Священномученик Иоанн Восторгов — выдающийся русский общественный деятель начала XX в. Имя его многократно оклеветано советской историографией и пропагандой. Долгое время при его упоминании в расчёт принималась только политическая деятельность протоиерея, который по отношению к большевикам, пришедшим в 1917 г. к власти, и к прочим социалистам находился на противоположном полюсе партийного спектра. После канонизации священномученика Архиерейским собором Русской Церкви в 2000 г. окончательно настало время, чтобы видеть в Восторгове не только и не столько политического деятеля, сколько церковного. Впрочем, монархические взгляды были тесно переплетены в нем с истовой церковностью, преданностью истине Христовой. Это видно хорошо и на примере публикуемых ниже писем священномученика Иоанна обер-прокурору Св. Синода П.П. Извольскому. В своей поездке по России 1907 г. Восторгов одновременно занимался церковно-школьными, миссионерскими и предвыборными делами. И при всем этом ему трудно было отмежеваться от своих партийных симпатий, о чем он открыто заявляет в первом из представленных писем.
Скажем несколько слов о жизненном пути протоиерея Восторгова. Этот путь удивителен и разнообразен настолько же, насколько удивительным был сам этот человек. Всего два года после окончания духовной семинарии прослужив надзирателем за воспитанниками и учителем русского и церковно-славянского языков в родном ему Ставропольском духовном училище, он стал священником. Ранние (до возраста, установленного каноническими правилами) рукоположения не были редкостью в то время, как, впрочем, не редкость они и сейчас. Но не так часто вновь рукоположенный молодой священник с такой удивительностью ревностью и энергией принимается за дело, как о. Иоанн Восторгов. Будучи определенным к церкви глухого поселка Кирпильское Кубанской области, он открыл за счет собственных средств церковно-приходскую школу, обратил в православие многих сектантов, выступал с яркими, запоминавшимися проповедями. Об этом и о том, как ему это удалось, уже опытный протоиерей Восторгов вспоминает в письме № 13, публикуемом ниже.
Труды молодого пастыря были замечены церковным и гражданским начальством. Миссионеры нужны были и Русской Церкви, и государству Российскому. Особенно заметной стала миссионерская и проповедническая деятельность о. Иоанна в период его служения на Кавказе. Законоучительство в гимназиях совмещалось им с преподаванием в церковно-приходских школах.
В 1901 г. Восторгов был отправлен в свою первую крупную и важную командировку — в Персию для «обозрения Урмийской духовной миссии», а в конце того же года и начале следующего лично докладывал об увиденном в Св. Синоде. С 1905 г. подобные командировки стали регулярными, и о. Иоанн к началу 1910-х гг. объехал практически всю Российскую империю и побывал в некоторых сопредельных государствах. В одну из таких командировок он был отправлен и в 1907 г., накануне нового учебного года.
22 августа 1907 г. сверхштатный член Училищного совета при Св. Синоде протоиерей Восторгов был официальным ордером обер-прокурора Св. Синода командирован в города Тверь, Москву, Рязань, Тамбов, Воронеж, Ярославль, Вологду, Вятку, Калугу, Владимир, Кострому, Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Самару, Саратов, Пензу, Ставрополь Кавказский, Екатеринодар, Новочеркасск, Харьков, Курск, Орел, Тулу «для ознакомления на месте с состоянием миссионерского дела в соответствующих названным городам епархиях и для доклада о сем Св. Синоду»[1]. Официальным заданием дело не ограничилось: о. Иоанн получил еще важные устные указания от С.Е. Крыжановского, которому были адресованы особые записки по предвыборным вопросам. Не нужно забывать, что в это время только что произошли события, часто именуемые в нашей историографии «третьиюньским государственным переворотом», были объявлены выборы в очередную, третью Государственную думу, и на дворе стояла избирательная пора. «Черносотенец» Иоанн Восторгов не мог и по убеждениям, и по служебным обязанностей дистанцироваться от связанных с выборами вопросов.
Факты дальнейшей биографии протоиерея Восторгова приводить здесь не будем. После последнего из представленных ниже писем до мученической кончины о. Иоанна протекло десятилетие (1908 - 1918). Это было время чрезвычайно насыщенное, проведенное в беспрестанных трудах. О. Иоанн по-настоящему болел за то дело, которым занимался, за Русскую Церковь и за Россию. Ныне он по праву пребывает не только в сонме православных святых: мы уверенно можем отнести его к числу выдающихся сынов России, лучших ее граждан за все время существования нашего Отечества.
Стоит сказать несколько слов об адресате публикуемых писем. Петр Петрович Извольский (1863 - 1928) был назначен обер-прокурором 27 июля 1906 г. и пробыл в этой должности примерно два с половиной года. До назначения на важный пост «министра церковных дел» Извольский сделал блестящую карьеру в Министерстве народного просвещения, пройдя по карьерной лестнице от чиновника особых поручений до товарища министра. В этом ему, конечно, помогал брат, министр иностранных дел А.П. Извольский.
В должности обер-прокурора Извольский проявил себя как сторонник самостоятельности («самодеятельности») Церкви. Однако отсутствие у него четкой линии и достаточной инициативы привело, в конечно счёте, к его отставке, после которой он стал членом Государственного совета. Во время гражданской войны Извольский вместе с семьей эмигрировал из России во Францию, где в 1921 г. стал диаконом, а в 1922 г. — священником.
Представленные письма являются ценным историческим источником: как для характеристики личности их автора и его деятельности, так и для описания ситуации в епархиях Русской Церкви в тот период, когда буря первой русской революции только-только стихла.
Письма отложились в Российском государственном историческом архиве в фонде П.П. Извольского (Ф. 1569. Оп. 1. Д. 54, «Письма прот. Восторгова П.П. Извольскому, с приложением докладных записок о выборах от духовенства в Гос. Думу по некоторым губерниям, по церковно-школьному вопросу и др.»). Как видно из заголовка дела, оно состоит не только из писем, но из приложений к ним. Записки, составляющие эти приложения, нами не публикуются. Во многих из них содержатся однотипные данные и характеристики, которые дополняют письма и могут быть использованы, теми кто изучает вопросы участия духовенства в выборах в Государственную думу. Задача же нашей публикации — ввести в оборот новые данные, отражающие состояние Русской Церкви, в частности ее епархиального управления, миссионерского и школьного дела в этот период. Поэтому из опускаемых при публикации записок приведем лишь некоторые, наиболее яркие факты и характеристики.
Одну из таких записок о. Восторгов составил в Вятке. В ней содержится подробное описание состояния дел в консистории, даются штрихи к портрету ее секретаря:
«Секретарь Вятской духовной Консистории Борзецовский, по отзыву Преосвященного, левого направления; скрытен; деловит; свою линию ведет очень сокровенно.
Все постановления Консистории относительно замедления суда над левыми священниками или смягчения им наказаний, сделаны по влиянию Борзецовского.
Обычай рассмотрения дел в Консистории такой: прежде чем дело, после написания Членом Консистории проэкта определения, сдать для обсуждения в общее Присутствие, Секретарь делает пометку: «Читал». Только после этого делу дается ход. Обычай этот в других Консисториях, сколько мне известно, не практикуется; он заимствован из практики Св. Синода и Синодальных Контор, и представляет превышение власти.
Иногда вместо «Читал» г. Борзецовский ставит «собачку» — особый знак, показывающий, что Секретарь направлением дела недоволен и требует его пересмотреть. Такие «собачки» и стоят на всех делах о левых священниках, — в случае, если предварительно рассматривавший дело член консистории, в проэкте определения, направлял его в сторону строгого взыскания.
Несколько месяцев Борзецовский не видится с архиереем, повидимому, чем-то недовольный.
Преосвященный говорит, что Борзецовского в беседе трудно уловить: так он выдержан и корректен. Поэтому Преосвященный затрудняется сделать представление о переводе Борзецовского, хотя очень желает этого и просил бы назначить Секретаря правых убеждений и твердого характера» (Л. 35 - 36).
В записках продолжалась и «партийная» тема, проходящая через большую часть писем и сводившаяся к тому, что о. Восторгов выявлял среди регионального духовенства «правых» и «левых». Весьма ярко охарактеризована деятельность священника Соколова из Костромской епархии, мало того, что «левого», так еще и небрежно относящегося к церковной святыне и своим обязанностям:
«Избран по Костроме левый — законоучитель гимназии о. Соколов. Но теперь над ним назначено следствие по основательному обвинению его в небрежении к святыне (утерял святые мощи при перенесении престола в новоустроенный алтарь; мощи потом найден в сору...)».
И далее о. Иоанн писал, что лучше бы о. Соколова убрать из светского учебного заведения, чтобы тот находился под полным контролем архиерея, «не закрываясь, как теперь, казенными стенами» (Л. 37). Таким образом, видно, что протоиерей Восторгов, исполняя задание государственной важности по «разъяснению» позиции «ведомства православного исповедания» на предстоявших выборах в Государственную думу, а также и прямые свои обязанности — знакомство с состоянием церковных и церковно-миссионерских школ, попутно становился своего рода контролером или ревизором, направленным высшей церковной властью, докладывавшим ей о наиболее проблемных, на его взгляд, явлениях в жизни епархий Русской Церкви.
В одном из приложений (записка «По вопросам миссионерским, см. ниже) дана характеристика священнику К.М. Агееву, ставшему позднее, в 1917 г. председателем Учебного комитета Св. Синода
«К.М. Агеев — один из главарей Обновленческого Братства, самый видный сотрудник пакостного "Века", недавно прикрытого. Замечательно, что он, священник, не назван (в вологодской газете «Север», о которой в записке пишет о. Восторгов. — А.М.) даже по своему сану» (Л. 39).
А вот другая яркая характеристика, но относящаяся уже не к личностям, а к извечной российской проблеме — отсутствию нормальных дорог и коммуникаций. Речь шла о Симбирской губернии: «Губерния — бездорожная; уездные города расположены на окраинах уездов, так что отслужить литургию и успеть приехать из селений в уездный город невозможно» (Л. 48).
Среди приложений к письмам встречаются две любопытные записки протоиерея Восторгова — «По вопросу церковно-школьному» и «По вопросам миссионерским». В первой из них о. Иоанн предлагал создать новый тип церковных школ, которые объединили бы в себе элементы школы для народа («церковно-народные школы») и для духовенства (семинарии и училища, «церковно-пастырские школы»). По его мнению, нужно было «создать истинно-народную интеллигенцию, верующую, патриотическую и обладающую настоящими знаниями, а не пустыми фразами, взятыми на прокат. И Церковь получит тогда много добрых служителей из народа, и народ получит доступ к науке, и в Церкви будет видеть и считать себя своим, близким, а не оттертым от алтаря левитством, в христианстве по существу уничтоженным» (Л. 38). Нужда в такой школе связывается с многочисленными недостатками существующих церковных школ. Впрочем, описание проблем миссии выглядит еще более пессимистичным: «Можно ли даже в мысли допускать сравнение нашего внешнего миссионерства с Миссионерством католиков, пресвитериан, протестантов и англикан, которые рядом с отлично устроенными школами (с пансионами) учреждают больницы, амбулатории, аптеки, общины сестер милосердия и проч[ее]? Положение нашего внешнего миссионерства (я его видел на Амуре, <...> Владивостокской епархии, в Чите, по Волге в Сарат[овской] и друг[их] епархиях) — прямо отчаянное» (Л. 42 - 42 об.).
Следует надеяться, что если однажды будет осуществлено печатное или электронное издание полного собрания сочинений протоиерея Иоанна Восторгова, процитированные нами записки будут опубликованы полностью. Пока же, повторимся, ограничиваемся только письмами.
При публикации писем, представляющих собой подлинные автографы протоиерея Восторгова (за исключением телеграмм), сокращения раскрываются в квадратных скобках. Места текста и слова, достоверность прочтения которых под сомнением, помечены вопросительным знаком в квадратных скобках. Неразобранные места переданы с помощью «[нрзб]». Принципы передачи подчеркиваний раскрыты в легенде к письму № 7. Слова и фразы, вписанные автором над строкой, помещены в текст без специальных оговорок. Орфография в основном современная, но с сохранением графических особенностей и неправильностей.
Ваше
Высокопревосходительство,
Милостивый
Государь,
Петр
Петрович.
Во время моей поездки я ничего не мог читать и не знал о том, что делается в столицах. Ныне случайно узнаю, что теперь Главный Наблюдатель церк[овных] школ А.А. Завьялов[2].
По этому поводу смею обратиться к Вам с почтительною просьбою. Если при замещении должности Главного Наблюдателя произойдут такие перемены, которые могли бы открыть мне доступ к должности окружного наблюдателя приволжских или младшего помощника Главного Наблюдателя, то я всеусердно прошу Ваше Высокопревосходительство возвратить меня к любимому мною церковно-школьному делу. Смею уверить Вас, что я сумею быть верным и добросовестным исполнителем моего служебного долга и буду корректным и одушевленным проводником тех начал в церковно-школьной работе, которые Вы мне укажете.
Не будет препятствием и моя определенная политическая окраска. Конечно, я не могу отказаться от моих убеждений и симпатий «черносотенника». Но я понимаю, что для должностного лица неудобно участие в активной и полезной работе патриотич[еских] партий. Я это оставлю совершенно. Уверяю Вас, что и в отношениях со школьными работниками я сумею найти такую почву, на которой будут излишними и невозможными всякие партийные счеты.
Этот месяц поездки по школам дал мне великую радость любимой школьной работы. Усердно Вас молю: дайте мне продолжение этой радости.
Вам покорный
Протоиерей
Иоанн Восторгов
22 февр[аля]
1907 г.
С. Обтеровка,
Самарск[ой] губ[ернии].
Л. 1 - 1 об.
Ваше
Высокопревосходительство,
Милостивый
Государь,
Петр
Петрович.
В Пятницу, 11-го мая, я имел счастье представляться Государю Императору. Так как мое представление было после всеподданнейшего доклада Вашего Высокопревосходительства, то Государь Император, удостоив меня беседы, мало касался вопросов церковных, останавливаясь более на сведениях о занятиях и деятельности последнего монархического Съезда[3]. Была речь об о. Илиодоре; к резким речам и выходкам его Государь Император отнесся с осуждением и высказался, что это — ненормальный человек[4]. С своей стороны я высказал Государю Императору то, что подсказывала мне совесть, повторив мнение свое, которое я докладывал и Вашему Высокопревосходительству.
Не могу от избытка памятных радостных чувств удержаться, чтобы не поведать о великой милости ко мне Государя, явленной Им в разрешении мне представиться Ее Величеству. Государыня вышла ко мне, ведя за руку малолетнего Наследника Цесаревича. Я благословил Его со слезами счастья и радости.
Простите, что занимаю внимание Ваше этою подробностью: я доселе заполнен счастьем верноподданного, видевшего царскую семью, подарившей меня таким вниманием и милостью.
Вам почтительно
покорный
Протоиерей
Иоанн Восторгов.
Москва
12 мая 1907
г.
Л. 2 - 2 об.
Ваше
Высокопревосходительство,
Досточтимый
Петр Петрович.
В Твери поручение исполнено; по Москве все будет сделано сегодня. Здесь Вологодский Владыка[5]; с ним сегодня беседа.
По Тверской губернии сведения при сем прилагаю. Позвольте из других губерний сообщать только то, что представляет местную особенность, и умалчивать о том, что является общим для всех мест.
Простите за переписку сведений, не совсем удачную.
Выезжаю теперь в Калугу.
Вам покорный
Протоиерей
Иоанн Восторгов.
Москва
23 авг[уста]
1907 г.
P.S. Прилагаемые сведения — для Елагина.
Л. 3
Ваше
Высокопревосходительство,
Досточтимый
Петр Петрович.
С Вологодским Преосвященным подробно обо всем условились. Может быть, проездом в Вятку я остановлюсь и в Вологде, и тогда переговорить можно и с губернатором[6].
Сегодня беседа с еп[ископом] Анастасием[7], которому митрополит[8] поручил взять на себя все это дело, а затем и с губернатором Джунковским[9]. О результатах доложу своевременно.
Старообрядческий крестный ход по Москве был отменен. Рейнбот был очень недоволен указаниями из Петербурга... Говорят он все-таки «нашел попа», и повенчался[10].
Вам
почтительно покорный
Протоиерей
Иоанн Восторгов.
25 авг[уста]
1907 г.
Москва.
Л. 4
Ваше
Высокопревосходительство,
Досточтимый
Петр Петрович.
Я посетил г.г. Орел, Тулу, Калугу. Все переговоры в этих городах благополучно окончены. Окончено все и по Московской губернии. Выезжаю сегодня в Ярославль, Вологду и Вятку.
Вам
почтительно покорный
Протоиерей
Иоанн Восторгов.
2 сент[ября]
1907 г.
Москва.
Л. 5
ПБГ ЛИТЕЙНЫЙ
68 ОБЕР-ПРОКУРОРУ СИНОДА ИЗВОЛЬСКОМУ
ПБГ ВЯТКИ
Принята 5/9 1907
[В] ЯРОСЛАВЛЕ ВОЛОГОДЕ ВЯТКЕ ВСЕ ИСПОЛНЕНО ПОДРОБНОСТИ ДОЛОЖУ ПИСЬМОМ ОТПРАВЛЯЮСЬ ЧЕРЕС ПЕРМ НА КАЗАН И НИЖЕ ПО ВОЛГЕ ЕСЛИ БУДУТ ПРИКАЗАНИЯ ПРОШУ НАПРАВИТ КАЗАН ТЕЛЕГРАФОМ ЕСЛИ ЖЕ ПОЧТОЙ ТО САРАТОВ. ПРОТОИЕРЕЙ ВОСТОРГОВ.
Л. 6. Телеграмма.
Пароход
«Волга».
Пермь
6 сент[ября]
1907 г.
Ваше
Высокопревосходительство,
Досточтимый
Петр Петрович.
Из Москвы я поспешил на север потому, что здесь, при обширности епархий и затруднительности путей сообщения, нужно было условиться с преосвященными заранее. Очень хорошо все покончилось в Ярославле и Вологоде, где с двух слов все понимают, зато *в Вятке и после миллиона слов ничего не понимают*. Здесь пришлось пропустить поезд, побывать у викарного[11], заняться и делом миссии, чтобы не пропала поездка. И всетаки, полагаю, что *по конфиденциальному поручению я ровно ничего не доспел*. А как удобно: в Вятке как раз теперь заседает епархиальный съезд духовенства, который впервые является достаточно спокойным и правым, не взирая на присутствие *Тихвинского, все еще расхаживающего в рясе*. Можно бы съезду дать указания и инструкции, воздействовать чрез него на выборы... Едва мог убедить сказать то, что нужно: всего здесь боятся. Боятся, что скажут газеты; боятся перевести крайнего левого иерея, бывшего члена Крестьянского Союза, на другое место, боятся жалоб в Синод и запросов дать объяснения по поводу жалоб и т.д. Из прилагаемого при сем листка Ваше Высокопревосходительство изволите усмотреть, что дело относительно выборов от духовенства обстоит *ненадежно по Вятской губернии*. Я прилагаю, для удобства, и все прочие нужные сведения на особых листах. Здесь скажу только то, что неудобно вместить в особые листки. Вероятным кандидатом пройдет от духовенства *священник Елабужский, левых убеждений*, тот самый, о котором я выше упомянул, как о члене Крестьянского Союза. Это умный, хитрый и тонкий человек, лет 30, выдающихся способностей; окончил курс местной Семинарии первым учеником. Над ним следствие. Он оказался в особой близости к политическим преступникам, заключенным в тюрьме. Одному заключенному он послал письмо, с указанием адвоката Белова, к которому он рекомендовал обратиться. Письмо было запечено в булке, булка вложена в поросенка зажаренного, а поросенок послан под видом подаяния одной женщиной. И все же, при наличии таких данных, *его стесняются перевести в другой приход*, находя, что *улик* недостаточно. Между тем *и губернатор требует* не только перевода о. Елабужского, но *и высылки его из губернии*. Консистория же находит, что нужно следствие, которое тянется без конца. Находят «искусственным» и потому невозможным вызов Елабужского в Вятку в день уездного выборного съезда духовенства... Опять боятся. Я, с своей стороны, сделал все, что мог; побывал везде, где нужно. С тяжелым чувством пришлось уезжать из Вятки.
В Вологде случайно в газ[ете] «Север» прочитал я сведения о том, что Петербургское «Обновленческое Братство»[12] не дремлет, и всюду тайно вербует сторонников, ведет агитацию, открывает Отделения, объединяя левое духовенство. Заношу это на особый листок. Хотел написать в «Колокол»[13], но до Вашего совета и указания воздержусь.
Прилагаю газетную (левой газеты) вырезку о М.А. Остроумове[14]. Если его определение Председателем Учебного Комитета уже состоялось и если назначение мое Синодальным проповедником-миссионером не может состояться вследствие разъассигнования 2000 рублей, положенных по этой должности, то я вновь осмеливаюсь утруждать Ваше Высокопревосходительство просьбою о назначении мне еще 1000 рублей по Учил[ищному] Совету свободных за назначением Остроумова с тем, чтобы я мог отказаться от 1000 рублей по Москве. Я уже докладывал Вам о деликатных мотивах моей просьбы... И снова прибавляю: прошу, если это не создаст никаких неудобств для Вас, никаких толков и осложнений.
Простите за
многое писание.
Вам
почтительно покорный
Протоиерей
Иоанн Восторгов
P.S. Заметки о выборах — для С.Е. Крыжановского[15].
Л. 7 - 8 об. В тексте имеются подчеркивания: сделанные протоиереем Восторговым переданы сплошным подчеркиванием, а сделанные синим карандашом адресата (П.П. Извольского) заключены в надстрочные звёздочки (*). В следующих ниже письмах подчеркивания передаются по тому же принципу.
7 сентября
1907 г.
Р. Кама.
Пароход Волга
Ваше
Высокопревосходительство,
Досточтимый
Петр Петрович.
Дорвался я на пароходе до письменного стола и написал Вам, вижу слишком много докладов. Писал их прямо, что называется, от руки. Много там нелепого, необработанного.
Прошу извинить за такое писание, и все-таки посылаю все эти доклады, зная по опыту, как Вы снисходительны, как цените дело, а не форму, зная и то, что обработать все не успею, и придется дело отложить.
Извините и за
самый почерк. Буря; качает пароход, и рука неверно водит перо.
Вам
почтительно покорный
Протоиерей
Иоанн Восторгов.
Л. 9
Ваше
Высокопревосходительство,
Досточтимый
Петр Петрович.
Пишу на пароходе, оставив Казань и направляясь в Симбирск. В Казани мне пришлось задержаться во-первых потому, что Вы уже давно дали мне поручение всмотреться в положение церковно-учительской школы, во-вторых потому, что архиепископ[16], ректор Академии Еп[ископ] Алексий (1-й викарий)[17], архимандрит Андрей[18] — все старались меня ознакомить с делом здешней миссии и здешних церковно-инородческих и миссионерских школ. Всем заявлял настойчиво, что никаких поручений, никаких полномочий не имею и не получал, что если интересуюсь делом, то как частный человек и по сродству своего духа с интересами и запросами миссионерскими и церковно-школьными. Тем не менее, пришлось перечитать переписку и перебранку Братства Гурия[19] за последние три года... Два дня я сидел читал, вникал, силился свести дело миссии и школы, как оно здесь было поставлено, к одному [?] либо единству и плану, и признать, так и остался под впечатлением полного хаоса, который здесь царит в мероприятиях, в планах, в личных отношениях здешних духовных, светских деятелей, лиц епарх[иального] управления, дух[овной] Академии, Министерства Народн[ого] Просвещения, членов Совета Братства, миссионеров, наблюдателя и, наконец, петербургских покровителей и... покровительниц до «дому Кесарева» включительно... Так все переплетено и запутано, так пропитано взаимною враждою, личными счетами самолюбия, корыстолюбия и проч[им], что вывод получается один [?]: все правы и все виноваты.
Дай Бог, чтобы о. Андрей справился с делами. Здесь надо приняться за это дело решительно, планомерно, но... молчаливо: изучая местность, изучая местные условия и применяясь к ним на каждом отдельном пункте работы. Пока получается такое впечатление, что ни миссии, ни школы миссионерской в собственном смысле здесь нет: все в зачатке и все ждет организатора и организации. Боюсь, что о. Андрей встретит слишком много препятствий, и пока еще недоумеваю, что для него лучше: сразу ли ясно и определенно занять совершенно самостоятельное положение и определять свое поведение интересами миссии (и следовательно отделить ¾ сил на борьбу с пиявками, сосущими дело миссии), примкнуть ли к его противникам, образовавшим особый кружок, имеющий сильных и умных представителей и агентов в Петербурге при дворе, в Казани, в Министерстве и Учебном округе не только Казанском, но и Оренбургском, или, наконец, лавировать посреди всех этих сил и течений и вести свое мнение. О. Андрей, повидимому, за самое последнее решение... Не знаю, удастся ли ему это осуществить и надолго ли обеспечен ему успех.
Одно скажу: при Св. Синоде должно быть лицо, осведомленное и осведомляющее в этой области, стоящее вне всех этих партий [?] и от них независимое. Износков [?] и создан, и поддерживается партией, и к тому и стар, поступив на эту должность старым, и самых школ, селений и деревень не видел нигде.
Говоря это вовсе не pro doma sua, ибо вижу теперь, что лицу, занимающему такую должность «осведомленного и осведомляющего» агента[20], предстоит огромный труд, огромные разъезды и множество неприятностей. Но лицо такое необходимо, и пока его не будет, Св. Синод и обер-прокурор всегда будут в потемках и идти в своих мероприятиях ощупью, склоняясь то к одной, то к другой партии.
Миссионерское и школьно-миссионерское дело в Казани и по Волге (тоже и по Сибири — одни условия) требует внимания, напряженной деятельности и денег. И как раз в этот момент закрывается в Казанской епархии 30 школ, вследствие сокращения ассигновок из Миссион[ерского] Общества в Москве. И без того школ мало, школы плохи, без надзора; (неосведомленность по делу здесь прямо ужасающая, в Казани даже не знают, существуют ли те или другие школы...) И как раз теперь, при массовых отпадениях в ислам, при отступническом движении, — школы закрываются (закрыли 30 % всех существующих школ). Это тяжкий и непоправимый удар делу.
Подробнее обо всем, если прикажете, доложу лично.
---
Я осмотрел здание вновь отстроенной церковноучительской школы. Выстроено очень хорошо; отстоит от города в 6 верстах, что крайне неудобно. Потребуется ее до 500 рублей на некоторые дополнительные работы. Пишу об этом о. Протоиерею Павлу Ильичу Соколову[21].
*О. Захарьевский, Епархиальный Наблюдатель — человек направления* левого, но очень сдержан и осторожен. Архиепископ Димитрий очень ему доверял, но теперь из множества данных убедился, что Захарьевский, действительно, склоняется симпатиями влево и рекомендует лицо левого направления.
Школу церковно-учительскую обратить в специально инородческую невозможно. 1) В учителях нуждаются и русские школы по всему Восточному району Европ[ейской] России, где и будут только две школы: Самарская и Казанская для 15 людных и очень школьных епархий, в которых одних второклассных школ до 70-80, а в них нужно готовить учителей. 2) Обучать вместе русских и инородцев в церк[овно]-учит[ельской] школе можно, и так это, естественно, и случится (теперь 9 инородцев — татарки, черемисы, чуваши и вотяки — поступают в первый класс), но это не будет инородческая школа и в ней невозможно будет, при отсутствии образцовой школы-пансиона из детей инородцев, обучать приемам ведения чисто инородческой школы. 3) Обратить церк[овно]-учит[ельскую] школу в специальную инородческую невозможно, ибо это значит изгнать русских и при том несправедливо, и дать инородцам все (Учительская Семинария, Крещенотатарская школа и церковно-учительская новая школа), а русским — ничего; кроме того, это потребует особых затрат на начальную школу — пансион и проч[ее]; не следует забывать, что еще в Симбирске у г. Яковлева имеется инородческая учительская школа.
Однако[22], в Казани можно открыть еще одну инородческую и полезную школу. Почти рядом с церковно-учит[ельскою] школою имеется и стоит без всякого употребления трех-этажное здание с церковью — бывшая псаломщическая школа, ныне закрыта. Здесь и устроить свою крещено-инородческую школу, вместо крещено-татарской, что при Учит[ельской] Семинарии. Идут споры, кому подчинена эта крещено-татарск[ая] Школа, Синоду или министерству. Братство на нее дает 3000 р. Ежегодно и содержит стипендии. Спора, поэтому, не решить полюбовно. Отдать бы ее Министерству, деньги 3000 р. и стипендии взять и открыть в готовом здании свою крещено-инородческую школу, для приготовления псаломщиков, учителей, диаконов. Мне предносится [?] мысль, что тогда получится стройная система «миссионерского образования»:
Высшее — Миссион[ерское] Отделение Казанск[ой] дух[овной] академии;
Среднее — миссион[ерские] курсы, которыми заведывает теперь о. Андрей; они дают священников.
Низшее — крещенно-инородческая школа.
Из низшей можно переходить в среднюю, из средней — в высшую школу; и программы можно составить так, чтобы не было много повторений, и чтобы каждая школа являлась законченною. По типу средних и низших миссионерских школ и другие епархии инородческие (Бийск, Чита, Владивосток, Иркутск, Благовещенск) устраивали бы школы, Казань давала бы тон, а Казанск[ая] Академия — руководителей дела; средн[ие] школы давали бы для низших учителей, низшие давали бы учителей и низших клириков для селений.
Дело было бы объединено. Низшие школы миссионерские и теперь есть: в Бийске (там бы надо среднюю), в Чите, в сел[е] Вятском близ Хабаровска и предположена в Янчихэ [нрзб.] участка Владивостокской епархии.
---
ПО вопросу о выборах среди духовенства все мною сделано. Прилагаю для Серг[ея] Евфимовича Крыжановского особый лист, где сообщаю все нужные сведения.
Простите, что
слишком много затрудняю Ваше внимание.
Вам покорный
Протоиерей
Иоанн Восторгов.
11 сент[ября] 1907 г.
Река Волга
Пароход
«Княгиня».
Л. 10 - 13 об.
Ваше
Высокопревосходительство
Досточтимый
Петр Петрович.
Пишу из Симбирска. Владыка - архиепископ Иаков[23] очень огорчен тем, что здесь Съезд духовенства назначен рано и приурочен к 14 сентября. Чрез это на выборах отправятся только левые священники, а по местам и совсем и совсем выборы не состоятся. Здесь ожидается Епархиальный Съезд, и Владыка сообщит ему и передаст все, что нужно. По мнению его, в епархии особенно левых священников нет, а так как крестьянское движение, по революционному приказу, теперь направлено против духовенства, и мужики стали жечь дома священников (сожгли в пяти селениях), то духовенство поймет и определит истинную цену освободительного движения и быстро «поправеет».
Миссионерское дело здесь не блестяще. Епархиального противораскольнического миссионера нет уже целый год, и кандидатов на замещение его должности нет нигде: приходится сманивать из чужих епархий. Так мы оскудели людьми. На дух[овную] Семинарию нет надежд: *из 50 окончивших курс* ни один не подал во священники. Скоро, значит, и для приходов не будет кандидатов священства.
Против мусульман совсем ничего не делается. Среди инородцев-христиан действуют братские школы, но и здесь, за сокращением отпуска от Миссион[ерского] Общества, приходится их закрывать. Между тем отступническое движение в сторону мусульманства наблюдается, особенно среди чуваш. Оригинальный мотив перехода: мусульманство дешевле, муллу содержать легче, чем причт православный, а на мечеть совсем нет расходов, кроме постройки, тогда как храм православный поддерживать не дешево стоит. Чуваши-христиане часто без священников, а те священники-чуваши, которые выходят из здешней чувашской Семинарии г. Яковлева, не имеют надлежащих знаний, *а теперь - сплошь левого направления. Семинария чувашская пала, выпускает атеистов и агитаторов* по деревням... Яковлеву теперь приходится переживать много неприятностей. Не знаю, поможет ли делу назначение Спасского (из Казани), окружным Инспектором инородч[еских] школ Казанской, Симбирской и Саратовской губерний, и будет ли он объезжать школы на месте, что самое главное и без чего невозможно составить о деле правильное представление.
Ни с Спасским, ни с Яковлевым я не виделся во избежание толков о том, что мне дано Вашим Высокопревосходительством какое-либо поручение по инородческим школам, и во избежание шума и опасений со стороны Нарышкиных и Чичериных...
Архиепископ сообщил весьма интересный факт: иногда чуваши настойчиво просят дать русского священника; «чувашина»-попа мы сами многому в вере обучить можем, а он нас - ничему». А с другой стороны, под влиянием агитации, в иных приходах гонят русских священников, знающих по-чувашски. Родители инородцев говорят, что русский не может понять «психологию» чуваш... Вообще, инородческий вопрос - тяжел для епархиальной власти. Чуваши-интеллигенты требуют особой чувашской епархии и чувашского архиерея...
По вопросу о выборах прилагаю лист особый для С.Е. Крыжановского.
Вам
почтительно покорный
Протоиерей
Иоанн Восторгов.
12 сент[ября]
1907 г.
г. Симбирск.
Л. 14 - 15 об.
Ваше
Высокопревосходительство
Досточтимый
Петр Петрович.
Представляю сведения по Самарской губернии. По Саратовской - ничего не знаю; Преосвященный[24] выехал в Аткарский уезд, он теперь в слободе Даниловке; туда я к нему немедленно выезжаю для доклада и переговоров[25].
По Самарской епархии миссионерство требует больших забот. Крепок раскол; цветет сектантство; нередки случаи отступничества чуваш и татар в мусульманство. Инородческой миссии совсем нет. Миссионера противомусульманского и противоязыческого не имеется. Школы «миссионерские» все в селениях христианских, а в среде неверных - наших школ нет.
Преосвященный[26], человек возвышенного христианского духа и пастырской ревности, изнемогает в трудах. Чуваши подняли голову и представили проэкт Братства, которое действовать должно на всю инородческую область Поволжья и Сибири, совершенно не хочет знать епископа и отводит ему место Почетного Председателя раз в год, во время общих собраний Братства.
На миссионерские школы и здесь значительно сокращен отпуск денег Миссионерским Обществом, но, слава Богу, школ здесь не закрывают; нашли средства местные для их содержания.
За то приходится закрывать школы русские. На них перестают платить причты (ранее, вместо открытия диаконской вакансии обязывались уплачивать жалованье учителю) и сельские общества. Об этом одновременно с сим я пишу о. Павлу Ильичу; пишу ему и об осмотре места в Самаре, отведенного для переводимой туда Обтеровской церк[овно]-учит[ельской] школы.
Вам почтительно
покорный
Протоиерей
Иоанн Восторгов
15 сент[ября]
1907 г.
Саратов.
Л. 16 - 16 об.
Ваше
Высокопревосходительство,
Досточтимый
Петр Петрович.
Из Саратова я проехал в селение Даниловку, жители которого стяжали нелестную славу в разгромах помещичьих имений по Аткарскому уезду. Здесь было открытие и освящение второклассной школы. Служило 10 священников во главе с еп[ископом] Гермогеном; был крестный ход. Пришлось и мне принять участие, и на меня было возложено поручение проповедовать. Говорил я прямо на тему, которую дала жизнь: бунты, разгромы, социалистическая пропаганда. Евангелие дня - Марка VIII гл. ст. 34 - 48, дало богатый материал; оно прямо бьет социализм и материалистическое понимание жизни. Проповедь моя была не записана, но вчера ночью я ее наполовину записал. Если успею переписать и окончить сегодня, то, мне казалось бы, ее нелишне поместить в Церковных ведомостях; она, кажется, вышла не худою и, главное, совершенно простою[27].
По вопросу о выборах от духовенства, говорить с Преосвященным много не приходилось. Он столько внес в это дело предусмотрительности, стараний и заботливости, и так связал духовенство учреждением приходских братств Союза Русского Народа, в которых священники являются председателями, что в Саратовской епархии за духовенство, попавшее в выборщики, повидимому нечего опасаться: огромное и подавляющее большинство в общем принадлежит правому лагерю. Боязно одно: в каком-либо отдельном уезде может случиться такая группировка, что, при незначительном числе выборщиков по этому уезду, случайно и может получить перевес левый, его могут поддержать левые землевладельцы и провести в Думу. К сожалению, теперь еще нет возможности собрать точные в этом смысле сведения. О выборном вопросе представляю сведения для С.Е. Крыжановского на особом листе.
Дело миссионерское очень занимает Владыку Гермогена. Он ведь большой и убежденный миссионер, а Саратовская епархия требует огромного напряжения миссионерского дела. Ни на содержание епархиальных миссионеров против раскола и сектантства, ни на миссию внешнюю епархия от Синода не получает ни копейки. Все отнесено на местные средства. Преосвященный имеет целый штат миссионеров, которые целыми группами он посылает в те или другие местности, когда в этом видится нужда. Сюда приезжают раскольничьи епископы, особые теперь изобретенные раскольничьи миссионеры: где они появляются, там появляются и наши епархиальные миссионеры немедленно. Может быть, этим объясняется отрадное явление: после указа 17 апреля здесь не было ни одного отпадшего в раскол, сектантство или в мусульманство.
Две заботы теперь у Владыки. 1) Из Семинарии нет священников; оканчивающие Семинарию, а готовые идти в ряды духовенства негодны. Оскудение в людях. Приходится выписывать и сманивать из других епархий, но ведь это, устрояя дело в одном месте, расстраивает в другом, и во всяком случае, в общей экономии Церкви ничего не меняет. Преосвященный задумал устроить у себя в Саратове особую пастырско-миссионерскую школу. Есть прекрасное здание, бывшая духовная Семинария, ныне заново отремонтированное. Духовенство дало на эту школу 7000 рубл[ей]. Ежегодно, и вообще, на дело миссии. Но едва ли что можно будет сделать на эту сумму. И вот, является такая мысль. В Самаре предположена к постройке церковно-учительская школа (переносится из Обтеровки); по смете отпущено 124,000 рублей. Торги не состоялись; требуется еще до 25000 рублей, чтобы устроить предположенное здание.
Преосвященный Саратовский предлагает готовое здание с церковью, прекрасными квартирами, широким двором над Волгою; в нем поместится две школы. Потребуется вместо 150000 рубле[й] каких-либо 10,000 рублей, чтобы совершенно приспособить это здание. В Саратов он просит перенести церковно-учительскую школу из Самары, к ней прибавить два дополнительных пастырско-миссионерских класса, содержимых на 7000 рублей из местных средств. Тип и штат церковно-учительской школы останется, а получится и пастырская школа, приготовляющая учителей и священников.
Место - Саратов - центральное: рядом епархии Астраханская, Пензенская, Самарская, Оренбургская, Ташкентская (не имеющая ни духовно-учебн[ых], ни учительских школ). В этом отношении Саратов еще удобнее Самары, которая близка к Казани, где имеется своя церк[овно]-учит[ельская] школа, к Симбирску, где имеется чувашская семинария, и далека от Астрахани, Пензы и т.д. В Саратове открывается университет; и ему нужно противоядие...
Вторая забота - инородческие школы. Они теперь лишены пособия от Мисс[ионерского] Общества. Придется закрывать их в Петровском, Кузнецком и Хвалынском уездах, но ведь это - сдача мусульманству без боя... Я уже докладывал Вашему Высокопревосходительству, что Мисс[ионерское] Общество нужно поддержать казенною щедрою субсидией.
В епархии, где 1200 приходов и 1400 школ, нужны люди, а где их воспитывать и чем поддерживать дело миссии?
Переговорив с Преосвященным Саратовским, я отправился в Пензу.
В Пензе вопрос о выборах от духовенства поставлен очень и очень неблагоприятно. Прошли левые. На особом листе представляю об этом сведения.
Преосвященный Митрофан[28] еще не разобрался в епархии, но видит, что все пришло в совершенное и полное расстройство.
По делу миссии здесь нет ничего. Раскольники не беспокоят особенно, тоже и сектанты. Мусульман 70,000; они окружены русскими и находятся в самых благоприятных условиях для воздействия на них, в смысле их христианизации. Но не сделано в эту сторону ни единого шагу. Миссион[ерский] Комитет имеет только обязанность собирать деньги и отсылать Совету Миссионерского Общества в Москве. А нужно бы иметь и школу для миссионеров и школы в среде мусульманской с миссионерскими целями. Нет не только миссионеров, - нет священников из дух[овной] Семинарии. Теперь, в довершение всего, Семинария закрыта, и Владыка не знает, как ее открыть.
По указу Синода, он должен войти в разрешение вопроса об условиях и порядке открытия Семинарии после убийства ректора[29], сообразив все на месте. Он поручил обсуждение этого вопроса Семинарскому правлению. И что же? Половина корпорации представляет из себя крайне левых, и при обсуждении вопроса раздаются такие речи г.г. преподавателей, которые ясно показывают, что в настроениях Семинарии повинны не одни ученики, но и их учителя, и что, закрывая Семинарию, следовало бы разогнать и левых г.г. преподавателей.
Преосвященный Митрофан думает в скором времени лично поехать в Петербург для доклада по всем делам.
Ваш покорный
Протоиерей
Иоанн Восторгов.
P.S. Пишу из Тамбова; но пока еще не видел
Владыку Иннокентия[30]. Он
только вчера возвратился из Карлсбада.
Тамбов
18 сент[ября] 1907 г.
Л. 17 - 19 об.
Ваше
Высокопревосходительство,
Досточтимый
Петр Петрович.
О положении дел по выборам от духовенства в Тамб[овской] губ[ернии] представляю сведения на прилагаемом листе. Преосвященный только что возвратился в Тамбов, и поэтому не получил еще известий о том, какие выборщики прошли, а так как по губернии выборы уже окончились на предварительных съездах, то пришлось обратиться, под предлогом простого визита, за сведениями к Губернатору. Воспользовавшись промежутком времени между поездами, я заехал и в Козлов - центр поповского кадетства, и здесь навел нужные справки.
Дело миссии в Тамбовской губернии направлено, главным образом, против сектантства. Среди шаблонных приемов борьбы с сектантством, наблюдаемых всюду, в *Тамбове, приятно было* отметить некоторые оригинальные и полезные особенности в этом деле.
Так, по пересмотренному уставу Казанско-Богородицкого Братства, оно обращено в епархиальное в том смысле, что все священно и церковнослужители епархии, по положению своему, состоят членами этого Братства. Вследствие сего получается, что каждый съезд духовенства, благочиннический, уездный или епархиальный - есть непременно и Миссионерский съезд и, естественно, в числе первых вопросов ставит себе вопросы миссионерские.
Вводится обычай *устраивать миссионерские курсы, - для мирян*. В известную местность, центр сектантства, собираются на три недели ревнители веры и благочестия из мирян. Здесь они, под руководством миссионеров, изучают места Свящ[енного] Писания, которые нужны в полемике с сектантами, слушают беседы с сектантами, сами в них принимают участие. Участие на курсах не дает курсистам никаких официальных прав; они разъезжаются по домам и предаются своим обыкновенным занятиями, но в селе своем - они полезны; они - готовые борцы с сектантством, помощники священников; у них возбужден интерес к полемике и они сами ищут приложение своих знаний в беседах с сектантами. У них же, вместо сектантских посиделок, вечерами собираются слушатели для чтений, бесед, но в духе православной Церкви. Мне было особенно радостно видеть такую борьбу с сектантами потому, что когда я был молодым священником и работал в глухом приходе, зараженном сектантством (почему [?] 100 [нрзб.] возник и не имел причта и церкви, я был первым священником), то я тогда самостоятельно пришел к такой мере и успешно ее практиковал; мои преемники дело это поддерживали, и я доселе имею из своего прихода радостные вести.
Это письмо я пишу в Воронеже, но у Преосвященного[31] я еще не успел побывать, за ранним временем.
Отсюда поеду в Рязань. Все самые нужные города я объехал; остаются те, которые намечены были Сергеем Евфимовичем в числе последних и не важных.
Вам покорный
Протоиерей
Иоанн Восторгов
19 сент[ября]
1907
Воронеж.
Л. 20 - 21 об.
Ваше
Высокопревосходительство
Досточтимый Петр
Петрович.
Представляю для Сергея Евфимовича все сведения о выборах по Воронежской и Рязанской епархиям. По Воронежской епархии - ужасающая халатность. Никто ничего не знает, никто ничем не интересуется в этом деле. В листе моем по этой епархии дело представлено гораздо мягче, чем это на самом деле. Архиепископу около 80 лет. Трудно ему, конечно, справляться с делом необычным, требующим инициативы и изобретательности. В Рязани, напротив, все кипит и все предусмотрено.
По делу церковно-школьному, судя по газетам, командируется в Воронежскую епархию г. Георгиевский; в Рязанскую прежде намечали меня. Поэтому я умалчиваю по этому вопросу, тем более, что особенных нужд нет.
По делу же миссии надобно сказать несколько слов. В Воронежск[ой] епархии, где гнездо сектантства и особенно хлыстовщины и опасной новохлыстовщины (мистико-анархическая секта), - и по старообрядчеству, и по сектантству миссионер один, свящ[енник] Грацианский, человек хотя и с высшим богословским образованием, но к делу ни к какому непригодный, скажу более, - это человек ненормальный. За четыре года службы здесь он ничего не делал, пьет, плачет, являет жалкий вид. Он - одинок, священник не женатый. Его легко устроить в другое место, а сюда крайне необходимо послать человека энергичного и знающего.
По Рязанской епархии миссия внутренняя работает. Есть и внешняя противомусульманская миссия. Давно бы пора в центре России сломить мусульманство в Кассимове. Но... все спит; есть даже школа для воспитания противомусульманских деятелей, но и она бездействует. А здесь то, как и в Пензе, по моему убеждению, самая первая и самая удачная среда для воздействия на мусульман.
Если мы здесь ничего не делаем и ничего не сделали, что же тогда браться за Казанскую и Уфимскую епархии, где мусульманства - сплошное черное море? В это дело следовало бы войти. Здесь и денег немного потребуется, да они уже и тратятся по Кассимову, только нужно дать делу толчок, [нрзб.] и организацию.
Епархии, наиболее нуждающиеся и стоящие по списку Сергея Евфимовича в числе первых, я теперь все объехал. Поеду дальше, но теперь до 1-го октября буду около Москвы: Кострома, Владимир и Нижний. Если Вашему Высокопревосходительству угодно будет теперь же видеть меня, то я могу немедленно приехать в Петербург. После же 1-го октября мне предстоит посетить, если Вы не прикажете прекратить поездку, - Курск, Харьков, Новочеркасск и Ставрополь.
В Ставропольской епархии хотелось бы остаться и для обозрения школ, если разрешите.
Вам покорный
Протоиерей
Иоанн Восторгов
21 сент[ября] 1907 г.
Москва.
P.S. Если благоугодно будет
телеграфировать, то адрес: Москва Лихов переулок Епархиальный Дом.
Л. 22 - 23 об.
Ваше
Высокопревосходительство,
Досточтимый
Петр Петрович.
Пишу после посещения *Костромы*, на пароходе, в пути к Нижнему. Епископ Костромской Тихон[32] склонен вправо, а его викарий[33] и очень крепкий, определенный правый. Выборы, повидимому, здесь будут благоприятными в среде духовенства.
Прилагаю особый лист, по этому вопросу для С.Е. Крыжановского.
Миссионерское дело в Костромской губернии поставлено не высоко, за отсутствием деятелей. Раскол, против которого здесь приходится бороться, после 17 апреля, как и везде, не обнаружил особых сил и подъема. Но, как я уже писал, брожение и раскол в среде самого раскола, дает прилив не в православие, а в рационалистическое сектантство. Молодежь вся так именно направлена, и трудно судить, во что это все выльется. Самое опасное в расколе явление, одинаковое и в православном населении, - это мужицкий нигилизм, голый, грубый, отвратительный. На беседах уже не приходится говорить о двуперстии и сугубой алилуiя; возражают против бытия Бога, бессмертия души, против будущей жизни и суда... Пьяная рвань, распущенные рабочие как бы ищут цели прикрыть и оправдать свою безнравственность, как отогнать страшную мысль о будущем воздаянии - и [нрзб.] склоняются к неверию. Красивые брошюры, в роде Дица «Причины происхождения веры в Бога», или Мооста: «Религиозная чума», Новицкого: «О дарвинизме», Бебеля: «Христианство и социализм» - все это читалось, объяснялось агитаторами, воспринято многими. Нужна проповедь особая - религиозно-апологетическая, нужны в этом духе составленные листки и брошюры.
Другой предмет разговоров на беседах - это изданные Синодом протоколы и журналы Предсоборного Присутствия... Великая это неосторожность. Раскольники вылавливают оттуда все положения против Церкви, произнесенные устами профессоров и епископов и говорят: «Вот что сам Ваш Владыка говорит о Вашей церкви» и т.д. Все ереси, все лжетолкования оттуда выбираются и пускаются в ход. Особенно опрометчива одна справка проф[ессора] Бриллиантова[34] о том, что в одной из Африканских церквей пресвитеры, собравшись, рукоположили епископа...
Есть еще один вопрос, которым стану Вам докучать. Московская Синодальная Типография издает на русском языке Четьи-Минеи[35]. Задача издания: дать на русском языке Четьи Минеи св. Димитрия Ростовского, снабдив их учеными и иными разъяснительными примечаниями. Первый том (вышло уже девять) поднесен Государю и удостоен Высочайшей благодарности... *Что это за безграмотное издание!* Если кто захочет, тот откроет там столько ошибок и нелепостей, что покроет нас позором! Привожу некоторые справки:
*В истории Воздвиж явления Св. Креста Константину Великому: «виде письмены (т.е. буквами) сложенное: сим победиши»
Переведено: видел на небе сложенное письмо!
В других местах:
по-славянски: «некий юнец (т.е. молодой бык) ему око избоде» - переведено по-русски: «один молодой человек (!) выколол ему глаз»;
по-славянски: один святой так постился, что не употреблял цельного масла (елея), но «растворяше его укропцем» (т.е. горячею водою), переведено: он выдавливал масло из укропа!*
Видно, что переводчики не знали славянского языка. Теперь «об ученом аппарате». К житию преподобного Феодосия Великого, общемонашеского жития начальника, примечание: Феодосий Великий царствовал в Византии в IV веке и т.д. В житии одной святой по ошибке в начале сказано, что она из Каппадокии, примечание внизу дает подробную справку о Каппадокии (и наврано при этом), а святая на самом деле жила в Киликии, и житие ее дальше говорить о стране Киликийской, о городах и правителях Киликии и т.д.
Привожу все это на память, как образцы нелепостей. Я предположил, не переводили ли все это студенты Академии. Мое предположение оправдалось. В день преп[одобного] Сергия 25 сент[ября] я служил и проповедовал в Серг[иевой] Лавре. Был здесь и Ректор Академии Епископ Евдоким[36]. Он то мне и поведал о том, как пишутся и переводятся «жития». Дело это поручено пьяному профессору-кадету Ключевскому[37]; сей передал дело левому профессору Академии Смирнову[38], а сей последний получая от Синодальной Типографии по 75 р. за лист, передает для перевода Четьи Минеи св. Димитрия Ростовского буквально пьяным и левым студентами, уплачивая им по 25 рублей за лист... Так и составляются наши Минеи-Четьи. Я поражен самым тоном житий: нет и следа того глубокого чувства умиления, которым дышит творение Димитрия Ростовского: голый фактический пересказ, жесткий, холодный, равнодушный.
Казалось бы, выход возможен один. Так как Минеи русские уже выходят вторым изданием, то надобно образовать Комиссию из лиц авторитетных, чтобы исправить хотя бы неверный перевод и неверные «четьи» примечания. Тон, конечно, трудно переделать. У нас есть специалист дела: Казанск[ий] архиеп[ископ] Димитрий, Пензенский епископ Митрофан (от которого я слышал много жалоб на Четьи-Минеи). Я лично написал бы по данному вопросу большую статью, но, право, рука не налегает наносить такие удары, ведь это - поношение Синода и удар Русской Церкви. Лучше поспешить Комиссией.
В Лавру я поехал 23 сентября, и оттуда съездил за 40 верст в село Стоговское Владим[ирской] епархии для осмотра зданий церк[овной] школы, по поручению Синод[ального] Учил[ищного] Совета. Пришлось ехать на лошадях, по ужасающей дороге... Что сделают школы при нашем бездорожьи даже в центре России, около самой Москвы и Лавры?
Отчет о Стоговской школе привезу 2-го октября в Петербург. Тогда же представлюсь и Вашему Высокопревосходительству, согласно Вашему приказанию в телеграмме.
Вам покорный
Протоиерей
Иоанн Восторгов.
Р. Волга
Пароход
«Самолет»
27 сент. 1907
г.
P.S. Прилагаю мое поучение к крестьянам-погромщикам, о котором я писал в прошлом письме. Может быть, напечатаете в Церк[овных] Ведомостях. Думается, что оно будет полезно для батюшек. Писал его в купе вагона: прошу простить за переписку. Разобрать в типографии можно.
Л. 24 - 25 об. На первой странице письма сверху почерком Извольского карандашом сделана надпись: «Многоуважаемый Алексей Петрович. Прочтите это письмо. Тучи над С.Д. Войтом[39] сгущаются. 29/IX».
Ваше
Высокопревосходительство,
Милостивый
Государь,
Петр
Петрович.
Согласно приказанию Вашему представляю при сем краткие замечания о недостатках книги «Жития святых». Я уже докладывал, что первый том издания поднесен Государю Императору и вызвал Его Высочайшую благодарность... Докладывал и о том, что перевод Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского, с пояснительными научными примечаниями, с исправлениями, дополнениями и сокращениями в тексте был поручен профес[сору] Ключевскому, сим передан проф[ессору] Смирнову, а этим последним поручен... студентам Моск[овской] Дух[овной] Академии. И студенты, видимо, избирались не горящие духом, и это отразилось на изложении, - сухом, школьном, жестком. В этом отношении подлинник св. Димитрия Ростовского безмерно выше. К глубокому сожалению, отмеченного недостатка уже не исправить; неточности переводов, неверные справки и проч[ее] можно изменить, но духа не вложить. Бесконечно жаль!
Однако следует сделать для исправления все возможное.
1. Поручить
пересмотр и новые издания особой Комиссии, проэктируемой в Москве при Синод[альном]
Училище.
2. Поручить
специально этот труд таким знатокам агиологии и ученым богословам, как архиеп[ископ]
Димитрий (Казанский) и Еп[ископ] Митрофан (Пензенский). Последний и дал много
ценных указаний о недостатках Житий.
3. Оставшиеся
экземпляры не продавать, а ожидать выхода нового издания.
Может произойти большой скандал, если кто-либо, к Церкви не расположенный, или желая отмстить кому-либо, все ошибки издания опубликует.
Вам покорный
Протоиерей
Иоанн Восторгов.
26 окт[ября]
1907
СПб.
Л. 26 - 26 об.
Ваше
Высокопревосходительство,
Милостивый
Государь,
Петр
Петрович.
Со времени моего последнего письма к Вам мне много пришлось поездить, так много, что некогда, иногда и негде было присесть за писанье. Все это время пришлось гореть, как в огне. Одновременно с сим я пишу Алексею Петровичу по вопросу о пересел[енческих] приходах, о. Павлу Ильичу по школьному, Петру Аркадьевичу[40], по его поручению, по вопросу о тех или других общественно политических настроениях. Из всего этого материала почитаю долгом доложить Вам о главном и существенном и, сверх того, по миссионерству.
По пересел[енческому] вопросу трудно было привести к соглашению по Владивостокской и Благовещенской епархиям представителей епархиального управления, администрации и переселенческих чиновников. В Приморскую Область входят три епархии; поэтому собрать в Владивостоке можно местных районных переселенч[еских] чиновников - но нет главного, объединяющего пересел[енческое] дело в Приморск[ой] и Амурской областях; далее, нет Благовещ[енского] епископа (Север[ный] Уссур[ийский] край в его владении), наконец, есть Губернатор, но нет Генер[ал]-Губернатора. Пришлось поехать в Хабаровск, но там нет Приморского Губернатора, а епископ живет в Благовещенске, не в Хабаровске, нет южно-уссур[ийских] пересел[енческих] чиновников и представителей Владивост[окского] епископа. Пришлось ездить два раза в Хабаровск и Владивосток, дважды собирать совещание, примирять противоречивые желания и отзывы, без конца сноситься телеграммами.
Слаба Богу, кажется, все уладилось и все пришли к соглашению; возражений не будет.
Переселенцы в отчаянном положении. Я дал об этом телеграмму в Новое Время, надеясь вызвать прилив пожертвований. Два взноса по 5000 р. уже поступили в Владивосток. Спешу доложить, что телеграмму в газеты я дал по предварительному разрешению бывшего при Св. Синоде Совещания, под председательством Алексея Петровича. Самовольно на этот шаг я бы не решился.
Епархия Владивостокская без духовно-учебных заведений и не имеет ни ц[ерковно]-учит[ельской], ни второклассной школы. *Необходимо строить ц[ерковно]-учит[ельскую] школу в Владивостоке (есть в городе место, и сверх того 10 десят[ин] чудной дачи у самого города), второкл[ассную] школу в Петропавловске на Камчатке и в с[еле] Лутковском на Уссури, женскую в сел[е] Черниговском.
Для корейцев катихизаторскую школу можно открыть во Владивостоке; они дают 8000 р. на пристройку, 1000 р. ежегодно, имеется 2000 р. ежегодно от местного Совета и 2500 р. ежегодно от Мисс[ионерского] Общества*. Школа, таким образом, обеспечена. С корейцами пришлось мне порядочно повозиться. Далее, нужна *катихизаторская школа в Харбине для манджуро-монгольской миссии*. Здесь имеются в виду весьма важные *капиталы (до 360.000 р.) Восточно-Кит[айской] дороги*, которых она не имеет права тратить, но пока о них я не собрал точных справок, поэтому воздержусь писать. *Имеется 60.000 р. церковных капиталов в Манджурии*; если катихизаторскую школу открыть с курсом духовн[ого] училища и с дополнительными миссионерскими курсами в два года (по образцу Бийского, в Томск епархии), то *духовенство отдаст 60.000 р. на* постройку. Я собирал совещание священников в Харбине, и все пришли к такому решению.
Миссионерская и проповедническая часть всюду хромает. Войскам - а они сильно распропагандированы - никто не говорит поучений; литературы не раздается; в церквах молчат, даже при архиер[ейском] служении, и так везде. Настроение всюду левое; все боятся говорить, между тем правые элементы всюду есть. Я собрал их в Хабаровске, около монастыря на Уссури, в Никольске Уссур[ийском], в Владивостоке, Харбине, Чите. Всюду проповедовал ежедневно, служил, говорил в казармах. В некоторых местах удалось возбудить сильный религиозный подъем, особенно в Харбине и Чите. Народу при богослужениях и на проповедях было величайшее множество. Скандалов не было, хотя писем угрожающих получал я не мало, а газеты изощрялись всячески в нападках против меня. Пока Бог меня хранил, и я здоров. Часть поучений моих отослал я в печать в «Колокол» и в «Церк[овные] Ведомости». Не знаю, напечатают ли и будет ли место.
В Иркутске решено собрать Сибирский миссионерский съезд в июне. Съезд - по внешней миссии. Он необходим. Прошу *усердно поддержать его материально*. Средств немного потребуется. На Съезд, если меня не командируете, то я готов прибыть и на собственный счет. Нельзя ли командировать Вас[илия] М[ихайловича] Скворцова[41]. Это было бы важно для доклада Миссион[ерской] Комиссии и Съезду Киевскому в сентябре. Пока я Миссион[ерской] Комиссии ничего не докладываю; хочу всюду собрать материалы. После Иркутского Съезда нужно было бы в июле-августе собрать съезд деятелей миссии Поволжья. Тогда бы мы весь цикл миссионерских вопросов рассмотрели всесторонне.
*Нельзя ли относительно Владивостокской церк[овно]-учит[ельской] Семинарии войти теперь же чрез Совет Министров с просьбою об отпуске на постройку и на штаты служащих. Ее можно было бы сделать и пастырскою школою. Пастырская школа нужна и в Чите: и в Забайкалье ведь не откуда брать миссионеров и священников. Существующую здесь Миссионерскую Катихизаторскую школу* низшего типа нужно бы преобразовать. Она на добром пути; устроена уже своя церковь (которой необходимо помочь в 1000 рублей для достройки); начальник миссии протоиерей Кузнецов[42], бывший в 1905 г., в мой приезд, в числе левых и обновленцев, теперь совершенно поправел и энергично работает по школе. Здесь бы и устроить дополнительные пастырские курсы. Помещение уже готово.
Совершенно доверительно - о Пекинской миссии. Слухи оттуда один ужаснее другого. Дело приходское и миссионерское там стоит. Все внимание приковано к деньгам, доходам, постройкам. Северную Манджурию Пекинский епископ не оставляет, и его иеромонахи, получая от него метрич[еские] документы, в Харбине крестят, хоронят, венчают русских, не крестят только китайцев... С архиеп[ископом] Владивостокским[43] отношения обостренные. Ужасно я боюсь, что дело разыграется большими разоблачениями и скандалами. Кто вместо Понатилова в Пекине? Может быть, чрез г. Министра Иностр[анных] Дел навести справки, что делается в Пекине собственно миссионерского? В Ханькоу штат священника - не замещен; при епископе штат Духовного Правления - не замещен; остатки и сбережения, по какому-то сепаратному особому разрешению (исходатайствовал В.К. Саблер[44] у Государя Императора) идут в пользу миссии. Всюду ропот; нет священников; требы исполняют временно наезжающие иеромонахи. Деньги миссионерских церквей в Манджурии вносятся на имя Еп[ископа] Иннокентия[45] в Кит[айский] Банк, как это было и во время войны[46], и все обращено на сбережение и получение денег. Нет внимания только к духовным нуждам живых людей.
Архиеп[ископ] Евсевий очень просил Св. Синод послать меня в Пекин. Я искренне рад за себя лично, что миновала меня эта чаша горькая. Думаю, однако, что Синода придется туда кого либо послать. Добром там едва ли все кончится. Из Сибирских архиереев послать некого: одни заинтересованы в разрешении соседских вопросов, другие неспособны. А из России послать в Пекин архиерея - чего это стоит? И сколько истребуется времени на изучение дела? Ведь три огромных тома в одном Хоз[яйственном] Управл[ении] Св. Синода. Да в Владивостокской Консисториии накопилось сколько! Может быть, лучшим исходом было бы дать Еп. Иннокентию место в России, а туда послать иного, с более мягким характером. Тогда разрешилась бы атмосфера злобы и всеобщего недовольства.
Впрочем, все это пишу частно, доверительно, и, быть может, - и дай Бог, чтобы было так, - ошибаюсь.
Простите за длинное писание. Может быть, что не связно: я ужасно устал.
Вам покорный
Протоиерей И.
Восторгов
Байкал.
17 апр[еля]
1908 г.
Л. 28 - 31 об.
ПБГ ЛИТЕЙНАЯ
62
ОБЕР
ПРАКУРОРУ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА
ГОФМЕЙСТЕР
ПЕТР ПЕТРОВИЧ ИЗВОЛЬСКИЙ
ПБГ КРАНШТАДТ
Штамп: С.Петербург 8.10.08 (принято) 3.45 дня
ОТЕЦ ИОАНН[47] ЗДОРОВ ПРИЕСД МОЙ СЮДА ОКАЗАЛСЯ КАК НЕЛЬЗЯ БОЛЕЕ НУЖНЫМ И СВОЕВРЕМЕННЫМ ВЧЕРАШНИЙ ВИЗИТ С ФРАНЦУЗСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ БЫЛ ОЧЕН ОПАСНЫМ ТЕПЕР ВСЕ РАЗЪЯСНЕНО ПРЕДУПРЕЖДЕНО ОСТАНОВЛЕНО БАТЮШКА ПОСЛАЛ УСПОКОИТЕЛЬНЫЕ ТЕЛЕГРАММЫ В ОРЕЛ И САРАТОВ СЕРДЕЧНО БЛАГОДАРЮ ЗА ДОВЕРИЕ ПРОТОИЕРЕЙ ВОСТОРГОВ
Л. 32. Телеграмма
Ваше Высокопревосходительство
Досточтимый
Петр Петрович
Не смею Вас
беспокоить личным докладом.
Вот копия телеграммы, которую Вы получите от фракции правых Госуд[арственной] Думы[48]. Она сегодня вечером подписывается членами Думы, собравшимися для обсуждения Балканских дел[49].
Препровождаю телеграмму, может быть, Вам полезно будет о ней знать заранее, до беседы с Петром Аркадьевичем и до заседания Синода.
Телеграмму я получил чрез Пуришкевича[50]. Она составлена вчера в 11 час[jd] вечера.
Вам покорный
Протоиерей И.
Восторгов
15 окт. 1908
г.
СПб.
Л. 33 - 33
об.
[1] РГИА. Ф. 796. Оп. 436, Д. 1526. Л. 9 об.
[2] Завьялов Алексей Александрович (1861 - 1907) - прокурор Московской Синодальной конторы и наблюдатель церковно-приходских школ, член комиссии по описанию архива Св. Синода, автор ряда церковно-исторических работ. Скончался вскоре после того, как упоминается в комментируемом письме.
[3] Четвертый Всероссийский съезд русских людей, проходивший в Москве в Успенском соборе 26 апреля - 1 мая 1907 г.
[4] Иеромонах Илиодор (С.М. Труфанов) - скандальный деятель начала XX в. Прославился крайне правыми проповедями антибюрократического характера, активно использовал антиеврейскую риторику. С 1907 г. служил в Саратовской епархии, где по благословению епископа Гермогена (Долганова) руководил царицынским архиерейским Свято-Духовым монастырем. Постепенно получил широкую народную поддержку своих выступлений, что позволяет говорить о целом феномене илиодоровщины. Резкие проповеди Илиодора вызывали недовольство у верховной власти. Св. Синод несколько раз пытался переместить Илиодора из Царицына в другие епархии, но эти попытки не увенчались успехом. В мае 1911 г. Илиодор был прощён лично Николаем II и даже получил у него аудиенцию (ср. с характеристикой, данной в комментируемом письме). Вскоре после знаменитого «дела» епископа Гермогена 1912 г. (о нем см.: Мраморнов А.И. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 1858 - 1918). Саратов, 2006. С. 276 - 307) Илиодор снял с себя сан и монашество, отрекся от Православной Церкви. В 1917 г. издал антираспутинские воспоминания «Святой черт» (М., 1917). В 1918 - начале 1920-х гг. сотрудничал с большевиками, позднее жил в США, где и скончался.
[5] Епископ Никон (Рождественский, 1851 - 1919), позднее архиепископ, известный проповедник и духовный писатель.
[6] Вологодским губернатором в это время был Хвостов Алексей Николаевич (1872 - 1918) - позднее (1915 - 1916) министр внутренних дел. Расстрелян в один день с протоиереем Восторговым, при тех же обстоятельствах.
[7] Епископ Анастасий (Грибановский, 1873 - 1965) - епископ Серпуховской, четвертый викарий Московской губернии, впоследствии - митрополит, первоиерарх Русской Зарубежной Церкви.
[8] Митрополит Владимир (Богоявленский, 1848 - 1918), позднее митрополит Киевский, священномученик.
[9] Джунковский Владимир Федорович (1865 - 1938) - в 1905 - 1913 гг. московский губернатор, позднее товарищ министра внутренних дел. После революции сотрудничал с большевиками, расстрелян на Бутовском полигоне в Москве.
[10] Рейнбот Анатолий Анатольевич (1868 - 1918?) - московский градоначальник с 30 декабря 1905 по 12 декабря 1907 гг. В 1907 г. Тайно обвенчался с вдовой С.Т. Морозова З.Г. Морозовой, в 1916 г. развелся с ней.
[11] Викарным архиереем Вятской епархии в это время был епископ Глазовский Павел (Поспелов, 1855 - 1925).
[12] «Обновленческое братство» - Братство ревнителей церковного обновления, выросшее из группы «32-х» петербургских священников. Подробнее, см. например: Ореханов Г., свящ. На пути к Собору: Церковные реформы и первая русская революция. М., 2002.
[13] «Колокол» - ежедневная политическая и церковно-общественная газета, в которой регулярно публиковался протоиерей Иоанн Восторгов. Издатель - известный правый деятель В.М. Скворцов.
[14] Остроумов Михаил Андреевич (1847 - 1920) - писатель, богослов, профессор Харьковского университета, в этот период (1907 г.) - главный редактор официального журнала «Церковные ведомости», впоследствии член Поместного собора 1917 - 1918 гг.
[15] Крыжановский Сергей Ефимович (1862 - 1935) - товарищ министра внутренних дел, соавтор избирательных законов 1905 - 1907 гг., впоследствии государственный секретарь. После революции - в эмиграции.
[16] Архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин, 1839 - 1908).
[17] Епископ (впоследствии - архиепископ) Алексий (Дородницын). См. о нём: http://bogoslov.ru/text/357198.html.
[18] Андрей (Ухтомский, 1872 - 1937) - в это время наблюдатель Казанских миссионерских курсов, впоследствии архиепископ.
[19] Братство святителя Гурия - одно из крупнейших и значительных братств, центров миссионерской работы Русской Церкви второй половины XIX - начала XX вв.
[20] Написано по зачеркнутому: «лица».
[21] Протоиерей Павел Ильич Соколов, впоследствии архиепископ Астраханский и Енотаевский Палладий († 1920).
[22] В подлинном письме начальные слова первых строк этого абзаца отмечены карандашом Извольского.
[23] Архиепископ Симбирский и Сызранский Иаков (Пятницкий, 1844 - 1922).
[24] Епископ Гермоген (Долганов). См. о нём: Мраморнов А.И. Указ. соч.
[25] 16 сентября 1907 г., «в воскресенье, Его Преосвященство совершил литургию в Покровской церкви села Даниловки и освятил здание второклассной школы» (Саратовский духовный вестник. 1907. № 46. С. 10).
[26] Епископ Константин (Булычев, 1858 - 1930), впоследствии архиепископ. В 1920-е гг. уклонялся в обновленческий, а затем григорианский раскол.
[27] Сказано - сделано. Проповедь отца Иоанна, посланная тому же П.П. Извольскому (см. P.S. следующего письма), была опубликована под названием «Беседа по поводу беспорядков и по случаю освящения церковной второклассной учительской школы в неделю по Воздвижении» в «Церковных ведомостях» 13 октября 1907 г. (Прибавление к Церковным ведомостям. 1907. № 41. С. 1749 - 1755).
[28] Епископ Митрофан (Симашкевич, 1845 - 1928), впоследствии архиепископ Донской, в 1920-е гг. примкнул к григорианскому расколу.
[29] 18 мая 1907 г. был убит ректор пензенской семинарии архимандрит Николай (Орлов).
[30] Иннокентий (Беляев, 1862 - 1913) - епископ Тамбовский и Шацкий, позднее архиепископ, экзарх Грузии.
[31] Архиепископ Воронежский Анастасий (Добрадин, 1828 - 1913).
[32] Тихон (Василевский, 1867 - 1926) - епископ Костромской, впоследствии архиепископ Воронежский, затем обновленческий митрополит.
[33] Епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии Никандр (Феноменов, 1872 - 1933), впоследствии митрополит Ташкентский.
[34] Бриллиантов Александр Иванович (1867 - 1933) - профессор Санкт-Петербургской духовной академии, историк Церкви, скончался в ссылке.
[35] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнением из Пролога. С изображением святых и объяснительными примечаниями. М.: Синодальная типография, 1902-1916. Кн. 1 - 12.
Выходные данные
[36] Епископ Евдоким (Мещерский, 1869 - 1935), впоследствии обновленческий митрополит.
[37] Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский (1841 - 1911).
[38] Смирнов Сергей Иванович (1870 - 1916) - профессор Московской духовной академии, доктор церковной истории.
[39] С.Д. Войт - управляющий типографии Св. Синода.
[40] Столыпину.
[41] Скворцов Василий Михайлович (1859 - 1932) - миссионер, общественный деятель, издатель газеты «Колокол» (см. примечание № 13). Скончался в эмиграции.
[42] Протоиерей Епифаний Кузнецов (1872 - 1918), впоследствии епископ Селенгинский Ефрем, расстрелянный вместе с протоиереем Восторговым.
[43] Епископ Евсевий (Никольский, 1861 - 1922), впоследствии митрополит Крутицкий, сподвижник Патриарха Тихона.
[44] Саблер Владимир Карлович (Десятовский, 1847 - 1929) - член Государственного совета, с 1911 г. обер-прокурор Св. Синода.
[45] Глава Пекинской миссии епископ Иннокентий (Фигуровский), впоследствии митрополит.
[46] Имеется в виду русско-японская война 1904 - 1905 гг.
[47] Иоанн Кронштадтский.
[48] Копия приложена к письмам (Л. 34 того же дела). «Правые» депутаты писали под влиянием слухов и газетных сообщений о возможном увольнении с саратовской кафедры епископа Гермогена (Долганова), известного своими выступлениями в защиту строгой церковности и верности монархии. В их письме, в частности, говорилось: «Не смея утруждать просьбою Государя Императора, мы с сыновнею почтительностью и любовью пред высшею церковною властью Богопоставленных пастырей, ходатайствуем и молим, да пребудет на Саратовской кафедре ее духовный вождь убежденный и вдохновительный служитель слова Божия и ревностный слуги Царя и Родины Епископ Гермоген».
[49] В 1907 г. на Балканах разразился Македонский кризис.
[50] Пуришкевич Владимир Митрофанович (1870 - 1920) - правый политический деятель, один из основателей «Союза Русского народа».