[Рец. на:] Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 688 с. Тир. 3000 экз.
Вышедшая уже
некоторое время назад книга доктора физико-математических наук, заведующего
кафедрой истории миссий Православного Свято-Тихоновского гуманитарного
университета Андрея Борисовича Ефимова является первой работой в современной
литературе, в которой дается обзор истории миссии Русской Церкви за весь период
ее существования. К сожалению, за полтора (почти два) года после того, как
книга появилась в продаже в магазинах православной и исторической книги, она не
получила широких откликов, хотя вполне их заслуживает.
Статья
Несмотря на
то, что текст и его структура являются сочинением, нацеленным на студенческую и
иную аудиторию, еще не твердо усвоившую многие ключевые моменты отечественной
церковной истории (об этом сказано открыто в аннотации, где упомянуто: книга
подготовлена «на основе курса лекций»), мы имеем все основания говорить о книге
профессора А.Б. Ефимова как о полноценном церковно-историческом исследовании.
Уникальность его в том, что он охватывает всю тысячелетнюю историю Русской
Церкви. Знакомясь по этой книге лишь с одним из аспектов нашей церковной
истории — миссионерским — читатель узнает о многих выдающих деятелях
русского православия в целом. Подобных работ очень мало. Лично я не устаю
повторять, что у нас до сих пор нет современной обобщающей работы по всем
периодам истории Русской Церкви: обобщающей монографии, учебника... В учебном
процессе приходится все время пользоваться заменителями: книгами по отдельным
периодам, устаревшими обобщающими трудами классиков XIX — начала XX вв. и т.п.
Книга А.Б. Ефимова тоже может служить таким «заменителем», причем весьма
информативным, выполненным на высоком уровне.
Говоря о высоком уровне, на котором выполнена книга, я имею в виду, прежде всего, не исследовательскую глубину, которую в курсе лекций чаще всего не стоит искать, а «обкатанность», апробированность ее текста. За исключением раздела III, о котором скажем особо, — перед нами текст стройный, логичный, по-настоящему профессорский.
В кратком введении автор выделил 10 этапов в истории русской православной миссии (С. 19 - 21), сформулировал основные принципы миссионерства (С. 7 - 8). Среди последних выделим, повторив его здесь, тот принцип, обоснование которого уже на фактическом материале читатель встретит в разделе I и который представляется весьма актуальным в связи с современными дискуссиями о соотношении церковнославянского и русского языка в жизни Церкви: «Проповедь должна вестись на родном языке, как это было во время Пятидесятницы, когда каждый слышал слова апостола Петра, звучавшие на его родном языке» (С. 7).
Во введении очень не хватает историографического обзора, хотя бы не глубокого, а дидактического, кратко-назывного[i]. Имеются библиографические списки после каждой главы (это еще раз позволяет характеризовать книгу скорее как учебник), но как раз идея разместить такие списки вслед за каждой из 31 главы книги не лучшая (литература в этих списках зачастую повторяется). Хотя сами эти мини-библиографии свидетельствуют о большой укорененности автора в изучение проблемы по исследовательской литературе и опубликованным источникам (архивные документы в книге не используются), все-таки сведение их в единый список было бы более логичным.
Первый раздел книги представлен главами о важнейших этапах христианской миссии на Руси: никак не обойтись было без рассказа о миссионерских подвигах святых Кирилла и Мефодия, без рассказа о Крещении Руси и распространении Света Христова среди восточнославянских народов. В главе «Монгольский период» читатель встретится с учениками преподобного Сергия Радонежского, монахами — апостолами Русского Севера (Трифон Печенгский, Феодорит Кольский), с просветителем пермяков св. Стефаном Пермским. Кстати, отметим некоторое несоответствие названия главы с ее содержанием, которое в значительной своей части посвящено XVI в., в применении к коему вести речь о «монгольском периоде» совсем некорректно. Следующие главы скорее соответствуют этапам не церковной, а государственной истории России, что вполне логично: на новых русских территориях появлялись новые миссионеры. Большая часть глав этого раздела (с 6 по 17) посвящена эпохе расцвета русского православного миссионерства — XIX-му веку. Нельзя сказать, что перед нами первый опыт обобщения под одной обложкой исторических фактов об алтайской, камчатской, китайской, японской, корейской и других православных миссиях, действовавших в этот период[ii], но этот опыт следует признать весьма удачным. То, что и студент, и вообще любой желающий, чувствующий пробелы в своих познаниях о деятельности таких великих православных миссионеров, как преподобный Макарий (Глухарёв), святители Иннокентий (Вениаминов), Макарий (Невский), Нестор (Анисимов) и др., получит из этих глав необходимые, порой исчерпывающие сведения, достаточно очевидно.
Второй раздел книги посвящен периоду конца XIX — начала XX в. Великие реформы Александра II провалились в части попыток улучшить «быт» (материальное положение) приходского духовенства. Однако в ходе этих реформ была заложена законодательная база и был дан толчок повсеместной организации церковных братств. Тогда же создается Всероссийское миссионерское общество, комитеты которого постепенно возникали почти во всех епархиях. Всё это было сделано очень вовремя: те же великие реформы вызвали невиданные прежде волны секуляризации общества и общественного сознания. Деятельность миссионеров конца XIX — начала XX вв. стала ответом на сопутствовавшие этим процессам вызовы. Может быть, ответом и недостаточно сильным, но вполне заметным в общеисторическом ракурсе, — заметным для того, что объективный исследователь прошлого России не обошел его, как обходили его многие десятилетия отечественные историки. В связи с историей миссионерства в эту переходную эпоху проглядывается целый ряд интереснейших тем, отраженных и в главах II-го раздела книги А.Б. Ефимова: церковные братства и их миссионерские задачи, миссионерское служение монастырей, деятельность Православного Миссионерского общества, институционализация и управление миссией (миссионерские съезды, соответствующие мероприятия Св. Синода) и др. Несколько спорно включение в этот раздел главы о социальной деятельности преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны: при всей высоте ее служения Церкви и людям его едва ли можно считать миссией в традиционном понимании.
Впрочем, как раз термин «миссия» в рецензируемой книге не получил четкого определения, несмотря на то, что, как выше говорилось, во введении сформулированы принципы православного миссионерства, этапы истории христианской миссии в России. С тем, что миссия — это продолжение апостольского служения, что каждый христианин в своей жизни должен быть миссионером и т.п. — спорить бессмысленно и не нужно. Однако в конкретно-историческом смысле «миссия» имеет вполне определенное значение: распространение христианского вероучения среди представителей других вер, среди неверующих или язычников; укрепление в вере формально верующих, подвергшихся секуляризации, отпадающих от веры. Эти процессы, как правило институционализированы: для внешней миссии России XIX — начала XX в. такой институционализацией служит создание административного центра миссии (миссионерского монастыря, подворья, архиерейской кафедры) и подчиненных ему, например, миссионерских станов; для внутренней — должности епархиальных, уездных, окружных миссионеров. Под такое, вполне традиционное, понимание миссии служение великой княгини Елизаветы не подпадает. Говоря об этом нарушении логики исследования во втором разделе, отметим, что собственно о крупнейших миссионерах рубежа веков сказано совсем мало. В качестве примера можно привести фигуру священномученика Иоанна Восторгова — одного из крупнейших миссионеров в истории Русской Церкви. Хотя его имя несколько раз упоминается автором, а его высказывание вынесено в эпиграф и на обложку книги, но всё же его роль в истории русской миссии должным образом не показана.
Кроме того, именно в связи с пониманием термина «миссия» следует сказать о разделе III книги А.Б. Ефимова. Содержание этого раздела выбивается из тематики книги. Конечно, хорошо бы разглядеть в истории Русской Церкви советского периода миссию (в том понимании, о котором мы писали чуть выше), но ее не было. А вот «свидетельство» было, еще какое: подкрепленное подвигом десятков тысяч новомучеников, исповедников и подвижников веры. Поэтому название главы «Православное свидетельство в советский период» (29-й) совершенно верное, но само ее наличие представляется совершенно излишним в книге: ведь даже всё самое важное автор на девяти страницах сказать не смог, а таким малым объемом этой главы в то же время он как будто недооценил, умалил трагическое величие истории Русской Церкви XX в. (по крайней мере, такое впечатление легко создастся у человека, еще мало компетентного в церковно-исторических вопросах, того же студента). В том же смысле можно отозваться о других главах этого параграфа, посвященных религиозным деятелям русской эмиграции — выдающимся богословам, пастырям (протоиереям С. Булгакову, Г. Флоровскому, протопресвитерам А. Шмеману и И. Мейендорфу), но точно ли миссионерам?.. Безусловно, здесь можно спорить, однако у нас есть, как мне кажется, своего рода идеал пастыря-миссионера новейшего периода церковной истории — это уже выше упомянутый священномученик Иоанн Восторгов, который объездил всю Российскую империю, побывав в самых глухих уголках страны, всюду проповедуя и благовествуя!
Если мы, подытоживая разговор о книге А.Б. Ефимова, заговорим о перспективах изучения истории миссионерства, мы должны как раз констатировать необходимость сосредоточиться на том периоде, который связан с именем вновь упомянутого мною св. протоиерея Иоанна, а в книге отражен в разделе II. Эта эпоха в истории миссии изучена недостаточно. Автор «Очерков по истории миссионерства...» даже в кратких главах своей книги сумел показать, сколько ценной, новой информации о миссии того времени можно извлечь даже из печатных источников (опубликованных отчетов, уставов, программ). Что уж говорить об архивных, и главным образом о «церковных» фондах в Российском государственном историческом архиве в г. Санкт-Петербурге... Будем, однако, надеяться, что тема отечественной миссии, в том числе благодаря труду А.Б. Ефимова, привлечет к себе новых исследователей, а результаты их трудов будут использованы современными миссионерами Русской Церкви в деле распространения и утверждения христианского вероучения, то есть получат практический смысл.
Говоря о высоком уровне, на котором выполнена книга, я имею в виду, прежде всего, не исследовательскую глубину, которую в курсе лекций чаще всего не стоит искать, а «обкатанность», апробированность ее текста. За исключением раздела III, о котором скажем особо, — перед нами текст стройный, логичный, по-настоящему профессорский.
В кратком введении автор выделил 10 этапов в истории русской православной миссии (С. 19 - 21), сформулировал основные принципы миссионерства (С. 7 - 8). Среди последних выделим, повторив его здесь, тот принцип, обоснование которого уже на фактическом материале читатель встретит в разделе I и который представляется весьма актуальным в связи с современными дискуссиями о соотношении церковнославянского и русского языка в жизни Церкви: «Проповедь должна вестись на родном языке, как это было во время Пятидесятницы, когда каждый слышал слова апостола Петра, звучавшие на его родном языке» (С. 7).
Во введении очень не хватает историографического обзора, хотя бы не глубокого, а дидактического, кратко-назывного[i]. Имеются библиографические списки после каждой главы (это еще раз позволяет характеризовать книгу скорее как учебник), но как раз идея разместить такие списки вслед за каждой из 31 главы книги не лучшая (литература в этих списках зачастую повторяется). Хотя сами эти мини-библиографии свидетельствуют о большой укорененности автора в изучение проблемы по исследовательской литературе и опубликованным источникам (архивные документы в книге не используются), все-таки сведение их в единый список было бы более логичным.
Первый раздел книги представлен главами о важнейших этапах христианской миссии на Руси: никак не обойтись было без рассказа о миссионерских подвигах святых Кирилла и Мефодия, без рассказа о Крещении Руси и распространении Света Христова среди восточнославянских народов. В главе «Монгольский период» читатель встретится с учениками преподобного Сергия Радонежского, монахами — апостолами Русского Севера (Трифон Печенгский, Феодорит Кольский), с просветителем пермяков св. Стефаном Пермским. Кстати, отметим некоторое несоответствие названия главы с ее содержанием, которое в значительной своей части посвящено XVI в., в применении к коему вести речь о «монгольском периоде» совсем некорректно. Следующие главы скорее соответствуют этапам не церковной, а государственной истории России, что вполне логично: на новых русских территориях появлялись новые миссионеры. Большая часть глав этого раздела (с 6 по 17) посвящена эпохе расцвета русского православного миссионерства — XIX-му веку. Нельзя сказать, что перед нами первый опыт обобщения под одной обложкой исторических фактов об алтайской, камчатской, китайской, японской, корейской и других православных миссиях, действовавших в этот период[ii], но этот опыт следует признать весьма удачным. То, что и студент, и вообще любой желающий, чувствующий пробелы в своих познаниях о деятельности таких великих православных миссионеров, как преподобный Макарий (Глухарёв), святители Иннокентий (Вениаминов), Макарий (Невский), Нестор (Анисимов) и др., получит из этих глав необходимые, порой исчерпывающие сведения, достаточно очевидно.
Второй раздел книги посвящен периоду конца XIX — начала XX в. Великие реформы Александра II провалились в части попыток улучшить «быт» (материальное положение) приходского духовенства. Однако в ходе этих реформ была заложена законодательная база и был дан толчок повсеместной организации церковных братств. Тогда же создается Всероссийское миссионерское общество, комитеты которого постепенно возникали почти во всех епархиях. Всё это было сделано очень вовремя: те же великие реформы вызвали невиданные прежде волны секуляризации общества и общественного сознания. Деятельность миссионеров конца XIX — начала XX вв. стала ответом на сопутствовавшие этим процессам вызовы. Может быть, ответом и недостаточно сильным, но вполне заметным в общеисторическом ракурсе, — заметным для того, что объективный исследователь прошлого России не обошел его, как обходили его многие десятилетия отечественные историки. В связи с историей миссионерства в эту переходную эпоху проглядывается целый ряд интереснейших тем, отраженных и в главах II-го раздела книги А.Б. Ефимова: церковные братства и их миссионерские задачи, миссионерское служение монастырей, деятельность Православного Миссионерского общества, институционализация и управление миссией (миссионерские съезды, соответствующие мероприятия Св. Синода) и др. Несколько спорно включение в этот раздел главы о социальной деятельности преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны: при всей высоте ее служения Церкви и людям его едва ли можно считать миссией в традиционном понимании.
Впрочем, как раз термин «миссия» в рецензируемой книге не получил четкого определения, несмотря на то, что, как выше говорилось, во введении сформулированы принципы православного миссионерства, этапы истории христианской миссии в России. С тем, что миссия — это продолжение апостольского служения, что каждый христианин в своей жизни должен быть миссионером и т.п. — спорить бессмысленно и не нужно. Однако в конкретно-историческом смысле «миссия» имеет вполне определенное значение: распространение христианского вероучения среди представителей других вер, среди неверующих или язычников; укрепление в вере формально верующих, подвергшихся секуляризации, отпадающих от веры. Эти процессы, как правило институционализированы: для внешней миссии России XIX — начала XX в. такой институционализацией служит создание административного центра миссии (миссионерского монастыря, подворья, архиерейской кафедры) и подчиненных ему, например, миссионерских станов; для внутренней — должности епархиальных, уездных, окружных миссионеров. Под такое, вполне традиционное, понимание миссии служение великой княгини Елизаветы не подпадает. Говоря об этом нарушении логики исследования во втором разделе, отметим, что собственно о крупнейших миссионерах рубежа веков сказано совсем мало. В качестве примера можно привести фигуру священномученика Иоанна Восторгова — одного из крупнейших миссионеров в истории Русской Церкви. Хотя его имя несколько раз упоминается автором, а его высказывание вынесено в эпиграф и на обложку книги, но всё же его роль в истории русской миссии должным образом не показана.
Кроме того, именно в связи с пониманием термина «миссия» следует сказать о разделе III книги А.Б. Ефимова. Содержание этого раздела выбивается из тематики книги. Конечно, хорошо бы разглядеть в истории Русской Церкви советского периода миссию (в том понимании, о котором мы писали чуть выше), но ее не было. А вот «свидетельство» было, еще какое: подкрепленное подвигом десятков тысяч новомучеников, исповедников и подвижников веры. Поэтому название главы «Православное свидетельство в советский период» (29-й) совершенно верное, но само ее наличие представляется совершенно излишним в книге: ведь даже всё самое важное автор на девяти страницах сказать не смог, а таким малым объемом этой главы в то же время он как будто недооценил, умалил трагическое величие истории Русской Церкви XX в. (по крайней мере, такое впечатление легко создастся у человека, еще мало компетентного в церковно-исторических вопросах, того же студента). В том же смысле можно отозваться о других главах этого параграфа, посвященных религиозным деятелям русской эмиграции — выдающимся богословам, пастырям (протоиереям С. Булгакову, Г. Флоровскому, протопресвитерам А. Шмеману и И. Мейендорфу), но точно ли миссионерам?.. Безусловно, здесь можно спорить, однако у нас есть, как мне кажется, своего рода идеал пастыря-миссионера новейшего периода церковной истории — это уже выше упомянутый священномученик Иоанн Восторгов, который объездил всю Российскую империю, побывав в самых глухих уголках страны, всюду проповедуя и благовествуя!
Если мы, подытоживая разговор о книге А.Б. Ефимова, заговорим о перспективах изучения истории миссионерства, мы должны как раз констатировать необходимость сосредоточиться на том периоде, который связан с именем вновь упомянутого мною св. протоиерея Иоанна, а в книге отражен в разделе II. Эта эпоха в истории миссии изучена недостаточно. Автор «Очерков по истории миссионерства...» даже в кратких главах своей книги сумел показать, сколько ценной, новой информации о миссии того времени можно извлечь даже из печатных источников (опубликованных отчетов, уставов, программ). Что уж говорить об архивных, и главным образом о «церковных» фондах в Российском государственном историческом архиве в г. Санкт-Петербурге... Будем, однако, надеяться, что тема отечественной миссии, в том числе благодаря труду А.Б. Ефимова, привлечет к себе новых исследователей, а результаты их трудов будут использованы современными миссионерами Русской Церкви в деле распространения и утверждения христианского вероучения, то есть получат практический смысл.
[i] На
моем столе две книги по отдельным вопросам истории русского миссионерства,
вышедшие в текущем десятилетии: Филяновский
И., свящ. Держись мира и сотвори любовь. Очерки из истории русского
православного миссионерства XIX — XX веков. М., 2002; Лебедев Л., прот. «Колумбы Росские». Апостольство Русской
Православной Церкви в Америке (XVIII — XIX вв.). М., 2003. Обе, как и многие
другие появившиеся в последние годы брошюры и книги по истории православной
миссии, не дотягивают до уровня серьезных научно-исторических работ (зато
выпущены были громадными по современным меркам тиражами — соответственно 5 и 10
тыс. экз.). Слишком многие промахи и недоработки предшественников придется
проанализировать, «переварить» тому, кто поставит своей задачей написать
историографический обзор по истории миссии. Поэтому, возможно, автор рецензируемой
работы и не захотел углубляться в эти дебри. Впрочем, кому-то еще предстоит эту
работу проделать.
[ii] Достаточно вспомнить раздел о миссионерском служении Русской Церкви в книге: Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700 — 1917. М., 2003.
[ii] Достаточно вспомнить раздел о миссионерском служении Русской Церкви в книге: Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700 — 1917. М., 2003.
Комментарии ():
Написать комментарий: