинодор был по доносу схвачен и приведен к правителю Елевсию. За исповедание Христа святого подвергли жестоким пыткам: его жгли огнем и прижигали подмышки каленым железом, протыкали ноздри спицами, пытали огнем на медной раскаленной плите. Надо отметить, что если перечисленные пытки были очень даже в ходу в тогдашнем имперском судопроизводстве, то вслед за ними упоминается в житии нечто экстравагантное, едва ли имевшее место на самом деле. Как говорится в житии, святого «посадили в раскаленного медного быка, но после всех пыток он оставался невредим благодаря заступничеству ангелов». На основании чудесного элемента в этом месте повествоваия мученичества Афинодора можно догадаться о неисторическом характере данного и следующего за ним эпизода об участи палача: "Так, палач, который должен был отрубить святому голову, неожиданно упал замертво, а его рука с мечом отделилась от тела". Что же касается медного быка, то это один из кочующих мотивов, встречающийся не только в ряде житий (по большей части довольно поздних) многих других христианских мучеников (например, Ирины, Евстафия, Пелагеи и проч.), но и в раввинистической, а также, в первую очередь, и в римско-эллинистической литературе[1]. Отсюда этот мотив и был, вероятно, заимствован составителем жития с целью показать чрезвычайную степень жестокости, проявленной палачами в отношении мученика. (Кстати, уже в классический период античности выражение «медный бык тирана Фалариса» стало применяться в литературе как синоним жестокости.)
Кроме того, следует обратить внимание на то, что описание чудесной помощи ангелов приводится в манере повествования, схожей описанием сцены избавления от огня трех мужей Седраха, Мисаха и Авденаго, осужденных царем Навуходоносором на казнь, как об этом рассказывается в Дан 3.
В конце жития указывается на то, что, будучи свидетелями его мучений, 80 язычников обратились ко Христу. А святой Афинодор после многих истязаний, «помолившись, предал дух Господу».
Теперь немного о дне празднования памяти мученика Афинодора. В византийских календарях святой упоминается 7 (иногда 8) и 19 (иногда 18) декабря. Память его как преподобномученика отмечена 7 декабря в Патмосском и из монастыря Святого Креста списках Типикона Великой Церкви IX-X вв., а также в нам уже знакомом Синаксаре Константинопольской Церкви; 8 декабря — в Месяцеслове Василия II Болгаробойцы (начало XI в.). В древних месяцесловах, как и некоторых типиках и синаксарях память Афинодора указывается 18 или 19 декабря. В 1-й половине XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития Афинодора, включенный в нестишной Пролог 7 декабря. В 1-й половине XIV в. житие было вновь переведено южными славянами в составе Стишного Пролога. Оба кратких жития помещены в Великих Минеях Четьях.[2]
[1]
См. Э.Д. Фролов. Бык Фалариса: миф и реальность в предании об акрагантском
тиране VI в. до н.э. // Политические отношения и государственные формы в
античном мире (сборник научных статей). Под редакцией професора Э.Д. Фролова.
Санкт-Петербург, 2002. С. 12-16. -
http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/kafsbor/20021/frolov.htm.
[2] Сведения о днях празднования памяти святого приводятся по: О. Н. З. Афинодор, прмч. Месопотамский (Сирия) // Православная энциклопедия. Т. 4. М., 2002. С. 90 - http://www.pravenc.ru/text/77094.html.
[2] Сведения о днях празднования памяти святого приводятся по: О. Н. З. Афинодор, прмч. Месопотамский (Сирия) // Православная энциклопедия. Т. 4. М., 2002. С. 90 - http://www.pravenc.ru/text/77094.html.
Комментарии ():
Написать комментарий: